как узнать икс сайта яндекс
Проверить ИКС сайта онлайн
Биржа контента Адвего продолжает активно развиваться, предлагая своим пользователям всё новые сервисы, инструменты для работы. Помимо наших популярных программ проверки уникальности и орфографии онлайн, генерации пароля и URL, проверки IP и домена, транслитерации и семантического анализа, мы решили предоставить вам возможность узнать ИКС любого портала.
Что такое ИКС
Расшифровывается аббревиатура ИКС просто — «Индекс качества сайта». Его ввёл самый популярный российский поисковик Яндекс вместо ТИЦ, «Тематического индекса цитирования». Если ТИЦ показывал число ссылок на портал с других тематических ресурсов, то ИКС стал более продвинутым показателем, индикатором качества сайта.
Как заявили в самом Яндексе, при расчёте нового индекса теперь учитываются не только размеры аудитории, но и степень её удовлетворённостью сайтом, уровень доверия к порталу. В ходе расчётов Яндекс пообещал применять самые разные инструменты, в том числе данные Дзена, Карт, Метрики и так далее. Будут анализироваться сведения о стоящем за сайтом бизнесе.
В итоге определяется ИКС в цифрах — 10, 50, 100, 1000… Чем выше показатель, тем выше качество портала.
Зачем нужно знать ИКС
Есть две основные причины, по которым будет очень полезно узнать коэффициент качества сайта:
Проверка ИКС на сайте биржи контента Адвего работает мгновенно, абсолютно бесплатно, очень просто. Нужно только ввести домен интересующего вас сайта в указанное на странице поле и сразу получить результат, например, ИКС, равный 1600, 500, 70. Эти цифры помогут вам узнать, насколько полезен ваш собственный портал, а также сравнить свой ИКС с показателями конкурентов.
Всё про ИКС сайта
В августе 2018 Яндекс заменил показатель тИЦ на ИКС (индекс качества сайта). Время идет и появилась уже целая куча исследований на тему того что больше всего влияет на значение ИКС ресурсов. Давайте пройдемся по этой очередной «пузомерке» опираясь на имеющуюся официальную информацию и качественные исследования.
К концу статьи вы будете понимать как на практике увеличить ИКС своего сайта, а также как можно быстро и бесплатно проверить значение ИКС нескольких сайтов (без ограничений по количеству, с помощью простой таблицы Google).
Эта статья также есть в формате видео:
Что такое ИКС
В официальной документации Яндекса (ведь именно они придумали и используют индекс качества сайта) ИКС определяется как показатель полезности сайта для пользователей поиска.
Полезность сайта для пользователей? Звучит слишком громко чтобы быть правдой, ведь Яндекс не может быть полностью уверенным что ресурс полезен для пользователей поиска. Тем не менее он для этой цели может использовать поведенческие факторы.
Что учитывает ИКС
Более-менее достоверные исследования ИКС приходят к тому что на него больше всего влияет размер аудитории сайта, то есть его посещаемость. Об этом, например, говорит исследование Rookee (опубликованное на сайте Ашманов и Партнеры). Причем наибольшая корреляция ИКС и посещаемости наблюдается именно для поискового трафика.
Вспоминая определение ИКС от Яндекса мы смело считаем, что на него влияет как охват аудитории поиска, так и её поведенческие факторы. В поведенческих факторах Яндекса существует множество показателей, но под оценивающие полезность сайта для пользователей больше всего подходят две: «последний клик» и «долгий клик».
«Последним кликом» будет признан сеанс пользователя, когда он не вернулся с ресурса обратно в поиск, то есть скорее всего нашел ответ на свой поисковый запрос на сайте.
«Долгим кликом» будет признан сеанс пользователя, в котором он пробыл на сайте большее количество времени чем в среднем требуется по его запросу и затем вернулся в поиск, то есть он почти нашел ответ на свой запрос на сайте, но ему чего-то не хватило (не нашел какой-то нужной информации или не понравилось предложение компании).
Еще несколько интересных исследований сделал Алексей Чекушин, в них видна корреляция между тИЦ и ИКС, что может говорить о влиянии ссылочной массы на значение ИКС.
Как повысить ИКС
Все работы нацеленные увеличить ИКС сайта делятся на две группы: захват новой аудитории и улучшение поведенческих метрик текущей аудитории.
Захват новой аудитории можно осуществлять как созданием новых посадочных страниц (под поисковые запросы пользователей), так и повышением кликабельности текущих сниппетов страниц.
Улучшение поведенческих метрик можно осуществлять как повышением конверсии (подходит для коммерческих сайтов), так и добавлением полезного функционала и контента, удерживающего пользователей.
Создание новых посадочных страниц
Создавайте страницы под запросы вашей аудитории.
Если брендового спроса нет или он полностью охвачен, стоит задуматься о создании качественных посадочных страниц под целевые запросы пользователей (если это ещё не сделано, то срочно создавайте) или о создании о блога с информационными статьями (тематическими или около тематическими под потенциальных клиентов). Возможно в вашей тематике пользователи ищут какие-то калькуляторы (кредита, стройматериалов, калорий и т.д.), создание их на отдельной странице также может поднять ИКС вашего сайта.
Повышение кликабельности сниппетов
При тех же позициях в поисковых системах можно получать больше переходов благодаря повышению кликабельности сниппетов (хотя на практике от этого и позиции будут расти). Стоит помнить что сниппеты запросозависимы, то есть могут формироваться совершенно другими для одной и той же страницы в зависимости от поискового запроса.
Добавьте на страницы микроразметку влияющую на сниппет: хлебных крошек, товаров/событий/часто задаваемых вопросов/статей. Проработайте содержимое мета-тега Description, включив в него все самое важное, объяснив зачем пользователю поиска нужна именно ваша статья или услуга. Нашпигуйте все перечисленное выше символами emoji (имеющими наилучшую поддерживаемость на устройствах, то есть не новее Unicode 6.0).
Повышение конверсии
На страницах товаров и услуг размещайте цену как можно выше, а также разместите в первом экране страницы кнопку покупки, сделав её «липкой» (чтобы при скроллинге она всегда оставалась у пользователя на виду).
В формах ввода указывайте корректные типы полей ввода (у тегов input):
И добавьте уже себе на сайт онлайн-консультанта, если всё еще это не сделали!
Удержание пользователей
Увеличить время сессии пользователя на странице можно за счет добавления полезного тематически связанного функционала: калькуляторов, тестов и квизов. Также можно включить дополнительные блоки контента вроде комментариев пользователей или ответов на часто задаваемые вопросы.
Еще одним способом увеличить сессию пользователя является подарок с обратным отсчетом. Например, через несколько минут присутствия на сайте пользователь может получить скидку на услуги или какой-то полезный материал (чеклист, гайд или что-то в этом духе).
Прокачивайте свой бренд
Работайте над повышением брендового спроса с помощью офлайн-рекламы и социальных сетей. Ведь если именно вы будете всплывать в голове пользователей при упоминании оказываемых вами услуг (или предлагаемых товаров), то вырастет и ваш брендовый спрос и кликабельность ваших сниппетов.
Наращивайте естественную ссылочную массу
Зарабатывайте новые ссылки на сайт не с помощью покупки ссылок на биржах с линкопомоек, которые вот-вот залетят под фильтры Яндекса: АГС, непот-фильтр или Минусинск.
Ищите тематические площадки на которых ещё размещено не так много ссылок (или их вообще нет). Займитесь благотворительностью и получайте ссылки с сайтов благотворительных организаций. Участвуйте в тематических конференциях и получайте ссылки со страниц своих спикеров.
Кстати, представители поисковой системы заверяли при запуске ИКС что он «не привязан к ссылочной массе», но во-первых исследования подтверждают что корреляция между ними все-таки есть, а во-вторых эти слова сотрудников Яндекса скорее следует трактовать как то что ИКС не привязан к одной лишь ссылочной массе.
К тому же с момента запуска ИКС произошло как минимум два изменения его формулы расчета.
Как проверить ИКС
Узнать значение ИКС своего сайта или сайта конкурента вы можете самостоятельно, указав его в качестве содержимого параметра host в конце следующего адреса:
Например, проверить ИКС этого блога можно по следующей ссылке:
Если вам нужно быстро проверить ИКС нескольких доменов, то воспользуйтесь моим шаблоном таблицы Google. В нем нет ограничений по количеству проверяемых доменов.
Порядок действий следующий:
Часто задаваемые вопросы
На что влияет ИКС сайта
Ни на что. ИКС служит показателем насколько ваш сайт полезен для пользователей Яндекса и нужен он больше для вас, в том числе при анализе ваших конкурентов. Нигде не говорится что он является фактором ранжирования (каким в свое время являлся тот же тИЦ).
Какой должен быть ИКС сайта
Это индивидуально. Посмотрите на ИКС своих прямых конкурентов с хорошей видимостью в Яндексе, вот к этому значению и нужно стремиться. Конечно же увеличение ИКС не должно стоять в виде KPI для вашего SEO-специалиста: все-таки увеличение целевого поискового трафика на сайте задача куда важнее поисковых «пузомерок».
Какой ИКС сайта максимальный
Предела значения ИКС не существует, это подтверждают и представители Яндекса.
Максимальный ИКС который мне удалось обнаружить у существующих сайтов оказался у youtube.com и равен он 343 000 (чуть меньше у vk.com, 329 000). Со временем это значение может измениться.
Что делать если упал ИКС сайта
В первую очередь не стоит паниковать: ИКС регулярно пересчитывается и формула его расчета может меняться, поэтому может быть на вашем сайте ничего не изменилось.
Тем не менее, стоит убедиться что в последнее время не удалялись какие-то полезные страницы (или группы страниц) с сайта, которые раньше давали поисковый трафик.
Как часто обновляется значение ИКС сайта
Проанализировав историю изменений ИКС можно прийти к выводу что его обновление происходит раз в 1-2 месяца. По словам Яндекса раз в месяц.
Можно ли накрутить ИКС сайта
Конечно можно, например накруткой поведенческих факторов (как по реальным запросам пользователей, так и по своим брендовым запросам).
Но, только стоит ли оно того? Ведь в итоге вы можете получить фильтр и на 8 месяцев лишиться небрендового поискового трафика. Гораздо лучше последовать рекомендациям которые были даны в этой статье и естественным путём нарастить ИКС своего сайта.
Одинаковый ли ИКС у основного домена и поддоменов
Есть и исключения. Например, поддомен translate.google.com имеет ИКС 22 700, но при этом у основного домена google.com ИКС равен 117 000.
Увеличили аудиторию сайта, но почему-то ИКС не изменился
Дело либо в том что не произошел пересчет ИКС для вашего сайта, либо в том что изменения оказали на него влияние, но недостаточно чтобы вы заметили изменения.
Стоит понимать что шаг изменения отображаемого значения ИКС равен 10. То есть если ваш реальный ИКС был равен 4, а в результате работ на сайте увеличился то 9, то в Яндекс.Вебмастере у вас он будет по-прежнему равен 0.
Яндекс ИКС: новый показатель качества сайтов
В статье разберем основные моменты, связанные с введением нового показателя качества сайта по мнению Яндекса – ИКС:
Начнем с определения.
Что такое ИКС
ИКС (Индекс Качества Сайта) – величина, показывающая качество ресурса.
Под ИКСом в первую очередь подразумевается востребованность сайта аудиторией. Чем больше сайт удовлетворяет потребности пользователей, тем выше будет показатель ИКС. Т.е. важно получить не просто большой целевой трафик, но и доверие посетителей к сайту.
Порядок ИКС остается таким же, как и у тИЦа – 10, 20, 40, 150, 500, 1200 и т.п. Т.е. самый маленький показатель ИКС – 10, а самый большой. официально не озвучивается, думаю, можно его поискать на конкретно сегодняшнюю дату, однако, нет предела совершенству, да и вряд ли эта цифра будет неизменной.
Но чтобы от чего-то отталкиваться, посмотрим на самый популярный поисковик в мире – у Google показатель ИКС на 3 сентября 2018 равен 120 000.
Почему Яндекс заменил тИЦ на ИКС
22 августа 2018 года Яндекс объявил о ближайшей отмене тИЦ и замене его новой величиной – ИКС.
31 августа 2018 в 21:00 Яндекс свое обещание претворил в жизнь, тИЦ упразднили. Да не просто упразднили, а заменили новой метрикой – индексом качества сайта.
Почему же Яндекс решил заменить тИЦ на ИКС?
Сначала вспомним, что такое тИЦ.
тИЦ – тематический индекс цитирования, который определялся на основании количества и качества ссылающихся сайтов.
тИЦ появился в далеком 1999 году, когда ссылки играли весомую роль в продвижении сайтов – тогда тИЦ был важным показателем авторитетности сайта. В последнее время тИЦ служил только для ранжирования сайтов в каталоге Яндекса, но никак не влиял на ранжирование сайтов в поиске. В ТОПе могли быть сайты с нулевым тИЦ, а на задворках – с хорошими показателями, и это была норма.
Всевозможные рейтинги сайтов и биржи по продаже ссылок тИЦ использовали буквально до последних дней его существования – все-таки какой никакой, а показатель от Яндекса. Подробнее про тИЦ можно почитать тут.
Но время идет, и за 20 лет тИЦ морально устарел, он уже не отображает действительности, и уже давно невозможно говорить о качестве сайта, опираясь на тИЦ.
Сейчас на ранжирование сайтов в поисковике влияет множество факторов, не только ссылки. И уже давно назрела необходимость в метрике, которая отобразит, насколько сайт отстает от конкурентов, чтобы четко понимать – вы шагаете нога в ногу или между вами колоссальная пропасть.
Такой величиной и должен стать ИКС. тИЦ больше не используется, везде, где он был в Сервисах Яндекса, его заменили на ИКС.
Если у вашего сайта был большой тИЦ, то не факт, что будет большой ИКС. Это абсолютно две разные метрики. Одна про ссылки, другая про качество.
Как рассчитывается ИКС
«При расчете индекса качества учитываются размер аудитории сайта, степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей и Яндекса, а также другие критерии. Для расчета используются данные сервисов Яндекса.»
«При расчёте ИКС мы намерены использовать всевозможные имеющиеся у нас данные как о сайте, так и о стоящем за ним бизнесе. Эти данные могут быть получены как из Поиска, так и из любых других сервисов Яндекса: например, Метрики, Карт, Дзена и так далее. По мере учёта этих данных алгоритм расчета ИКС будет меняться. Поэтому сейчас мы представляем его в виде беты.»
Если посмотрим на обе цитаты, то видим, что все больше Яндекс старается оценить не сам сайт, а скорее бизнес, который стоит за этим сайтом.
В учет идут все сервисы Яндекса – от Дзена до Яндекс.Карт. И теперь вы просто обязаны во все эти сервисы попасть, чтобы Яндекс лучше понимал ваш бизнес.
Еще пару слов о расчете показателя. ИКС рассчитывается для всех сайтов, участвующих в поиске Яндекса, по единой логике, т.е. нет деления по тематикам, сроку существования и еще каким-то параметрам. Перед ИКС все сайты равны.
Яндекс оставляет за собой право без уведомления менять данный показатель на свое усмотрение, а также обнулять за попытки накруток показателя или другие нарушения (в помощи Яндекса в данном случае ссылка идет на описание Фатальных проблем в Яндекс.Вебмастере, так что следите за ними).
Что конкретно влияет на расчет показателя, естественно, не озвучивается, но так как речь идет об удовлетворенности пользователей, то имеет смысл смотреть в том числе и на поведенческие факторы на сайте – откуда на сайт попадают пользователи, где отваливаются, как долго на сайте находятся, сколько страниц в среднем просматривают и т.д.
Хотите, чтобы ИКС вашего сайта рос? Улучшайте сам бизнес и сайт – делайте его понятнее и удобнее для пользователей.
На самом деле, даже в личных целях было бы здорово понимать, какой бизнес стоит за ресурсом – можно ли доверять и совершать покупку на этом сайте или лучше выбрать сайт проверенного гиганта, пусть даже товар там стоит чуть дороже.
Как узнать показатель ИКС для своего сайта – 3 варианта
Узнать показатель ИКС для своего сайта достаточно просто.
Вариант 1. Посмотреть в Сводке.
Зайдите в Яндекс.Вебмастер. ИКС вашего сайта вы можете увидеть, например, на странице Мои сайты или прямо в Сводке по сайту – внизу есть блок, показывающий текущий показатель ИКС:
Вот так выглядит показатель ИКС на странице Мои сайты:
Вариант 2. Настроить уведомления
Для этого перейдите на страницу Настройка в Яндекс.Вебмастере.
В блоке «Адрес для почтовых уведомлений» выберите почту, на которую хотите получать уведомления от Вебмастера.
Укажите, что хотите получать уведомления на почту (поставить значок письма напротив «Еженедельная сводка по сайту»):
Вариант 3. Посмотреть в специальном разделе
Перейдите на специальную страницу ИКС.
В поле введите адрес сайта. Нажмите кнопку Найти.
Как узнать показатель ИКС конкурентов
Как раз третий вариант, который мы только что рассмотрели, и позволяет узнать ИКС любого сайта.
Просто введите адрес сайта на специальной странице ИКС и нажмите кнопку Найти.
Мы уже поигрались немного, и вот какие показатели ИКС зафиксировали у популярных сайтов на 3 cентября 2018:
Сайт | ИКС |
google.com | 120 000 |
sberbank.ru | 75 000 |
ru.wikipedia.org | 69 000 |
mvideo.ru | 31 000 |
ozon.ru | 30 000 |
eldorado.ru | 24 000 |
Кроме того, сообщить ИКС своего сайта для посетителей можно с помощью специальной иконки, код которой есть в Настройках вебмастера:
Просто добавьте этот код на сайт, обычно подобные иконки находятся в подвале сайта. Сейчас ИКС – показатель, которым можно гордиться, его можно смело размещать на своем сайте на всеобщее обозрение.
Нет данных об ИКС
Иногда Яндекс не показывает ИКС. Что делать, если вместо заветной цифры вы увидели сообщение «нет данных об ИКС»?
Яндекс называет три причины:
Влияет ли ИКС на позиции сайта в Яндексе?
Не буду пудрить вам мозги, скажу сразу и просто – НЕТ, не влияет.
ИКС – это следствие, а не причина. Именно поэтому с введением ИКС позиции сайтов в выдаче не изменились, потому что уже учитываются все факторы ранжирования, и ИКС в их число не входит.
ИКС – это не алгоритм. Это показатель текущего состояния сайта.
ИКС способен дать понять, насколько ваш сайт далек от ТОПа – просто сравните показатель своего сайта с ИКС конкурентов и поймете, насколько в этой гонке вы выигрываете или проигрываете, а может, идете ноздря в ноздрю.
Как поднять ИКС своего сайта
Для примера посмотрим выдачу по запросу «унты женские купить», если не брать в расчет гигантов, вроде tiu, wildberries, avito и прочих, то из ближайших можно сравнить два сайта – mongolskieunty.ru и shkurkin.ru:
У сайта, который ближе к ТОПу, ИКС 110, а shkurkin.ru имеет ИКС только 20. Не пешком до луны, конечно, но расстояние между этими сайтами, судя по показателю ИКС, приличное.
Как замечает сама Елена Першина (сотрудник Яндекса), что между ИКС и местом в ТОПе (в отличие от тИЦ) вполне может прослеживаться корреляция:
Как поднять ИКС своего сайта и догнать конкурентов?
Все просто – начинаем сравнивать, что есть у конкурента, чего нет у нас. Почему тот сайт считается более качественным, по мнению Яндекса, а мой нет.
Т.е. самое простое, с чего начать – найти конкурента, ИКС которого выше нашего. И лучше не одного, а нескольких. Если посмотреть на сайт mongolskieunty.ru:
Уже визуально становится понятно, что mongolskieunty.ru приятнее, чем shkurkin.ru:
О том, как правильно выбирать и анализировать конкурентов, мы писали в этой статье. Поэтому подробно останавливаться на этом не буду, просто ищите подходящих конкурентов, смотрите, в чем ваш сайт уступает им, и делайте свой сайт еще лучше: не надо искать волшебных таблеток, закупать ссылки, писать портянки контента, чтобы повлиять на ИКС – только хуже сделаете.
Еще 10 фактов об ИКС
А вообще запуск ИКС – отличная новость для всей отрасли. Хватит уже смотреть только на ссылки, пора делать качественный бизнес. Сейчас Яндекс.Вебмастер для этого предлагает столько возможностей:
Не так давно ввел Тренды, где можно отследить, насколько лучше или хуже сайт в отрасли:
На днях запустил Яндекс.Диалоги – теперь можно общаться с клиентами напрямую из поиска:
Сделал отладчик турбо-страниц:
Можно даже Товары и цены указать в Вебмастере и сделать шикарные сниппеты для своего сайта:
А чего стоит инструмент Рекомендованные запросы, благодаря которому можно тут же создавать динамические объявления:
И это только крошечная часть огромных возможностей.
Кстати, все это мы можем настроить, подключить и отслеживать для вашего сайта, чтобы качество бизнеса (значит, и его ИКС) было на высоте.
Если вам нужна услуга под ключ, рекомендую тариф SEO на регулярной основе, где мы работаем над вашим сайтом в индивидуальном порядке. Кстати, каждый 6-й месяц почти бесплатно.
«Яндекс ИКС»: что это такое, как проверить и повысить
Алгоритмы современных поисковых систем постоянно совершенствуются, и на смену старым показателям приходят новые, более современные и информативные. ИКС – новый параметр от «Яндекс», пришедший на смену привычному тематическому индексу цитирования. Следить за индикатором – важная задача и для оптимизаторов, и для самих владельцев ресурса: как и тИЦ, этот показатель во многом демонстрирует рейтинг сайта и его положение в поисковой выдаче. Впрочем, его значение рассчитывается иначе и в первую очередь опирается на поведенческие параметры.
Что такое ИКС
«Яндекс ИКС» расшифровывается как «индекс качества сайта». Это показатель, то или иное значение которого присваивается любому интернет-ресурсу. Поисковая система ввела этот параметр на смену тематическому индексу цитирования, который определял авторитетность сайта на основе того, сколько ссылок на него ведёт, причём разные ссылки имели разный вес. ИКС представляет собой число, значение которого опирается на факторы, используемые при его расчёте.
ИКС и тИЦ – не тождественные параметры. Они имеют ряд серьёзных различий, в первую очередь основывающихся на том, что учитывается при определении полезности сайта:
тематический индекс цитирования основывался в первую очередь на ссылочной массе, её объеме, качестве и количестве так называемых «вечных» ссылок (при этом URL с сомнительных ресурсов могли даже ухудшить показатели сайта);
индекс качества сайта заявлен как показатель его интересности для пользователя, и основные параметры, которые он учитывает, – поведение посетителей и количество прямых переходов (так называемый type-in-трафик – тот, что учитывает, сколько человек напрямую ввели адрес сайта в строку браузера).
Сами представители «Яндекса» позиционируют ИКС как показатель, более точно отражающий релевантность и полезность сайта для пользователя, чем тИЦ. После его введения владельцы ресурсов и веб-мастера отметили, что значение ИКС практически не коррелирует с тематическим индексом цитирования (хотя порядок численных значений остался почти тем же, слегка увеличившись). Этот параметр – не какой-то новый алгоритм: просто индикатор, от значения которого тем не менее многое зависит. Потому следить за ИКС и стараться его повысить необходимо и профессиональным оптимизаторам, и владельцам сайтов, продвигающим свои ресурсы самостоятельно.
Расчёт ИКС
Работу алгоритмов, по которым рассчитывается показатель, стоит понимать хотя бы приблизительно. На его значение влияет множество факторов, и многие из них поисковая система не спешит раскрывать, но по официальным данным ИКС зависит:
от удовлетворённости клиентов;
Точную формулу «Яндекс» не раскрывает, чтобы избежать накруток и попыток повысить индекс нечестными методами. Так что справка поисковой системы обходится довольно общими формулировками, однако на них можно ориентироваться при повышении ИКС для своего сайта. Если говорить более подробно, то уже известно, что на индекс влияют:
количество страниц, которые открыли пользователи;
время, которое они провели на ресурсе;
документы в индексе;
аудитория за сутки;
количество упоминаний сайта в поисковой строке;
оптимизация и скорость загрузки, в том числе с мобильных устройств;
количество документов, генерирующих трафик.
Нельзя сказать, что ссылочная масса больше не имеет значения. Скорее, тИЦ стал составной частью ИКС, которая больше не рассчитывается отдельно: всё-таки количество URL, ведущих на ресурс, напрямую говорит о том, насколько сайт полезен для людей, ведь на бесполезную площадку не будут ссылаться. Так что не стоит забывать и об этом критерии: он не заявлен напрямую, но всё так же важен.
Как правило, ИКС рассчитывается не отдельно для каждого поддомена, а общим значением для всего доменного имени. У этого правила бывают исключения, но в основном они касаются крупных и известных сайтов, где поддомены могут нести иные функции, чем основной ресурс. Подсчитывается показатель примерно раз в месяц.
Как проверить и оценить ИКС
Как и большинство показателей от «Яндекса», проверить ИКС может любой оптимизатор или веб-мастер, воспользовавшись сервисами поисковой системы. Для отображения этого показателя проще всего использовать «Яндекс.Вебмастер»: для этого даже не нужна авторизация.
Проверка. В «Вебмастере» есть раздел «ИКС», где любой пользователь может ввести в специальное поле адрес сайта и получить для него значение индекса качества. Это не закрытая информация, и каждый способен узнать, чему равен ИКС для какого угодно ресурса. Кроме того, иконку ИКС можно добавить непосредственно на сайт, используя инструменты «Вебмастера», но для этого сайт должен быть подключен к сервису «Яндекса».
Также есть ещё один способ. Предполагается, что значение ИКС, как и многие другие показатели, можно выгрузить с помощью API, и это доступно уже только тем, у кого есть доступ к сайту. Соответствующие API предоставляют в основном специализированные сервисы, помогающие продвижению ресурсов.
Оценка. Перед тем как пытаться поднять ИКС, стоит оценить, насколько это актуально в вашем случае. Не всегда этот показатель опирается на данные, важные для конкретного сайта, и его критерии могут иметь различное значение для ресурсов разной направленности.
Представители «Яндекса» не вводили различия в расчёте ИКС для разных типов сайтов, и индекс рассчитывается по одному и тому же алгоритму и для форума, и для коммерческого сайта, и для энциклопедии. Не всегда показатели, на которые он опирается, релевантны для конкретного ресурса, и информативность индекса разная в зависимости от того, что за площадку он пытается оценить.
Для так называемых «общих» сайтов ИКС действительно очень важен. Однако, например, если речь заходит об интернет-магазине, то ключевым показателем для такого ресурса становится информационная полнота страницы – то, насколько она заполнена необходимыми для покупки данными вроде цены и фото товара.
Если же сайт познавательный и информационный, то здесь куда важнее глубина прочтений и время, проведённое на сайте, а другие показатели могут быть не так значимы.
Понять, какие показатели имеют значение в случае конкретного ресурса, – задача для оптимизатора. Если параметры, важные для высокого ИКС, практически неактуальны для какого-нибудь сайта специфической направленности, то, возможно, стоит признать, что в его случае индекс практически не отражает реальной картины. Не стоит забывать: значение ИКС – не причина, по которой меняется рейтинг сайта, а следствие этого рейтинга.
Повышение ИКС в первую очередь зависит от этого понимания. Владельцу важно помнить, что за критерии важны именно для его сайта. Нет никакого смысла сравнивать индекс полезности своего ресурса со значениями ИКС сайтов с совершенно другой тематикой или направленностью. Сравнивать с ИКС крупных и давно работающих ресурсов тоже не стоит: этот показатель зависит от посещаемости и охвата, очевидно, что у больших и известных сайтов он будет выше. Ясную картину позволит получить только сравнение собственного сайта с похожими, работающими примерно в той же области (магазин одежды, детский сайт, онлайн-библиотека и т. д.). Ещё один важный показатель – рост индекса: по нему можно ориентироваться, насколько успешно развивается сайт.
SEO. Многие считают, что ИКС напрямую связан с SEO, однако это не совсем точно. Качество сайта учитывается при формировании поисковой выдачи, однако позиции в поисковом списке по запросам с ИКС не коррелируют. Они зависят в основном от того, насколько качественным SEO-контентом наполнены страницы сайта, а не от критериев, важных для высокого индекса.
Как поднять ИКС
Попытки искусственно увеличить ИКС сайта, не работая над его качеством, с большой вероятностью обречены на провал. Применение нечестных методов приведёт только к тому, что поисковые алгоритмы применят к ресурсу санкции и фильтры, из-за которых он вообще перестанет появляться в выдаче и сильно упадёт в рейтинге. Поэтому любая грамотная работа по повышению индекса – это в первую очередь улучшение самой площадки. Перед работой не стоит забывать, что увеличение ИКС не ведет напрямую к повышению уровня сайта в поисковой выдаче. Это лишь один из многих факторов. Однако высокий индекс будет свидетельствовать, что ваш сайт полезен для клиентов и помогает им найти то, что они хотят.
Увеличить ИКС можно, влияя:
на ссылочную массу. Это довольно просто и требует лишь некоторых финансовых вливаний, а также грамотного подбора ссылок. Впрочем, злоупотребление этим методом может привести сайт под фильтр, к тому же он не напрямую влияет на показатель ИКС, хотя значение имеет, а потому совсем забывать про этот способ не стоит;
поведенческие факторы. То есть то, что делают пользователи на сайте. Для этого придется работать с самой структурой ресурса, а также с подачей, актуальностью контента, привлечением посетителей и увеличением их интереса. Этот способ сложнее, однако грамотное администрирование должно привести к повышению ИКС, причем одновременно с ним вырастет реальный интерес людей к сайту.
Кроме того, не стоит забывать о социальных сетях: есть предположение, что активность людей в соцсетях, так или иначе связанная с сайтом, тоже влияет на значение ИКС. Например, к такому параметру можно отнести количество репостов страницы в социальную сеть.
Практические советы. На практике многие не знают, с чего начать, а сами туториалы системы «Яндекс» обычно ограничиваются туманными формулировками. Впрочем, основное правило, которым советуют пользоваться при попытках улучшить качество сайта, – присматриваться к конкурентам.
Сначала стоит определиться с тем, какие сайты могут служить конкурентом вашему. Это может быть информационный ресурс той же направленности, магазин, продающий те же товары, и т. д.
Дальнейший шаг – посмотреть, у кого из конкурентов ИКС больше, и проанализировать, почему. Это может быть связано с большим удобством сайта, более приятным дизайном, наличием функций, которых нет на других ресурсах, и другими не всегда очевидными параметрами (например, для увеличения глубины прямо в текст информационных статей вставляют ссылки на другие страницы).
Поняв, какие параметры делают сайты конкурентов более полезными для посетителей, можно начать изменять свой ресурс: увеличивать юзабилити, изменять дизайн, наполнять страницы интересным и качественным контентом, оптимизировать код для ускорения загрузки и уменьшения процента отказов. Рано или поздно это приведёт к тому, что индекс начнет расти.
Влиять на поведенческие факторы, по сути, единственный действующий метод надёжного увеличения ИКС. Нужно заинтересовывать пользователя, чтобы он оставался на странице подольше, совершал на сайте какие-либо действия или углублялся в чтение страниц – подход зависит от типа ресурса и того, что за информацию он предлагает.
Для увеличения интереса пользователей и повышения контента некоторые специалисты советуют:
делать заголовки и шапки текстов на сайте яркими и броскими, такими, чтобы они привлекали внимание посетителей практически сразу;
внимательно подходить к самим текстам: они должны быть грамотными, полезными, интересными и уникальными (низкая уникальность может привести сайт под фильтр), причем не повторяться от страницы к странице, а отличаться друг от друга;
структурировать информацию на странице, не забывая о заголовках, списках, абзацах, нумерации и прочих элементах;
подбирать подходящие изображения, большие и в хорошем качестве, и размещать их с тегами, которые помогут пользователям ориентироваться;
делать информацию на странице логичной и последовательной: пользователи не любят сумбур и вряд ли захотят в нем разбираться, а связный и понятный текст, наоборот, понравится им и заставит остаться подольше;
не бояться экспериментировать с новыми методами, например, популярной геймификацией, которая великолепно захватывает внимание и помогает увеличивать среднее время на сайте. Впрочем, такой совет подойдёт не для каждого сайта;
работать со сниппетами, то есть с отрывками текстов, появляющихся на странице выдачи поиска. Напрямую повлиять на них нельзя, но некоторые методы позволяют увеличить вероятность, что тот или иной отрывок увидят пользователи поисковой системы. Нужно, чтобы этот текст напрямую сообщал людям: на этой странице их ждёт ответ на интересующий их вопрос;
общаться с пользователями, которые заходят на сайт, привлекать их внимание с помощью личной коммуникации и тем самым мотивировать задержаться. Считается, что на вопросы и комментарии нужно отвечать в течение 40 минут, особенно это касается общения в соцсетях (которое тоже может косвенно влиять на показатель ИКС);
при необходимости наращивать ссылочную массу, но делать это аккуратно, чтобы не попасть под фильтры, и использовать преимущественно ссылки с проверенных сайтов, которые не считают подозрительными поисковые системы (хорошо работают коммерческие предложения по закупке ссылок);
следить за качеством дизайна и тестировать его удобство, при необходимости вовремя добавлять нужные элементы или менять то, что оказалось мешающим и непонятным.
Кроме того, чтобы пользователи оставались и не уходили, необходимо проверять, как работает сайт на разных устройствах, оценивать скорость его загрузки и удобство работы с ним, а при нахождении проблем как можно быстрее их ликвидировать.
Коммерческие сайты. Для коммерческих сайтов работает ещё один совет: чтобы привлечь пользователя, нужно разработать эффективную воронку продаж, которая вовлечет клиента в процесс раньше, чем он потеряет интерес и уйдёт (стоит подключить современные инструменты диджитал-маркетинга). Кроме этого, хорошо работает формирование разных предложений для разных групп пользователей (холодные, тёплые, горячие). Это поможет не только увлечь клиента и повысить ИКС, но и превратить посетителя в покупателя вашего товара и услуги, и чем более грамотно разработана маркетинговая политика, тем более продуктивно сработают инструменты. Результатами такого подхода можно назвать:
увеличение доверия посетителей и поисковых систем за счёт роста ИКС;
рост количества пользователей;
повышение популярности и узнаваемости;
увеличение количества покупателей;
рост доходов и развитие не только сайта, но и всего бизнеса.
Чтобы поднять ИКС сайта, не теряя время и силы самостоятельно, владелец ресурса может обратиться к профессионалам. Они уже имеют опыт в раскрутке и смогут намного быстрее увидеть, что именно мешает наращивать ИКС и как можно улучшить сайт, чтобы рост его качества был активнее, а популярность – выше.