как узнать историю своего села
Дата образования села/нас.пункта, где искать информацию
вопросы краеведения
Сообщений:
496
На сайте с
2008 г.
Рейтинг:
233
Сообщений:
4500
На сайте с
2008 г.
Рейтинг:
2876
Сообщений:
579
На сайте с
2009 г.
Рейтинг:
147
Кто-нибудь встречался с подобными случаями? Могли ли деревни образовываться таким путем?
Может быть, именно с этим связано то, что в этой большой деревне был десяток фамилий, но каждую из них носили семей по 5-6, которые, по словам бабушки, были дальними родственниками?
Я очень хотел бы услышать мнения знатоков, чтобы определиться в достоверности данной истории. Дядя был учителем истории, и вполне мог интересоваться историей деревни, однако моя бабушка о таком факте даже не слышала.
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Сообщений:
21484
На сайте с
2003 г.
Рейтинг:
5706
Сообщений:
579
На сайте с
2009 г.
Рейтинг:
147
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Сообщений:
21484
На сайте с
2003 г.
Рейтинг:
5706
Сообщений:
358
На сайте с
2015 г.
Рейтинг:
127
Сообщений:
10005
На сайте с
2010 г.
Рейтинг:
14112
Сообщений:
358
На сайте с
2015 г.
Рейтинг:
127
Сообщений:
10005
На сайте с
2010 г.
Рейтинг:
14112
Форум » Генеалогия: теория и практика » Генеалогия: практика » Дата образования села/нас.пункта, где искать информацию [тема №91519]
Если Вы хотите восстановить историю своего села или деревни
В Нижегородском архиве
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Нижний Новгород
Сообщений: 21484
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 5706
—
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Нижний Новгород
Сообщений: 21484
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 5706
—
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Нижний Новгород
Сообщений: 21484
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 5706
—
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Нижний Новгород
Сообщений: 21484
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 5706
Как восстановить историю своего села или деревни.
Алгоритм поиска таких дел в ЦАНО
Выяснить к какому приходу относилась деревня можно по епархиальному адрес-календарю 1888 и 1904 годов. Эти календари есть в Интернете.
1 фонд 829- межевой фонд.
Он в архиве разбит по уездам.
Когда заказываете номер дела, обязательно указать название уезда
И там можно найти планы сел и деревень. И их довольно много.
3 В выше указанном фонде есть очень интересные дела, касающиеся:
А.обследований церквей благочинными. Там можно получить характеристики самой церкви, деревням по приходу, священослужителям.
Бдела по постройки церквей.
В. В 1846-1848 годах есть много дел по описанию имущества церквей
Г. разные дела по тяжбам между крестьянами и священнослужителями
14 ФР 1679 картотека планов церквей. В 1926 году была повсеместная перепись церквей, создавались их чертежи,
15 Фонды губисполкома и крайкома-дела о закрытии церквей.
16 фонды Александровского дворянского банка и Крестьянского поземельного банка Там полно дел со списками по населенным пунктам по продаже имений. Причем в КПБ с 1897 года.
17 фонды судов,
Также надо учитытвать,что по советскому периоду Нижегородская область разделена на три части в плане хранения дел: Север-дела хранятся в Балахнинском ГКУ ГАНО, по центральным районам- в ЦАНО,и по южным региона в ГКУ ГАНО г Арзамас
Также вы можете воспользоваться епархиальными и губернскими ведомостями в ЦАНО и в областной библиотеке. В Последней есть программа на основе анализа, сделнного Драницыным который создал географический путеводитель по ведомостям
—
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
Часть сообщений этой темы была выделена в тему «Вопросы по деревням» (21 февраля 2016 22:01) |
Часть сообщений этой темы была выделена в тему «Вопросы по деревням» (21 февраля 2016 22:11) |
TatianaLGNN Модератор форума Нижний Новгород — Модератор форума Нижний Новгород — Модератор форума Нижний Новгород Как восстановить историю своего села или деревни. Алгоритм поиска таких дел в ЦАНО 1 фонд 829- межевой фонд. 3 В выше указанном фонде есть очень интересные дела, касающиеся: Большая подборка есть по Нижегородскому уезду 14 ФР 1679 картотека планов церквей. В 1926 году была повсеместная перепись церквей, создавались их чертежи, — Модератор форума Нижний Новгород Как узнать историю своей деревни,села? Может есть какие то сайты?Интересно было бы узнать историю своего села,кто раньше жил,чем жил.. Переехала в глухомань не давно,бабульки говорят,что раньше на месте деревни была река и по ней ходили баржи.. С чего начать поиски информации? в этом деле я новичок и даже не знаю,как что,по чем! Я как раз собираю материал по истории своего села, хотя сам живу в городе. Все равно почти каждый месяц приезжаю, чтобы проведать родню. Во-первых в архивах очень мало информации, есть только ревизские списки (в областном архиве), их можно посмотреть даже в онлайн режиме, если зарегистрироваться в соответствующем сайте. В местных музеях (есть такой и у нас в райцентре) информации еще меньше. Поэтому приходится искать знающих людей. Вот тут и вторая трудность, многие мои бывшие односельчане рассеялись по стране (как я), поэтому сначала их нужно найти. Тут большую помощь оказывает соцсети, у нас уже есть несколько групп по нашему селу, там можно найти и историческую информацию, и старинные фотографии. Жаль, что многих знатоков уже нет в живых. Кроме того, поинтересуйтесь, не было ли ваше село основано немецкими иммигрантами (Саратовскаяя область, как-никак), а по их истории литературы много. Об истории нашего села (оно расположено в Поволжье), написано в авторском портале Михаила Полубоярова «Суслоны»: История России. Краеведение. Топонимика. Посмотрите, может, что интересное для себя найдёте. Можно организовать группу вашего села, есть же выходцы из села в интернете. Потом общими усилиями собирать материал о селе. Летом уровень воды падал, и «судоходство» прекращалось. Значение этих рек, как транспортных артерий, ушло в прошлое с появлением железных дорог. Получается, что бабушки в деревне рассказывают правду, но не совсем вдаваясь в подробности. Как найти самую старую часть деревни или селаВсем доброго времени суток и в этой публикации мы с вами поговорим, как можно отыскать самую старую часть деревни или другого населённого пункта, где ранее всего жили люди. Допустим, если взять поселение, дожившее до позднесоветских времён с длинной улицей, сложно понять, откуда начинать поиски. Ведь везде стоят дома. Как деревянные, так и каменные. За ними огороды, рядом фермы. Поначалу теряешься и не знаешь, с какого конца начать поиски. Если вы хотите узнать, как на таких урочищах копать не только пробки с консервными банками, но и монеты − читайте до конца! В одном из прошлых сезонов я впервые попробовал определить историческую часть деревни, основанной ещё в допетровские времена. В настоящее время там огромное количество доживающих свой век изб, зарастающие бурьяном земли и конечно же огромное количество алюминиевого металломусора в земле. Из-за этого там никто не копает. Однако же на ПГМ этот населённый пункт отмечен жирным прямоугольником, а это значит, что разные интересности там просто обязаны быть! Очень хотелось понять, где же стояла та самая деревня, отмеченная в старой карте, относительно современной. Ранее я на ней копал, однако ничего, кроме советских 5 копеек и старого перстенька не нашёл. Может быть плохо искал? Или же не попал на старую часть? Смотрим. Открываем спутниковый снимок и ищем объекты, к которым можно визуально прицепиться. Это может быть река или овраг. К примеру, такой лог отмечен на скриншоте ниже. Кроме того обратите внимание на речку, на которой находится пруд Открываем старую карту. Желательно ту, что наиболее подробная. В моём случае это план генерального межевания. Ищем нужный лист с этой же самой деревней и разглядываем окрестности на эти же самые видимые объекты. Скорее всего, это и есть тот же самый овраг. А левее на карту нанесена и сама речка, расположенная на противоположном краю деревни. Именно от этого лога и начиналась деревня даже в те далёкие годы. Теперь, когда есть понимание, можно ехать и пробовать копать это место. Но всё равно будьте готовы к большому обилию пробок, проволоки, закаточных крышек и консервных банок. Я в эту деревню выехал и решил попробовать прозвонить огороды как раз в этой самой исторической части, недалеко от оврага. И действительно, монеты пошли. Примерно отмеченная старая честь деревни Даже такие крупные, как медные 5 копеек 1924 года, такой же крупный пятак Александра II. И конечно же старина, за которой мы