как узнать есть ли ты в черном списке банков россии по кредитам бесплатно
Выйти из черного списка
У банков есть черный список. Если банк отказал в счете или переводе со счета, компания оказывается в специальном списке. Компании называют его «черным». Сегодня разбираемся, что это такое и как из него выйти.
Мы написали серию статей о 115 ФЗ. Начало истории — в статье «Новые правила проверки».
Что за «черный список»?
Есть 115 ФЗ. Это закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Закон борется с темным доходом — от терроризма до обналичивания.
По 115 ФЗ банки обязаны помогать выполнять закон. Для этого они проверяют компании на двух этапах: когда компании открывают счет и когда работают со счетом.
По итогам проверки банк вправе отказать в счете, переводе денег со счета или расторгнуть договор в одностороннем порядке. Во всех случаях клиент оказывается в спецсписке банков или «черном списке». Какие компании вошли в список — знают все банки.
Для борьбы с обнальщиками банки могут блокировать доступ к личному кабинету или снижать лимиты на переводы физлицам и снятие наличных. Всё это — не причина для черного списка. Если такое случилось с компанией, компания не оказывается в списке.
То же самое с блокировкой счета из-за налогов. Бывает, компания недоплатила налоги или вовсе просрочила, тогда налоговая блокирует счет. Несмотря на блокировку, компания не попадает в черный список.
Чем грозит список?
Нет закона, который обязывает банк не работать с компаниями из черного списка. Каждый банк сам решает, как его использовать. Например, может считать список подсказкой присмотреться к компании, а может — причиной не открывать счет.
Одного списка для отказа мало. Центробанк опубликовал письмо, где прямо об этом говорит: появление компании в черном списке — не повод для отказа в счете или переводе.
Черный список — не причина для отказа, письмо ЦБ
Если клиент пожалуется в ЦБ или подаст в суд, банк не сможет использовать список как аргумент в духе: «Раз компания в списке, значит, она точно мошенничает, и я вправе не открывать счет». Банку придется доказывать, что он прав и принял решение на основе многих критериях, а не только из-за списка.
Как попадают в список?
На список работают банки, Росфинмониторинг и Центробанк. Цепочка длинная, вот как она выглядит, если банк отказывает в переводе:
банк отказал в переводе
передает информацию Росфинмониторингу
Росфинмониторинг собирает сведения от всех банков и пакует в единый список
передает список Центробанку
Центробанк рассылает список банкам
В списке — название компании и реквизиты. Банки не знают, кто внес компанию, но знают, на каком этапе. В этом помогают коды отказа: есть код отказа в счете, переводе и код расторжения договора.
Центробанк рассылает список каждый день, обычно после трех дня. Мы не знаем, как быстро Росфинмониторинг сводит данные от банков. Есть предположение, что с момента отказа компания окажется в списке через день-два.
За отказ в счете можно оказаться в списке?
Банк не открывает счет, пока не проверит компанию. Главная цель проверки — убедиться, что клиент ведет настоящий бизнес, а не зарабатывает на обналичивании незаконных денег. Если банк сомневается в компании, он отказывает в счете.
Не любой отказ приводит к черному списку. Чтобы оказаться в списке, надо получить отказ после того, как компания подпишет официальный документ на счет. Сейчас это бумажное заявление:
Подать заявку на счет и попробовать банк можно без бумажного заявления. Есть банки, которые регистрируют в два этапа: сначала на сайте, а потом — с заявлением. Такое есть в Модульбанке. Клиент регистрируется и получается реквизиты расчетного счета, а потом открывает счет по бумагам, и об этом уходит уведомление в налоговую.
Так вот, если банк отказал на этапе регистрации на сайте, это ничего. Компания не попадет из-за этого в черный список.
Не все банки открывают счет в два этапа, есть такие, кто принимает только бумаги, без регистрации на сайте. Если есть опасения из-за отказа, надежнее заранее узнать об этом, а еще лучше — подготовиться к проверке. Мы об этом написали целую статью на Деле — «Банк не открывает счет».
Кажется, я в списке. Как узнать причину?
Если банк отказал в счете или переводе, компания вправе спросить о причине, а банк обязан ответить.
В законе нет требований к формату ответу. Судя по всему, это зависит от банка. Мы не знаем, как банки будут отвечать, но есть предположение — банки расскажут только об открытых причинах.
О причинах отказа — в статье «Банк не открывает счет»
У банков есть открытые и закрытые причины. Открытые — это причины из открытых источников: сайта налоговой, миграционной службы и службы приставов. В таких источниках банк проверяет, например, нет ли регистрации на массовом адресе или сколько исков против компании.
