как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе

Как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе

как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. aktiv. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе фото. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе-aktiv. картинка как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. картинка aktiv.

Как узнать старинная икона или нет: 7 подсказок

как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. file.php?avatar=112 1329409430. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе фото. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе-file.php?avatar=112 1329409430. картинка как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. картинка file.php?avatar=112 1329409430.

От возраста иконы во многом зависит ее цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся коллекционеры всего мира. Хотите проверить, насколько старая ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом.

— Подписи на иконе
Иконописцы часто подписывали и датировали иконы. Встречаются иконы с авторскими, владельческими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст.

— Проба и клеймо мастера на окладе
На окладах из драгоценных металлов ставили пробу и клеймо мастера. По ним с максимальной точностью можно определить время изготовления оклада. Но и тут есть нюанс — встречаются иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на старую икону или подбирали готовый.

— Способ обработки доски
На Руси доски для икон вытесывали топором. Только с XVII века начали использовать продольную распиловку бревен. Разные инструменты оставляли характерный след на дереве — по ним и определяют возраст иконы. Но бывало и так, что при поздних поновлениях иконы тыльную сторону доски стесывали, иконописцы писали на старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением под рукой другого инструмента.

— Виды и способ крепления шпонок
С тыльной или торцевых сторон доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разное время использовали разные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были деревянные шипы и кованые гвозди. Позже их вытеснили врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны доски. В XIV–XV веках пазы делали от одного края к другому, но потом они стали короче, а шпонки приняли форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – широкими и плоскими. С конца XVII века в обиход вошли шпонки, врезанные в торцы доски.

— Тип красок
Для написания древнерусских икон использовали темперные краски и только с XIX века в широкий обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону похожей на картину — присутствует тщательная проработка, мазки, подрисовки, тени, полутени.

— Сюжет
К примеру, икона с Преподобным Серафимом Саровским не могла быть написана в XVII–XVIII веках — он был прославлен в лике преподобных только в 1903 году. Иконы Царственных мучеников начали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

— Печать
Напечатанные на бумаге и жести иконы вошли в обиход с XIX века.

Источник

Как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе

От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

Печать

Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века

Источник

Как узнать возраст иконы?

Определить возраст иконы без специальных знаний очень сложно. В этом деле также большую роль играет и опыт. Поэтому список критериев, которые вы найдете ниже, ориентировочный. Он поможет понять схему работу специалиста и самостоятельно уточнить приблизительный возраст святыни. Ведь сложно отказаться от соблазна узнать ценность старинного предмета, оказавшегося в ваших руках.

Основа

В старину образы писали на дереве. Такие иконы датируются XIV — XVII веками. Разброс в три столетия существенный: за это время технологии менялись, что отражалось на внешнем виде реликвий. Именно на тонкости изготовления основы и обращают внимание специалисты.

Грубые края, наличие зарубок — признак старый образ. Такие следы оставались от топора, которым и вытесывали доски для иконописей. Плоские борозды говорят о применении в обработке рубанка, а лункообразные — скобеля. Начиная с XVII века, доски стали изготавливать методом продольной распиловки. Край стал более ровным, без характерных зазубрин, что и выдает в таких иконах реликвии времен правления первого Романова — Михаила Федоровича.

Важно понимать, что оценка возраста по обработке основы может привести к ошибке. Это связано с тем, что иконы обновляли и выравнивали. Поэтому оценивать надо те места иконы, где видна первичная обработка.

С XIX века образы стали делать промышленным способом на металле и бумаге, которую крепили к дереву. К живописи такие работы не имеют отношения и ценность их для коллекционеров минимальна. Чтобы не перепутать настоящий антиквариат со старинной печатью, необходимо посмотреть на икону через лупу. Тонкие линии, оставленные кистью, расскажут, что написанием святого лика занимался художник, а не станок.

Тип красок

Еще один признак старинной иконной живописи — темперные краски. Их изготавливали с использованием куриных яиц, которые смешивали с водой и пигментом. Краски получались жидкими и требовали грунта или левкаса, который клали на холст. Именно левкас и холст служат признаками древней реликвии. Увидеть их можно, если внимательно присмотреться к трещинам и различным сколам краски на полотне. Если за красочным слоем видна лишь доска, то икона была примерно написана в XVIII — XIX веках, когда стали писать маслом по дереву.

Стоит помнить, что существовали школы иконописи, которые раньше других стали использовать масляные краски. Такие работы датируются XVII веком, хотя техника исполнения говорит о более поздних годах. Без помощи специалиста определить возраст в этом случае не получится.

как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. b1. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе фото. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе-b1. картинка как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. картинка b1.

Особенности обратной стороны иконы

Для получения дополнительных сведений об образе антиквары детально изучают его «изнанку». Информация помогает подтвердить или опровергнуть предполагаемый возраст святыни.

Доски, на которых писали лики святых, со временем деформировались. Особенно сильно усушка сказывалась на липе и иве — двух популярных породах в иконописи. Чтобы естественные процессы, характерные для дерева, не сказались на внешнем виде иконы, в досках делали прорези и вставляли в них шпонки в виде узеньких дощечек из более прочных пород.

С лицевой стороны нередко вытесывали ковчег или углубление с рамкой по периметру. Глубина ковчега менялась, как и ширина рамки, форма шпонок и способ их установки. По этим деталям специалисты и устанавливают возраст иконы: для каждого периода характерны свои технологии. Если на шпонках видны отверстия от гвоздей, то примерный возраст образа XIII век. В то время их не врезали, а крепили. Врезать их стали веком позже, а в XV шпонки значительно выступали над доской. О такой дате написания также расскажет и двойной ковчег с лицевой стороны.

Иконописная школа, стиль письма художника

Манера письма икон менялась, как и технологии. Поэтому внимание стоит обратить на особенности изображения лиц святых. До XVII их писали в традиционном стиле с характерными длинными одеждами и умеренным количеством складок. После в письме появляется больше реалистичности.

Влияли на стиль написания и каноны определенных иконописных школ. Для создания фона северные художники нередко использовали голубой и зеленый цвета. Работы московских мастеров выделяются декоративностью и утонченностью.

Отзывы

Быстро рассчитали, с ценой не обманули. По телефону сразу сказали, что за мои брендовые серьги с жемчугом сложно назвать конкретную цену, не видя украшение в живую. Поэтому предложили приехать в офис. На месте уже все посмотрели и назвали цену. Меня устроило, так что я осталась довольна.

Мне надо было продать редкую икону, которая досталась от бабушки жены. Сделал фото иконы, отправил по ватсап. Ответили быстро, назвали цену, сказали, что она не окончательная. Договориться о встрече в офисе не удалось из-за моей занятости. Но менеджер предложил альтернативу — чтобы оценщик приехал ко мне. Для меня был это идеальный вариант. Продажа прошла выгодно, без лишних сложностей.

Единственная скупка, где мне предложили адекватную стоимость за золотые часы. Поэтому рекомендую.

Продавал Голд Антик буддийскую статуэтку. В принципе не думал, что за нее можно выручить хоть какие-то деньги. Но специалист посмотрел и назвал за нее неплохую сумму. Деньги выдали сразу наличкой, ничего ждать не пришлось.

Одинцово, Московская Область

ГолдАнтик порекомендовала знакомая, когда мне понадобилось продать очень старый и редкий фарфор. К работе скупки претензий нет. Специалисты вежливые, грамотные, все объяснили, рассказали, почему такая цена, а не другая. Оценивали фарфор при мне, времени все это заняло немного, рассчитались сразу же. Понравилось, что встречают перед приходом в офис. Мелочь, а приятно. Так что теперь рекомендую я.

Сдавала золотые украшения, доставшиеся от родственников. До этого обращалась в другие лавки, но то пробу неправильно укажут, то цену назовут маленькую. Здесь же таких проблем не было. Оценили как надо, стоимость назвали адекватную. Чувствуется, что работаю профессионалы. Спасибо!

Балашиха, Московская Область

Купили быстро, деньги перевели на карту, хотя предлагали и наличку. Никаких проблем не возникло.

Был проездом в Москве. О встрече договорились заранее, благо на сайте есть онлайн-оценка. Скинул фотографии, буквально через полчаса мне написали на почту и сказали, сколько готовы заплатить. В итоге заплатили чуть меньше, из-за того, что я изначально не так сфотографировал. Но о том, что такое может быть предупредили сразу, так что сюрприза не было. Советую делать качественные фото и обращаться в Голд Антик.

Очень удобный сервис. Вчера отправила фотографии, и вчера же получила деньги. Никакого обмана и попытки специально занизить цену не увидела. Все четко, вежливо и компетентно. Буду вас рекомендовать знакомым.

Все понравилось. Покупают быстро, по нормальной цене. Никаких задержек по времени не было. Во сколько договорились, во столько и состоялась продажа. Смотрят тоже быстро, все объясняют, а не молчат, как в других лавках.

Источник

Как узнать возраст иконы

Старинные иконы на дереве

Подавляющее количество сохранившихся старинных образов составляют иконы на дереве – святыни православия. Они отличаются по возрасту, степени сохранности, размеру и другим параметрам, влияющим на их стоимость.

Существует два вида старых икон на дереве:

как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. 8c4eb66ef3c6711cc008d95432f824c8. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе фото. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе-8c4eb66ef3c6711cc008d95432f824c8. картинка как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. картинка 8c4eb66ef3c6711cc008d95432f824c8.Оба вида пользуются популярностью у антикваров и коллекционеров. За некоторые из них они готовы отдать целое состояние, так как уверены, что со временем цена деревянных образов будет только расти.

Кроме рассмотренных видов, можно назвать еще и венчальные пары, мерные, обетные, семейные, именные. Они различаются по назначению: например, мерные – писались ко дню Крещения ребенка, а обетные – в память о значимом событии или по особому обещанию.

Как устанавливается стоимость икон на дереве?

Рыночная стоимость церковной утвари устанавливается только оценщиками – профессионалами в этой сфере. Прежде чем назвать цены на старинные иконы на дереве, им необходимо определить:

Иконы ручной работы из натурального дерева оцениваются по более чем 15 критериям.

Образы, которые ценятся у коллекционеров

У православных людей, коллекционеров очень ценятся старинные деревянные иконы с образами Господа Вседержителя, Богородицы, Георгия Победоносца и Николя Угодника. Приведем примерный список популярных образов с ценами:

Если у вас есть старинная икона на дереве, то дорого оценить и купить ее могут специалисты салона «Дом Антиквара». Чтобы установить стоимость изделия, достаточно загрузить фото. Оценка будет проведена в режиме онлайн.

Ценность икон

как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. 7548b3870ba660233022954f2169c5d4. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе фото. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе-7548b3870ba660233022954f2169c5d4. картинка как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. картинка 7548b3870ba660233022954f2169c5d4.

Среди сокровищ антиквариата есть такие, ценность которых не ограничивается художественными достоинствами и находится не только в материальной сфере. Конечно, это — старинная антикварная икона.

В конце XIX века в России складываются многочисленные коллекции в том числе и икон. Самые знаменитые из них — коллекции А.В. Морозова, И.С. Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый П.М. Третьяков.

Сюжеты древнерусской иконописи крайне разнообразны. Однако специалисты делят их на две большие группы:

«Портретные» иконы, в свою очередь, делятся по способу изображения фигуры на:

Составить классификацию икон можно по различным признакам. Наиболее часто можно встретить разделение икон по значению: венчальные, именные, праздничные, семейные или мерные.

Семейным называют образ, написанный мастером на заказ и изображающий всех святых, которые покровительствуют членам данной семьи. В православии их называют «святые тезоименитые». И чем больше человек в семье, тем большее количество святых на иконе можно увидеть.

Более того, на ней могут изображаться ангелы-хранители бабушек, дедушек, которых уже нет в живых.

Ценность иконы зависит от ее возраста. Отметим тот факт, что далеко не все написанные иконы представляют собой ценность, тем более если это икона 20 века. Иконы советских времен будут иметь ценность через некоторое время.

Стоит отметить, если на иконе изображено особое религиозное событие, да еще и автором является известный иконописец, то ценность также возрастает. Иконы очень ценятся по школам письма (например, строгановское письмо является достаточно редким).

Сюжет может быть нестандартным и с маленькими картинками по краям (с клеймами).

Огромное значение имеет художественное качество, конфессия – официальное православие или старообрядчество. Тем более если икона написана вручную, а не промышленным способом — она всегда имеет существенную денежную ценность.

Самые дорогие — иконы музейного уровня, XV века и старше, как правило, храмовые, крупных размеров, зачастую развернутых и редких сюжетов, старых иконописных школ: новгородской, ярославской, тверской, московской и т.д.

Известнейшие чудотворные иконы, такие как икона Богоматери Владимирской византийского письма XII века, иконы Андрея Рублёва («Троица», «Звенигородский чин»), могли бы стоить несколько десятков или даже более 100 миллионов долларов.

Встречающиеся на рынке частных сделок и аукционах иконы — это чаще всего предметы XVI века и младше.

Они могут иметь очень разную ценность и стоить от 20–30–50 тысяч рублей (за разрушенные, руинированные иконы или иконы с тотальными поздними записями/поновлениями) до 300–500 тысяч долларов за иконы в хорошем состоянии, известных иконописных школ (строгановской, московской и т.д.

) и мастеров (подписные) развернутого сюжета. Вместе с тем скорописные северные иконы этого же времени не обладают такой ценностью и даже в неплохом состоянии могут стоить 300–400 тысяч рублей.

Если говорить о менее древних иконах, XVIII и XIX веков (а по цене они мало различаются, т.к. их сохранилось достаточно много), хорошего письма и известных поздних иконописных школ, то тут цены могут быть разными (от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов максимум). Критерии оценки схожи на критерии для выбора классической живописи:

Возраст иконы, конечно, важен, но при условии наличия высокого качества письма и неплохого состояния.

Подписные иконы Мстёры начала ХХ века мастеров Гурьянова, Чирикова и др. стоят в диапазоне 30–200 тысяч долларов. В то же время скорописные владимирские «краснушки» того же времени стоят от 1 до 5 тысяч рублей.

Иконы известных иконописных мастерских (Москвы, Невьянска, Сызрани, Ярославля, Санкт-Петербурга, Палеха, Мстёры), в особенности подписные, стоят гораздо дороже икон, написанных где-то в центральной России или Сибири.

Качественно отреставрированная икона в большинстве случаев при прочих равных условиях будет стоить выше, чем нереставрированная икона с существенными утратами.

Большое значение играет сюжет. Более лаконичный образ Вседержителя, Богородицы, Святого Николая Чудотворца либо икона тезоименного святого предпочтительнее сложных многофигурных композиций. В последнее время появился большой интерес к афонским и греческим иконам, так как осенью этого года будет праздноваться 1000-летний юбилей русского присутствия на Святой горе Афон.

В связи с настигшим Россию очередным кризисом наблюдается такая картина: наиболее дорогие и востребованные коллекционерами иконы (от 20–30 тысяч долларов и выше) если и подешевели, то очень незначительно.

Иконы среднего ценового сегмента (от 100–150 тысяч рублей до 20 тысяч долларов) просели в цене (в долларах) на 30–50 %, недорогие иконы (до 100 тысяч рублей) подешевели на 50–60 %. На основе этого вполне можно делать выводы об инвестиционной привлекательности икон того или иного ценового диапазона.

Думаю, что в ближайшие два года такая картина сохранится, а потом, возможно, начнется восстановление до докризисных уровней.

От чего зависит стоимость старинной иконы? Как определить ценность иконы?

Если вы решите продать имеющуюся у вас старинную икону, то первым шагом в подготовке сделки купли-продажи станет определение стоимости изделия.

Советуем доверить оценку антиквариата профессионалам, так как определение реальной рыночной цены требует большого опыта.

Оценщик должен обладать специфическими знаниями не только в сфере искусствоведения, но в области и экономических процессов. Это позволит установить художественную и реальную рыночную стоимость икон.

Критерии оценки икон

Прежде чем установить цену на иконы, оценщики определяют ее подлинность. Это важный этап, и он проводится с применением современного оборудования. В дальнейшем ни один покупатель вашего антиквариата не выскажет претензий по поводу его подлинности. Следующий шаг – определение, сколько стоит икона. Оценка проводится с учетом множества критериев:

· Материалы

Иконописцы свои произведения писали с помощью масла или темперы. Создавали их с использованием сусального золота, серебра, потали (олова, имитирующего серебро). В качестве основы брали жесть или сосновую, кипарисовую или липовую доску. Стоимость старинных икон будет зависеть именно от особенностей этих материалов.

· Возраст

При оценке специалисты учитывают все детали, которые указывают на возраст церковной утвари. Считается, что чем старше антиквариат, тем он дороже. Только профессиональные оценщики знают, что это не так.

Если изображение на древнем изделии не отличается выразительностью и красотой, то по цене оно намного будет уступать варианту, созданному позднее, но имеющему рисунок с выразительными ликами, изысканным письмом и яркими красками.

· Место создания и иконописная школа

Стилистическая выразительность – один из признаков дорогой старинной иконы. Профессиональные оценщики антиквариата очень сильны в искусствоведении и без труда определяют стиль, школу, регион создания. При определении рыночной стоимости они обоснуют, почему установили ту или иную цену на изделия Палех, Невьянск, Мстера, Строгановскую, Холуй.

· Сохранность

Вопрос, сколько стоит икона 19 века или другого периода, немного однобокий. Необходимо учитывать не только время создания, но и сохранность. Порой древние иконки из-за плохого состояния проигрывают более «молодым» изделиям, которые отличаются отлично сохранившимся внешним видом.

Хорошо сохранившееся изделие обладает:

Профессиональную оценку вы можете доверить специалистам «Дома Антиквара». Они кроме перечисленных выше критериев, учитывают и дополнительные факторы:

Как заказать оценку и экспертизу ценности иконы?

Обратившись в салон «Дом Антиквариата», вы можете заказать предварительную онлайн-оценку антиквариата. Она необходима для того, чтобы определить ее подлинность, художественную и примерную рыночную стоимость. Для заказа услуги необходимо на сайте загрузить одно или более фотографий. Оценка будет проведена в короткие сроки, и специалисты компании свяжутся с вами в ближайшее время.

Деревянная основа иконы

как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. d8dd63d385b860426676283e9e45ad1a. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе фото. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе-d8dd63d385b860426676283e9e45ad1a. картинка как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. картинка d8dd63d385b860426676283e9e45ad1a.

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу.

Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями.

Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений.

Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.

Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом.

Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках).

При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды.

При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью.

Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности.

На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы: 1 — поле, 2 — лузга, 3 — ковчег, 4 — паволока,

5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки.

Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей.

Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого.

Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см.

Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски.

В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками.

Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет.

Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами.

Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках.

Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).

Поперечный разрез иконы: 1 — доска, 2 — проклейка, 3 — паволока, 4 — левкас, 5 — красочный слой,

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов.

С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом.

Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты.

В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.

Икона. Кравченко А.С. М., 1993

Как определить ценность иконы? Узнать какая цена иконы

Многие верующие люди хотели бы иметь в себя дома несколько самых важных и необходимых икон. На сегодняшний день выбор образов так же широк, как велико количество месте, где их можно купить.

В этой статье хотелось бы дать актуальный ответы на вопрос о том, где купить православные иконы, можно ли приобретать образы в Интернете, можно ли приобрести чудотворные православные иконы и так далее.

Иконописное искусство существует с незапамятных времен. Мастера разных времен постигли множество техник, отчасти благодаря чему сегодня иконописное искусство привлекает внимание не только верующих, но и коллекционеров антиквариата.

Не будем увиливать от вопроса и скажем напрямую, что цена иконы, как ее определить – именно это часто интересует владельцев таких древностей. Это достаточно сложный процесс, в котором иногда участвует целая команда профессионалов. Первая задача, которая стоит перед ними – это определение подлинности иконы, а затем сравнение ее с другими образцами на рынке и оценивание.

С какой целью определяется цена иконы?

Иногда стоимость такой древности достигает фантастических значений, поэтому людей интересует – зачем оценивают иконы? Это можно сделать с такой целью:

Определение стоимости образа – дорогостоящая процедура и далее Вы узнаете, почему.

Цена иконы: как ее определяют —

Оценивание образа происходит в несколько этапов. Первый из них – это определение подлинности. Вероятно, это одна из наиболее дорогостоящих частей оценивания.

Дело в том, что подделки высокого качества бывает определить очень трудно. Какая-то часть иконы может быть написана в древности, а некоторые недостающие фрагменты доделаны гораздо позже. Искусные шарлатаны-художники применяют десятки разнообразных методов для того, чтобы нарисованный ими образ казался более древним.

Помочь разобраться в этом вопросе может только физико-химический лабораторный анализ, который стоит немало и необходим для определения точного возраста иконы.

Перед его проведением мастер по оценке осматривает образ, изучает под микроскопом, исследует саму краску, основу, грунт. Такое изучение образа абсолютно безопасно и неинвазивно.

Когда все исследования проведены, оценщик или группа могут предоставить Вам исчерпывающую информацию в отношении стоимости образа.

Отметим, что получить полный и точный ответ на вопрос о ценности образа можно только в том случае, когда икона представлена вживую.

Никакой профессионал не сможет ничего сказать, глядя только на фото образа.

Такое возможно лишь в том случае, когда есть много списков одной и той же иконы и перед оценщиком один из них – тогда действительно можно сделать предварительное заключение по фотографии.

Заказывая оценку иконы, люди интересуются тем, что входит в ее стоимость и какие ответы будут получены после проведения.

Все эти факторы вместе влияют на стоимость образа. А если у образа имеется еще и оклад, то он будет оцениваться дополнительно, отдельно от самого образа. Он может быть выполнен из золота или серебра.

Немаловажным, но не включенным в список выше, является сюжет. Есть образа, которые пишут довольно часто, а есть редкие сюжеты, за что могут докинуть стоимости образу.

Побольше денег может получить владелец чудодейственной или миротворящей иконы, которая владеет чрезвычайными способностями.

Ценность образа с художественной и рыночной стороны —

Есть две точки зрения при определении стоимости образа. Это его художественная и рыночная стоимость. Вас интересует только вторая. То есть, Вы оцениваете для того, чтобы узнать, за какие деньги можно ее продать (застраховать, заложить и т.д.).

Оценка художественной ценности образа не даст объективной информации о стоимости образа, поэтому не имеет значения.

Лучше всего доверить оценивание образа людям, которые занимаются антиквариатом и понимают все тонкости этого дела.

Как продать образ?

Чтобы законно продать икону и при этом не напороться на мошенников, можно сделать это через магазин антиквариата, который возьмет процент или установленную плату за посреднические услуги.

Также можно продать образ через реальный или онлайн—аукцион.

Если Вы не собираетесь продавать, а покупать икону, то оценка необходима. Также нужно выяснить, в каких условиях хранился образ, насколько он ветхий, транспортабельный.

Год за годом популярность старинных икон растет и все больше людей стремится стать владельцами такой древности.

Как узнать, сколько лет иконе?

Иконопись существовала еще тысячу лет назад. Это одно из древнейших направлений искусства. Часто иконы становятся манией и их начинают коллекционировать, а наиболее важной составляющей иконы является ее возраст, который можно определить следующими способами.

Первый метод — обратиться в специализированную иконописную мастерскую вашего города. Мастера с большим опытом работы, разбирающиеся в данной отрасли, быстро смогут рассказать о вашей иконе — возраст, автор работы, состояние.

При желании можно это сделать и самому — обратите внимание на основу реликвии, если работа очень старая, скорее всего она будет изготовлена на дереве.

Хотя тоже не факт, ведь современные авторы научились очень хорошо подделывать иконы, поэтому их весьма трудно отличить от оригинала.

Если она действительно будет написана «под старину», отличить копию у вас почти нет шансов, если вы ничего не понимаете в живописи и религиозной культуре.

Если икона изготовлена в 19-20 веке, основа ее скорее всего будет из жести. На торец должно быть название фабрики, по которому и нужно установить возраст реликвии. Такая икона не предоставляет никакой художественной ценности, она интересна лишь как культурное наследие.

Возраст иконы можно определить и по стилю работы мастеров. Если вы хорошо с ними знакомы, определить иконописца и, соответственно, дату написания не составит труда.

Также на обратной стороне реликвии могут быть оставлены различные зарубки. Их делали мастера, чтобы не забыть, кто заказчик, что нужно изобразить на иконе, сколько времени есть на исполнение заказа.

Конечно, самым главным источников информации о том, когда была написана икона является техника нанесения краски, так как в каждом столетии она была уникальна.

Ну и разумеется, в разные эпохи по-разному изображали лики святых, используя определенные манеры исполнения.

Если вы заинтересовались иконописью, продолжайте разбираться в данной теме и, обязательно,используйте словарь искусствоведа.

Помогите опознать икону

как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. 0762c19b12a08a9a5ac17f4b11603900. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе фото. как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе-0762c19b12a08a9a5ac17f4b11603900. картинка как узнать какого года икона божией матери на деревянном каркасе. картинка 0762c19b12a08a9a5ac17f4b11603900.

Здесь публикуем информацию о старинных иконах, ценность и подлинность которых их владельцы хотели бы установить. Контакты с владельцами — под фотографиями икон. Пишите, кто может помочь.

Продается старинная икона целителя Святого Пантелеймона. Размер 61х89х3. Находилась на алтаре Хонхолойской церкви Мухоршибирского района Республики Бурятия, до ее разрушения коммунистами в 1937 г.

Была выкрадена богопослушной женщиной ночью из ямы, в которой утром были сожжены другие иконы из этой церкви. На иконе имеются характерные повреждения у глаз (судя по всему их кололи те, кто разрушали церковь), а также следы нагрева краски от близко стоящей свечи. Икона находится в городе Улан-Удэ.

Контактный телефон продавца 89021-677-207. Андрей. (Это сообщение пришло на сайт в августе 2010 года).

Старинные иконы, книги

Пишите vad1vit@yandex.ru, телефон +38-067-573-25-49. Слова и Речи Никанора.

Помогите опознать икону! Пишите h8-25@yandex.ru.

У бабушки случайно обнаружила икону…как узнать хотя-бы примерно какого года она… заранее благодарна. Пишите schwarzer.nataly@hotmail.com

Помогите опознать икону, определить ценность, подлинность.

Кто что знает и может помочь — пишите по адресу — elena_over4enko@mail.ru, Елена.

Задняя сторона доски.

Я нашел в своем старом доме икону или что от нее осталось. Икона нарисована на выпуклой доске она была подвержена сырости и часть иконы осыпалось. И мне бы хотелось узнать стоит ли ее восстанавливать и скока мне это обойдеться. да и хотелось бы узнать что это за икона.

E-mail: fenix81@mail.ruТелефон: +79212928170, Александр

В левой руке развёрнутый свиток со словами про Богородицу (по словам батюшки что-то относящееся к Рождеству).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *