как узнать каких витаминов не хватает в организме ребенка

Как определить недостаток витаминов по внешнему виду ребенка

Как часто родителей беспокоит вопрос – хватает ли ребенку полезных веществ для полноценного развития?

Они покупают комплексы витаминов в надежде, что это как раз та самая «волшебная палочка» от всех болезней. Но иногда организм сам сигнализирует родителям, чего ему не хватает.

Надо просто это вовремя заметить и помочь малышу справиться с недостатком определенных витаминов. Каких именно и в какой ситуации – давайте посмотрим.

Конечно, пока ребенок еще находится на грудном молочке, недостатка в витаминах у него практически не бывает. Но годы идут. И вот ваш малыш уже подрос, пошел в сад, не за горами и школа.

как узнать каких витаминов не хватает в организме ребенка. 0d. как узнать каких витаминов не хватает в организме ребенка фото. как узнать каких витаминов не хватает в организме ребенка-0d. картинка как узнать каких витаминов не хватает в организме ребенка. картинка 0d.

Растущий организм крохи все время нуждается в «строительном материале». Чтобы определить недостаток витаминов по внешнему виду ребенка, обратите внимание на следующее.

Признаки недостатка витаминов:

1. Кожа малыша

Сигналом должно послужить, если кожа стала грубоватая и сухая, иногда с небольшими покраснениями и шелушением. Чего не хватает организму?

— Жиров и витамина А. Включайте в рацион сливочное масло без растительных добавок, желток, рыбу, печень. А также овощи – желтые и зеленые листовые.

— Йод, медь, инозит. Нехватку йода ощущают многие жители нашей страны. Включайте в свой рацион морепродукты и йодированную соль. Меди обычно не хватает в том случае, если в меню слишком много изделий из муки высшего сорта. Давайте малышу цельнозерновой и отрубной хлеб, варите цельные крупы, неочищенный рис.

2. Глазки ребенка

Не жалуется ли ваш малыш на усталость в глазах? Так, как будто туда насыпали песочек? Не воспаляются и не краснеют ли веки? Эти симптомы могут говорить о нехватке ретинола и витамина А. А вот если часто выскакивает ячмень на глазу, то это уже признак дефицита витамина В (рибофлавина).

Это могут подтвердить сухие уголки губ, в которых появляются трещинки. Этот замечательный витамин встречается в яйцах, сыре, свежем молоке. Готовьте блюда из печени, почек и рыбы.

3. Ногтевые пластины

Идеально – гладкие, ровные, розового цвета. Белые пятнышки – это нехватка цинка. Всем известно, насколько важную роль играет цинк в нашем организме. А для растущего человечка он необходим особенно. Основной источник цинка – мясо, печень и морепродукты. Откажитесь от «быстрых» каш, ведь этот витамин содержится только в оболочках круп. Есть он и в семечках подсолнечника и тыквы.

Мягкие ноготки, как и проблемы с зубной эмалью – недостаток кальция. В свежем молоке его предостаточно. Но если ваше чадо молоко по какой-то причине не пьет, то обратите внимание на шпинат, фундук, сыр.

4. Плохой иммунитет

Частые заболевания простудными заболеваниями тоже могут указывать на недостаток определенных веществ. Чаще всего постоянные инфекции связаны с недостатком витамина А и пантотеновой кислоты.

Но если с первым уже все понятно, то что это за «зверь» такой – пантотеновая кислота? А это всего лишь витамин В5, но его роль в организме просто наиважнейшая. Он помогает воспроизводить антитела, а это значит, что становится выше сопротивляемость инфекциям. А еще он снижает токсическое воздействие антибиотиков и помогает справляться со стрессами.

Натуральные источники этого важного витамина – говядина, цыпленок, сердце, печень. А еще орехи, цельное зерно, зародыши пшеницы.

5. Частые синяки

О недостатке всеми любимого витамина C могут говорить именно они. Вроде бы и не ударялся особо нигде, а вот опять очередные синие пятнышки. И, скорее всего, дает о себе знать недостаток биофлавоноидов.

Витамин C находится в цитрусах, плодах шиповника, ягодах черной смородины. Свежая весенняя зелень – черемша, укроп, петрушка очень им богата. Болгарский перец, сельдерей и брюссельская капуста также в большом количестве содержат витамин C.

Для отличного усвоения аскорбиновой кислоты нужны биологически активные вещества – биофлавоноиды. Они также укрепляют стенки сосудов. Не забывайте включать в рацион ребенка цитрусовые, шиповник, абрикосы, гречку, ежевику.

6. Плохой аппетит

Оказывается, эта неприятность может быть вызвана банальным дефицитом биотина и витамина В1 (тиамина). Первый встречается в нешлифованном рисе, молоке, орехах, говяжьей печенке и почках.

А вот витамин В1 ищите в отрубях, цельнозерновом хлебе, толокне. Еще он есть во многих овощах и пивных дрожжах. Кстати, у тех, кто ест слишком много сахара и белого хлеба, дефицит тиамина развивается в разы чаще.

Недостаток витаминов по внешнему виду малыша сможет определить любая внимательная мама. Не забывайте, однако, что правильно подобрать витаминные комплексы может только врач. Как и наиболее точно определить причину!

Перепечатка данного материала запрещена

Источник

Дефицит витаминов у детей

Виды витаминной недостаточности
Под витаминной недостаточностью понимают патологическое состояние, вызванное сниженным поступлением тех или иных витаминов или нарушением их функционирования в организме. В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности выделяют три ее формы:авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами.

Авитаминоз
Под авитаминозами понимают состояния практически полного отсутствия витаминов в организме, сопровождающиеся возникновением симптомов, характерных для дефицита того или иного витамина (например, цинги и др.).

Гиповитаминоз
Под гиповитаминозами понимают состояния резкого (но не полного) снижения запасов витамина в организме, вызывающего появление ряда слабо выраженных симптомов, таких как, например, снижение аппетита и работоспособности, быстрая утомляемость и т.п.

Субнормальная обеспеченность
Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой стадию дефицита витаминов, проявляющуюся в нарушении физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными симптомами.

Классические авитаминозы в настоящее время встречаются крайне редко. Их основными причинами являются глубокие нарушения всасывания продуктов, и в том числе витаминов. Значительно более распространены гиповитаминозы, которые могут возникать у больных детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, при глубоких и длительных нарушениях принципов рационального питания, различных заболеваниях, а также у недоношенных детей.

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности в настоящее время является субнормальная обеспеченность витаминами, которая имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Ее основными причинами служат:

нерациональное вскармливание детей первого года жизни;
нарушения в питании беременных и кормящих матерей;ъ
широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства, хранения и кулинарной обработки;
а также сезонная недостаточность витаминов, которую мы часто наблюдаем весной.
Хотя субнормальная обеспеченность витаминами не сопровождается выраженными симптомами, она значительно снижает устойчивость детей к действию различных инфекций, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления больных детей. Нехватка витаминов может сопровождаться:

появлением раздражительности, головной боли при недостаточности тиамина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина;
кровоточивостью десен при недостаточности витамина С,
сухостью кожи при недостаточности витаминов А и B2 и др.
Откуда взять витамины?
Из пищи! При этом надо иметь в виду, что необходимый для ребенка набор витаминов может поступать в организм только при употреблении в пищу разных групп продуктов, тогда как питание ограниченным набором продуктов даже с очень высокой пищевой ценностью не может обеспечить поступление в организм всего спектра витаминов.

Витаминные продукты
В частности, необходимо указать на распространенное заблуждение и среди населения, и среди медицинских работников, о том, что основным источником витаминов служат свежие овощи и фрукты. Эта группа продуктов действительно служит важнейшим (и практически единственным) источником витаминов С и Р, фолиевой кислоты и b-каротина, однако содержание тиамина, рибофлавина, ниацина — невелико, а витамины B12, Е и D практически отсутствуют. В то же время мясные продукты являются исключительно важным источником витамина B12 и вносят немалый вклад в обеспечение человека витаминами B1, B2, B6. Молоко и молочные продукты поставляют в организм витамины А и B2, злаковые — витамины B1, B2, B6, РР, Е; растительные жиры — витамины Е, животные жиры — витамины А и D и т.д. В связи с этим нужно стремиться к их максимальному разнообразию детского питания.

Витамины в таблетках
Очень часто особенности питания не позволяют полностью удовлетворить потребности во всех витаминах только за счет пищи. В связи с этим желательно дополнительное поступление витаминов в детский организм. Оно может быть обеспечено за счет индивидуального приема детских поливитаминных препаратов. К числу таких препаратов относятся «Пиковит» (Словения), «Поливит Бэби» (США), «ДокторТайсс Мультивитамол» (Германия), которые в течение нескольких лет присутствуют на российском рынке, а также отечественный препарат «Золотой шар» — (сироп с шиповником) и «Алвитил» (Франция).

«Пиковит», «Доктор Тайсс», «Золотой шар» и «Алвитил» представляют из себя сиропы, а «Поливит Бэби» — водный раствор без сахара. Сиропы рекомендуется принимать по 5-10 мл, а «Поливит Бэби» в дозе 1 мл в сутки. Все указанные препараты содержат 8 основных витаминов — А, D3, С, B1, B2, B6, B12 и РР, а также витамин Е (кроме «Пиковита»). Все препараты, кроме «Поливит Бэби», включают также пантотеновую кислоту, а «Алвитил» и «Золотой шар» дополнены биотином.

Также в продаже есть сухие быстрорастворимые концентраты и шипучие таблетки для приготовления напитков. Считается, что они лучше усваиваются организмом, чем таблетки и драже, а, кроме того, отличаются приятным вкусом. Таким образом, вариации в содержании витаминов в жидких поливитаминных препаратах дают врачам и родителям возможность выбора наиболее оптимальных препаратов, в наибольшей степени соответствующих состоянию здоровья и питания ребенка.

Источник

Всегда в тонусе! Проверьте, нужны ли вам витамины и минералы

Физиологически организм человека настроен на большие затраты энергии, к которым были привычны наши предки. Однако с развитием цивилизации энергозатраты современного человека снизились в 2-2,5 раза, а вот есть люди меньше не стали. В мире, полном стрессов, еда — простой способ получить удовольствие.

Чтобы сохранить здоровье, количество потраченных калорий должно равняться количеству полученных. Если это правило не действует, неизбежно накапливаются лишние килограммы, провоцирующие ожирение, атеросклероз, гипертонию и диабет. Поэтому, чтобы не набрать вес, необходимо есть меньше.

Но, уменьшая порции еды, мы неизбежно уменьшаем и количество полезных веществ, поступающих в организм. Это не только витамины, но и аминокислоты, и полифенольные соединения, и биофлавониды. Даже самый правильный рацион (2500 ккал в день) будет отставать от витаминной нормы на 20-30%!

К чему приводит дефицит витаминов и минералов

Чаще всего дисбаланс витаминов и минералов возникает вследствие нарушений в питании — «жестких» диет или несбалансированного питания. Например, при низкоуглеводной диете из рациона исключаются крупы и хлеб — а это главные источники витаминов группы B.

Их дефицит может приводить к серьезным нарушениям со стороны нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем. В первую очередь страдают когнитивные функции: снижается память, ухудшается способность анализировать информацию, появляется постоянная усталость. Настроение портится, даже после 8-часового сна человек все равно просыпается «разбитым», раздраженным и беспокойным.

Причина — гиповитаминоз витамина B1 (тиамина). Физиологическая потребность в витамине B1 для взрослого человека — 1,5 мг/сутки. А тем, кто испытывает постоянный стресс, пьет слишком много кофе и чая, а таких сегодня большинство, тиамин необходим в первую очередь.

У 50-70% населения России отмечается также дефицит витаминов С и B6 (пиридоксин), который в форме кофермента принимает участие в поддержании иммунного ответа, а также участвует в обмене липидов, формировании красных кровяных клеток — эритроцитов. Недостаточное количество витаминов B6 и С может приводить к анемии, частым простудам, снижению защитных сил организма, гингивиту. В среднем в сутки человеку необходимо от 2,1-2,4 мг пиридоксина.

Еще один представитель витаминов группы B — пантотеновая кислота (витамин B5). Недостаточное количество B5 часто проявляется головокружением, головной болью, проблемами с кожей.

Если говорить о дефиците фолиевой кислоты, то ее может не доставать из-за низкого содержания белка в рационе, витамина С, других витаминов группы B (B6 и B12), приема антибиотиков и противозачаточных средств. Взрослым необходимо получать 400 мкг фолатов в сутки. Снижение количества фолиевой кислоты в организме происходит постепенно и проявляется различными нарушениями в работе пищеварительной системы.

Токсические эффекты витаминов и минералов

Кожные заболевания, воспаление поджелудочной железы, обострение желчнокаменной болезни.

Диарея, повышение артериального давления, аллергические реакции, нарушение зрения, головная боль и головокружение, деминерализация костей, увеличивает риск геморрагического инсульта.

Снижение плотности костей, частые переломы, отложение кальция в мягких тканях и органах.

Запоры, спазмы в животе, нарушения в работе сердца, почечная недостаточность, беспричинное снижение веса.

Как обнаружить проблему с помощью лабораторных тестов

Чтобы выяснить, достаточно ли в организме витаминов и минералов, врачи СИТИЛАБ разработали специальный профиль 99-00-801 – витаминный и минеральный комплекс «Источник здоровья». Он входит в серию «Экология жизни».

Исследования, включенные в данный профиль, позволяют одновременно выявить дефицит и/или переизбыток витаминов и минералов. Это поможет своевременно скорректировать нарушения и не допустить проблем со здоровьем. Кроме этого, в профиль включен комплексный анализ крови на наличие тяжелых металлов и микроэлементов, «передозировка» которыми может приводить к ухудшению самочувствия. Расшифровку результатов исследования предоставляет квалифицированный врач.

Источник

Как узнать каких витаминов не хватает в организме ребенка

Витамин А, он же ретинол – жирорастворимый витамин, выполняющий в организме человека, в том числе, и ребенка, ряд важных функций: обеспечение адекватного сумеречного зрения (входит в родопсина – структурного белка палочек сетчатки), развития костей кожи, волос, костей, правильной работы иммунной системы.

При дефиците данного витамина в организме, развиваются симптомы страдания именно перечисленных выше органов и систем.

Каковы же причины дефицита витамина А в организме ребенка?

Прежде всего, это экзогенные причины – нехватка либо полное отсутствие данного вещества в детском рационе, как вследствие непосредственного недополучения определенных продуктов, так и вследствие их неправильного приготовления или хранения. К эндогенным причинам относятся: гельминтозы, заболевания ЖКТ, ведущие к мальабсорбции, онкологические заболевания, врожденные нарушения обмена веществ, нарушение синтеза и выделения желчных кислот, прием антибиотиков и др.

На стадии сниженного количества данного витамина, при так называемом прегиповитаминозе, симптомы неспецифичны, однако может появиться незначительное нарушение суточного зрения. При более выраженном гиповитаминозе А, и тем более, при авитаминозе, гемералопия усугубляется, к ней присоединяется сухость и помутнение конъюнктивы с образованием на ней белых непрозрачных пятен (пятна Бито), размягчение и изъязвление роговицы. Со стороны кожи и слизистых у детей отмечается нарушение процессов ороговения в сторону гиперкератоза, повышенного шелушения, атрофии потовых и сальных желез, эпителиальная метаплазия верхних дыхательных путей (образование участков многослойного эпителия на месте секреторных бокаловидных клеток). Вследствие снижения резистентности организма отмечается склонность к гнойничковым заболеваниям кожи, инфекционным заболеваниям ЖКТ, дыхательной и мочеполовой системы. Поскольку витамин А необходим для нормального роста и развития костной ткани, дети, испытывающие его дефицит, отстают от своих сверстников в росте.

Лечение гиповитаминоза и авитаминоза А заключается в нормализации диеты, коррекции эндогенных причин, приводящих к дефициту, а также в назначении терапевтических доз витамина А.

Суточная потребность витамина А для детей от 3 до 7 лет составляет 400 мкг. Мультивитаминные комплексы для детей «Мультивит Форте» полностью перекрывают эту потребность.

Из клинических случаев вспоминается пришедшая на прием к участковому педиатру девочка 5 лет. Внимание на себя обратила относительная низкорослость ребенка (95 см) при нормальном среднем росте родителей. Девочка состояла на диспансерном учете как часто и длительно болеющий ребенок на протяжении полутора лет, а в последнее время стала жаловаться на снижение зрения, особенно в темное время суток. Объективно отмечалась сухость кожных покровов, гиперемия конъюнктивы, трещины в углах рта.

В общем анализе крови – анемия (гемоглобин 98 г/л), эозинофилия (14%). При обследовании на гельминтозы выявлен аскаридоз.

Девочка прошла курс лечения антигельминтными препаратами, начала принимать витаминный комплекс, включающий витамины А и Е, и в течение нескольких недель состояние ее кожных покровов значительно улучшилось, жалобы на снижение зрения полностью прекратились. Также участковый педиатр отмечает снижение частоты простудных заболеваний у ребенка и ускорение темпов физического развития.
Витамин Е

Витамин Е, или токоферол, также является одним из жирорастворимых витаминов, выполняющих в организме человека важнейшие функции. Является мощнейшим антиоксидантом (участвует в защите клеточных мембран от действия свободных радикалов), обмене селена и аминокислот, содержащих в своем составе серу (цистин, метионин). Также данный витамин участвует в процессах тканевого дыхания и синтезе гема.

Суточная норма витамина Е для ребенка составляет 7 мг. Мармеладные пастилки с витаминами «Умкавит» содержат комплекс жизненно важных витаминов для укрепления иммунитета.

Дефицит данного витамина бывает первичный и вторичный. Первичный гиповитаминоз Е развивается в связи с недополучением данного вещества с пищей (часто встречается у грудных детей на искусственном вскармливании, а при нехватке белка в рационе). Вторичный гиповитаминоз развивается вследствие наличия эндогенных причин, а именно, различных заболеваний, проявляющихся нарушениями пищеварения, синдромом мальабсорбции: целиакия, муковисцидоз, хронический панкреатит, онкологические заболевания, нарушения перистальтики, вирусные, бактериальные инфекции, сахарный диабет.

Для клинической картины у детей наиболее характерно их отставание в росте и развитии, мышечная слабость, снижение тонуса мышц. Вследствие свободнорадикальной атаки на клеточные мембраны, происходит разрешение периферических нервных волокон, что приводит к нарушениям кожной чувствительности, координации движений. Лабораторно отмечается гемолиз эритроцитов, креатинурия.

У взрослых дефицит данного витамина проявляется нарушением деятельности репродуктивной системы.

Как видим, симптомы данного гиповитаминоза малоспецифичны и часто остаются без внимания родителей и даже врачей-педиатров, списывающих данные проявления на основное заболевание. Однако в случае, когда дефицит данного витамина подтвержден лабораторно (у детей – менее 0,4 мг/мл, у взрослых – менее 0,8 мг/мл в плазме крови) необходимо скорректировать диету и назначить терапевтические дозы витамина Е, причем при наличии заболеваний, проявляющихся синдромом мальабсорбции, допускается его парентеральное введение.

Источник

Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы

Проблема дефицита витаминов и/или минеральных веществ у детей не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Именно витамины и минеральные вещества относятся к так называемым микронутриентам, обеспечивающим в человеческом организме множество физи

Проблема дефицита витаминов и/или минеральных веществ у детей не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Именно витамины и минеральные вещества относятся к так называемым микронутриентам, обеспечивающим в человеческом организме множество физиологических функций, сопряженных с деятельностью нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Это обстоятельство объясняет интерес к витаминно-минеральной недостаточности врачей различных педиатрических специальностей: детских неврологов, гастроэнтерологов, диетологов, аллергологов, иммунологов, кардиологов, эндокринологов и др.

Общеизвестно, что вышеперечисленные микронутриенты необходимы для нормального роста и развития детей. Дефицит витаминов и/или минеральных элементов может приводить к развитию специфических болезней (гиповитаминозы и минералодефицитные состояния — дисэлементозы). Большинство этих патологических состояний давно описаны в доступной медицинской литературе [1–5]. Врачам хорошо известны такие гиповитаминозы, как макроцитарная (пернициозная) гиперхромная анемия (дефицит витамина В12 — цианокобаламина), геморрагическая болезнь новорожденных (дефицит витамина К — менадиона), рахит (дефицит витамина D — кальциферола) и многие другие варианты витаминной недостаточности [1–5]. Детским неврологам и неонатологам также знакомо состояние, получившее название «пиридоксин-зависимых судорог» (пароксизмы, вызванные потребностью в витамине В6). Основные клинические проявления при недостаточности минеральных веществ в различные периоды детства также описаны в литературе [1, 4, 5].

К сожалению, приходится признать, что обеспечение поступления в организм всех микронутриентов с пищей остается малодостижимой перспективой. Поэтому необходимые детям витамины и минеральные вещества следует дотировать. Это положение, считавшееся в прошлом дискутабельным, сегодня уже является аксиомой.

Витамины и минералы — важнейшие микронутриенты. Помимо так называемых макронутриентов (белки, жиры и углеводы), для полноценной работы организма необходимы и микронутриенты, к которым относятся витамины и минеральные вещества. Последние в отличие от макронутриентов не обеспечивают поступление пищевой энергии, но обладают целым рядом иных полезных свойств. Так, D. Benton указывает, что обеспеченность микронутриентами необходима для нормального уровня интеллектуального развития у детей [6].

Существуют и другие «непитательные» функции микронутриентов. Так, например, витамин D является гормоноподобным веществом и обладает доказанным иммуномодуляторным действием, а физиологические функции Са настолько многочисленны и связаны со столь многими системами организма (нервной, костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, ферментной, свертывающей, иммунной и др.), что не возникает никаких сомнений относительно эссенциальности последнего макроэлемента.

Витамины. Все витамины (жирорастворимые: А — ретинол, Е — токоферол, D — кальциферол, K — менадион, водорастворимые: B1 — тиамин, В2 — рибофлавин, РР или B3 — никотиновая кислота/никотинамид, B5 — пантотеновая кислота, B6 — пиридоксин, B12 — цианокобаламин, B9 — фолиевая кислота, С — аскорбиновая кислота, биотин — витамин Н) постоянно выполняют в организме конкретные, присущие только им функции. Гиповитаминозы и витаминодефицитные состояния — это специфические проявления недостаточного поступления витаминов в человеческий организм [1, 3, 4, 7, 8].

Детский организм является особенно чувствительным к дефициту витаминов. Помимо изолированных и клинически манифестных гиповитаминозов (цинга, болезнь бери-бери, пеллагра и др.), которые хорошо известны детским врачам, в педиатрической практике нередко встречаются случаи сочетанной витаминной недостаточности, которые проявляются менее специфично. В частности, признаками сезонных поливитаминодефицитных состояний можно считать следующие: повышенная утомляемость или возбудимость, плаксивость, снижение аппетита, нарушения сна и т. д. В ряде случаев признаками сочетанного витаминного дефицита служат снижение в крови уровня гемоглобина, различные изменения слизистых оболочек и кожных покровов, частичное снижение остроты зрения, нарушения нормального функционирования желудочно-кишечного тракта (запоры и т. п.) [7, 8].

Для терапевтического воздействия на ключевые звенья метаболизма обязательным является использование комплекса витаминов группы В.

Известно, что тиамин (витамин В1), никотинамид (витамин РР), рибофлавин (витамин В2), пиридоксин (витамин В6) участвуют в метаболизме аминокислот, углеводов, жиров, в синтезе РНК/ДНК, гемоглобина, ацетилхолина, нейротрансмиттеров, обеспечивают функционирование окислительно-восстановительных реакций.

Пантотеновая кислота (В5) необходима для синтеза гормонов, желчных кислот, холистерола, для поддержания нормальной работы нервных клеток и обеспечения детоксикационных процессов в организме, цианкобаламин (витамин В12) — для синтеза миелина, нуклеиновых кислот и эритроцитов, а фолиевая кислота — для обеспечения функциональной целостности нервной системы, высокого уровня иммунитета, оптимизации процессов деления и роста клеток, их регенерации.

Следует отметить, что для нормальной работы жизненно важных органов: сердца, мозга, печени, почек, для поддержания психического и физического здоровья необходимо введение комплекса витаминов связи с их взаимозависимым и потенцирующим действием.

Препаратом, который отвечает этим требованиям, является Нейромультивит, содержащий витамин В1 в дозе 100 мг, витамин В6 — 200 мг, витамин В12 — 200 мкг.

Препарат назначается предпочтительно в утренние часы по 1 таблетке 1–2 раза в сутки, с учетом возраста и тяжести неврологических нарушений, в течение 1–2 месяцев.

Минеральные вещества. Кудрин А.В. и Громова О.А. подчеркивают, что среди более чем 80 элементов (макро- и микро), обнаруженных в человеческом организме, 15 признаны эссенциальными (среди них Fe, I, Cu, Zn, Se, Mn и др.), а не менее четырех других (Cd, Pb, Sn и Rb) являются «серьезными кандидатами на эссенциальность» [9].

Рекомендуемое суточное потребление минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn, I) представлено в «Нормах физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения» Минздрава РФ и остается неизменным с 1991 г. (как и нормативы потребления витаминов) [10].

Потребление достаточного количества макро- и микроэлементов с пищей и в составе витаминно-минеральных комплексов оказывает выраженное положительное влияние на состояние многих органов и систем человеческого организма.

В свою очередь, дефицит минеральных веществ приводит у детей к выраженным нарушениям со стороны соматического и психоневрологического здоровья.

Так, при рассмотрении макродисэлементозов можно констатировать, что недостаток натрия (Na) сопровождается гипонатриемией и дисфункцией ЦНС, а калия (К) — гипокалиемией, нарушениями проведения нервных импульсов, снабжения головного мозга кислородом, мышечной сократимости и др. (включая специфические изменения на ЭКГ, нефропатию с нарушением концентрационной функции почек и полиурией, вторичную полидипсию и т. д.). Дефицит кальция (Са) приводит к кальциопеническим состояниям, магния (Mg) — к нарушениям со стороны сердечно-сосудистой системы и гипомагниемическим судорогам, а также предрасполагает к повышенной подверженности стрессам, синдрому хронической усталости и головным болям [4, 9, 10].

Дефицит микроэлементов встречается не с меньшей частотой, чем недостаточность минеральных веществ, относящихся к макроэлементам. Хорошо известно, что у детей йодная недостаточность способна приводить к задержке нервно-психического развития и снижению работоспособности, а длительный период дефицита йода (I) в детском возрасте вызывает развитие специфического кретинизма [4, 9, 10].

В свою очередь, дефицит фтора (F) приводит к поражению зубов (зубной кариес, гипоплазия эмали и т. д.) [4].

Недостаточное поступление в организм меди (Cu) сопровождается не только признаками анемии, лейкопении и костной деминерализации, но и снижением показателей иммунного статуса, а также нарушениями формирования коллагена [4, 9, 10].

Дефицит хрома (Cr) нередко приводит к повышенной возбудимости и раздражительности, нарушениям памяти, а также полидипсии. В случаях тяжелой депривации по Cr у детей могут возникать спутанность сознания (различной степени выраженности) и другие нарушения функций ЦНС [4, 9, 10].

Недостаточное потребление железа (Fe) — причина снижения у детей уровня иммунной резистентности; выраженный дефицит Fe проявляется гипохромной анемией, мышечной слабостью, нарушениями вкуса и обоняния, патологическими изменениями структуры волос и ногтей, а также ухудшением сна. Имеются данные о нарушениях психомоторного и интеллектуального развития при недостатке Fe у детей грудного и раннего возраста [4, 9, 10].

При дефиците марганца (Mn) у детей отмечаются недомогание, похудание, тошнота и/или рвота, замедление роста волос (с изменением их структуры и окраски), иногда возникает транзиторный дерматит [4, 9, 10].

Недостаточность никеля (Ni) приводит к нарушениям процессов нормального кроветворения и обеспечения клеток кислородом (O2) [4, 9, 10].

Дефицит бора (B) клинически выражается в нарушениях формирования костной ткани и метаболизма в соединительной ткани. Для недостаточности этого микроэлемента также характерны признаки снижения иммунитета [4, 9, 10].

Недостаточность кремния (Si) в детском возрасте сопровождается нарушениями процессов роста и формирования костей, а также хрящевой и соединительной тканей [4, 9, 10].

Цинк (Zn) и селен (Se) — это микроэлемeнты, которым в настоящее время уделяется особое внимание. Проявления дефицита цинка многочисленны и многообразны, но на первый план выступают признаки снижения иммунитета, нарушения заживления ран, иногда развивается специфическая дефицитарная энцефалопатия; недостаточность Zn может сопровождаться дефицитом Se. Недостаточность Se приводит к снижению антиоксидантной и иммунной защиты, а в регионах, где наблюдается недостаточное потребление этого микроэлемента, отмечается повышенная встречаемость онкологических заболеваний. В настоящее время также не исключается, что дефицит Se является причиной болезни Кашина–Бека [4, 9–12].

Другие элементы (в частности, Mg) также обладают важными доказанными физиологическими функциями, вследствие чего недостаточность по этим минеральным веществам приводит к появлению соответствующих симптомов различной степени специфичности [13]. Нарушения витаминной и минеральной обеспеченности усугубляют течение соматических и неврологических болезней даже при отсутствии выраженного дефицита по этим веществам [1].

Распознавание типичных гиповитаминозов и дисэлементозов обычно не вызывает существенных затруднений в практике детских врачей, но иногда имеют место сочетания витаминной и минеральной недостаточности, которые клинически не столь специфичны и однозначны.

Классическим примером сочетанной витаминно-минеральной недостаточности у детей служит витамин D-дефицитный рахит, который в последние годы в зарубежной литературе принято называть нутритивным, подчеркивая тем самым алиментарную зависимость этой болезни, нередкой у детей грудного и раннего возраста. При этом возраст-зависимом заболевании у детей первых лет жизни отмечаются симптомы поражения не только нервной и скелетной систем, но и многих других органов и систем организма (сердечно-сосудистой, эндокринной, кроветворной, иммунной и т. д.).

Помимо рахита Prince R. и Glendenning P., выделяют целую группу остеопенических состояний с нарушением костного и минерального метаболизма [14]. Подчеркивается, что эти нарушения вызываются как алиментарной недостаточностью микронутриентов, так и генетическими факторами и метаболическими заболеваниями.

Психоневрологические аспекты витаминно-минеральной недостаточности. Выше уже были упомянуты некоторые аспекты взаимосвязи между нервной системой и обеспеченностью детского организма витаминами и минеральными веществами. Роль микронутриентов в формировании когнитивных функций, а также влиянии на поведение и настроение уже может считаться признанной с позиций доказательной медицины (существует представительная группа систематических обзоров, представленная в международной базе данных библиотеки Cochrane). Тем не менее особо хотелось бы подчеркнуть один из актуальнейших аспектов детской психоневрологии, а именно — роль микронутриентов в противостоянии острым и хроническим стрессам различного генеза [15, 16].

Поскольку многие витамины и минеральные вещества являются антистрессорными факторами, препятствующими дезадаптации, то есть одновременно выполняют и роль адаптогенов, то именно эти свойства описываемых микронутриентов нашли применение в современной нейродиетологии [17].

Нейродиетология. Так называется новое направление нейронауки, занимающее промежуточное положение между медикаментозными и немедикаментозными методами лечения и ориентированное на терапию многих болезней нервной системы. Нейродиетология нацелена на качественное и количественное манипулирование составом рационов питания, а также на алиментарную профилактику нарушений со стороны ЦНС и оптимизацию психомоторного, эмоционального и психологического развития детей [17]. Поэтому детские неврологи назначают витаминные, минеральные и комплексные препараты при широком спектре заболеваний центральной нервной системы (эпилепсия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, рассеянный склероз и др.), а также при соматоневрологической патологии [15–17]. К представителям последней, в частности, относятся целиакия (глютеновая энтеропатия) и другие виды пищевой непереносимости, болезнь Вильсона–Коновалова, ювенильный ревматоидный артрит, нейродермит и т. д.

Хотя, как уже указывалось, обеспечить 100%-ное поступление в организм алиментарным путем витаминов, микро- и макроэлементов далеко не всегда представляется возможным, использование моно- или комплексных препаратов на основе эссенциальных витаминов и минеральных веществ является одним из важных «инструментов» нейродиетологии. Именно контролируемое применение описываемых микронутриентов позволяет добиться своевременной профилактики или коррекции изолированной витаминной и минеральной, а также сочетанной витаминно-минеральной недостаточности [1, 4, 5].

Следует отметить, что в настоящее время большинство специалистов склонны признавать полную идентичность натуральных (пищевых) и химически синтезированных витаминов и минеральных веществ, а также отсутствие предпочтительности первых или последних в реализации ими физиологических эффектов в человеческом организме [17].

Витаминные и витаминно-минеральные комплексы. Для профилактики витаминной и витаминно-минеральной недостаточности в России представлен целый ряд отечественных и зарубежных препаратов, которых насчитывается не менее 150. Для детей некоторые компании предлагают так называемые «витаминные линейки», то есть поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы, предназначенные для различных возрастных категорий [3–5, 8, 11, 15, 16, 18]. Вполне естественно, что прием детьми поливитаминных препаратов, не содержащих минеральных веществ, имеет основной целью профилактику и коррекцию витаминной недостаточности, но не минералодефицитов.

В настоящее время пристально рассматривается проблема нежелательного взаимодействия между отдельными витаминами и минеральными веществами. В частности, малосовместимыми считаются такие элементы, как железо и кальций, а витамин С (аскорбиновая кислота) обладает свойством к частичной дезактивации цианокобаламина (витамин В12). При определенных условиях такие эссенциальные вещества, как Cu, Zn, Se, Si и некоторые другие микроэлементы способны оказывать прямое токсическое влияние на детский организм. Существуют и другие виды неблагоприятных взаимодействий между микронутриентами, возникающие вследствие биохимических реакций [15].

Поэтому в настоящее время для избежания проблем нежелательного взаимодействия витаминов и минеральных веществ нередко прибегают к раздельному приему малосовместимых компонентов витаминно-минеральных комплексов. С этой целью многие современные витаминные, минеральные и витаминно-минеральные комплексы состоят не из одной таблетки, а из двух или трех [11]. Указанная практика позволяет добиться увеличения эффективности компонентов витаминно-минеральных препаратов до 50% и соблюдения одного из старейших постулатов медицины «Не вреди!» (Noli Nocere!).

Все витаминные и витаминно-минеральные комплексы для детей обязательно должны быть адаптированы для конкретных категорий пациентов и ориентированы на конкретные возрастные группы [19–21]. Помимо препаратов в виде таблеток, капсул, драже и жевательных пастилок, для детей грудного и раннего возраста предусмотрены жидкие лекарственные формы витаминно-минеральных комплексов (сиропы, суспензии) — с учетом вкусовых предпочтений и функциональных возможностей ЖКТ этих пациентов.

Не следует забывать, что в целях обеспечения плода необходимыми витаминами и минеральными веществами для нормального внутриутробного и последующего постнатального развития в периоды беременности и кормления грудью женщинам показан регулярный и систематический их прием. В России представлен сравнительно широкий ассортимент витаминно-минеральных комплексов, производимых отечественной и зарубежной промышленностью для беременных и кормящих матерей [22].

Регулярное потребление витаминов и минеральных веществ практически всеми возрастными категориями населения в России продолжает оставаться крайне неудовлетворительным. Детским врачам всегда следует помнить о том, что в настоящее время имеются все возможности как для профилактики, так и для коррекции любых форм витаминно-минеральной недостаточности. Игнорирование этих возможностей абсолютно недопустимо и ничем не может быть оправдано.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *