как узнать источники финансирования организации
Основные источники финансирования бизнеса
Содержание:
Финансирование – обеспечение денежными средствами предпринимательскую деятельность.
Внутренние источники финансирования – поступление финансовых средств за счёт предпринимательства. К примеру, выручка после продажи акций фирмы, продажа собственности компании, финансы от реализации товара, арендная плата.
Внешние источники финансирования
1) Долговое финансирование – кредиты и займы.
Ссудный капитал – доля производственного капитала, представляющаяся в виде финансовых средств в предпринимательстве.
Ипотечный заем – займы пол залог недвижимости. Фирма возвращает часть финансовых средств с процентом. Данный вид займа распространённых форм.
Торговый кредит – кредит на коммерческой основе, предприниматель приобретает продукт, отсрочив плату.
Акция – ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода (дивиденда).
2) Изменение предприятия с индивидуального типа на коллективный.
3) Изменение коллективного типа в закрытое акционерное общество.
4) Поддержание малого предпринимательство осуществляется средствами фондов.
5) Благотворительность и помощь в виде денежных средств представлена безвозмездным финансированием.
Продажа акций – получение денежных средств извне, представлено главным источником финансирования различных акционерных обществ за счёт большого количества акционеров.
Изучаем источники финансирования организаций
Источники финансирования организации
Источниками финансирования (ИФ) называют различные каналы получения предприятием денежных средств, которые будут направлены на развитие бизнеса и на ведение СМП финансово-хозяйственной деятельности.
Источники финансирования деятельности организации классифицируются следующим образом:
Еще одна классификация систематизирует происхождение финансирования как внутреннее (прибыль — чистая или от реализации продукции, амортизация и проч.), привлеченное (инвестиции от иностранных компаний), заемное (кредит, лизинг и т. п.) и смешанное (комплексное).
Внутренние источники финансирования малого бизнеса
Внутренние ИФ — это персональные ресурсы компании, то есть фонды, образованные за счет собственных либо приравненных к ним средств предприятия. К таким ИФ относятся:
Компании зачастую самостоятельно перераспределяют полученную ими прибыль. Чем больше величина полученной прибыли, тем большее количество средств направляется на внутренние ИФ, и, соответственно, тем меньше потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов.
Внутренние ИФ исключает дополнительные издержки организации малого бизнеса на привлечение капитальных вложений извне, что влечет к сохранению контроля собственников за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.
Однако величина прибыли после уплаты налогов не всегда позволяет воспользоваться ей в полной мере, поэтому в современных условиях большинство организаций, относящихся к СМП, не ограничиваются внутренними ИФ.
Внешние источники финансирования малого бизнеса
Внешние, или привлеченные, ИФ — это ресурсы, которые поступают в учреждение извне от таких субъектов, как учредители и иные физические и юридические лица, государство, кредитные, финансовые и нефинансовые организации.
К внешним ИФ относятся ресурсы, мобилизуемые на финансовых рынках и получаемые предприятием за счет распределения.
К первой группе относятся средства, поступающие в учреждение за счет продажи акций и облигаций, операций с валютными фондами, полученных кредитов и процентов по предоставленным кредитам и прочее.
К ресурсам, получаемым организацией за счет распределения, относятся государственные субсидии, возмещения по страховым взносам и поступления от различных компаний и отраслевых структур.
Также внешними ИФ могут выступать и иностранные инвестиции, однако для предприятий малого бизнеса это чревато потерей контроля над финансово-хозяйственной деятельностью и увеличением доли инвестора в структуре предприятия.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источники финансирования
Источники финансирования (финансовые инструменты)
Стратегия финансирования проекта заключается в применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.
Внутренними источниками являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные отчисления.
Реинвестирование прибыли — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность.
Особенности внешних источников:
При реализации стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников:
Ниже рассматриваются наиболее характерные для России финансовые инструменты.
Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору
Выделяются два типа долевых инвесторов.
В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниям и фондами, фондами венчурных инвестиций.
При этом получающая инвестиции компания может тоже получить дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, ноу-хау, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересоваными в получении полного контроля над бизнесом.
Консигнацию обычно применяют при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Торговцы не хотят рисковать и поэтому предлагают поставщикам только такие условия работы. Например, при продаже новых учебников для институтов книгоиздатели посылают свои книги на точки торговли с условием их возврата, если они не будут куплены. Иногда этот подход также называют «отдать товар на реализацию».
Управление дебиторской задолженностью
Менеджеры, ответственные за сделки на условиях коммерческого кредита, обязаны тщательно контролировать итоги дебиторской задолженности. Грамотные менеджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих клиентов, при этом достигая собственные цели и выполняя обязанности по поддержанию притока денежных средств в компанию.
Большая компания может иметь тысячи клиентов. Невозможно контролировать задолженность каждого клиента, поэтому система контроля дебиторской задолженности должна быть построена так, чтобы дать менеджеру возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности кредитным условиям корпорации и автоматически показать клиентов с критическим несоответствием.
Предоставление коммерческого кредита всегда связано с риском неплатежей. Хорошо, если оплаты производятся полностью и своевременно, но обычно бывает не так. Поэтому важно правильно организовать процедуру получения денег по счетам, подлежащим оплате, особенно в случае просрочки платежа.
Выделяют несколько подходов к инкассации долгов.
Проектное финансирование
Проектное финансирование – совокупность мероприятий, направленных на привлечение денежных средств и иных материальных средств под активы и денежные потоки компании. Проектное финансирование – сравнительно молодой и перспективный комплексный финансовый инструмент, который отличается следующими особенностями.
Проектное финансирование – прогрессивный инструмент будущего. Через проектное финансирование растет объем привлекаемых инвестиций в производственные и инфраструктурные сферы.
В схеме проектного финансирования принимают участие различные лица. Банк может выступать как организатор проекта, финансовый консультант и соинвестор.
Финансовый анализ предприятия
Понятие финансового анализа предприятия
Финансовым анализом называют комплекс методик по накоплению, переработке и анализу качественной и количественной информации, касающейся финансов предприятия. В успешных компаниях финансовый анализ идет рука об руку с управленческим, позволяя вовремя обнаружить и искоренить негативные тенденции и усилить позитивные.
Цели и задачи финансового анализа предприятия
Финансовый анализ выполняется для того, чтобы принять обоснованные управленческие решения.
На предприятиях проводится как внешний, так и внутренний анализ:
Также финансовый анализ предприятия может быть:
Задачи подчиняются цели и виду исследования, среди них:
Источники данных для анализа
В зависимости от заказчика, выбираются и источники информации. Могут использоваться как все перечисленные документы, так и часть.
Важно понимать, что используемые данные имеют ограничения, на которые надо делать поправку при анализе:
Методики финансового анализа предприятия
Чаще всего последовательно или параллельно применяют несколько методик. Это позволяет получить полную картину финансового состояния в разных разрезах.
Вертикальный анализ
Горизонтальный анализ
В процессе отслеживается не только скорость роста отдельных статей, но и выявляются тенденции изменений.
Горизонтальный анализ особенно важен для компаний, деятельность которых существенно зависит от сезонности.
Важно! Вертикальный и горизонтальный анализы дополняют друг друга, рекомендовано их параллельное выполнение.
Сравнительный (пространственный) анализ
Трендовый анализ
Разновидность горизонтального анализа, выделяемая в отдельный метод. Суть его в том, что показатели какого-то периода принимаются базовыми. С этой базой сравниваются показатели других периодов. На основе выявленных отклонений формируется тренд. Этот тренд служит основой для построение прогнозов на перспективу.
Факторный (интегральный) анализ
Данный метод подразумевает использование многомерного статистического анализа. Исследуется влияние отдельных факторов на общий результат. В рамках этого метода берутся во внимание внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на предприятие:
При факторном анализе каждый фактор может быть разложен на ряд составляющих.
Анализ коэффициентов (относительных показателей)
Один из наиболее важных по мнению экспертов методов. Чаще всего рассчитываются показатели платежеспособности и ликвидности.
Иными словами, выясняется, есть ли у компании финансы для оплаты всех своих обязательств и насколько легко и быстро имущество может быть трансформировано в деньги.
БИТ.ФИНАНС/ПРОФ
С помощью БИТ.ФИНАНС/ПРОФ вы можете создать финансовый анализ своего предприятия в кратчайшие сроки
Этапы проведения финансового анализа предприятия
1. Описание цели анализа, его формата
На этом этапе обычно привлекаются аналитики, которые на основе круга вопросов, на которые надо получить ответы, подбирают методы, которыми можно получить нужную информацию.
Уже на этом этапе необходимо понимать:
2. Предварительный обзор состояния предприятия
Собираются данные о том, каковы ключевые показатели деятельности компании на момент проведения анализа. Обязательно надо зафиксировать такие данные:
3. Проверка имущественного и финансового состояния организации
На этом этапе проверяется рациональность вложения денежных средств в активы. Также оцениваются платежеспособность и ликвидность организации.
Обычно рассчитываются такие показатели.
На основании приведенных ниже коэффициентов можно понять, насколько компания стабильна в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что рассматривать эти показатели необходимо в динамике.
4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности
На этом этапе оцениваются и интерпретируются данные таких параметров.
Анализируется на основе коэффициентов, приведенных ниже. Практика показывает, что от скорости оборота средств зависит годовой финансовый оборот.
Прослеживается закономерность: ускорение оборота на одном участке ведет к тому же на других. То есть: средства, вложенные в активы, быстрее становятся реальными денежными средствами.
5. Анализ структуры баланса
На этом этапе проверяется риск несостоятельности предприятия и возможности ее преодолеть. Обычно рассчитывается коэффициент утраты (или восстановления) платежеспособности. Покажет реальные перспективы компании:
Вывод
БИТ.ФИНАНС.Проф – решение на базе 1С:Предприятие 8 для создания полноценной системы казначейства и бюджетирования в компании, холдинге. Система обеспечит вас финансовыми показателями (KPI) компании в виде наглядных отчетов, графиков, диаграмм и дашбордов для руководства компании.
Закажите бесплатную консультацию наших специалистов и они расскажут вам с помощью каких программ и отчетов 1С можно контролировать и анализировать деятельность предприятия.
Финансирование оборотного капитала: источники, контроль и анализ результатов
Из этой статьи вы узнаете:
Оборотный капитал – это разность между находящимися в обороте активами и пассивами. Любое предприятие требует достаточного количества такого рода средств, иначе его реализация не представляется возможной.
Стратегии формирования оборотного капитала
Для финансирования оборотного капитала предприятия может использоваться одна из следующих стратегий:
Выбирая одну из стратегий финансирования, необходимо понимать, насколько четко определены процессы снабжения и сбыта:
Сравним различные стратегии привлечения средств для затрат на финансирование оборотного капитала по риску дефицита и объему финансовых ресурсов, находящихся в составе данных средств без движения (см. табл. 1):
Таблица 1. Сопоставление риска дефицита оборотных средств и объема финансовых ресурсов для различных стратегий.
Стратегия | Риск | Объем финансовых ресурсов |
Осторожная | Минимален | Максимальный |
Ограничительная | Максимален | Минимальный |
Умеренная | Средний | Средний |
Источники финансирования оборотного капитала
К источникам финансирования оборотного капитала относят:
Стоит сразу оговориться, что приведенная классификация является достаточно условной, поэтому каждый источник можно отнести сразу к нескольким группам. Последние являются «своими» и «чужими» источниками, где система финансирования текущего оборотного капитала организации предполагает использование внутренних (самофинансирование) и внешних ресурсов.
Группа 1. Самофинансирование.
Речь идет о собственных и приравненных к ним средствах, в число которых входит уставный капитал компании.
При открытии компании в роли собственного источника финансирования выступают личные средства владельцев, вносимые в уставный капитал. Его размер должен обеспечить работу предприятия до заключения первых сделок и авансовых поступлений по ним в объеме, достаточном для исполнения обязательств.
Компании необходимо закупить оборудование, набрать персонал, подготовить для него рабочие места и помещения. Представим, что вы решили полностью самостоятельно вести бизнес, перепродавая говорящих хомячков через почтовую рассылку. Даже в этом случае вам потребуются такие средства, как компьютер, выход в Сеть, базы данных с электронными адресами для рассылки коммерческих предложений, телефон и сами хомячки. Это не что иное, как стартовый капитал.
Нередко владельцы бизнеса используют минимальный уставный капитал (УК), размер которого фиксируется законом. В результате только новая компания вынуждена функционировать в условиях дефицита оборотных активов. Дело в том, что от размера УК зависит наименьший размер гарантий (имущественных интересов) кредиторов. В случае банкротства предприятия собственники обязаны отвечать по обязательствам в объеме, не превышающем данную сумму.
Минимальная величина уставного капитала является постоянной, а его размер определяют учредители при открытии компании. После этого участники имеют право увеличивать данную сумму только по собственному желанию. При повышении размера МРОТ (в соответствии с которым рассчитывается минимальный порог) наименьший размер уставного капитала изменяется лишь для новых юридических лиц.
