как узнать гамму монитора
Описание тестов монитора
Добро пожаловать
monteon — сервис для теста монитора компьютера или дисплея мобильного устройства. С помощью тестовых экранов вы можете легко настроить параметры вашего монитора, чтобы получить наилучшее качество изображения. Ряд тестов помогут вам оценить качество изображения монитора. Даже с первых тестовых экранов, вы можете откалибровать монитор, отрегулировав яркость, контрастность, фазу синхронизации, резкость и гамму-коррекцию монитора.
Если у вас установлены какие-либо системы управления цветом, действующих в операционной системе или дополнительное корректирующее ПО видеокарты, рекомендуется отключить их в первую очередь. Для начала необходимо внести корректировки в настройки монитора, чтобы его характеристики были как можно ближе к идеалу, насколько это возможно, и только после этого использовать какое-либо программное обеспечение управления цветом, чтобы компенсировать любые малые возможные отклонения или недостатки.
Далее описано что и как можно проверить с помощью тестов сервиса monteon, на что следует обратить внимание и прочие полезные советы.
Цветопередача
Этот классический шаблон используется для проверки настройки основных цветов и оттенков. В настоящее время особых проблем с передачей цвета обычно не возникает (особенно на LCD мониторах), так что вам скорее всего даже не нужно изменять эти настройки. Этот тест может быть использован для проверки того, что монитор правильно отображает цвета без каких-либо артефактов. Если ваш монитор поддерживает фильтры (или имеется ПО фильтрации цветов), то вы можете с помощью таких фильтров проверить, что монитор четко передает цвета без примесей (т.е. например, при использовании красного фильтра, красная полоса не должна менять оттенок).
Битые пиксели
В современных мониторах для цветовоспроизведения используется цветовая модель RGB (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий). Каждый пиксель экрана состоит из трех каналов. Смешивание этих трех цветов в разной интенсивности дают различные цвета, одинаковой интенсивности — оттенки серого. В серии тестов цветопередачи имеются одноцветные шаблонные экраны. В этих тестах используется только один определенный цветовой канал. Отдельно красный экран, отдельно зеленый и отдельно синий.
Эти тесты кроме полноты цвета канала позволяют сделать проверку на битые пиксели или как их еще называют — мертвые пиксели. Для проверки на битые пиксели необходимо на одноцветном тестовом экране внимательно просмотреть весь экран. На нем не должно быть черных точек. Проверять нужно каждый канал, т.к. каждый пиксель состоит из трех каналов. Поэтому совсем не обязательно, что если на одном канале все хорошо, то и на другом будет все в порядке. Если вы нашли черную точку на одном из этих тестов — значит вы нашли битый пиксель.
Определенно, наличие дефекта даже в одном из каналов пикселя, приведет к искажению цветовоспроизведения в данном пикселе (точке). Наличие нескольких мертвых пикселей нормально для старых мониторов, но новый не должен иметь таких дефектов.
В данной серии дополнительно имеются цветовые тесты смешивания каналов: желтый цвет (красный+зеленый), пурпурный (красный+синий), голубой (зеленый+синий) и белый (красный+зеленый+синий).
Градиенты
В данной серии тестов представлены экранные шаблоны с плавными градиентами. Все градиенты должны отображаться гладко, без каких-либо полос, линий и резкой перемены цвета. Полосы появляются если монитор не в состоянии правильно воспроизвести истинные цвета и плавный переход. Хороший монитор будет отображать совершенно плавный переход.
Мерцание
На многих VGA-мониторах необходимо корректировать так называемый параметр clock/phase (синхронизация фазы). Данные тестовые изображения лучше всего рассматривать в полноэкранном режиме. На большом расстоянии от монитора они должны выглядеть серыми. При близком рассмотрении должен быть четко виден мелкий узор чередующихся контрастных пикселей (черных и белых).
При неправильно настроенной синхронизации, изображения мерцают или создается впечатление «бегающих пикселей». Или если изображения выглядят сплошным серым цветом (не видно точек даже при близком рассмотрении) или есть черно-белые полосы (вертикальные или изогнутые), то также необходима корректировка.
Большинство мониторов имеют функцию автоматической настройки данного параметра. Обычно она называется «Auto» или «AutoSet». В зависимости от типа монитора могут быть опции ручной настройки.
Резкость
Резкость очень важна. Резкость отвечает за уровень четкости границы между светлыми и темными участками. Например, если вам кажется, что буквы текста размыты, то скорее всего уровень резкости недостаточен. Настроив определенный уровень резкости на дисплее можно получить приятный для глаза картинку или текст. Но чрезмерная резкость так же плохо, как недостаточная.
В отличие от яркости, контрастности, цвета и оттенка, не существует «идеального» уровня резкости. Т.к., по крайней мере частично, восприятие и оптимальное значение резкости изображения зависит от целого ряда факторов, включая способ отображения, размер экрана и как далеко вы обычно находитесь от экрана.
На тесте, пример которого приведен выше, при достаточном уровне резкости вы должны четко видеть мелкие узоры в шахматном порядке. При недостатовной резкости некоторые квадраты сливаются в сплошной серый цвет. Центральный круг должен четко выделяться.
На другом тесте вы должны видеть четкие прямогуольники и линии без размытых краев, ореолов и прочих артефактов. Диагональные линии также должны быть ровными.
Контрастность и яркость
В данной серии тестов на изображениях вы должны видеть четкие границы между полосками и квадратами. Если какие-то участки сливаются и становятся одного цвета или не видны на фоне вовсе, то значит необходимо отрегулировать яркость и контрастность. На хорошем мониторе, вы должны увидеть равные ступени яркости во всем представленном в тестах диапазоне и во всех цветах.
Зонная яркость
Этот тест хороший способ проверить уровень общего воспроизводства яркости, и не плохой шаблон для проверки четкости. Центральная часть экрана должна выглядеть гладкой и чистой. Дальше от центра, ближе к краям, контуры должны cтановиться все более и более резкими и менее гладкими. Ближе к краям экрана могут появиться мнимые ложные концентрические окружности. Если эти контуры яйцевидные или овальные, то что-то не так. В углах экрана возможен небольшой, почти незаметный спад яркости. Если спад яркости большой или же все сливается, то это не так хорошо.
Геометрия и сетки
Эти тесты предназначены для проверки правильной геометрии и вписываемости воспроизводимого монитором изображения.
Отсечение изображения
Не каждый дисплей на самом деле показывает вам каждый пиксель, который передается видеокартой монитору. Этот тест покажет вам, как часть изображения отсутствует. Если монитор настроен правильно, вы должны увидеть белую линию на внешней кромке всех пронумерованных прямоугольников по всему краю экрана. Если у некоторых прямоугольникв не хватает внешней белой линии у края экрана, то это значит, что край изображения обрезается. Номер у такого отсеченного прямоугольника показывает как много пикселей не хватает на этом краю экрана.
Формат 16:9
Тест, пример которого приведен выше, предназначен для проверки широкоформатных дисплеев с соотношением сторон 16:9. Здесь вы должны увидеть сетку из 16 одинаковых квадратов по горизонтали и 9 таких же квадратов по вертикали. По углам должы быть видны окружности правильной формы. Если вы их не видите или они отсечены или искажены, то ваш монитор либо не поддерживает соответствующий режим, либо необходимо настроить масштабирование изображения, которое может быть в сервисном меню дисплея.
Как проверить и настроить монитор
В этой статье я хочу рассказать о проверке калибровки монитора и порекомендовать несколько программ для его настройки в домашних условиях. Сразу оговорюсь, что мониторы с матрицей типа TN мало подходят для серьезной работы с изображениями. Одной из причин является изменение цвета и яркости изображения при просмотре под углом. К тому же, на них очень трудно или практически невозможно использовать программную калибровку.
Мониторы, имеющие матрицу, сделанную по технологии IPS, лишены этого недостатка. Их можно корректно настроить без использования специальных аппаратных калибраторов (хотя, калибратором конечно проще и быстрее).
В настоящее время мониторы с матрицей IPS значительно подешевели, к примеру, мониторы с диагональю 21 дюйм можно купить за сумму в пределах 6000 рублей.
Сначала нужно проверить, как ваш монитор воспроизводит тона в градациях серого, то есть его яркость, контраст и гамму. Для этого можно использовать специальные обои RealColor. Нужно скачать обои с разрешением, соответствующим разрешению вашего монитора, открыть на весь экран и внимательно просмотреть все шкалы с расстояния обычного просмотра.
Подробные инструкции по использованию обоев прилагаются.
Более интересным является следующий тест. При хорошей настройке монитора с расстояния 60-70 см вы должны увидеть равномерный серый градиент, без посторонних цветовых оттенков. Если вы видите цветные полосы, значит ваш монитор не откалиброван.
Аналогично для следующих изображений, в идеале вы должны увидеть равномерно серый экран
Для просмотра на весь экран кликните по картинке
Для просмотра на весь экран кликните по картинке
Теперь, когда вы немного расстроились, увидев разноцветные полосы, кружки и буквы, предлагаю исправить положение с помощью самостоятельной калибровки. Лучше всего воспользоваться платной программой Atrise Lutcurve. Программа стоит всего 25$ (чуть больше 800 рублей, в зависимости от курса доллара). К ней прилагается подробная инструкция по использованию. Помимо гаммы, с помощью этой программы можно настроить корректную цветопередачу по тестовому изображению.
Есть и бесплатная альтернатива этой программе Atrise Lutcurve. Это программа CLTest. Подробная инструкция к ней находится внутри архива в виде HTML-страницы. Дважды кликнув по ней, откройте ее в вашем браузере и следуйте пошаговым инструкциям.
Надеюсь, что данный материал поможет вам настроить монитор для конкретного отображения цветов.
Хочу предупредить, что самый лучший путь – это обратиться к специалисту для калибровки монитора, либо использовать аппаратный калибратор. Все остальное вы делаете на свой страх и риск.
Как определить цветопередачу монитора по характеристикам?
Прискорбно, но неоспоримо: все мониторы изначально показывают цвет по-разному, даже два экземпляра одной модели с серийными номерами, отличающимися на единицу. И если нет возможности рвануть в магазин и сравнить нос к носу с десяток мониторов, то приходится ориентироваться на отзывы и характеристики. Вот только отзывы бывают противоречивыми (глаза у всех разные, предпочтения тоже), а характеристики могут ввести в ступор. Если с разрешением, яркостью или диагональю все понятно, то сколько бит нужно монитору? Что такое цветовой охват sRGB/NTSC и сколько процентов необходимо? Стоит ли переплачивать за монитор с сертификатом Pantone? У какой матрицы лучше цветопередача? Ломали голову над этими вопросами? Отлично, тогда ответы ждут вас в данном материале.
Зависимость цветопередачи от типа матрицы
Любые разговоры об умении монитора достоверно отображать цвета стоит начинать с типов матрицы.
Большинство TN-матриц не выдерживают никакой критики, когда речь заходит об отображении цветов. Их конек ― это быстрый отклик и дешевизна.
VA-экраны можно поставить на ступеньку выше, однако точность цветопередачи у них тоже не идеальная. Впрочем, в последнее время на рынке все чаще появляются VA-мониторы для дизайнеров с хорошими углами обзора, натуральной цветопередачей и ценниками чуть ниже IPS.
IPS в этом плане лучшие: они могут похвастаться не только точной цветопередачей, но и широким динамическим диапазоном вкупе с оптимальными показателями яркости и контрастности. Все это тоже важные параметры, влияющие на восприятие цвета. Именно поэтому дизайнеры предпочитают работать именно на IPS-мониторах.
PLS ― это «продвинутая» разновидность IPS, которую развивает Samsung. На самом деле убедительных доказательств преимущества PLS перед IPS не существует, а двух на 100% идентичных мониторов с такими матрицами для сравнения лоб в лоб мы, к сожалению, не встречали.
Глубина цвета и битность монитора
Большинство среднестатистических мониторов, которые стоят у нас дома или на работе, используют классическую 8-битную матрицу.
Для начала давайте немного разберемся с битами. Бит ― это разряд двоичного кода, который может принимать одно из двух значений, 1 или 0, да или нет. Если говорить о мониторах и пикселях, если бы это был пиксель, он был бы абсолютно черного или абсолютно белого цвета. Для описания сложного цвета это не самая полезная информация, поэтому мы можем объединить несколько бит. Каждый раз, когда мы добавляем биты, количество потенциальных комбинаций удваивается. Один бит имеет 2 возможных значения, собственно ноль и единицу. В двух бита мы можем уместить уже четыре возможных значения ― 00, 01, 10 или 11. В трех битах количество вариантов вырастает до восьми. И так далее. Итоговое количество вариантов равняется являться двойке, возведенной в степень количества бит.
Фактически «битовая глубина» определяет возможности минимального изменения оттенка, которое способен отобразить монитор. Грубо говоря, метафорический монитор с двухбитным цветом сможет отобразить лишь 4 оттенка базовых цветов: черный, темно-серый, светло серый и белый. То есть пестрые картины импрессионистов он сможет показывать лишь в режиме «оттенки грязи в луже». Классическая 8-битная матрица отображает 16.7 миллионов оттенков, а профессиональная 10-битная выдает более миллиарда оттенков, обеспечивая максимальную точность и детализацию цветовой палитры.
Вот как черно-белый градиент будет выглядеть на разной битовой глубине
Что такое FRC и псевдо 8- и 10-битные матрицы?
Отлично, с битностью мы вроде как разобрались, но что такое FRC? В паспортных данных мониторов частенько встречается характерика в духе 6 бит + FRC или 8 бит + FRC. Это хитрость, которая позволяет добиться большей глубины цвета на ЖК-дисплеях, не увеличивая его битность. Она позволяет увеличить количество отображаемых оттенков за счет покадрового изменения яркости субпикселя, благодаря чему глаз будет воспринимать один и тот же цвет, как целую палитру его оттенков. Подобные ухищрения позволяют монитору отобразить недостающие цвета с помощью имеющейся палитры, а обычная 8-битная матрица может отобразить целый миллиард цветов, характерный для 10 бит, вместо обычных для нее 16 миллионов.
Если перевести этот разговор в плоскость «так что брать?», то советуем не экономить на 6bit+frc матрицах, так как стоят они плюс минус-так же, как и обычные 8-битные мониторы. Если вы не эстет и не обладатель орлиного зрения, то такой матрицы хватит для повседневной работы, игр и мультимедиа. Ну, а раскошеливаться на 10-битные дисплеи целесообразно если:
Методика тестирования ЖК мониторов
В сознании интернет-сообщества давно сложилось мнение о том, кто есть оверклокер, чем он занимается и интересуется. По мнению многих, если ты с Overclockers.ru, то твоя единственная цель выжать из своего “железного друга” больше, чем в него заложено, а ничего кроме “крутых” материнских плат, оперативной памяти, видеокарт и киловаттных блоков питания его не интересует. К счастью это не так. После нескольких недель\месяцев\лет потраченных на upgrade главных составляющих и последующей борьбы (разгона) со своим обновленным ПК человек успокаивается, и в дальнейших планах появляется покупка совершенно другого типа железа, к которому относятся: принтеры, сканеры, акустика, мониторы. Из этого списка мы решили выбрать последнее.
Именно с этой статьи на нашем сайте открывается новая обзорная колонка по тестированию ЖК мониторов. За счёт большого объёма методики, для неё было решено выделить отдельную статью.
Кроме самой методики, в этой статье даются пояснения по самым важным аспектам тестирования, а так же несколько советов по тому, на что стоит обратить внимание при выборе ЖК монитора.
реклама
По мере обновления и совершенствования методики, все соответствующие изменения и дополнения вы сможете обнаружить в конце этой статьи.
Тестовый стенд
С учётом того что в тестировании мониторов основная часть комплектующих ПК не играет никакой роли, приведём лишь важные составляющие:
Мониторы для субъективного сравнения с тестируемыми экземплярами:
Оба монитора откалиброваны по стандарту sRGB для ЖК мониторов (Гамма 2.2, 6500K, 100 кд\м 2 ).
Используемое программное обеспечение
Технические характеристики и комплект поставки
Кроме указания паспортных данных, мы даём оценку комплекту поставки. Наличие в комплекте необходимых сигнальных кабелей, а так же полного руководства по установке и настройке монитора приветствуется.
реклама
Внешний вид, эргономика и коммутация
Здесь мы даём субъективную оценку по дизайну монитора. Определяются возможности регулировки экрана: по наклону, повороту монитора вокруг вертикальной оси, регулировке высоты (из расчёта высоты от стола до нижней кромки экрана). Так же учитываются дополнительные возможности в виде разворота экрана в портретный режим и установке VESA-совместимого кронштейна на место стандартной подставки.
Наличие таких портов как HDMI, D-Sub, S-Video, компонентного (YPbPr), желательно, впрочем, отсутствие таковых вовсе не является недостатком. Коммутационный разъём DVI является основным, поэтому при его отсутствии тестируемому монитору ставится жирный минус.
Меню и управление
В первую очередь здесь мы оцениваем удобство управления монитором. Имеется ли возможность настройки яркости и контрастности без входа в основное меню. Оценивается возможность переключения предустановленных режимов изображения, при условии, что таковые имеются. Даётся оценка по организации экранного меню и удобства навигации в нём.
Цветовой охват
Цвет может быть представлен в природе, на экране монитора, на бумаге. Во всех случаях возможный диапазон цветов, или цветовой охват (gamut), будет разным.
В дальнейшем полученный цветовой охват накладывается на CIE диаграмму, так же известную как цветовое пространство CIE 1931. Оно представляет собой модель, описывающую весь цветовой спектр воспринимаемый человеческим глазом. По полученным данным цветовой охват монитора сравнивается с цветовыми пространствами sRGB, AdobeRGB и делается соответствующий вывод.
реклама
В случае же использования одного монитора с “расширенным” цветовым охватом, единственным выходом из сложившейся ситуации станет калибровка монитора и дальнейшее профилирование (программная корректировка гамма-кривых и создание профиля с описанным в нём цветовым охватом монитора). Но даже после этого, обладателю такого монитора придётся попотеть. При желании увидеть настоящие цвета на фотографии (то, как видел их сам создатель) вам придётся использовать специальные программные продукты, которые при выводе изображений на экран будут работать с созданными профилями. К таким программам можно отнести некоторые продукты Adobe, а так же несколько популярных средств просмотра изображений (FastStone Image Viewer, FastPicture Viewer, XnView, ACDSee Prof). При работе с профилями, программы учитывают описанное в них цветовое пространство рабочего монитора, вследствие чего весь цветовой спектр приводится в норму, а точнее к sRGB настолько, насколько это возможно.
К сожалению и здесь без ложки дёгтя не обойдётся. Хотя мониторы с “расширенным” цветовым охватом и занимают большую площадь CIE диаграммы по сравнению со стандартным охватом, но весь диапазон цветов sRGB подобные мониторы не покрывают – жёлто-зелённые оттенки они показывают хуже стандартных мониторов. Поэтому даже при работе в специальных программах с поддержкой профилей получить изображение в sRGB пространстве до конца не удастся.
Остальные же программные продукты, как сама оболочка ОC Windows, так и любимые всеми игры, на используемый профиль монитора отзываться не будут. Если же вы используете операционные системы Mac, то никаких ограничений на использование профилей не накладывается, они работают везде. Именно в связи с этим многие дизайнеры и фотографы переходят на Mac ОС… меньше проблем, больше времени на работу.
Впрочем, если вы приобретаете монитор исключительно для кино, работы с текстом, игр, общения в интернете, и точность цветопередачи стоит на последнем месте, то описанные выше недостатки можно списать на НЕТ.
Яркость и контрастность
реклама
В нашей лаборатории показатели яркости и контрастности измеряются для каждого из режимов монитора. Колориметром Eye-One с помощью программного обеспечения LaCie Blue Eye Pro производится замер яркости белого и чёрного полей, отношение этих величин даёт нам значение контрастности монитора. Полученные значения заносятся в таблицу.
В дополнение к полученным результатам, проводятся дополнительные измерения при специальных настройках монитора:
реклама
Яркость мониторов, которая указывается в характеристиках, зачастую избыточна. Ничего хорошего в значениях 400-500 кд\м 2 нет. При работе в интернете, редакторах текста, такая яркость будет давить на ваши глаза, а при частой продолжительной работе возможно резкое снижение остроты зрения.
Гамма-кривые
реклама
На приведённой диаграмме хорошо видно, что из себя представляют гамма-кривые отличные от показателя гаммы 2.2. Так же можно заметить, что на самых тёмных областях и самых светлых графики сливаются воедино, и никакой разницы в цветопередачи на этих участках мы не увидим; другое дело оттенки от 30 до 240.
Для замера гамма-кривых используется колориметр Gretagmacbeth Eye-One Display 2 и следующая последовательность действий:
реклама
Основой для выбора именно такого количества цветовых патчей, стала более высокая точность получаемых данных относительно колориметров других известных фирм, где для оценки гамма-кривых используется ПО, идущее в комплекте, с замером всего лишь 10-15 цветовых патчей на каждый градиент.
Для большей наглядности на графике жирной чёрной линией отмечена целевая гамма 2.2 (Target), принятая за эталон.
реклама
На представленном выше примере, мы видим, что гамма-кривые практически ложатся на целевую прямую. Картину портит синяя кривая, приподнятая относительно гамма-кривой 2.2. На практике это может означать, что часть тёмных оттенков будет светлее, чем положено, причём некоторые из них будут совершенно не отличимыми за счёт одинаковой яркости.
Все остальные возможные примеры, как более удачные, так и наоборот, будут подробно рассмотрены в наших будущих обзорах.