как узнать есть ли патент на идею
1. Где самостоятельно провести патентный поиск в Интернете?
Отечественные изобретения и полезные модели
На сайте ФИПС в разделе «Все сервисы» предоставляется бесплатный доступ к следующим источникам информации:
БД рефератов российских патентных документов на русском и английском языках с 1994 г. по н.в.
БД перспективных изобретений
БД рефератов полезных моделей
В этих базах данных можно провести поиск охранных документов РФ по различным реквизитам (ключевым словам темы, индексу МПК, автору, номеру документа и др.). Доступ к БД осуществляется в разделе «Информационно-поисковая система».
Открытые реестры изобретений и полезных моделей
На сайте ФИПС в разделе «Все сервисы» предоставляется платный доступ к следующим источникам информации:
БД полные описаний патентов и заявок на изобретения РФ с 1994 г. по н.в.
БД полных описаний авторских свидетельств и патентов на изобретения СССР / РФ с 1924 по 1993 гг.
БД полных описаний к полезным моделям РФ с 1994 г. по н.в.
Условия доступа к этим БД в разделе «Информационные ресурсы» → «Услуги» → Доступ через INTERNET к базам данных.
Зарубежные изобретения и полезные модели
Поиск зарубежных патентных документов можно провести в поисковых системах с русскоязычным интерфейсом: ru.espacenet.com, patentscope, eapatis.com.
Ссылки к источникам информации о зарубежных патентных документах, размещенным в Интернете (поисковые системы, официальные бюллетени, информация о правовом статусе охранных документов, системы классификаций, действующее законодательство), Вы можете найти в Путеводителе по фондам ВПТБ и Интернет-ресурсам.
Адреса зарубежных патентных ведомств, организаций и БД в Интернете Вы можете найти на сайте ФИПС в разделе «Ссылки».
Поиск по патентам
Ищите документы по ключевым словам, номеру, названию, автору или владельцу. Например, можно посмотреть все патенты, в которых упоминаются системы охлаждения.
Чтобы найти документ в Патентах:
Результаты поиска откроются на той же странице.
Чтобы открыть документ, нажмите его название или регистрационный номер.
Фильтры расширенного поиска
Уточняйте запрос с помощью фильтров расширенного поиска на панели справа. Вы можете ограничить поиск по номеру документа, названию или дате публикации, посмотреть все патенты одного автора и т. д. При добавлении новых фильтров результаты поиска обновляются автоматически.
Статистика
Под панелью с фильтрами указано, сколько документов соответствует условиям поиска. Прокрутите список документов вниз, и вы увидите диаграмму, в которой найденные документы разбиты по годам. С ее помощью вы можете узнать, например, сколько патентов регистрировала организация или как менялся интерес к теме в разные годы.
Поиск по патентам
Ищите документы по ключевым словам, номеру, названию, автору или владельцу. Например, можно посмотреть все патенты, в которых упоминаются системы охлаждения.
Чтобы найти документ в Патентах:
Результаты поиска откроются на той же странице.
Чтобы открыть документ, нажмите его название или регистрационный номер.
Фильтры расширенного поиска
Уточняйте запрос с помощью фильтров расширенного поиска на панели справа. Вы можете ограничить поиск по номеру документа, названию или дате публикации, посмотреть все патенты одного автора и т. д. При добавлении новых фильтров результаты поиска обновляются автоматически.
Статистика
Под панелью с фильтрами указано, сколько документов соответствует условиям поиска. Прокрутите список документов вниз, и вы увидите диаграмму, в которой найденные документы разбиты по годам. С ее помощью вы можете узнать, например, сколько патентов регистрировала организация или как менялся интерес к теме в разные годы.
Как самостоятельно проверить, можно ли запатентовать свой продукт и провести патентный поиск
Думаю, вы хотя бы раз задумывались о том, чтобы получить патент на свою идею или изделие.
Возможно, даже наводили справки о том, как это лучше сделать, но поняв, что процедура сложная и дорогая, решили отложить ее до лучших времен.
И хорошо, если потом окажется, что проект был неудачным, и патентовать, в сущности, было нечего. Гораздо хуже, если продукт скопируют более сильные конкуренты и положат всю прибыль от его внедрения себе в карман.
В этой статье я расскажу о том, как можно самому прикинуть, есть ли какие-то перспективы для патентования, и имеет ли смысл платить деньги за полноценный патентный поиск.
Нужно заменить, что обладатель патента может потребовать от нарушителя своих прав уплаты компенсации в размере до 5 миллионов рублей, изъятия контрафактного изделия и запрета на его реализацию, а при определенных условиях добиться привлечения виновного к уголовной ответственности. То есть, патентование дает существенные преимущества на рынке.
Итак, для начала нужно понять, что можно и чего нельзя «запатентовать», в принципе. В России выдают патенты на изобретение, полезную модель и промышленный образец, который защищает только внешний вид изделия.
Поэтому если вы хотите закрепить за собою особенности изделия, связанные с его формой, цветом и иным внешним оформлением, иначе говоря «запатентовать дизайн», то ваш выбор – это промышленный образец, о получении патента на который я расскажу в другой статье.
Если же особенность вашего продукта заключается не в его внешнем виде, а в том, что он дает какой-то технический результат, то вам предстоит выбор между получением патента на полезную модель и изобретение.
Сразу перечислим то, что «запатентовать», в принципе, невозможно.
Во-первых, нельзя получить патент на открытие, то есть, на обнаруженную закономерность, существующую в материальном мире. Например, если бы закон всемирного тяготения был открыт сегодня, запатентовать его было бы невозможно.
Во-вторых, не патентуются научные теории и математические методы.
В-третьих, Роспатент откажет в выдаче патента на правило или метод игры. Забегая вперед, скажем, что, несмотря на это, запатентовать игровой автомат как устройство, дающее некий технический результат, вполне возможно.
В-четвертых, нельзя запатентовать правила и методы хозяйственной деятельности, к чему так стремятся многие предприниматели.
Иначе говоря, если вы придумали новый бизнес-процесс, основанную на новых принципах социальную сеть, купонный сайт, работающий по не известным ранее правилам, то сделать так, чтобы никто больше не смог повторить вашу идею, не получится.
Однако можно получить патент на систему, состоящую из материальных объектов (например, вычислительных блоков) и реализующую нужную вам функциональность. И тогда тот, кто захочет ее использовать, столкнется с большими трудностями.
Полезная модель – это устройство, которое является новым (то есть, ранее неизвестным из открытых источников), и промышленно применимым (то есть, которое можно использовать в хозяйственной деятельности).
Изобретение – это или продукт (то есть, опять же устройство, а также вещество, штамм микроорганизма и т.д.), или способ, то есть, действия над материальными объектами, совершаемые материальными средствами, которые являются новыми, промышленно применимыми и имеют изобретательский уровень.
Отсюда понятно, что полезную модель зарегистрировать легче, потому что изобретательский уровень для нее не нужен. Достаточно, чтобы была новизна и промышленная применимость.
Но у полезной модели есть и ограничения, потому что ею может быть только устройство. То есть, ни вещество, ни способ в качестве полезной модели запатентовать нельзя.
Теперь предположим, что устройство — это как раз то, что нам нужно. Осталось только проверить, обладает ли оно промышленной применимостью и новизной, и идти подавать заявку.
С первым условием обычно все обстоит просто. Если мы изобрели не вечный двигатель, и смогли обосновать в заявке, как с помощью полезной модели достигается технический результат, то проблем быть не должно.
В скобках заметим, что попытки запатентовать вечный двигатель не прекращаются до сих пор. Например, один из «изобретателей» заявил несколько лет назад в палате по патентным спорам, что второй закон термодинамики ему известен, но на его двигатель он не распространяется.
Если же технический результат, противоречит современным научным данным или законам природы или отсутствует причинно-следственная связь между ним и признаками полезной модели, то в выдаче патента будет отказано.