Собственники могут увеличить уставный капитал за счет собственных средств, если это требуется для обеспечения стабильного развития бизнеса, при низкой ликвидности, для покрытия убытков, а иногда для получения лицензий, допуска к участию в тендерах и аукционах. Тогда операция должна быть зарегистрирована в налоговой. Также увеличивается добавочный капитал за счет внесения средств в имущество общества. Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2005 года № 07-05-06/107 разъясняет, что данную операцию необходимо отразить в добавочном капитале. Так, для ООО основанием для подобных действий является статья 27 ФЗ от 8 февраля 1998 года, № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 27 этого закона, собственники обязаны по решению общего собрания вносить вклады в имущество предприятия, если это предусмотрено уставом при учреждении компании. Если первоначальный вариант устава не содержит такой обязанности, по единогласному решению общего собрания акционеров можно внести в устав изменения.
Обычно вклады вносятся деньгами, но можно предусмотреть и иные варианты в уставе решением общего собрания. Вклады в имущество не влияют на размер и номинальную стоимость долей участников в уставном капитале общества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, налогом на прибыль не облагаются дополнительное увеличение УК и внесение участниками средств в имущество предприятия (чистые активы, резервные фонды).
Роль основных источников финансирования оборотного капитала играют все существующие виды итерации прибыли предприятия. Для этого важно принимать во внимание особенности экономических законов, действующих на разных этапах жизни компании. Все они действуют по циклической схеме: рост, стабильность, спад.
В стабильный период стоит задуматься об освоении новой сферы деятельности, новых видов продукции, расширении ассортимента, улучшении качества, совершенствовании процессов управления производственным, финансовым, логистическим и коммерческим циклами. Все перечисленное позволяет компании интенсивно развиваться. Если же вы хотите идти по экстенсивному пути, бизнес может расти при помощи присоединения других единиц, создания новых производств.
Однако на рынке есть компании, которые даже при минимальной маржинальной прибыли имеют нормальную ликвидность для поддержания оборотного капитала. Чаще всего такая ситуация складывается среди предприятий оптовой торговли. Дело в том, что добиться эффекта, аналогичного реинвестированию прибыли, можно при помощи многократного увеличения оборачиваемости активов: товаров, дебиторской задолженности, незавершенного производства, готовой продукции, сырья, материалов, комплектующих.
Рассмотрим ситуацию на примере. Мы продаем 10 единиц товара по 20 рублей за штуку в течение одного месяца, рентабельность продаж равна 5 % за единицу. Иными словами, на 10 единиц по 20 рублей 5 % = 10 рублей. В денежном абсолютном выражении сумма заработанной прибыли равна 10 рублям. Учитывая число периодов в заданном временном отрезке (30 дней), делим прибыль на период оборачиваемости товара. Оборачиваемость составила 0,33 рублей, то есть такую сумму мы заработали за каждый день месяца, продав за 30 дней 10 штук товара по цене 20 рублей. Но давайте повысим оборот в 10 раз, а рентабельность сократим до 1 %, тогда при помощи увеличения сбыта в абсолютном выражении прибыль будет больше, чем в первом варианте. Данного эффекта удастся достичь благодаря увеличению заработанной суммы за единицу времени. Тогда оборачиваемость увеличивается до 0,53 рублей (см. табл. 2). По этому принципу обычно действуют крупные ретейлеры.
Таблица 2. Увеличение прибыльности при помощи наращивания объемов и оборачиваемости товара.
Количество единиц товара | Цена реализации (рубли) | Сумма реализации (рубли) | Рентабельность на 1 штуку (%) | Абсолютное выражение рентабельности на всю партию (рубли) | Количество периодов (дней) в месяце | Оборачиваемость |
10 | 20 | 200 | 5 | 10 | 30 | 0.33 |
100 | 16 | 1600 | 1 | 16 | 30 | 0.53 |
Получается, что в качестве источника финансирования основного и оборотного капитала может использоваться как прибыль, так и поступления. Пример показывает, что увеличение оборотов компании во много раз, рост оборачиваемости любого из активов создают дополнительные источники ликвидности. А добавочная прибыльность становится следствием, а не причиной всего происходящего.
Финансирование чистого оборотного капитала возможно за счет операций, не имеющих прямого отношения к основной деятельности предприятия. Сюда входит реализация:
— технологических отходов производства, к которым можно отнести стружку, металлолом, обрезы, использованную шихту, опилки и пр.;
— неликвидного товара: продукции, потерявшей свои свойства во время слишком долгого/неправильного хранения; товаров, от которых отказались заказчики; невостребованных запасов сырья; материалов, комплектующих, пересортицы, избыточных запасов, которые были выявлены при инвентаризации, и пр.;
— морально устаревшего оборудования, техники, требующей слишком дорогого ремонта, устройств, выпавших из технологической цепочки после установки аналога с большим количеством функций, и пр.;
— услуг в объектах социально-культурного и бытового назначения, таких как дом культуры, столовая, общежитие, гостиница, детское дошкольное учреждение, музей и пр.;
— операций с различными финансовыми инструментами, среди которых стоят вексельный дисконт, положительное сальдо по валютным и суммовым разницам, положительный результат по финансовым вложениям, допустим, в виде процентов при выдаче займов другим компаниям.
Еще одним серьезным источником финансирования оборотных активов становится начисление амортизации за текущий период. Все ранее произведенные вложения в капитализацию бизнеса из средств прибыли компании включаются в себестоимость произведенной продукции и считаются «не денежными расходами компании». Но когда поступает выручка, у амортизации появляется выражение в денежном эквиваленте. Законы нашей страны позволяют включать амортизацию в расходы в бухгалтерском и налоговом учетах, поэтому поступившая ликвидность остается в распоряжении компании и превращается в немаловажный способ финансирования оборотного капитала.
Группа 2. Внешнее финансирование.
Здесь стоит назвать два основных способа мобилизации ресурсов на рынке активов: долевое и долговое финансирование.
Существует несколько возможных операций, направленных на привлечение финансирования:
— дополнительная эмиссия акций, что доступно лишь акционерным обществам;
— увеличение уставного капитала за счет средств новых инвесторов;
— изготовление и продажа срочных ценных бумаг (облигационный заем), дающих своим держателям право на получение дивидендов и возврат предоставленных средств на определенных условиях.
Но эти способы подходят далеко не каждой фирме, поскольку государство использует антимонопольные законы, чтобы регулировать избыточную концентрацию финансов. Сверх того, предприятие должно иметь определенную популярность, котировку, востребованность на открытом рынке. Непосредственно же процедуры, например, листинга, сложны, требуют больших временных, трудовых и финансовых затрат.
Оно входит в число довольно популярных направлений и состоит из таких видов внешнего финансирования: кредитование финансовыми учреждениями, использование средств других организаций. Финансовый директор должен убедить потенциального кредитора в том, что его компания действительно сможет вернуть деньги. Для этого очень важно грамотно провести подготовку к переговорам, то есть сделать перспективный бизнес-план на период, превышающий срок заимствования.
В данный бизнес-план необходимо включить финансовые и экономические выкладки, такие как бюджет о доходах и расходах, бюджет движения денежных средств. Допускается предоставление данных в формате итогов работы за разные периоды в виде кэш-флоу (cashflow), то есть разницы между поступлениями и платежами. Необходимо сформировать у собеседника четкое понимание места компании на рынке, представить ему реестр перспективных долгосрочных договоров. Также в данный пакет входят юридические и бухгалтерские документы.
Чтобы снять риски, используют залоги: твердые (недвижимость), мобильные (оборудование, товары в обороте). При невозможности возврата средств они переходят в собственность кредитора. Даже если будут использоваться процедуры санации и банкротства при продаже заложенного имущества с аукциона, заимодавцу дается первостепенное право получения денежных средств. А именно 80 % от рыночной стоимости, которая определяется через арбитражный суд, при этом не учитывается очередность удовлетворения кредиторов, зафиксированная в законе о банкротстве.
Есть и другой подход, позволяющий снять риски, – это поручительство юридических и физических лиц, являющихся участниками компании. За счет этого ответственность за возвращение привлекаемых ресурсов получает субсидиарный характер, а на каждого поручителя ложится та же ответственность перед кредитором, что и у заемщика.
Речь идет о средствах, появляющихся у компании благодаря прибыли либо резервам ликвидности, сгенерированных в других субъектах рыночных отношений и имеющих различные основания для поступления в компанию. То есть мы говорим о финансировании деятельности за счет дивидендов, процентов по ценным бумагам других эмитентов.
Допустим, предприятие является материнской компанией другого юридического лица или имеет акции, векселя, облигации других эмитентов. В этом случае вы можете претендовать на часть прибыли этих организаций в виде:
— Страховых возмещений. Их перечисляют в страховых случаях при страховании опасных производственных объектов, имущества, в рамках социального и медицинского страхования.
— Бюджетных субсидий. Их могут получить компании, участвующие в различных государственных программах, однако не стоит забывать о жестком контроле целевого использования со стороны казначейства и счетной палаты.
— Паевых взносов. Таким образом кооперативы получают вступительные и текущие денежные средства.
— Средств, поступающих от ассоциаций, партнерств, объединений, отраслевых структур. Управляющие органы могут выдавать средства участникам различных отраслевых структур на финансирование общих производственных программ.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Модели политики формирования оборотного капитала
Финансовый менеджер должен провести анализ источников финансирования оборотного капитала и выбрать из них наиболее приемлемый. При этом учитываются особенности компании и внешние экономические условия.
В политике управления финансированием оборотных средств выделяют такие подходы:
От политики финансирования оборотных средств зависят чистые оборотные средства («рабочий капитал») компании. Разберем каждую модель более подробно.
Модель 1 связана с высоким уровнем риска для ликвидности, поэтому используется крайне редко. При этом подходе к управлению источниками финансирования оборотного капитала у компании нет собственных оборотных средств. Единственными, для кого подходит этот метод, являются отдельные предприятия без технологического цикла, например, торговые фирмы. В их случае кредиторская задолженность за приобретенные товары соответствует собственным источникам финансирования.
Модель 2 может нанести серьезный урон показателю ликвидности. Финансовые менеджеры вынуждены часто брать кредиты для краткосрочного финансирования оборотного капитала. В случае, когда у компании отсутствует подобная возможность, лучше отказаться от данного подхода.
Модель 3 не предполагает избыточного объема собственных оборотных средств. Финансовые менеджеры добиваются наиболее выгодного баланса между дебиторской и кредиторской задолженностями, а средние сроки их закрытия оказываются равны. То есть срок финансового цикла уменьшен до размеров производственного. Однако здесь остается высокая вероятность падения ликвидности.
Модель 4 предполагает такое соотношение двух обозначенных выше задолженностей, когда финансовый цикл короче операционного, правда, в некоторых случаях может появляться избыточный объем собственных средств. Стоит отметить, что здесь шансы снижения ликвидности не так велики, как в предыдущей модели.
Модели 3 и 4 считают самыми подходящими для управления.
Модель 5 предполагает более низкую вероятность снижения ликвидности, однако в течение года иногда наблюдается серьезный излишек собственных оборотных средств. Поэтому важно обеспечивать своевременный контроль, иначе ресурсы будут расходоваться на закупку ненужных запасов.
Модель 6 работает только в теории, так как в реальной жизни у любой фирмы есть краткосрочная задолженность.
При помощи одного из названных подходов и управления рисками в сфере изменения ликвидности управленцы изменяют объем собственных оборотных средств компании.
Управлять отдельными элементами находящихся в обороте активов (товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью, деньгами) позволяют специальные методы. Все они используются, чтобы поднять результативность использования ресурсов.
Как контролировать собственные и заемные источники финансирования оборотного капитала
Эффективное управление данным видом средств не представляется возможным без постоянного контроля источников финансирования. Во время ведения бизнеса изменяется доля составляющих оборотных средств, а значит, крайне сложно определить взаимосвязь между ними. Однако узнать оценку финансирования оборотного капитала или проверить коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования финансовому руководителю позволяют экономические формулы.
Они используются для вычисления объема собственного оборотного капитала, который в формуле обозначается как СОК:
СОК = СС + ДЗС – ВА, где
ОА – оборотные средства;
КЗС – краткосрочные заемные средства;
КЗ – кредиторская задолженность;
СС – собственные ресурсы;
ДЗС – долгосрочные заемные средства;
ВА – внеоборотные активы.
Благодаря данным формулам удается узнать, для финансирования какого объема оборотных активов используются собственные средства. А если вычесть из всех оборотных активов соответствующий собственный капитал, получается доля оборотных средств, полученных из внешних ресурсов.
Понять структуру, грамотность работы с источниками финансирования позволяют такие коэффициенты, как:
Чтобы упросить анализ и управление способами привлечения финансирования, необходим такой документ, как баланс задолженностей. Его суть в разделении краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженностей по сопоставимым периодам погашения, отслеживании соответствия объемов долгов в каждой группе. Данный документ отображает отрицательные изменения, поэтому позволяет руководителю вовремя на них реагировать.
Допустим, рассматривается группа задолженностей сроком закрытия менее месяца, в ней кредиторская задолженность оказывается больше дебиторской. Чтобы исправить это, фирма увеличивает сбыт, предоставив клиентам отсрочку платежа не более месяца. Либо она может выбрать другой подход и выплатить кредиторам часть долгов.
Превышение дебиторской задолженности дает фирме два варианта оптимизации источников финансирования: