как узнать интенсивность движения автомобилей на дороге
Интенсивность движения и уровень загрузки автомобильной дороги транспортными потоками
Эффективная работа автомобильного транспорта в большой степени зависит от транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
Важными транспортно-эксплуатационными показателями являются: интенсивность движения, пропускная и провозная способность, уровень загрузки дороги движением, скорость транспортного потока, плотность потока, себестоимость перевозки пассажиров и грузов и др.
Указанные параметры, наряду с показателями безопасности движения автомобилей, не только отражают эксплуатационное состояние дорог в различные периоды года, но и позволяют оценить эффективность мероприятий по ремонту дорог и организации движения.
Интенсивность движения – количество автотранспортных средств, проходящих через данное сечение дороги в единицу времени.
Интенсивность движения и состав транспортного потока определяются визуально. Фиксируется количество транспортных средств, прошедших по дороге за единицу времени по каждой полосе движения, с разделением грузовых автомобилей на группы в зависимости от их массы.
Среди методов определения параметров транспортного потока можно выделить: 1) контактно-механические; 2) магнитно-индуктивные; 3) зондирующих импульсов; 4) по излучению автомобиля. Для них используют детекторы транспорта.
Интенсивность расчетная – интенсивность в транспортных единицах в сутки, устанавливаемая на определенный период прогнозирования и принимаемая при проектировании.
Уровень загрузки дороги движением рассчитывают по формуле:
где N – среднечасовая интенсивность движения, приведенная к легковому автомобилю, авт./ч.;
Р – максимальная пропускная способность, авт./ч.
Пропускная способность максимальное число автомобилей, которое может пропустить данное сечение, участок или дорога в целом в единицу времени с максимальной скоростью, обеспечивающей безопасность движения, и определяемой в каждом конкретном случае состоянием проезжей части, плотностью движения и иными дорожными условиями.
Для оценки транспортно-эксплуатационного состояния дороги определяют фактически обеспеченную максимальную скорость одиночного легкового автомобиля, средние скорости свободного движения и транспортного потока.
Среднюю скорость свободного движения по результатам измерения при невысокой интенсивности транспортного потока:
Где Vi – мгновенная скорость i-ого автомобиля на данном участке, км/ч; n- число автомобилей, для которых измерены скорости.
Уровень загрузки – это отношение интенсивности движения к пропускной способности. Определяют по формуле
Различают 6 уровней загрузки а/д:
Уровень загрузки Г – максимальная интенсивность движения 70%-90% от пропускной способности.
Уровень загрузки Г-а – максимальная интенсивность движения 90%-100%.
Уровень загрузки Г-б – максимальная интенсивность движения превышает 90%.
Уровень загрузки может быть определен количеством автомобилей на единицу длины дороги.
С уровнем загрузки дороги непосредственно связаны удобства движения, чем меньше дорога загружена тем больше удобств для движения. Сообразуясь уровнями загрузки, удобства движения на дороге характеризуются следующим образом:
Свободное движение(уровень загрузки А);
Движение группами (уровень загрузки Б);
Движение большими группами(уровень загрузки В);
Движение колонной с интервалом внутри нее(уровень загрузки Г);
Движение непрерывной колонны (уровень загрузки Г-а);
Движение непрерывной колонной с остановками(уровень загрузки Г-б);
Уровни удобства, характеризующие изменение взаимодействия автомобилей в транспортном потоке, следует использовать:
для обоснования числа полос движения на всей дороге и на ее отдельных участках;
для обоснования ширины полосы отвода;
при разработке стадийных мероприятий по повышению пропускной способности;
для выбора средств регулирования движения;
при установлении предельной интенсивности для рассматриваемой категории дорог с учетом района и ее приложения и движения на ней.
Основными характеристиками уровней загрузки движения кроме уровня загрузки принята скорость (коэффициент скорости) и интенсивность движения (коэффициент насыщения движением). Коэффициент скорости движения:
где Vz – средняя скорость движения при рассматриваемом уровне удобства;
Vz – то же, при уровне удобства А.
Коэффициент насыщения движением:
где qmax – средняя плотность движения при рассматриваемом уровне, авт./км;
qz – максимальная плотность движения, авт./км.
16. Методы оценки безопасности дорожного движения.
Для принятия решения о проектирования, реконструкции, капремонта и содержания а/д необходимо учитывать не только тенденции развития автотранспорта, но и вероятность возникновения ДТП.
Оценка безопасности осуществляется следующими методами:
Основан на учете данных статистической отчетности и прогнозов изменения аварийности в результате применения определенных организационно-технических мероприятий.
Прогноз аварийности определяется по формуле:
авто/год
– среднегодовое количество аварий до введения мероприятия, авто/год;
– снижение числа аварий в долях единицы.
В случаях, если применяется несколько мер по снижению аварийности, то
Метод потенциальной опасности.
Основан на системе прогнозирования аварийнойсти путем учета отдельных или совокупных факторов, приводящих к возникновению ДТП. Базируется этот метод на оценке ситуации эксптом, который учитывает степень влияния различных факторов на возникновение ДТП. К числу факторов относят: скорость, интенсивность, система регулирования транспортного потока, условия движения транспортного потока, режим работы светофоров и т.д.
Метод конфликтных ситуаций.
Заключается в экспериментальном определении числа конфликтных ситуаций с последующим пересчетом на число аварий. Под конфликтной ситуацией подразумевается состояние, при котором в течении последующего времени (до 1 сек) произойдет столкновение или иная коллизия, если хотя бы один из участников не предпримет уклончивые действия.
Метод конфликтных точек.
Основан на определении количества конфликтных точек, их суммировании и последующем пересчете на бальную систему или определении опасности по количеству конфликтных точек. Чем выше количество конфликтных точек, тем больше опасность участка дороги или перекрестка.
Простейшая модификация метода заключается в элементарном подсчете конфликтных точек. Последующая модификация мтала различать конфликтные точки по степени опасности:
пересечения – 5 баллов;
разветвления – 1 балл.
Чем меньше ∑ баллов, тем безопаснее перекресток.
Р 102 Рекомендации по методике определения существующей интенсивности движения по автомобильным дорогам
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Разработано совещанием XI Комиссии с 21 по 28 мая 1979 г. в г. Суздале
Дата вступления в силу: 3 июля 1979 г.
Примечание: 1-е издание от 2 мая 1966 г. настоящим теряет силу
РЕК ОМЕНДАЦИИ
о методике определения суще ствующей
интенсивности движения по автомобильным
дорогам
Целью рекомендаций является принятие:
— единой методики проведения учета движения, получения сравнимых данных, их обработки и определения существующей интенсивности движения и пропускной способности дорог ;
— принципов прогнозирования движения по автомобильным дорогам, с использованием для этой цели результатов учета движения.
*) Во всех случаях, в которых в дальнейшем тексте рекомендаций, применяются понятия «страны» или «члены ОСЖД» без ближайшего определения, следует понимать под этим «заинтересованные страны» или «заинтересованные члены ОСЖД ».
Рекомендации распространяются на внегородские международные автомобильные дороги, п ричем они могут относиться в отдельных странах ко всей сети внегородских их следует распространить на следующие дороги:
— другие дороги, которые используются в настоящее время или предполагается их использовать в будущем для международного сообщения между отдельными странами на основе взаимного согласования между членами ОСЖД ;
— прочие дороги важного транспортного значения, соответственно дорожным категориям, установленным в отдельных странах членов ОСЖД.
При мечание: Рекомендации по прогнозированию интенсивности движения по автомобильным дорогам изложены в памятке АВТ Р-102/1.
Международный учет движения рекомендуется проводить через каждые пять лет, как правило, в пятый и десятый годы каждого десятилетия, придерживаясь рекомендаций соответствующих международных организаций в этом отношении.
Учет движения на внутренней государственной сети стран следует проводить одновременно с учетом движения на международных дорогах. Если какая-либо из заинтересованных стран не может выполнить это условие рекомендации, то при обобщении результатов общегосударственного учета движения следует позаботиться о том, чтобы было обеспечено наличие достаточно подробных данных о движении и переучет их на год проведения учета международного движения.
2. 1. Методика проведения учета
Поперечный учет движения на дорожной сети, выделенной для этой цели, следует проводить по одной из следующих методик:
— целесообразно проводить учет транспортных средств раздельно по направлениям движения.
— дополнительный учет, проводимый в ночные часы, члены ОСЖД могут проводить по своему усмотрению.
— на отдельных учетных пунктах размещенных на дорогах, используемых для международного движения, целесообразно проводить и отдельный учет иностранных транспортных средств.
Дорожную сеть следует разбивать на участки (участки учета движения) так, чтобы поперечный учет движения на данном учетном пункте давал соответствующее отражение движения на этом участке дороги. Границы участков движения следует устанавливать там, где изменение интенсивности движения ( подъездные дороги, перекрестки, границы населенных пунктов и т.д.). На каждом участке учета движения должен быть один учетный пункт.
Для обеспечения возможности проведения сравнения результатов учета движения рекомендуется классифицировать транспортные средства по следующим видам и группам:
Мотоциклы без колясок и с колясками, мотороллеры.
Легковые автомобили (с прицепом или без прицепа); микроавтобусы, грузовые автомобили на базе микроавтобусов, используемые для перевозки грузов и пассажиров; легковые автомобили типа пикап.
2.3.3. 1. Грузовики грузоподъемностью до 3 тонн с прицепом или без прицепа.
— Группы транспортных средств 2.3.3.1 и 2.3.3.2 могут считаться одной группой.
Для обеспечения возможности приведения сравнения результатов поперечного учета движения, проводимого на дорогах международного значения, следует пользоваться следующими коэффициентами приведения:
— Влияние продольного уклона дороги на величину коэффициента приведения грузовых автомобилей во внимание не принималось.
— Если допустимая грузоподъемность грузовых автомобилей отличается от значений, приводимых в п. 2.3, то отдельная страна может применять и другие коэффициенты приведения. Это допустимо при условии, что полученные таким путем значения будут сравнимы с результатами, полученными по рекомендуемым значениям. При этом следует указывать значение коэффициентов приведения, отличающихся от рекомендуемых.
— В случае проведения учета интенсивности движения отдельными странами на дорогах, не имеющих международного значения, а также если эти результаты используются лишь для отечественных целей, отдельные страны могут применять коэффициенты приведения, выбираемые по собственному усмотрению.
Для обеспечения возможности проведения сравнения пропускной способности международных дорог следует применять следующий упрощенный метод расчета для внегородских участков дорог:
Члены ОСЖД, при определении пропускной способности в собственных целях планирования, могут пользоваться расчетными методами, соответствующими отечественным правилам.
При определении пропускной способности участков, где проводится учет, следует исходить из следующих основных значений:
Как узнать интенсивность движения автомобилей на дороге
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения основных параметров дорожного движения, ведения их учета» (подготовлен Минтрансом России 05.06.2018)
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила определения основных параметров дорожного движения, ведения их учета.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д.Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от __________ N ____
Правила определения основных параметров дорожного движения,ведения их учета
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения основных параметров дорожного движения при организации дорожного движения,ведения их учета.
3. К основным параметрам дорожного движения относятся:
а) параметры, характеризующие дорожное движение:
интенсивность дорожного движения;
состав транспортных средств;
средняя скорость движения транспортных средств;
плотность движения транспортных средств;
пропускная способность дороги.
б) параметры эффективности организации дорожного движения:
средняя задержка транспортных средств в движении;
уровень обслуживания дорожного движения;
показатель перегруженности дорог;
5. Обследованию дорожного движения подлежат дороги, участки дорог и (или) сеть дорог в границах городских округов, городских поселений, отдельных функциональных и (или) территориальных зон в их составе, автомобильные дороги I, II и III категории на межселенных территориях в границах муниципальных районов.
6. Транспортным средствам, объединенным в категории по признакам функционального назначения, техническим и конструктивным особенностям, для целей обследований дорожного движения устанавливаются расчетные категории с присвоением коэффициентов приведения для каждого транспортного средства i-ой категории к легковому автомобилю (ki), указанным в таблице 1.
7. Интенсивность дорожного движения определяется как количество транспортных средств и (или) пешеходов, проходящих за единицу времени в одном направлении на определенном участке дороги, (интенсивность движения транспортных средств, интенсивность движения пешеходов соответственно).
Интенсивность движения транспортных средств (N) рассчитывается по формуле:
приведенных легковых автомобилей/час,
8. Состав транспортных средств определяется как совокупность долей транспортных средств каждой расчетной категории от общего количества транспортных средств.
Доля транспортных средств каждой расчетной категории ( ) рассчитывается по формуле:
9. Средняя скорость движения транспортных средств на участке дороги определяется как среднее арифметическое значение скоростей движения транспортных средств, проследовавших в одном направлении по участку дороги.
Средняя скорость движения транспортных средств ( ) на участке дороги рассчитывается по формуле:
— среднее время движения транспортных средств по участку дороги, час.
Среднее время движения транспортных средств ( ) по участку дороги рассчитывается по формуле:
10. Плотность движения определяется каксреднее количество транспортных средств в движении, приходящееся на один километр полосы движения.
Плотность движения ( ) рассчитывается по формуле:
приведенных легковых автомобилей/километр,
11. Пропускная способность дороги устанавливается как максимальное значение интенсивности движения транспортных средств в одном направлении на определенном участке дороги. Значение пропускной способности дороги определяется по утвержденному проекту организации дорожного движения.
12. Средняя задержка транспортных средств в движении на участке дороги (?) характеризует потерю времени участниками дорожного движения.
а) для фактически наблюдаемых условий движения средняя задержка транспортных средств в движении на километр сети дорог ( ) рассчитывается по формуле:
— средняя задержка транспортных средств в движении участке дороги, час;
— число полос движения в одном направлении для i-го участка дороги;
— протяженность i-го участка дороги;
Средняя задержка транспортных средств в движении на участке дороги (? i ) рассчитывается по формуле:
— среднее время движения транспортных средств по участку дороги в условиях свободного движения, час.
Среднее время движения транспортных средств по участку дороги в условиях свободного движения ( ) рассчитывается по формуле:
— время проезда участка дороги в условиях свободного движения, зафиксированное при i-м проезде одного транспортного средства, либо время проезда i-го транспортного средства по данному участку дороги в условиях свободного движения, час, (регистрируется в ходе обследования дорожного движения при помощи средств измерения);
б) для условий свободного движения средняя задержка транспортных средств в движении на километр сети дорог ( ) рассчитывается по формуле:
— средняя задержка транспортных средств в движении на участке дороги.
Средняя задержка транспортных средств в движении на участке дороги ( ) рассчитывается по формуле:
Расчетное время движения транспортных средств по участку дороги с максимальной допустимой скоростью рассчитывается по формуле:
В случае отсутствия данных об ограничении скорости движения транспортных средств на участке дороги, максимальная допустимая скорость движения транспортных средств принимается равной 60 километрам в час для участков дорог в границах населенных пунктов и 90 километрам в час для участков дорог на межселенных территориях.
13. Временной индекс (I T ) характеризует удельные потери времени участниками дорожного движения на единицу времени движения транспортного средства.
Расчет временного индекса осуществляется для фактически наблюдаемых условий движенияи условий свободного движения:
а) для фактически наблюдаемых условий движения временной индекс на сети дорог ( ) рассчитывается по формуле:
— временной индекс на участке дороги.
Временной индекс на участке дороги ( ) рассчитывается по формуле:
б) для условий свободного движения временной индекс на сети дорог ( ) рассчитывается по формуле:
— временной индекс на участке дороги.
Временной индекс на участке дороги ( ) рассчитывается по формуле:
Уровень обслуживания дорожного движения на сети дорог оценивается по шестиуровневой шкале, в соответствии с наблюдаемыми значениями основных параметров дорожного движения (таблица 2).
Уровень обслуживания дорожного движения | Средняя скорость движения транспортных средств на сети дорог (доля скорости свободного движения, %) |
---|---|
А | ?90 |
B | 70-90 |
C | 50-70 |
D | 40-50 |
E | 33-40 |
F | ?33 |
Среднее значение уровня обслуживания для сети дорог определяется на основе значения средней скорости движения транспортных средств на сети дорог, которая рассчитывается по следующей формуле:
— значение средней скорости движения транспортных средств на i-м участке дороги.
Показатель перегруженности дорог для участка дороги ( ) рассчитывается по формуле:
— продолжительность наблюдения за участком дороги, час.
Показатель перегруженности дорог для сети дорог ( ) рассчитывается по формуле:
16. Буферный индекс (I b ) характеризует удельные дополнительные затраты времени движения транспортного средства, обусловленные непредсказуемостью условий движения.
Буферный индекс для участка дороги ( ) рассчитывается по формуле:
— среднее время движения по участку дороги, час;
Среднее значение буферного индекса для сети дорог ( ) рассчитывается по формуле:
17. Периодичность и правила проведения обследований дорожного движения устанавливаются в Порядке мониторинга дорожного движения, утверждаемом Министерством транспорта Российской Федерации.
18. Учет основных параметров дорожного движения осуществляется:
а) Федеральным дорожным агентством непосредственно или через уполномоченные им подведомственные организации в отношении автомобильных дорог федерального значения;
б) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
в) органами местного самоуправления в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, и параметры эффективности организации дорожного движения для дорог, расположенных в границах городских поселений и городских округов.
19. В отношении автомобильных дорог федерального значения в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», учет основных параметров дорожного движения осуществляется этой компанией.
20. Учет основных параметров дорожного движения осуществляется не реже одного раза в год.
21. Порядок предоставления учетных сведений, формы передачи отчетных данных об основных параметрах дорожного движения устанавливаются в Порядке мониторинга дорожного движения, утверждаемом Министерством транспорта Российской Федерации.
23. Информационное взаимодействие оператора АСУ ТК и Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий в области организации дорожного движения непосредственно, либо организаций, уполномоченных ими в области организации дорожного движения, осуществляется на основании соглашений.
24. Оператор АСУ-ТК обеспечивает доступ к учетным сведениям об основных параметрах дорожного движения в целях:
а) обеспечения эффективности организации дорожного движения:
Федеральному дорожному агентству, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления;
б) осуществления федерального и регионального государственного контроля в области обеспечения организации дорожного движения:
федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля в области организации дорожного движения, согласно его компетенции;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля в области организации дорожного движения, согласно их компетенции.
25. Учетные сведения об основных параметрах дорожного движения подлежат хранению в течение пятнадцати лет.
Обзор документа
Подготовлен проект правил определения и учета основных параметров дорожного движения при организации дорожного движения.
Основные параметры дорожного движения будут определяться в отношении дорог, их отдельных участков и сети дорог.
В проекте приводится перечень основных параметров дорожного движения, устанавливаются формулы для их расчета.
Основные параметры дорожного движения будут определяться путем проведения регулярных обследований дорожного движения.
Планируется прописать порядок учета, анализа и хранения сведений об основных параметрах дорожного движения.