как узнать класс точности подшипника
Немного о подшипниках и не только..
Область применения подшипников крайне широка, они есть практически в любом механическом устройстве. Они являются условием независимого машиностроения.
Немного о самих подшипниках
Классификация только подшипников качения
Немного о точности изготовления подшипников
Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности):
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, Т, 2— для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, 2— для упорных и упорно-радиальных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6X, 6, 5, 4, 2— для роликовых конических подшипников В условном обозначении указанных подшипников и в маркировке на изделиях нормальный класс точности обозначается цифрой «0».
Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в не ответственных узлах.
Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается.
Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте; пример 6У-7608.
ГОСТ Межгосударственный стандарт ГОСТ 520-2002 (Подшипники качения. Общие технические условия). Принят межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 2002г. Действует на территории стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
ABEC (Annular Bearing Engineering Committee) — комитет по разработке подшипников, являющийся частью американской ассоциации производителей подшипников (ABMA). Маркировка ABEC используется для указания точности изготовления прецизионных подшипников.
Дополнительные условные обозначения российских подшипников качения
I. Обозначение класса точности подшипников
По ГОСТ 520-89 установлены следующие классы точности подшипников:
В условном обозначении подшипников класса точности 6Х проставляют только знак Х.
Перечень классов точности дан в порядке повышения точности. Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении подшипника не указывается. Классы точности ставятся через дефис непосредственно перед цифровой частью условного обозначения подшипника.
Например: 6-205, где 6-класс точности радиального однорядного подшипника 205.
II. Oбозначение радиального зазора подшипников
Радиальные зазоры в подшипниках обозначаются номерами групп по ГОСТ 24810-81: «Подшипники качения. Зазоры. Размеры».
Обозначение группы радиального зазора указывается слева от обозначения класса точности подшипника.
III. Обозначение момента трения подшипников
Величина момента трения (в гсм) радиальных и радиально-упорных подшипников определена техническими условиями ТУ37.006.085-79 «Нормы момента трения».
Норма момента трения подшипника условно обозначается номером соответствующего ряда, проставленным перед обозначением радиального зазора. При этом в условном обозначении радиально-упорных, а также радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.
IV. Обозначение категорий подшипников
— к категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т;
— к категории В относятся подшипники классов точности О, 6Х, 6, 5 (с учетом дополнительных требований);
— к категории С относятся подшипники классов точности 8, 7, О, 6.
По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенных классов точности в соответствии с требованием ГОСТ 520-89 без отнесения к категории А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливаются.
Обозначение категорий А и В проставляют:
— перед знаком зазора, при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора отличной от нормальной, например А25-204;
— перед классом точности, при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например А5-205, при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак О, например В0-205.
В условном обозначении подшипников категории А и В с дополнительными техническими требованиями перед знаком категории указывается знак (1,- 2, 3 и т.д.), обозначающий дополнительные технические требования. Знак дополнительных технических требований не маркируют на кольцах подшипников, а указывают в конструкторской документации, на коробке или бандероли, в товарно-сопроводительной документации подшипников, а также при их заказе.
В условном обозначении подшипников категории С категорию не указывают и не маркируют.
V. Обозначения, характеризующие материал деталей подшипников, конструктивные отличия и специальные технические требования.
Подшипники, отличающиеся от основного типа по материалам деталей, конструкции, покрытиям, зазорам, чистоте обработки, допускаемым отклонениям на размеры деталей и другим признакам, имеют следующие дополнительные обозначения, проставляемые справа от основного обозначения.
Дополнительные знаки обозначения | |||
---|---|---|---|
№ | При первом исполнении | При последующих исполнениях | Отличительные признаки |
1. | А | — | Подшипники, повышенной грузоподъемности |
2. | Б | Б1, Б2, БЗ и т.д. | Сепаратор массивный из безоловянистой бронзы |
3. | Г | Г1, Г2, ГЗ и т.д. | Сепаратор массивный из черных металлов |
4. | Д | Д1, Д2, ДЗ и т.д. | Сепаратор из алюминиевого сплава |
5. | Е | Е1, Е2, ЕЗ и т.д. | Сепаратор из пластических материалов |
6. | К | К1, К2, КЗ и т.д. | Конструктивные изменения деталей подшипников |
7. | Л | Л1, Л2, ЛЗ и т.д. | Сепаратор из латуни |
8. | Р | Р1, Р2, РЗ и т.д. | Детали подшипников из теплоустойчивых сталей |
9. | У | У1, У2, УЗ и т.д. | Дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т.д. |
10. | Х | Х1, Х2, ХЗ и т.д. | Детали подшипников из цементируемых сталей |
11. | Э | Э1, Э2, ЭЗ и т.д. | Детали подшипников из стали ШХ со специальными присадками |
12. | Ю | Ю1, Ю2, ЮЗ и т.д. | Детали подшипников из нержавеющей стали |
13. | Я | Я1, Я2, ЯЗ и т.д. | Подшипники из редко применяемых материалов (твердые сплавы, стекло, керамика и т.д.) |
14. | W | W1, W2, WЗ и т.д. | Детали подшипников из вакуумированной стали |
15. | Н | Н1, Н2, НЗ и т.д. | Кольца и тела качения или только одно кольцо из модифицированной теплопрочной стали (кроме подшипников роликовых радиально-сферических двухрядных) |
16. | М | — | Модифицированный контакт |
VI. Обозначения специальных требований к подшипникам по шуму (вибрации)
Нормы шумности подшипников предусмотрены соответствующими нормалями, а также специальными ТУ. Подшипники в этом случае получают дополнительное обозначение: букву Ш и цифровой индекс (Шl, Ш2, ШЗ и т.д.).
По мере возрастания цифрового индекса требования к подшипнику по шуму в работе ужесточаются.
Обозначения этих специальных требований ставятся справа от основного условного обозначения подшипника после указаний о конструктивных отличиях (К), материале сепаратора (Д, Л, Е, Б) или колец (Ю, Х, P) и т.д.
При изготовлении подшипников с деталями из сталей ШХ15 и ШХ15-СГ с повышенным отпуском в условном обозначении подшипника ставится буква Т с цифровым индексом или без него.
Дополнительные обозначения | T | T1 | Т2 | Т3 | Т4 | Т5 |
---|---|---|---|---|---|---|
Температура отпуска колец, °С | 200 | 225 | 250 | 300 | 350 | 410 |
Эти дополнительные обозначения ставятся справа от основного обозначения подшипника.
VIII. Обозначение сортов смазки, закладываемой в подшипники закрытого типа при их изготовлении
Подшипники закрытого типа, заполненные пластичной смазкой, имеют следующие дополнительные обозначения:
Класс точности подшипников
Класс точности подшипника — это показатель, характеризующий предельные отклонения реальных значений параметров от номинальных.
В некоторых механизмах (обычно массовых бытовых устройствах) критичным фактором выступает цена, а прочие характеристики играют второстепенную роль. В других случаях решающее значение отведено бесшумности, точности, плавности хода, способности выдерживать большую скорость вращения без проявления паразитных вибраций и резонансов. Такие высокие требования предъявляются к механизмам транспортных средств, узлам прецизионных станков, роботов.
Повышение точности изготовления подшипника неминуемо ведёт к возрастанию себестоимости. Разделение на классы точности позволяет выбрать подшипник, одновременно удовлетворяющий минимальным техническим требованиям, но при этом не являющийся избыточно точным, а значит — и избыточно дорогим.
Класс точности определяет допуски на подшипники, т.е. точность размеров, точность выполнения и т.д. Классы точности регулируются стандартами, такими как ISO и ГОСТ. Эти стандарты предписывают допуски и допустимые ограничения погрешности для размеров границ (диаметра отверстия, наружного диаметра, ширины, фаски и конуса), необходимые при установке подшипников на валы или в корпуса.
Для точности обработки стандарты устанавливают допустимые пределы изменения диаметра внутреннего отверстия, среднего отверстия, наружного диаметра, среднего наружного диаметра и ширины дорожки качения или толщины стенки (для упорных подшипников). Точность работы определяется как допустимые пределы для биения подшипника.
Допуски на выносы подшипников включены в стандарты для радиального и осевого биения внутреннего и наружного кольца, внутреннего кольца бокового биения с отверстием, наружного кольца с боковой стороны.
На что влияет класс точности подшипника
Совокупность характеристик, установленных классом точности, оказывает непосредственное влияние на функционирование подшипника. В частности, от класса точности будет зависеть максимально допустимая скорость вращения, степень вибрации при работе, громкость шума, уровень потерь на трение и выделение тепла — следовательно, и коэффициент полезного действия.
Классы точности подшипников качения согласно международным стандартам ISO Международной организацией по стандартизации был принят ряд документов (ISO 492, ISO 199 и другие), описывающих классы точности подшипников качения. Для наиболее распространенных в технике радиальных подшипников в нём выделено пять градаций в порядке повышения точности: нормальный класс, класс 6, класс 5, класс 4, класс 2.
Классы точности РФ
На территории Российской Федерации принят ГОСТ 520—2002, устанавливающий следующие классы точности подшипников качения:
Зарубежные региональные классы точности подшипников
Существует множество региональных систем классификации подшипников по классам точности. Наиболее распространены следующие:
Поскольку все перечисленные страны являются членами ISO, то региональные классы точности соответствуют международным. Исключение составляют стандарты ANSI и AFBMA, незначительно отличающиеся от ISO в некоторых случаях.
Для сопоставления существующих стандартов с мировыми ISO следует воспользоваться специальной конвертирующей таблицей.
Таблица соответствия региональных систем класса точности к международной ISO
Для наиболее распространённых типов подшипников таблица соответствия имеет следующий вид:
Стандарт | Класс точности | Тип подшипников | |||||
ISO | ISO 492 | Normal class Class 6x | Class 6 | Class 5 | Class 4 | Class 2 | Радиальные |
ISO 199 | Normal class | Class 6 | Class 5 | Class 4 | – | Упорные | |
ISO 578 | Class 4 | Class 3 | Class 0 | Class 00 | Конические роликовые дюймовые | ||
ISO 1224 | Class 5A | Class 4A | – | Прецизионные приборные | |||
DIN (Германия) | DIN 620 | P0 | P6 | P5 | P4 | P2 | Все типы |
JIS (Япония) | JIS В 1514 | Class 0 Class 6X | Class 6 | Class 5 | Class 4 | Class 2 | Все типы |
ГОСТ (Россия) | ГОСТ 520-2002 | Нормальный Класс 6x | Класс 6 | Класс 5 | Класс 4 | Класс 2 | Конические роликовые |
ГОСТ 520-2002 | Нормальный | Класс 6 | Класс 5 | Класс 4 | Класс 2 | Все остальные | |
ANSI, AFBMA (США) | ANSI/ AFBMA Std. 20 | АВЕС 1 | АВЕС 3 | АВЕС 5 | АВЕС 7 | АВЕС 9 | Радиальные шариковые |
RBEC 1 | RBEC 3 | RBEC 5 | Радиальные роликовые (кроме конических) | ||||
ANSI/ AFBMA Std. 19.1 | Class К | Class N | Class C | Class В | Class A | Конические роликовые метрические | |
ANSI В 3.19 AFBMA Std. 19 | Class 4 | Class 2 | Class 3 | Class 0 | Class 00 | Конические роликовые дюймовые |
Сравнение между различными системами
Как следует из таблицы, международный стандарт ISO, а также региональные JIS, DIN, ANSI/AFBMA предполагают, что нормальный класс точности (Class 6x, ABEC1, RBEC1) является минимально возможным. ГОСТ 520—2002 же допускает низшие классы точности 8 и 7, однако применять их не рекомендуется, и в общемировой практике подшипники с подобной низкой точностью изготовления вышли из употребления. Кроме того, российский стандарт вводит класс точности Т, отсутствующий в ISO.
Таблица позволяет находить эквивалент подшипников разных стран-производителей. В случае, когда прямого соответствия не существует, выбирают наиболее близкий класс в сторону повышения.
Например, на американском оборудовании требуется заменить заводской конический роликовый дюймовый подшипник с точностью Class 2 на аналог от европейского производителя. Однако в стандарте ISO 578 такой класс отсутствует. Тогда необходимо выбрать подшипник Class 3 как наиболее близкий по характеристикам точности изготовления. Подобным образом заменяются подшипники класса 8, 7, Т в оборудовании российских производителей.
Классы точности подшипников скольжения
В рабочем режиме в подшипниках скольжения непосредственного механического контакта между поверхностями вала и втулки не происходит. Между деталями присутствует зазор, заполненный слоем смазочного материала, исключающего соприкосновение трущихся поверхностей.
Однако при пуске вала имеется кратковременный период так называемого граничного трения — режима, при котором поверхности вкладыша и вала входят в непосредственный механический контакт, что приводит к их разрушению.
После того, как необходимая скорость набрана, силы в подшипнике уравновешивают вал — и наступает режим жидкостного трения, при котором контакта между трущимися поверхностями нет, а трение происходит лишь между слоями разделяющей их смазки.
Классы точности подшипников скольжения введены с целью определения влияния шероховатостей поверхностей, получаемых в ходе эксплуатации (режима граничного трения). ГОСТ 4386-3-96 устанавливает пять классов в зависимости от состояния поверхности скольжения: A, B, C, D, E, где класс A присваивается подшипникам скольжения с максимально гладкой поверхностью, а E — с наиболее шероховатой.
Классы точности подшипников
Классы точности включают в себя такие характеристики, как геометральные допуски, скорость вращения и размеры. В станки и прочие аппараты принято устанавливать подшипники с высокой точностью вращения. Эти параметры устанавливаются на заводе в соответствие с установленными нормами ГОСТ 520-89:
Основные параметры касаются потери на трение, при большой частоте вращения и размеры радиального зазора. При установке, рабочий зазоре должен быть минимальным, а скорость вращения соответствовать заявленным характеристикам.
Нормальный класс точности
К этой категории относятся все подшипники качения, которые могут применяться в нормальных условиях. Стандартные классы применимы практически ко всем видам метрических, дюймовых, радиальным и шариковым подшипникам. Цифры и буквы, которые указывают в маркировке, проставляются слева на право.
▶▶▶ Какой смазкой смазывать подшипники читайте в нашем обзоре ◀◀◀
Класс точности влияет сразу на несколько параметров-отклонение от нормы прилегающих поверхностей, частоту вращения и уровень пульсаций. Такие сборочные узлы относятся к категории С, а в маркировке не указываются дополнительные требования вроде степени шероховатости и отклонения от круглости поверхностей. В условном обозначении просто ставится знак 0. Другие числа означают вид подшипника, а также радиальные размеры.
Шестой и пятый классы высокого качества
При увеличении классов точности, возрастают и требования, которые предъявляются по требованиям техники эксплуатации. Так подшипник 5-го класса точности позволяет повысить скорость работы агрегатов в 1,2 раза.
При этом необходимо учитывать степень отклонения от круглости поверхности, вибрации и контроль угла контакта. Для этого в маркировке проставляются дополнительные обозначения. Эти параметры распространяются на все роликовые, радиальные, конические, шариковые подшипники.
Четвёртый класс из прецизионных сплавов
Подшипники из прецизионных сплавов относятся к 4-му классу точности. В эту категорию входя все упорно-радиальные подшипники из специальных сплавов, которые также относятся к первой категории «А». В каждом обозначении дополнительно указывается номинальное сопряжение поверхностей, соответствующее ходовой посадке на валу, которая не должна превышать 50 мм.
Второй и третий классы точности
Подшипники второго класса точности из сверх прецизионных сплавов также учитывают перечень посадок на валу. Степень отклонения сопряжённых частей не должна превышать размеров 40—0,017 мм для валов и 40+0,018-0,008 для отверстия. К этой категории относятся все упорно-шариковые и роликовые.
▶▶▶ Как отремонтировать подшипник читайте в нашем обзоре ◀◀◀
Иногда в маркировке проставляется буква «У», что обозначает увеличение точности по монтажной высоте. Также необходимо учитывать европейскую маркировку. Импортные подшипники имеют всего три категории-это стандартные P6, Р4 и улучшенного качества Р2. Низкие категории в маркировке не проставляются. Более прецизионные P2 в другие страны не поставляются.
Интернет магазин подшипников ПОДШИПНИК-МАРКЕТ предлагает оригинальные подшипники мировых брендов по самым привлекательным ценам в Украине. Мы предоставляем самый большой выбор подшипников как по размерам так и по производителям.