как узнать год выпуска пластинки
О чем может рассказать этикетка
Ю. Козюренко. «Наука и жизнь» №11, 1991 г.
Сканы предоставил: Журнал «Наука и жизнь». Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
В верхней ее части помещены названия ведомства-организатора выпуска грампластинки, завода-изготовителя фирмы «Мелодия», ее товарный знак — «Музыкально-стилизованная» буква «М».
Кстати, коллекционерам старых пластинок известно, что на протяжении десятилетий на месте этой буквы побывали и ласточка, несущая в клюве скрипичный ключ, и скрипичный ключ, и скрещенные лира, серп и молот, и факел, и башня со звездой.
И совсем большая редкость первые советские пластинки, на этикетках которых символический рисунок: стоящий на земном шаре в лучах восходящего солнца крестьянин в армяке, туго подпоясанный, в лаптях, с огромной граммофонной трубой в руке, как бы собирающийся протрубить миру новую песню.
В 20-30-е годы этикетки были гараздо лаконичнее: не всегда указывались авторы произведений, а исполнители вообще частенько были скрыты за безликим словом «Оркестр», Собственно, в ту пору еще не существовало привычных нам стандартов, и некоторые надписи у многих сегодня вызывают улыбку. Например: «Часы. Фокстрот исп. Джаз п/упр. Якова Скоморовского».
В 1938 году в магазинах появились пластинки, на этикетках которых значилось «Ногинский завод». Это был самый крупный в СССР завод грампластинок мощностью 90 млн. дисков в год. (Апрелевский завод в те годы выпускал 19 млн. пластинок). Названия курирующих организаций на протяжении истории тоже не раз менялись — «Музтрест», «Грампласттрест».
У коллекционеров еще сохранились довоенные диски с записями песен в исполнении популярных артистов. На выцветших этикетках можно заметить оттиск «Обменный фонд. Продаже не подлежит». Подобное предупреждение относится к поре, когда молодой советской грампластиночной промышленности не хватало сырья — импортног щелочного лака. Помеченные таким штампом дефицитные, как говорят сейчас, пластинки с записями Леонида Утесова, Вадима Козина, Тамары Церетели и других певцов нельзя было просто купить: они шли только в обмен на битые, по весу.
С начала войны Апрелевский и Ногинский заводы выпускали только военную продукцию. После разгрома немцев под Москвой один из цехов Апрелевского завода возобновил выпуск грампластинок Л. Утесова, К. Шульженко, Л. Руслановой и других популярных исполнителей. На этикетках грампластинок было оттиснуто: изготовитель — Народный Комиссариат минометного вооружения. Эта надпись, приравнявшая грамзапись к боеприпасам, символична, — она словно дает оценку роли песенных дисков в военную пору.
Первая долгоиграющая пластинка была выпущенна Апрелевским заводом в 1951 году, стереофоническая — в 1958 году.
В 1964 году на отечественных пластинках появилось известное во всем мире наименование — Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия».
Сегодня на этикетках можно увидеть не только название Апрелевского ордена Ленина завода, но и Ленинградского, Ташкентского, Тбилисского, Рижского.
Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на дисках: здесь перечисленны имена авторов, названия произведений и отдельных их частей, имена исполнителей, а если запись музыкальная, то указаны еще и инструменты. На пластинках с уникальными реставрированными записями добавляется еще одна надпись: «Архивная запись».
В центре этикетки есть ряд «шифров», разбираться в которых должен каждый собиратель дисков. Два перекрещивающихся кольца в сочетании со словом «стерео» означает стереофоническую запись, треугольником обозначается монозапись. Число «33» и «45» — номинальная частота вращения пластинок — число оборотов (округленно) в минуту.
Чуть ниже нанесен номер стороны пластинки — «1» и «2», а в многопластиночных альбомах соответственно «3», «4» и т.д. Еще ниже — указана репертуарная группа пластинки, от которой зависит ее стоимость. Так, если на пластинке стоит: «Гр.3», это значит: третья репертуарная группа, к которой относятся записи оперетты, эстрадной и танцевальной музыки. (1-я группа — документальные, общественно-политические записи, 2-я группа — музыка симфоническая, оперная, камерная, литературно-драматические записи, музыка народов СССР и зарубежных стран, записи для детей и т.д.).
Рядом с обозначением репертуарной группы стоит цена пластинки без упаковки. В правой части этикетки указано обозначение Государственного стандарта, распространявшегося на грампластинки. Грампластинки выпущенные после 1988 года, отвечают требованиям стандарта ГОСТ 5289-88 и обладают повышенными параметрами по сравнению с пластинками прошлых лет.
Рядом с обозначением ГОСТ указан год выпуска, а также индекс, под которым пластинка зарегистрированна в каталоге фирмы «Мелодия». Индекс пластинка получает при своем рождении сразу после эталонной записи на медные диски, с которых в жальнейшем на заводе будут получены матрицы и отштампованы десятки и сотни тысяч пластинок. Этот индекс является шифром, по которому можно узнать многое о пластинке.
Шифр начинается с буквы «С» (стерео) или «М» (моно). В 1982 году «Мелодия» впервые выпустила пластинки, подготовленные с цифровых фонограмм, и на этикетках появилась буква «А».
На этикетках пластинок со стереозаписью, выпущенных до 1980 года, имеются буквенные обозначения «СМ». Такие пластинки записаны с ограничением вертикальной составляющей стереосигнала. Их можно проигрывать на стереоаппаратуре (с незначительной потерей стереоэффекта) и на «старых» монофонических проигрывателях со звукоснимателями, которые обладают ограниченной вертикальной гибкостью и поэтому не способны следовать по канавке с глубинной стереозаписью. И сейчас, используя матрицы, изготовленные в те годы, грампластинки с популярными записями выпускаются с обозначением «СМ».
Первая цифра указывает жанр записи: 0 — гимны, документальные, общественно-политические записи; 1 — симфоническая, оперная, хоровая музыка; 2 — русская народная музыка; 3 — творчество народов СССР; 4 — поэзия, проза, драматургия; 5 — записи для детей; 6 — эстрада, песни советских композиторов, джаз, оперетта; 7 — учебные записи (уроки, лекции, фонохрестоматии и др.); 8 — музыка народов зарубежных стран (фольклор); 9 — прочие записи (спецзаказы «Кругозор», «Колобок», измерительны записи и др.).
Вторая цифра обозначает формат грампластинок: 0 — 300 мм (гигант), 1 — 250 мм (гранд), 175 мм (миньон). Далее следует пятизначный порядковый номер записи. Номера сторон пластинок имеют еще три цифры. Этот дополнительный код позволяет обрабатывать на ЭВМ заказы торгующих организаций на диски. Так например, альбом Александра Малинина «Неприкаянный», выпущенный Апрелевским заводом в 1990 году имеет индекс С60 30343 006:запись стереофоническая, жанр — эстрада, формат пластинки — 300 мм, порядковый номер записи 30343 (на другой стороне — 30344), код для торгующих организаций — 006.
Номер каждой пластинки устанавливается по возрастающей, причем для моно и стереозаписей исчисление номеров различно.
На конец 1990 года выпущенно более 25 тысяч монофонических и более 15 тысяч стереофонических (соответственно зарегистрированно в бюллетене-каталоге «Мелодия» — 50 и 30 тысяч номеров сторон пластинок).
По номеру сторон пластинки можно установить год, когда она была выпущенна. Ниже приведены номера первых сторон пластинок, выпущенных в начале соответствующего года.
Отдельная нумерация стереопластинок началась с номера 101, до 1961 года стереопластинки нумеровались в одном ряду с монофоническими.
ГОД | МОНО | СТЕРЕО | ГОД | МОНО | СТЕРЕО | ГОД | МОНО | СТЕРЕО |
1961 | 9965 | 101 | 1972 | 31565 | 3057 | 1983 | 44813 | 18983 |
1962 | 10927 | 235 | 1973 | 33489 | 3755 | 1984 | 45689 | 20729 |
1963 | 12246 | 473 | 1974 | 35207 | 4593 | 1985 | 46081 | 21293 |
1964 | 13149 | 793 | 1975 | 36849 | 4593 | 1986 | 46621 | 22915 |
1965 | 14939 | 911 | 1976 | 38213 | 6607 | 1987 | 47417 | 24301 |
1966 | 16093 | 1161 | 1977 | 39551 | 8267 | 1988 | 48023 | 26129 |
1967 | 19069 | 1411 | 1978 | 40507 | 9901 | 1989 | 48477 | 27787 |
1968 | 21253 | 1629 | 1979 | 41387 | 11593 | 1990 | 48971 | 29059 |
1969 | 24023 | 1663 | 1980 | 42279 | 13333 | 1991 | 49417 | 31759 |
1970 | 27047 | 1865 | 1981 | 43015 | 15231 | |||
1971 | 29491 | 2417 | 1982 | 43923 | 17003 Большое внимание уделяется художественному оформлению и полиграфическому исполнению конвертов для пластинок. сегодня конверт — это не только упаковка, это художественная иллюстрация к пластинке. Яркие обложки современных дисков с аннотациями, текстом песен или интервью исполнителей часто имеют самостоятельную эстетическую ценность и являются произведением промышленного искусства — дизайна. От Агузаровой до Лед Зеппелин: как определить год выпуска виниловой пластинки«Нет ничего проще!»— скажете выиошибетесь. Это для новых изданий справедливо верить датам, что написаны наконверте пластинки, или вслучае редкого старого винила, который печатался один-два раза. Акак быть спереизданиями, ведь там конверт илейбл напластинке повторяют оригинал посодержанию, втом числе игод выпуска? Нужно разбираться, иэтим займемся всегодняшней публикации. Начните поиск сизучения внешнего конвертаИсточник: 1000sovetov.ru Проанализировать информацию наконверте— первый шаг впоисках. Если конверт еще невыцвел окончательно ипластинка новая, вышедшая наизвестном лейбле, например, Warner Music или Universal— дата издания должна быть указана наобратной стороне внешнего конверта.
Что касается расположения даты выпуска наобратной стороне: это касается как оригиналов, так ипереизданий, причем первой идет дата изначального релиза— апотом уже дата перевыпуска, покрайней мере вновых переизданиях. Иногда вместо даты выпуска альбома может стоять дата написания текста рецензии, которая также размещалась наобороной стороне внешнего конверта, вслучае издания содним носителем. Эта дата относится, как правило, ксамому первому изданию иможет ввести взаблуждение, потому что вслучае переиздания никак небудет связана сгодом выпуска именно вашего экземпляра. Узнайте дату пономеру пластинкиИсточник: 1000sovetov.ru Вэтом случае, или если пластинка издана ненезависимом лейбле, кпримеру, RoughTrade, или неможете поиным причинам найти заветные цифры— поищите номер пластинки. Нумерация издания очень редко размещается наэтикетке— чаще наобратной стороне конверта или корешке. Только неперепутайте соштрих-кодом, хотя ионпоможет разыскать ценную информацию овиниле, нодобавит дополнительные шаги. Впрочем, вслучае редкого издания, которое стоит неодин десяток тысяч рублей, время, затраченное напоиск любой информации опластинке окупится слихвой. Приготовьтесь ктому, что номер винила нескажет вам огоде нислова, ведь это очередной ключ внашем квесте. Вовремя, когда небыло интернета, следующим шагом сталбы поиск каталога винила той студии звукозаписи, накоторой вышла пластинка, носейчас напомощь придет сайт Discogs. Именно там можно вбить впоисковую строку полученный номер пластинки инайти, наконец-то искомый год издания или переиздания. Атакже завести свою собственную коллекцию пластинок наэтом сайте, поделиться еюсдрузьями ипрозрачно намекнуть имнажелаемую вподарок пластинку, скинув ссылку насвой виш-лист. Если увас нет доступа ксети, апоиск года навнешнем конверте неувенчался успехом— приступайте кпроверке этикетки самой пластинки. Виздании альбома «The Serpent’s Egg» отколлектива Dead Can Dance, изданного компанией Rough Trade в1988году, именно там нашлись заветные цифры сгодом выпуска пластинки, анаконверте, сзади инакорешке, были указаны только номера пластинки, которые без интернета все равно ниочем нескажут. Проанализируйте матричный номерИсточник: 1000sovetov.ru И, наконец, если увас вруках какая-то совсем редкая вещь, состершейся этикеткой иконвертом без опознавательных знаков— неповод отчаиваться. Остался последний способ— это информация сматрицы, которую можно найти в«глухой зоне» или по-другому «зоне вылета иглы». Это может быть пропечатанный набор цифр, илиже напоминающий нацарапанный отруки цифро-буквенный код, который иявляется номером вашей пластинки. Помимо него, там может стоять даже автограф мастера, который делал матрицу, информация опервоисточнике для записи имногое другое, что приводить врамках этой статьи неимеет смысла, ноесли интересно— можете поискать здесь (ссылка). Находим год выпуска усоветской пластинкиИсточник: 1000sovetov.ru Досих пор все написанное касалось только виниловых пластинок зарубежных изданий, старых или новых, аведь учитывая распространенность винила всоветское время иего доступность для жителей стран бывшего СССР, былобы знаком неуважения умолчать оботечественных изданиях. Как определить ихдату выпуска? Здесь полагаться стоит только наинформацию, указанную наконверте пластинки. Еще наэтикетке пластинки есть маркировка ГОСТ— ноона относительная иопределить дату выпуска можно только приблизительно: зачастую там указывается год самого первого пресса или год производства эталонной записи, матрицы. Ипечататься пластинки содной матрицы могли годами, если недесятилетиями. Например, для имеющейся враспоряжении редакции пластинки «Джаз вдвоем» год выпуска навнешнем конверте указан как 1986, апри этом маркировка ГОСТа говорит о1980годе. Получается, что имеющаяся запись была отпечатана сматрицы 1980года. Что делать, если неполучилось распознать год выпуска вашего раритета? Остается только посоветовать найти форум коллекционеров, сделать фотографии пластинки иждать, что кто-то сможет помочь разгадать столь важный ребус. Наэтом изакончим. Если возникли вопросы— оставляйте ихвкомментариях иредакция постарается найти время наответы. Главное фото: 1000sovetov.ru Читайте все самое интересное на нашем канале в Google Новостях Как определить первое издание пластинки«Точный ответ дает только анализ мочи, который от него получить трудно.» (М. М. Жванецкий) В идеале, самый простой вариант – открыть справочник (или найти его в интернете) и получить информацию об интересующем вас альбоме. К сожалению, на сегодняшний день такие справочники во всём мире можно пересчитать по пальцам. Вариант «посмотреть винил на Дискогзе» — не что иное, как самообман, ибо до половины информации, представленной там — мягко говоря, неправда (оговорюсь: в том, что касается «первичности» того или иного издания»). Да, на Discogs вы узнаете, какие, в принципе, существуют издания данной пластинки (и даже в этом аспекте тоже будет полно ошибок), но какое из них НА САМОМ ДЕЛЕ раннее, а какое – позднее, придется разбираться самому. Проект «Винилология» обязательно будет публиковать различные справочные материалы, обзоры различных лэйблов. Пока же, в большинстве случаев придется разбираться самостоятельно. На самом деле, имеет смысл говорить только о следующем: на что обращать внимание и как трактовать факты. Именно этим двум моментам я и посвящаю данную статью. Внимание: данная методика применима, в первую очередь, для английских пластинок. При рассмотрении американских и европейских изданий некоторые перечисленные критерии не играют роли и наоборот, появляются другие критерии. Итак, какие факты нужно принимать во внимание и как их интерпретировать, то есть толковать: Информация на самой пластинке1. Номера матриц, в отдельных, редких случаях – номера штампов. Типология матриц (то, как они нанесены на сбег) тоже имеет значение, в разные годы один и тот же завод мог по-разному наносить на сбег номера матриц и прочую информацию. 2. Дизайн этикетки. 3. Надписи на этикетке. 4. Завод, отпечатавший пластинку. 5. Профиль зоны этикетки. 6. Толщина, вес, гибкость пластинки. Обратим внимание также на цвет винила — некоторые заводы в определенные периоды использовали просвечивающий на свет винил, эти заводы известны. Обложка пластинки1. Тип покрытия и способ склейки обложки. 2. Наличие стикера. 3. Наличие дополнительных элементов. Внутренний конвертОбязательно обращайте внимание на внутренний конверт. Если вы высоко оцениваете шансы того, что внутренний конверт – оригинальный, «родной», по нему тоже можно приблизительно определить дату выхода экземпляра альбома. Это относится именно к заводским, то есть универсальным, «безликим» конвертам, – они тоже содержат уникальные надписи. Иногда внутренний конверт имеет на себе дату изготовления, – это напрямую укажет вам, что данный экземпляр альбома отпечатан не ранее этой даты. Если же это – конверт с рекламой других альбомов данного лэйбла (company sleeve), – обратите внимание, какие альбомы там рекламируются. Возможно, вы увидите рекламу альбома, вышедшего заведомо позже, чем тот, который вы держите в руках, – тогда всё понятно… Дополнительные критерииВыше перечислены, так сказать, общие, универсальные критерии анализа. Но у многих альбомов, особенно вышедших большим тиражом, есть и свои персональные отличия. Как правило, это детали надписей на этикетке или обложке. Будьте внимательны: информация по отличиям изданий того или иного альбома, найденная в интернете, не всегда соответствует действительности! Особенно, если эта информация, взятая из старых аукционов. Почему? Да потому, что «всяк кулик свое болото хвалит». Понятно, да? Доходит до смешного, – у одного из самых известных ebay дилеров можно найти диаметрально противоположные сведения об оригинальности определенных альбомов, – в зависимости от того, какой экземпляр он в данный момент продавал! В общем, при определении издания пластинки, очень желательно сравнить данный экземпляр с другими экземплярами, – именно тогда вы увидите отличия одного экземпляра от другого и сможете эти отличия проанализировать. Но даже если такой возможности нет, общие знания помогут вам по каждому критерию получить диапазон возможных дат издания вашей пластинки. «Наложив» эти диапазоны один на другой, вы зачастую, можете получить весьма короткий, конкретный временной интервал. Подводя итог, отмечу главное: для определения издания необходима обычная логика (здравый смысл), а также знания, знания и еще раз знания. Следите за нашим проектом, – мы будем постоянно делиться с вами этими самыми, столь необходимыми знаниями! Путеводитель по советскому винилуТема виниловых грампластинок, настолько обширна, что о них можно написать целую книгу. В любом случае, полностью не раскрыть ее, даже если посвятить этой теме несколько обширных статей. Эта публикация не претендует на истину в последней инстанции, но, возможно, поможет новичкам, которые решили посвятить свое личное время собирательству советских виниловых грампластинок. Конечно, продукция советского монополиста, фирмы «Мелодия», даже близко не стояла рядом с некоторыми раритетами, выпущенными в капиталистических странах, но поверьте, если хорошенько порыться, то и среди нее можно отыскать замечательные пластики, которые могут стать украшением коллекции, особенно если они отлично сохранились. Сначала несколько слов о том, какое место советский винил по качеству занимал в мире. Тут все просто. Зайдите на интернет-аукцион Ebay, поищите там советские грампластинки и поймете, что место это было… никакое. Но если говорить более конкретно, то практически любая грампластинка, выпущенная в капстране по качеству оставляла далеко позади советский винил. А вот среди «демократов» (так в советское время называли грампластинки, записанные и отпечатанные в странах соцлагеря) фирме «Мелодия» было за что побороться, так как на этом специфичном рынке мы держали почетное предпоследнее место. Хуже советских пластинок были только болгарские диски от фирмы «Балкантон». Они проигрывали, как и по качеству, так и по оформлению. Поляки, чехи, венгры и уж, конечно, югославы обставляли «Мелодию» на раз. Я не беру в расчет экзотические развивающиеся страны, выпущенный у них винил, как правило, был ужасен. Ну а среди развитых стран по качеству винила СССР держало почетное предпоследнее место. Должен отметить, что фирма «Мелодия» в своем подчинении имела несколько заводов разбросанных по территории нашей необъятной Родины. И грампластинка отпечатанная на одном заводе и на другом – это, как говорится, две большие разницы. Это как сигареты «Мальборо» изготовленные в Кишиневе отличались от моршанского «Мальборо». Кто помнит, тот понимает о чем речь. А разница между продукцией заводов была существенной. Особняком стоялМосковский опытный завод «Грамзапись». По качеству он лидировал. То есть, если вам повезло приобрести диск именно этого завода, то считайте, что вам досталось самое лучшее. Беда в том, что этот заводик был маленьким и специализировался на малых тиражах. Печатал он в основном классику и… аудиокниги! Я себе покупал аудиокнигу Леонида