как узнать какие струны стоят на гитаре
Все о струнах
Многие гитаристы, как новички, так и зрелые музыканты, наряду с повышением уровня аккомпониаторского искусства, стремятся достигнуть и лучшего звучания, вследствие чего подвергают свои инструменты тем или иным техническим усовершенствованиям.
Это могут быть следующие меры, нацеленные на модификацию гитары: замена звукоснимателей и потенциометров, выбор нового материала порожков, полная смена грифа или деки гитары, поскольку другой сорт дерева даст и новый тон.
Такие операции порой действительно приводят к желаемому результату и существенно изменяют звук инструмента. Однако всегда ли в этом есть необходимость? Ведь найти желаемый тон можно и другим, менее трудоемким способом – всего лишь сменив сплав и калибр струн, что, безусловно, намного проще и дешевле.
В нашей статье мы как раз и поговорим об этом несложном и эффективном варианте изменения звучания инструмента. Но в таком случае нам придется глубже разобраться в существующих типах струн, как для электрической гитары, так и для акустики, кроме того, рассмотреть вариации разных сплавов и покрытий, видов обмотки, калибров, технологических тонкостей изготовления и произвести оценку влияния всех перечисленных факторов на звучание гитары.
Материал, использующийся в производстве струн
Струны из кишок
Первые струны человек научился производить из жил и кишок животных, в основном – представителей домашнего скота: коров и овец. Для лучшего понимания представьте себе сарделечную оболочку, предельно тщательно вычищенную и хорошо высушенную. В примитиве, примерно такова была и технология изготовления струн, но на практике, конечно, существенно сложнее. Сначала по несколько дней жилы вымачивали в воде и очищали при помощи золы. После их вытягивали, выскабливали, скручивали и переплетали. Наконец, отбеливали диоксидом серы, просушивали, отшлифовывали речным песком, снова чистили и промазывали растительным маслом.
Такие струны получили вполне логичное название «органические». Звучание органических струн по праву радовало наших предков благодаря своей мягкости. Но был и недостаток – постепенно они начинали ссыхаться и приходить в негодность по причине повышающейся ломкости и хрупкости. Еще один нюанс – после продолжительной игры на инструменте на подушечках пальцев сохранялся характерный масляный запах. Кстати, представители современной классической и испанской школ игры на гитаре все еще используют схожую технологию. Правда, подобное изготовление сохранилось лишь для струнного сердечника, оплетка применяется уже строго из металла.
В настоящее время струны бывают нейлоновыми или металлическими.
Нейлоновые струны
Органические струны оставались актуальны вплоть до начала Второй мировой войны. Дело в том, что войн такого масштаба, с таким неимоверным количеством раненых на полях сражений – история еще не знала. Военной медицине требовались значительные количества тех самых животных кишок, что использовались для выпуска гитарных струн. Одновременно французская компания «Дюпон» начала производить свою новую разработку – синтетический материал «нейлон». Он обладал отличными прочностными характеристиками, был легким на вес и стал успешно применяться в текстильной отрасли, для пошива одежды, изготовления парашютных строп и лески для ловли рыбы.
Острый дефицит заготовок из кишки навел мастера Альберта Августина на удачную мысль использовать нейлон для изготовления гитарных струн. Результатами этого эксперимента были ошеломлены все. Прочность и текстура новых изделий отличались от старых параметров, и как следствие, неузнаваемо поменялось звучание. Фирма «Альберт Августин» поныне остается непревзойденным лидером в производстве нейлоновых струн.
В наши дни нейлоновыми струнами пользуются приверженцы классической школы игры на гитаре. Данные наборы обычно обходятся без ограничительного кольца на конце струны, так что их приходится прикручивать непосредственно к бриджу. Но стали появляться и с кольцами. Толстые струны состоят из нейлонового сердечника и бронзовой либо никелевой оплетки.
В 17 веке появляются первые толстые струны с применением обмотки, сильно напоминающие рояльные. А к 19 столетию на гитаре все чаще можно было встретить привычный для нас сегодня шестиструнный комплект.
Металлические струны
Сейчас без металлических струн невозможно себе представить ни электрическую, ни бас-гитару. Струны могут быть плоские или в оплетке, разного состава и покрытия. Вообще, струны с обмоткой – это наследство фортепиано и рояля, где они применялись изначально. Но с приходом на авансцену музыкальных инструментов электрической гитары стали появляться и такие нововведения, как гибкость, эластичность, малый диаметр струн, что вкупе вывело эту важнейшую деталь струнного музыкального инструмента на совершенно новую ступень качества.
Базисными требованиями к модифицированию струн в итоге стали:
— усиление магнитных свойств для наилучшего контакта со звукоснимателем;
— увеличение показателя долговечности благодаря повышению прочностных характеристик;
— сопротивление коррозийным и окислительным процессам.
Оплетка
Круглая оплетка
Включает в себя круглый сердечник, на который спирально намотана проволока круглого сечения. Производство круглой оплетки не представляет больших сложностей и вполне дешево. Она дает среднее натяжение и звонкий тон. Это лидер по популярности среди имеющихся на рынке оплеток; хорошо подходит как для электрических, так и для акустических гитар.
Шероховатость струн с круглой оплеткой – больше, чем с плоской, но меньше, чем с гексагональной (шестиугольной) оплеткой. Поэтому износ ладов будет примерно средним, и такие приемы игры, как слайд, также будут даваться со средней сложностью.
Плоская оплетка
Для производства струн с плоской оплеткой приходится задействовать несколько усложненные технологии производства, в связи с этим изделие всегда имеет достаточно высокую цену. Сердечник в данной вариации круглый, но сечение намотанной на него проволоки представляет собой квадрат с закругленными углами.
Такой тип обмотки дает особую бархатистость тона с великолепным низом и смягченным верхом, что очень изящно, например, умеют использовать в своих экспрессивных музыкальных зарисовках джазмены. Благодаря плоской поверхности струн дольше прослужат и лады.
Полукруглая оплетка
Это в некотором роде гибрид между двумя предыдущими видами струн, причём не только технических, но и по звучанию.
Технологический процесс изготовления этих струн такой же, как у струн с круглой оплёткой, т.е. на сердечник навивается круглая проволока, однако после этого поверхность струны шлифуется либо используется пресс для придания плоского профиля поверхности струны.
При всех ухищрениях струны с полукруглой оплёткой не так популярны, как остальные подвиды. Чаще их используют бас-гитаристы для игры на безладовых басах.
Гексагональная оплетка
Конструкция данной оплетки представляет собой шестигранный сердечник с намоткой круглой проволоки. Стоимость такого изделия примерно совпадает с ценой круглой оплетки.
Тон у данных струн намного выразительнее благодаря плотному взаимодействию сердечника и оплетки. Прослужат они достаточно долго, но острота их ребер значительно сократит ресурс ладов и, скорее всего, доставит небольшой дискомфорт в процессе игры.
Калибр струн
Такая терминология принята для определения диаметра струны, а измеряется калибр – в сотых долях дюйма, которые для ясности отечественного потребителя иногда переводятся в миллиметры.
Калибр не менее важен, чем материал, из которого выполнены струны.
Громкость звука, комфортность игры, длительность взятой ноты – на все эти составляющие при подборе струн также влияет их калибр. В основном, струны с большей толщиной обеспечивают наиболее громкий и плотный звук. Это напрямую связано с соотношением массы струны с единицей ее длины – оно позволяет с меньшими потерями передавать колебательную энергию струны корпусу и струнодержателю. Хотя – имея дело с тонкими струнами – возникает меньше сложностей с игрой, подтяжками, прижатием струны к грифу и т. д. В общем-то, проблема громкости сейчас благополучно снята применением высокочувствительных звукоснимателей, дающих насыщенный звук даже с тонкой струны.
Обратите внимание, что при этом на качество звука будут в большей мере влиять звукосниматели, чем материал корпуса. Когда стоят толстые крупнокалиберные струны, дерево начинает заметно резонировать. Многие музыканты издавна знакомы с такой фишкой и не прочь воспользоваться ей, выбирая инструмент с явственной отдачей от струн. Скажем прямо, сильный резонанс не определяет хороший звук, однако возникает потрясающее ощущение, будто дерево «поет» при игре. Такой эффект очень многим приходится по вкусу.
Калибр повелось указывать согласно толщине первой струны набора. Например, на фабричной этикетке фирмой-изготовителем указываются следующие параметры: 010-013-017-026-036-046. Это значит, что диаметр первой струны – 0,01 дюйма, а шестой – 0,046 дюйма (1 дюйм равен 25,4 мм). В нашем случае набор имеет 10 калибр.
В музыкальных магазинах вы сможете приобрести наборы, начиная с 8 и заканчивая 13 калибром. Для начинающих гитаристов, а также исполнителей, исповедующих легкие стили, рекомендуется остановить выбор на малом калибре (8 или 9). Чем жестче ваш стиль игры, тем больше понадобится калибр. 10 и 11 – этакая золотая середина, которая, если не углубляться в частности, подойдет фактически всем.
На струнах малого калибра проще осваивать игру на гитаре, «набивать» пальцы, практиковаться в бэндах и быстрых пассажах. Но и у крупного калибра есть плюсы, которых не отнять – они прибавляют звуку своеобразной плотности. Стоит знать еще и о том, что чем больше выбранный калибр, тем существеннее нагружается гриф и бридж. Не выбирайте большие размеры струн для гитар сомнительного качества – такое совмещение может закончиться поломкой инструмента.
Советы по уходу
Чтобы струны прослужили вам максимально долго, за ними важно обеспечить соответствующий уход.
Во-первых, струны надлежит всегда держать в чистоте. Начинающим музыкантам следует ввести себе в правило не брать инструмент в руки, предварительно не помыв их с мылом. После игры струны желательно протирать сухой чистой тканью, ведь даже при соблюдении всех санитарных норм на струнах все равно будут оставаться частицы грязи и ороговевшей кожи, а также следы пота. Все это неминуемо приводит к образованию окислов, неблагоприятно влияющих на звучание инструмента.
Во-вторых, как минимум раз в неделю надо обрабатывать струны спецсредством для их очистки. Сегодня на рынке средств по уходу за струнами представлен широкий спектр специально разработанных жидкостей, качественно удаляющих жировые и грязевые скопления с поверхности струн. Как альтернатива фирменным средствам, подходит использование для данных целей и обыкновенных спиртосодержащих составов – при условии аккуратного контакта со струнами и непопадания их на другие части инструмента.
Существуют и специально разработанные смазки, изготавливающиеся из минеральных масел. Они обеспечивают образование тончайшей защитной пленки на поверхности струн, что с равной эффективностью позволяет предотвращать их загрязнение.
Все перечисленные мероприятия по уходу за струнами гарантированно увеличат срок их службы и благоприятно отразятся на желаемом звучании инструмента.
Рекомендуемая частота замены струн
Вообще, не принято говорить о каком-то твердо фиксированном сроке службы струн. Пожалуй, в этом вопросе все индивидуально. Отдельные гитаристы меняют комплект струн после каждой репетиции, а тем более концерта. Другие музыканты без проблем и нареканий пользуются одним комплектом от года и дольше. Но если вы настаиваете на конкретных цифрах, то все же рекомендуется производить смену струн каждые 2 месяца. Практикуете игру на гитаре до 10-12 часов в сутки? Тогда смену комплекта желательно производить еженедельно. При игре менее часа в сутки, комплект отлично прослужит вам полгода и даже чуть дольше.
Иными словами, многое зависит от интенсивности игры на музыкальном инструменте. Износ струн у профессионалов происходит гораздо быстрее. У любителей, имеющих возможность ограничить интенсивность игры на гитаре, эти сроки больше. Однако любители не всегда могут четко определить, настал ли момент для замены. Укажем на некоторые очевидные факторы, которые помогут это установить:
1. Внешние признаки износа, как-то: появившаяся коррозия, царапины и разрывы в обмотке;
2. Понизившаяся яркость звука; появившееся ощущение глухоты звучания, нехарактерной для свежего комплекта;
3. Плывущий строй: настройка становится некомфортной и в итоге невозможной.
Советы по замене струн
Начинающие гитаристы уверены в том, что смена струн – простейшая процедура, не таящая в себе никаких хитростей. Но свои нюансы есть везде, и процесс замены струн – тоже не исключение. Например, не рекомендуем вам снимать все струны разом. Подобный опрометчивый шаг может вызвать деформацию грифа. Поэтому меняйте струны пошагово, начиная с первой (тонкой). И лишь поменяв ее, переходите ко второй. Аналогичным же образом – далее до шестой (самой толстой). Учтите, в случае деформации грифа, нормальная настройка станет впредь невозможной.
Произведя правильно замену струн, переходим к подстройке мензуры и высоты струн. Обращаем ваше внимание: новые струны будут тянуться еще 2-3 дня, поэтому после нескольких начальных настроек строй еще будет уползать на 1-2 тона. Это в порядке вещей и не стоит ваших преждевременных беспокойств.
Будет иметь значение и число витков на колках инструмента. Их излишнее количество будет провоцировать постоянное расстройство гитары, недостаточное – заставлять проворачиваться колок вокруг струны. Для 1 и 2 струны рекомендуется делать 4-5 витков, для 3 струны – 3-4 витка, а для толстых струн будет достаточно 2-3 витков.
Резюме
Как вы смогли увидеть из нашего обзора, существующее разнообразие сплавов и калибров струн не позволяет выделить некий идеальный набор – для каждой индивидуальной задачи потребуется выбирать соответствующие струны. Поэтому следует изначально определяться с приоритетами, какие свойства для вас важнее: комфортность игры, яркость тона, срок службы или внешний вид. Надеемся, что воспользовавшись нашими рекомендациями, каждый музыкант, вне зависимости от стажа игры на гитаре, обязательно подберет для себя самый оптимальный вариант!
Широкий ассортимент струн по приятным ценам вы всегда можете найти на нашем сайте в разделе струны
Как выбрать акустическую гитару
Для новичка и не только
Я играю на акустической гитаре восемь лет, за это время сменил три инструмента.
В статье расскажу, как выбрать гитару.
Как устроена гитара
Вкратце расскажу о главных терминах, которые относятся к гитаре.
Гриф — длинная часть гитары, вдоль которой натянуты струны. Фронтальная часть грифа — накладка. Гриф поделен металлическими порожками — ладами. Прижимая струну к ладу, мы меняем ее длину, от этого струна звучит выше или ниже. Внутри грифа есть металлический стержень — анкер. Без него гриф от натяжения струн выгибался бы, как плечи лука.
Голова — верхняя часть грифа, на которой с помощью колков зафиксированы струны.
Колки — механизм для натяжения струн. При вращении колка струна натягивается и звучит выше, при вращении в другую сторону — ослабляется.
Корпус состоит из двух дек, верхней и нижней, и обечайки — боковой стенки гитары. На верхней деке находится резонаторное отверстие, благодаря ему у гитары такие акустические свойства.
Струнодержатель, он же бридж, — механизм на верхней деке гитары, который фиксирует струны с противоположной от колков стороны.
Виды гитар
Сначала главное: гитары бывают с нейлоновыми и металлическими струнами, нейлоновые толще и выглядят как пластиковые. И это два разных вида гитар. На гитару с нейлоновыми струнами нельзя ставить металлические, и наоборот. Это связано с конструкцией: натяжение нейлоновых струн значительно ниже, и если поставить на такую гитару металлические струны, то ее может просто разворотить.
Соответственно, определить, какая гитара перед вами, можно по струнам.
Классическая шестиструнная гитара — та, что с нейлоновыми струнами. Произошла от испанской гитары 15 века. На ее основе позже возникли все современные разновидности. Играют на ней обычно пальцами. На таких гитарах играют классику, фламенко, босса-нову.
На классике преподают в музыкальных школах. Нейлоновые струны мягче и толще металлических, поэтому новичку будет комфортнее играть. Гриф таких гитар шире — будет легче перебирать струны благодаря большому расстоянию между ними.
При этом на такой гитаре сложнее играть боем и освоить аккорды с баррэ — это когда указательный палец одновременно зажимает все струны. И в целом звук при игре боем получится более глухой по сравнению с металлическими струнами.
Эстрадная гитара — та, что с металлическими струнами. Когда говорят «акустическая гитара», чаще всего подразумевают именно ее. В дальнейшем по тексту я тоже буду называть эстрадную гитару акустической. Появилась в начале 20 века. Она больше и тяжелее классической. Корпус дополнительно усилен ребрами жесткости.
Металлические струны более звонкие, но неокрепшим пальцам будет сложнее привыкнуть. На таком инструменте часто играют рок, поп, джаз, блюз, кантри. Извлекать звук можно ногтями или медиатором.
Гриф акустической гитары тоньше, чем у классической, и сильнее скруглен сзади — это позволяет зажимать верхние струны большим пальцем. Прогиб грифа можно регулировать: на анкере есть специальная гайка.
Гитары различаются по размеру в зависимости от роста и возраста музыканта
Размер гитары | Рост гитариста | Возраст |
---|---|---|
1/4 | До 115 см | 4—6 лет |
1/ 2 | 115—135 см | 5—8 лет |
3/ 4 | 127—145 см | 8—12 лет |
4/4 | От 145 см | Старше 12 лет |
Из каких материалов делают гитары
Корпус бюджетных гитар — до 15 000 Р — чаще всего целиком делают из ламината. Причем продавцы это иногда не указывают — пишут, например, просто «ель».
В основе такого корпуса лежат прессованные листы шпона. Перед покрытием лаком сверху наносится декоративный слой, имитирующий древесину. Отпадает необходимость шлифовки и полировки — производить такие инструменты дешево.
Ламинат устойчив к перепадам влажности и температуры, но уступает массиву дерева в звучании: натуральное дерево лучше передает вибрацию струн, звук получается более объемным.
стоит гитара из редкой немецкой ели
Корпус дорогих акустических гитар целиком выполнен из массива. Заднюю деку и боковые стенки обычно делают из одного материала. Чаще всего это красное дерево (махагони), индийский палисандр. Реже встречается клен, орех, гавайская коа.
Между тем в британском Ланкастерском университете исследовали влияние породы дерева на качество звука. В опыте участвовали шесть акустических гитар, задняя дека и обечайки которых были изготовлены из бразильского и индийского палисандра, красного дерева, ореха, клена, сапеле. Поиграть пригласили 52 гитаристов, которые не знали, где какая. Результаты показали, что материал дерева почти не влияет на акустические свойства и удобство игры.
Гриф и накладку гитары чаще всего делают из красного дерева, палисандра, клена. Еще встречается черное дерево — эбони, оно считается более твердым.
Материал накладки на бюджетных гитарах влияет разве что на декоративные свойства: разные типы древесины дают разные оттенки и фактуру дерева.
Колки регулируют натяжение струн и поддерживают строй. На классической гитаре они установлены горизонтально, на акустической — вертикально.
Основной параметр колков — передаточное число. Например, 16: 1 означает, что для одного оборота валика со струной нужно повернуть ручку на 360 градусов 16 раз. Для точной настройки инструмента подходит механика с большим передаточным числом.
Если колки не чистить и не смазывать, то механизм начнет прокручиваться. На классической гитаре это произойдет быстрее, так как нейлоновые струны нужно постоянно подстраивать.
Струнодержатель гитары — это цельный кусок дерева, который приклеивается к верхней деке, в нем есть отверстия для установки струн. Подставка передает вибрацию струн на корпус, тем самым придавая громкость. Ее изготавливают из палисандра, ореха, ованкола — в целом это не имеет значения.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Какие есть бренды гитар
Японские бренды — Yamaha, Ibanez, Fernandes, Takamine. Гитары, произведенные в Японии, считаются более качественными и стоят дороже. Например, модель Yamaha GC22C за 90 000 Р — целиком из массива кедра и с накладкой грифа из черного дерева.
Американские и европейские — Gibson, Martin, Taylor, Fender в США и Kremona, Hohner, Pro Arte в Европе. Компании производят классические и акустические гитары. Бюджетные серии, как и японцы, производят в Китае. Более дорогие — в США, Мексике, Франции, Германии.
Если выбираете бюджетную акустическую гитару, рекомендую искать недорогие модели перечисленных выше брендов: в большинстве случаев они будут лучше неизвестных фирм, на которые полтора отзыва в интернете.
Где покупать
Главное преимущество гитары из магазина — гарантия: если через пару месяцев обнаружится какой-то дефект, гитару можно будет сдать. Минус — цены порой кусаются. Крупнейшие магазины в России — «Музторг», «Поп-мьюзик», «Мир музыки». Вероятно, в вашем городе есть и небольшие местные музыкальные магазины.
Я никогда не покупал гитару в интернет-магазине: предпочитаю прийти и лично убедиться, что инструмент звучит так, как надо. Да и в случае с дефектами проще вернуть гитару в магазин, чем заниматься пересылкой. А вот аксессуары и расходники можно смело покупать в интернете.
С б/у гитарами все наоборот: можно купить дешевле, но никто не даст гарантии и выбирать нужно тщательнее. Ниже я расскажу, на какие дефекты обращать внимание, но если вы новичок, то рекомендую для поиска б/у гитары позвать с собой более опытного товарища.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как выбирать
Первое, с чем нужно определиться, — акустика или классика. Нужно исходить из назначения инструмента. Например, для детей, поступающих в музыкальную школу, оптимально купить классическую гитару. Тем, кому инструмент нужен для песен с друзьями, больше подойдет акустика.
Все описанное ниже справедливо как для гитары из магазина, так и для б/у. Правда, б/у стоит осматривать еще тщательнее, потому что гарантии на нее никто не даст.
минимальная стоимость подходящей для обучения б/у гитары
В целом выбор гитары можно разделить на три этапа: сбор информации, внешний осмотр и пробная игра. На «Ютубе» можно найти подборки в стиле «5 лучших акустических гитар для новичков» — этого хватит для составления шорт-листа. Потом стоит изучить характеристики выбранных гитар, послушать студийные записи, посмотреть видео конкретно про эти гитары, почитать отзывы в интернете. Детально ознакомиться с инструментом можно на сайте производителя, где есть спецификация для каждой модели.
Трещины, сколы лака и выбоины на покрытии. На новой гитаре такого быть не должно, на б/у — допустимо, если это не огромные сколы и если трещины не в самой древесине, а в лаковом покрытии. Гриф и струнодержатель должны плотно прилегать к корпусу, без зазоров и трещин на лаке. Еще стоит осмотреть место, где гриф крепится к деке: там на лаке часто образуются трещины. Чаще всего трещины возникают от неаккуратного обращения с гитарой, неправильного хранения — рядом с батареей или у балкона — и резких перепадов температур.
Дребезг струн. Пройдитесь по каждому ладу на гитаре. Если нота будет звучать с излишним дребезгом, вовсе не будет звучать или оборвется слишком быстро — что-то не так. Причин дребезга может быть несколько. В лучшем случае у гитары слишком сильно затянут анкер — можно просто попросить продавца его ослабить. Это не брак, такое может быть и на новой гитаре.
Худший вариант — нарушена геометрия грифа: дерево повело и гриф пошел винтом. Визуально проверить геометрию можно, если взглянуть вдоль грифа со стороны колков: металлические лады должны выстраиваться в ровную линию.
Небольшой наклон грифа вперед — это не признак брака. Дело в том, что производитель часто ослабляет анкер перед отправкой гитары в другие климатические условия. Достаточно попросить продавца затянуть анкер.
Заедание и рывки колков. Стоит проверить каждый колок на гитаре: ударить по струне и покрутить колок. Механизм должен свободно и плавно проворачиваться, высота ноты должна меняться без скачков и резких обрывов. Какие-то проблемы решаются, если колки смазать, но, возможно, их придется менять — это дополнительные расходы. На новой гитаре такого быть точно не должно.
Аксессуары для гитары
В музыкальных магазинах продается множество комплектующих, гаджетов, приспособлений для гитаристов. Расскажу о тех, которыми я пользуюсь.
Гитарные чехлы различаются по степени защиты. Мягкие за 600 Р предназначены только для переноски инструмента: защитят от грязи и пыли, но бесполезны при ударах и падениях, не спасут от дождя. Полужесткие чехлы стоимостью 2000—15 000 Р имеют поролоновый слой, который защитит от механических воздействий. Такие модели морозостойкие и не пропускают воду. Жесткие кейсы с внутренней обивкой полностью защищают инструмент при транспортировке — в таком кейсе можно сдавать гитару в багаж самолета.
Тюнер упрощает настройку гитары: дергаешь струну — а он показывает, в какую сторону крутить колок. Раньше я пользовался мобильным приложением, но это неудобно: приходилось одной рукой держать телефон возле струн.