как узнать еврейский день рождения
У евреев два дня рождения?
Вы знаете много людей, которые не любят свой день рождения?
Вероятнее всего, нет. Ведь обычно в этот день человек принимает поздравления от друзей, знакомых и коллег, поздравляет своих родителей, получает подарки и слышит кучу приятных вещей и пожеланий! Ну и, конечно, праздничное гастрономические мероприятие любого вообразимого формата.
Но ведь у евреев есть свой, еврейский календарь — значит, евреи отмечают два дня рождения, по еврейскому и по обычному календарю? Давайте разбираться, как обстоит дело.
Привычный европейский календарь в том виде, в каком мы его знаем, называется «григорианский». Это солнечный календарь. Он был введён папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года.
Его предшественник, «юлианский» солнечный календарь, был разработан группой александрийских астрономов и назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н. э.
До него был «современный» римский календарь, основанный на базе древнегреческого. А ему, в свою очередь, предшествовал древнейший римский календарь, согласно традиции, введенный основателем и первым царем Рима, Ромулом, в 738 году до н. э. В нем было десять месяцев, но уже при следующем римском правителе он стал двенадцатимесячным лунно-солнечным календарем благодаря реформе, основанной на заимствовании этрусского календаря.
Самыми древними лунно-солнечными календарями на территории современных Евразии и Африки считаются еврейский, вавилонский и шумерский календари.
Несмотря на то, что примерно одинаковые по количеству дней и структуре календари (как солнечный, так и лунно-солнечный) использовались большинством цивилизаций, единого календаря в мире не существовало. Каждая цивилизация устанавливала свое начало года и начало летоисчисления. Примерно за 500 лет григорианский календарь стал общепринятым.
Тора предписала народу Израиля освящать начало месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот 12:2). Она повелела также: «Соблюдай этот весенний месяц и совершай Песах Господу, Б-гу твоему» (Дварим 16:1).
Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны следить и за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.
Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но «приведены» они к солнечному году, чтобы времена года не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).
У нас есть традиция, согласно которой Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).
Кроме того, у нас есть традиция, что за то время, за которое Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет), Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют Метоновым циклом (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).
С учетом этих двух традиций и строится еврейский календарь.
Поскольку григорианский календарь солнечный, а еврейский — лунно-солнечный, у них не только числа в месяцах, как правило, не совпадают, но и на одно и то же число григорианского календаря каждый год приходится иное число еврейского календаря, за исключением 19-летнего цикла, когда эти числа вновь совпадают (с погрешностью в один день).
Интересно, что в сегодняшнем Израиле оба календаря считаются официальными. Поэтому, так или иначе, в современном мире у еврея есть две даты, от которых можно отсчитывать свой возраст. А если вдруг вы не знаете свой еврейский день рождения, вы всегда можете найти его в онлайн календаре на нашем сайте.
Кто и когда впервые отпраздновал день рождения — доподлинно неизвестно, хотя упоминания об этом празднике встречаются в разных традициях и у разных народов. В Торе (Берейшит 40:20) упоминается день рождение фараона: «И было на третий день, день рождения Паро, и устроил он пир для всех своих слуг».
Хотя иудаизм не уделяет внимания дню рождения как ежегодному празднику, сам день крайне важен. Он особенно значим при достижении детьми «совершеннолетия» (для мальчиков 13 лет — бар-мицва, а для девочек 12 — бат-мицва). С этого момента они обязаны исполнять все заповеди Торы, сами отвечать за свои поступки, а родители по Галахе (еврейскому закону) освобождаются от ответственности за детей. Именно эту дату всегда стараются отмечать в торжественной обстановке. Т. к. это — праздник «рождения» нового взрослого еврея.
Но вообще в еврейской традиции отношение к этому дню — скорее философское, чем праздничное. Так, например, в книге царя Соломона Коэлет (7:1) сказано: «Лучше (доброе) имя, чем доброе масло, а день смерти (лучше) дня рождения». И объясняется это так: при рождении человека еще неизвестно, каким он вырастет, кем будет, по какому пути пойдет, поэтому и нет повода для радости.
Так отмечать или нет?
Рав Бенцион Зильбер отвечает на этот вопрос так: «Смысл празднования дня рождения — благодарность Б-гу за ещё один год жизни, который Он нам подарил. Нам следует поблагодарить Его за это и продумать, что я сделал хорошего за этот год и что я мог бы сделать».
