как узнать год выпуска виниловой пластинки
От Агузаровой до Лед Зеппелин: как определить год выпуска виниловой пластинки
«Нет ничего проще!»— скажете выиошибетесь. Это для новых изданий справедливо верить датам, что написаны наконверте пластинки, или вслучае редкого старого винила, который печатался один-два раза. Акак быть спереизданиями, ведь там конверт илейбл напластинке повторяют оригинал посодержанию, втом числе игод выпуска? Нужно разбираться, иэтим займемся всегодняшней публикации.
Начните поиск сизучения внешнего конверта
Источник: 1000sovetov.ru
Проанализировать информацию наконверте— первый шаг впоисках. Если конверт еще невыцвел окончательно ипластинка новая, вышедшая наизвестном лейбле, например, Warner Music или Universal— дата издания должна быть указана наобратной стороне внешнего конверта.
Вкаком именно месте нескажем— никакого советского ГОСТа для зарубежных изданий нет инебыло, поэтому иособенные требования коформлению технической информации отсутствуют. Атак как раньше вАмерике иЕвропе было множество самостоятельных студий звукозаписи, вотличие отСоветского Союза содной-единственной «Мелодией» сжесткими стандартами вовсем— тоивариантов такого оформления множество. Ноэто отвлечение ради небольшого экскурса ипополнения теоретического читательского багажа.
Что касается расположения даты выпуска наобратной стороне: это касается как оригиналов, так ипереизданий, причем первой идет дата изначального релиза— апотом уже дата перевыпуска, покрайней мере вновых переизданиях. Иногда вместо даты выпуска альбома может стоять дата написания текста рецензии, которая также размещалась наобороной стороне внешнего конверта, вслучае издания содним носителем. Эта дата относится, как правило, ксамому первому изданию иможет ввести взаблуждение, потому что вслучае переиздания никак небудет связана сгодом выпуска именно вашего экземпляра.
Узнайте дату пономеру пластинки
Источник: 1000sovetov.ru
Вэтом случае, или если пластинка издана ненезависимом лейбле, кпримеру, RoughTrade, или неможете поиным причинам найти заветные цифры— поищите номер пластинки. Нумерация издания очень редко размещается наэтикетке— чаще наобратной стороне конверта или корешке. Только неперепутайте соштрих-кодом, хотя ионпоможет разыскать ценную информацию овиниле, нодобавит дополнительные шаги. Впрочем, вслучае редкого издания, которое стоит неодин десяток тысяч рублей, время, затраченное напоиск любой информации опластинке окупится слихвой.
Приготовьтесь ктому, что номер винила нескажет вам огоде нислова, ведь это очередной ключ внашем квесте. Вовремя, когда небыло интернета, следующим шагом сталбы поиск каталога винила той студии звукозаписи, накоторой вышла пластинка, носейчас напомощь придет сайт Discogs. Именно там можно вбить впоисковую строку полученный номер пластинки инайти, наконец-то искомый год издания или переиздания. Атакже завести свою собственную коллекцию пластинок наэтом сайте, поделиться еюсдрузьями ипрозрачно намекнуть имнажелаемую вподарок пластинку, скинув ссылку насвой виш-лист.
Если увас нет доступа ксети, апоиск года навнешнем конверте неувенчался успехом— приступайте кпроверке этикетки самой пластинки. Виздании альбома «The Serpent’s Egg» отколлектива Dead Can Dance, изданного компанией Rough Trade в1988году, именно там нашлись заветные цифры сгодом выпуска пластинки, анаконверте, сзади инакорешке, были указаны только номера пластинки, которые без интернета все равно ниочем нескажут.
Проанализируйте матричный номер
Источник: 1000sovetov.ru
И, наконец, если увас вруках какая-то совсем редкая вещь, состершейся этикеткой иконвертом без опознавательных знаков— неповод отчаиваться. Остался последний способ— это информация сматрицы, которую можно найти в«глухой зоне» или по-другому «зоне вылета иглы». Это может быть пропечатанный набор цифр, илиже напоминающий нацарапанный отруки цифро-буквенный код, который иявляется номером вашей пластинки. Помимо него, там может стоять даже автограф мастера, который делал матрицу, информация опервоисточнике для записи имногое другое, что приводить врамках этой статьи неимеет смысла, ноесли интересно— можете поискать здесь (ссылка).
Находим год выпуска усоветской пластинки
Источник: 1000sovetov.ru
Досих пор все написанное касалось только виниловых пластинок зарубежных изданий, старых или новых, аведь учитывая распространенность винила всоветское время иего доступность для жителей стран бывшего СССР, былобы знаком неуважения умолчать оботечественных изданиях.
Как определить ихдату выпуска? Здесь полагаться стоит только наинформацию, указанную наконверте пластинки. Еще наэтикетке пластинки есть маркировка ГОСТ— ноона относительная иопределить дату выпуска можно только приблизительно: зачастую там указывается год самого первого пресса или год производства эталонной записи, матрицы. Ипечататься пластинки содной матрицы могли годами, если недесятилетиями. Например, для имеющейся враспоряжении редакции пластинки «Джаз вдвоем» год выпуска навнешнем конверте указан как 1986, апри этом маркировка ГОСТа говорит о1980годе. Получается, что имеющаяся запись была отпечатана сматрицы 1980года.
Что делать, если неполучилось распознать год выпуска вашего раритета? Остается только посоветовать найти форум коллекционеров, сделать фотографии пластинки иждать, что кто-то сможет помочь разгадать столь важный ребус. Наэтом изакончим. Если возникли вопросы— оставляйте ихвкомментариях иредакция постарается найти время наответы.
Главное фото: 1000sovetov.ru
Читайте все самое интересное на нашем канале в Google Новостях
Как разобраться с «винилом»: что нужно знать о пластинках, которые мы покупаем
Процесс коллекционирования пластинок (проще говоря, «винила») уверенно набирает обороты. Если раньше меломаны со стажем снисходительно поглядывали на молодняк, поддавшийся моде и сметающий с полок все подряд, не обращая внимания на лейблы, годы выпуска, а часто и состояние той или иной пластики, то теперь гордый снобизм «старших товарищей» сменился откровенным испугом.
Активная молодежь, владеющая английским, в состоянии не просто разыскивать нужные диски в интернете, но и ездить за ними напрямую в Европу, налаживать контакты и (о, ужас!) забираться в самую заветную область – продажу дисков населению. В профильных группах в соцсетях «ветераны движения» огрызаются, скалятся и гнут пальцы, но процесс отлично идет и без них.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Интерес к винилу растет. И найти сейчас первые издания многих пластинок «классики» рока и редких лейблов не так-то просто. Существует легкая опасность быть обманутыми не просто плохо одетым дядей-спекулянтом из времен СССР, а хорошо подготовленным менеджером.
Своими советами о том, как увереннее чувствовать себя в мире винила, делится коллекционер и управляющий магазина «Грамзапись» Иван П.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Билет на «винил»
К винилу я пришел в середине 80-х, когда еще проживал в Восточной Сибири. Мой папа – научный работник, познакомил меня с одним из своих бывших студентов. Вероятно, решив, что если уж ребенок заинтересовался какими-то «хевиметалами», то пусть имеет дело с нормальными людьми, а не с неизвестно какими грамотеями в лесах и подворотнях. Этот бывший студент (спасибо ему!), привел меня к важным людям и сказал, что я сын серьезного человека, и что сам я уже очень серьезный, и что мне можно доверять пластинки. Каждая из них стоила как средняя зарплата. Вскоре я уже активно слушал и переписывал.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Авиабилеты тогда были недорогие и мы летали за пластинками в Москву, в Горький (Нижний Новгород), в Питер, в Прибалтику. В 1991 общественно-политическая формация в стране сменилась: всем разрешили открывать лавки. Старшее поколение понаоткрывало лавок, продающих пластинки, и я во всем этом деятельно участвовал. В период почти полной потери интереса народа к «винилу» (с 1994 до начала 2000-х) продавать пластинки было почти невозможно. Я это детское впечатление до сих пор в себе не изжил. Наверное, уже и не стоит стараться. Тем более, что пластинок стало много. И купить их можно легко. Во всяком случае, авиабилет для этого, как правило, не нужен.
Пластинка, зачем вернулись ты?
Во-первых, живо еще на планете большое количество людей, которые помнят «виниловый» (LP) формат с тех пор, когда он был основным. А детско-юношеские впечатления самые прочные. Во-вторых, виниловая пластинка – это более осязаемый предмет, нежели компакт-диск (CD). Как бы ни старались художники и дизайнеры что-то туда напихать, все равно смотреться не будет. В-третьих, то, что выходило на LP, в варианте CD, на мой взгляд, звучит как кастрюля на марше голодных пенсионеров. Все превращается в какую-то очень простенькую и не особенно живую музыку.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
«Винил» – стариковский прикол?
Все больше молодежи покупает пластинки. Парни и девчонки смотрят, как взрослые дяди (некоторые даже прилично выглядящие) неистово носятся с этими пластинками. Как бы младшее поколение ни демонстрировало свою независимость, в качестве примера они будут использовать опыт старшего. Не могут же они получить какой-то интересный пример с Луны или с Марса.
Новоделы и первопрессы
Лично я к переизданиям («новоделам») отношусь спокойно, то есть равнодушно. При этом нельзя отрицать тот факт, что за последние 15 лет вышла куча новых альбомов, и если эта музыка вызывает интерес в «виниловом» варианте, значит, надо покупать эти пластинки. Определенный контингент людей не подозревают о существовании оборота старых оригинальных пластинок. Распространенная реакция на «оригинал» 60-х: «А она, что, старая?» Предполагается, что там все исцарапано, на ней ровным слоем лежат тараканы, мухи, и прочий септический криминал. Но за последние пять-семь лет, как только пошел более или менее массовый интерес к старым пластинкам, с рынка просто вымылись все более-менее интересные наименования из числа тех, которые еще вчера валялись на каждом углу за копейки.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Новоделы делятся на два вида. В первом случае на завод засылается файл, записанный с СD, и на выходе мы имеем закатанный на черную пластмассу компакт-диск, немного облагороженный черной пластмассой. Во втором – неторопливые профессионалы находят где-то катушку с исходной записью, перегоняют на матрицу и с нее печатают пластинки, которые могут быть не хуже оригинальных. Если человек слушал Led Zeppelin в 1969 году, он наверняка найдет «10 отличий» и будет плеваться. Если человек родился в 1989 году и желает ознакомиться с творчеством этого коллектива, то такой диск для него – отличный выбор. Та как самый первый оригинал 1969 года большинству из них будет просто недоступен по цене.
В 70-80-х пластинок популярных в то время исполнителей было выпущено огромное количество и можно предположить, что они не закончатся никогда. От себя скажу: если человек всерьез полюбил пластинки и собирается достаточно долго жить на планете Земля, то правильнее всего обратить внимание на издания начала 90-х годов. Это относится к музыке любых жанров. Не важно, что это – классика, джаз, рок, поп, металл, панк.
Заблуждение: электронная музыка – цифровая и ее можно собирать даже на CD
Если это пластинка начала 90-х, то до того, как она была переведена «в цифру», она все равно попала в руки людей, которые работали еще на старых, не демонтированных заводах, которые функционировали с 60-х годов. А некоторые даже с конца XIX века, выпускавшие еще патефонные пластинки. Весь цифровой материал все равно проходил все стадии и манипуляции, через которые проходили аналоговые издания. Отдельные заводы могли просуществовать до конца 90-х годов, хотя на них выпускали всякую виниловую диджейскую ерунду.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Новые заводы были запущены в середине 2000-х. Например, в студии Кельна (ЕMI Electrola) работают специалисты, которым по 80 лет, и они по оговоренной цене сделают из принесенной катушки матрицу такую же пластинку, которую делали в 60-70-х годах. Так что не исключено, что новые пластинки хороши ровно до тех пор, пока в процессе их изготовления участвует старшее поколение.
Что дарить, чтобы крутить
Мы всегда спрашиваем, насколько человек, которому предназначается подарок, искушен в пластинках. Девочка 15-ти лет будет счастлива любой пластинке от The Velvet Underground «с бананом на обложке» до Робби Уильямса. Если это дядя почтенного возраста, скорее всего, он уже обременен довольно большим количеством пластинок, и абы какие ему не нужны. Условно, если дядя любит Рея Чарльза, то он хочет, чтобы Рей Чарльз был выпущен на фирме Atlantic, причем «пятак» должен быть трехцветным.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Есть определенная категория людей, которые спрашивают: «Black Sabbath «спиральный» есть? Нет? До свидания». Некий контингент людей коллекционирует пластинки лейбла Vertigo Records, на яблоках которых изображена большая черно-белая спираль, в народе называемая «спираль» или «сверло». Пластинки без «сверла» этот контингент людей считает пластинками для унтерменшей. Но это, как правило, люди почтенного возраста. Очень глубоко закопавшиеся и продолжающие закапываться еще глубже. С ними, пожалуй, сложно.
Подход к снаряду
Практически любой альбом сейчас можно послушать в интернете. Если вы подходите к вопросу всерьез, изучите на специализированном сайте лейблы и каталожные номера. В специализированных «виниловых» магазинах есть как действительно редкие, старинные, первые издания, которые стоят каких-то заметных денег, так и самые обыкновенные и недорогие пластинки, вполне пригодные для того, чтобы их просто слушать и радоваться.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Этика и психология «виниловой» жизни
Раньше покупатель не считал продавца сильно глупее себя. Теперь же, как правило, покупатель мнит себя уникальнейшей личностью. Разумеется, это всего лишь иллюзия, но никто не хочет, чтобы его в ней разубеждали. Чем младше покупатель, тем он больше уверен в своих энциклопедических познаниях. Чем покупатель старше, тем более он склонен к диалогу и к тому, чтобы узнать что-то новое, так как уже собрал свои 7000 «обязательных» пластинок и нуждается в новой информации.
Продавец – барыга или советчик
Старая школа «винилового ритейла» любила представлять покупателю рассыпающиеся в руках пластинки, как «муха не сидела». Сейчас этого почти нет, но если вы не знакомы с продавцом, то наиболее естественным жестом будет вытащить пластинку из конверта и посмотреть, как она себя чувствует. Не стоит делать большой трагедии из поверхностных царапин и из загрязнения. Если пластинка грязная, но она вам нужна и цена вас устраивает, вы вполне ее можете помыть: на специальной мойке в каком-нибудь магазине, в домашних условиях на ручной машинке для мойки пластинок. Или просто стереть пыль влажной салфеткой.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Если на пластинке есть глубокие царапины или дорожка изъезжена и пластинка из черной постепенно становится серой – спасти ее уже никак не получится. Истории о том, что существуют какие-то пластинки с переклеенными «пятаками», с какими-то подрисованными шариковой или чернильной ручкой надписями – ушли в разряд легенд. Сейчас, когда речь идет о пластинках, которые стоят 5 – 10 тысяч евро, продавец прекрасно понимает, что если что-то будет не так, ему просто оторвут голову. Существуют и подделки, которые продаются так же, как в переходах часы Vecheron Constantin по 800 рублей. Они выглядят как настоящие издания, но продавцы их происхождение и ценность не скрывают.
Пластинки этого лейбла – знак серьезной коллекции
Из выпускающих лейблов, которые воспринимаются как легендарные – это Vertigo, Island, Brain, Harvest, Charisma, ECM, Blue Note. Понятно, что собрать все пластинки гигантов вроде Columbia, Sony, RCA, Virgin, EMI или Atlantic просто невозможно в силу того, что само складирование займет очень много квадратных метров. Более локальные лейблы (Noise, Under One Flag, Steamhammer, Earache, Factory, 4AD, Beggars Banquet, Ohr, Plane) – предмет коллекционирования. Кроме того, ухищрения продавцов пластинок по всему миру ведут к тому, что каждый год рождаются «новые» жанры. То есть старые записи 50-80-х годов называют как-то по-новому, и они превращаются в отдельный стиль. Например, как это было с «итало-диско». Раньше было просто диско (в том числе и диско, исполняемое итальянцами), а теперь появились продавцы и собиратели старого «итало-диско».
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Культурные ценности на виниловых редкостях
Есть коллекционеры, собирающие одного исполнителя в разных аранжировках, изданиях и прочтениях. Исполнение песен Владимира Высоцкого шведскими или финскими исполнителями у них на Родине, мягко говоря, никем не востребовано, а в России его имя – однозначно культовое. Наш человек собравший все записи Высоцкого на общеизвестных пластинках, начинает собирать, где есть хотя бы три секунды звучания голоса Владимира Семеновича или что-то связанное с его именем. Это значит, что коллекционер уже «на крючке»! На самом деле смешно, когда знаешь брутальное исполнение Высоцким «Охоты на волков» и понимаешь, о чем он поет, а потом слушаешь, как смешные шведские тетеньки, не представлющие «волков», о которых идет речь, перепевают эту песню.
«Виниловое» разумное, доброе, вечное
Основной предмет спроса на виниле – пластинки Pink Floyd. Если бы этой группы не существовало, продавцам в России жить было бы гораздо сложне. Молодежь на удивление активна в покупке пластинок «ветеранов» вроде Black Sabbath и Deep Purple. Казалось бы, что девочки и мальчики 14 – 16 лет находят в Deep Purple? Тем не менее, они их покупают регулярно. Дальше идут, естественно, Beatles и Rolling Stones, а потом Боб Дилан, Эрик Клэптон, Doors, Queen, Джимми Хендрикс, Дэвид Боуи, Nazareth, Sweet, Slade, Who, Kinks, Troggs, Джоан Баэз, Джэнис Джоплин, Genesis, Jefferson Airplane, Motorhead, Kiss. Потом 80-е и 90-е – Accept, Scorpions, Metallica, Judas Priest, Iron Maiden, R.E.M., The Clash, Ramones, Talking Heads, Blondie, The Cure, Joy Division, Nirvana, Pearl Jam, Sonic Youth, Prodigy, Moby.
Нечасто попадаются молодые люди, которые спрашивают что-то не из перечисленного. Но все же есть из них те, которые копают глубже. Они не визжат и не делают селфи рядом с пластинками, а спрашивают альбомы Dead Can Dance, Clock DVA, Impulse To Manslaughter. Или, например, Tangerine Dream, Клауса Шульца, Шнитке и одновременно Рика Астли и Эролла Гарнера.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Очень серьезные люди – почитатели «тяжелой» музыки. Как правило, металлисты – люди прожорливые, и один человек, даже не считая себя мегаколлекционером, может любить и уважать сотни коллективов и неустанно их приобретать по мере своих финансовых возможностей. Доходит и до драк за какую-нибудь особую редкость вроде альбомов Exumer (Possessed By Fire), Accept (Objection Overruled) или Artillery (By Inheritance). Особенный ажиотаж наблюдается перед концертами. Если в Москву приезжает, например, Доро Пеш, это значит, что за две недели до выступления каждый день будут забегать люди и спрашивать Дору или ее бывшую группу Warlock. После чего скупят все, потому что прийти на концерт и попробовать взять автограф «на виниле» считается очень крутым.
Последняя «дорожка» второй стороны
Коллекционирование пластинок – это вам не коллекционирование календариков, почтовых марок, пивных этикеток и крышечек. На пластинках записана музыка, которая всегда имела сакральный характер и считалась даром богов. Кто может сказать, что пивные крышечки или модельки автомобилей – дар богов?
Тоp-3 магазинов пластинок для начинающих всерьез
1. «Грамзапись/ Новое Искусство», ул. Бутырская, 5. Классика рока 60 – 70-х, «новоделы», подарочные издания.
2. «Галерея Музыки», ул. Лесная,1. Редкие издания классики рока, джаза, соула, фанка, «новоделы», пластинки по сниженным ценам.
3. DIG, ул. Яузская, 5. В помещении клуба «Дич». Рок, панк, новая волна, классика рока.
О чем может рассказать этикетка
Ю. Козюренко. «Наука и жизнь» №11, 1991 г.
Сканы предоставил: Журнал «Наука и жизнь». Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.
В верхней ее части помещены названия ведомства-организатора выпуска грампластинки, завода-изготовителя фирмы «Мелодия», ее товарный знак — «Музыкально-стилизованная» буква «М».
Кстати, коллекционерам старых пластинок известно, что на протяжении десятилетий на месте этой буквы побывали и ласточка, несущая в клюве скрипичный ключ, и скрипичный ключ, и скрещенные лира, серп и молот, и факел, и башня со звездой.
И совсем большая редкость первые советские пластинки, на этикетках которых символический рисунок: стоящий на земном шаре в лучах восходящего солнца крестьянин в армяке, туго подпоясанный, в лаптях, с огромной граммофонной трубой в руке, как бы собирающийся протрубить миру новую песню.
В 20-30-е годы этикетки были гараздо лаконичнее: не всегда указывались авторы произведений, а исполнители вообще частенько были скрыты за безликим словом «Оркестр», Собственно, в ту пору еще не существовало привычных нам стандартов, и некоторые надписи у многих сегодня вызывают улыбку. Например: «Часы. Фокстрот исп. Джаз п/упр. Якова Скоморовского».
В 1938 году в магазинах появились пластинки, на этикетках которых значилось «Ногинский завод». Это был самый крупный в СССР завод грампластинок мощностью 90 млн. дисков в год. (Апрелевский завод в те годы выпускал 19 млн. пластинок). Названия курирующих организаций на протяжении истории тоже не раз менялись — «Музтрест», «Грампласттрест».
У коллекционеров еще сохранились довоенные диски с записями песен в исполнении популярных артистов. На выцветших этикетках можно заметить оттиск «Обменный фонд. Продаже не подлежит». Подобное предупреждение относится к поре, когда молодой советской грампластиночной промышленности не хватало сырья — импортног щелочного лака. Помеченные таким штампом дефицитные, как говорят сейчас, пластинки с записями Леонида Утесова, Вадима Козина, Тамары Церетели и других певцов нельзя было просто купить: они шли только в обмен на битые, по весу.
С начала войны Апрелевский и Ногинский заводы выпускали только военную продукцию. После разгрома немцев под Москвой один из цехов Апрелевского завода возобновил выпуск грампластинок Л. Утесова, К. Шульженко, Л. Руслановой и других популярных исполнителей. На этикетках грампластинок было оттиснуто: изготовитель — Народный Комиссариат минометного вооружения. Эта надпись, приравнявшая грамзапись к боеприпасам, символична, — она словно дает оценку роли песенных дисков в военную пору.
Первая долгоиграющая пластинка была выпущенна Апрелевским заводом в 1951 году, стереофоническая — в 1958 году.
В 1964 году на отечественных пластинках появилось известное во всем мире наименование — Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия».
Сегодня на этикетках можно увидеть не только название Апрелевского ордена Ленина завода, но и Ленинградского, Ташкентского, Тбилисского, Рижского.
Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на дисках: здесь перечисленны имена авторов, названия произведений и отдельных их частей, имена исполнителей, а если запись музыкальная, то указаны еще и инструменты. На пластинках с уникальными реставрированными записями добавляется еще одна надпись: «Архивная запись».
В центре этикетки есть ряд «шифров», разбираться в которых должен каждый собиратель дисков. Два перекрещивающихся кольца в сочетании со словом «стерео» означает стереофоническую запись, треугольником обозначается монозапись. Число «33» и «45» — номинальная частота вращения пластинок — число оборотов (округленно) в минуту.
Чуть ниже нанесен номер стороны пластинки — «1» и «2», а в многопластиночных альбомах соответственно «3», «4» и т.д. Еще ниже — указана репертуарная группа пластинки, от которой зависит ее стоимость. Так, если на пластинке стоит: «Гр.3», это значит: третья репертуарная группа, к которой относятся записи оперетты, эстрадной и танцевальной музыки. (1-я группа — документальные, общественно-политические записи, 2-я группа — музыка симфоническая, оперная, камерная, литературно-драматические записи, музыка народов СССР и зарубежных стран, записи для детей и т.д.).
Рядом с обозначением репертуарной группы стоит цена пластинки без упаковки. В правой части этикетки указано обозначение Государственного стандарта, распространявшегося на грампластинки. Грампластинки выпущенные после 1988 года, отвечают требованиям стандарта ГОСТ 5289-88 и обладают повышенными параметрами по сравнению с пластинками прошлых лет.
Рядом с обозначением ГОСТ указан год выпуска, а также индекс, под которым пластинка зарегистрированна в каталоге фирмы «Мелодия». Индекс пластинка получает при своем рождении сразу после эталонной записи на медные диски, с которых в жальнейшем на заводе будут получены матрицы и отштампованы десятки и сотни тысяч пластинок. Этот индекс является шифром, по которому можно узнать многое о пластинке.
Шифр начинается с буквы «С» (стерео) или «М» (моно). В 1982 году «Мелодия» впервые выпустила пластинки, подготовленные с цифровых фонограмм, и на этикетках появилась буква «А».
На этикетках пластинок со стереозаписью, выпущенных до 1980 года, имеются буквенные обозначения «СМ». Такие пластинки записаны с ограничением вертикальной составляющей стереосигнала. Их можно проигрывать на стереоаппаратуре (с незначительной потерей стереоэффекта) и на «старых» монофонических проигрывателях со звукоснимателями, которые обладают ограниченной вертикальной гибкостью и поэтому не способны следовать по канавке с глубинной стереозаписью. И сейчас, используя матрицы, изготовленные в те годы, грампластинки с популярными записями выпускаются с обозначением «СМ».
Первая цифра указывает жанр записи: 0 — гимны, документальные, общественно-политические записи; 1 — симфоническая, оперная, хоровая музыка; 2 — русская народная музыка; 3 — творчество народов СССР; 4 — поэзия, проза, драматургия; 5 — записи для детей; 6 — эстрада, песни советских композиторов, джаз, оперетта; 7 — учебные записи (уроки, лекции, фонохрестоматии и др.); 8 — музыка народов зарубежных стран (фольклор); 9 — прочие записи (спецзаказы «Кругозор», «Колобок», измерительны записи и др.).
Вторая цифра обозначает формат грампластинок: 0 — 300 мм (гигант), 1 — 250 мм (гранд), 175 мм (миньон). Далее следует пятизначный порядковый номер записи. Номера сторон пластинок имеют еще три цифры. Этот дополнительный код позволяет обрабатывать на ЭВМ заказы торгующих организаций на диски. Так например, альбом Александра Малинина «Неприкаянный», выпущенный Апрелевским заводом в 1990 году имеет индекс С60 30343 006:запись стереофоническая, жанр — эстрада, формат пластинки — 300 мм, порядковый номер записи 30343 (на другой стороне — 30344), код для торгующих организаций — 006.
Номер каждой пластинки устанавливается по возрастающей, причем для моно и стереозаписей исчисление номеров различно.
На конец 1990 года выпущенно более 25 тысяч монофонических и более 15 тысяч стереофонических (соответственно зарегистрированно в бюллетене-каталоге «Мелодия» — 50 и 30 тысяч номеров сторон пластинок).
По номеру сторон пластинки можно установить год, когда она была выпущенна. Ниже приведены номера первых сторон пластинок, выпущенных в начале соответствующего года.
Отдельная нумерация стереопластинок началась с номера 101, до 1961 года стереопластинки нумеровались в одном ряду с монофоническими.
ГОД | МОНО | СТЕРЕО | ГОД | МОНО | СТЕРЕО | ГОД | МОНО | СТЕРЕО |
1961 | 9965 | 101 | 1972 | 31565 | 3057 | 1983 | 44813 | 18983 |
1962 | 10927 | 235 | 1973 | 33489 | 3755 | 1984 | 45689 | 20729 |
1963 | 12246 | 473 | 1974 | 35207 | 4593 | 1985 | 46081 | 21293 |
1964 | 13149 | 793 | 1975 | 36849 | 4593 | 1986 | 46621 | 22915 |
1965 | 14939 | 911 | 1976 | 38213 | 6607 | 1987 | 47417 | 24301 |
1966 | 16093 | 1161 | 1977 | 39551 | 8267 | 1988 | 48023 | 26129 |
1967 | 19069 | 1411 | 1978 | 40507 | 9901 | 1989 | 48477 | 27787 |
1968 | 21253 | 1629 | 1979 | 41387 | 11593 | 1990 | 48971 | 29059 |
1969 | 24023 | 1663 | 1980 | 42279 | 13333 | 1991 | 49417 | 31759 |
1970 | 27047 | 1865 | 1981 | 43015 | 15231 | |||
1971 | 29491 | 2417 | 1982 | 43923 | 17003 Большое внимание уделяется художественному оформлению и полиграфическому исполнению конвертов для пластинок. сегодня конверт — это не только упаковка, это художественная иллюстрация к пластинке. Яркие обложки современных дисков с аннотациями, текстом песен или интервью исполнителей часто имеют самостоятельную эстетическую ценность и являются произведением промышленного искусства — дизайна.
|