как узнать год выпуска самовара штамп
Как определить год изготовления старинного самовара по клеймам и медалям
Сначала нужно определить настоящего производителя самовара.
Внимательно осмотрите самовар и сфотографируйте все клейма, если конечно они не затерты предыдущими вледельцами.
Сначала смотрим клейма. Я у себя обнаружил клеймо фабрики Григория Павловича Баташова (это наследники самоварного короля Василия Степановича Баташова)
по указателю самоварных фабрик России и ничего не находим, кроме указателя что фабрика была в Туле в конце 19 века.
Плюс клеймо Наследники Ивана и Василия Григорьевича Баташовых год по перечню фабрик 1854 год к сожалению в отличии от герба России эти клейма для солидности могли ставить многие. А вот если самовольно проклеймить самовар гербом России, то можно было отхватить серьезных неприятностей и этого не делали. Поэтому самовар не поддельный, качественный и тяжелый.
Обнаруживаем еще одно клеймо и номер самовара и дату начала производства 1879 год
Теперь обращаемся к медалям Медалей вроде много и на тулове и на крышке, но по факту их только 3 шт, Медали дублировали для солидности, этакий эффектный маркетинговый ход. Это хорошо что медалей мало, потому что выставки, на который зарабатывались эти медали проходили каждый год. Фактически у конкретно этого самовара всего одна медаль 1882 года, т.к фабрика работает с 1879 года
С уважением, Батяйкин Вадим, рекламная компания “АиГ”
Запись опубликована 16.01.2018 в 18:56 и размещена в рубрике Полезная информация. Комментарии и уведомления сейчас закрыты.
Как узнать примерную стоимость старинного самовара?
Стоимость самовара зависит от его формы, наличия медалей и штампов, был ли самовар подарен Николаем II персидскому шаху (то есть история). Сколько добавит к стоимости антикварного самовара каждый элемент — примеры рассчёта.
Если кто-то уже задавался ранее этим вопросом, то первое, к чему прибегают рядовые пользователи интернета — это изучение самоварных форумов, блогов коллекционеров и мониторинг цен в магазинах самоваров. Там выясняется, что до сих пор единого каталога и общепринятых цен на старинные самовары нет и врядли появится по понятным причинам: каждый самовар, выпущенный до революции, уникален. Усреднить, «причесать под одну гребенку» антикварные самовары не получается в силу множества факторов.
Что влияет на стоимость старинного (антикварного) самовара:
Основа для оценки старинного самовара
Сегодня мы раскроем секретные приемы оценки самоваров, которыми пользуемся сами. Но при этом не заставляем считать их единственно правильными, это только наш личный опыт (за 10 лет наша мастерская отреставрировала более 2000 самоваров).
При наших расчетах мы отталкивались от стоимости классического самовара формы «Банка» производства фабрики Василия Баташева на 7 л
1900-1906 г.в. По нашей практике, это одна из самыхраспространенных и популярных моделей, чаще всего встречающаяся в магазинах и у частных продавцов.
При этом надо учитывать, что стоимость отреставрированного самовара зависит от личной истории конкретного самовара. Один и тот же самовар может стоить от 25 до 50 тысяч рублей. Например, разорванная топка самовара прибавляет к его цене 3-5 тысяч рублей. Итак, возьмемся оценить один самовар.
Базовая стоимость самовара (на фото) в очень хорошем состоянии, форма — «банка». С медалями императорских выставок и клеймами Николая II. Цена такого самовара 25000 рублей.
Что увеличивает стоимость антикварного самовара:
Наличие медалей и штампов
Медали и клейма фабрики производителя (могут быть на всех элементах, а не только на основной части). Дороже стоят именные самовары. Например, у нас был самовар, подаренный лично Персидскому Шаху Николаем II. +50-100% (в зависимости от количества и редкости производителей)
Самовар с клеймом, медалями, именной надписью может стоить дороже почти вдвое!
Форма самовара
Если за основу брать банку Баташева, то более редкие формы старинных самоваров увеличивают стоимость минимум на треть, а то и в три раза. Ниже примеры, как разные формы самоваров влияют на цену:
Форма «репка» добавляет к стоимости старинного самовара +30+70%
Плюсы к стоимости | ||
Форма | «Банка» с гранями | +20-50% |
«Рюмка» | +30-70% | |
«Ваза» | +100-200% | |
«Шар» | +100-150% | |
«Яйцо» | +150-200% | |
«Фонарик» | +100-150% | |
Необычные и нестандартные элементы | Витые, кованные, литые в виде зверей и т.д. | +30-70% |
Размер | Самовары менее 3 литров, и более 12 ценятся выше, цена пропорционально увеличивается уменьшению или увеличению размера. Самые дешевые банки 5-8 литров, | +30-100% |
Материал | Посеребрение | +200-500% реже до 700-1000% |
Томпак | +20-40% | |
Мельхиор | +40-80% | |
Никель | +20-30% | |
Минусы к стоимости | ||
Самовар не чищен (не реставрирован) | Под толстым слоем накипи могут быть скрыты трещины, механические повреждения корпуса и трубы, а также при снятии накипи, родной слой пищевого олова может сойти – придется заново покрывать. | -20-40% |
Неродные элементы (или новоделы) | В зависимости от количества | -20-70% |
Отсутствие некоторых элементов | В зависимости от количества утраченных элементов | -10-50% |
Вмятины (погнутость элементов) | В зависимости от возможностей восстановления, от формы самовара (на граненых формах, а также на сложных формах: шар, яйцо, фонарик очень сложно делать рихтовку) | -30-60% |
От толщины металла и степени износа жаровой трубы | Тонкий металл, а также проржавевшая или прогоревшая труба влияют н сложность реставрации | -10-30% |
Чаще всего люди прибегают к оценке самовара в силу следующих ситуаций:
— нашли старый самовар на чердаке, в сарайке, в амбаре. В 90% случаях это будет деревенский самовар-«банка». Цена после всех«минусов» будет порядка 1000-1500 рублей
— приняли в подарок коллекционный самовар необычной формы с медалями. В этомслучае он может стоить от 30 до 100 тысяч рублей.
— купили (или планируют купить) отреставрированный с помощью запчастей обычныйсамовар-«банку» с клеймами. Такая затея может стоить от 25 тысяч рублей.
Обратите внимание, слово «отреставрированный» не означает, что самовар просто натерли доблеска. Под реставрацией понимается долгий и кропотливый процесс по восстановлению первоначального вида. Естественно, что после реставрации использовать самовар по назначению можно и нужно!
Андрей Кислый, Алексей Орешкин
Дорогие и современные самовары
И самовары тоже дорогие, но за которые заплачены немаленькие деньги — это эксклюзивные самовары производства завода Штамп подаренные Владимиру Путину. Все остальные самовары тоже могут стоить 50 тысяч и даже 500 тысяч, как например самовар Назара Лисицына 1820-х — 1830-x годов, принадлежащий Алексею Борисовичу Миллеру, главе «Газпрома».
И все же есть одна отличительная черта, отличающая их от современных самоваров всего одного завода Штамп — наличие в конструкции самоваров штампованных, а не литых деталей. Как узнать год выпуска самовара завода Штамп? Очень просто — самовар 60-x годов — непременно стоит на штампованном основании. Эта мода появилась от упрощения конструкции, стремления минимизировать затраты. Появилась мода в начале 1950-х годов, в меньшей степени в середине 1930-х годов. Все массовые самовары стоят на штампованных основаниях.
Завод Штамп им.Ванникова возродил после войны производство самоваров в 1949 году, именно эта дата зафиксирована на подавляющем большинстве послевоенных самоваров. Кроме того на этих самоварах, дата выпуска которых неизвестна, но с большой вероятностью это именно 1949 год, появился маркировка в виде звезды. По одной из версий такие самовары, именно со звездой, дарили участникам Великой Отечественной Войны, как наградные. Они сделаны более качественно, чем обычные серийные самовары — у них литое основание, характерная форма крана, зачастую литой паровичок, в общем самовар сделан надолго, и он еще много лет проработает, как старые дореволюционные самовары.
На самоварах времен времен НЭПа, в отличие от первых послевоенных, так или иначе стоит знак серпа и молота.
Повышает ли стоимость самовара никелировка?
В 1880-х годах медные и латунные самовары начали никелировать. Никель — цветной металл желтовато-белого цвета с сильным блеском. На воздухе он не тускнеет, в чистом виде не окисляется. Открыт никель был в XVIII веке, но его широкое промышленное использование началось во второй половине XIX века. Никелирование самоваров проводилось в защитных и декоративных целях. Тонкий слой никеля защищал латунную поверхность самовара, придавая ему нарядный, праздничный вид. Кроме того, такие самовары не нуждались в чистке, тем более что различные тогдашние смеси могли просто содрать тонкий защитный слой.
В Советское время почти все, 95 % самоваров выпускались никелированными. Никелировка повышает стоимость самовара процентов на 10-20, но это относится только к самоварам царским с родным, сохранившимся никелем до 1917 года. Просто потому, что таких самоваров мало. Стоимость советских самоваров никелировка, наоборот, понижает. Особенно плохо сохранившаяся. Часто никелировка наносилась на самовары впоследствии, например, на царский самовары, во времена массового самоварного ремонта. Она, конечно, улучшала внешний вид самовара, но ценой частичной потери клейм, иногда вплоть до полной потери. Такие самовары очень хорошо заметны.
Где стоят клейма на самоваре? Какие клейма бывают на самоварах?
Самоварное клеймо – важный атрибут старинных водогреев. Оно подтверждает подлинность, информирует покупателя о производителе, украшает изделие. Небольшие кустарные мастерские и крупные фабрики очень внимательно относились к защите своей продукции от подделок, которые к концу 19 века просто заполонили торговые ряды и ярмарки.
Где находится клеймо на самоваре?
Самоварные фабрики разрабатывали стандарты для нанесения клейм. Местонахождения самоварного клейма могло меняться в зависимости от модели самовара, поскольку технически на некоторые формы невозможно нанести большое клеймо из-за формы тулова или сложной выколотки.
Тем не менее, основные места нанесения клейм на самоваре – это:
Встречаются клейма и в нетипичных местах, например, с обратной стороны поддона, в месте установки крышки (на опорной фаске).
Очень часто клеймо найти на самоваре очень трудно. Оно либо небольшое (как например, у самовара фабрики К.Я. Пецъ), или состоит из нескольких букв (Иван Пушков), оно может быть затерто, плохо нанесено, покрыто вторичным никелем. Однако, на каждом самоваре должно быть клеймо с информацией о производителе, иначе – это подделка, некомплектный предмет или «криминальный самовар», что тоже случалось, когда рабочие перебрасывали через забор изделия еще до нанесения клейм.
Фотографии самоварных клейм по местам их установки:
Клейма на тулове (корпусе):
Клейма в необычных местах:
Клеймо на зольнике (люке):
Если у вас есть предположение, касаемо производителя, вы можете посмотреть места, где устанавливались на фабрике заводские клейма. В редких случаях они могли располагаться на нетипичных местах. Нередко встречаются клейма низкого качества, которые, предположительно, могли наносить подмастерья либо пьяные рабочие (и такое встречалось). Самоварный бизнес был очень прибыльным, существуют истории, подтвержденные документами, когда клейма на самоварах ставились прямо в грузовых вагонах во время движения, когда на одной станции могли продать самовары «Парамонова», на другой «Артамонова», на третьей очередного «преемника».
Виды клейм на самоваре
Клеймо могло содержать следующие сведения:
Клеймо на латинице – это не всегда иностранный производитель. Например, Oehme – Федор Иванович Эмме (Москва), Art.Krupp.Berndorf. медведь – Артур Крупп (Москва).
Накладной бордюр – клеймо, которое ставилось как знак качества, а также из-за того, что мошенники под видом серебряных самоваров продавали посеребренные (накладное серебро).
Самовары могли изготавливаться на одних предприятиях, но из-за отсутствия собственного оборудования никелироваться на других (специализированных или даже у конкурентов).
Отметка 1-сорт на самоваре
Дополнительная информация о производителе
Многие лавки, торговые фирмы, торговые дома, не имея собственных производственных мощностей, всё-таки налаживали производство самоваров для своих клиентов. Принимая заказ на интересный фасон по каталогу или даже на рядовые самовары, фабрики ставили отметки о «заказчике» (Торговом доме, складе, фирме).
Информация о патентах, по которым произведено изделие. Создавалось ощущение ультрасовременного производства, также такая уловка должна была отвадить подельщиков продукции.
Отметки отдела технического контроля
На ранних самоварах, а также у тех мастеров, у которых не было собственного клейма, встречалась гравировка Имени, Фамилии и Места производства. Надпись на самоваре заменяла клеймо, но позже от гравировок полностью отказались, ведь нанесение клейма занимает несколько секунд, и его значительно сложнее подделать, чем надпись.
Какая информация содержится на самоварных клеймах?
Классическое, типичное самоварной клеймо выглядит следующим образом:
Также часто на клеймах на самоварах указывается город, год основания фабрики, устав, особые заслуги перед Двором, эксклюзивные поставки за границу.
Нумерация деталей при вторичной никелировке. Дело в том, что хоть детали самоваров и производились массово, но в процессе эксплуатации они притираются, меняются. Поэтому, если самовар требовалось повторно или впервые покрыть никелем, на каждой детали ставилось клеймо с номером (верток, крышка, тулово). Цифры на самоваре помогали быстро собрать изделие, ведь никелировка осуществлялась в больших чанах, в которые загружались десятки самоваров.
Крупные производители посуды на изделиях ставили каталожный номер. То есть этот номер соответствовал изделиям в каталоге, чтобы потребителям проще было ориентироваться в ассортименте и покупать посуду целыми сервизами и гарнитурами.
Некоторые «дорогие» производители, перенесли практику ювелиров и нумеровали изделия по порядковым номерам. Например, самовары Матисена так нумеровались. Реже цифра на самоваре могла означать размер самовара. Воронцов Н.А. выпускал самовары пасхальные яйца в нескольких размерах, а чтобы было проще их идентифицировать – наносились номера.
У дорожных самоваров есть особенность – съемные ножки. Но каждая должна устанавливаться на собственное место. Поэтому производитель нумеровал посадочные места и ножки, чтобы самовар «не танцевал» на столе.
Особенности клейм и знаков
Некоторые клейма наносились специально неразборчиво, некоторые наносились друг на друга. Редко, но встречаются «переклейменные» самовары, когда под клеймом просматривается иной производитель. Нечеткий знак, не до конца пробитый, смазанный – это больше норма, чем исключение. Поэтому самовары с четким клеймом дороже ценятся.
Некоторые производители дополнительно подчеркивали свой статус, наносили гравировки, травление, богатые цезалировки, чтобы выделить свою продукцию среди сотен тысяч других самоваров.
Отметки позволяли быстро понять, каким способом нанесено серебрение, какой оно толщины, какой материал в основании.
Некоторые производители размещали маленькие, крохотные клейма, состоящие порой из двух букв. Например, ИП – Иван Пушков, ХС – Спиридонов Христофор Дмитриевич. Без орлов, медалей, годов основания и прочей информации. Скорее всего, чтобы не вредить внешнему виду изделий.
Реже, но все же применялись вместо клейм накладки со знаками. К примеру, у Севрюгина, Кондратьева, Маликова.
Интересно знать
Министерство торговли и промышленности утверждало устав самоварных фабрик, выдавало клеймо, а также разрешения на размещение наград, полученных на международных художественно-промышленных выставках. По каждому крупному производителю создавалось досье, в котором фиксировались дипломы, награды, почетные и призовые места, полученные в том числе на фабричных, сельскохозяйственных, промышленных выставках в Санкт-Петербурге, Киеве, Москве, Париже и других городах. Подделка фабричной марки (самоварного клейма) преследовалась законом. Высшей же наградой для промышленника было право нанесения Государственного Герба.
Интересно (из рекламного проспекта):
Самовары Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева, в городе Туле, за свои высокие качества, пользуются среди русской и заграничной публики широкою и давнишнею известностью и имеют громадный сбыт, как по всей Российской Империи, так и на заграничных рынках. Такое исключительное и лестное внимание публики к самоварам фабрики Товарищества наследников В.С. Баташева побуждает многих Тульских фабрикантов и кустарей путем разного рода подделок под фирму Товарищества эксплуатировать установившуюся солидную и заслуженную репутацию фирмы в свою пользу: они, чаще всего, приискав в свое заведение какого-нибудь рабочего с фамилией «Баташев», организуясь в торговые дома «Баташев», называясь «преемниками наследниками Баташева», выставляют эту фамилию на своих самоварах, а вместо изображения наград, полученных фабрикою Товарищества наследников В.С. Баташева на русских и заграничных выставках, ставят подобие Государственного герба (орла), герб в кружке, подобно изображению на монетах и медалях некоторых выставок, и кружки с разными рисунками, иногда же изображая и действительную медаль, но в нескольких видах одну и ту же, вводя этим в заблуждение покупателей и сбывая под такими недобросовестно подделанными клеймами свои самовары низкого качества – из легких материалов, с заливом внутри самовара большого количества свинца для увеличения веса и придания солидности самовару, с непомерно толстою чугунною решеткою, подделанною иногда под медную и пр., – за первосортные изделия нашей – Товарищества наследников Василия Степановича Баташева – фабрики, чем, несомненно, наносят ущерб покупателям и подрывают доверие к нашей фирме.
К примеру, только промысловиков с фамилией Баташев в Туле работало более 30 производств. Некоторые выходили замуж за Баташевых, кто-то нанимал номинальных рабочих, кто-то занимался скупкой краденных с фабрик самоваров и ставил поддельные клейма на самовары, выдавая себя за «преемника», партнера, наследника и так далее. Повсеместно встречались случаи, когда огромными буквами на тулове пробивали клеймо БАТАШЕВ, а мелкими буквами, ели заметно читалось «Парамонов, преемник». Конечно, всё это были уловки, чтобы использовать славу и репутацию известной на весь мир промышленника.
Выкуп самоваров
Если вам повезло найти интересный самовар, и вы бы хотели узнать на него цену, пришлите фото для бесплатной он лайн оценки. Я подскажу, где найти клеймо на самоваре, как его правильно прочитать, какой должна быть комплектация вашего предмета. Если предложенная цена вас устроит, выкуп самоваров осуществляется по всей Украине. Деньги – сразу при получении.
ИНТЕРЕСУЮТ ТОЛЬКО РЕДКИЕ ФОРМЫ И ФАСОНЫ.
Как узнать возраст самовара?
Определение возраста самовара – один из важнейших этапов для оценки антикварного предмета. Поскольку возраст является одним из важных факторов ценообразования, от него во многом будет зависеть и цена самовара, его редкость, коллекционная ценность. Кроме того, определение периода производства помогает еще во многих вещах:
Конечно, умение определять возраст самоваров приходит с опытом, после просмотра тысяч экземпляров, но несколько простых советов помогут более-менее понять, когда же был произведен самовар.
Клеймо
Это самый простой способ определения периода производства самовара. Существуют каталоги и клеймники (Например, Калиничева С.П. ) в которых собраны фотографии клейм и имеются данные о периоде работы предприятия. Поэтому, проще всего узнать, когда же был изготовлен самовар – посмотреть эту информацию в книгах.
Однако, есть несколько нюансов, помогающих определить возраст:
Если самовар в хорошем состоянии, можно ориентироваться по отметкам, чтобы узнать возраст. Перед этим следует убедиться в следующем, чтобы определить возраст:
Самый важный момент определения подлинности клейма и его соответствия данной комплектации – сравнение элементов с другими предметами данного производителя и возраста. Это сделать легко: найдите фотографии самоваров интересующего вас предприятия и сравните имеющиеся кран, ручки, форму крышки, форму ноги, поддон. Они должны быть либо идентичными, либо с небольшими отклонениями. Если вы видите, что на фото у самоваров совершенно иные ручки, не такой верток, кран не такой формы – вполне возможно, что клеймо принадлежит производителю крышки, но не имеющегося тулова.
Материал
Грубо определить возраст самовара можно по используемым материалам. Ранние самовары производились часто из листовой меди, позже – из латуни. К примеру, самовары Москвы и Санкт-Петербурга знаменитых фабрик накладного серебра (Пецъ, Ксимантовский, Кондратьев, Дубинин, Севрюгин) производились особым образом:
В будущем эта технология будет заменена на более дешевую – гальваническое серебрение. У старых самоваров слой серебрения толще, а в качестве основания использована медь или мельхиор. У польских самоваров, например, применялась, в том числе, латунь.
Если говорить о тульских самоварах, то водогреи возрастом около 150 лет также производились из меди, позже уже начала использоваться латунь и томпак.
Вес и качество зависят от возраста?
Принято считать, что одной из колыбелей самоварного производства была Тула. Большинство ранних производителей было выходцами из оружейников. А они ценили надежность, высочайшее качество. Культура борьбы за качество привита в самоварном производстве с самого раннего этапа развития, поскольку наилучшие, самые искусные мастера получали высочайшие награды Его Императорского Величества. Поэтому, таких производителей, как Маликов, Сомовы, Ваныкин, Баташевых легко узнать по высочайшему качеству и большому весу.
Форма и стилистика
Наиболее старые (уральские самовары) выполнялись методом художественного литья и представляли собой настоящее произведение искусства. В начале 19 века самовар могла позволить себе только знать, только очень богатые купцы и состоятельные государственные деятели. По этой причине в Москве и Санкт-Петербурге акцент был на использование дорогих материалов – слоновой (мамонтовой) кости, меди, накладного серебра, серебряного бордюра. Также применялись замысловатые формы. В Туле была также собственная мода, которая менялась. Старые водогреи создавались в стиле ампир, позже рококо, ренессанс, арт-деко, декаданс. Для потомков оружейников свойственными были аскетизм, простота линий, грубость форм.
Чем более массовым и доступным явлением становился самовар, тем в общей массе упрощались формы. Однако, в то же время, для желающих выделиться, производители предлагали дорогие заказные позиции по каталогу, либо полностью индивидуальные проекты создания самоваров.
Медали
Практически еженедельно приходится слушать: «У меня самовар 1872 года», на вопрос, как вы так точно определили, ответ всегда один – на нем написано, на медали.
Год на самоваре означает лишь дату получения награды, либо период существования фабрики (год ее основания). Сегодня часто в холодильнике можно встретить продукты с годами основания предприятий, но вы же не думаете, что у вас шоколад 1880 года?
Парадокс заключается в том, что многие люди, желающие оценить и узнать возраст самовара, уверены, что чем больше медалей на самоваре, тем он дороже. Это в большей части ошибочное утверждение, вот почему:
По медалям можно при необходимости точнее определить возраст самовара. Например, если на предмете стоит награда за 1879 год, но нет награды за 1882 год (а мы знаем, что у этого производителя была такая награда), то вероятно предположить время производства с точность к 3-4 годам. Влияет ли это сильно на цену? Нет. Более важный параметр – форма, и период производства.
Гравировки, дарственные надписи
Конечно, это не 100 % факт, поскольку часто можно встретить самовары, произведенные в середине 19 века, но с дарственными надписями начала 20го. Однако, естественно можно предположить, что гравировка делалась по случаю торжества (Дня Рождения, свадьбы, в качестве награды). Нельзя полностью опираться на имеющуюся информацию на гравировках, ведь это может быть или более поздняя надпись, или гравировка, сделанная мошенниками. Нужно всегда смотреть на предмет комплексно, в нем должны сходиться воедино:
Если какой-то пункт выбивается из общей картины, следует внимательнее осмотреть весь предмет.
Маленькие хитрости
Если вам нужно определить возраст самовара и его цену, но вы не знаете с чего начать или не имеете нужной литературы, пришлите фото на вайбер или на электронную почту. Оценю ваш самовар, сделаю предложение по выкупу, если предмет меня заинтересует. Выкуп – во всех городах Украины. Редкие фасоны самоваров куплю в любом состоянии.