как узнать какой частью речи является слово 3 класс
Как определить, какой частью речи является слово
Задайте к слову вопрос так, будто уточняете или переспрашиваете: кто? что? какой? сколько? Найдите в приведенных ниже определениях самостоятельных частей речи ваш вопросительный вариант:
1. Кто? Что? – имя существительное. Эта часть речи обозначает предмет. Например: радость, слово, человек.
2. Какой? Чей? Каков? – имя прилагательное. Указывает на признак предмета. Например: веселый, лисий, зимний.
3. Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что делал? Что сделал? – глагол. Называет действие, происходящее с предметом или производимое им. Например: рисовать, построил, пишет.
5. Как? Куда? Когда? Где? Зачем? Почему? – наречие. Это изменяемая часть речи, которая описывает признак действия или признак признака. Например: аккуратно, внимательно, мастерски, еле-еле, разумно.
6. Кто? Какой? Который? – местоимение. Эта часть речи заменяет имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Местоимение указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Например: я, ты, он, этот, кто, себя, наш, столько.
Если вы не можете задать к слову ни один из перечисленных вопросов, значит, перед вами одна из служебных частей речи:
1. Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Например: в, на, из, из-за, у, после, кроме.
2. Союз соединяет однородные члены предложения и части сложного предложения. Например: и, а, но, или, чтобы, потому что, когда, что, так как.
3. Частица вносит в предложение дополнительное значение (отрицание, вопрос, сомнение и т.д.). Например: неужели, даже, же, лишь, ни, ли.
4. Междометие. Эти неизменяемые по форме слова служат для передачи эмоций, выражения сильных чувств. Например: эх, ух, ах, ох.
Части речи
Чтобы понять, какой частью речи является слово, надо задать к нему вопрос и определить, что оно обозначает:
Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначает сам предмет, отвечает на вопросы кто? и что? (например, книга, мальчик, почтальон ).
Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие, отвечает на вопросы что сделать?, что сделай?, что делать? (например, наливать, прочитай, писать ).
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета (т.е. то, какой этот предмет), отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?(например, красивый, умная, большое, золотые ).
Имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначает число, количество, отвечает на вопросы сколько?, который? (например, шесть, шестой, шестеро ).
Частица – это служебная часть речи, вносит эмоциональные значения в предложения или образует новые формы слов, не является членом предложения и не изменяется (например, бы, не, вон, даже, ведь, как, неужели и т.д.)
Союз – служебная часть речи, связывает однородные члены предложения и простые предложения между собой (например, а, и, но, если, или, потому что и т.д.)
Предлог – служебная часть речи, связывает слова между собой, показывая, что одно слово главное, а другое зависимое (например, в, над, на, к, около, через, с, о и другие).
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Морфологический разбор слова в начальных классах
Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.
Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.
Морфологический разбор существительного
1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.
3. Указать признаки:
род (мужской / женский / средний);
склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)
падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);
число (единственное / множественное).
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени существительного
Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».
Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.
Начальная форма — котёнок.
нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;
в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.
4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).
Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.
Котята — сущ., погнались (кто?) котята;
Н.ф. (начальная форма) — котёнок;
Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;
4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).
род прилагательного, падеж, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени прилагательного
Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».
Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.
Начальная форма — красивый.
В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.
Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.
Красивая (мелодия) — прилаг.;
Мелодия (какая?) — красивая — определение.
Морфологический разбор имени числительного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.
(для количественных: целое/дробное/собирательное);
число и род (если есть);
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени числительного
Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».
Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;
Начальная форма — двое;
Постоянные признаки: простое, собирательное;
непостоянные: в форме именительного падежа;
Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.
Во дворе меня ждали двое товарищей.
Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;
4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.
Больше интересных материалов:
Морфологический разбор местоимения
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),
б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора местоимения
Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».
Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.
Начальная форма — ты.
Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.
Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).
Я позвоню тебе в пятницу вечером.
Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;
4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.
Морфологический разбор глагола
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.
спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),
время (прошедшее / настоящее / будущее),
лицо (если есть), род, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора глагола
Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».
Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.
Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;
глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.
4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).
Снег усиливался с каждой минутой.
Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;
I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.
Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.
Морфологический разбор наречия
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Морфологические признаки (неизменяемость).
Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора наречия
Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».
Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.
Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).
На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.
Что такое части речи?
Местоимение (личные местоимения) — это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др.
1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.
Всего в русском языке 10 частей речи:
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
наречие
предлог
союз
частица
междометие
2. Прочитайте.
Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
(О. Высотская)
Имя существительное
Местоимение
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Предлог
3. Прочитайте.
. Тихо гаснуть стали звёзды,
И Звезда Звезде сказала:
«Снилось мне, что этой ночью
На Земле я побывала.
Вся в огнях и ярких блёстках
Ёлка в зале том стояла,
А у ёлки на верхушке
Гордым блеском я сияла!»
(Б. Никонова)
Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.
В предложении имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения.
5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
6. Прочитайте.
На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.
Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.
Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.
Всё кончилось х..рошо.
7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » русский язык » Что такое части речи? (упр 1-5) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Что такое части речи? (упр 1-5) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Прочитайте строки из стихотворения И. Токмаковой «Сколько?».
Живут в зоопарке лесные ежи,
Ты сам их не трогай и всем расскажи,
Что лучше от всякого злюки
Держать за спиной руки.
Их гладить не надо, а лучше считать,
Их с папой и мамой —
ПЯТЬ.
Имя существительное: ежи, руки.
Глагол: живут, расскажи, считать.
Имя прилагательное: лесные.
Имя числительное: пять.
Местоимение: ты.
Частица: не.
Союз: и, а.
Предлог: в, от, за, с.
Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают предметы. И слова, называющие предметы, являются именами существительными.
Предметы обладают признаками, которые в языке передаются с помощью имён прилагательных.
Предметы окружающего мира можно измерить, определить их количество. Слова, называющие количество предметов, являются именами числительными.
Предметы производят действия, которые обозначаются глаголами. А когда на предмет лишь указывают, не называя его, то употребляются местоимения.
пр. прил. сущ. сущ. прил. пр. сущ. гл.
В костяном горшочке каша сладенькая на солнце варилась. (Орех)
Каша — подлежащее, варилась — сказуемое.
1. Ах, не (частица) трогайте меня: обожгу и без огня. (Крапива)
2. Горшочек умён, семь (числ.) дырочек в нём. (Голова)
3. Стоит старичок — красненький (прил.) колпачок. (Подосиновик)
4. В воде мы (местоимение) живём, без воды (сущ.) пропадём. (Рыбы)
5. В (предлог) роще у (предлог) берёзки повстречались тёзки. (Подберёзовик)
6. Рос шар бел, дунул ветер (сущ.), и (союз) шар улетел (гл). (Одуванчик)
Голова — корень голов-, окончание [ ].
Подосиновик — корень осин-, приставка под|, суффикс /ов\ и /ик\, окончание [ ].
Подберёзовик — корень берёз-, приставка при|, суффикс /ов\ /ик\, окончание [ ].
прил. сущ. гл.
Красный, краснота, покраснеть.
Место, местечко, местный, поместить.
Писать, письмо, переписать, записать.
В каждой группе однокоренные слова. Можно разделить на группы по частям речи.