Один из великих сефардских законодателей, рав Йосеф-Хаим Тов, автор книги «Бен Иш Хай», пишет: «Некоторые каждый год устраивают трапезу в день своего рождения, и это добрый знак… И я слышал, что в некоторых местах устраивают трапезу каждый год в тот день, когда человек был введён в союз праотца нашего Авраама, и этот прекрасный обычай представляется мне очень похвальным…»
В Иерусалимском Талмуде (трактат Рош а-Шана) сказано, что в день рождения человека его созвездие (под которым он родился) становится более сильным. Поэтому Рав Хаим Каневский сказал: если человеку предстоит операция и есть возможность провести её в день его рождения, следует воспользоваться такой возможностью, потому что в это время созвездие человека усиливается. Также передают от имени рава Элиягу Лупиана, знаменитого машгиаха (духовного наставника) ешивы в Кфар-Хасидим, что в день рождения человека его молитва бывает услышана.
И, хотя большинство мудрецов Израиля не отмечали свой день рождения, часть из них соблюдала в этот день особые обычаи.
Так, например, Хатам Софер обычно завершал в этот день изучение Пятикнижия со своими учениками. Рав Хаим Фаладжи, глава раввинов Турции в последних поколениях, пишет в своей книге «От лэ-Хаим», что хорошо в этот день давать цдаку (пожертвования, милостыню). Автор «Ктав Софер», рав Хаим-Биньямин Софер пишет, что в свой пятидесятый день рождения завершил изучение талмудического трактата, выступил с толкованием Торы и при стечении народа произнёс слова благодарности Всевышнему за то, что Он дал ему дожить до этого возраста.
А в шестидесятый день рождения особенно важно устроить трапезу, т. к. сказано в Вавилонском Талмуде (трактат Моэд Катан 28а): «Рав Йосеф, когда исполнилось ему шестьдесят лет, устроил трапезу для мудрецов и сказал: “Избежал я карета”». (Карет — «отсечение души», наказание от руки Небес, которое полагается за некоторые преступления. Это наказание, в частности, состоит в том, что человек умирает, не дожив до шестидесяти лет).
И все-таки — два или один?
Конечно один! И именно еврейский! День рождения, бар-мицва и бат-мицва, йорцайт… Все эти даты есть смысл отмечать исключительно по еврейскому календарю.
А чтобы узнать, какие еврейские даты соответствуют тем или иным григорианским датам, воспользуйтесь нашим конвертером дат.
День рождения
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
О дне рождения — в общих чертах [↑]
Как такового обычая отмечать юбилейные даты, связанные с числом прожитых лет, у евреев нет. Скорее всего, этот обычай носит нееврейский характер и заимствован у других народов.
Даты своих рождений мы помним, ибо с ними связано выполнение многих заповедей, но не отмечаем их специально. Иногда важна даже не дата, а точная минута рождения. Известно, например, что мальчик должен быть обрезан на восьмой день; поэтому если роды происходили на смене дня и вечера, то нужно точно знать, когда он родился, — ведь еврейские сутки наступают с появлением на небе первых звезд. То же самое бар-мицва. Когда молодому еврею исполняется тринадцать лет, он становится полноправным членом общины и обязан исполнять все заповеди без исключения. Кстати, бар-мицва всегда отмечается в торжественной обстановке. Ибо это — праздник появления нового взрослого еврея, вошедшего в союз Авраама. Девочка становится полноправной еврейкой в двенадцать лет.
Если смысл празднования дня рождения — благодарность Б-гу за ещё один год жизни, который Он нам подарил. Нам следует поблагодарить Его за это и продумать, что я сделал хорошего за этот год и что я мог бы сделать. Но ставить себя в центр — какой смысл? Иудаизм же против того, чтобы делать «культ личности» даже из собственной персоны.
Правда, детям все же устраивают дни рождения — это поможет добавить им еще радости: принято делать им сюрпризы, покупать подарки, шарики, устраивать представления, петь и подбрасывать… И так — пока подросток сам не почувствует, что ему это уже не надо.
Подробнее об отношении Торы и мудрецов [↑]
Итак, как мы уже сказали, большинство мудрецов Израиля не праздновали день рождения. В Торе только о фараоне сказано, что он устроил праздник в этот день: «И было, на третий день, день рождения Паро, сделал он пир для всех рабов своих…» (Берешит 40, 20).
Отсюда можно предположить, что торжество в день рождения устраивать не следует. Один из великих раввинов прошлого века рав Элияу Давид Рабинович-Теомим пишет в своей книге Нэфеш Давид: «Я очень сердился на тех, кто приходил поздравить меня с днём рождения и порадовать в этот день; всегда учил, что в Торе своему дню рождения радовался только фараон».
Однако, если человек намерен устроить в день своего рождения трапезу благодарности Всевышнему за то, что Он дал ему жизнь, — в этом нет ничего дурного. Один из великих сефардских галахистов, Бен Иш Хай, пишет: «Некоторые каждый год устраивают трапезу в день своего рождения, и это добрый знак. И так поступают в нашем доме. И я слышал, что в некоторых местах устраивают трапезу каждый год в тот день, когда человек был введён в союз праотца нашего Авраама, и это прекрасный обычай, представляется мне очень похвальным, но в нашем доме так не делали».
В Иерусалимском Талмуде (Рош а-Шана 3, 8) сказано, что в день рождения человека его созвездие (под которым он родился) усиливается. В соответствии с этим сказал Рав Хаим Каневский (книга Дэрэх аСиха, недельной главе Вайешев, и см. книгу Гам ани одэка 81), что, если человеку предстоит операция и есть возможность провести её в день его рождения, следует воспользоваться такой возможностью, потому что в это время созвездие человека усиливается.
Ещё передают от имени рава Элияу Лупиана, что в день рождения человека его молитва бывает услышана (рав Элияу ссылается в этом случае на мнение каббалистов).
Большинство мудрецов Израиля, как мы упомянули, не отмечали свой день рождения, но часть мудрецов соблюдала в этот день особые обычаи.
Так, например, Хатам Софер обычно завершал в этот день изучение Пятикнижия со своими учениками (Минhагэй Хатам Софер 7, 14).
А рав Хаим Фалажи пишет (в своей книге От лэ-Хаим 555), что хорошо в этот день давать цдаку (пожертвования, милостыню).
Ктав Софер пишет (респонсы Ктав Софера, Йорэ Дэа 148), что в свой пятидесятый день рождения завершил изучение талмудического трактата, выступил с толкованиями Торы и при стечении народа произнёс благодарность Всевышнему за то, что Он дал ему дожить до этого возраста. Сын его пишет (в предисловии к комментарию Ктав Софера к Торе), что отец каждый год в день своего рождения завершал изучение талмудического трактата.
А в шестидесятый день рождения особенно важно устроить трапезу, т.к. сказано в трактате Моэд Катан (28а): «Рав Йосеф, когда исполнилось ему шестьдесят лет, устроил трапезу для мудрецов и сказал: “Избежал я карета”». (Карет — «отсечение души», наказание от руки Небес, которое полагается за некоторые преступления. Это наказание, в частности, состоит в том, что человек умирает, не дожив до шестидесяти лет).
День рождения для баалей тшува [↑]
Всё перечисленное приемлемо для тех, кто изначально вырос в традиционной еврейской среде. Когда же речь идёт о баалей тшува, то тут надо учесть дополнительные аспекты.
У многих есть несоблюдающая часть родственников, которые привыкли отмечать день рождения (свой и не свой) в кругу семьи и друзей. С одной стороны, не следует сразу отрешаться от связи с близкими людьми. Хотя бы, потому что вам самим это, по-видимому, ещё необходимо. Но, с другой стороны, надо быть осторожным в своих намерениях.
Порой случается, что именинник, с самыми «благими намерениями», захочет превратить день своего рождения в день кирува — приближения родственников к Торе… К сожалению, богатый опыт подобных «кирувов» подсказывает, что результат таких дней рождений самый печальный, с точностью наоборот: обиды, ссоры, недоразумения, рихук (отдаление)… Ведь родственники не «керувиться» приходят, да и к тому же… «кирувить» надо уметь. Так или иначе, за исключением случаев, когда заранее известно, что родственники благожелательно относятся ко всему еврейскому и их эта встреча обрадует, не стоит ради этого специально устраивать день рождения.
ЕВРЕЙСКИЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Традиции празднования дня рождения
Порядок вызова к Торе
Что такое еврейский день рождения?
Принято отмечать день рождения по еврейскому календарю. Вычислить еврейскую дату своего дня рождения можно в разделе пересчет дат.
Говорится в наших святых книгах, что в день, когда человек родился (а имеется в виду именно еврейская дата), его звезда возвышается и усиливается, и поэтому он может изменить к лучшему то, что ему предначертано на грядущий год.
Традиции празднования дня рождения
Существует традиция, идущая возможно от учеников великого кабалиста Ари, отмечать свой день рождения особыми молитвами и изучением Торы.
Сказали наши мудрецы: «На трех вещах стоит мир — на молитве, на Торе и на милосердии». Это имеет отношение как к миру в целом, так и к миру каждого отдельного человека. В день рождения нужно постараться уделить время этим трем вещам: сосредоточенно прочесть отрывок из молитвы, изучить что-нибудь из Торы и сделать пожертвование на благотворительные цели.
Для мужчин крайне желательно в субботу перед днем рождения быть вызванным к Торе. Для этого нужно прийти в синагогу на молитву.
Для женщин очень важно в пятницу, перед субботой, предшествующей дню рождения, зажечь дома субботние свечи. Замужние женщины зажигают две свечи, незамужние — одну. Свечи зажигают за 18 минут до захода солнца.
В этот день человеку даруется свыше понимание того, в чем состоит его путь, а потому в день рождения стоит выделить время для того, чтобы подумать о жизни. Ведь у каждого из нас есть уникальная, только ему данная способность улучшить этот мир, сделать его более духовным.
И, конечно, день рождения — это день радости, ведь Б-г дал нам жизнь и возможность сделать этот мир лучше, поэтому принято устраивать вместе со всей семьей и с друзьями, чтобы принятие хороших решений было пронизано радостью.
Алия ле Тора. «Поднятие» к Торе
Утренняя молитва по субботам начинается в 10 часов утра. Если вы никогда не были на молитве, и не знаете правил поведения в синагоге, вы можете получить информацию об этом в разделе правила поведения в синагоге, или обратиться за консультацией в информационный отдел
по телефону +7 (812) 713-81-86. В любом случае, Вас доброжелательно встретят, все подскажут и помогут.
Порядок вызова к Торе
Вызванный к Торе подходит к ней и раскрывает свиток, держась за рукоятки деревянных стержней, на которые тот намотан. Ему показывают начало и конец отрывка, который будут читать; он прикасается кистью талита к свитку в начале и в конце читаемого отрывка и целует ее, потом сворачивает свиток и произносит, склонившись:
БАРУХ ЭТ АДО-НАЙ АМЭВОРАХ
«Благословите Г-спода благословенного!»
БАРУХ АДО-НАЙ АМЭВОРАХ ЛЭОЛАМ ВАЭД
«Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!»
Вызванный к Торе повторяет ответ общины и после этого произносит браху:
БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЕХ АОЛАМ АШЕР БАХАР БАНУ МИКОЛЬ ААМИМ ВЭНАТАН ЛАНУ ЭТ ТОРАТО
«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, избравший нас из среды народов и даровавший нам Свою Тору. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!»
После того как отрывок прочитан, вызванный к Торе прикасается кистью талита к месту, где кончается отрывок, затем к месту, где он начинается, целует кисть, сворачивает свиток и произносит заключительную браху:
БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЕХ АОЛАМ АШЕР НАТАН ЛАНУ ТОРАТ ЭМЭТ ВЭХАЙЕЙ ОЛАМ НАТА БЭТОХЭЙНУ. БАРУХ АТА АДО-НАЙ НОТЭН АТОРА
«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам истинную Тору и даровавший нам вечную жизнь. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!»
Как отпраздновать еврейский день рождения в Петербурге
День рождения в ресторане Лехаим
Ресторан «Лехаим» при Большой Хоральной синагоге Петербурга приглашает Вас отпраздновать день рождения и в качестве подарка дарит скидку в 15% на проведение торжества. Ресторан рассчитан на двести посадочных мест. В «Лехаиме» два больших просторных зала на 50 и 150 посадочных мест — общей площадью около 220 кв. м. с изысканным европейским интерьером. Это кошерный ресторан, в котором процесс приготовления пищи полностью соответствует всем религиозным требованиям. Вопросы кашрута курирует лично главный раввин Петербурга Менахем Мендл Певзнер.
Кухня, естественно, еврейская, а если точнее — ашкеназская (ашкеназ — общее наименование европейских евреев). Шеф-повар ресторана Влад Надеждин, долгое время работал в Израиле, и, поэтому в меню также много блюд израильской кухни.
Еврейский календарь
Зманим
Выбранный город
Выберите город из списка:
Или найдите город в нашей базе:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Рекомендуем:
Шепот трагедии 11-го сентября
В эту субботу читают главу Ницавим
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему и как мы трубим в шофар? Краткая инструкция
Рав Мендель Агранович
Месяц Элуль: ворота открыты
Что такое Цдака?
Что такое цдака?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Каков точно закон отделения десятины?
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Кому давать цдаку?
Откуда нам знать, кто нуждается, а кто нет?
О милосердии
Заповедь давать цдаку крайне важна. Ее исполнение является одним из факторов, приближающих избавление. Сколько, когда и кому надо помогать материально?
Чем цдака отличается от маасера?
Рав Бенцион Зильбер
Мир милосердия
Мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Цдака и маасер
Рав Шломо Гольдман
Богатые должны понимать, что они назначены быть опекунами ешив и благотворительных учреждений
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать. »
Почему люди среднего достатка нередко оказываются более щедрыми спонсорам религиозных учреждений, чем миллионеры? Притча о королевской армии, которую приводит Хафец-Хаим, полностью отвечает на этот вопрос.
Евреи и богатство
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Есть ли ограничение на размер цдаки?
Рав Бенцион Зильбер
О заповеди цдаки
Рав Давид Кантарович
Бедный человек страдает дважды: ему не хватает средств на покупку необходимой еды, он теряет свой социальный статус и свое общественную значимость.
Те, кто недостаточно поддерживают.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать. »
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Праздновали ли древние евреи свои дни рождения?
Хочется узнать, праздновали ли древние евреи свои дни рождения? Спасибо, К., Россия
Отвечает рав Реувен Куклин
Большинство мудрецов Израиля не праздновали день рождения. В Торе только о фараоне сказано, что он устроил праздник в этот день: «И было, на третий день, день рождения Паро, сделал он пир для всех рабов своих…» (недельная глава Вайешев, Бэрейшит 40, 20). Можно предположить, что торжество в день рождения устраивать не следует: что праздновать? Ведь человек ещё на год приблизился к своему концу. В этот день, скорее, надо было бы устраивать что-то вроде «маленьких похорон», чтобы напомнить человеку о том, что его ждёт в конце. Один из великих раввинов прошлого века, Адрет (рав Элиягу-Давид Рабинович Тэомим) пишет в своей книге Нэфеш Давид: «Я очень сердился на тех, кто приходил поздравить меня с днём рождения и порадовать в этот день; всегда учил, что в Торе своему дню рождения радовался только фараон».
Однако если человек намерен устроить в день своего рождения трапезу благодарности Всевышнему за то, что Он дал ему жизнь, — в этом нет ничего дурного. Один из великих сефардских галахистов, Бен Иш Хай, пишет: «Некоторые каждый год устраивают трапезу в день своего рождения, и это добрый знак. И так поступают в нашем доме. И я слышал, что в некоторых местах устраивают трапезу каждый год в тот день, когда человек был введён в союз праотца нашего Авраама, и это прекрасный обычай, представляется мне очень похвальным, но в нашем доме так не делали».
В Иерусалимском Талмуде (Рош а-Шана 3, 8) сказано, что в день рождения человека его созвездие (под которым он родился) усиливается. В соответствии с этим сказал Рав Хаим Каневский (книга Дэрэх аСиха, недельной главе Вайешев, и см. книгу Гам ани одэка 81), что если человеку предстоит операция и есть возможность провести её в день его рождения, следует воспользоваться такой возможностью, потому что в это время созвездие человека усиливается.
Ещё передают от имени рава Элиягу Лупиана, что в день рождения человека его молитва бывает услышана (рав Элиягу ссылается в этом случае на мнение каббалистов).
Большинство мудрецов Израиля, как мы упомянули, не отмечали свой день рождения, но часть мудрецов соблюдала в этот день особые обычаи.
Так, например, Хатам Софер обычно завершал в этот день изучение Пятикнижия со своими учениками (Минhагэй Хатам Софер 7, 14).
А рав Хаим Фалажи пишет (в своей книге От лэ-Хаим 555), что хорошо в этот день давать цдаку (пожертвования, милостыню).
Ктав Софер пишет (Респонсы Ктав Софера, Йорэ Дэа 148), что в свой пятидесятый день рождения завершил изучение талмудического трактата, выступил с толкованиями Торы и при стечении народа произнёс благодарность Всевышнему за то, что Он дал ему дожить до этого возраста. Сын его пишет (в предисловии к комментарию Ктав Софера к Торе), что отец каждый год в день своего рождения завершал изучение талмудического трактата.
А в шестидесятый день рождения особенно важно устроить трапезу, т.к. сказано в трактате Моэд Катан (28а): «Рав Йосеф, когда исполнилось ему шестьдесят лет, устроил трапезу для мудрецов и сказал: “Избежал я карета”». (Карет — «отсечение души», наказание от руки Небес, которое полагается за некоторые преступления. Это наказание, в частности, состоит в том, что человек умирает, не дожив до шестидесяти лет).