как узнать код егаис торговой точки
Как узнать идентификатор, присвоенный в торговой точке в РАР
Взаимодействие торговой точки с системой ЕГАИС осуществляется через универсальный транспортный модуль (УТМ). Для работы с этим модулем требуется так называемый FSRAR_ID – идентификатор, который присваивается Росалкогольрегулированием каждой торговой точке юрлица либо индивидуальному предпринимателю. Помимо работы с УТМ, этот идентификатор могут запросить контрагенты.
Существует несколько способов узнать свой FSRAR_ID.
Из RSA-ключа
Чтобы узнать FSRAR_ID, потребуется запустить Единый клиент JaCarta и включить режим администратора:
Во вкладках необходимо выбрать «PKI». FSRAR_ID будет указан в разделе «Ключи и сертификаты»:
Этот же номер будет указан в поле «Кому выдан» при двойном нажатии на сертификат:
Если выбрать в текущем окне вкладку «Состав», а далее поле «Субъект», тот же самый идентификатор будет указан в поле «CN»:
Из сервиса Контур.Маркет
Если у юридического лица в Контур.Маркет добавлены торговые точки, то идентификатор каждой из них можно узнать, войдя в сервис. Где отобразится искомый код, указано на следующем изображении:
Из интерфейса УТМ
FSRAR_ID также указан в интерфейсе транспортного модуля во вкладке «Сертификаты». Цифровое значение «Сертификата RSA» и есть искомый идентификатор:
Как можно узнать код ЕГАИС
Около 25% всего реализуемого алкоголя в стране составляет нелегальный алкоголь. И эта статистика с каждым годом только растет. Поэтому для того, чтобы контролировать производство и реализацию товаров была создана ЕГАИС – единая государственная автоматизированная информационная служба, в базе данных которой содержится вся информация как об отечественных компаниях, так и об заграничных производителях. Необходимо понимать всю важность этой ситуации и быть осведомленным в том, как узнать код ЕГАИС для того, чтобы предотвратить появление контрафактной продукции.
Что необходимо для подключения к ЕГАИС?
Какая информация имеется в базе данных ЕГАИС?
Данные в систему ЕГАИС вносят как производители, так и поставщики товаров. Федеральная служба занимается ведением данных о типах марок, организациях и группах организаций, лицензиях и классификациях алкогольных товаров. Те, кто импортируют или производят продукцию, подают информацию о поставщиках продукции, нужных документах и грузополучателях. Также в базе есть информация о зарубежных поставщиках. Работа каждой из сторон процесса способствует честному контролю и правильной регулировки продаж на рынке алкогольной продукции.
В чем заключается работа ЕГАИС?
Каждый товар алкогольной продукции имеет специальную марку, в которой содержится нужная информация о производителе, а также характеристика самого напитка. На кассе продавец с помощью 2D – сканера считывает информацию со штрих – кода, после чего данные передаются на сервер ЕГАИС. Таким образом, система контроля в онлайн — режиме фиксирует продажу алкоголя.
Если же при продаже алкогольная продукция не пробивается в чек — это значит что товар действительно нелегальный или же такая ситуация произошла из-за некачественного штрих – кода. Также код может не читаться из — за истирания или повреждения марки во время транспортировки или искривления поверхности марки из – за особенностей тары.
Избежать трудностей с товарами на кассе достаточно несложно. Необходимо обязательно проверять наличие маркировки и ее качество на алкогольной продукции, быть уверенным в легальности продаваемых напитков, а также аккуратно обращаться с товаром и не допускать повреждение или порчу марки.
Как узнать свой код в системе?
Для того, чтобы узнать свой код в системе ЕГАИС (или FSRAR ID) нужно подготовить все к работе:
После запуска программы Единый Клиент JaCarta следует открыть вкладку PKI, выбрать сертификат в строке «Ключи и сертификаты». Если ключ – RSA идентичен с FSRAR ID, то цифры в названии сертификата и будут кодом в системе ЕГАИС.
Узнать свой идентификатор ЕГАИС можно, воспользовавшись программой AlcoHelp. В меню «Помощь» нужно выбрать пункт «УТМинфо», после чего появится окно с информацией об универсальном транспортном модуле (УТМ). В разделе «Строк действия сертификата» будет указан номер из 12 цифр, что и составляет FSRAR ID.
Или же в меню агента УТМ из домашней страницы можно перейти на вкладку «Сертификаты» или «Версия», где будет показано идентификатор ЕГАИС.
Как узнать код ЕГАИС организации?
В базе ЕГАИС имеется информация о продукции, акцизных и специальных марках, а также об организациях. Идентификатор ЕГАИС определенной организации можно узнать с помощью программы AlkoHelp. Для этого следует в разделе «Справочники организации» отправить запрос на получение информации. Далее появится окно, в котором нужно будет ввести идентификационный номер организации и подтвердить, нажав «ОК». После этого придет справочник со всей интересующей информацией об организации.
Куда обращаться для консультации?
За работу всей системы ЕГАИС несет ответственность служба Росалкогольрегулирования (ФС РАР). Эта структура занимается вопросами:
После регистрации на сайте Росалкогольрегулирования владелец магазина сможет не только узнать информацию об идентификаторе ЕГАИС, но и в любую минуту проверить легальность алкогольных товаров.
Как узнать код егаис торговой точки
Дата публикации 21.12.2015
Для подтверждения факта закупки на каждой обособленное подразделение организации должен быть сформирован свой RSA-ключ. Но прежде чем получить RSA-Ключ надо убедиться, что ваши подразделения правильно отражены в ЕГАИС.
Для это в личном кабинете ЕГАИС необходимо перейти в раздел «Получить ключ» (рис. 6).
В соответствии с законодательством каждое обособленное подразделение организации должно иметь уникальный КПП.
При повторе КПП у подразделений с разными адресами, за что предусмотрена административная ответственность, необходимо обращаться в ФНС. ФНС выдает уникальный КПП обособленным подразделениям с разными адресами до уровня номера дома, строения, литеры.
В случае, если по одному адресу организации осуществляют деятельность несколько подразделений с одним КПП (например, магазин и общепит), то JaCarta и RSA-ключ на них может быть один. В ЕГАИС все документы будут приходить на один адрес. Раздельный учет в разрезе каждого подразделения вы можете реализовать в своей учетной системе.
Если же адреса и КПП подразделений разные, то для работы в ЕГАИС потребуется столько носителей JaCarta с КЭП и RSA-ключами, сколько имеется обособленных подразделений.
Для организаций-лицензиатов этот раздел заполняется автоматически по данным из реестра лицензий. Если ваша организация является лицензиатом, проверьте, что в списке есть все ваши торговые точки и на каждую точку с отдельным адресом есть возможность Сформировать ключ. При повторе КПП у подразделений с разными адресами необходимо обращаться в ФНС за выдачей отдельного КПП для каждого адреса.
4.2. Организации – не лицензиаты
Если ваша организация торгует только пивом и не является лицензиатом, то вам необходимо вручную занести свои подразделения в разделе «Контрагенты» личного кабинета (рис. 7).
Для этого нажмите клавишу «Добавить (ЮЛ)» и заполните все перечисленные поля. Повторите эти действия для каждого своего подразделения. Сформированные запросы отправляются на проверку в ФНС, их статус можно отслеживать в таблице в разделе «Контрагенты» личного кабинета. После того, как статус запроса станет «Подтверждена ФНС», подразделение появится в разделе «Получить ключ» и на него можно будет сформировать RSA-ключ.
Если Вы увидите статус «Отказано ФНС», то попробуйте сделать запрос еще раз и проверьте правильность введенных данных. В случае неоднократного отказа, рекомендуем обратиться в ФНС, т.к. данной организации или ОП нет в реестре электронных услуг ФНС.
4.3. Индивидуальные предприниматели
Индивидуальные предприниматели также как и организации – не лицензиаты должны сами занести свой адрес осуществления деятельности по кнопке «Добавить (ИП)» в разделе «Контрагенты» личного кабинета, с той лишь разницей, что ИП могут сделать это однократно, указав адрес любой из своих торговых точек.
Запрос отправляется на проверку в ФНС, его статус можно отслеживать в таблице в разделе «Контрагенты» личного кабинета. Всем адресам осуществления деятельности ИП будет присвоен один идентификатор в системе ЕГАИС. После того, как статус запроса станет «Подтверждена ФНС», в разделе «Получить ключ» можно будет сформировать RSA-ключ.
Для ИП экземпляр программных средств ЕГАИС и JaCarta c КЭП и RSA-ключом нужны в единственном экземпляре.
4.4. Ошибка в реквизитах торговой точки
При обнаружении ошибки в личном кабинете ЕГАИС в реквизитах торговой точки, сверьте сначала их с данными в лицензии и в реестре лицензий. Если ошибка повторяется в лицензии, обратитесь в местные лицензирующие органы для исправления.
Если в реестре лицензий все правильно или вы не являйтесь лицензиатом, обратитесь на линию технической поддержки ФСРАР по вопросам ЕГАИС по тел. 8-495-916-61-01, вн. 3400 или на официальный форум ФСРАР по ЕГАИС.
Вопросы по ЕГАИС
Что означает аббревиатура ЕГАИС
ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система. С ее помощью государство контролирует, сколько алкоголя и спиртосодержащей продукции производится, импортируется и продается в России. С 2016 года к ЕГАИС должны подключиться все заведения общественного питания, оптовые и розничные продавцы алкоголя, включая продавцов пива и слабоалкогольных напитков (Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ). Они должны под подтверждать в системе факт закупки алкоголя в магазин или на склад, а а также продажу алкоголя конечному покупателю. Работу системы регулирует Федеральная служба по Росалкогольрегулированию (ФСРАР).
Какие организации должны работать в ЕГАИС
Какие организации | Что фиксируют в ЕГАИС |
Розничные магазины, которые реализуют, хранят и продают алкоголь и спиртосодержащую продукцию | Закупку алкоголя |
ИП, закупающие пиво, пивные напитки, пуаре, медовуху, сидр для дальнейшей розничной продажи | Закупку алкоголя |
Организации, торгующие в розницу алкогольной продукцией в городах и сельских поселениях | Закупку алкоголя |
Продажу алкоголя |
Как взаимодействуют при помощи ЕГАИС участники алкогольного рынка
Производители и импортеры алкоголя должны промаркировать каждую бутылку, кег и другие единицы товара, содержащего алкоголь. Импортеры наклеивают акцизные марки, а производители федеральные специальные марки. По двумерному штрих-коду на каждой бутылке можно выяснить:
Кладовщик в процессе приемки алкоголя на склад или в розничный магазин обрабатывает через ЕГАИС накладные от поставщиков. Проверив на каждой бутылке акцизные или специальные марки, сравнив реальный товар с данными в электронных накладных от поставщика, сотрудник отправляет ответ в систему:
Чтобы взаимодействовать с ЕГАИС, каждой торговой точке с уникальным КПП нужен компьютер с интернетом и программой, которая взаимодействует с универсальным транспортным модулем — модуль обменивается данными с ЕГАИС. Для защищенной связи с ЕГАИС используется квалифицированная электронная подпись. Но обычная подпись не подойдет — нужна подпись, записанная на специальный носитель, например, Рутокен ЭЦП 2.0 или JaCarta-2 SE. Кладовщик или товаровед принимает на склад алкоголь, используя доработанную товароучетную систему магазина или отдельную программу.
Кассир, продавая алкоголь конечному покупателю, считывает сканером с каждой бутылки штрих-ход. Кассовая программа магазина должна быть модифицирована соответствующим образом, чтобы отправить сведения со штрих-кода на сервер ФС РАР на проверку. Если проверка прошла успешно, ЕГАИС создает уникальный QR-код на алкоголь и после этого можно пробить чек.
Покупатель получает чек с QR-кодом (в чеке будет напечатан один QR-код на любое число бутылок). Отсканировав код с чека можно убедиться в том, что алкоголь произведен легально, узнать из базы ЕГАИС всю информацию о производителе.
Что будет с теми, кто не подключится к ЕГАИС
Тем, кто нарушает порядок фиксации сведений в ЕГАИС об объемах производства и оборота алкогольной продукции, в соответствии со ст.14.19 КоАП РФ полагаются штрафы:
Как избежать рисков
Установить нужное оборудование в магазине и программное обеспечение на компьютер
На законных основаниях принимать и продавать алкоголь без соблюдения этого требования не получится.
Не работать с ненадежными оптовиками
Розничным магазинам надо внимательно относиться к приемке товара. Продукцию с плохочитаемыми штрих-кодами продать не получится, а за нелегальный алкоголь магазины будут нести ответственность. При продаже такого товара конечному потребителю ЕГАИС отправит сигнал в РАР, и магазин ждет штраф.
Настроить хорошее соединение с интернетом
Магазин обменивается информацией с ЕГАИС в электронном виде через интернет. Если соединение пропадет, программный модуль на кассе сможет работать в офлайн-режиме не дольше трех дней. Если не восстановить интернет за это время, придется прекратить продажу алкоголя.
Какое ПО и оборудование нужно иметь, чтобы подключиться к ЕГАИС
Розничным продавцам, ресторанам и кафе для приемки алкоголя в каждой торговой точке нужно иметь
Для продажи алкоголя розничным продавцам в каждой торговой точке необходимы:
Что предпринимателю сделать для подключения к ЕГАИС
Для приемки алкоголя и розничной продажи в каждой торговой точке нужно:
Где получить электронную подпись для отчетности в ЕГАИС
Все документы, которые розница отправляет в ЕГАИС, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП). КЭП должна быть записана на носитель со встроенным криптопровайдером, например, JaCarta-2 SE или Рутокен ЭЦП 2.0. Юридическим лицам нужно иметь отдельный крипто-ключ с КЭП в каждой торговой точке или складе с уникальным КПП, а для ИП достаточно одного ключа, независимо от количества магазинов.
Что будет, если в торговой точке пропадет интернет
Программный модуль ЕГАИС на этапе продажи товара сможет работать в офлайн-режиме не дольше трех дней. Если за это время связь восстановить не получится, ФСРАР заблокирует разрешение на продажу алкоголя. Когда интернет снова появится, система передаст всю накопленную информацию о продаже алкоголя в ФСРАР.
Кто не должен подключаться к ЕГАИС
Федеральный закон № 182-ФЗ освобождает от подключения:
Как подключиться к ЕГАИС
Продавцы алкоголя — водки, пива и даже медовухи — должны работать в ЕГАИС. Это всероссийская база данных, которая контролирует производство и продажу алкоголя. Мы расспросили двух владельцев баров — Александра Березина (пивотека Hophead) и Алексея Свиридова (бургерная «Салют» и бар Showme), как они подключались к ЕГАИС. Всё записали и делимся с вами.
Государство придумало ЕГАИС, чтобы контролировать путь каждой бутылки от производства до покупателя — и так избавиться от подделок алкоголя. Когда поставщик привозит ящик водки, вы принимаете накладную — так сообщаете ЕГАИС, что водка у вас. Если какая-то бутылка разбилась, оформляете акт списания — говорите системе, что больше такой бутылки нет. Когда продаёте, онлайн-касса формирует чек — система узнаёт, что водка из магазина перешла к покупателю. Путь бутылки закончился — государство проконтролировало этот путь. Если в цепочку попадёт подделка, её сразу вычислят, а продавцов оштрафуют.
Штраф физическим лицам — до 15 000 ₽;
Юридическим лицам — от 150 000 до 200 000 ₽.
Чтобы продавать алкоголь, надо научить онлайн-кассу отправлять в ЕГАИС накладные и чеки. Для этого нужно купить крипто-ключ с электронной подписью, зарегистрироваться на сайте egais.ru, сформировать защитный ключ RSA, установить УТМ — Универсальный транспортный модуль. А если торгуете крепким алкоголем, обзавестись кое-каким оборудованием. Объясняем по шагам.
1. Покупаем крипто-ключ с электронной подписью
Цена: 1500—2000 ₽ за ключ, 2000—2500 ₽ за подпись.
Срок оформления: один рабочий день после оплаты.
Крипто-ключ — это специальная флешка, с помощью которой вы будете входить в ЕГАИС. На крипто-ключ нужно записать КЭП — квалифицированную электронную подпись (другие названия — ЭЦП или ЭП). Она нужна, чтобы подписывать файлы: накладные, чеки и акты. Если у вас уже есть ЭЦП — уточните в компании, которая ее оформила, подойдет ли она для ЕГАИС.
Самые распространенные крипто-ключи — JaCarta SE и Rutoken ЭЦП 2.0. Выбирайте любой: различия ни на что не влияют
Самые распространенные крипто-ключи — JaCarta SE и Rutoken ЭЦП 2.0. Выбирайте любой: различия ни на что не влияют
Если у вас несколько точек, а работаете вы как ООО, вы должны купить ключи для каждой. ИП может зарегистрировать одну подпись, даже если торгует на нескольких точках.
Ключи с подписями продает уполномоченный орган — ФГУП «Центринформ». Если в вашем городе нет филиала «Центринформа», значит, есть компания-партнер — Удостоверяющий центр с лицензией на выдачу КЭП. Посмотрите список таких организаций на Едином портале электронной подписи РФ. Вы можете купить ключ отдельно у производителей, но проще заказать комплектом в «Центринформе» — всё равно поедете туда за подписью.
Чтобы получить ключ, зарегистрируйтесь на сайте «Центринформа», выберите офис обслуживания, сделайте заказ и оплатите счет. После оплаты позвоните в офис и договоритесь о визите. Можете пойти лично или отправить курьера с доверенностью, но только если у вас есть печать: без печати не сделать доверенность. Если вы ИП и не делали печати, придется идти самому.
Ко встрече подготовьте документы — скачайте их на сайте «Центринформа», когда будете заказывать подпись:
Распечатайте каждый документ на листе А4: один документ — один лист. Подпишите и поставьте печать. В дополнение к ним подготовьте документы по списку ниже.
Филиалам юрлиц — в дополнение к основному списку:
Индивидуальным предпринимателям с печатью:
Индивидуальным предпринимателям без печати:
Как заверять документы
— Руководитель компании. В дополнение ко всем документам принесите выписку из ЕГРЮЛ: в ней указано имя руководителя.
— Главный бухгалтер или сотрудник отдела кадров. Принесите копию приказа о назначении сотрудника, заверенную руководителем или самим сотрудником.
— Любой сотрудник компании. Принесите копию приказа о назначении сотрудника и копию приказа о наделении сотрудника правом заверения документов. Копии заверяет сам сотрудник или руководитель.
— Курьер, который получает КЭП. Дайте ему доверенность от компании, дающую право заверять документы. Пусть возьмет оригинал и заверенную копию: оригинал он просто покажет, а копию сдаст в «Центринформ». Заверить копию может сам курьер.
Если вы ИП с печатью, документы можете заверить сами. Если печати нет, придется заверять документы у нотариуса.
На каждой странице копии напишите «Копия верна», укажите должность и дату заверения, поставьте печать и подпись с расшифровкой
На каждой странице копии напишите «Копия верна», укажите должность и дату заверения, поставьте печать и подпись с расшифровкой
Вы можете не заверять каждую страницу, а прошить документ и заверить место, в котором заклеили узел. Печать должна частично стоять на наклейке — так сотрудник «Центринформа» убедится, что никто не добавил в подшивку лишние документы.
Все копии, кроме паспорта, действительны месяц. Копия паспорта — только три дня
Все копии, кроме паспорта, действительны месяц. Копия паспорта — только три дня
В «Центринформе» вам выдадут крипто-ключ с КЭП и пин-коды, чтобы подключиться к ЕГАИС. Их два: для PKI-части и для ГОСТ-части — ЕГАИС сам скажет, когда какой вводить. Если вы не получили пин-коды, воспользуйтесь стандартными:
Больше о стандартных пин-кодах для разных носителей — в статье на «Контуре»
Теперь вы должны активировать крипто-ключ. Перед этим проверьте, что ваш компьютер соответствует минимальным техническим требованиям:
Процессор | Процессор х32 с частотой 1,8 ГГц и выше |
Оперативная память | 2 Гб и более |
Выход в интернет | Ethernet, 100/1000 Мбит/с, разъем RJ45 |
Объем жесткого диска | Не менее 50 Гб |
Операционная система | Windows 7 Starter и выше |
Общесистемное ПО | Java 8 и выше |
Вставьте крипто-ключ в компьютер. Запустите программу активации — её выдаст продавец ключа. Если не выдал — можете скачать:
Не вынимайте ключ, пока не закончите активацию.
Вы должны обновлять КЭП каждый год, то есть каждый год платить за него. Можете сэкономить на флешке, записав новую КЭП на старый крипто-ключ.
Чтобы продлить КЭП, свяжитесь с обслуживающей компанией по телефону или оставьте заявку в электронном виде. Заявку будут обрабатывать несколько дней, поэтому лучше продлить заранее. Так вы не потеряете продажи из-за того, что КЭП еще не продлили.
2. Формируем защитный ключ RSA
RSA-ключ — это сертификат для защищенного соединения с ЕГАИС. Он записывается на ваш крипто-ключ через сайт egais.ru. Это бесплатно.
Чтобы сформировать ключ RSA, зарегистрируйтесь на сайте egais.ru. Войдите в личный кабинет с помощью КЭП и нажмите «Показать сертификаты». На экране появятся сертификаты с данными о ваших точках продаж: ИНН, КПП, ФИО руководителя и имейл. Они понадобятся для записи RSA-ключа.
Перейдите в раздел «Получить ключ». На экране появится список точек продаж, которые вы указали при регистрации. Выберите из списка точку, для которой предназначен крипто-ключ, и нажмите «Сформировать ключ». После этого система попросит ввести пин-код PKI. Пин-код по умолчанию — 1111111111 (восемь единиц). RSA-ключ будет записан на ваш крипто-ключ.
3. Устанавливаем УТМ
Для связи с ЕГАИС нужна специальная программа — УТМ. Программу можно поставить на компьютер, но тогда его надо всё время держать рядом с кассой — это неудобно, если на прилавке мало места. Если это ваш случай, можете купить УТМ-хаб — специальный мини-компьютер для УТМ. Сам УТМ скачайте бесплатно в личном кабинете на сайте ЕГАИС.
1. Перейдите в раздел «Транспортный модуль», выберите вариант программы для вашей операционной системы и нажмите «Скачать установщик транспортного модуля».
2. Найдите установщик в загрузках, кликните правой кнопкой и выберите опцию «Запуск от имени администратора».
4. Выберите папку для установки программы и нажмите «Далее».
5. Выберите, где создать ярлык, и нажмите «Далее».
6. Поставьте галочку, если хотите создать ярлык на Рабочем столе, и нажмите «Далее».
7. Нажмите кнопку «Установить».
8. В окне «Ключ ФСРАР УТМ» введите пин-код PKI. Пин-код по умолчанию — 1111111111 (восемь единиц). Нажмите «Поиск». Выберите ваш сертификат и нажмите «Далее».
9. Если вы используете прокси, укажите настройки сервера. Если не используете, жмите «Без прокси» и «Далее».
10. Введите пин-код части ГОСТ и нажмите «Поиск». По умолчанию — 0987654321. Выберите ваш сертификат и нажмите «Далее».
12. Откройте браузер. В адресной строке введите localhost:8080. Если увидите это сообщение, значит УТМ установлен правильно.
13. На компьютере УТМ надо запускать специально. Вставьте крипто-ключ в компьютер, нажмите правой кнопкой мыши на значок УТМ и выберите опцию «Запустить».
Если вы купили УТМ-хаб, он сам запустит программу — ничего делать не надо. Кроме того, УТМ можно запускать через товароучетную программу, поддерживающую связь с ЕГАИС — 1С, «Мой склад» или другие.
4. Покупаем дополнительное оборудование
Если торгуете крепкими напитками, вы должны учитывать каждую бутылку. Для этого понадобится 2D-сканер, который умеет читать QR-коды. Если торгуете слабым алкоголем, учитывать каждую бутылку не нужно — достаточно 1D-сканера.
Проверьте, насколько стабильно работает интернет. Если сигнал плохой, система будет работать неправильно. Если же в системе будет что-то не учтено, это грозит штрафом, и сослаться на плохое качество связи не получится. Лучше подключить компьютер через кабель Ethernet, а не через wi-fi.
Подытожим
Каждый продавец спиртного должен отчитываться о закупках и продажах в ЕГАИС, иначе торговля будет нелегальной. Чтобы подключиться и начать работать с ЕГАИС, вы должны:
1. Купить крипто-ключ и записать на него Квалифицированную электронную подпись.
2. Подключить крипто-ключ к компьютеру и и активировать его.
3. Зарегистрироваться на сайте egais.ru и войти в личный кабинет с помощью КЭП.
4. На сайте сформировать RSA-ключ, который также запишется на крипто-ключ.
5. Скачать и установить на компьютер Универсальный Транспортный Модуль (УТМ).
6. Запустить УТМ через товароучётку.
7. Продавцам крепкого алкоголя, которые отчитываются не только о закупках, но и о продажах — иметь 2D-сканер.
8. Обеспечить стабильный доступ к интернету.