сюда приехали и ради которой сравнивали карты. Деньга времён правления Петра I. Метод сработал! Возьмём другой пример. Недалеко от этого места стоит ещё одна крупная деревня, просуществовавшая до начала 2000-х годов. Сразу так и не поймёшь, откуда копать. Мусора тут очень много, улица и огороды просто кишат металлом! Обратимся же к старой карте, чтобы понять, как располагалась деревня в прошлом. Во как! Картина стала ясна. Этот овраг имеется и сейчас. Как раз перед тем местом, где улица раздваивается. Значит, вокруг этого места и надо ходить с металлоискателем прежде всего, чтобы отыскать хорошие и старинные находки: монеты Екатерины, Анны, Петра и Павла, крестики и разные пуговки. Пожалуй, на этом всё. Как ни крути, старые карты − это незаменимый помощник для кладоискателя в поисках не только мест для копа в глобальном понимании, но и конкретной точки ведения поисков даже в границах отдельно взятого исчезнувшего населённого пункта. Как узнать историю своего селаИстория – это, прежде всего память. Народ, позабывший свою историю, язык, теряет свои корни, теряет человеческий облик, превращается в жалкого раба. Свой путь в большую жизнь мы начинаем со своей маленькой Родины. Именно поэтому знать историю своего родного края является не только обязательным знанием, но и священным долгом. Незнание истории своего родного уголочка, по-моему, просто неуважение к самой истории. Вопросом об истории и традициях нашего села я заинтересовался, когда вдруг при подготовке к уроку истории прочитал архивные материалы и увидел там имя Максют Мурзекеев. Возможно это мой предок, подумал я в то время. И у меня возникло желание узнать как можно больше об истории происхождения своей маленькой Родины, обычаях и традициях своих предков. Мне захотелось составить свою родословную. Так как всё своё детство я провел со своей бабушкой, то решил начать с нее. Моя бабушка Клара. Ее девичья фамилия Максютова. Я часто приставал к ней с вопросом о том, откуда появилась эта фамилия. Она мне много чего рассказала: о своих предках до седьмого поколения, о возникновении нашего населенного пункта, о его жителях, их быте и культуре. Также очень помогли рассказы старожилов о нашем селе, его границах, архивные материалы, а также материалы с сайта государственного архива Республики Башкортостан. Актуальность исследования не вызывает сомнения, так как история села Трунтаишево – это история нашей жизни, нашей культуры. К сожалению, в наше время, когда утрачены некоторые культурные ценности, этот вопрос интересует лишь единицы и стоит крайне остро. Для изучения истории своего села и составления своей родословной я поставил перед собой следующие цели: Изучение истории возникновения села. Упорядочить факты известные и малоизвестные нам. Познакомиться с жителями села, чья жизнь и деятельность неотделимы от жизни. Для достижения поставленных целей я решал задачи: Способствовать развитию потребности у учащихся жить в цивилизованном обществе, сохраняя представления об историческом развитии нашего края. Доказать о значении и необходимости дальнейшего изучения данного объекта Способствовать поднятию престижа села. 1. Географическое название села Трунтаишево (топоним) У каждого названия есть своя история, которая не может не интересовать людей. Так же и наше село. 2. История образования села Трунтаишево по архивным документам 3. История образования села Трунтаишево со слов старожилов Внимательно изучив материал, найденный в архиве по истории нашего села Трунтаишево, и, перелистав материалы школьного краеведческого музея по истории образования нашего села, я начал исследовательскую работу. Мне стало интересно, где же указанные в архивной статье границы села Трунтаишево (Мясей). Тут мне помогла старшая сестра. Она поделилась материалом, который записала во время встречи со старожилами села Трунтаишево, а также сделанными фотографиями: Хакима эби (бабушка 104-летнего возраста, проживавшая в с. Каран), Анвар абый (старожил с. Трунтаишево, проживавший в с. Каран, см. приложение 1). Хакима эби была по ее словам очень трудолюбивой. Еще в 7-летнем возрасте ей приходилось пасти гусей. Соседи тоже просили присматривать за своими гусями. 4 года она проучилась в медресе. Во время учебы они выступали со спектаклями. Для хорошего выступления нужно было много репетировать, разучивать песен. Учеба и жизнь была веселой, несмотря на все трудности жизни. Училась Хакима эби хорошо, за отличные успехи в учебе ее хвалили и дали отрез ситца на платье. А это было в то время богатым подарком. Трудности не испытывали и в годы революции. Про революцию слышали, но до нашей деревни она не дошла. Замуж Хакима эби вышла в 1926 году. С мужем Басыром они зарегистрировали свой брак в ЗАГСе. Муж ушел одним из первых на войну, а Хакима эби осталась с 5-ю детьми. Мужу Хакимы эби – Басыру не нравилось жить в с. Мясей. Он мечтал куда-нибудь переехать. И вот осенью 1926 года, собрав урожай, они вместе поехали к баю на заработки. Проработав 1,5 месяца у бая, они заработали 33 рубля, на 30 из которых купили корову, а 3 рубля оставались на прочие нужды. Так Хакима эби вместе с мужем завели личное хозяйство. Вместе со своим другом Галимуллой муж Хакимы эби Басыр поехали в сторону реки Каран, посмотреть на местность вдоль этой реки. Та местность очень им понравилась, вокруг были густые леса, горы, родники, протекала речка. Так 2 семьи – семья Басыра и его друга Галимуллы – переехали из с. Мясей. Хакима эби знала эти места еще с детства. Они вместе с бабушкой и дедушкой убирали урожай на полях, расположенных вдоль реки Каран. Но было не все так просто. Сначала пришлось добывать из горы камни, чтобы построить сарай для коровы. Когда сарай был готов, разобрали в с. Мясей дом и перевезли его на новое место. Это был 1928 год. Тогда земли, которые облюбовали Басыр со своим другом, принадлежали с. Мясей. Со временем деревня начала расти, сюда перебирались и другие семьи. Перед войной разросшаяся деревня получила название Каран по одноименной речке, вдоль которой она расположилась. Деревню окружали густые леса с фруктовыми и плодовыми деревьями. Земли, принадлежавшие с. Мясей были действительно очень красивыми. Люди косили сено, сеяли пшеницу, рожь, собирали урожай. Летом собирали ягоды, пасли скот. Дети играли на полях и лугах, на опушках лесов. Наш односельчанин Муршид Хайбуллович Баянов – бывший учитель – написал стихи о красоте природы этих мест. Кечкәй кошчык каен бишегендә Ничек өзелеп назлый баласын. Әни, син дә минем хыялымда Шул кошчыктай булып каласың. Иртүк кояш белән бергә торып, Урагыңны салып иңеңә, Киткәнсең син иген басуына Үзең белән алып мине дә. Шунда тыңлап үстем тургай моңын, Тыңладым да җилнең җырларын. Шуңа, ахры, мәңге оныта алмам Солтанайның сихри кырларын. Әле булса һаман гел исемдә Солтанаем, салам бишегем, Чәчләремә чаллар төшсәләр дә, Әле һаман бала сыман мин. Смысл этого стихотворения заключается в следующем. Вставая рано утром, взяв серп, мама вместе со своим сыном (Муршидом) отправляется в поле на работу. “Я вырос, слушая песни птиц, песни ветра” – пишет автор стиха. “Никогда я не забуду красоту тех мест. Даже когда у меня на висках седина, я как будто все еще ребенок, гуляющий по просторам Солтаная” 1. Родословная Максютовых В истории возникновения нашего села написано, что одним из основателей нашего села был Максют Мурзекеев. Возможно это мой предок, подумал я в то время. И у меня возникло желание узнать как можно больше об истории происхождения своей фамилии, своего рода – своей маленькой Родины. Мне захотелось составить свою родословную. Работу по составлению шежере я начал с рассказов своей бабушки. Моя бабушка Клара. Ее девичья фамилия Максютова. Она мне много чего рассказала: о своих предках до седьмого поколения, о возникновении нашего населенного пункта, о его жителях, их быте и культуре. Расспросив у бабушки об истории происхождения своей фамилии, я выяснил, что действительно мой предок был Максютом. Только бабушка назвала год его рождения примерно 1825. Она рассказывала все, что узнала из воспоминаний своего отца и матери. В итоге у меня получилась такая родословная: Максют (≈1825 год рождения) – Мефтахетдин – Мирзадан – Шарфизинан – Клара – Рустям – Ильдар. Но фамилия Максютовы очень распространена в Башкирии, поэтому мне хотелось выяснить, действительно ли Максют Мурзекеев – это мой предок, или наша фамилия и имя Максют – это просто совпадение. Мама же мне рассказала, что в Интернете, на сайте государственного исторического архива Республики Башкортостан размещены ревизские сказки (это материалы переписей разных лет) по нашему селу Трунтаишево. Сначала просмотрели ревизские сказки 1795 года, т.к. история образования нашего села относится к 1761 году. Селу в 2021 году исполнится 260 лет. На первой же странице под № 1 мы увидели имя Максют Мурзекеев, его сын Сулейман. Просматривая и сопоставляя ревизские сказки 1795, 1811, 1816, 1834 и 1859 годов (см. в приложении 1), мы восстановили свою родословную. Она получилась довольно богатой: Максют (1728 год рождения) – Сулейман (1759 г.р.) – Абдульзелиль (1788 г.р.) – Мефтахетдин (1825 г.р.) – Мирзаян (1848 г.р.) – Шарфизинан (1906 г.р.) – Клара (1939 г.р.) – Рустям (1966 г.р.) – Ильдар (2006 г.р.). Моя родословная состоит из 9 поколений, а если учесть еще и племянниц по линии отца – то 11 поколений (приложение 2). Также я многое узнал о каждом своем предке, входящем в родословную. Максют Мурзекеев – один из основателей села Трунтаишево «из Билярской волости Казанской дороги, старшина». Один из сыновей Максюта – Сулейман, сын Сулеймана – Абдульзелиль. Сын Абдульзелиля – Мефтахетдин. От бабушки я узнал, что он в 3 года остался сиротой, и на воспитание Мефтахетдина взял мулла из с. Тукай (ныне Стерлитамакского района). В с. Тукай случился большой пожар, сгорело почти 70 дворов. В том числе и двор Мефтахетдина. Тогда он вернулся в родную деревню – Мясей (ему тогда было около 30 лет). Сын Мефтахетдина – Мирзаян (в некоторых документах – Мирзадан). Он был указным муллой. Сын Мирзадана – Шарфизинан – это наш прадедушка (1906 г.р. ). Он то ж е был муллой. Наш прадедушка Шарфизинан – участник Великой Отечественной войны. Он прошел войну до самого Берлина. Его призвали на фронт одним из самых первых. Вместе со своими тремя братьями отправились они на фронт, но вот вернуться посчастливилось только моему прадедушке. В 1943 году, получив ранение, прадедушка приезжал в отпуск к своей семье. Односельчане расспрашивали не виделся ли он с кем-нибудь из из родственников. Таких встреч он не помнил. Вернулся прадед с войны только в 1946 году, спустя полгода после ее окончания. Он прожил до 2000 года (до 94 лет). Сын Клары – Рустям – мой отец. Он родился в 1966 году. Окончил Трунтаишевскую среднюю школу, отслужил в рядах вооруженных сил ракетчиком, затем поступил в Уфимский автодорожный техникум, успешно окончил его. Свою трудовую деятельность начал в колхозе им. Тедльмана автомехаником. В 1995 году женился. В 1996 году у них родилась первая дочь – Гульнара, в 1997 году – вторая дочь – Юлия, а в 2006 году – сын Ильдар – это я. В настоящее время у нас счастливая, дружная семья. Мы проживаем в с. Трунтаишево Альшеевского района Республики Башкортостан. Я учусь в 8-м классе средней школы с. Трунтаишево, очень интересуюсь историей. Вопросы, затронутые в работе, всегда меня интересовали: происхождении моего родного села, обычаи и быт народа, который живет на его территории… В ходе своих исследований мне пришлось изучить материал, собранный со слов старожилов, которые хранит много ценной информации. Мне удалось восстановить границы нашего села, а также запечатлеть их. Ведь люди не вечны, если они не смогут передать своим потомкам то, что знают сами, и то, что получили от своих родителей, невозможно будет восстановить истинную историю родного края. А, не зная истории родного края, маленького уголка планеты, нельзя говорить об истории страны в целом. На этом моя работа над изучением истории села не заканчивается, предстоит еще многое изучить, проверить, сопоставить. Возможно, что удастся найти потомков Масея, которые живы в настоящее время, и создать полную родословную своего села. Список использованной литературы. А.З. Асфандияров «История сел и деревень Башкирской ССР», Уфа Башкирское книжное издательство. Книга первая. Интернет, сайт государственного исторического архива Республики Башкортостан. Материалы школьного краеведческого музея (документы, фотографии). А нвар абый показал бывшие границы с. Трунтаишево. «… до колка Агыч-Кыргана» «… от тех вверх по речке Турум по правую сторону степь, где де воля скоту ходить» «…от Агыч-Кыргана до речки Булат-Субы» «…от Булат-Суба до речки Иткини-Каран» «… по правой стороне Иткини- Каран внис до устья» Устье речки Иткини-Каран «…от того устья до речки Салтана-Каран, по обе стороны с сенными лугами…» «…вершина речки Туран-Таиш» «первая с вершины речки Туран-Таиш до колка Киевбири»
|