как узнать есть ли патент на изделие
Как узнать есть ли патент на изделие
ФИПС публикует на сайте официальную информацию по всем объектам промышленной собственности РФ и предоставляет пользователям несколько отличных друг от друга по наполнению и составу полей информационных массивов:
Электронный каталог патентно-правовой и научно-технической литературы
Все источники выставлены в Интернете в бесплатный доступ для специалистов и всех желающих.
Ссылки на сайты патентных ведомств и международных организаций, БД зарубежных патентных ведомств, российские научно-технические и патентные БД, полезные ресурсы для специалистов в области патентного дела, интернет ресурсы в области авторского права и смежных прав.
Путеводитель включает информацию по 143 стране и 8 международным и региональным организациям, дополненную активными ссылками на Интернет-ресурсы:
Путеводитель предназначен для широкого круга специалистов в области интеллектуальной собственности и может быть использован как справочное пособие при проведении различных видов патентных исследований и при комплектовании региональных и отраслевых патентных фондов.
Инструктивно-методические пособия по проведению патентного поиска
Руководство по проведению информационного поиска химических соединений по заявкам на изобретения в поисковых системах PATENTSCOPE, PatSearch (массиве Дервент (DWPI)), STN
1. Где самостоятельно провести патентный поиск в Интернете?
Отечественные изобретения и полезные модели
На сайте ФИПС в разделе «Все сервисы» предоставляется бесплатный доступ к следующим источникам информации:
БД рефератов российских патентных документов на русском и английском языках с 1994 г. по н.в.
БД перспективных изобретений
БД рефератов полезных моделей
В этих базах данных можно провести поиск охранных документов РФ по различным реквизитам (ключевым словам темы, индексу МПК, автору, номеру документа и др.). Доступ к БД осуществляется в разделе «Информационно-поисковая система».
Открытые реестры изобретений и полезных моделей
На сайте ФИПС в разделе «Все сервисы» предоставляется платный доступ к следующим источникам информации:
БД полные описаний патентов и заявок на изобретения РФ с 1994 г. по н.в.
БД полных описаний авторских свидетельств и патентов на изобретения СССР / РФ с 1924 по 1993 гг.
БД полных описаний к полезным моделям РФ с 1994 г. по н.в.
Условия доступа к этим БД в разделе «Информационные ресурсы» → «Услуги» → Доступ через INTERNET к базам данных.
Зарубежные изобретения и полезные модели
Поиск зарубежных патентных документов можно провести в поисковых системах с русскоязычным интерфейсом: ru.espacenet.com, patentscope, eapatis.com.
Ссылки к источникам информации о зарубежных патентных документах, размещенным в Интернете (поисковые системы, официальные бюллетени, информация о правовом статусе охранных документов, системы классификаций, действующее законодательство), Вы можете найти в Путеводителе по фондам ВПТБ и Интернет-ресурсам.
Адреса зарубежных патентных ведомств, организаций и БД в Интернете Вы можете найти на сайте ФИПС в разделе «Ссылки».
Проверка товарного знака
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
Ежегодно в России подается больше 90 000 заявок на регистрацию товарных знаков. С первого раза без доработок проходят регистрацию только 5% из них. Остальные Роспатент отклоняет сразу или уведомляет о необходимости внести в них изменения. Уплаченная госпошлина, а это примерно 20 тыс. руб., не возвращается.
Дизайнеры и маркетологи под руководством юристов и патентных поверенных помогают клиентам, которые хотят зарегистрировать свой товарный знак, подготовить логотипы, названия, слоганы и другие элементы фирменного стиля так, чтобы Роспатент одобрил заявку.
Даже если мы видим, что похожий знак уже зарегистрирован на территории нашей страны, это еще не приговор. Вы сможете получить свое свидетельство о регистрации.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
«Нам и так жилось нормально»: зачем проверяют и регистрируют бренды
По закону товарные знаки регистрируют для индивидуализации товаров и услуг. Чтобы предприниматель был уверен: на рынке не появится товара с такой же этикеткой и слоганом, как у него. Если бренд зарегистрирован, можно вкладывать деньги в продвижение и быть уверенным: ваш бизнес под охраной, никто не скопирует название и айдентику, которую вы зарегистрировали.
На деле не всех предпринимателей интересует безопасность бренда. Многие не хотят тратить столько денег: госпошлина за регистрацию в районе 35 тыс. руб. Но без регистрации невозможно открыть франшизу или начать продавать продукцию в крупных торговых сетях типа «Ленты» или «Магнита».
Большинство начинающих предпринимателей задумываются о регистрации, когда узнают о штрафах до 5 млн. руб. То есть, если фирма использует название и не регистрирует его, кто угодно может зарегистрировать бренд на себя и потребовать компенсацию до пяти миллионов.
Сумму компенсации суд может снизить, но пользоваться названием запретят. Придется менять все вывески, входные группы, доменное имя сайта, название групп и страниц в соцсетях. В общем, полностью изменить имя вашего бренда. Даже если вы вложили в раскрутку много денег. Как правило, речь идет о сотнях тыс. руб. убытков.
Как переводчикам запретили пользоваться названием
Бюро переводов «Альба» работает в Нижнем Новгороде. Они зарегистрировали товарный знак «АЛЬБА» и оказывают услуги в своем городе. В Санкт-Петербурге Федор Кондратович открыл ООО «Альба Лонга». Товарный знак не зарегистрировал и тоже предлагал услуги перевода. Правда, в Питере.
У «Альба Лонга» был сайт: http://alba-longa.ru. Кондратович вкладывал средства в продвижение бренда. Но не учел, что название «АЛЬБА» уже зарегистрировано и использовать его он не может.
«АЛЬБА» подала в суд на «Альбу Лонгу» и Кондратовича с требованием выплатить 700 тыс. руб. компенсации и прекратить использовать зарегистрированное название в отношении услуг по переводу. В выплате суд отказал, но название компании и сайта пришлось изменить. «Альба Лонга» полностью меняла фирменный стиль и потеряла бренд, который хорошо знали клиенты.
Если бы компания «Альба Лонга» обратилась к специалистам для проверки товарного знака, им бы заранее сказали, что работать под этим названием не получится – нужно менять его полностью или частично. Суда удалось бы избежать.
Перед началом работы товарный знак нужно проверить
У предпринимателей, которые только открывают бизнес, часто нет денег на регистрацию товарного знака. Это не значит, что нужно выбирать любое понравившееся название и надеяться, что никто не предъявит иск. Перед началом работы стоит проверить товарный знак, это бесплатно.
Названия брендов регистрируются в определенных классах МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). То есть, если две разные фирмы не являются прямыми конкурентами, они могут выбрать для себя одинаковое название. Например, компания по производству штор и цветочный магазин могут работать под брендом «Наташа» и претензий не будет.
Но если два производителя штор, даже из разных городов, выбирают название «Наташа» — будут проблемы. Кто первый зарегистрирует бренд на себя, сможет запретить второму пользоваться именем.
Классов МКТУ 45. Нужно понять, к какому классу относится ваша деятельность, и проверить свой бренд по зарегистрированным наименованиям.
Проверка товарного знака онлайн
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Если вы не планируете сразу регистрировать свой бренд в качестве товарного знака, выбирайте название, которого еще нет среди зарегистрированных товарных знаков по вашему классу.
Если среди зарегистрированных брендов уже есть название, похожее на то, которое вы хотите использовать, вариантов два:
Проверка товарного знака дает 100% гарантию, что бренд свободен?
При подаче заявки на регистрацию большое значение имеет дата приоритета. То есть, если вы подаете заявку сегодня, а конкурент отправит заявку на такой же знак завтра — ваш знак зарегистрируют, а ему откажут. Госпошлина при подаче заявки на регистрацию составляет около 20 тыс. руб. Если заявку отклоняют — госпошлина не возвращается. Поэтому так важно качественно провести проверку.
Поиск товарных знаков онайн возможен по двум базам:
Проверка длится до 20 рабочих дней. Госпошлина составляет 4130 руб. для словесного обозначения в одном классе МКТУ. За каждый дополнительный класс нужно доплатить 1062 руб.
Для компаний, которые планируют выводить свой продукт на международный рынок, существует проверка по базам международных торговых марок.
Если обозначений, похожих на ваш товарный знак, в ходе проверки не выявлено — можно практически с полной уверенностью говорить о том, что заявку одобрят. Но, к сожалению, всегда есть шанс, хоть и минимальный, что кто-то подаст заявку на похожее обозначение после окончания проверки. Поэтому 100% гарантию никто предоставить не может.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Проверка показала: похожие знаки есть. Что делать?
Если вы проверили свой бренд и в результате узнали, что конкуренты уже зарегистрировали такое же или похожее название, самостоятельно его зарегистрировать не получится. Нужно обратиться к патентным поверенным, в команде которых есть маркетологи и дизайнеры, специализирующиеся на патентных спорах.
Мы помогаем доработать названия и логотипы так, чтобы Роспатент одобрил возможность регистрации и выдал свидетельство на товарный знак.
Способов доработки несколько:
Юристы по интеллектуальным правам могут договориться с владельцем похожего товарного знака, чтобы вам выдали письмо-согласие. Если вы с владельцем товарного знака работаете в разных городах и претензий нет — правообладатель пишет специальное письмо, чтобы вы получили свидетельство на похожий бренд, и Роспатент одобряет заявку.
Если правообладатель не пользуется названием в течение двух лет, правовую охрану бренда можно прекратить через суд и забрать название себе.
Вариантов, как зарегистрировать товарный знак, если похожий бренд уже получил правовую охрану, множество. Главное — работать с профессионалами, которые знают, что делать.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Кто помогает регистрировать товарные знаки
По закону любое юрлицо и ИП может отправить заявку на регистрацию товарного знака самостоятельно. Например, через сайт Госуслуг. По факту зарегистрированных товарных знаков стало слишком много, поэтому если компания решает самостоятельно регистрировать — велик шанс отказа.
Отказать могут по разным причинам. В ГК РФ есть множество ограничений помимо схожести товарных знаков. Эти тонкости тоже нужно учитывать.
Чтобы регистрация товарного знака прошла успешно, предприниматели обращаются к патентным поверенным. Патентный поверенный — это специалист, который работал с интеллектуальной собственностью не менее 4 лет, сдал квалификационный экзамен в Роспатенте и подтвердил, что он действительно разбирается в правовых аспектах при регистрации интеллектуальной собственности.
Если сразу обратиться к патентному поверенному, грамотно проверить знак и подавать заявку получится дешевле, чем оплатить 20 тыс. руб. госпошлины, получить отказ и подавать заявку снова.
При электронной подаче заявления на регистрацию можно снизить сумму госпошлины на 30%.
Как патентный поверенный проверяет товарный знак и как это сделать самостоятельно
Патентный поверенный проводит проверку вашего бренда и пишет отчет: оценивает вероятность регистрации, выявляет бренды, которые могут вам противопоставить.
Затем юрист по интеллектуальной собственности пишет стратегию, как зарегистрировать ваш товарный знак. Если возможно зарегистрировать в исходном виде — заявка подается сразу. Если невозможно — пишется техническое задание маркетологу и дизайнеру.
Специалисты дорабатывают логотипы, названия и, согласовав с юристами, предлагают клиенту 3 варианта на выбор. Из трех вариантов, которые пройдут проверку в Роспатенте, клиент выбирает тот, который ему больше нравится.
Патентный поверенный отправляет в Роспатент заявку с выбранным обозначением, после чего «мяч» переходит на сторону Роспатента: впереди ждут два этапа экспертизы и вынесение решения по регистрации.
Для самостоятельной проверки воспользуйтесь советами:
Определите, к каким классам МКТУ относится ваша деятельность.
Проверьте товарный знак по зарегистрированным наименованиям, это бесплатно.
Убедитесь, что знак соответствует законодательным нормам и нет иных причин для отказа в регистрации.
Если похожих обозначений по вашему классу МКТУ — попробуйте подать заявку в Роспатент через Госуслуги или через сайт ФИПС.
Помните, что 95% заявок Роспатент отклоняет, а госпошлины не возвращает, поэтому лучше сразу обратиться к патентному поверенному и не рисковать деньгами.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.
Поиск по патентам
Ищите документы по ключевым словам, номеру, названию, автору или владельцу. Например, можно посмотреть все патенты, в которых упоминаются системы охлаждения.
Чтобы найти документ в Патентах:
Результаты поиска откроются на той же странице.
Чтобы открыть документ, нажмите его название или регистрационный номер.
Фильтры расширенного поиска
Уточняйте запрос с помощью фильтров расширенного поиска на панели справа. Вы можете ограничить поиск по номеру документа, названию или дате публикации, посмотреть все патенты одного автора и т. д. При добавлении новых фильтров результаты поиска обновляются автоматически.
Статистика
Под панелью с фильтрами указано, сколько документов соответствует условиям поиска. Прокрутите список документов вниз, и вы увидите диаграмму, в которой найденные документы разбиты по годам. С ее помощью вы можете узнать, например, сколько патентов регистрировала организация или как менялся интерес к теме в разные годы.
Поиск по патентам
Ищите документы по ключевым словам, номеру, названию, автору или владельцу. Например, можно посмотреть все патенты, в которых упоминаются системы охлаждения.
Чтобы найти документ в Патентах:
Результаты поиска откроются на той же странице.
Чтобы открыть документ, нажмите его название или регистрационный номер.
Фильтры расширенного поиска
Уточняйте запрос с помощью фильтров расширенного поиска на панели справа. Вы можете ограничить поиск по номеру документа, названию или дате публикации, посмотреть все патенты одного автора и т. д. При добавлении новых фильтров результаты поиска обновляются автоматически.
Статистика
Под панелью с фильтрами указано, сколько документов соответствует условиям поиска. Прокрутите список документов вниз, и вы увидите диаграмму, в которой найденные документы разбиты по годам. С ее помощью вы можете узнать, например, сколько патентов регистрировала организация или как менялся интерес к теме в разные годы.
Как самостоятельно проверить, можно ли запатентовать свой продукт и провести патентный поиск
Думаю, вы хотя бы раз задумывались о том, чтобы получить патент на свою идею или изделие.
Возможно, даже наводили справки о том, как это лучше сделать, но поняв, что процедура сложная и дорогая, решили отложить ее до лучших времен.
И хорошо, если потом окажется, что проект был неудачным, и патентовать, в сущности, было нечего. Гораздо хуже, если продукт скопируют более сильные конкуренты и положат всю прибыль от его внедрения себе в карман.
В этой статье я расскажу о том, как можно самому прикинуть, есть ли какие-то перспективы для патентования, и имеет ли смысл платить деньги за полноценный патентный поиск.
Нужно заменить, что обладатель патента может потребовать от нарушителя своих прав уплаты компенсации в размере до 5 миллионов рублей, изъятия контрафактного изделия и запрета на его реализацию, а при определенных условиях добиться привлечения виновного к уголовной ответственности. То есть, патентование дает существенные преимущества на рынке.
Итак, для начала нужно понять, что можно и чего нельзя «запатентовать», в принципе. В России выдают патенты на изобретение, полезную модель и промышленный образец, который защищает только внешний вид изделия.
Поэтому если вы хотите закрепить за собою особенности изделия, связанные с его формой, цветом и иным внешним оформлением, иначе говоря «запатентовать дизайн», то ваш выбор – это промышленный образец, о получении патента на который я расскажу в другой статье.
Если же особенность вашего продукта заключается не в его внешнем виде, а в том, что он дает какой-то технический результат, то вам предстоит выбор между получением патента на полезную модель и изобретение.
Сразу перечислим то, что «запатентовать», в принципе, невозможно.
Во-первых, нельзя получить патент на открытие, то есть, на обнаруженную закономерность, существующую в материальном мире. Например, если бы закон всемирного тяготения был открыт сегодня, запатентовать его было бы невозможно.
Во-вторых, не патентуются научные теории и математические методы.
В-третьих, Роспатент откажет в выдаче патента на правило или метод игры. Забегая вперед, скажем, что, несмотря на это, запатентовать игровой автомат как устройство, дающее некий технический результат, вполне возможно.
В-четвертых, нельзя запатентовать правила и методы хозяйственной деятельности, к чему так стремятся многие предприниматели.
Иначе говоря, если вы придумали новый бизнес-процесс, основанную на новых принципах социальную сеть, купонный сайт, работающий по не известным ранее правилам, то сделать так, чтобы никто больше не смог повторить вашу идею, не получится.
Однако можно получить патент на систему, состоящую из материальных объектов (например, вычислительных блоков) и реализующую нужную вам функциональность. И тогда тот, кто захочет ее использовать, столкнется с большими трудностями.
Полезная модель – это устройство, которое является новым (то есть, ранее неизвестным из открытых источников), и промышленно применимым (то есть, которое можно использовать в хозяйственной деятельности).
Изобретение – это или продукт (то есть, опять же устройство, а также вещество, штамм микроорганизма и т.д.), или способ, то есть, действия над материальными объектами, совершаемые материальными средствами, которые являются новыми, промышленно применимыми и имеют изобретательский уровень.
Отсюда понятно, что полезную модель зарегистрировать легче, потому что изобретательский уровень для нее не нужен. Достаточно, чтобы была новизна и промышленная применимость.
Но у полезной модели есть и ограничения, потому что ею может быть только устройство. То есть, ни вещество, ни способ в качестве полезной модели запатентовать нельзя.
Теперь предположим, что устройство — это как раз то, что нам нужно. Осталось только проверить, обладает ли оно промышленной применимостью и новизной, и идти подавать заявку.
С первым условием обычно все обстоит просто. Если мы изобрели не вечный двигатель, и смогли обосновать в заявке, как с помощью полезной модели достигается технический результат, то проблем быть не должно.
В скобках заметим, что попытки запатентовать вечный двигатель не прекращаются до сих пор. Например, один из «изобретателей» заявил несколько лет назад в палате по патентным спорам, что второй закон термодинамики ему известен, но на его двигатель он не распространяется.
Если же технический результат, противоречит современным научным данным или законам природы или отсутствует причинно-следственная связь между ним и признаками полезной модели, то в выдаче патента будет отказано.
Что касается новизны, то для того, чтобы ее установить, как раз и проводится патентный поиск, который должен показать, придумали ли мы что-то новое или изобрели велосипед.
Он проводится, на основании уровня техники существующего в мире на момент подачи заявки. Поэтому полезная модель должна быть новой не только для России, но и для всего мира, что значительно осложняет поиск. Правда, не только для нас, но и для экспертов Роспатента, т.к. они берут информацию из тех же источников.
Итак, чтобы проверить нашу полезную модель на новизну, мы будем искать техническое решение (то есть не обязательно только полезную модель), которое дает такой же технический результат и имеет те же существенные признаки, что и наше устройство.
Поясним на примере. Предположим, что нас осенила блестящая бизнес-идея. Мы решили начать производство и продажу джинсов и паковать их парами: женские и мужские вместе.
Пакуем так: сначала сворачиваем в рулон, потом, натягиваем сверху полиэтиленовый чехол, чтобы они не раскручивались при перевозке и хранении, и наносим на упаковку изображения. Из-за формы упаковки мы назовем эту новинку «Джинсовый ролл». Чтобы стимулировать сбыт будем устраивать конкурс на лучшую пару, сфотографировавшуюся в наших джинсах.
Что из всего этого можно «запатентовать»?
Упаковку с картинками при определенных условиях можно зарегистрировать как промышленный образец. Название «Джинсовый ролл» как товарный знак. На конкурс и его условия получить патент не сможем потому, что это правило игры. Идею, заключающуюся в том, чтобы продавать вместе женские и мужские джинсы тоже не запатентуем, потому что это метод хозяйственной деятельности.
В итоге мы можем попробовать получить патент на полезную модель «Упаковка для джинсов», а именно свернутые в рулон двое джинсов с натянутым сверху полиэтиленовым чехлом для фиксации рулона. Как мы уже знаем, в описании нам нужно показать, какой технический результат дает полезная модель. Очевидно, что в данном случае сворачивание в рулон делает упаковку более компактной. Такой результат, как оригинальность, запоминаемость и т.д. не является техническим и в расчет не берется.
Какие признаки из этого описания являются существенными и будут участвовать в патентном поиске?
Для достижения компактности не имеет значения, что именно сворачивается в рулон – джинсы или любое другое гибкое изделие и сколько их там находится внутри. Также не имеет значения, как мы фиксируем изделие в свернутом состоянии: надев на него чехол или другим способом. Правда, мы можем написать, что наша упаковка не только делает изделие компактным, но и сохраняет его от повреждений, и тогда наличие полиэтиленового чехла станет существенным признаком. Однако любая упаковка служит этим целям и маловероятно, что мы первые это придумали.
Итак, чтобы подтвердить новизну нашей полезной модели, мы ищем гибкое изделие, обеспечивающее за счет сворачивания в рулон большую компактность по сравнению с аналогами. Если найдем такое, то о патентовании можно забыть.
Роспатент предписывает проводить поиск, начиная с 1920 года по:
— его бюллетеням и изданиям патентного ведомства СССР;
— описаниям к евразийским патентам;
— российским заявкам на выдачу патента на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также евразийские заявки;
— патентной документации США, Великобритании, Германии, Франции, Японии Швейцарии Австрии, Австралии и Канады, Европейского патентного ведомства, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Африканской организации интеллектуальной собственности и Африканской региональной организации промышленной собственности;
— любым другим общедоступным документам.
Звучит устрашающе, но ведь мы с вами не собираемся делать профессиональный поиск по всем источникам. Мы просто поищем по наиболее актуальным онлайн базам и если ничего в них не найдем, значит, шансы на патентование есть, и тогда уже будем решать, стоит ли обращаться к профессионалам.
Поисковая система Роспатента. Единственная из всех платная. Один запрос 60 рублей. Можно оплатить картой. Поиск проводится по российской патентной документации.
А если мы будем патентовать изобретение, то его нужно будет проверить еще и на наличие изобретательского уровня. То есть, если сумма его признаков, влияющих на технический результат, будет неизвестна из общедоступных источников, нужно выяснить, не следует ли наше изобретение очевидным образом из уровня техники.
Например, Роспатент пишет в своих рекомендациях, что если мы заявим в качестве изобретения охранную систему для музея, состоящую из датчиков, срабатывающих при прикосновении к картинам, камер, работающих в инфракрасном диапазоне, и автоматически наводимых на картины при срабатывании датчика, и присоединенных к ним записывающих устройств, и на наше счастье системы, включающей в себя все эти элементы, найдено не будет, то это изобретение будет признано новым.
У Роспатента есть еще одна интересная особенность. Он практически полностью игнорирует информацию из интернета, если она исходит не из официальных источников.
То есть, если какое-то изделие широко известно на рынке, и его описание имеется в открытом доступе, эксперт не будет принимать это во внимание, потому что не знает, до или после подачи заявки была опубликована эта информация.
Логика в этом есть. Действительно, довольно легко, обнаружив заявку на изобретение, разместить статью с его описанием на любом ресурсе, договорившись с вебмастером, чтобы он поставил нужную дату публикации, и написать в Роспатент заявление о том, что оно было известно задолго до подачи заявки.
Правда, существует кэш поисковых систем, по которому можно определить, когда впервые была опубликована статья, но Роспатент пока не готов принимать его в качестве достоверного источника информации, ну а мы можем использовать это в своих целях, если потребуется запатентовать что-то такое, что уже давно известно.
И здесь мы переходим к вопросу о том, что именно и в каких случаях нужно «патентовать». Ведь, как будет понятно из дальнейшего, получить патент во многих случаях вполне реально.
Имея некоторые знания и опыт всегда можно добавить к известному методу или устройству дополнительные признаки или даже взять существующие и «обнаружить», что они дают новый технический результат. Благодаря этому ежегодно в России регистрируются тысячи изобретений, которые являются таковыми только формально, но абсолютно бесполезны на практике из-за их экономической или технической неэффективности.
А для разработчика, стартапера или владельца бизнеса проблема может возникнут в том случае, если под полученный им патент не будут подпадать разработки конкурентов. То есть, их изделия не будут содержать в себе все признаки запатентованной полезной модели или изобретения.
Если статья понравится, в следующий раз попробую привести примеры патентного поиска по конкретным объектам патентования.
P.S. Сразу соглашусь с коллегами, что в статье употребляется неточная терминология, написана она примитивным языком, и вообще патентный поиск делается не так, другим способом т.д.
В оправдание напишу, что точностью пришлось пожертвовать ради ясности. Надеюсь, что эта статья пригодится в качестве вводной информации тем, кто хочет разобраться в теме.
- как узнать есть ли патент на идею
- как узнать есть ли патент на изобретение