как узнать если у организации обособленное подразделение

Как определить есть ли у вас обособленное подразделение, которое требует регистрации

Ю. В. Капанина
автор статьи, изд. Главная книга

Условия возникновения обособленного подразделения

Для возникновения ОП обязательно наличие следующих условий:

Итак, ОП возникнет в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдены.

С теорией разобрались, посмотрим, как ее применить в жизненных ситуациях.

Когда ОП точно не будет

Если какой-либо из вышеперечисленных признаков отсутствует, то ОП создавать не требуется. Например:

ОП следует признать

А есть ли ОП?

На практике встречаются и спорные ситуации.

Выполнение работ на стройплощадке заказчика

Достаточно часто возникают споры о создании ОП в случае направления работников в длительные (на срок более 1 месяца) командировки. Особенно это актуально для компаний, выполняющих строительные работы. Ведь в месте работ они могут устанавливать бытовки, использовать собственную технику или оборудование. При этом все это происходит на чужой территории (не контролируемой работодателем).

Споры о том, образуется ли в этом случае ОП, приходится решать в суде. Суд может занять сторону налоговиков, если сочтет, что создание стационарных рабочих мест инспекторами было доказано. Например, это удалось налоговикам из Северо-

Если же инспекторы не докажут создание рабочих мест, суд встанет на сторону компании. Так, ФАС ЦО учел, что работники подрядчика во время нахождения на территории заказчика контролировались не подрядчиком, а заказчиком. И то, что работники подрядчика длительное время находились на стройплощадке заказчика, не подтверждает создание ОП.

Надомники

Почему важно не пропустить момент признания ОП

Теперь вы знаете, есть ли у вашей компании ОП или нет. И задача бухгалтера – сообщить о создании ОП в ИФНС, ФСС и ПФР, потому что организация, имеющая ОП, по месту нахождения этого ОП обязана:

Примечание. Прочитать о том, как и в какие сроки нужно сообщить об ОП в ИФНС, а также об ответственности за непостановку на учет, можно: ГК, 2014, N 17, с. 32.

Подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ.

Пп. 2, 3 ст. 54 ГК РФ.

Письма Минфина от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15, от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.

Письмо УФНС по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055; Решение АС Свердловской области от 31.10.2013 N А60-30533/2013.

Письмо ФНС от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@.

Письмо Минфина от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250.

Письма Минфина от 12.05.2014 N 03-11-06/2/22075, от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305.

Письмо Минфина от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634.

Письма Минфина от 26.03.2014 N 03-02-07/1/13157, от 01.12.2014 N 03-04-06/61300.

Письмо Минфина от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238.

Письмо УФНС по г. Москве от 28.08.2012 N 16-15/080199@.

Письма ФНС от 08.05.2015 N СА-4-14/7920@; Минфина от 24.09.2013 N 03-04-06/39626.

Письмо Минфина от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20.

Постановления ФАС СКО от 08.08.2012 N А32-4519/2011; 15 ААС от 20.06.2013 N А32-4519/2011.

Постановления ФАС ЦО от 11.06.2014 N А64-5181/2013; 19 ААС от 04.02.2014 N А64-5181/2013.

Письма Минфина от 23.05.2013 N 03-02-07/1/18299, от 18.03.2013 N 03-02-07/1/8192.

П. 2 ст. 288, абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ.

Письма Минфина от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35, от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17; ФНС от 30.05.2012 N ЕД-4-3/8816@.

Ч. 11, 12 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 6, п. 1 ст. 24 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Письмо ФСС от 05.05.2010 N 02-03-09/08-894п.

Ч. 11 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

П. 1 ст. 363, п. 5 ст. 83 НК РФ; п. 24.3 Правил, утв. Приказом МВД от 24.11.2008 N 1001.

Письмо Минфина от 20.11.2013 N 03-05-05-04/49748.

Абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ.

П. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 23.07.2007 N 470; п. 21 Регламента, утв. Приказом Минфина от 29.06.2012 N 94н.

П. 9 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС от 15.05.2014 N СА-4-14/9323.

Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», N 12, 2015.
Источник: система КонсультантПлюс, ИБ «Бухгалтерская пресса и книги».
Вам доступно более 490 профессиональных изданий в КонсультантПлюс.

Источник

Обособленные подразделения: когда налоговики могут утверждать, что они есть

как узнать если у организации обособленное подразделение. a22f78707995e0efe4f1e0dd34f24fbe compressed v1. как узнать если у организации обособленное подразделение фото. как узнать если у организации обособленное подразделение-a22f78707995e0efe4f1e0dd34f24fbe compressed v1. картинка как узнать если у организации обособленное подразделение. картинка a22f78707995e0efe4f1e0dd34f24fbe compressed v1.

Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляют уплату в бюджет налога на прибыль с учетом особенностей, изложенных в ст. 288 НК РФ. Так, в силу п. 1 указанной нормы налог, зачисляемый в федеральный бюджет, подлежит уплате по месту нахождения организации (без распределения по обособленным подразделениям). А вот налог, подлежащий уплате в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачивается по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).

В каких ситуациях можно говорить о наличии у организаций обособленных подразделений (ОП).

Понятие обособленного подразделения

– представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

– филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п. 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми.

Признаки обособленного подразделения

1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;

2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03‑02‑07/1/47702).

Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков.

При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Оборудование рабочих мест

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см., например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03‑02‑07/1/23401).

А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03‑02‑07/1/3617, от 26.03.2014 № 03‑02‑07/1/13157, от 17.07.2013 № 03‑02‑07/1/27861).

В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

Территориальная обособленность

То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03‑02‑07/2-73).

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969, от 25.10.2016 № 03‑02‑07/1/61934, от 17.06.2016 № 03‑02‑07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03‑02‑07/1/51191).

Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443‑ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03‑02‑07/1/26374).

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.

Источник

Обособленные подразделения

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *