как узнать какой банк внес в черный список
Есть ли у банков «чёрный список» клиентов, и что делать, если вы в него попали?
Вы обратились за кредитом, но банки один за другим присылают отказ? Вроде бы другим заёмщикам со сходным положением займы оформляют, а вам даже не говорят причину отказа. Может, всему виной «чёрный список»? Рассказываем, как быть, если вас зачислили в списки ненадежных клиентов.
Есть два вида «чёрных списков», и мы разберём их поподробнее.
Внутрибанковские списки
У крупнейших банков такие списки наверняка есть. Фото: life.ru
Касается это как граждан, так и организаций.
Критерии занесения в такие списки каждый банк определяет самостоятельно, поскольку законом они не предусмотрены. Кстати, их может и вовсе не быть у конкретной кредитной организации, поскольку она посчитает, что информации из бюро кредитных историй (БКИ) и других открытых источников ей достаточно, а клиентов не так уж и много.
Как получить информацию из такого списка?
Если это списки из клиентов, то никак. Причина ясна и однозначна – кредитору необходимо соблюдать банковскую тайну. Её смысл сводится к тому, что кредитные организации не имеют права разглашать информацию о своих клиентах, об их операциях и сведения об их счетах. Такие списки составляются исключительно для внутреннего пользования и ведутся по большей части в дополнение к информации бюро кредитных историй, для облегчения рассмотрения заявок и взаимодействия с клиентами.
Как быть, если у вас подозрения, что вы в «чёрном списке»?
Вести диалог с банком, если он просит предоставить дополнительные документы, отвечать максимально полно, достоверно, быть готовым письменно или устно обосновать финансовый смысл операций. Иными словами, придётся доказывать банку, что ваша деятельность теперь максимально законна и открыта.
Списки террористов
Тех, кто хоть как-то связан с ними, в банках быстро вычисляют. Фото: life.ru
Здесь ситуация более серьёзная. Наше государство уже более десяти лет строго контролирует вопросы движения финансовых средств и предотвращает легализацию денег, полученных преступным путём. Как мы знаем, банковская деятельность, как непосредственно связанная с финансовыми потоками, в этом плане очень зарегулирована и подконтрольна.
Для банков и иных финансовых структур самым «страшным» законом является закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Именно он предписывает банкам строго контролировать операции своих клиентов, о подозрительных и незаконных сообщать в специальный орган – Росфинмониторинг. За нарушение этих обязанностей банку грозят суровые наказания вплоть до лишения лицензии.
Проще в них не попадать. Росфинмониторинг исключает из списка в строго опредёленных случаях, например, отмены судебных актов, приговоров, международных списков террористов и т. д.
Как мы видим, для большинства граждан и бизнеса эти списки не страшны, должно быть достаточно серьёзное основание и факты реального отмывания денег в крупных размерах и финансирования терроризма. Но знать об их существовании не помешает.
Если попал в список, то всё пропало?
Банки не примут раскаяние в финансировании терроризма. Фото: dela.ru
Чтобы выбраться из списка террористов и экстремистов, придётся реабилитироваться через судебные процедуры, на них мы не будем останавливаться.
Попадание во внутрибанковские служебные базы не влечёт однозначных негативных последствий. Возможно, сотрудники будут более пристально относиться к взаимодействию с клиентом и оформлению документов, проверки будут более тщательные и скрупулёзные, у вас запросят дополнительные документы, пояснения и т. д.
Многие считают «чёрным списком» свою плохую кредитную историю. На самом деле, это не так. Порядок составления, ведения этих баз и работы с ними совершенно иной.
Кстати, присутствует мнение, что если попросить банк внести себя или кого-то еще в «чёрный список», то это убережёт человека от оформления ненужных кредитов. Во-первых, банк не разглашает такие базы и не работает со сведениями, полученными от третьих лиц, да и цель таких списков совсем другая. Во-вторых, механизм защиты от мошеннических кредитов ещё только разрабатывается. Есть законодательная инициатива о том, что гражданин может отказаться от оформления кредитов на его имя. Но пока проект не стал законом, механизм таких отказов не урегулирован.
Выйти из черного списка
У банков есть черный список. Если банк отказал в счете или переводе со счета, компания оказывается в специальном списке. Компании называют его «черным». Сегодня разбираемся, что это такое и как из него выйти.
Мы написали серию статей о 115 ФЗ. Начало истории — в статье «Новые правила проверки».
Что за «черный список»?
Есть 115 ФЗ. Это закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Закон борется с темным доходом — от терроризма до обналичивания.
По 115 ФЗ банки обязаны помогать выполнять закон. Для этого они проверяют компании на двух этапах: когда компании открывают счет и когда работают со счетом.
По итогам проверки банк вправе отказать в счете, переводе денег со счета или расторгнуть договор в одностороннем порядке. Во всех случаях клиент оказывается в спецсписке банков или «черном списке». Какие компании вошли в список — знают все банки.
Для борьбы с обнальщиками банки могут блокировать доступ к личному кабинету или снижать лимиты на переводы физлицам и снятие наличных. Всё это — не причина для черного списка. Если такое случилось с компанией, компания не оказывается в списке.
То же самое с блокировкой счета из-за налогов. Бывает, компания недоплатила налоги или вовсе просрочила, тогда налоговая блокирует счет. Несмотря на блокировку, компания не попадает в черный список.
Чем грозит список?
Нет закона, который обязывает банк не работать с компаниями из черного списка. Каждый банк сам решает, как его использовать. Например, может считать список подсказкой присмотреться к компании, а может — причиной не открывать счет.
Одного списка для отказа мало. Центробанк опубликовал письмо, где прямо об этом говорит: появление компании в черном списке — не повод для отказа в счете или переводе.
Черный список — не причина для отказа, письмо ЦБ
Если клиент пожалуется в ЦБ или подаст в суд, банк не сможет использовать список как аргумент в духе: «Раз компания в списке, значит, она точно мошенничает, и я вправе не открывать счет». Банку придется доказывать, что он прав и принял решение на основе многих критериях, а не только из-за списка.
Как попадают в список?
На список работают банки, Росфинмониторинг и Центробанк. Цепочка длинная, вот как она выглядит, если банк отказывает в переводе:
банк отказал в переводе
передает информацию Росфинмониторингу
Росфинмониторинг собирает сведения от всех банков и пакует в единый список
передает список Центробанку
Центробанк рассылает список банкам
В списке — название компании и реквизиты. Банки не знают, кто внес компанию, но знают, на каком этапе. В этом помогают коды отказа: есть код отказа в счете, переводе и код расторжения договора.
Центробанк рассылает список каждый день, обычно после трех дня. Мы не знаем, как быстро Росфинмониторинг сводит данные от банков. Есть предположение, что с момента отказа компания окажется в списке через день-два.
За отказ в счете можно оказаться в списке?
Банк не открывает счет, пока не проверит компанию. Главная цель проверки — убедиться, что клиент ведет настоящий бизнес, а не зарабатывает на обналичивании незаконных денег. Если банк сомневается в компании, он отказывает в счете.
Не любой отказ приводит к черному списку. Чтобы оказаться в списке, надо получить отказ после того, как компания подпишет официальный документ на счет. Сейчас это бумажное заявление:
Подать заявку на счет и попробовать банк можно без бумажного заявления. Есть банки, которые регистрируют в два этапа: сначала на сайте, а потом — с заявлением. Такое есть в Модульбанке. Клиент регистрируется и получается реквизиты расчетного счета, а потом открывает счет по бумагам, и об этом уходит уведомление в налоговую.
Так вот, если банк отказал на этапе регистрации на сайте, это ничего. Компания не попадет из-за этого в черный список.
Не все банки открывают счет в два этапа, есть такие, кто принимает только бумаги, без регистрации на сайте. Если есть опасения из-за отказа, надежнее заранее узнать об этом, а еще лучше — подготовиться к проверке. Мы об этом написали целую статью на Деле — «Банк не открывает счет».
Кажется, я в списке. Как узнать причину?
Если банк отказал в счете или переводе, компания вправе спросить о причине, а банк обязан ответить.
В законе нет требований к формату ответу. Судя по всему, это зависит от банка. Мы не знаем, как банки будут отвечать, но есть предположение — банки расскажут только об открытых причинах.
О причинах отказа — в статье «Банк не открывает счет»
У банков есть открытые и закрытые причины. Открытые — это причины из открытых источников: сайта налоговой, миграционной службы и службы приставов. В таких источниках банк проверяет, например, нет ли регистрации на массовом адресе или сколько исков против компании.
Нельзя сказать наверняка, но думаем, что стиль и уровень подробностей в причинах будут, как в справочнике Росфинмониторинга.
Справочник — это код отказа и его расшифровка. Банки используют коды, когда сообщают Росфинмониторингу об отказе. С их помощью Росфинмониторинг понимает, что вызвало подозрение у банка. Пока Росфинмониторинг никуда не передает эти коды, в черном списке их нет.
Банки не обязаны использовать формулировки из справочника, но чтобы вы были готовы, показываем пример:
Кроме открытых причин есть еще закрытые. О них банки узнают от своих секретных источников, их может пять или пятьдесят, это зависит от банка. О закрытых причинах банки подробно не говорят, чтобы не помогать компаниям с сомнительным бизнесом.
С поправками в 115 ФЗ банки обязаны рассказывать причину отказа, но раз нет требований к формату ответа, могут ответить коротко:
«Операции по вашему счету нарушают требования 115 ФЗ».
Если компания может быстро исправить причину, возможно, банк о ней скажет и поможет решить:
«Ваши платежи вызывают подозрение. Пожалуйста, покажите договоры, по которым платите. Мы всё проверим еще раз».
Даже если банк называет только открытую причину, это тоже полезно. Так можно понять, что не так, и исправить. Вот что говорит Модульбанк:
Некоторые банки и без поправок в 115 ФЗ раскрывают открытые причины, потому что они помогают исправить проблему, при этом банки не выдают секреты. Но теперь отвечать обязаны все банки.
Как выйти из списка?
Единый список заработал в июне 2017 года и в конце года появился план, как из него выходить. Сначала Центральный банк опубликовал рекомендации, а потом включил их в 115 ФЗ.
Благодаря рекомендациям ЦБ, у банков появилось право пересмотреть решение и отозвать отказ, но банки могли не пользоваться им. С марта 2018 года это не право, а обязанность.
По новому 115 ФЗ компания вправе доказать банку, что с ней всё в порядке. Доказывать надо с помощью документов. В законе нет требований к документам, компания сама решает, что присылать. Задача — показать, что компания существует, работает с настоящим бизнесом, без обналичивания незаконных денег.
Если банк отказывает в переводах со счета, обычно он запрашивает документы, чтобы разобраться. Вдруг компания только выглядит подозрительно, а так всё в порядке. Вот что можно прислать:
Компания и без поправок могла прислать документы о себе, если хотела доказать, что всё в порядке — такого запрета нет. Зато теперь банк обязан их принять, проанализировать и дать ответ. Для ответа есть срок — десять рабочих дней. За это время банк должен разобраться с документами и решить, отказывать компании дальше или нет.
Возможно, после второй проверки банк убедится, что у компании настоящий бизнес и нет причин для отказа. Тогда он обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг, а Росфинмониторинг — убрать компанию из списка.
Если банк после второй проверки отказал, а компания с ним не согласна, она вправе пожаловаться Центробанку. Для этого компания подает текст жалобы на банк и документов о себе. ЦБ это всё собирает, а еще запрашивает объяснение от банка, почему тот отказал компании. У банка на ответ — три рабочих дня.
ЦБ не просто принимает документы от компании и банка, он сам их проверяет и решает, оставлять компанию в списке или убирать. У ЦБ на решение — двадцать рабочих дней.
Для анализа жалоб ЦБ создает спецкомиссию. Пока нет сведений, как пожаловаться этой комиссии, может, появится отдельный адрес или телефон. А может, останется способ, который действует сейчас:
В законе нет срока, как быстро Росфинмониторинг обязан исключить компанию из списка. На всякий случай лучше закладывать два месяца — это время займет повторная проверка в банке и ЦБ, если понадобится.
Если банк отказал в счете или переводе, разбираться с отказом лучше сразу. Только этот банк сможет исключить компанию из списка, поэтому неважно, сколько банков согласились работать с компанией, она всё равно останется в списке. И она там будет, пока банк с отказом не отзовет его.
Сервис «Белый бизнес» Модульбанка
Чтобы не тратить время на разбирательства с черным списком, надежнее посмотреть критерии, по которым банк оценивает компанию и постараться их придерживаться. В критериях можно разобраться самим, для этого мы написали серию статей на Деле.
А можно самим ничего не делать и подключить Белый бизнес Модульбанка.
«Белый бизнес» — это сервис, который помогает избежать отказа банка. Для этого он анализирует налоговую нагрузку, переводы физлицам, деловую репутацию партнеров — всего семнадцать критериев.
По итогам анализа компания получает рекомендации: сколько доплатить налогов, какие партнеры могут вызвать подозрение у банка, что не так с переводами или остаток на счете:
«Белый бизнес» могут подключить любые компании и ИП, для этого необязательно быть клиентом Модульбанка. Пример отчета и рекомендации — на странице о сервисе.
Короче
Что надо знать
Компания оказывается в списке, если банк отказал в счете, переводе или расторг договор
Какие компании в списке, знают все банки, ЦБ и Росфинмониторинг
Нет закона, который запрещает банкам работать с компанией из черного списка
Как выйти из списка
Доказать, что с компанией всё в порядке. Для этого надо передать банку декларацию, платежки с оплатой налогов, договоры с партнерами. Банк проверит документы и решит — снимать отказ или нет
Пожаловаться ЦБ, если банк повторно отказал
Подождать исключение из списка. Если ЦБ или банк решат отозвать отказ, они передают решение Росфинмониторингу и он исключает компанию из списка
Вы попали в черный список банков. Как из него выйти?
Согласно официальному отчету Росфинмониторинга, в 2017 году банками было принято 620 000 решений об отказе в заключении договора обслуживания и в проведении операций. Предприниматели продолжают попадать в так называемый черный список, что вызывает напряжение и беспокойство в бизнес-сообществе. К тому же недавно появилась информация о скором появлении нового черного списка.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, который направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, обязывает банки проверять компании при открытии счета и в процессе их работы с этим счетом. Если в результате проверки банк подозревает клиента в неблагонадежности, то он вправе отказать ему в заключении договора банковского обслуживания, блокировать проведение операции или расторгнуть договор банковского обслуживания.
Информацию о подозрительной компании банк передает в Росфинмониторинг, который и занимается формированием черного списка. Он обязан передавать этот список в Центробанк. Последний, в свою очередь, делится сводной информацией о сомнительных компаниях со всеми банками, как бы предупреждая их о возможных проблемах с клиентами из списка.
Таким образом, компания с подозрительным «резюме» попадает в черный список, который становится доступен всем банкам (Положение ЦБ от 30.04.2018 № 639-П).
Как вы можете попасть в черный список
Нахождение клиента в списке — это не черная метка, предупреждает заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин. Это просто некая информация для другого банка, которая должна использоваться для оценки риска того или иного клиента. Например, они вправе не открыть счет подозрительному клиенту, а могут просто детальнее проверить его.
Чтобы понять, по каким причинам предприниматели попадают в черные списки, достаточно заглянуть в Методические рекомендации ЦБ РФ № 18-МР и № 19-МР от 21.07.2017.
Так, например, в Методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР сформулировано 10 критериев для определения неблагонадежности клиентов. Причем уточняется, что такие клиенты обладают, как правило, двумя или более признаками:
Также рекомендации по выявлению неблагонадежных клиентов содержатся в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 № 18-МР. Под неблагонадежными в этом документе понимаются юрлица, по банковским счетам которых операции либо продолжительное время (в среднем три месяца) не проводятся, либо проводятся, но в незначительных объемах. Впоследствии счета начинают активно использоваться для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и необычный характер, без очевидного экономического смысла и законной цели.
Речь идет о совокупности следующих признаков:
Клиенты, о которых говорится в методических рекомендациях, обычно обладают двумя или более нижеследующими признаками:
Стоит изучить и те признаки, которые приводятся в более раннем документе – Методических рекомендациях ЦБ РФ от 02.04.2015 № 10-МР.
Благодаря комплексу мер по устранению номинальных юридических лиц в 2017 году, по данным Росфинмониторинга, удалось пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб.
В 2016 году на 24% возросло количество решений об отказе в регистрации юрлиц. За полтора года из ЕГРЮЛ исключено около 1 млн юрлиц.
Количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума: по состоянию на 1 июня 2018 года их 7,3% от общего числа юрлиц.
Комплекс мер, которые осуществляет государство по устранению номинальных юридических лиц:
Реабилитация компаний, попавших в черный список банков
Как показала практика, некоторые банки стали формально относиться к критериям неблагонадежности. Это привело к тому, что к октябрю 2017 года, с начала года, банки заблокировали около 500 000 счетов предпринимателей (данные общественной организации «Деловая Россия»).
В ноябре 2017 года заработал механизм реабилитации добросовестных клиентов, попавших в черный список по ошибке. По словам заместителя председателя Центробанка Дмитрия Скобелкина, чтобы выйти из черного списка, клиенту нужно обратиться в банк, где специальная комиссия или специально назначенные должностные лица рассматривают претензии, связанные с вопросами ограничения в обслуживании. Однако сразу же стало возникать много вопросов о том, как именно этот механизм работает. Он явно нуждался в проработке.
30 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ, который внес поправки в «антиотмывочный» закон. Они, в частности, внесли коррективы в процесс выхода из черного списка банков и фактически создали систему двухуровневой реабилитации банковских клиентов. На первом уровне банк проверяет клиента и, удостоверившись в том, что он попал в черный список случайно, устраняет основания для включения его в список и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг.
Если банк отказывается пересматривать решение, клиент может воспользоваться вторым уровнем реабилитации — обратиться в Центробанк, который на комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление клиента.
Как поэтапно выглядит механизм реабилитации:
В июне 2018 года Госдума внесла законопроект № 492235-7, предлагающий обязать банки предоставлять письменный мотивированный отказ в открытии счета (поправки в ст. 846 и ст. 859 ГК РФ). Причем этот отказ может быть обжалован в суде.
На днях Центробанк выпустил Информационное письмо от 12.09.2018 N ИН-014-12/61, в котором, в частности, говорится о порядке информирования клиентов финансовых организаций о причинах отказа.
Как выйти из черного списка банков: необходимые документы
Законодательно список документов, которые необходимо предоставить банку для выхода компании из черного списка, не установлен. Поэтому компания сама вправе решать, как и с помощью чего доказывать легальность своей деятельности. В ряде случаев банк подсказывает, какие именно документы нужны. Например, он может запросить налоговую декларацию и некоторые другие документы, если отказывает в переводах со счета.
Если с банком так и не удалось решить проблему по исключению компании из черного списка, придется обратиться в Центробанк с соответствующим заявлением (требования к заявлению). Вы можете отправить заявление почтой или через интернет-приемную Банка России. Опишите сложившуюся ситуацию в свободной форме, укажите, когда и к кому вы обращались (ФИО сотрудника банка, его должность).
На руках нужно иметь:
Что известно о новом черном списке банков
Центробанк опубликовал проект указа, который вводит порядок информирования банками регулятора о несанкционированных переводах со счетов их клиентов. Он создан с целью исполнения Федерального закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ о защите средств клиентов банков от хищений, который вступит в силу 26 сентября 2018 года. То есть на этот раз будет создан черный список дропперов.
Документ примечателен тем, что:
Алгоритм взаимодействия кредитных организаций с Центробанком, который предусматривает проект указа, довольно прост. При выявлении подозрительной операции банк передает в Центробанк номер карты, электронного кошелька, мобильного телефона или счета получателя средств. Центробанк запрашивает у банка данные паспорта и СНИЛС для идентификации получателя. Далее Центробанк обобщает и доводит до всех кредитных организаций информацию о лицах, на счета которых был осуществлен вывод денег. Банки, которые «вычислят» дропперов среди своих клиентов, будут ограничивать им перевод денежных средств и снятие наличных.
У вас заблокировали счет? Разберемся в ситуации и поможем с разблокировкой
Эксперты не сомневаются, что в новый черный список банков снова могут попасть добропорядочные компании и физлица, как это уже было в прошлом году, когда вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Один из сценариев-ловушек может быть таким: хакер обращается с просьбой к знакомым, чтобы они получили деньги на свои карты, при этом знакомые не догадываются об источнике происхождения денег.
Экспертов беспокоит и тот факт, что в проекте указа не прописано право на реабилитацию. Кроме того, добропорядочные компании могут не догадываться о своем присутствии в черном списке. Возникнет угроза новой массовой блокировки счетов клиентов банков.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Черный список в банках
Черный список в банках или стоп-лист – это не миф. Кредитные компании действительно создают базы данных клиентов, которые вызывают сомнения или нарушают договорные обязательства. Причины попадания в такие списки в чем-то схожи, а чем-то отличаются для физических и юридических лиц. Также отличаются и пути исключения из числа неблагонадежных.
На кого заводят черный список в банках, как в него не попасть и что сделать, чтобы из него выйти тем, кто все-таки в него угодил, расскажет Бробанк.
Что такое «черный список»
Черный список банка – это база клиентов, которым банки отказывают в обслуживании, так как их подозревают в совершении мошеннических сделок или нарушении закона. Информация в этом списке строго конфиденциальна. Другим лицам персональные сведения из него не передают.
У каждого банка свои критерии, внесения в черный список, поэтому определить причину довольно сложно. Кроме этого, ненадежный клиент может попасть даже в несколько списков в зависимости от того, какие услуги ему оказывает банк, или как взаимодействуют банк и клиент.
Клиент может попасть в черный список банка не только при возникновении нарушений. В него могут занести даже тех, кто вызывает подозрение службы безопасности или специалистов банка.
Например, заемщик регулярно берет кредиты и погашает их в течение короткого периода или вступает в постоянные споры с банком по каким-либо аспектам. Таких клиентов тоже могут включить в базу данных. Скорее всего, при очередном обращении, банк откажет в выдаче займа, потому что задача кредитора получить прибыль, а с таким заемщиком невыгодно сотрудничать. А с теми, кто слишком глубоко копается в сути или создает конфликты, банки тоже предпочитают не связываться.
Варианты черных списков
Клиенты могут попасть в разные черные списки:
Клиент может быть только в одном или во всех списках одновременно.
Как физлица попадают в черный список банка
Главные критерии для внесения в черный список банка:
Любая из этих причин приведет к внесению клиента в отдельную базу данных. Каждый банк формирует свой расширенный перечень критериев. Некоторые финансовые учреждения могут вносить в стоп-листы за малейшие провинности, другие – только после наличия повторных нарушений. В ряде компаний из списка извлекут тех клиентов, которые «исправились» и не повторяют ошибки, в других – поблажек не дают.
Также клиента могут внести в черный список в самом начале сотрудничества, если он не прошел проверку. У каждого финансового учреждения свой регламент, как оценивать гражданина, в том числе и по его внешнему виду. Проверка банка может быть с подвохом, когда клиенту предоставляют мнимое право выбора: сказать правду или соврать. Например, создают ситуацию в виде случайной ошибки сотрудника банка, если клиент ее не исправит и решит предоставить ложную информацию, его включат в черный список. Могут проводить и психологические проверки на выявление лжи в каких-либо словах гражданина.
Как выйти из списка неблагонадежных клиентов
Выйти из черного списка банка очень сложно. Проблема в том, что информация в базах данных конфиденциальная, банк может и не уведомлять клиента о включении в список. Не всегда сотрудники банка объяснят причину попадания в перечень ненадежных лиц. И даже если получится устранить причины, по которым клиента занесли в стоп-лист, ему будет сложно восстановить деловую репутацию. Скорее всего, в персональных данных сделают пометку об устранении ошибок, но выносить из внутрибанковского реестра не станут.
Иногда включение в черный список не сказывается на компании или физическом лице напрямую. Некоторые клиенты даже не подозревают о своем нахождении в числе неблагонадежных. Например, при оформлении дебетовой, зарплатной, пенсионной карты или вклада никаких ограничений не будет. Чаще всего сложности возникают при подаче заявки на займы.
Если отказ в кредитовании следуют один за другим, высока вероятность, что банки занесли клиента в черный список. Чтобы это выяснить наверняка, запросите отчет о кредитной истории заемщика. Дважды в год граждане РФ могут получить эту информацию бесплатно. Один из двух раз – это отчет на бумажном носителе. Если сведения нужны чаще, можно запросить отчет на платной основе. Такую услугу оказывают разные квалифицированные компании. Количество платных обращений не ограничено, их можно подавать хоть еженедельно.
Чтобы получить отчет в электронном или распечатанном виде, обратитесь в Бюро кредитных историй напрямую или через госуслуги. Обратите внимание, что сведения об одном гражданине или компании могут храниться в нескольких БКИ. Выяснить, в каких из них точно находится информация, можно через Центральный каталог кредитных историй. После этого можно подавать запросы в конкретные БКИ и собирать сведения воедино.
Из отчетов станет ясно, все ли в порядке с кредитной историей, есть или нет задолженности и просрочки. Если они не соответствуют реальности, можно подать заявку на корректировку ошибочных данных.
Исправление кредитной истории заемщика
Если кредитная история испорчена по вине заемщика, придется самостоятельно исправлять ситуацию:
Макс. сумма | 300 000 Р |
Ставка | 31,5% |
Срок кредита | До 18 мес. |
Мин. сумма | 4 999 руб. |
Возраст | 20-85 лет |
Решение | 1 день |
Можно также воспользоваться альтернативным вариантом – просто ждать. Информация из кредитной истории по истечении 10 лет автоматически исчезнет. Но за этот период не должно возникать никаких долговых обязательств перед кредиторами и взаимоотношений с судебными приставами. Однако нулевая кредитная история не гарантирует, что по истечению срока банки согласятся на сотрудничество.
Как действовать, если попал в список по ФЗ-115
Если клиент вызвал подозрения или нарушил закон 115-ФЗ, его включат в черный список в ЦБ РФ. Выйти из него в разы сложнее, чем из базы данных неблагонадежных клиентов внутри банка. Для начала выясните причину внесения в черный список в обслуживающем банке или в том, где было отказано в проведении операций. Напишите заявление и соберите документы, из которых будет видно, что отказ безоснователен.
Банк рассмотрит поданные документы, и после этого возможны 2 варианта развития событий:
После внесения поправок в ФЗ-115 банки обязали давать пояснения всем клиентам, которых вносят в черный список. Поэтому самый простой и надежный способ из него выйти – выяснить, какие операции и действия вызвали сомнения у банка и исправить их. После этого гораздо легче избежать повторного попадания в базу данных неблагонадежных клиентов.
Как не попасть в черный список
Так как критерии попадания в черный список нельзя перечислить в полном объеме из-за конфиденциальности, полностью исключить включение в стоп-лист очень сложно. Но риски можно свести к минимуму:
Если следовать этим рекомендациям, у банка будет меньше оснований для внесения в черный список. А если такая ситуация произойдет, можно быть уверенным, что это случилось скорее всего из-за ошибки.
Что будет, если компанию внесли в черный список
Организации попадают в черный список банка, если нарушают ФЗ-115 и их подозревают в легализации доходов и содействию терроризму. Если у банка возникают сомнения в проводимых операциях, сотрудник приостанавливает движение по счетам клиента до выяснения всех обстоятельств. По этому закону проверяют как юридических, так и физических лиц. Его нарушения приводит к попаданию в черный список ЦБ РФ любого клиента банка.
Компаниям могут отказать в выдаче карты, открытии счета, выполнении ряда других операций, которые относятся к обслуживанию юридических лиц. Но клиента не вносят в черный список без дополнительной проверки и попытки прояснить ситуацию. Для начала сотрудники банка запросит дополнительные подтверждения.
Причины
Операции, которые могут вызвать сомнение у сотрудника банка и повлечь занесение в черный список:
Полный перечень операций указан в ФЗ-115.
В большинстве случаев ситуацию можно урегулировать диалогом с клиентом. Но если он не идет на контакт, банк приостановит движение и передаст информацию в Росфинмониторинг, что приведет к внесению компании в черный список Центробанка.
Выход
У компаний для восстановления деловой репутации и исключения из черного списка несколько путей:
При судебных разбирательствах, бизнесмену могут запретить выезжать за границу. Кроме того суды отнимают много времени и денег на юридическое сопровождение. Поэтому некоторые компании принимают решение о регистрации нового юридического лица.
Каждый банк решает сам, сотрудничать с клиентами, которые вызывают подозрения или нет. Например, при подаче заявки на открытие счета от сомнительной компании, которая отчисляла слишком мало налогов, в новом банке увидят, что фирма занесена в черный список. Сотрудники банка потребуют дополнительные документы: выписки по счетам в предыдущем обслуживающем банке и пояснения к сложившейся ситуации.
При проведении проверки могут выявить, что минимальные отчислению в бюджеты и фонды – это ошибка бухгалтерии. Если фирма устранит ошибку и докажет, что повторений не будет, ей откроют счет в новом банке. Для этого ей потребуется собрать все подтверждающие документы по операциям и корректировкам. Если никаких новых нарушений не выявят, компанию продолжат обслуживать в новом банке. Таким образом Центробанк рекомендует поступать со всеми клиентами из черных списков. То есть если компания попала в базу данных, она сможет реабилитироваться и продолжить свою деятельность.
Как юрлицу избежать попадания в черный список
Несколько советов помогут компаниям не попасть в черный список неблагонадежных клиентов:
Не всегда смена обслуживающего банка окажется лучшим решением. Правила проверки клиентов, их операций и рекомендации ЦБ РФ одинаковы для всех банков.
Полезные ссылки:
Комментарии: 5
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь: