как узнать какая рельса
Как выбрать рельс
Среди тех, кто покупает рельсы или иное оснащение для железной дороги либо кранов, не бывает случайных людей. Кроме того, эта категория потребителей обычно хорошо ведет подсчеты и имеет понимание того, что каждый уплаченный за качество рубль сейчас вернется многократной экономией впоследствии.
Назначение рельс
Рельсы являются одной из главных составляющих верхнего строения пути— это балки особого сечения, их изготавливают из углеродистых сталей. Располагаются рельсы на шпалах и опорах, они являются направляющей для передвижения железнодорожных составов, необходимы для принятия и равномерного распределения силы давления колёсных пар на шпалы и иные детали полотна. Они применяются при укладывании пути железной дороги, для сооружения линий промышленного назначения и путей подъезда к шахтам, карьерам, также при помощи рельсов обеспечивают передвижение кранов строительного и грузового вида.
Разбираемся в маркировке
Тип рельсов определяет их удельный вес, маркируются они комбинацией буквы «Р» и цифр, которые соответствуют весу одного погонного метра рельса в килограммах. Рельсы реализуются «на вес», поэтому это стоит учитывать первым делом в процессе расчётов. У нас в стране обычно используют рельсы Р65, Р50 и Р43. Стандартная длина железнодорожных рельсов, которые производятся рельсопрокатными предприятиями, равна 12,5; 25; 50 и 100 метрам.
Чтобы верно определить требуемый тип рельс, стоит учесть несколько моментов:
Для справки
Основные требования, предъявляемые качеству:
Чтобы обеспечивать необходимую силу сцепления между рельсами и движущими колесами составов плоскость катания должна быть шероховатой. Чтобы снизить сопротивление движению остальных колес – вагонов, тендеров и поддерживающих колес локомотивов – надо, чтобы поверхность катания рельсов была гладкой.
Материал рельсов
Сегодня рельсы прокатывают исключительно из стальных слитков. Сталь изготавливается в конвертерах методом Бессемера либо в мартеновской печи. Бессемеровскую сталь получают путем продувки кислородом расплавленной чугунной массы, в течение 15 – 18 минут. При этом происходит выгорание углерода и части примесей. Мартеновскую сталь варят несколько часов из чугуна и стального лома в огромной печи, емкость которой составляет от 200 до 1500 тонн. Такая сталь более чистая и имеет меньшую хладноломкость, если сравнивать с изготовленной методом Бессемера. Рельсы тяжелого типа, например Р65 и Р75, прокатывают исключительно из мартеновской стали.
Химический состав сплава
Качественные показатели рельсовых сталей определяются их химическим составом и структурой. Химический состав стали российских рельсов характеризуется добавками к железу в процентах. Углерод применяют для увеличения твердости и износостойкости рельсовой стали. Тем не менее чем больше содержится углерода, тем выше при иных равных условиях хрупкость стали и более затруднительна холодная правка рельсов. Вследствие этого потребуется наиболее равномерно распределить металл по сечению рельса, наиболее четко необходимо выдерживать химический состав, особенно это касается фосфора и серы.
Закалка
Сейчас большое распространение обрела объемная закалка рельсов. Данный метод увеличивает пластичность и вязкость, повышает усталостную прочность и стойкость рельсов против образования поперечных усталостных изломов. Эксплуатационная стойкость этих рельсов в 1,3–1,5 раза выше стойкости незакаленных рельсов. По техническим и экономическим подсчетам, применение рельсов с объемной закалкой в среднем за год на 1 км пути обеспечит существенную финансовую экономию. Сталь должна быть однородного мелкозернистого строения без шлаковин, волосовин, плен, следов неоднородного распределения химических добавок по сечению.
Рельсы, крепеж
Рельсы железнодорожные узкой колеи Р18, Р24, Р33, Р38, Р43.
Рельсы Р18, Р24 монтируются на подземных путях шахт и железных узкоколейных дорогах. По механическим свойствам и сортаменту соответствуют ГОСТ 5876-82, 6368-82. Рельсы Р24, Р18 производятся по ГОСТ 5876-82 из стали марок Н50, Т60, ПТ70. Прямолинейны: на любом участке местные искривления на 1 м не должны превышать трех миллиметров, концевые искривления двух миллиметров. Оба конца обрезаны под прямым углом к продольной оси. Перекос торца не превышает двух миллиметров в любом направлении.
Рельсы Р-43 соответствуют ГОСТ Р 51685-2000 и предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог, а также для изготовления стрелочных переводов. Производятся из стали электропечного производства (непрерывно литая заготовка: Э76, Э76Ф, Э76ХСФ) и мартеновского производства (разливка в слитки: М76, М76Ф). Прямолинейны: при равномерной кривизне стрела прогиба рельсов должна быть не более 1/2200 длины как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Таким образом, отклонение от прямолинейности конца рельса в горизонтальной и вертикальной плоскости при базовой длине в полтора метра не должно превышать 0,7 мм.
Рельсы железнодорожные Р50, Р65, Р65К, Р75.
Рельсы Р65, Р50 также предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог и для изготовления стрелочных переводов. Р 50 и Р 65 соответствуют требованиям по ГОСТ Р 51685-2000. Рельсы Р 50 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 10-25 млн.т /км в год. Рельсы Р-65 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 25-75 млн.т /км в год.
Рельсы крановые КР70, КР80, КР100, КР120, КР140.
Рельсы КР-70, 80, 100, 120, 140 предназначены для подъемных кранов и подкрановых путей. Производятся из высокоуглеродистой стали. Имеют скругленную головку, более широкую опорную плоскость и стенку повышенной толщины, благодаря чему достигается равномерная передача давления колесной пары на верхний пояс подкрановых балок.
Крановые рельсы укладывают по типу ж/д путей и крепят к подкрановым балкам. Подвижный способ крепления считается рекомендуемым. Этот способ крепления позволяет проводить выравнивание (рихтовку) пути, также сравнительно просто и удобно можно заменить изношенные рельсы.
Рельсы КР 120, 100, 80, 70 выпускают мерной длины: 9-12 м с шагом в 0,5 м; немерной длины – 4-12 м.
Масса одного метра рельса:
КР-70 – 47 кг 470 г;
КР-80 – 64 кг 240 г;
КР-100 – 89 кг 50 г;
КР-120 – 118 кг 290 г;
КР-140 – 146 кг 980 г.
Технические характеристики и требования к качеству регламентируются ГОСТ 4121-96. Трещины, прокатные плены, закаты, раскатанные загрязнения и рванины на поверхности не допускаются. Возможно удаление дефектов зачисткой или пологой вырубкой в том случае, если глубина вырубки не превышает:
— рельсы КР 80 и КР70 – 1,5 мм;
— рельсы КР 100, КР 120 и КР 140 – 2 мм.
Так как в процессе эксплуатации крановые рельсы подвержены высоким нагрузкам, скорость износа сравнительно высока, несмотря на материал производства – высоколегированную сталь. При этом износ идет как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Эксплуатация допускается, если износ не превышает 15% от номинального значения.
Виды рельсов: размеры, типы, габариты и формы
Рельсы – это стальные компоненты, которые устанавливаются на деревянные или бетонные шпалы. Таким образом создается дорога для разного наземного транспорта и дорожной спецтехники. Они выполняют важную функцию – направление колес в процессе езды, равномерное распределение нагрузки по всей поверхности. Размеры виды рельс ЖД в обязательном порядке устанавливаются в виде стандартов на государственном уровне. Во время производства таких деталей все Компании должны придерживаться этих нормативов. Это важно, ведь рельсы используются не только для железнодорожных составов, но и для горных добыч, строительных работ и других идентичных сфер. Ниже мы поговорим о том, какие существуют виды и габариты этих элементов.
Актуальные разновидности
В современном мире этот металлопрокат очень востребован. Потому в наше время существует огромное количество видов. К основным наименованиям относятся:
Конструкционные особенности
В современном мире применяются широкоподошвенные разновидности. Представлены в виде двух компонентов – головка и подошва, зафиксированные друг с другом с помощью шейки. Верхний элемент представлен слегка выпуклой поверхностью. Такой подход обеспечивает оптимальное распределения нагрузки по всей продукции. Более широкое основание способно обеспечить надежность и стойкость опоры. Более подробно про размеры рельсы можно почитать в интернете. Например, на этой странице у вас есть возможность узнать о том, какие есть размеры рельсов http://promputsnab.ru/ либо на другом ресурсе по вашему желанию.
Параметры длины способствуют мягкому передвижению транспорта. Это позволяет снизить растраты на сервис, обслуживания колей, передвижение спецтехники по путям. Специально разработанная конструкция способствует равномерному распределению нагрузки.
Особенности широкополосного вида
Самые востребованные и популярные рельсы виды – железнодорожные. Такой металлопрокат используют во всех странах. На территории нашего государства все стадии их производства четко регламентируется нормами ГОСТа. Они также содержат информацию про классификации и разновидности рельс.
Для прокладки железнодорожных путей могут использоваться такая маркировка, как Р43, Р50, Р75, Р65, Р65К. Число, используемое для обозначения, означает массу изделия в одном метре. Если присутствует символ «К», он говорит про применение для наружных элементов искривленных дорог.
Существует также классификация по качественному параметру:
Производители также распределяют изделия, с учетом особенностей материала, использованного во время изготовления. К таким видам относятся конвертерная сталь (К), мартеновский металл (М) и электросталь. Последний вариант считается самым качественным и надежным.
Сегодня компании-изготовители выполняют рельсы в различных вариациях и для разных целей. К примеру, можно приобрести металлопрокат с отверстиями под болты или без них. Основные разновидности и габариты предназначены для укладки всевозможных путей и железнодорожных дорог.
Широкополосные рельсы – высокотехнологичные изделия, которые изготавливаются с учетом инновационных технологий и современных стальных сплавов. Для обеспечения длительного срока эксплуатации, прочности конструкции используется сталь с определенным составом. Также обязательным этапом является дифференцированная закалка и другие способы обработки материала.
Такой сложный подход подкреплен тем фактом, что по рельсам постоянно двигаются на большой скорости груженые поезда. При этом изменения погодных условий влияют на возможности и функционирование продукции. Чтобы избежать аварийных ситуаций, процесс изготовления полностью регламентирован государственными стандартами.
Магистральные виды
В этой категории наиболее актуальными считаются Р50, 65. Такие изделия предназначены для укладки ЖД-дорог, перевода стрелочных видов. Такие изделия в обязательном порядке должны характеризоваться стойкостью перед масштабными нагрузками.
За всю историю существования эта разновидность металлопроката прошла огромную дорогу в развитии. Еще не так давно использовались обычные чугунные, а до этого выполнялись из дерева и небольшой стальной полосы. На данный момент задействуют высококачественные стальные виды, которые полностью отвечают ГОСТу по прочности, необходимой для нормального функционирования железнодорожных составов.
Габариты и форма
Особенности конструкции четко прописаны в ГОСТе. Все предприятия, которые занимаются изготовлением рельс, в обязательном порядке соблюдает прописанные параметры, связанные с конструкционными особенностями и параметрами, возможными отклонениями.
Возможные несоответствия – диаметр и участки размещения отверстий для крепежных элементов. Такие показатели выполняются с учетом конкретных предпочтений потребителя и заказчиков. Но прямолинейность прописана в стандартах. По этой причине прогиб изделия не может быть больше, чем 1/2200 и 1/2500 от параметров длин, с учетом особенностей маркировки.
Государственные стандарты для этой разновидности металлопроката – залог прочности, надежности и безаварийного использования рельс.
Как узнать какая рельса
Параметры и характеристики рельсов различного назначения определяются нормативами ГОСТ Р 55941-2014, ГОСТ 6368-82, ГОСТР 53866-2010, ГОСТ 33535-2015.
Основные размеры рельсов в соответствии с нормативами ГОСТ Р 55941-2014 (Рельсы трамвайные желобчатые. Технические условия), ГОСТ 6368-82 (Рельсы железнодорожные узкой колеи типов Р8, Р11, Р18 и Р24. Конструкция и размеры), ГОСТ Р 53866-2010 (Рельсы крановые. Технические условия), ГОСТ 33535-2015 (Соединения и пересечения железнодорожных путей. Технические условия):
Единицы измерения всех параметров рельсов – миллиметры (мм).
По конструкции трамвайные желобчатые рельсы классифицируются:
К основным отличиям крановых рельсов от железнодорожных относятся следующие:
Обыкновенные стрелочные переводы могут иметь 2 пути: основной (прямой) и ответвленный (криволинейный).
Помимо обыкновенных существую также симметричные, криволинейные разносторонние и односторонние и двойные перекрестные стрелочные переводы.
Важно: трамвайные желобчатые рельсы на каждом конце должны иметь по два болтовых отверстия.
Технические требования к узкоколейным рельсам определяются нормативами ГОСТ 5876-82 (Рельсы железнодорожные узкой колеи типов Р18 и Р24. Технические требования).
Рельсы должны быть прямыми, местные искривления на любом участке рельса не должны превышать 3 (мм) на 1 (м) длины, концевые искривления не должны превышать 2 (мм) при измерении посредством линейки длиной 1 (м).
⟦Рельсы железнодорожные⟧
Все виды, типы и размеры
Рельсы — изготовленные из углеродистой стали балки, укладываемые на специализированных шпалах. Применяются для построения железнодорожных путей различного назначения. Изготовление рельс контролируется различными ГОСТ, для каждого типа, вида рельс.
Материал страницы предоставляется, как есть, без возможности редактирования и добавления информации. Данная страница несет исключительно информационный характер, хоть и имеет спонсоров в лице компаний ООО «ЛитСтройКом» и GREENRAIL GROUP S.R.L. Основная цель которая преследовалась при создании данного материала о железнодорожных рельсах, это консолидация всей нужной информации на одной странице. Мы надеемся такой подход, облегчит новому поколению специалистов по Ж/Д, получить нужную и актуальную информацию.
⟦Виды Рельс⟧
Рельсы для железных дорог промышленных предприятий РП50, РП65, РП75 — предназначены для укладки на ширококолейный железнодорожный путь и стрелочные переводы для промышленных предприятий.
Железнодорожные рельсы узкой колеи P8, P11, P18, P24 — предназначены для укладки на узкоколейных железных дорогах и подземных шахтах.
Шахтерские рельсы, для шахтных проводников P33, P38, P43 — предназначены для ширококолейного соединения и непрерывных железных дорог, а также для производства стрелочных переводов.
Рельсы крановые КР70, КР80, КР100, КР120, КР140 — используются при прокладывании путей для подъёмных кранов и крановых тележек.
Рельсы рамные РР65 — используются для построения соединений и пересечений железнодорожного пути. Рамными называют рельсы, к которым прижимается остряки. Поскольку остряки – элементы подвижные, они не могут преодолевать боковое давление. Из за этого к рамным рельсам прикрепляют упорные болты через которые давление от прижатого остряка передается на рамный рельс.
Контррельсовые рельсы РК50, РК65, РК75 — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. Используют для предотвращения схода колес состава с путевого рельса, а также их удержания в случае схода.
Рельсы контррельсовые РК50 РК65 РК75 — применяемые в конструкциях верхнего строения пути с железнодорожными рельсами широкой колеи. В качестве защитных мер концы контррельс загибают под углом в 45 градусов. Ширина между контррельсом и путевым рельсом не должные превышать 90 мм.
Рельсы остряковые ОР43, ОР50, ОР65, ОР75 — используются для изготовления конструкций верхнего строения железнодорожного пути широкой колеи общего и не общего пользования. Предназначены для применения в конструкциях ВСП и эксплуатации их в путях железных дорог, метрополитенов и путей общего пользования, а также технологических путей промышленного транспорта широкой колеи.
Рельсы трамвайные желобчатые Т58, Т62, Т60, Т65 — используются для укладки на трамвайных железных дорогах. Трамвайные рельсы отличаются от железнодорожных химическим составом и структурой стали, а также наличием термообоработки, которые предназначены для путей городского электрического транспорта.
Рельсы усовиковые УР65 — используются для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания. Усовиковые рельсы используются на участках пересечения путей и съездов, на стрелочных переводах. Обеспечивают фиксированное направление движения ребордерных колес между крестовиной и путевым рельсом.
Рельсы железнодорожные Р50, Р65, Р75 — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов. Самые распространенные типы рельс, выливаемые из марки стали М76, М74. Ходовым типом является Р65, который имеет приемлемую плотность стали и временное сопротивление не менее 90 кгс/см2. Высокая марка стали позволяет получать продукцию с относительным удлинение, не менее 4 %.
⟦Типы Рельс⟧
Ниже представлена упрощенная таблица по основным типам рельс, которые производятся в данный момент. Все они укладываются на железнодорожные пути широкой колеи (ширококолейные). Конечно же есть еще типы рельс, которые не производятся сейчас, но используются на линиях. Но модернизация железнодорожных дорого, сокращает количество старогодных рельс.
⟦Длина Рельс⟧
Естественно стандарты немного отличаются в разных странах, но длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными заводами в странах СНГ, составляет 12,5; 25; 50 и 100 метров. Чем больше длина рельс, тем меньше стыковых скреплений, что позволяет уменьшить сопротивление при движении поездов. Длинные рельсы и сварные швы уменьшают износ подвижного состава и расходы на содержание пути.
⟦Рельс Р 75⟧
Марка стали М76
⟦Рельс Р 65⟧
Наоборот, самый распространенный тип рельс, применяется и укладываются в зависимости от грузонапряженности. Рельсы Р 65: 1 метр содержит 64,72 кг высокоуглеродистой стали. Длина таких рельс, может быть очень разной. При построение путей малой протяженности, нельзя использовать длину менее 6 метров.
Марка стали М76
⟦Рельс Р 50⟧
На путях промышленных предприятий находят применение рельсы типов Р 50: 1 метр содержит 51,67 кг углеродистой стали. Длина таких рельс, может быть очень разной. При построение путей малой протяженности, нельзя использовать длину менее 6 метров.
Марка стали М74
⟦Рельс Р 43⟧
Рельс типа Р43 по ГОСТ 7173-54 производятся с 1955 г. и на данный такие рельсы применяются только на промышленных объектах. Рельс Р 43: 1 метр содержит 44,65 кг углеродистой стали. Длинна 12,5 метров является основной для данного типа рельс, но есть заводы которые могут изготовит длину под заказ.
Марка стали М70
⟦Рельс КР 70, 80, 120⟧
Сфера применения крановых рельсов КР предполагает наличие у них определенных характеристик и технических особенностей, за счет которых увеличиваются показатели механической нагрузки на рельсы. Именно по этой причине крановые рельсы КР оснащаются более широкой шейкой, подошвой и головкой. Подобные показатели не характерны для обычных рельсов.
Где купить рельсы?
Если вы хотите получить прайс сразу от 10-ти российских поставщиков Материалов ВСП. То просто напишите свой Email адрес и мы пришлем вам свежие прайс листы.
Подписка на прайсы
«Материалы ВСП»
⟦Вопросы⟧
Самые распространенные вопросы про рельсы
Ржавеют еще как, просто пути постоянно проходят профилактику, да и верх рельс шлифуется за счет трения. К тому же, не сравнивайте бытовую (вторичную) сталь и высокоуглеродистую сталь, которая используется в рельсах.
Как любая глобальная технология, железные дороги развивались и стандартизировались в разных странах при разных условиях. Если говорить про Россию, то чаще используется ширина колеи 1524 мм, в Европе применяется 1435 миллиметровая ширина колее.
Все зависит от класса рельс, который определяется ГОСТ-ом. На данной странице мы разбирали только 4 класса рельс: Р75, Р65, Р50, Р43. Вес одного метра можно посмотреть в этой таблице.
При производстве рельс, по мимо стали нужной марки, используется сложный химический состав (смесь хрома, алюминия, кислорода, водорода, ванадия и других необходимых элементов). Все это естественно делается на крупных металлургических комбинатах.
Это значит, что рельс произведен по ГОСТ 8161-75 и имеет определенные характеристики по высоте, ширине и весу одного метра. Это самый распространенный тип рельс, который применяется при строительстве общественных и коммерческих железнодорожных путей.
Отличаются маркой стали например, в рельсах Р 65 используется сталь марки М 76, а в рельсах РП 65 используется сталь марки 76. В первом случае сплав делается с уклоном на высокую скорость, так как Р 65 используется на железнодорожных путях общего назначения. Во втором случае в рельсах РП 65, делается уклон на предел кратковременной прочности, из за промышленного назначения.
Шлифование рельс это стандартная процедура технической профилактики железнодорожных путей. Производится она с помощью рельсошлифовальных поездов РШП. Назначается она экспертами после осмотра путей (не плановая) или по внутреннему регламенту технической службы (плановая шлифовка).
Конечно можно и даже есть несколько способов сварки: электродуговая сварка, термитная, газопрессовая. На данный момент, только сварка рельс, максимально соответствует всем современным требованиям к бесстыковым железнодорожным путям.
Как любое государственное предприятие, РЖД закупает рельсы через открытые торги. Компания ООО «ЛитСтройКом» часто участвует в подобных тендерах и занимается поставкой материалов для путей.
Рельсы продаются как с заводов производителей, так и со складов оптовых поставщиков. На заводе рельсы немного дешевле и есть возможность заказа собственных размеров, но там нужны очень большие объемы. Поэтому есть такие компании как ООО «ЛитСтройКом», которые имеют собственные склады и могу продавать рельсы не большими объемами. Перейти в каталог для заказа …