как узнать год выпуска часов зим
Как узнать год выпуска часов зим
Постановление Совета Труда и Обороны СССР № 292 от 21 апреля 1935 г.
Об организации часового производства на заводах НКТП [народного комиссариата тяжёлой промышленности]
Понятно, что не всем планам суждено было сбыться. Тем не менее, документ является фундаментальным — он дал толчок часовому производству на ЗИМ и пензенском ЗИФ, производству секундомеров, часов Тип 1 на 2-м Государственном часовом заводе, так называемому «Генеральскому хронографу» и будущим «Штурманским». А возможно и послевоенной «Победе».
Вот как о создании часового производства на ЗИМе рассказывается в книге, посвящённой истории завода:
ЗИМ ЧК-6 («часы карманные, секундная стрелка на 6 часах») — интересные часы, первенец сотрудничества СССР с фирмой LIP (Франция). Ранний карманный ЗИМ был точной копией LIP — только задняя крышка была «хлопушка», а не на шарнире, и кольцо было более плоским — не под шатлен (цепочка для карманных часов), а под сыромятный ремешок.
Изучив фотографии часов и реальные экземпляры карманных ЗИМов, можно сделать следующие выводы. Встречаются в основном следующие типы механизмов ЗИМ ЧК-6:
Из приведённого ниже документа ясно, что в 1940 году карманный ЗИМ вовсю выпускали, причём уже под «крышей» Наркомата боеприпасов, а не НКТП (что логично — ведь основной продукцией ЗИМа и были боеприпасы):
786 О ставке налога с оборота на карманные часы «ЗИМ» производства предприятий Наркомата Боеприпасов.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Установить с 1 июля 1940 г. на карманные часы «ЗИМ» производства предприятий Наркомата Боеприпасов ставку налога с оборота в размере 60% к розничной цене за вычетом из неё торговой скидки.
2. Установленную настоящим Постановлением ставку налога с оборота применять к оборотам по счётам, оплаченным с 1 июля 1940 г.
3. Поручить Народному Комиссариату Финансов СССР внести изменения в финансовый план на 1940 год Наркомата Боеприпасов.
4. Считать утратившим силу с 1 июля 1940 г. п. 3 Постановления Экономического Совета при Совнаркоме СССР от 27 февраля 1939 г. № 174 «О розничных ценах на часы» в части ставки налога с оборота на карманные часы марки «ЗИМ».
Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР Н. Булганин.
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР Я. Чадаев.
Москва, Кремль. 7 декабря 1940 г. № 2464.
Этот документ косвенно подтверждает теорию о том, что позолоченные механизмы без маркировки — довоенные, возможно фирмы LIP (на интернет-аукционах и в коллекциях нет часов с маркировкой ранее 1946 года).
Сбору и систематизации информации о карманных часах ЗИМ калибра ЧК-6 посвящена эта тема на российском часовом форуме.
К-26 — означает «Калибр 26», то есть с диаметром механизма 26 мм. Механизм на 15 камнях изначально был копией французского калибра LIP-26 и отличался простотой и надёжностью. Наручные часы с K-26 ЗИМ (сначала — под маркой «Победа», марка ЗИМ появилась позже) начал выпускать, как было сказано выше, со второй половины 1950 года, одновременно прекратив производство карманных часов. (Есть версия, что производство карманных часов прекратилось всё-таки позже — просто их производили без маркировки механизма.)
Закончилось производство наручных часов на ЗИМе в начале 2000-х годов, одновременно с закрытием предприятия (часы официально выпускались до 2002 года, но и много позже из комплектующих, оставшихся от производства, в Самаре часовщики собирали эти часы, и они пользовались спросом). Таким образом, ЗИМ выпускал часы на основе механизма К-26 дольше всех остальных заводов, правда, следует признать, последние пару десятилетий качество исполнения этих часов явно оставляло желать лучшего. ЗИМ оказался очень плодовитым в плане количества вариантов оформлений — их едва ли не больше, чем у всех остальных советских часовых брендов. Одних только типов корпусов использовалось более 20!
Часы ЗИМ относились ко второй категории сложности и точности (третьей не существовало). То есть по своим техническим характеристикам они не были эталоном часов. Но и цена у них была невысока — сейчас бы сказали «эконом-класс». Калибр К-26 ЗИМа считается примитивным (нет противоударного устройства оси баланса, автоподзавода, точность хода не на самом высоком уровне). Корпус часов ЗИМ, который изготовлялся по устаревшим технологиям, был недолговечным и в процессе эксплуатации достаточно быстро терял изначальный вид. Но зато никто в СССР не делал таких красивых и разнообразных циферблатов — циферблаты на этих часах порой устанавливали просто изумительные! Очень красивы модели с двухцветными черно-белыми циферблатами, циферблатами с секторной разметкой, со звездой на циферблате (был импозантный вариант таких часов с черным циферблатом).
Часы ЗиМ: сделано в СССР
Очень часто мы выбрасываем одежду или аксессуары, которые вышли из моды. Я тоже придерживаюсь принципа и советую другим избавляться, по возможности, от лишних вещей в доме. С другой стороны, если бы так поступали все, понятию «винтаж» просто не нашлось бы места в нашей жизни. Давайте будем благодарны тем, кто на протяжении многих лет и десятилетий хранит у себя прекрасные артефакты прошлого.
Как бы мы ни относились к советскому периоду нашей истории, трудно оспаривать очевидные достижения во многих областях. Самыми заметными, конечно, были успехи в крупных отраслях, связанных с имиджем страны на международной арене, космонавтике и вооружении. Всему, что производилось для обычного жителя, как правило, придавалось мало значения. Все же, есть кое-что, чем стоит гордиться.
Советские часы – хороший пример качественной продукции для рядового покупателя. До сих пор такие марки, как «Ракета», «Полет», «Восток» пользуются большой популярностью повсеместно. Сейчас их с полным правом можно назвать мировыми брендами. Винтаж снова на высоте, и иностранцы все охотнее покупают старые русские часы. Еще более тому поспособствовал тот факт, что платежная система Paypal изменила свою политику, и российские пользователи теперь тоже могут принимать деньги на свой аккаунт. Именно с этим событием можно связать резкий рост предложений винтажных часов из России и Украины на ebay.
Не такой заметной в этом ряду, но от этого не менее привлекательной, можно считать марку ЗиМ – превосходные часы с многолетней историей. Часы ЗиМ выпускались с конца 30-х годов прошлого века на Заводе имени Масленникова – именно так звучит полное название. Фабрика находилась в Самаре, и обанкротилась, как и многие предприятия, почти одновременно с распадом СССР, в начале 90-х. В 1932-39 гг. на заводе, совместно с французской фирмой Lip, был налажен выпуск первых карманных часов под маркой ЗиМ. Во время войны, естественно, фабрика перешла на выпуск продукции для нужд фронта, и только после победы было начато полноценное производство наручных часов. В это время (1950 г.) появляется торговая марка «Победа». Логотип ЗиМ, благодаря своему запоминающемуся начертанию, в чем-то даже более удачен с позиций маркетинга. Конечно, во времена Советского Союза люди не оперировали такими понятиями. В условиях дефицита просто не было нужды в дополнительных усилиях по продвижению. Не избалованные широким ассортиментом люди, покупали все, что было в магазинах. В таких условия Завод имени Масленникова успешно существовал, и количество производимых наручных часов достигало 2,5 миллионов единиц в год.
Часы ЗиМ относились ко второй категории (третьей не существовало). То есть по своим техническим характеристикам они не были эталоном часов. Но и цена у них была невысока. Как сейчас бы сказали, эконом-класс. К счастью, и сегодня цены на винтажные часы ЗиМ очень доступны. Конечно, с каждым годом остается все меньше экземпляров в хорошей сохранности, но пока они есть.
Самое главное преимущество этих советских часов для сегодняшнего потребителя в их дизайне. Далеко не все из них можно считать образцом дизайнерского искусства, однако если чуть-чуть поискать, то можно обнаружить очень достойные экземпляры (как сказал Дональд Трамп, все самое ценное в нашей жизни достается нам в результате долгих поисков). Надо отдать должное советским конструкторам часов: очень много своей работы они сделали на совесть. Разглядывая старые Omega, популярные среди любителей винтажных аксессуаров, я не могу сказать, что они намного лучше ЗиМов того же временного периода (несмотря на огромную стоимость).
Я отобрал несколько экземпляров, которые, на мой взгляд, будут интересны любителям ретро-часов. Их отличает неброский дизайн, скромность. Чувствуется наличие вкуса у их создателей. Носить их можно как в сочетании с другими винтажными элементами в вашем гардеробе, так и отдельно. Некоторые из представленных моделей будут хорошо смотреться с костюмом. Твидовый пиджак, вельветовые брюки, потертый коричневый ремень и одни из представленных на фото часов (если к ним добавить коричневый ремешок) будут отличным комплектом на каждый день. Другие комбинации ограничены только вашей фантазией. Экспериментируйте!
Почти все представленные ниже модели пока еще можно купить на электронных аукционах (ebay и других).
САМАРА 2.0
Дизайнер ЗИМовских часов о производстве, уникальных моделях и ценности помоек
09 июня 2016, 10:01 1 900
Завод имени Масленникова — это отдельная история Самары, которая скоро останется только на бумаге. Мы готовы написать ещё одну страницу этой книги воспоминаний, рассказав историю Елены Давыдовой, дизайнера ЗИМовских часов. Как известно, военная продукция на заводе составляла почти 90%, а публичной вывеской были часы «ЗиМ» и «Победа», которые были очень популярны в народе. В лучшие времена завод имени Масленникова выпускал в год до 2,5 миллиона наручных часов. Они продавались в магазине «Секунда», что на улице Куйбышева.
— Вы знаете, что часы производства завода имени Масленникова имели прекрасный и надёжный механизм? — начинает рассказывать Елена Давыдова. — Насколько я помню, выпуск наручных часов в Куйбышеве наладили в 1936 году. Взяли за основу швейцарскую технологию, завезли оттуда станки, которые до последнего стояли в наших цехах. И, кстати, механизм ни разу не менялся, до такой степени он был совершенен. И вот я сама помню, как к нам в часовой цех номер 12 приходили старички и старушки обновить часы и приносили образцы еще довоенного выпуска. Наши мастера их вскрывали, обследовали и говорили, что сам механизм безупречен. Как правило, корпус «покоцаный», циферблат стерся, вот и все поломки. Им ставили новые, и я помню, как мастера говорили, что еще детям и внукам эти часы служить будут.
Сама я пришла на ЗиМ в 1989 году. Часовое производство — это 23 и 12 цех. 23 — непосредственная сборка механизмов, а 12 — подготовительный, в котором делали корпуса и циферблаты.
Разумеется, мы все знали про военную продукцию. При приеме на завод прошли инструктаж, дали подписки всякие о неразглашении. Но в военные цеха нам доступа не было, они были закрыты. Наше часовое производство секретным не было, но в сборочном цехе дисциплина тоже была военная, и стерильная чистота. Если мы, инженеры 12 цеха, шли к ним по какой-нибудь необходимости, нам выдавали белый халат, тапки и шапочки.
Я работала художником. Не одна, конечно, у нас была целая команда замечательных людей. Елена Николаевна Мухина, инженер-конструктор и одновременно дизайнер циферблатов и корпусов, настоящий самородок, я перед нею преклоняюсь, Володя Трофимов и я.
Мы работали и над серийными моделями и по индивидуальным заказам. Корпуса были разные: и круглые, и квадратные, и золотые, и с титановым напылением. Но если корпуса меньше обновлялись — там технология труднее, то циферблаты можно рисовать до бесконечности. Другие циферки, другой фон, новые значки. Мы делали даже так называемые «высадные знаки», если не приглядываться, очень похоже на бриллианты, только металлические. Технология была великолепная. И возможности были у завода колоссальные.
Например, на химическом производстве делали всякие покрытия. В нашем часовом цехе была очень хорошая база для многоцветной печати по циферблатам. В России это нигде не делалось. Максимум, что умели на других заводах, это 2-3 цвета. У нас же была цифровая печать почти как в типографии. Мы с Володей Трофимовым делали циферблаты по 8 — 10 цветов! Технология такая: на каждый цвет берется своя матрица. Матрица — это брусок с зеркальной поверхностью. И там методом травления через фотопечать как бы вырезается рисунок, который необходимо напечатать. Наши печатницы подбирали цвет, проводили по матрице шпателем, и там, где был вытравлен рисунок, оставалась краска. Потом они брали резиновую грушу и с её помощью переносили краску на циферблат. Три оттиска сделают, опять мажут краской. Работа очень тонкая, всё вручную. Сложность в том, что надо очень точно совместить цвета, чтобы один вошел в другой, и чтобы цифры были строго по градусам.
В конце 90-х и начале нулевых появилась мода заказывать часы к праздникам и юбилеям, даже по одному экземпляру. Чеченцы заказали мне прямо перед войной портрет Шамиля. Там еще такая надпись была, пардон, «Имам Шамил досула наибал», что означает «Преданные наибы Шамиля». Вот значит, я этого Шамиля делаю, а мне чеченец говорит: напиши «Шамиль». Ну ладно, соглашаюсь. Он дальше продолжает: «И про наибов пиши». Я отвечаю: «Ну уж нет, я такого безобразия писать не буду». Так и остался портрет и его имя. Делала я часы для Гейдара Алиева, Президента Азербайджана. Была бесконечная череда портретов Ленина, Сталина. Почти всем нашим ВУЗам делала юбилейные часы, многим московским организациям. У нас же дёшево было.
Я не могу сказать, сколько я сделал часов, посчитать не смогу. Самые сложные были, конечно, портретные часы, потому что надо было написать портрет в миниатюре.
Да, я точно сделала последние ЗИМовские часы в 2004 году. Это были часы к юбилею Трамвайно-троллейбусного управления. Для этого я съездила к ТТУ, перерисовала старинный трамвай, и на циферблате изобразила его. Циферблат был неплохой, но вот за механизм я уже ручаться не могу, потому что все хорошие специалисты уже тогда в завода ушли.
В последний год работы я осталась одна. И за дизайнера, и за инженера, и даже за секретаря, на три ставки. Тогда я научилась сама травить матрицы, хотя это очень сложно. Зарплата у меня была три тысячи рублей, да их еще и не платили вовремя. Поэтому я ушла. И мне ещё долго звонили с предложениями делать часы. Но всё уже, время ушло.
У меня ноги плохо ходят, я всё на велосипеде езжу. В прошлом году заезжала на завод. 23 цех — как после атомной бомбежки, один короб, все перекрытия убрали, а мой родной 12 цех вообще снесли. Там жуть, как будто ковровыми бомбардировками всё сгладили, одни руины. Сейчас в Самаре часы не делают».
Квартира Елены Давыдовой похожа на частный музей. Как будто бы старинная мебель, картины, за которыми обои едва угадываются, безделушки бесконечные, куклы таращат глаза то со шкафа, то с подоконника. Елена официально на пенсии, но работать не прекращает. Только теперь не за грошовую зарплату, а для себя. За последние годы уже обросла своими клиентами, для которых делает кукол. Для себя собирает всякие исторические фрагменты и ими украшает дом. На охоту они ходит по старому городу и по помойкам.
«Я выросла в центре города, и боюсь от него оторваться. Обожаю помойки. Обожаю старые дома. Так и подмывает в какой-нибудь забраться, но всё время боюсь, что меня примут или за бомжиху или за поджигательницу. Поэтому не решаюсь.