Кондиционеры устанавливают в поездах, чтобы охлаждать воздух в вагонах. Все современные вагоны сразу оборудуют кондиционерами, а вот если вы едете в более старом составе, кондиционера может и не быть.
Кондиционеры работают только летом. В большинстве поездов кондиционер работает только во время движения, а пока поезд стоит, отключается — это техническая особенность.
Кондиционер включают за 30 минут до отправления поезда.
Учтите, что, если вагон оборудован кондиционером, то обычно в нём не открываются окна. Если предпочитаете проветривать купе, лучше искать поезда с вагонами без кондиционеров.
Как выбрать поезд и вагон с кондиционером
Кондиционеры устанавливают в вагонах определённых классов обслуживания. Класс вагона обозначается цифрой и буквой, например, «3Б». Он указан в результатах поиска, так что вы можете определиться с выбором до покупки билета:
О классах обслуживания вагонов вы можете подробнее прочитать в нашей статье.
Кондиционеры есть в вагонах следующих классов:
Если вы едете на фирменном поезде, у которого есть название (например, «Волга», «Лев Толстой»), то можете быть уверены — кондиционер в купе или плацкарте будет.
Также кондиционеры есть во всех поездах новых типов — «Ласточка», «Стриж», «Сапсан» и все двухэтажные поезда.
Нет кондиционеров в вагонах следующих типов:
Где в поезде находится кондиционер
Кондиционер в современных вагонах находится в каждом отсеке. Он выглядит не как привычное нам устройство в квартире или офисе: кондиционер в поезде — это квадрат или прямоугольник в потолке с круглыми отверстиями для вентиляции.
В плацкарте
Часто кондиционер расположен в одном конце поезда, рядом с купе проводника. В современных вагонах вентиляционные отверстия для кондиционера могут быть расположены в каждом отсеке.
В купе
Если в вагоне вашего типа кондиционеры есть в купе, то ищите вентиляционное отверстие под потолком. Оно должно быть в каждом купе.
Как выключить кондиционер
Если вам сильно дует от кондиционера или температура в вагоне слишком низкая, можно попросить проводника выключить кондиционер. Самостоятельно сделать это невозможно.
Учтите, что кондиционер работает централизованно на весь вагон, и отключить его в отдельном купе или отсеке невозможно. Так что, прося проводника выключить кондиционер, вы лишите проветривания целый вагон. А поскольку окна в вагонах с кондиционером обычно не открываются, очень скоро может стать душно и жарко. Опытные пассажиры советуют при дискомфорте закрывать бумагой или ещё чем-то кондиционер в своём купе, а не отключать его во всём вагоне.
В пассажирских вагонах класса «Люкс» и 1-го класса в каждом купе должны быть установлены кондиционеры с регулировкой. Температуру можно устанавливать самостоятельно в диапазоне от +18 до +28 °С.
Режим работы кондиционера
Температурный режим в вагонах с кондиционером регулируется документом «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» (СП 2.5.1198-03). Согласно этому документу, в летнее время температура в вагоне должна составлять +22…+26°С, а зимой и в переходные периоды — +20…+24°С.
В коридоре обычно установлен термометр, так что вы можете самостоятельно проверить уровень температуры в вагоне. Если температура выше нормы, вы имеете право потребовать у проводника перевода в другое купе или в соседний вагон. Если в поезде есть свободные места, проводник обязан вас перевести.
Учтите, что, если вагон не оборудован кондиционером, максимально допустимая температура не нормирована. Но и в этом случае, если вы плохо себя чувствуете от жары и духоты, вы имеете право просить перевести вас в другой вагон, возможно, даже с кондиционером. Если места есть, проводник, вероятнее всего, пойдёт вам навстречу.
При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.
Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.
Поезда «Сапсан»
Все вагоны кондиционируются.
Поезда «Стриж»
Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе
Общий вагон
Сидячий вагон
Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.
Плацкартные вагоны
Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.
Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.
Люкс (СВ)
Мягкий вагон
Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8–12 мест на вагон.
Вагоны РИЦ
В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.
Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.
Выгодно купить билеты и ехать с комфортом! Инструкция для отпускников!
Сезон отпусков и каникул почти открыт, мамы и папы активно покупают билеты на поезда. Расскажем о бытовых лайфхаках на РЖД: как не попасть в купе, где не открывается форточка, как отличить старый вагон от нового с биотуалетом и как не оказаться рядом с группой китайцев или бодрых школьников.
За какой период начинается продажа билетов
Лучше всего покупать билеты, как только они появляются в продаже: цена на них минимальна, и вы можете выбрать любые удобные места.
С 1 апреля 2019 в продажу выставляются билеты за 120 суток на летние фирменные поезда «Сапсан», «Экспресс», «Красная стрела», «Невский экспресс» между Москвой и Петербургом, «Премиум» между Москвой и Адлером, «Океан» между Владивостоком и Хабаровском.
На все остальные поезда внутри России (и поезда в Финляндию) продажа начинается за 90 суток, а на некоторые поезда — за 60 или 45 суток. На поезда международного сообщения продажа билетов открывается за 60 суток до отправления.
В какие дни вагоны свободнее
По многолетним наблюдениям путешественников, большинство отпускников летом стараются начать поездку в пятницу или субботу, обычно в самом начале или в середине месяца. Ну, и традиционно дни с самым большим пассажиропотоком — это пятница и воскресенье. Так что если вы возьмете билеты во вторник или среду 7–8 числа, больше шансов ехать в полупустом купе или вагоне.
С детьми на поезде. Лайфхаки и полезные советы
Для родителей, готовых рассмотреть поезда в качестве основного транспорта для поездок в отпуск с детьми, мы собрали советы тех, кто уже неоднократно совершал путешествия с детьми именно на железнодорожном транспорте.
Как попасть в полупустой вагон
При покупке через сайт РЖД незадолго до отправления обратите внимание на число свободных мест в вагонах и покупайте билеты туда, где больше всего пустых полок. Часто к составу добавляется еще один вагон, места в котором еще не выкуплены — он и будет самым свободным.
Как ехать с комфортом
Главное правило: покупайте билеты именно на те места, на которых вы планируете ехать. Не стоит надеяться, что с вами радостно поменяются соседи, даже если вы едете с детьми. В конце концов, билеты на нижние полки стоят дороже, почему люди должны идти вам навстречу? В сети можно найти массу «веселых» историй о попутчиках, которые слезами или угрозами высиживали пассажиров с удобных мест. Давайте заботиться о себе заранее и выбирать нужные места, чтобы не пополнять список этих анекдотов.
Как выбрать новый вагон с кондиционером и биотуалетом
Если вы выбираете билеты на сайте, смотрите на характеристики вагона: класс обслуживания и категорию. Если навести курсор на цифровые и буквенные коды (3Л, Ж), появится описание вагоне. Иконки под описанием вагона показывают, есть ли место для провоза багажа, можно ли перевозить животных, есть ли кондиционер (снежинка) и биотуалет. Перечеркнутая красной чертой иконка означает, что этой возможности в вагоне нет.
В купейных вагонах возможностей еще больше: выбор питания, гигиенический набор, динамическое ценообразование. Наведя курсор на каждую иконку, вы получите описание возможности.
Выбирая между купе и плацкартом, подумайте. В последние годы активно обновлялся именно плацкарт. В большинстве поездов сегодня используют старые купейные вагоны и новые плацкартные — с розетками, кондиционерами и биотуалетом.
Как избежать «технического» шума
Места в первом и последнем купе находятся рядом с туалетом и кабинкой проводника. Здесь мимо вас будут ходить пассажиры к титану и в туалет, будет хлопать дверь и жутковато «вздыхать» помпа очищения биотуалета. А еще эти части вагона располагаются над колесами, которые будут стучать — особенно ощутимо для владельцев нижних полок. Так что если вы чувствительны к шуму, берите места в середине вагона.
Чем занять ребенка в дороге
Чем занять ребенка в дороге — далеко не последняя мысль любящих родителей! И это верно: малышу непросто перенести долгие часы ожиданий, ограниченность пространства или вынужденную малоподвижность…
Как не попасть в купе, где не открывается форточка
При покупке билета на сайте обращайте внимание на схему вагона, на ней указаны аварийные выходы, которые блокируют возможность проветривания. Чаще всего в третьем и шестом купе (или «купейной» части плацкарта) находятся аварийные выходы. (Но есть вагоны с аварийными окнами во 2 и 7 купе, это зависит от типа вагона, года постройки и т.д.) Это значит, окна здесь не открываются. Так что если вы берете билеты в вагон без кондиционера, вы не сможете проветрить эти купе.
Как не попасть в один вагон с туристической группой
Мало кто любит ездить вместе с веселыми компаниями или большими группами туристов. Чтобы оказаться в вагоне без таких компаний, можно взять на заметку один лайфхак, которым делятся пассажиры: перед покупкой смотрите, как выкуплены места: если хаотично — значит, в вагоне едут простые граждане. Если выкуплено несколько мест подряд (скажем, с 1 по 20), скорее всего это туристическая группа. Тогда, возможно, лучше поискать другой вагон.
Как купить билет дешевле
И еще один лайфхак: проверяйте стоимость билетов незадолго до отправки поезда. Редко, но бывает, что билеты перед отправлением стоят заметно меньше. Тогда, возможно, будет выгодно сдать купленный ранее билет, заплатив за это 200 рублей, и купить новый. Но сдать билет без финансовых потерь (за исключением 200 рублей) можно не позднее, чем за 8 часов до отправления!
Так ли страшны «места у туалета»
В новых и старых плацкартах места у туалета все еще не особенно комфортны. Но если вы берете билет в новое купе или двухэтажный вагон, то близость туалета не почувствуете. Звукоизоляция там тоже заметно лучше, так что хлопки дверью вряд ли помешают. А еще на верхние и боковые места часто бывают специальные акции и предложения и можно сэкономить до 40%. Подробнее здесь.
Что надо знать о двухэтажных вагонах
Как «поймать» билет на поезд, в котором закончились места
Если вам очень нужно уехать, но сайт РЖД показывает отсутствие мест, — надежда есть. из пассажиров может вернуть билет, к составу могут прицепить дополнительный вагон.
И еще несколько идей для приятной поездки:
Рецепт нескучного путешествия в поезде с детьми от до 10 лет
Как детям провести несколько часов, а может быть и суток в поезде, не устав от однообразия и малоподвижности!
Как добиться, чтобы в вагоне не было душно
Духота в плацкартных вагонах и купе — известная проблема. Для начала давайте проведем различие между кондиционированием и вентиляцией. Кондиционер обеспечивает комфортную температуру, а вентиляция отвечает за приток кислорода в герметичном вагоне. При этом проводники все равно часто связывают вентиляцию и температуру воздуха и отказываются включать вентиляцию, потому что «не жарко же». Но прохладный воздух и свежий воздух — это разные вещи.
Так что если вы едете в душном вагоне, попросите проводника включить вентиляцию и напомните, что это его обязанность. Если это не помогает, обратитесь к начальнику поезда, расскажите, что в случае отказа будете жаловаться на «горячую линию» и требовать компенсацию. Практически всегда проблему удается решить.
Можно ли сесть на поезд после станции отправления
Бывают случаи, когда приходится покупать билет от одной станции, а садиться на другой. Правила перевозки пассажиров говорят, что за пассажиром закрепляется место на всю продолжительность маршрута, на который куплен билет. Поэтому если вам приходится нагонять поезд или вам удобнее начать поездку на станции, которая следует после станции вашего отправления, — вы имеете на это право.
Главное — садиться в вагон на станции с тарифной стоянкой, где есть пассажиров, а не с технической стоянкой (в маршрутном листе они помечены звездочкой — например, в ). Если вы столкнетесь с некомпетентным проводником, который откажется пускать вас в вагон (а такое случается), обратитесь к начальнику поезда. Ссылайтесь на пункт 51 приказа Минтранса № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».
Желаем вам комфортных поездок с РЖД этим летом! И если вы опытный пассажир — делитесь лайфхаками в комментариях!
Уважаемые пассажиры! При планировании поездки летом просим обратить внимание на наличие/отсутствие кондиционера и биотуалета в вагоне. Кондиционеры в вагонах работают только в летний период.
Для поездов внутригосударственного сообщения
Тип вагона
Класс обслуживания
Услуги и характеристики вагонов (при наведении на иконку появится пояснение)
Вагоны класса «Люкс» (VIP)
2-местные купе с местами для лежания
Продается только целым купе для проезда 1-2 пассажиров, одного ребенка до 5 лет и одного ребенка до 10 лет вне зависимости от количества проезжающих взрослых
1
Вагоны СВ или РИЦ (2-местные)
2-местные купе с местами для лежания
1Б (с возможностью проезда не более одного пассажира)
1
1
1
1
1
1
Купейные вагоны (К)
4-местные купе с местами для лежания
1
* * 1
* пресса не предоставляется в поездах: № 025А/026А Санкт-Петербург – Москва; № 101Я/102Я, 103Я/104Я, 105Я/106Я Ярославль – Москва;
* пресса и дорожный набор не предоставляется в поездах: № 005А/006А Санкт-Петербург – Москва; № 024М/023Г Москва – Казань.
* * 1
* пресса не предоставляется в поездах: № 025А/026А Санкт-Петербург – Москва; № 101Я/102Я, 103Я/104Я, 105Я/106Я Ярославль – Москва.
* пресса и дорожный набор не предоставляется в поездах: № 005А/006А Санкт-Петербург – Москва; № 024М/023Г Москва – Казань.
1
* * 1
* пресса и дорожный набор не предоставляется в поездах: № 009Й/010Й Самара – Москва; № 026Г/025Г Ижевск – Москва; № 050Й/049Й Москва – Самара; № 745В/746Ж Белгород – Москва, № 667Э/668Ж Хабаровск – Комсомольск.
1
2Ц
* 1
Плацкартные вагоны (П)
вагон открытого типа с местами для лежания
(Для перевозки организованных групп детей на базе купейного вагона)
Вагоны с местами для сидения (С)
Вагон с местами для сидения улучшенной компоновки мест
В поездах № 702Н/703Н, № 704Н/705Н, № 706Н/707Н, № 708Н/709Н, № 710Н/701Н Москва – Нижний Новгород
1
1В (с индивидуальным размещением и обязательным выкупом всех мест)
1
Вагон с местами для сидения стандартной компоновки
* 1
Моторвагонный подвижной состав
Вагон с местами для сидения улучшенной компоновки мест
Для поездов: № 719М/720М Москва – Орел; № 721Ч/724М Москва – Курск; № 723М/722М Москва – Курск; № 725М/726М Москва – Орел.
Вагон с местами для сидения стандартной компоновки
Общие вагоны
вагон открытого типа с местами для сидения
1 Предоставление доступа к мультимедийному порталу с развлекательным контентом и услугами, в пути следования, при наличии технической возможности может быть предоставлен бесплатный доступ интернет (трафик органичен количеством пользователей и зоной покрытия сети). Доступ к порталу предоставляется в следующих поездах.
Не является офертой. Актуальную информацию уточняйте при покупке билета.