Ильича Брежнева «Целина» — пять пластинок в солидной коробке! Собственно, из-за коробки я ее и покупал. Теперь о конвертах к пластинкам. Примерно до 1980 года фирма «Мелодия» выпускала конверты для винила без торцов. То есть торец конверта имел острый сгиб. Это было очень неудобно, так как когда грампластинки стояли в шкафу, то по торцу конверта нельзя было определить, что же это за пластинка. Приходилось диски перебирать вручную в поисках нужного. Также конверты, изготовленные в СССР, были очень тонкими в сравнении с фирменными и оттого при не аккуратном обращении мялись. В 1980 году «Мелодия» стала делать на конвертах торцы и печатать на них название диска, но из-за того, что конверты были тонкими, торец был неявным, надпись на торце часто смещалась. Тем не менее, это был большой прогресс. При коллекционировании винила рано или поздно перед вами встанет вопрос определения года выпуска грампластинки. В последнее советское время год выпуска «Мелодия» ставила на всех дисках, а вот на более ранних релизах далеко не всегда. Как же определить год выпуска диска? Как ей пользоваться. В левой колонке указан год выпуска дисков фирмы «Мелодия», по центру номера монофонических дисков, справа – стереофонических. Дальше просто. Смотрим колонку стерео-дисков. Скажем первый стерео-диск выпущенный в 1980 году имел номер 13333. А первый диск в 1981 году имел номер 15231. Значит, все что попало в этот промежуток от 13333 до 15231, выпущено в 1980 году. Например, я беру в руки диск «Рэй Коннифф в Москве». Год на диске не указан. Смотрим номер, вот он: «Стерео 33 С60-05499-500». Это значит, что диск стереофонический на 33 оборота в минуту. Первая сторона диска имеет номер 05499, вторая 05500. Наша таблица уверяет, что данный диск фирма «Мелодия» выпустила в конце 1974 года. Продукция фирмы «Мелодия» не исчерпывалась дисками-гигантами (как их тогда именовали). Были еще диски миньоны. Они по размеру были похожи на импортные сорокопятки, но записывались на скорости 33 оборота в минуту, и имели стандартное отверстие, что требовалось для использования их на радиостанциях и в музыкальных автоматах. В СССР напрочь отсутствовали музыкальные автоматы, а радиостанции не работали в прямом эфире, музыкальные программы записывались заранее на магнитную ленту, с которой и выдавались в эфир. На миньон входило стандартно 2-4 песни, так как на одну сторону можно было записать максимум порядка шести с половиной минут звука. Качество миньонов, как правило, было невысоким – искажения по высоким частотам, треск на изначально новых пластинках. Вроде бы пора подводить черту сегодняшней нашей встречи, статья и так уже великовата, и не каждый ее осилит. Но о многом еще не рассказано. Ни слова не прозвучало о гибких пластинках. Не коснулись мы с вами и темы лицензионных советских дисков. А тема эта ой как интересна. Поэтому мы обязательно поговорим об этом в следующий раз. Ну и нынешние цены на советский винил в ближайшем комиссионном магазине: 1. Целлофанированные обложки были сущим наказанием. Дело в том, что целлофан был и на сгибах конвертов, а клеили конверты все тем же бумажным клеем. В результате конверты почти сразу расклеивались. Их приходилось склеивать прозрачной липкой лентой (скотч в СССР отсутствовал, как чуждый советскому человеку предмет быта). 2. Перед Олимпиадой-80 государство по сути занялось спекуляцией – так называемые, «товары повышенного спроса» клеймились олимпийской символикой и продавались по завышенным ценам. Помимо пластинок, я лично покупал фотоаппарат «ФЭД-5В» (с символикой стоил 101 рубль, без символики – 77 рублей), магнитофон «Маяк-203-стерео» (с символикой стоил 299 рублей, без символики – 260 рублей). На «сэкономленные» деньги СССР провело олимпиаду, на которую граждане СССР, проживающие за пределами Москвы не пускались. 3. Запомните это слово – «Сухорадо». Это не кличка индонезийского воина. Это фамилия генерального директора фирмы «Мелодия» в те годы. Прогрессивная советская молодежь его недолюбливала, а группа «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе ордена Александра Новикова» даже сочинила про него злую песню. Впрочем, как выяснилось спустя годы, мужиком он был неплохим, много полезного сделал для развития фирмы «Мелодия». Не исключено, что при другом руководителе все было бы гораздо хуже. Все же Сухорадо делал что мог.
|