как узнать класс судна
Как узнать класс судна
Формула класса прогулочного судна
(Извлечения из приказа)
3.1. С целью идентификации конструктивных и мореходных качеств прогулочного судна ему присваивается формула класса.
3.2. Формула класса в кодированном виде содержит информацию о:
типе судна и наличии (или отсутствии) у него водонепроницаемой палубы;
водных бассейнах и районах плавания, где разрешена его эксплуатация;
допустимом количестве людей на борту (членов экипажа и пассажиров);
допустимой мощности главного двигателя в киловаттах (кВт);
допустимой площади парусов в квадратных метрах (м 2 )
3.2.1. Первый знак кода определяет тип прогулочного судна по виду двигательно-движительного комплекса и условиям обитаемости:
7- несамоходное судно;
«К»- судно на подводных крыльях.
3.2.2. Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у прогулочного судна водонепроницаемой палубы:
Ç – суда с водонепроницаемой палубой;
* Класс прогулочного судна, которому разрешено плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах обозначается цифрами от одного до пяти, заключенных в круглые скобки.
** Формула класса судна для гидроциклов содержит три знака:
первый означает тип судна (цифра 5), второй пишется в круглых скобках и соответствует допустимой высоте волны, а третий допустимому количеству людей.
*** При отсутствии на прогулочном судне водонепроницаемых отсеков на месте третьего знака в формуле класса судна ставится прочерк.
3.2.4. Четвертый знак кода, который заключается в круглые скобки, указывает класс прогулочного судна.
3.2.6. Шестой знак кода через косую черту с наклоном вправо после пятого знака указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт. Если конструкцией судна главный двигатель не предусматривается, то шестой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
3.2.7. Седьмой знак кода через косую черту с наклоном влево после шестого знака указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. Если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, то седьмой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
3.3. Присвоенная формула класса вносится в регистрационные и судовые документы (судовой билет, судовую книгу, регистрационную карточку-заявление).
Примеры составления и записи формулы класса
1 2(ІІМ)10/250\
Катер с водонепроницаемой палубой и двумя водонепроницаемыми отсеками имеет морской район плавания второй категории сложности и допустимую мощность главного двигателя до 250 кВт, парусного вооружения не предусмотрено. Допускается размещение не более 10 человек
4Ç 1(( III М)10/50\60
Парусно-моторное судно с водонепроницаемой палубой и одним водонепроницаемым отсеком имеет морской район плавания третьей категории сложности, с допустимой мощностью главного двигателя до 50 кВт и ограничением по парусности до 60 м2. Допускается размещение на нем не более 10 человек
В се что непонятно спрашивайте у инспекторов ГИМС на Форуме
Формула класса прогулочного судна
(Извлечения из приказа)
3.1. С целью идентификации конструктивных и мореходных качеств прогулочного судна ему присваивается формула класса.
3.2. Формула класса в кодированном виде содержит информацию о:
типе судна и наличии (или отсутствии) у него водонепроницаемой палубы;
водных бассейнах и районах плавания, где разрешена его эксплуатация;
допустимом количестве людей на борту (членов экипажа и пассажиров);
допустимой мощности главного двигателя в киловаттах (кВт);
допустимой площади парусов в квадратных метрах (м 2 )
3.2.1. Первый знак кода определяет тип прогулочного судна по виду двигательно-движительного комплекса и условиям обитаемости:
7- несамоходное судно;
«К»- судно на подводных крыльях.
3.2.2. Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у прогулочного судна водонепроницаемой палубы:
Ç – суда с водонепроницаемой палубой;
* Класс прогулочного судна, которому разрешено плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах обозначается цифрами от одного до пяти, заключенных в круглые скобки.
** Формула класса судна для гидроциклов содержит три знака:
первый означает тип судна (цифра 5), второй пишется в круглых скобках и соответствует допустимой высоте волны, а третий допустимому количеству людей.
*** При отсутствии на прогулочном судне водонепроницаемых отсеков на месте третьего знака в формуле класса судна ставится прочерк.
3.2.4. Четвертый знак кода, который заключается в круглые скобки, указывает класс прогулочного судна.
3.2.6. Шестой знак кода через косую черту с наклоном вправо после пятого знака указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт. Если конструкцией судна главный двигатель не предусматривается, то шестой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
3.2.7. Седьмой знак кода через косую черту с наклоном влево после шестого знака указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. Если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, то седьмой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
3.3. Присвоенная формула класса вносится в регистрационные и судовые документы (судовой билет, судовую книгу, регистрационную карточку-заявление).
Примеры составления и записи формулы класса
12(ІІМ)10/250
Катер с водонепроницаемой палубой и двумя водонепроницаемыми отсеками имеет морской район плавания второй категории сложности и допустимую мощность главного двигателя до 250 кВт, парусного вооружения не предусмотрено. Допускается размещение не более 10 человек
4Ç 1((IIIМ)10/500
Парусно-моторное судно с водонепроницаемой палубой и одним водонепроницаемым отсеком имеет морской район плавания третьей категории сложности, с допустимой мощностью главного двигателя до 50 кВт и ограничением по парусности до 60 м2. Допускается размещение на нем не более 10 человек
Формула класса маломерного судна.
Класс маломерного судна описывается формулой, определяющей конструкцию судна и условия его эксплуатации, которая записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками.
Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:
при этом, судам на подводных крыльях или на воздушной подушке добавляется соответственно индекс «К»или»П».
Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у судна водонепроницаемой палубы:
Третий знак кода указывает класс судна соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне.
Примечание: в формуле класса морского прогулочного судна после третьего кодового знака «М» указывается категория допустимого района плавания.
Четвертый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна (экипажа и пассажиров).
Пятый знак кода указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт.
Примеры записи формулы класса:
Требования ГИМС к базам (сооружениям) для стоянок маломерных судов.Термины и понятия.
В зависимости от установленного проектом количества базирующихся судов, базы делятся на:
Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, как правило, размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения вне судового хода, на участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода. Места их размещения устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с территориальной ГИМС, территориальным специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, территориальным специально уполномочена государственным органом в области охраны окружающей, природной среды и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Границы баз должны располагаться на расстоянии не менее 200 метров выше или ниже дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны и не менее 150 метров от линий жилой застройки. Акватория базы и подходы к пирсам (причалам) по ширине и глубинам должны обеспечивать беспрепятственное маневрирование приписанных к данной базе судов с максимальными размерами и осадкой. Территория базы должна быть ограждена (акватория базы ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими иными знаками судоходной обстановки), содержаться в чистоте и отвечать требованиям государственных органов противопожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и охраны природы.
В общем случае, техническое оснащение и оборудование баз должно обеспечивать:
> безопасность круглосуточной стоянки и сохранность судов в течение навигации;
> возможность и безопасность посадки и высадки людей, выполнения судоводителями профилактических, погрузо-разгрузочных и иных работ, связанных с эксплуатацией судов.
На территории базы должны быть построены причалы (пирсы), служебные помещения и другие сооружения, обеспечивающие безопасность людей и техническую устойчивость судов при длительной эксплуатации, а также дороги и подъездные пути, обеспечивающие подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу.
На выступающих в сторону судового хода причалах, сооружениях выставляются белые огни, видимые по горизонту на 360″ на расстоянии не менее 4-х км. Огни устанавливаются на высоте не менее 2-х м от настила причала через каждые 50 м, но не менее 3-х огней на причал. Огни должны гореть от захода до восхода солнца. Затопляемые в половодье (паводок) защитные сооружения и устройства базы ограждаются соответствующими знаками судоходной обстановки на весь период половодья.
На причалах, пирсах, мостках и сходнях необходимо иметь сплошной настил, который рассчитывается и один раз в три года испытывается на максимальную нагрузку в условиях повседневной эксплуатации. Результаты испытаний оформляются актом, подписываемым председателем и членами комиссии с указанием занимаемых должностей и фамилий.
Причалы и пирсы, используемые для швартовки судов, должны иметь:
> площадь, обеспечивающую возможность и безопасность проведения работ, связанных с эксплуатацией судов;
> трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между собой, обеспечивающие одновременный проход не менее 2-х человек, при этом постоянные лестничные сходы должны иметь уклон не более 1 : 2,5.
> рационально расставленные (с учетом расположения швартовных устройств на судах) и прочно закрепленные швартовные устройства (битенги, кнехты, рымы, утки) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных для данного района гидрометеоусловиях и уровне воды.
> привальные рамы, брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при швартовке и стоянке;
> противопожарное и спасательное имущество по норме: огнетушитель, ящик с песком, лопата, спасательный круг (конец Александрова) на каждые 50 м причальной линии, но не менее одного комплекта на причал;
> надежное леерное ограждение высотой не менее 900 мм при расстоянии между стойками не более 1,5м;
> спасательный леер (по наружному периметру причала, пирса), закрепленный на расстоянии 10-15 см от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5м.
Плавучие причалы, понтоны и т.п. надежно швартуются к берегу или закрепляются на штатных местах с использованием мертвых якорей. Длина причального фронта причалов и пирсов определяется требованиями обеспечения безопасности подхода, стоянки и отхода судов, а также рационального выполнения грузовых или пассажирских операций и рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить швартовку носом (кормой) всех приписанных к данной базе судов в случае их постоянного хранения на плаву в период навигации. В общем случае длина причала определяется по формуле:
Расстояние между судами у причала (пирса) базы не должно быть менее 0,5 м для гребных и 1,0 м для моторных и парусных судов. Причалы для скоростных судов и для переправ размещаются крайними. В зависимости от разрядности и местных условий базы оборудуются, имеют постройки, помещения, стенды и обеспечиваются имуществом и документацией. Руководство деятельностью баз осуществляют лица, назначенные приказами (распоряжениями) юридических или физических лиц, которым принадлежат базы. Каждое приписанное к базе судно должно иметь место стоянки (хранения) с указанием бортового номера судна.
На каждой базе должна быть разработана и по согласованию с руководством территориальной ГИМС утверждена Инструкция по эксплуатации базы, содержанию маломерных судов и организации выпускного режима.
Классы маломерного судна
Во «Временных правилах классификации и технических требований к прогулочным судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС)» к области непосредственной ответственности ГИМС отнесены суда 5 классов:
Судно 1 класса. Разрешено плавание:
Судно 2 класса. Разрешено плавание:
Судно 3 класса. Разрешено плавание:
Судно 4 класса. Разрешено плавание:
Судно 5 класса. Разрешено плавание:
С июня 1998 года в Европе действует Директива ЕС по прогулочным судам (ERCD — European Recreational Craft Directive), которая обязывает катеростроителей (и импортеров лодок из-за пределов ЕС) относить свою продукцию к одной из четырех категорий: А (океан), В (открытое море), С (морская прибрежная зона), D (защищенные акватории). Для судов прибрежного и внутреннего плавания достаточны категории С и D. Если ознакомиться со статистикой последних лет, можно видеть, что к категории «А» относятся суда длиной не менее 12 м (естественно, далеко не все, а только те, которые отвечают требованиям по остойчивости и прочности). В категории «В» очень редко можно встретить лодки длиной меньше 8 м; им, как правило, присваивают категории «С» и «D».
Сопоставление требований ГИМС с Директивой ЕС выявляет, что после приведения нормативов ГИМС по высоте волны к соизмеримым «значительным» волнам эти нормативы получают область распространения не выше категории С. (Под «значительными» волнами следует понимать волны с высотой, равной средней высоте 1/3 наибольших волн; именно эта высота фиксируется при непосредственном наблюдении).
Категории по Директиве Европейского Совета 94/25/ЕС
Классы судов согласно предписаниям РРР
М-СП (морской, смешанного плавания), М (морской)
Классификация судов по Правилам Регистра РФ.
Класс судна — это разряд, к которому относится конкретное судно согласно правилам классификации и постройки того или иного классификационного общества. Класс присваивается (или возобновляется) на определенный срок с выдачей классификационного свидетельства, в котором удостоверяется, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и мореходности.
В РФ юридическим органом технического надзора и классификации гражданских морских судов и плавучих сооружений является Регистр РФ при ММФ РФ.
Класс судна записывается в виде символа и различных дополнительных знаков.
В соответствии с Правилами Регистра РФ все суда классифицируют по следующим признакам:
по назначению — транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские), промысловые (рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие), научно-исследовательские (экспедиционные, гидрографические), учебные и спортивные, специальные (лоцманские, плавучие маяки, водолазные, пожарные), судоремонтные (плав-мастерские, подъемные краны и доки), служебные (ледоколы, буксиры, толкачи, разъездные), спасательные (базы, боты, понтоны, буксиры), технические (грунтовозы, дноуглубители);
по району плавания — морские (дальнего, неограниченного, прибрежного); рейдовые; внутреннего плавания (речные, озерные); смешанного плавания (река — море);
по способу движения — самоходные и несамоходные;
по типу главного двигателя — теплоходы (двигатель внутреннего сгорания), пароходы (паровая машина), турбоходы (паровая турбина), газотурбоходы (газовая турбина), дизель-электроходы (электрические установки, получающие энергию от двигателя внутреннего сгорания), электроходы (электрические установки, получающие энергию от турбины), атомоходы (атомная энергетическая установка);
по способу движения — водоизмещающие, подводные, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке;
по типу движителя — винтовые, с крыльчатым, водометным или роторным движителем, парусные; по материалу корпуса — стальные, из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, композитные;
по архитектурно-конструктивному типу — одно- и двухкорпусные, одно- и многопалубные, с кормовым, средним и промежуточным расположением машинного отделения;
по количеству гребных валов — одновальные, двух-вальные и т. д.
Основной символ класса судна состоит из знака звездочки, вписанной в окружность, и проставленных перед ней букв: КМ для самоходного и К — для несамоходного судна. Дополнительные знаки отражают: категорию ледовых усилений— УЛА, УЛ, Л1, Л2, ЛЗ и Л4; степень обеспечения непотопляемости — заключенные в квадрат цифры 1, 2 и 3; повышенную противопожарную защиту — F; ограничения по району плавания — I, II, IIСП и III; знак автоматизации судовой энергетической установки (СЭУ) — А1, А2 или A3; назначение судна — слова «буксир», «танкер» и т. д. [если судно нефтеналивное, то к символу о его назначении добавляется значение (цифра) температуры вспышки перевозимого нефтепродукта]; оборудование судна атомной энергетической установкой — знаком атома (атомное ядро в центре двух пересекающихся электронных орбит).
В зависимости от примененной категории ледового усиления к основному символу класса добавляют знаки, указанные в предыдущем вопросе. Означают они следующее: УЛА — судно может плавать в летне-осенний период навигации во всех районах Мирового океана; УЛ — в летне-осенний период в Арктике в легких условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях; Л1 — в летний период навигации в Арктике и круглогодично в замерзающих неарктических морях; Л2, ЛЗ — в мелкобитом разреженном льду неарктических морей.
Ледоколам к основному символу класса добавляют знак ЛЛ1, ЛЛ2, ЛЛЗ или ЛЛ4 в зависимости от мощности СЭУ и условий плавания: ЛЛ1 — выполнение всех видов ледокольных работ в течение всего года (суммарная мощность на гребных валах 47 000 кВт и более); ЛЛ2 — в летний период и только по прибрежным трассам в зимний (мощность на гребных валах от 22 000 до 47 000 кВт); ЛЛЗ — в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, а также в арктических морях, но только по прибрежным трассам совместно с ледоколами высших категорий (мощность на гребных валах от 11 000 до 22 000 кВт); ЛЛ4 — в портовых и предпортовых акваториях, а также в замерзающих морях совместно с ледоколами высших категорий (мощность на гребных валах менее 11 000 кВт).
Если корпус судна разделен на отсеки, то к основному символу класса судна добавляют один из знаков |1|, |2|, |3|, показывающих число отсеков, при затоплении которых судно должно остаться на плаву в состоянии равновесия; знаки |2| и |3| показывают число смежных отсеков, при затоплении которых судно должно оставаться на плаву.
Если судно предназначено для плавания в ограниченном районе или для смешанного плавания, то к основному символу класса добавляют следующие знаки: I — разрешается плавание в открытом море с удалением от мест убежища до 200 миль, а также плавание в закрытых морях; II — плавание в открытых морях с удалением от мест убежищ до 50 миль, а плавание в закрытых морях — в границах, установленных Регистром в каждом отдельном случае; IIСП — плавание на внутренних водных путях, а также в морских районах на волнении не более 6 баллов с удалением от мест убежищ в открытых морях до 50 миль, в закрытых — до 100 миль; III — прибрежное, рейдовое и портовое плавание. Для судов неограниченного района плавания к символу класса знак района плавания не добавляется.
По степени автоматизации различают такие суда: неавтоматизированные или частично автоматизированные с местным постом управления СЭУ и постоянной вахтой в машинном отделении (МО); автоматизированные с дистанционным автоматическим управлением (ДАУ), постоянной вахтой в центральном посту управления (ЦПУ) и периодическим обслуживанием в МО (степень автоматизации А2); автоматизированные с ДАУ, без постоянной вахты в ЦПУ и МО и с периодическим обслуживанием (степень автоматизации А1). Предусмотрена также степень автоматизации A3 на судах с мощностью СЭУ до 1500 кВт, объем автоматизации которых сокращен, но возможна эксплуатация СЭУ без вахты в МО. На таких судах отсутствует или существует в неполном объеме ЦПУ, судовая электростанция упрощена за счет использования генераторов с приводом от главного двигателя (ГД) или от валопровода.
- как узнать класс страховки
- как узнать класс усилителя