Что касается новизны, то для того, чтобы ее установить, как раз и проводится патентный поиск, который должен показать, придумали ли мы что-то новое или изобрели велосипед.
Он проводится, на основании уровня техники существующего в мире на момент подачи заявки. Поэтому полезная модель должна быть новой не только для России, но и для всего мира, что значительно осложняет поиск. Правда, не только для нас, но и для экспертов Роспатента, т.к. они берут информацию из тех же источников.
Итак, чтобы проверить нашу полезную модель на новизну, мы будем искать техническое решение (то есть не обязательно только полезную модель), которое дает такой же технический результат и имеет те же существенные признаки, что и наше устройство.
Поясним на примере. Предположим, что нас осенила блестящая бизнес-идея. Мы решили начать производство и продажу джинсов и паковать их парами: женские и мужские вместе.
Пакуем так: сначала сворачиваем в рулон, потом, натягиваем сверху полиэтиленовый чехол, чтобы они не раскручивались при перевозке и хранении, и наносим на упаковку изображения. Из-за формы упаковки мы назовем эту новинку «Джинсовый ролл». Чтобы стимулировать сбыт будем устраивать конкурс на лучшую пару, сфотографировавшуюся в наших джинсах.
Что из всего этого можно «запатентовать»?
Упаковку с картинками при определенных условиях можно зарегистрировать как промышленный образец. Название «Джинсовый ролл» как товарный знак. На конкурс и его условия получить патент не сможем потому, что это правило игры. Идею, заключающуюся в том, чтобы продавать вместе женские и мужские джинсы тоже не запатентуем, потому что это метод хозяйственной деятельности.
В итоге мы можем попробовать получить патент на полезную модель «Упаковка для джинсов», а именно свернутые в рулон двое джинсов с натянутым сверху полиэтиленовым чехлом для фиксации рулона. Как мы уже знаем, в описании нам нужно показать, какой технический результат дает полезная модель. Очевидно, что в данном случае сворачивание в рулон делает упаковку более компактной. Такой результат, как оригинальность, запоминаемость и т.д. не является техническим и в расчет не берется.
Какие признаки из этого описания являются существенными и будут участвовать в патентном поиске?
Для достижения компактности не имеет значения, что именно сворачивается в рулон – джинсы или любое другое гибкое изделие и сколько их там находится внутри. Также не имеет значения, как мы фиксируем изделие в свернутом состоянии: надев на него чехол или другим способом. Правда, мы можем написать, что наша упаковка не только делает изделие компактным, но и сохраняет его от повреждений, и тогда наличие полиэтиленового чехла станет существенным признаком. Однако любая упаковка служит этим целям и маловероятно, что мы первые это придумали.
Итак, чтобы подтвердить новизну нашей полезной модели, мы ищем гибкое изделие, обеспечивающее за счет сворачивания в рулон большую компактность по сравнению с аналогами. Если найдем такое, то о патентовании можно забыть.
Роспатент предписывает проводить поиск, начиная с 1920 года по:
— его бюллетеням и изданиям патентного ведомства СССР;
— описаниям к евразийским патентам;
— российским заявкам на выдачу патента на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также евразийские заявки;
— патентной документации США, Великобритании, Германии, Франции, Японии Швейцарии Австрии, Австралии и Канады, Европейского патентного ведомства, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Африканской организации интеллектуальной собственности и Африканской региональной организации промышленной собственности;
— любым другим общедоступным документам.
Звучит устрашающе, но ведь мы с вами не собираемся делать профессиональный поиск по всем источникам. Мы просто поищем по наиболее актуальным онлайн базам и если ничего в них не найдем, значит, шансы на патентование есть, и тогда уже будем решать, стоит ли обращаться к профессионалам.
Поисковая система Роспатента. Единственная из всех платная. Один запрос 60 рублей. Можно оплатить картой. Поиск проводится по российской патентной документации.
А если мы будем патентовать изобретение, то его нужно будет проверить еще и на наличие изобретательского уровня. То есть, если сумма его признаков, влияющих на технический результат, будет неизвестна из общедоступных источников, нужно выяснить, не следует ли наше изобретение очевидным образом из уровня техники.
Например, Роспатент пишет в своих рекомендациях, что если мы заявим в качестве изобретения охранную систему для музея, состоящую из датчиков, срабатывающих при прикосновении к картинам, камер, работающих в инфракрасном диапазоне, и автоматически наводимых на картины при срабатывании датчика, и присоединенных к ним записывающих устройств, и на наше счастье системы, включающей в себя все эти элементы, найдено не будет, то это изобретение будет признано новым.
У Роспатента есть еще одна интересная особенность. Он практически полностью игнорирует информацию из интернета, если она исходит не из официальных источников.
То есть, если какое-то изделие широко известно на рынке, и его описание имеется в открытом доступе, эксперт не будет принимать это во внимание, потому что не знает, до или после подачи заявки была опубликована эта информация.
Логика в этом есть. Действительно, довольно легко, обнаружив заявку на изобретение, разместить статью с его описанием на любом ресурсе, договорившись с вебмастером, чтобы он поставил нужную дату публикации, и написать в Роспатент заявление о том, что оно было известно задолго до подачи заявки.
Правда, существует кэш поисковых систем, по которому можно определить, когда впервые была опубликована статья, но Роспатент пока не готов принимать его в качестве достоверного источника информации, ну а мы можем использовать это в своих целях, если потребуется запатентовать что-то такое, что уже давно известно.
И здесь мы переходим к вопросу о том, что именно и в каких случаях нужно «патентовать». Ведь, как будет понятно из дальнейшего, получить патент во многих случаях вполне реально.
Имея некоторые знания и опыт всегда можно добавить к известному методу или устройству дополнительные признаки или даже взять существующие и «обнаружить», что они дают новый технический результат. Благодаря этому ежегодно в России регистрируются тысячи изобретений, которые являются таковыми только формально, но абсолютно бесполезны на практике из-за их экономической или технической неэффективности.
А для разработчика, стартапера или владельца бизнеса проблема может возникнут в том случае, если под полученный им патент не будут подпадать разработки конкурентов. То есть, их изделия не будут содержать в себе все признаки запатентованной полезной модели или изобретения.
Если статья понравится, в следующий раз попробую привести примеры патентного поиска по конкретным объектам патентования.
P.S. Сразу соглашусь с коллегами, что в статье употребляется неточная терминология, написана она примитивным языком, и вообще патентный поиск делается не так, другим способом т.д.
В оправдание напишу, что точностью пришлось пожертвовать ради ясности. Надеюсь, что эта статья пригодится в качестве вводной информации тем, кто хочет разобраться в теме.
Зачем нужен патентный поиск перед патентованием
Вопросы, которые волнуют изобретателей в части патентного поиска, касаются двух моментов: во-первых, когда начинать патентный поиск – в начале или после того, как прояснилась формула изобретения; во-вторых, самостоятельно или с привлечением специалистов.
Начнем с первого вопроса о патентах, поскольку, если мы разберемся в нем, проще будет ответить на второй. Четких рекомендаций на этот счет нет, тем не менее опытные изобретатели советуют начинать поиск сразу, как только в голову пришла хорошая мысль. Причем сделать это можно самостоятельно, а для более углубленного поиска на заключительном этапе разумно привлечь экспертов по поиску.
Такой подход позволяет определить, есть ли смысл продолжать проект. С другой стороны, при нулевом опыте все-таки разумно обратится к профессионалам сразу. На расширенный поиск патентов эксперт затратит значительно меньше времени и сэкономит ваши средства, даже если сделает вывод, что проект тупиковый. Особенно актуально это тогда, когда изобретение требует не только поиска, но и дорогостоящих лабораторных или научных исследований.
«Самостоятельный поиск патентов в бесплатных базах данных является отличным источником вдохновения и расширения кругозора, – комментирует проблему Ирина Резникова, руководитель Управления правовой защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Гардиум». – Впрочем, можно согласиться и с теми изобретателями и разработчиками, которые приступают к поиску после того, как формула изобретения получила видимые очертания. Как правило, к этому времени у них «возникло чувство, что пришло время патентовать».
Изобретатель, начавший самостоятельный патентный поиск, пытается найти ответы на кажущиеся ему простыми вопросы:
Однако в реальности все значительно сложнее.
Почему самостоятельный патентный поиск является сложным делом
Для примера возьмем случай из реальной практики. Инженер Илья К. придумал и даже изготовил L-образную насадку к электрической мясорубке, позволяющую выдавливать из теста лапшу. Он предпочел опираться на свои силы главным образом потому, что решил сэкономить деньги на поиске патентов. Однако, когда была сделана значительная часть работы и потрачены серьезные деньги, инженеру было отказано в патенте. Оказывается, что прибор с точно таким же механизмом был запатентован в США еще в 1980 году. Таким образом, если бы изобретатель К. изначально знал об этом патенте, то он, по его же словам, применил бы другой принцип, не отказываясь от идеи в целом.
Приведем разбор ошибки поиска из описанного выше примера:
Дело в том, что во время самостоятельного поиска инженер получал описания патентов, имеющих отношение к мясорубкам, к раскатке теста для пицц, а также резке листового металла в полоски для последующей сварки. Совсем не те патенты, что ему были необходимы. Изобретатель оказался перегружен ненужными сведениями из-за неточных ключевых слов и пришел к выводу, что он является первооткрывателем.
Что надо знать, приступая к патентному поиску
От ошибки, описанной выше, не застрахован никто. Так, в одном из самых известных патентных споров интернет-гигант Amazon и книжный онлайн-магазин Barnes & Noble конфликтовали по поводу повторной покупки в один клик, при которой не надо заново вводить номер карты и пин-код. Суд потребовал от Barnes & Noble отказаться от упрощенной процедуры, причем во время праздничного бума в честь рождества. Однако тщательный поиск патентов по ключевым словам, осуществленный привлеченными экспертами, позволил найти более ранний, чем у Amazon, патент Digicash, в котором тоже описывается приобретение товара в один клик. Все это позволило вывести покупку «в один клик» в общепринятую практику.
Почему же Barnes & Noble с первого раза не нашел Digicash? Его ошибка, как и в случае с инженером К., заключалась в отсутствии системного подхода к целям поиска среди опубликованных патентов. Таким образом, прежде чем, приступать к самостоятельному патентному поиску, рекомендуется сформировать понимание следующих аспектов:
Если в результате придется выйти на поиск и исследование смежных областей, стоит задуматься над следующим:
Самостоятельный патентный поиск важно вести не только по названию продукта и его описанию, но и с учетом терминов-синонимов.
Советы профессионалов поиска
Перечисленные выше возможные цели патентного поиска наглядно показывают, насколько широк и трудоемок этот процесс. Но без него не обойтись. Приводя спор между Amazon и Barnes & Noble, мы указали только один негативный момент: книжный магазин мог понести огромные убытки из-за запрета применения удобной процедуры. Между тем, самой большой угрозой является судебное преследование за посягательство на чужую интеллектуальную собственность. В этом случае штрафы способны разорить бизнес и изобретателя.
Чтобы избежать проблем из-за ошибочного патентного поиска, профессионалы могут дать немало ценных советов. Так, руководитель проектов патентного бюро «Гардиум» Екатерина Чилимова рекомендует:
Виды патентного поиска
Что же касается непосредственно видов самостоятельного патентного поиска, то он подразделяется на:
предметный поиск патентов
«Чаще всего проводится предметный поиск, когда определяется предмет, при этом выбираются рубрики патентной классификации – поясняет Екатерина Чилимова. – Такой строгий подход делает поиск наиболее эффективным по соотношению время/результат».
Если анализ коммерческой информации позволил определиться с фирмами или с изобретателями, работающими в этой области, начинается именной поиск патентов. В любом случае он является дополнением к предметному поиску. Что касается нумерационного поиска, то его название говорит за себя: номер патента уже известен, и изобретатель просто изучает этот патент, в том числе и на предмет схожести.
Далее логично вернуться к примеру с инженером К. Если бы он осуществил поиск патентов-аналогов, выданных в других странах, его изобретательский труд не был бы напрасным. Как правило, патенты-аналоги имеют описание на иностранных языках. В этом случае можно воспользоваться онлайн-переводчиками translate.yandex.ru или translate.google.ru.
Патентование.
Инструкция по применению
Что можно запатентовать?
Как защитить свою разработку?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей книге
В каких базах данных патентов лучше всего вести расширенный патентный поиск
Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч баз данных (БД) для патентного поиска, и к ним возможен доступ через интернет. Их создают и наполняют не только национальные правительственные органы, такие как Роспатент, но и частные предприятия. Поэтому крайне важно использовать только те БД, которые обеспечат действительно эффективный поиск патентов (по критерию время/результат).
Приведем список БД, которые могут быть полезными для самостоятельного поиска, т.к. составлены на основе патентов многих стран:
Вам может быть интересно:
Что надо знать о патентном поиске на портале ФИПС
Для того чтобы начать поиск патентов с использованием государственной базы данных на сайте ФИПС, следует ознакомиться с документом «Инструкция по работе с интернет-ресурсами ФИПС».
Сразу оговоримся, что доступ к поиску в наиболее полной и удобной БД ФИПС осуществляется на договорной основе за отдельную плату. В каждом конкретном случае проще и дешевле обратиться к специализированным организациям, например, к патентному бюро «Гардиум», которое уже имеет платный доступ к их патентам.
Изобретатели, самостоятельно осуществляющие патентный поиск, чаще используют ресурсы в свободном доступе.
Бесплатная работа в БД ФИПС осуществляется по ключевому слову – искомому термину, то есть выполняется предметный поиск патентов, а также по библиографическим сведениям. Для этого необходимо зарегистрироваться, войти и активизировать кнопку «Перейти к поиску». Интерфейс является интуитивно понятным, но могут возникнуть вопросы с терминами. Их разъяснение можно найти, осуществив поиск в Yandex или Google.
Что важно: пользователи, заключившие договор о доступе к БД ФИПС на платной основе, обеспечены поддержкой по электронной почте. Можно также воспользоваться системой подсказок. Если же появляется необходимость в консультации, то её можно получить по телефону
В платной версии работа начинается с выбора иерархических БД интернет-ресурса ФИПС.
патентные документы РФ (рус.);
патентные документы РФ (англ.);
международная патентная классификация;
российские товарные знаки;
международная классификация товаров и услуг;
российские промышленные образцы;
международная классификация промышленных образцов;
программы для ЭВМ, БД и ТИМС.
Почему все-таки лучше работать с профессионалами
Особо подчеркнем, что администрация любой патентной базы данных не несет ответственности за результаты поиска патентов, произведенного пользователями, даже если были затрачены значительные деньги за доступ к информации. Между тем, нарушение чужих прав интеллектуальной собственности влечет за собой штрафы и санкции, способные разорить бизнес и сделать банкротом изобретателя. То есть речь идет о слишком серьезном вопросе, чтобы надеяться на «авось».
К тому же изобретатели, если все-таки решили потратиться на решение этого вопроса, нередко ошибочно полагают, что все эксперты, взявшиеся за патентный поиск, сделают свое дело одинаково, поэтому выбирать нужно тех, кто возьмет меньше денег. Однако недобросовестность встречается не только у застройщиков, продавцов или врачей, но даже у юристов. Вот только ошибки при поиске и дальнейшей работе с патентами, как уже говорилось, стоят очень дорого.
Из всего вышесказанного можно сделать два вывода: во-первых, обращаться к профессионалам нужно обязательно, во-вторых, важно смотреть при этом на репутацию и проверенную историю успеха – например, ту, которая есть у патентного бюро «Гардиум».