Нельзя сказать наверняка, но думаем, что стиль и уровень подробностей в причинах будут, как в справочнике Росфинмониторинга.
Справочник — это код отказа и его расшифровка. Банки используют коды, когда сообщают Росфинмониторингу об отказе. С их помощью Росфинмониторинг понимает, что вызвало подозрение у банка. Пока Росфинмониторинг никуда не передает эти коды, в черном списке их нет.
Банки не обязаны использовать формулировки из справочника, но чтобы вы были готовы, показываем пример:
Кроме открытых причин есть еще закрытые. О них банки узнают от своих секретных источников, их может пять или пятьдесят, это зависит от банка. О закрытых причинах банки подробно не говорят, чтобы не помогать компаниям с сомнительным бизнесом.
С поправками в 115 ФЗ банки обязаны рассказывать причину отказа, но раз нет требований к формату ответа, могут ответить коротко:
«Операции по вашему счету нарушают требования 115 ФЗ».
Если компания может быстро исправить причину, возможно, банк о ней скажет и поможет решить:
«Ваши платежи вызывают подозрение. Пожалуйста, покажите договоры, по которым платите. Мы всё проверим еще раз».
Даже если банк называет только открытую причину, это тоже полезно. Так можно понять, что не так, и исправить. Вот что говорит Модульбанк:
Некоторые банки и без поправок в 115 ФЗ раскрывают открытые причины, потому что они помогают исправить проблему, при этом банки не выдают секреты. Но теперь отвечать обязаны все банки.
Как выйти из списка?
Единый список заработал в июне 2017 года и в конце года появился план, как из него выходить. Сначала Центральный банк опубликовал рекомендации, а потом включил их в 115 ФЗ.
Благодаря рекомендациям ЦБ, у банков появилось право пересмотреть решение и отозвать отказ, но банки могли не пользоваться им. С марта 2018 года это не право, а обязанность.
По новому 115 ФЗ компания вправе доказать банку, что с ней всё в порядке. Доказывать надо с помощью документов. В законе нет требований к документам, компания сама решает, что присылать. Задача — показать, что компания существует, работает с настоящим бизнесом, без обналичивания незаконных денег.
Если банк отказывает в переводах со счета, обычно он запрашивает документы, чтобы разобраться. Вдруг компания только выглядит подозрительно, а так всё в порядке. Вот что можно прислать:
Компания и без поправок могла прислать документы о себе, если хотела доказать, что всё в порядке — такого запрета нет. Зато теперь банк обязан их принять, проанализировать и дать ответ. Для ответа есть срок — десять рабочих дней. За это время банк должен разобраться с документами и решить, отказывать компании дальше или нет.
Возможно, после второй проверки банк убедится, что у компании настоящий бизнес и нет причин для отказа. Тогда он обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг, а Росфинмониторинг — убрать компанию из списка.
Если банк после второй проверки отказал, а компания с ним не согласна, она вправе пожаловаться Центробанку. Для этого компания подает текст жалобы на банк и документов о себе. ЦБ это всё собирает, а еще запрашивает объяснение от банка, почему тот отказал компании. У банка на ответ — три рабочих дня.
ЦБ не просто принимает документы от компании и банка, он сам их проверяет и решает, оставлять компанию в списке или убирать. У ЦБ на решение — двадцать рабочих дней.
Для анализа жалоб ЦБ создает спецкомиссию. Пока нет сведений, как пожаловаться этой комиссии, может, появится отдельный адрес или телефон. А может, останется способ, который действует сейчас:
В законе нет срока, как быстро Росфинмониторинг обязан исключить компанию из списка. На всякий случай лучше закладывать два месяца — это время займет повторная проверка в банке и ЦБ, если понадобится.
Если банк отказал в счете или переводе, разбираться с отказом лучше сразу. Только этот банк сможет исключить компанию из списка, поэтому неважно, сколько банков согласились работать с компанией, она всё равно останется в списке. И она там будет, пока банк с отказом не отзовет его.
Сервис «Белый бизнес» Модульбанка
Чтобы не тратить время на разбирательства с черным списком, надежнее посмотреть критерии, по которым банк оценивает компанию и постараться их придерживаться. В критериях можно разобраться самим, для этого мы написали серию статей на Деле.
А можно самим ничего не делать и подключить Белый бизнес Модульбанка.
«Белый бизнес» — это сервис, который помогает избежать отказа банка. Для этого он анализирует налоговую нагрузку, переводы физлицам, деловую репутацию партнеров — всего семнадцать критериев.
По итогам анализа компания получает рекомендации: сколько доплатить налогов, какие партнеры могут вызвать подозрение у банка, что не так с переводами или остаток на счете:
«Белый бизнес» могут подключить любые компании и ИП, для этого необязательно быть клиентом Модульбанка. Пример отчета и рекомендации — на странице о сервисе.
Короче
Что надо знать
Компания оказывается в списке, если банк отказал в счете, переводе или расторг договор
Какие компании в списке, знают все банки, ЦБ и Росфинмониторинг
Нет закона, который запрещает банкам работать с компанией из черного списка
Как выйти из списка
Доказать, что с компанией всё в порядке. Для этого надо передать банку декларацию, платежки с оплатой налогов, договоры с партнерами. Банк проверит документы и решит — снимать отказ или нет
Пожаловаться ЦБ, если банк повторно отказал
Подождать исключение из списка. Если ЦБ или банк решат отозвать отказ, они передают решение Росфинмониторингу и он исключает компанию из списка
Как выйти из черных списков банка: инструкция для предпринимателей
Вам отказали в открытии счета или обслуживании? Возможно, компания в черном списке у банков. Что делать и почему это могло произойти — узнаете из этой статьи.
Разбираем такие вопросы:
Черный список организаций в банках: что это и как компании там оказываются?
Черный список — это перечень фирм, которым банки отказали в обслуживании, потому что заподозрили в нарушении законодательства.
В соответствии с 115-ФЗ банки обязаны контролировать деятельность клиентов, чтобы не допустить отмывания денег. Проверки проводятся и перед открытием счета, и потом, в процессе его обслуживания.
Если результаты проверки не удовлетворили банк, он может отказать в открытии счета, выполнении операции или расторгнуть договор в одностороннем порядке. Ваша компания при этом окажется в так называемом черном списке, доступ к которому есть у всех финансовых учреждений.
Некоторые ограничения не приводят к попаданию в черный список. Например, если счет был заблокирован из-за недоплаты или несвоевременной уплаты налогов, вы там не окажетесь. Как и в случае снижения лимитов на переводы физлицам и снятие денег, которое применяется для предотвращения обналички средств.
Чтобы не допустить блокировки счета, важно вовремя и в полном объёме уплачивать налоги и сборы. Возьмем сдачу отчетов, расчет отчислений и общение с контролирующими органами на себя!
Что будет, если попасть в черный список банков?
Некоторые банки откажут вам в обслуживании. Каждый банк сам решает, работать ли с компаниями из списка.
В Информационном письме № ИН-014-12/29 ЦБ РФ сообщил, что факт присутствия в черном списке не может считаться полноценным основанием для отказа в открытии и обслуживании счета.
Если вы решите оспорить отказ, обратившись в суд или ЦБ, банку придется пояснить, на основании каких критериев было принято решение.
Как узнать, что банки поставили в черный список?
Наверняка — никак, т. к. доступ к нему есть только у банков. Если вам отказали в открытии счета или обслуживании, можно предположить, что компания была внесена в этот список.
Присутствие ИП или юрлица в черном списке — не единственная причина, заставляющая банк осторожничать. Отказ может быть связан с множеством других факторов:
Подозрения может вызвать также регистрация на массовом адресе, участие учредителя в других юрлицах, наличие исков против компании и т. п. Чтобы понять, по каким критериям вас оценивают в банке, изучите Методические рекомендации ЦБ РФ № 18-МР и № 19-МР.
С 30 января 2021 действует новая редакция закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которая обязует банки в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения пояснить клиентам причины отказа в открытии счета или проведении операции. Формулировку и полноту ответа закон не регламентирует — вам могут сообщить, что операция нарушает 115-ФЗ, и не вдаваться в детали.
Как выйти из черных списков банка?
В соответствии с новой редакцией 115-ФЗ вы вправе попытаться доказать банку, что ведете законную деятельность, а банк обязан провести повторную проверку. Он может пересмотреть свое решение, если сочтет доказательства убедительными.
После отказа в проведении операции, сотрудники банка могут запросить документы, чтобы прояснить ситуацию. Например, договор с контрагентом или платежку, подтверждающую уплату налогов в срок и в полном объёме. Если предоставите бумаги, банк обязан в течение 10 рабочих дней проанализировать их и сообщить о своем решении.
Если выяснится, что компания ни в чём противозаконном не замешана, вопрос, как выйти из списка 115-ФЗ, решен. Банк сообщит о факте проверки и ее результатах в Росфинмониторинг, и ваша компания будет исключена из перечня неблагонадежных.
Если откажет и Центробанк, остается суд. Уверены в своей правоте? Заручитесь поддержкой опытного юриста и подайте иск.
Закон не регулирует срок удаления компании из черного списка. Рассчитывайте на 2 месяца — столько обычно занимает повторная проверка банком и рассмотрение жалобы Центробанком. Суды могут длиться дольше.
Махнуть рукой на отказ и уйти в банк, который согласится взять вас на обслуживание, — не лучшее решение. Компания останется в списке до тех пор, пока банк, из-за которого она туда попала, не отзовет отказ.
Компания в черном списке у банков. Что делать?
Чтобы банки не поставили в черный список, изучите закон 115-ФЗ — поймете, каких операций стоит избегать. И обязательно заручитесь поддержкой профессионального бухгалтера, который поможет работать безопасно.
В Фингуру вы будете застрахованы от ошибок на миллион рублей. Забудьте о проблемах с налоговой и оплате штрафов из своего кармана!
Черный список клиентов банков
Главная цель кредитно-финансовых организаций – получение прибыли. Если клиент своими действиями препятствует этому, он попадает в специальную базу данных, так называемый черный список клиентов банка. Что это такое и можно ли вычеркнуть свое имя из подобного списка?
Что такое черный список?
Блэк-лист, стоп-лист, черный список – суть у этих названий одна. Если клиент попадает в такую базу данных, у него будут проблемы. Скорее всего, банки откажут в выдаче кредита без объяснения причин. Самый худший вариант – могут быть заблокированы все счета в финансовых организациях.
Информация о черном списке – это, к сожалению, не миф. Такие списки формируются в разных организациях. Есть несколько разновидностей “черных” баз данных:
Причины для зачисления в черный список клиентов банков
В блэк-лист могут попасть не только физические лица, но и компании. Но мы сфокусируемся на причинах попадания в список частных лиц. Почему можно там оказаться?
Причина отказа в сотрудничестве может скрываться не только в кредитных долгах, но и в других задолженностях. Кредитные учреждения могут получать сведения и о просрочках в выплате алиментов, погашении штрафов, оплате коммунальных счетов и т.д. Черный список банковских должников создается и в таком случае.
Еще один важный фактор в формировании стоп-листа – достоверность указанных данных при анкетировании. Если служба безопасности банка решит, что клиент имел умысел обмануть организацию, то он не сможет обслуживаться там. Нельзя подавать недействительные справки и другие документы, вносить лживые сведения о себе или своей работе.
Попасть в черный список могут люди с судимостью, особенно, если человек был наказан за экономическое преступление. Статус банкрота в недавнем прошлом тоже автоматически закроет дорогу в банк.
На попадание в «черную» базу данных повлияет также поведение клиента с сотрудниками. Если менеджер или другой работник отметит, что человек в офисе или по телефону грубил, хамил или был в состоянии алкогольного опьянения, то его фамилия тоже будет отмечена банком. Любое неадекватное поведение вызовет серьезные последствия.
Банк может заблокировать счета клиента, если туда будут поступать крупные суммы денег. По федеральному закону №115 кредитные учреждения должны помогать государственным органам препятствовать поступлению средств, полученных от преступной деятельности.
Краткое резюме причин:
Четкие список причин в каждом банке разный, он зависит от политики учреждения. Для некоторых достаточно даже подозрение в перечисленных пунктах. Другие могут закрыть глаза на некоторые причины и принять меры только при повторяющихся нежелательных действиях.
Как выйти из черного списка банков?
Убрать личные данные из такой базы данных достаточно сложно. Главная загвоздка – некоторые сведения конфиденциальны. Разглашается информация только от бюро кредитных историй и от Росфинмониторинга. Внутрибанковские сведения клиентам не сообщаются. Поэтому часто даже непонятно, по каким причинам финансовые учреждения отказывают.
При этом можно даже не знать о своем статусе. Ведь при оформлении дебетовых карт или вкладов банк охотно обслужит гражданина. А вот с кредитными картами или займами могут возникнуть проблемы.
Самая частая причина попадания в блэк-лист – плохая кредитная история. Чтобы проверить себя в черных списках банков, нужно для начала сделать запрос в БКИ. Каждый гражданин РФ может сделать это бесплатно два раза в год. Один – на бумажном носителе, второй – на электронном. Если нужно больше отчетов, придется заплатить за получение информации.
Почему важно знать данные из БКИ? Часто в системе могут произойти сбои и в кредитной истории окажутся просрочки по ошибке. Тогда можно будет написать заявление, подтвердить ошибочность сведений и удалиться из черного списка.
Если задолженности не ошибочные, кредитную историю можно исправить:
В ситуации с другими задолженностями (алименты, штрафы) нужно погасить долги и отправить в банк соответствующие справки.
Самая сложная ситуация – с попаданием в базу Росфинмониторинга. Очистить свою репутацию часто можно только через суд. Даже несмотря на то, что организация чаще всего вносит клиента в свои списки ошибочно. Но перед этим можно попробовать написать заявление в банк, который перенаправит его в ЦБ РФ.
Как не попасть в черный список должников банков?
Чтобы обезопасить себя от неприятных последствий, нужно:
Как восстановиться из черного списка банков?
Кошмарный сон любого человека, который от случая к случаю пользуется кредитами, — это попасть в список потенциально неблагополучных заемщиков. Генеральный директор компании «Правокард» Станислав Каплан рассказывает о том, как выбраться из банковского черного списка.
Так называемый черный список банков — это единый банковский реестр, содержащий информацию о недобросовестных заемщиках. В него вносят данные о тех клиентах, которые так или иначе испортили свою кредитную историю, то есть не исполняли добросовестно свои обязательства перед банком. Своевременное погашение кредита — самый простой способ не попадать в черный список.
Однако в жизни бывают разные непредвиденные ситуации, которые невозможно спрогнозировать на 10–20 лет вперед, а именно на такой срок обычно заключаются ипотечные договоры. Если в силу каких-то непредвиденных обстоятельств вы просрочили часть выплат и не смогли урегулировать ситуацию, есть риск оказаться в числе неблагонадежных лиц.
Многие начинают паниковать: «А вдруг у меня долг в один рубль остался, а из-за процентов вырос до миллиона? А что, если я забыл о каком-то платеже тысячу лет назад? Теперь мне никогда ни один банк не даст кредит?!» Не волнуйтесь.
Попасть в реестр недобросовестных плательщиков, безусловно, неприятность, но точно не приговор. Финансовое учреждение принимает информацию к сведению, но никто не обязывает банк отказывать вам. Итоговое решение кредитные организации принимают на основе данных, предоставленных заемщиком (то есть на основе анализа текущей ситуации в целом).
Это закреплено законодательно. Банк России в своем информационном письме от 15.06.2017 N ИН-014-12/29 «Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента» указал, что если клиент получал отказы в сотрудничестве с другими финансовыми учреждениями, то это не может быть единственным основанием для отказа в предоставлении услуг.
Кроме того, забытый долг в один рубль — это скорее мифическая ситуация, а не реальная.
Если вы знаете, что у вас когда-то были проблемы с погашением кредита, то в ваших силах смягчить ситуацию.
Вот несколько способов склонить банк в вашу пользу:
Далее стоит выработать план действий и придерживаться его.
Шаг № 1. Получите достоверную информацию о черном списке
Если вы подозреваете, что можете получить отказ в кредите, запросите выписку о своей кредитной истории. Не все знают, что по законодательству каждый гражданин РФ имеет право раз в год получать такой документ. Для этого необходимо лично обратиться в Бюро кредитных историй (БКИ) с документом, удостоверяющим личность, или же отправьте в БКИ заказным письмом заверенное у нотариуса обращение на получение выписки. Если вы обнаружили себя в списке неблагонадежных заемщиков, не стоит отчаиваться. Далее нужно работать над тем, чтобы покинуть ряды «черносписочников».
Шаг № 2. Выясните, почему вас занесли в черный список
Если вы не знаете, по какой причине оказались в списке неблагонадежных заемщиков, рекомендуем обратиться в банк, отказавший в предоставлении кредита. Необходимо подготовить соответствующее заявление и приложить документы, обосновывающие неправомерность внесения в реестр недобросовестных клиентов. По результатам рассмотрения заявления и документов, банк принимает одно из двух решений:
Шаг № 3. Выйдите из черного списка
Один из вариантов исправления собственной кредитной истории — это… оформить другой кредит, но на меньшую сумму (например, на покупку бытовой техники, недорогого телефона и т. п.). Сделать это можно, например, в банке, который вам выдал дебетовую карту зарплатного проекта. Остается исправно и своевременно погашать новый кредит. После закрытия кредита у вас появится положительная кредитная история, которая может нивелировать прошлый неудачный опыт. Клиент доказывает свою добросовестность и платежеспособность, тем самым восстанавливает доверие банков.
Запасной план: включите режим ожидания
Чаще всего после определенного срока информация о внесении в черный список автоматически обнуляется по сроку давности. Как правило, срок ограничения на оформление кредита составляет от трех до пяти лет. Конечно, это не безусловное основание для возобновления сотрудничества с клиентом, с которым ранее случился «конфликт». Но если вы готовы долго ждать и понимаете, что нарушение было рядовым, то можно попробовать и такой вариант.
Текст подготовила Александра Лавришева