как узнать клип сабвуфера
Клиппинг — или почему сгорает сабвуфер
Что такое clipping (клиппинг)
Клипп или клиппинг (от английского clipping — отсечение, срезание) — форма искажения звука из-за ограничения амплитуды сигнала.
Во время нормальной работы усилителя переменное напряжение двигает звуковую катушку динамика вверх-вниз, в момент возникновения клиппинга в вершинах амплитуды появляются по′лки или обрезы, в это время напряжение не может измениться, потому что уровень громкости заставляет его расти, а усилитель выдать больше уже не может. В эти моменты катушка залипает в крайних положениях и начинает греться от высокого напряжения и отсутствия охлаждения за счет движения. В результате чего перегревается и в конце-концов сгорает.
Откуда появляется клиппинг
Клипппинг возникает если выходное напряжение усилителя превышает предел напряжения питания, другими словами, когда вы пытаетесь выжать из усилителя то, чего он не может. Например вам мало баса и вы накручиваете гейн все больше, включаете бассбуст. В какой-то момент это превышает возможности вашего усилителя и вместо чистого сигнала начинает идти обрезанная синусоида. Усилитель честно старается, но он больше не может.
Запас по клипу зависит от мощности сабвуфера, мощности усилителя, его питания и чистоты входного сигнала.
Клипп так же может формироваться с магнитолы если ее громкость будет выкручена выше нормы, а при использовании различных улучшайзеров, бассбуста, задранных пресетов эквалайзера и т.п. эта норма очень сильно снижается.
Здесь мы рассматриваем клиппинг сабвуфера, но эта информация полностью актуальна для всех типов динамиков.
Коротко по пунктам:
Как бороться с клиппом
На слух легкий клипп определить довольно сложно, но он и не столь опасен. Если вы слышите отчетливые искажения на музыке или чувствуете паленый запах от саба, то это уже тяжелая стадия.
Для того чтобы избежать клиппинга правильно подбирайте усилитель, используйте провода для питания достаточного сечения, делайте надежные контакты и главное — правильно настройте усилитель.
Нужно отметить, что иногда клиппинг используется сознательно для повышения результатов в соревнованиях по звуковому давлению, но к музыке и повседневу это не имеет никакого отношения.
Удачи, берегите свои динамики!
Читать еще:
Жмите на кнопку чтобы поделиться материалом:Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
КЛИП или клиппинг звукового сигнала
новичкам да и не только рекомендую посмотреть это видео)
давайте разберемся что такое клип или клиппинг усилителя, ГУ и так далее
обратимся к википедии
«Клиппинг (англ. clipping — обрезание, отсечение, срезание) — форма искажения звука, выражающаяся в ограничении амплитуды сигнала при превышении выходным напряжением усилителя предела напряжения питания. На осциллографе выражается как обрезание верхушек синусоидного сигнала. Субъективно выражается в возрастании громкости звука, появлении «шипения» и «треска».»
думаю это не всем понятно, особенно новичкам.
почему ОПАСЕН клиппованный сигнал?
потому что если у вас очень сильный клип сигнала значит вы СПАЛИТЕ динамик
да простит меня админ сообщества, но не могу я писать нормальное описание, если кто есть добрый человек, пусть мне поможет, посмотрев видео, выложит это так сказать словами) не удаляйте пост, многим это очень поможет
ЧАСТЬ1
P.S. видео предназначено для новичков, и попытался разжевать что бы было немного понятно, да соглашусь многое не сказано, что то сказано вовсе не так, но думаю суть донес.
вторая часть будет завтра, так как много уходит времяни на обработку
Метки: клипп, клиппинг, усилителя, что это такое? как? почему? автозвук, головного устройства, гу сабвуфер, автозвук
Комментарии 25
про музыку друг не рассказал, тут человечек мне прогу подкинул которая снимает клиппинг с музыки и уравнивает звук между мп3… больше она создана для уравнивания имеющихся мп3 в коллекции, но так же убирает клиппинг, который находится в каждой втором скачанном мп3 файле… программка называется mp3gain скачивайте с оф сайта, прога бесплатная, а там разберетесь что к чему, очень полезная вещь, если уравнивать громкость в 90 дб то почти во всех мп3 пропадает клиппинг и можно громкость наварачивать побольше, но есть и мп3 при 98 дб без клиппинга, если вы хотите уровнять мп3 в 94 дб к примеру, то ставьте галочку в настройках, изменение уровня без клиппинга, тогда мп3 в которых будет идти определенный уровень клиппинга, программа просто не будет привышать этот уровень в децибелах… например ставите 90 дб, а у какой нибудь мп3 клиппинг идет на 88, то прога автоматически задаст той мп3 88 дб и не больше… сам недавно стал ей пользоваться по рекомендации одного хорошего человека, удачи в самообразовании, век живите век учитесь)))
Если звуковой файл имеет превышение в амплитуде, то он уже испорченный, и восстановить его до оригинала ни как не удасться. А пережимать mp3 — та ещё затея, никакого качества там ждать не стоит.
Эта программа всего лишь регулирует громкость мп3 файла, тем самым можно подогнать все мп3 под одну громкость, ничего ты ей не испортишь
— путевое видео и объяснение, жаль только что «звукоманы» пройдут мимо, ведь им это и не нужно, у них и так долбит нормально.
вот это в точку просто!
нууу.это уже слишком))даже для новых новичков 😀 уж это точно описано кругом и всюду
сути то не меняет) главное донес до масс информацию.
да агрессии и не было) просто сам стараюсь развиваться, и постоянно сталкиваюсь с тем что нет информации которая была бы доступно где то предоставлена. сейчас еще более менее, а вот года два — три назад вообще было глухо, и чтобы что то найти, приходилось по крупицам собирать тут и там, и поэтому подумав решил, почему бы не облегчить жизнь тем кто идет путем автозвука, я стараюсь нести только добро и познания )
во-первых, я свою акустику не спалил это раз,
в автозвуке я уже достаточно времени это два
просто постоянно мне задают подобные вопросы, и решил записать видео, ибо на словах кратко объяснить очень проблематично, и другим будет полезно узнать, клипом я еще ничего не палил, только перебором мощности пару раз и то что специально хотел сжечь, палил вот и все
не понял суть вопроса
В чём прикол? Уже было про клип.
я рассказал в видео и попытался доходчиво разъяснить,
повторение мать учения )
Какая еще вторая часть?! Куда вы все вечно спешите?! Доделайте все и выкладывайте! Я видео не просматриваю, поэтому вторая часть с таким же описанием будет считаться дублем и удалится, так что лучше добавляйте ее сюда
Спасибо, все понятно, доходчиво. Я не профи, но и не новичок. Но получил хороший ликбез.
Спасибо! Хорошая информация!)
Знал бы я что такое клиппинг месяца 2 назад, не спалил бы свой дин ((( Тогда все про него и узнал =))) но еще раз лишнем не будет! Молоток!
[новичок] = интересная статья, в целом все понятно! )
[радиолюбитель] = дельная статья, вот и покупай «кота в мешке», все нужно проверять!
[профи] = отличная статья, ждем продолжение! автор молодец, что поднял этот вопрос. не многие знают, что «наваливая» на динамики = они их «по-тихому» палят!
# ЗАМЕЧАНИЕ: уважаемый автор статьи, если Вы затронули тему «для новичков…», то постарайтесь описывать с их точки мировоззрения, т.е., выложите зарисованную схематично схему, как все подключалось, почему использовались такие-то значения для вычисления и т.д. (поподробней, для новичков же статья рассчитана)!
А то не все знают как мультиметр то подключить (без иронии, я о том, какой режим на нем выставить для проверки и не пишите, что на видео видно режим = до этого надо еще «допе*рить»), а еще и осциллограф там = это ваще «клиника» для новичка!
У Вас же получилось: берем то, берем се, подключаем, вот это показало то, вот это се, тут такая-то волна забегала, тут вот такая-то, вот такой вот «плохой» производитель, что врет о характеристиках усилка!
Как узнать клип сабвуфера
Ограничение сигнала усилителем (клиппинг, клип) – это такая ситуация, когда от усилителя пытаются получить напряжение на нагрузке больше, чем тот может обеспечить.
Приведенный ниже рисунок наглядно демонстрирует природу клипа. Так, как коэффициент усиления – величина постоянная, то усилитель будет пытаться увеличить амплитуду выходного сигнала, пропорционально увеличению входного. Громкость будет пропорционально увеличиваться, но только до уровня на котором амплитуда выходного сигнала сравняется по величине с напряжением питания. Но Вам охота еще громче и Вы продолжаете увеличивать громкость на магнитоле. Усилитель пытается выдать на нагрузку сигнал большущей амплитуды и формы строго соответствующей исходному (пунктирная линия), но ограниченный питанием, вынужден гнать в нагрузку практически меандр. Многократно увеличившееся время импульса в максимальной точке амплитуды, превращает переменный ток в практически постоянный, что может вывести из строя как усилитель так и динамики.
Похожая ситуация происходит и на линейном выходе магнитолы при выкручивании громкости на максимум. Внутренний источник сигнала тоже имеет свой предел выходного напряжения, превышая который мы имеем на выходе клипованый сигнал, который проходя через усилитель становится не менее страшным, чем клип самого усилителя мощности.
Правильное питание. Часть 1.5 — как спалить сабвуфер, прололжение. Клип
Вчера так увлёкся описанием важности питания, что совсем забыл описать основной аспект — а собственно почему это происходит, и как этого избегать. Ну, лучше поздно, чем как обычно.
Итак, для начала, объясню для тех, кто не понял, об чём идёт речь: клипом, в контексте аудиоаппаратуры и автозвука в частности называют перегрузку источника или обработчика сигнала, что в последствии приводит к неравномерному сигналу, поступающему на динамики. Если чуть проще — клип = перегрузка = искажения.
С этим разобрались, теперь следующий, возникающий чуть чаще, чем регулярно, вопрос — почему так выходит, что у динамика заявленная мощность 100 ватт, качали его усилителем на 50 ватт, а он сгорел?
Нет, дело вовсе не в том, что ваш усилитель (или головное устройство) такой злючий и могучий. Всё намного проще — когда сигнал в клипе приобретает вид, как указано на картинке под номером 3, динамик исытывает катастрофические нагрузки. Почему? всё очень просто. катушка динамика, кроме пассивного рассеивания тепла за счёт магнитной системы, имеет ещё и активное охлаждение за счёт собственного перемещения. Аналогично тому, что когда вы обжигаетесь, и сразу начинаете трясти рукой. катушка, по сути охлаждается так же.
Теперь представьте себе дурачка, который бы тряс рукой, и при этом замирал в крайних положениях. Так себе эффективность метода, не правда ли?
А если в этот момент рука всё ещё продолжает нагреваться? Вот и с динамиком получается так же. По сути, когда мы вливаем клип в динамик, часть времени он просто находится в верхнем или нижнем положении неподвижно, и при этом в него летит некая мощность. Иначе говоря, он хорошенько так нагревается, при этом не охлаждаясь.
Кроме того, один крайне опытный сипиэльщик и ремонтник динамиков, называемый себя по паспорту Дмитрием Обориным, провёл опыт, в котором доказал, что если сразу после сильного валева прекратить подачу мощности на динамик — температура катушки будет продолжать расти, причём в довольно быстром темпе. То есть неподвижный динамик продолжает прогреваться, а если на него всё его подаётся кривая мощность… Короче вы поняли, плохо будет вашим саундбубенцам.
С тем, что клип — плохой дядька, мы разобрались. Теперь давайте определимся, из-за какого дерева нам ждать этого подлеца. Ответ очень печален — ОТО ВСЮДУ!
Да-да, мой дорогой друг. Тут замешено всё, что хоть как-то касается аудиосистемы.
Плохое питание? Быть клипу, усилитель банально упрётся в предел своей мощности и не двинет динамик дальше. Он и останется там стоять как дурак. Да и кроме всего прочего, блок питания усилителя будет очень этому рад, и скоро уйдёт в долгий отпуск.
Накрутил баССов на эквалайзере? Лови клипяру, твоё головное устройство будет радовать твою технику прекрасной формой сигнала. О результате ты, думаю, догадываешься.
Используешь слабый усилитель? Даа, и тут зарыта собака — ведь тебе будет мало мощности, ты будешь её прибавлять, пока не упрёшься в предел регулятора, а значит он будет работать на пределе, и угадай, что там произойдёт.
Скачал басбуст от тупого школьника анонимного мастера обработки аудиозаписей? Мало того, что ты будешь очень глупо выглядеть, так ещё и хорошенько подпалишь свою технику.
как ты догадался, влить говна в динамик очень просто. А как же оставить всё живым? Пару советов от любителя:
1. Следи за питанием. Хорошее питание является одним из основных аспектов продления жизни автомобильной аудиоаппаратуры. К слову сказать, это один из секретов «Вечности» от лаудов.
2. Не выкручивай всё в максимум! Есть определённый порог, после которого мощность вырастает уже незначительно. так вот, каждый ватт этой незначительной мощнсоти сопровождается отвратительным гражданином, которому посвящён весь этот текст
3. Используй только качественные треки. Никаких басбустов, никаких композиций с битрейтом в 128, иии…
4. …Low Bass. Да, это весело, это круто, но только в том случае, если твой саб расчитан на воспроизведение низов. Если же ты будешь на фазоинверторном сабе слушать треки ниже настройки, то динамик очень бысро сгорит. почему это происходит — история отдельная.
Ну, вроде и этот аспект разобрали. Надеюсь, ничего не забыл, и можно уже будет перейти к практической части…
Клиппинг и все что с ним связано
Ограничение сигнала усилителем (клиппинг, клип) – это такая ситуация, когда от усилителя пытаются получить напряжение на нагрузке больше, чем тот может обеспечить.
Приведенный ниже рисунок наглядно демонстрирует природу клипа. Так, как коэффициент усиления – величина постоянная, то усилитель будет пытаться увеличить амплитуду выходного сигнала, пропорционально увеличению входного. Громкость будет пропорционально увеличиваться, но только до уровня на котором амплитуда выходного сигнала сравняется по величине с напряжением питания. Но Вам охота еще громче и Вы продолжаете увеличивать громкость на магнитоле. Усилитель пытается выдать на нагрузку сигнал большущей амплитуды и формы строго соответствующей исходному (пунктирная линия), но ограниченный питанием, вынужден гнать в нагрузку практически меандр. Многократно увеличившееся время импульса в максимальной точке амплитуды, превращает переменный ток в практически постоянный, что может вывести из строя как усилитель так и динамики.
Похожая ситуация происходит и на линейном выходе магнитолы при выкручивании громкости на максимум. Внутренний источник сигнала тоже имеет свой предел выходного напряжения, превышая который мы имеем на выходе клипованый сигнал, который проходя через усилитель становится не менее страшным, чем клип самого усилителя мощности.
Как влияет клип на динамик?
1.Зоны графика, являющиеся отклонениями от синуса, представляют собой много высокочастотных составляющих – гармоник, в результате на пищалки идет мощность в несколько раз превышающая их номинальный режим и они горят первыми, даже если на входе не было высокочастотного сигнала совсем! Для СЧ и НЧ динамиков высокочастотные гармоники представляют собой дополнительную нагрузку на динамик вне его рабочего диапазона. Поэтому на звуковую катушку получаем дополнительную мощность, которую сама катушка отработать не в состоянии, и которая большей частью рассеивается в виде тепла. Что конечно же приводит к перегреву каркаса звуковой катушки и сползанию витков, либо межвитковому замыканию катушки и как следствие увеличения тока и выходу из строя динамика.
2.Поскольку сигнал при клипе приближается к меандру, фронты сигнала (перепады между крайними положениями) становятся всё более резкими. Это даёт дополнительную нагрузку на каркас звуковой катушки и всю подвижную систему. И чем выше частота, тем такая нагрузка больше.
3.Поскольку движение диффузора становится более резким, возрастают ЭДС самоиндукции и вихревые токи в катушке, что ещё больше усиливает её разогрев.
Что может случиться усилителем?
Как указано выше, многократно увеличившееся время импульса в максимальной точке амплитуды приводит к предельному режиму работы транзисторов оконечного каскада, они перегреваются и возрастает вероятность теплового пробоя. При пробое даже одного транзистора оконечника мы получаем короткое замыкание на выходе преобразователя напряжения. Далее все зависит от схемы защиты усилителя. Либо она отключает преобразователь напряжения, что происходит в большинстве усилителей АВ класса и мы отделываемся легким испугом с заменой транзисторов оконечника. Либо ПН продолжает маслать на пределе и выгорают все его транзисторы – такая тенденция наблюдается в усилителях D-класса, тут уже ремонт встает в кругленькую сумму.
Как уменьшить вероятность появление клипа?
1.На магнитоле не выкручиваем громкость на всю – делаем на 5-10 делений меньше, в зависимости от модели.
2.Если при увеличении громкости на магнитоле фактическая громкость музыки на слух не увеличивается, тут появляется клип. Убовляем громкость на несколько делений назад и это значение будет являться максимумом для Вашей системы, или же следует убавить гейн на усилителе.
3.Избегаем долговременной прослушки музыки на максимальной громкости.
4.Следим за просадками напряжения питания аппаратуры, так как при низком напряжении резко увеличивается вероятность появления клипа.