как узнать какую ноту поешь
Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
Но сначала небольшое лирическое отступление.
В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.
Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.
Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?
Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.
Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.
Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил
Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.
Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.
Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.
Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».
Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.
Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?
Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.
Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.
Как заниматься (на примере SingingTutorApp):
Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.
Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).
В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.
Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).
Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.
В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?
Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.
Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?
Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.
Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!
Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.
Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!
Как определить диапазон голоса
Определяем свои вокальные возможности.
Знать диапазон собственного голоса полезно для каждого музыканта. Речь не только о вокалистах, а обо всех людях, занимающихся музыкой — композиторах, гитаристах, пианистах. Знание диапазона помогает писать музыку в комфортных тональностях (или выбирать минуса в нужных тональностях), а также перерабатывать вокальные партии таким образом, чтобы не надорвать связок. SAMESOUND.RU объясняет, как определить диапазон голоса, чтобы правильно рассказать о собственном вокале.
Как описать собственный голос?
Представим, что музыкант откликнулся на объявление местной группы о поиске гитариста с хорошим голосом. Участники коллектива спрашивают музыканта, какой у него голос. Как ответить на этот вопрос?
Описать свой вокал можно тремя способами:
Несмотря на понятность третьего способа, часто музыканты дают неполную информацию о диапазоне вокала. Многие приходящие ко мне ученики говорят, что могут спеть все ноты от нижней До до Си бемоль, но не уточняют о каких октавах идет речь.
Как определить диапазон голоса?
Чтобы точно определить диапазон своего голоса, достаточно обратиться к музыкальной теории и октавной системе группировки нот. Все звуки, которые мы можем использовать в музыке и которые различимы человеческим ухом, разбиты на 9 октав. К каждой ноте До привязана цифра, обозначающая октаву, к которой она относится.
Цифра | Название октавы |
---|---|
0 | Субконтроктава |
1 | Контроктава |
2 | Большая октава |
3 | Малая октава |
4 | Первая октава |
5 | Вторая октава |
6 | Третья октава |
7 | Четвертая октава |
8 | Пятая октава |
Таким образом, До субконтроктавы будет обозначаться как C0, До контроктавы — C1 и так далее. Все остальные ноты внутри октавы также обозначаются соответствующей цифрой: Фа контроктавы — F1, Соль первой октавы — G4, Ми пятой октавы — E8. Нота До первой октавы находится посередине 88-клавишной клавиатуры и часто берется за отправную точку (в западной музыкальной традиции ее также называют Middle C — серединное До).
Определить диапазон голоса можно с помощью фортепиано или Piano Roll в DAW. Начните поиск звуков, которые вы можете спеть, с До первой октавы (C4). Если вы можете спеть этот звук чисто, двигайтесь вниз, а затем вверх, проверяя доступные вашему голосу ноты. Последние звуки сверху и снизу, которые вы смогли спеть чисто и без дискомфорта для себя и связок — это границы вокального диапазона.
Большинство голосов относится к общей границе от До большой октавы (С2) до Фа третьей октавы (F6). При этом внутри диапазона C2-F6 введен ряд поддиапазонов, позволяющих точнее охарактеризовать вокал.
Ноты Ля и Си малой октавы (A3, B3) и До и Ре первой октавы (C4-D4) доступны всем людям. Мужчины и женщины с любым голосом поют эти ноты чисто.
Несмотря на жесткие звуковое разграничение, вы можете без труда брать ноты выше или ниже определенного диапазона. Тем не менее, к диапазону голоса относятся только те ноты, которые вы можете с легкостью и без дискомфорта петь в любой ситуации.
Название | Принадлежность | Нотация | Расшифровка нотации |
---|---|---|---|
Бас | Мужской | E2-D4 | От Ми большой октавы до Ре первой октавы |
Баритон | Мужской | F2-G4 | От Фа большой октавы до Соль первой октавы |
Тенор | Мужской | A2-C5 | От Ля большой октавы до До второй октавы |
Альт | Женский | E3-G5 | От Ми малой октавы до Соль второй октавы |
Меццо-сопрано | Женский | E3-B♭5 | От Ми малой октавы до Си бемоль второй октавы |
Сопрано | Женский | G3-C6 | От Соль малой октавы до До третьей октавы |
В каждом виде голоса есть множество подвидов, уточняющих диапазон доступных нот (например, баритон подразделяется на лирический, драматический и тенор-баритон), но такие уточнения не несут практической пользы для обычных музыкантов.
Как определить свой диапазон голоса
Голос — важный инструмент любого певца. По его звучанию оценивают вокальные данные и способности человека. С чего обычно начинаются занятия вокалом? С определения диапазона голоса исполнителя. Через это проходит любой новичок в музыке. При том совершенно неважно будет ли человек обучаться пению или же игре на музыкальном инструменте.
Что же такое диапазон голоса? Это определенное количество нот, идущих от низких к более высоким, которые певец может пропеть, не напрягая при этом связки, не испытывая какого бы ни было дискомфорта. При этом верхняя нота усиливает и удваивает звучание нижней. Как правило, обычный диапазон голоса составляет 1.5 — 2 октавы. Но бывают исключения, все зависит от строения связок. Интересный факт: большинству современных исполнителей достаточно вполне одной октавы, чтобы быть успешными. Они поют в комфортном для них регистре, в котором они привыкли общаться. А есть артисты, голосовой охват которых достигает аж четыре (российская певица Пелагея) или десять октав (американский композитор Тим Стормс). Оперные исполнители, как правило, владеют охватом в две октавы. Но это не говорит о том, что вы не можете расширить свой диапазон. Наиболее действенный способ достичь такого эффекта — ежедневные упорные тренировки.
Для чего же нужно определить тембр своего голоса перед началом обучению вокалу?
Для каждого исполнителя это важно, чтобы не повредить связки во время занятия. Если вы будете пытаться взять ноты выше или ниже ваших вокальных возможностей, то рискуете перенапрячь свой вокальных аппарат. А любая излишняя нагрузка на связки чревата возможной травмой, даже потерей голоса. Второй причиной, по которой важно знать свой диапазон это репертуар, который подчеркнет красоту вашего звучания.
Для начала, давайте разберем что же такое октава. Это интервал между двумя одинаковыми нотами, например от До до следующей До. Музыкальная октава (в переводе с латинского Octava означает “Восемь”) составляет 8 целых нот, 6 полутонов. Всего на фортепианной клавиатуре располагается девять октав. В самом низком регистре находится субконтроктава, а в самом верхнем — пятая. Одновременно эти две октавы являются и самыми маленькими. Самой распространенной считается Первая. Именно в диапазоне Первой октавы обычно разговаривает человек. Он называется Модальный.
Для записи музыкальных интервалов, как правило, используются латинские буквы. Для каждой ноты своя буква: До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — A, Си — В. Как правило принято отсчет октавы вести от ноты До. Все потому что в тональности “До” мажор отсутствуют знаки альтерации, то есть диезы, бемоли и бекары. Диезы повышают на полтона звук, бемоль — понижает на полтона, а бекар — отменяет действие двух предыдущих знаков. За каждой нотой “До” закреплена своя цифра, обозначающая номер октавы. По этой причине ноты, располагающиеся в субконтроктаве обозначаются как 0. Например, B0.
Как мы уже определили — самый распространенным голосовым регистром считается “модальный”. Он активно используется человеком с самого рождения: мы в нем разговариваем каждый день, кричим, шепчем и т.д. Это привычный для нас регистр, при котором связки используются в их привычном виде, а также это именно тоны, которые вокалист может взять не испытывая дискомфорта и излишнего напряжения.
Помимо Модальной тесситуры, можно выделить низкий голосовой регистр, для которого характерно “скрипучее” звучание. Как правило этому диапазону соответствуют мужские голоса. Женщины же, чаще всего, являются представителями “свистковых” нот, то есть самых высоких частот.
Тесситура это высотное расположение ноты относительно вокального диапазона. Другими словами, это регистр, в котором исполнителю комфортно петь.
Для чего нужно определять свой вокальный диапазон и как лучше это сделать.
Теперь мы знаем охват вашего звучания, осталось определить его тип, а значит можно приступать к обучению. Голосовой тип нужно знать, чтобы подобрать правильно репертуар, который сможет раскрыть вас во всей красе. Однако, на начальном этапе это не так просто сделать. Связочный аппарат у начинающего специалиста еще недостаточно развит, а значит не используется в полном объеме. Поэтому на начальном этапе тип звучания можно определить приблизительно. Со временем, по мере обучения вокалиста связочный аппарат окрепнет, после этого уже можно будет точнее сказать о его типе.
Как правило, когда речь заходит о типе голосов, чаще всего, называют только Альт и Сопрано. В действительности же их значительно больше.
Для женских голосов выделяют: Сопрано, Меццо Сопрано, Контральт. Для мужского звучания свое деление: Тенор, Баритон, Бас.
Самыми высокими частотами считаются Сопрано у женщин, Тенор у мужчин, соответственно самыми низкими — контральт и бас. Давайте разберем каждый тип отдельно.
В процессе обучения пению, необходимо обращать на изменения в своем вокале, отмечать какие самые высокие и низкие ноты вы можете взять. Часто бывает, что в начале пути вокалиста причисляют к одному типу звучания. Но по мере развития и тренировки связочного аппарата, голос исполнителя крепнет и меняется. Возможно, через какое-то время после начала занятий, вам нужно будет пересмотреть свой тембр.
Определить тип вашего голоса можно не только с помощью музыкального инструмента и педагога по сольфеджио, вокалу, но и с помощью врача-фониатра. Специалист по одному строению связочного аппарата, сможет определить ваш тип звучания. К примеру, у обладателей высокого голоса — короткие и узкие связки. Наоборот, длинные и толстые связки являются верным признаком низких частот.
Но если у вас нет под рукой музыкального инструмента для определения охвата вашего звучания, а обратиться за помощью к фониатру или педагогу по вокалу пока нет возможности, то можно воспользоваться онлайн сервисами или мобильными приложениями.
Даже если вы твердо нацелены учиться пению самостоятельно, не обращаясь к профессиональным тренерам по вокалу, для определения типа голоса лучше всего обратиться к специалисту. Какое бы новое и совершенное приложение ни было, оно имеется свои погрешности. Соответственно, чтобы не навредить себе, лучше заниматься с преподавателем.
По мере обучения пению, укрепляются мышцы связочного аппарата, вы учитесь лучше владеть голосом, а значит есть возможность потренироваться в расширении вокального диапазона. Возможно, вам хочется научиться брать более высокие или наоборот более низкие ноты. Для этого есть хорошие упражнения.
Для того, чтобы расширить свой вокальный регистр в сторону низких нот:
Для того, чтобы расширить свой вокальный регистр в сторону высоких нот:
Что еще может помочь усовершенствовать возможности голосового аппарата? Регулярные занятия и тренировки. С каждым новым уроком ваши связки и мышцы, задействованные в пении, укрепляются, работают более слаженно. Ваше звучание тоже постепенно становится лучше. Не забывайте о соблюдении техники пения. Помните, что любое перенапряжение или использование неправильной техники вокала чревато потерей голоса. Следите за своей осанкой: спина должна быть прямой, ноги твердо стоят на ширине плеч. Дышите диафрагмой, а не легкими. Так вы сможете лучше контролировать высоту звука, а также звонкость.
Процесс постановки голоса требует максимум осторожности. Если вы только начинаете свой путь в вокале, лучше всего делать это вместе с профессионалами. Преподаватели из школы First Music Family помогут вам максимально точно определить ваш тембр, диапазон и тип, а также подберут учебную программу под индивидуальные особенности вашего звучания. Если вы упорно занимаетесь, то уже через некоторое время после начала занятий, вы сможете услышать неожиданные и очень приятные изменения в звучании.
Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото
Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.
Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.
Эволюция нотной записи
Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.
Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.
Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.
В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.
Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.
Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.
Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.
После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.
Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.
Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.
Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.
Кому принадлежат названия нот
Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.
Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.
Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.
Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:
Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.
Звукоряд, интервал, октавы
Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.
Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.
Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.
Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:
Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.
Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.
Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.
Кварта – 4 ступени
Квинта – 5 ступеней
Секста – 6 ступеней
Септима – 7 ступеней
Октава — 8 ступеней