как узнать код товара для упд

Заполняем универсальный передаточный документ: пошаговая инструкция

УПД — это универсальный передаточный документ. Специализированная форма объединяет в себе сразу два первичных регистра: счет-фактуру для оплаты и налогообложения НДС и накладную, подтверждающую отгрузку товаров.

Скачать образец формы УПД 2021 года в Еxcel для заполнения
Скачать образец заполнения универсального передаточного документа для товаров
Скачать образец заполнения УПД на услуги, работы
Скачать УПД без НДС в формате Еxcel

Каковы общие требования к документообороту

По общим правилам любая операция оформляется документально. Для отгрузки товаров или при оказании услуг и работ компания оформляет соответствующую форму первичной документации. Например, накладную на поставку продукции или акт выполненных работ или услуг.

Затем, чтобы предъявить требования по оплате заказчику, компания формирует счет-фактуру. Этот документ является основой при исчислении налога на добавленную стоимость и имеет унифицированный бланк.

Но такой порядок документооборота не единственный. Чиновники предусмотрели упрощенный алгоритм, при котором вместо накладных и счета-фактуры формируется только один формуляр — универсальный передаточный документ.

Как это работает на практике

Организация реализует услуги сторонней компании по договору. В момент оказания услуг стороны обязаны подписать акт об оказанных услугах. Только после того как заказчик примет выполненные действия, компания вправе выставлять требования по оплате. То есть сформировать счет-фактуру.

Документооборот общего порядка не всегда удобен. Например, если заказчик и исполнитель находятся в разных населенных пунктах или даже регионах. Это дополнительные издержки организаций.

Сократить расходы позволит упрощенный способ документооборота: поставщик формирует УПД, который заменяет и акт, и счет-фактуру одновременно. Заказчик, проверив качество и объем оказанных услуг, подпишет форму и сразу передаст на оплату. Это существенно сократит время расчетов между сторонами.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы формировать УПД при изменении стоимости товаров, работ, услуг.

как узнать код товара для упд. 2021 07 02 11 16 43 2021 07. как узнать код товара для упд фото. как узнать код товара для упд-2021 07 02 11 16 43 2021 07. картинка как узнать код товара для упд. картинка 2021 07 02 11 16 43 2021 07.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Какой бланк использовать в работе

Единая форма УПД не предусмотрена. Организации вправе самостоятельно разрабатывать бланки первичной документации. Правило введено с 2013 года, со вступлением в силу закона «О бухучете» № 402-ФЗ. Учреждение вправе разработать собственный передаточный документ, который отвечает особенностям и специфике деятельности. Допускается использовать рекомендованный бланк, утвержденный в приложении № 1 к письму ФНС России № ММВ-20-3/ [email protected] от 21.10.2013. Или доработать форму ФНС своими графами и полями (Письмо ФНС России № ЕД-4-15/18322 от 14.09.2017). Но шаблон, рекомендованный ФНС, удобен и раскрывает все обязательные реквизиты.

Если организация решила использовать самостоятельно разработанный бланк, учтите два правила:

Без этого собственный формуляр использовать нельзя. Налоговики не примут документы к учету, что приведет к доначислению налогов и сборов и применению штрафных санкций.

Кто и когда использует УПД

Универсальную первичку вправе применять любые организации: и ИП, и даже бюджетники. Нет никакой разницы, какой режим налогообложения применяет экономический субъект. Организационно-правовая форма, как и форма собственности, тоже не имеет значения. Используйте УПД при оформлении операций:

Инструкция по заполнению

Правила оформления формуляра закреплены во втором приложении письма ФНС. Порядок, как правильно заполнить УПД покупателю товара построчно, — в таблице:

Содержание и рекомендации по заполнению

Предусмотрены два варианта заполнения:

Регистрируем идентификационную информацию о заказчике и исполнителе по договору. Фиксируем наименование сторон, ИНН и КПП, адреса. При необходимости заполняем сведения о грузоотправителе.

Указываем код 643 — российский рубль.

Все операции в бухучете отражаются в рублевом эквиваленте!

Детализируем сведения о предмете договора. Например, если между сторонами заключен договор поставки, то необходимо обозначить информацию о товаре. Для договора подряда или оказания услуг фиксируем сведения об оказанных услугах, работах. В обновленной рекомендованной форме появилась графа «Код вида товара» — 1а. В нормативах Внешнеэкономической деятельности (ВЭД) разъясняется, где взять код вида товара в УПД, — в справочнике кодов ТН ВЭД ЕАЭС, который утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии № 54 от 16.07.2012. Код обязателен для товаров, экспортируемых из России в государства ЕАЭС. Если информации для заполнения нет, поставьте прочерк. Многие сервисы предлагают заполнить УПД бесплатно онлайн в 2021-м: это поможет избежать ошибок при формировании первичной документации.

Подписи ответственных работников

Эту часть УПД обязаны заверить руководитель и главбух организации. Либо иные лица, уполномоченные на совершение таких действий, по доверенности.

Это договор, контракт или соглашение. Впишите его реквизиты и дату подписания.

В инструкции ФНС указано, как правильно подписывать передаточный акт: ответственные лица со стороны заказчика и исполнителя проставляют подписи. Тем самым подтверждают факт передачи товара, оказания услуги, выполнения работы. Указываются дата подписания, ФИО и должность ответственного работника каждой стороны.

Печать на универсальный передаточный документ ставить необязательно.

Вот образец, как правильно заполнить УПД для товаров:

как узнать код товара для упд. obrazets zapolneniya upd dlya tovarov 2021 07 2021 07. как узнать код товара для упд фото. как узнать код товара для упд-obrazets zapolneniya upd dlya tovarov 2021 07 2021 07. картинка как узнать код товара для упд. картинка obrazets zapolneniya upd dlya tovarov 2021 07 2021 07.

как узнать код товара для упд. obrazets zapolneniya upd dlya rabot uslug 2021 07 2021 07. как узнать код товара для упд фото. как узнать код товара для упд-obrazets zapolneniya upd dlya rabot uslug 2021 07 2021 07. картинка как узнать код товара для упд. картинка obrazets zapolneniya upd dlya rabot uslug 2021 07 2021 07.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Универсальный передаточный документ (УПД): что это за документ, для чего он нужен и как его подготовить?

Все хозяйствующие субъекты должны документировать свою деятельность при отгрузке товара, приемке услуг, передаче результатов работы и имущественных прав. Объем документации, которую нужно готовить в процессе, довольно внушительный, а это приводит к финансовым затратам и увеличивает время на подготовку.

Для оптимизации деятельности компаний законодатели утвердили универсальный передаточный документ (УПД), который совмещает в себе функции первичного документа учета и счета-фактуры. Таким образом, ФНС, предложившее в 2013 г. новую форму бланка, решило упростить работу организациям.

Что это такое, как правильно оформлять, и кто должен его заполнять рассказываем в статье. Приведем примеры и образцы.

Когда стали применять УПД?

Хозяйственная деятельность компаний-плательщиков НДС, связанная с реализацией товаров, ведется, как правило, с применением 2-х документов.

Эти документы по своему содержанию во многом повторяют друг друга. Ведь в документах, регулирующих хозяйственную деятельность организации (ТОРГ-12, товарно-транспортная накладная Т-1), актах и счетах-фактурах содержание действий дублируется. Такой объем документации влечет за собой как временные затраты, так и денежные, а это неудобно и невыгодно компаниям. Оформление, учет, обеспечение сохранности, поиск и анализ документации – это трудоемкий процесс.

Бланк счета-фактуры утвержден Правительством РФ в конце 2011 г. (Постановление № 1137). В Постановлении изложен порядок заполнения счета-фактуры. В п.9 Правил говорится, что организации могут добавлять в документ дополнительные поля, если необходимо указать расширенную информацию.

Добавлять строки и графы в документ также не запрещает и Налоговое законодательство. Кроме этого, в соответствии с п.4 ст.9 402-ФЗ каждое предприятие с 2013 г. вправе формировать собственные первичные документы по бухгалтерскому учету.

Основываясь на этих положениях, налоговики решили сделать процесс составления документации проще и ввели в обиход единый документ на базе счета-фактуры.

Важный момент! Использование этого документа носит рекомендательный характер. Он предназначен только для упрощения работы бухгалтеров и для экономии времени. Применяется на усмотрение организации.

Для чего нужен?

Предложение налоговой службы сформулировано в письме «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры» от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@, где налогоплательщикам дана возможность применять в работе форму универсального передаточного документа (УПД) (Приложение № 1).

Данный документ совмещает в себе содержание и первичного учетного документа, и счета-фактуры. В нем указываются все необходимые характеристики и реквизиты. Плательщики налогов могут использовать его как при бухгалтерском учете, так и при налогообложении по НДС, а также по другим налоговым обязательствам.

УПД, составленный поставщиком, подойдет клиенту не только для вычета НДС, но и для подтверждения расходов по налогу на прибыль.

Компания, решившая включить в документооборот УПД, должна учитывать некоторые организационные моменты и привести в соответствие предложенную форму с актуальной версией счета-фактуры.

Соответствие УПД и счета-фактуры

Бланк счет-фактуры обновлялся в начале 2019 г., в УПД тоже необходимо включать поля для дополнительной информации о товаре:

Также в графе 11 УПД необходимо поменять наименование на «Регистрационный номер таможенной декларации».

Право корректировать счет-фактурные параметры УПД дает ФНС. Организации могут вносить изменения в бланк самостоятельно.

Сроки составления универсального передаточного документа

Требования к УПД изложены в гл.21 НК РФ и в 402-ФЗ. Организации должны их соблюдать, если решили применять документ в целях бухгалтерского учета и налогообложения (Письмо ФНС РФ от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96).

Согласно п.3 ст.168 НК РФ счет-фактуру при реализации товаров, работ, услуг (передаче прав собственности) нужно выставлять не менее чем за 5 календарных дней с момента отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг (передачи прав собственности). Первичный учетный документ необходимо составлять при совершении хозяйственной операции либо непосредственно после ее завершения (п.3 ст.9 402-ФЗ).

Таким образом, УПД необходимо заполнять при совершении хозяйственного этапа или после его окончания, чтобы соблюсти нормы 402-ФЗ и Налогового законодательства. Дата заполнения бланка прописывается в строке 1 УПД «Счет-фактура № ____ от __________». Она должна быть той же, что и дата, указанная в 11-й строке УПД «Дата отгрузки, передачи (сдачи) «__» __________ 20__ года».

Однако ФНС РФ допускает небольшое расхождение между днем оформления документа и днем отгрузки (Приложение № 3 к Письму ФНС от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96) в следующих ситуациях:

Но в любом случае УПД необходимо оформлять максимум на следующий день после отгрузки.

Как заполнять УПД? + образец

Первое, с чего нужно начать – это указать статус универсального передаточного документа. Эта метрика влияет на то, в каком качестве будет задействован УПД:

В первом случае обязательно заполняются все поля и для счета-фактуры, и для первичного бланка. Как счет-фактура в УПД необходимо внести все характеристики, указанные в ст.169 НК РФ и Постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. Как «первичка» УПД должен содержать параметры, предусмотренные в 402-ФЗ.

Во втором случае реквизиты, характерные для счета-фактуры, в УПД указывать не нужно. В этом случае документ используется только как передаточный и доказывает непосредственно произведенное хозяйственное действие.

После заполнения статуса переходим к строке 1 — указанию регистрационного номера УПД и даты его оформления. Для статуса 1 УПД необходимо руководствоваться нумерацией счетов-фактур, принятой в организации. А при статусе 2 нужно указывать номер согласно порядковой нумерации первичных документов.

Если необходимо исправить ошибку в уже предоставленном клиенту УПД, то в строке 1а прописывают номер и дату внесения корректировки. Документ исправляется в порядке, предусмотренном для корректировок счетов-фактур, компании должны руководствоваться им при внесении исправлений в УПД.

В строках 2, 2а 2б, а также строках 6, 6а, 6б обязательно следует указывать информацию о продавце и покупателе, соответственно.

Строка 3 предназначена для заполнения сведений о грузоотправителе, а строка 4 – о получателе товара. Эта информация указывается только при отгрузке товара. Если предметом контракта является выполнение работ или оказание услуг, то заполнять не нужно.

Строку 5 «К платежно-расчетному документу» может оставить пустой, если УПД используется только как «первичка».

В строке 7 прописывается используемая для сделки валюта и ее код, а в строке 8 — идентификатор госконтракта (не заполняется, если идентификатор не предусмотрен сделкой).

Таблица в УПД заполняется аналогично счету-фактуре и с соблюдением следующих правил:

Следующий этап – указание числа страниц, на которых был составлен УПД. Под таблицей свою подпись ставят уполномоченные лица: директор (ИП, управляющий, руководитель) и главный бухгалтер. Подписывать документ вправе уполномоченное на это действие лицо. УПД, используемый только как «первичка» (без характеристик счета-фактуры), не требует обязательного проставления подписей названных людей.

УПД подписывается следующим образом:

СтрокаКто подписываетКогда подписывается
10Фамилия и инициалы, должность и подпись лица, производившего отгрузку, передавшего услуги, итоги работы, права на собственностьВсегда, независимо от статуса УПД.

Если сотрудник, производивший отгрузку товара (передачу услуг, работ, имущественных прав) тот же, который подписал счет-фактуру, то подпись можно дважды не ставить. Достаточно заполнить только должность и Ф.И.О.

13Фамилия и инициалы, должность и подпись сотрудника, уполномоченного на оформление этапов хоздеятельности компании продавцаВсегда, независимо от статуса УПД.

Если сотрудник ответственный за составление, это тот же человек:

— который поставил свою подпись в строке 15, то подпись можно не дублировать, а заполнить только должность и Ф.И.О.;

— который подписал счет-фактуру, то подпись можно не дублировать, а заполнить только должность и Ф.И.О.

15Фамилия и инициалы, должность и подпись сотрудника, принявшего товар, услуги, результаты работы, права собственностиВсегда, независимо от статуса УПД
18Фамилия и инициалы, должность и подпись сотрудника, уполномоченного на оформление этапов хоздеятельности компании покупателяВсегда, независимо от статуса УПД.

Если сотрудник, ответственный за составление и лицо, поставившее свою подпись в 15-й строке – один и тот же человек, то подпись можно дважды не ставить, а заполнить только должность и Ф.И.О.

УПД содержит 3 строчки для указания даты:

Вне зависимости от того, пересекаются ли эти даты или нет в графе 3 «Дата и номер счета-фактуры продавца», в книге продаж в качестве дня отгрузки будет заполнена дата, указанная в 11-й строке УПД, кроме случая, когда точкой формирования налоговой базы является день приемки работ (16-я строка УПД).

В графе 8 «Дата принятия на учет товаров (работ, услуг, имущественных прав) в книге покупок будет прописана дата та же, что и в 16-й строке УПД.

Строки 14 и 19 нужны для указания названий хозяйствующих субъектов, которые причастны к оформлению бланков учета со стороны продавца и клиента. В них могут быть прописаны сведения об организации, ведущей бухгалтерский учет у продавца/клиента по договору оказания бухгалтерских услуг. В 14-й строке можно прописать сведения о комиссионере (агенте), передающем комитенту товар (работы, услуги), купленный у продавца от своего имени.

Заверять УПД печатью необязательно, это делается на усмотрение составителя. Но если печать ставится, то строки 14 и 19 можно оставить пустыми.

Образец универсального передаточного документа можно скачать по ссылке.

Заключение

Универсальный передаточный документ был введен в бухгалтерскую и налоговую отчетность с целью упростить процедуру подготовки документации и сократить время на ее оформление. Для этого и нужен УПД, который объединил в себе функции сразу 2-х бланков.

УПД применяется при начислении или вычете НДС, для подтверждения доходов для продавца или расходов для клиента. Налоговые органы проверяют УПД, основываясь на порядке и правилах, применяемых при проверке стандартной «первички» и счетов-фактур.

Правильное оформление УПД сводит к нулю все налоговые риски.

Источник

Как узнать код товара для упд

С 01.10.2017 внесены изменения в формы и правила заполнения (ведения) счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, журнала учета счетов-фактур, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Подробный комментарий см. здесь.

Универсальный передаточный документ позволяет экономическим субъектам, не нарушая налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете, объединить информацию, отражаемую в первичных учетных документах и счетах-фактурах, исключив ее дублирование.

Форма УПД носит рекомендательный характер, т.е. каждый налогоплательщик самостоятельно принимает решение, будет ли он применять этот новый документ в целях бухгалтерского учета и расчетов с бюджетом или будет использовать самостоятельно разработанные и утвержденные формы первичных учетных документов и отдельно оформленные счета-фактуры.

Для применения УПД не требуются какие-либо изменения в законодательство, поэтому уже сейчас его можно использовать для отражения фактов хозяйственной жизни и расчетов по НДС.

Правовая основа введения УПД

Многие реквизиты в счете-фактуре и в первичном документе (например, накладной) повторяются. Потребность в едином документе, который позволил бы снизить издержки на обработку информации, была очевидной.

До 1 января 2013 года объединение таких дублирующих документов было невозможным, так как:

Очевидно, что эти обязательные реквизиты первичных учетных документов и реквизиты счетов-фактур, являющихся документом налогового контроля за возмещением НДС и составляемых на основании этих первичных документов, содержат целый ряд дублирующих показателей. При этом, как и ранее, изъятие из документооборота счетов-фактур на законодательном уровне не поддерживается (письма Минфина России от 17.10.2013 № 03-07-14/43330, от 29.12.2012 № 03-07-03/230). В то же время глава 21 НК РФ не содержит ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов (сведений) (письма ФНС России от 23.08.2012 № АС-4-3/13968@, от 12.03.2012 № ЕД-4-3/4061@), а нормы Постановления № 1137 (в ред. постановления Правительства РФ от 29.11.2014 № 1279) прямо указывают на такую возможность (п. 9 Правил заполнения счета-фактуры).

Таким образом, отмена обязательности применения с 01.01.2013 для оформления фактов хозяйственной жизни унифицированных форм первичных документов и возможность внесения в форму счета-фактуры дополнительных сведений, представляющих собой недостающие обязательные реквизиты первичного учетного документа, установленные Законом № 402-ФЗ, сформировали условия для создания УПД на основе счета-фактуры и обеспечили правомерность его применения для целей бухгалтерского и налогового учета.

Такое объединение функций является вполне логичным и закономерным, так как надлежаще оформленные первичные учетные документы необходимы и для бухгалтерского, и для налогового учета.

Так, для исчисления налога на прибыль организаций:

Согласно нормам налогового законодательства в части применения НДС:

Применение УПД

Использование налогоплательщиком универсального передаточного документа позволяет:

ФНС России в письме от 05.03.2014 № ГД-4-3/3987@ подтвердила, что УПД может быть использован для подтверждения затрат, учитываемых при формировании налоговой базы в целях налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (п. 3 ст. 346.5) и при применении упрощенной системы налогообложения (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Минфин России в письме от 16.06.2014 № 03-07-09/28664 еще раз подчеркнул правомерность заявления налогового вычета на основании УПД, поскольку указанные в УПД сведения, относящиеся к первичному учетному документу, являются, по сути, дополнительной информацией, внесенной в счет-фактуру, что не запрещено нормами НК РФ и постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Федеральное налоговое ведомство, предложив форму УПД, пояснила, что новый документ применим для оформления таких операций, как:

Форма УПД может использоваться как совмещенный комплексный документ (первичный и счет-фактура) и как только первичный учетный документ. При этом УПД не применяется только в качестве счета-фактуры. А это означает, что при получении предоплаты или сумм, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), а также при исполнении обязанностей налоговых агентов нужно выставлять счета-фактуры в обычной форме, установленной Постановлением № 1137.

УПД можно оформлять наряду с традиционными первичными документами и счетами-фактурами.

ВАЖНО! Введение формы в оборот не является обязательным и никак не ущемляет права хозяйствующих субъектов на применение любых других форм, соответствующих требованиям статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Как отметила ФНС России в письме от 29.01.2014 № ГД-4-3/1402@, если форма УПД в силу определенных причин не удовлетворяет требованиям сторон сделки, то ограничений для оформления хозяйственных операций документами иной формы (в том числе двуязычной) не существует.

Форма УПД

Поскольку УПД построен на базе счета-фактуры, то форма счета-фактуры, утвержденная Постановлением № 1137 (в ред. постановления Правительства РФ от 28.05.2013 № 446), была «встроена» в УПД и обведена жирной линией.

При внесении в форму счета-фактуры последующих изменений (постановления Правительства РФ от 25.05.2017 № 625, от 19.08.2017 № 981) ФНС России рекомендовала налогоплательщикам самостоятельно дополнять рекомендованную форму УПД показателями, необходимыми для выполнения требований, установленных ст. 169 НК РФ и Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными Постановлением № 1137 (письма ФНС России от 14.09.2017 № ЕД-4-15/18321, от 14.09.2017 № ЕД-4-15/18322).

Наличие в форме обязательных реквизитов первичного учетного документа, поименованных в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, обеспечивается за счет следующих показателей:

В этой связи возможна ситуация, когда при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав оба экземпляра УПД будут переданы продавцом покупателю.

Как разъяснила ФНС России в письме от 21.04.2014 № ГД-4-3/7593, у организации, не применяющей электронные документы, факт отгрузки и выставления счета-фактуры в зависимости от применяемого в организации документооборота может быть подтвержден любыми оставшимися в организации документами, зафиксировавшими факт выбытия материальных ценностей от материально ответственного лица (складскими документами по учету материальных ценностей в увязке с транспортными накладными, документами по учету путевых листов или копией (в том числе на электронном носителе) оформленного продавцом УПД, или др., на основании которых ценности обычно «снимаются» с учета конкретного подотчетного лица), а также документами, подтверждающими передачу двух экземпляров УПД в адрес покупателя (реестрами товаросопроводительных документов, расписками курьеров, описями вложений в почтовые отправления и т.п.).

Формирование организацией передаточного документа в электронном виде позволит всегда иметь оригинал отправленного электронного документа.

Статус УПД

В универсальном передаточном документе присутствует реквизит «Статус УПД», который носит сугубо информационный характер и может принимать значение «1» или «2».

Если значение статуса равно «1», то документ применяется одновременно:

Если значение статуса равно «2», то документ применяется только в качестве первичного учетного документа.

УПД со статусом «2» могут использовать налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, так как выставление такого документа не приводит к возникновению обязанности по исчислению и уплате НДС.

Кроме этого, документ со статусом «2» может применяться при отгрузке товаров комитентом комиссионеру, а также налогоплательщиками при осуществлении операций, местом реализации которых не признается территория РФ, т.е. не являющихся объектом налогообложения по НДС.

При применении УПД со статусом «2» могут не заполняться поля, установленные в качестве обязательных исключительно для счета-фактуры:

В то же время в случае, если плательщик НДС выполнит все требования к заполнению показателей УПД, относящихся к счету-фактуре, но ошибочно укажет статус «2», такой УПД не лишит покупателя права на налоговый вычет.

Номер УПД

Номер передаточного документа будет зависеть от его статуса.

Напомним, что налоговое законодательство предъявляет определенные требования к порядку нумерации счетов-фактур. Так, при выставлении счета-фактуры в строке (1) должен быть обязательно указан его порядковый номер (п. 5 ст. 169 НК РФ, пп. «а» п. 1 Правил заполнения счетов-фактур, утв. Постановлением № 1137).

Номера счетов-фактур, в т.ч. корректировочных и авансовых, присваиваются в хронологическом порядке (письмо Минфина России от 10.08.2012 № 03-07-11/284).

Кроме этого, определен специальный порядок нумерации счетов-фактур обособленными подразделениями (участником товарищества, доверительным управляющим).

Что касается требований к первичному бухгалтерскому документу, то в качестве обязательного реквизита номер не поименован (ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Дата УПД

В рекомендуемой форме универсального передаточного документа присутствуют три даты:

Законодательство по НДС достаточно точно связывает дату составления счета-фактуры, момент определения налоговой базы и возникновение права на вычет у покупателя. Так, в соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ, пп. «а» п. 1 Правил заполнения счетов-фактур дата счета-фактуры является его обязательным реквизитом. Кроме того, согласно существующим разъяснениям:

Согласно разъяснениям ФНС России возможны следующие варианты проставления дат в универсальном передаточном документе.

Первый вариант: УПД составляется в момент совершения факта хозяйственной жизни (отгрузки товара, передачи работ, услуг, имущественных прав). При этом может быть «идеальный вариант», когда дата составления документа, даты отгрузки и приемки товаров совпадают, тогда соответственно совпадают и показатели строк (1), [11] и [16].

Могут совпадать даты составления документа и дата отгрузки, то есть совпадают строки (1) и [11], а дата приемки, то есть стр. [16] будет позже.
В этих случаях моментом определения налоговой базы по НДС будет являться дата, указанная в строках (1) и [11], а для работ – в строке [16].

Второй вариант: УПД составляется до совершения факта хозяйственной жизни (перед отгрузкой товаров, передачей работ). В этом случае хронология событий будет выглядеть следующим образом:

Моментом определения налоговой базы по НДС в этом случае будет являться дата, указанная в строке [11], а для работ – в строке [16].

Третий вариант: при совершении факта хозяйственной жизни оформить документ не представлялось возможным, поэтому УПД был составлен непосредственно после его окончания (в предусмотренных ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ случаях). Тогда хронология событий будет выглядеть следующим образом:

Моментом определения налоговой базы по НДС в этом случае будет являться дата, указанная в строке [11], а для работ – в строке [16].

Что касается покупателя, то согласно требованиям налогового законодательства он вправе заявлять налоговый вычет:

Следовательно, право на вычет НДС возникает у покупателя при наличии УПД и не раньше даты получения товара или даты приемки работ, указанной в строке [16].

В целях исчисления налога на прибыль при определении даты осуществления расходов используются следующие даты:

Как разъяснила ФНС России в письме от 21.04.2014 № ГД-4-3/7593, принятые по УПД ценности отражаются в налоговом учете как приобретенные материалы, товары, основные средства, имущественные права, потребленные услуги и полученные результаты работ для дальнейшего применения к ним соответствующих правил учета в составе расходов, установленных главой 25 НК РФ для различного вида затрат.

При этом дата признания отраженной в УПД суммы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль покупателем (заказчиком, правополучателем) не может быть ранее показателя строки [16], если только из содержания факта хозяйственной жизни, зафиксированного в документе, не следует иное.

В соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ датой признания полученных доходов продавцом признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (п. 1 ст. 248 НК РФ). Таким образом, в целях включения выручки в состав налоговой базы по налогу на прибыль продавцом используются аналогичные вышеуказанные даты УПД.

При наличии иных документов, подтверждающих факты передачи на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездного оказания услуг, в целях налогообложения продавца/исполнителя/правообладателя будет применяться более ранняя дата, следующая из такого иного документа.

Подписание УПД

Форма УПД предусматривает наличие сразу пяти подписей на документе. Однако далеко не во всех случаях необходимо именно такое их количество.

В строке [10] указывается должность, фамилия, инициалы и подпись лица, совершившего отгрузку товара, или лица, уполномоченного подписывать акты передачи результатов работ (услуг, имущественных прав) от имени экономического субъекта. Если это лицо совпадает с лицом, уполномоченным подписывать счет-фактуру, то может указываться только должность, фамилия и инициалы без повторения подписи.

В строке [13] указывается должность, фамилия, инициалы и подпись лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни, со стороны продавца. Если это лицо совпадает с лицом, указанным в строке [10], то могут указываться только должность, фамилия и инициалы без повторения подписи.

В строке [15] указывается должность, фамилия, инициалы и подпись лица, получившего товар, или лица, уполномоченного подписывать акты передачи результатов работ (услуг, имущественных прав) от имени экономического субъекта.

В строке [18] указывается должность, фамилия, инициалы и подпись лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни, со стороны покупателя. Если это лицо совпадает с лицом, указанным в строке [15], то может указываться только должность, фамилия и инициалы без повторения подписи.

Обращаем ваше внимание, что Федеральным законом от 21.12.2013 № 357-ФЗ были внесены изменения в статью 9 Закона № 402-ФЗ. Согласно этим поправками с 1 января 2014 года, во-первых, недопустимо принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Во-вторых, разграничена ответственность лиц, оформляющих первичные учетные документы, и лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Так, именно лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. А лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Наименование экономического субъекта и печать

Строка [14] УПД содержит показатель, позволяющий включить информацию о хозяйствующем субъекте, принимавшем участие в составлении документа со стороны продавца (исполнителя), в том числе:

Строка [19] – показатель, позволяющий включить информацию о хозяйствующем субъекте, принимавшем участие в составлении документа со стороны покупателя (заказчика), в том числе сведения о лице, ведущем бухгалтерский учет покупателя.

Что касается печати, то она не предусмотрена для счета-фактуры (исключена из п. 6 ст. 169 НК РФ с 01.01.2002) и не является обязательным реквизитом первичного учетного документа, поэтому отсутствие печати в УПД не является препятствием как для вычета НДС, так и для документального подтверждения расходов для целей налога на прибыль.

В то же время при наличии печати, имеющей в своем составе полное наименование экономического субъекта, составившего документ, показатели строк [14] и [19] могут не заполняться.

Дополнительные поля УПД

В универсальный передаточный документ введены дополнительные поля, которые необязательны для заполнения, но могут быть использованы как для удобства пользователей, так и в соответствии с принятым в организации порядком заполнения первичных учетных документов.

К дополнительным относятся следующие поля УПД:

В строке [17] указываются дополнительные сведения о наличии/отсутствии претензий, данные о документах, оформленных покупателем (заказчиком при получении товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся неотъемлемыми приложениями УПД.

Кроме того, налогоплательщики вправе вносить в УПД любую дополнительную информацию, необходимую сторонам сделки для оформления операции. Такие сведения могут указываться как в виде дополнительных столбцов (по аналогии со столбцами «А» и «Б»), так и в виде дополнительных строк (аналогично строкам 8-19) (письмо ФНС России от 24.01.2014 № ЕД-4-15/1121@).

Исправление УПД

Правила исправления ошибок, допущенных при составлении УПД, разъяснены в Приложении № 7 к письму ФНС России от 17.10.2014 № ММВ-20-15/86@.

Рекомендованный налоговой службой порядок исправления УПД зависит, во-первых, от статуса УПД и, во-вторых, от того, какие именно показатели в документе необходимо уточнить.

Исправление УПД со статусом «1».

В этом случае исправление показателей УПД рекомендуется производить путем составления нового исправленного экземпляра УПД со статусом «1» в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137: в новом экземпляре УПД сохраняются данные показателей строки (1) УПД, составленного до внесения в него исправлений, в строке (1а) указываются порядковый номер исправления и дата исправления и переносятся все показатели из экземпляра, составленного до внесения исправлений, с указанием новых сведений (первоначально не заполненных) или уточненных (измененных) по соответствующим позициям, требующим исправления.

Подписание нового исправленного экземпляра УПД рекомендуется осуществлять в том же порядке, в каком был подписан УПД, составленный до внесения исправлений.

Последствия исправления ошибок в целях налогообложения НДС и формирования налоговых обязательств по налогу на прибыль рекомендуется рассматривать аналогично, как если бы исправлялись отдельный счет-фактура и отдельный первичный учетный документ.

В письме от 21.04.2014 № ГД-4-3/7593 ФНС России пояснила, что исправленный УПД регистрируется покупателем в книге покупок и, соответственно, суммы НДС предъявляются к вычету в том налоговом периоде, в котором получен исправленный УПД, при одновременном соблюдении условий, предусмотренных главой 21 НК РФ.

В случае если покупатель товаров (работ, услуг), имущественных прав до внесения продавцом исправлений в УПД уже зарегистрировал его в книге покупок и принял сумму НДС к вычету, то покупателю необходимо внести соответствующие изменения в книгу покупок в порядке, установленном п. 9 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением № 1137.

При регистрации исправленного УПД в книге продаж продавцу товаров (работ, услуг), имущественных прав необходимо руководствоваться порядком, установленным п. 11 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением № 1137.

Дата признания в налоговом учете дохода (расхода) подтверждается соответствующей информацией в первичном учетном документе (УПД) (в том числе исправленном в законодательно установленном порядке), определяющей фактическую дату осуществления сделки, и не зависит от даты исправления документа.

В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ такие ошибки в счетах-фактурах не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. При обнаружении таких ошибок новые экземпляры счетов-фактур не составляются (п. 7 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137).

Если при этом у налогоплательщика возникает необходимость внести исправления в реквизиты составленного ранее УПД с целью изменения (уточнения) показателей (характеристик) задокументированного факта хозяйственной жизни (например, реквизитов грузоотправителя, грузополучателя; номера расчетно-платежного документа; номера таможенной декларации и др.), то исправление заполненных с ошибками (или ошибочно не заполненных) показателей УПД рекомендуется производить путем составления нового исправленного экземпляра УПД. В новом экземпляре УПД сохраняются данные показателей строки (1) УПД, составленного до внесения в него исправлений, заполняется строка (1а), в которой указываются порядковый номер исправления УПД и дата исправления и переносятся все показатели из экземпляра, составленного до внесения исправлений, с указанием по соответствующим позициям первичного учетного документа, нуждающимся в исправлении, новых сведений (первоначально не заполненных) или уточненных (измененных).

Но поскольку такие изменения производятся с целью исправления УПД только как первичного учетного документа, для визуального выделения такой ситуации в форме исправленного экземпляра УПД рекомендуется указывать статус «2», независимо от того, каким был первоначальный статус исправляемого УПД.
Указанный способ внесения исправлений соответствует законодательству РФ и НК РФ и может применяться для исправления показателей УПД как первичного учетного документа в любой его части и вне зависимости от того, составлен ли документ на бумажном носителе или в электронном виде.

При применении такого способа исправления новый исправленный экземпляр УПД не подписывается руководителем организации или иным уполномоченным на подписание счетов-фактур лицом, а так же главным бухгалтером (иным уполномоченным лицом).

Соответственно, такой исправленный экземпляр УПД в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в книге покупок и книге продаж не регистрируется.

Кроме того, если первоначальный УПД был составлен на бумажном носителе, то исправления показателей, не относящихся к обязательным для счета-фактуры и не подписанных лицами, уполномоченными на подписание счетов-фактур (начиная со строки [8] и далее) могут производиться и в порядке, приведенном в разделе 4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105.

Такой способ исправления же согласуется с требованиями ч. 7 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

В вышеуказанных случаях, как и в ситуации 2, последствия исправления ошибок в целях налогообложения НДС и формирования налоговых обязательств по налогу на прибыль рекомендуется рассматривать аналогично, как если бы исправлялся отдельный первичный учетный документ.

Исправление УПД со статусом «2».

Исправления показателей УПД со статусом «2» осуществляется в соответствии с порядком исправления первичных учетных документов, установленном в ч. 7 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. В связи с этим для исправления УПД со статусом «2» может быть применен порядок, приведенный в ситуациях 2 и 3 для случаев исправления УПД со статусом «1».

Кроме того, возможно возникновение ситуации, когда налогоплательщик ошибочно признал операцию освобождаемой от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ или ошибочно определил место реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии со ст. ст. 147, 148 НК РФ. В этом случае УПД первоначально мог быть оформлен только в качестве первичного учетного документа, т.е. со статусом «2». В результате внесения исправлений возникла необходимость внесения в него исправлений, влекущих за собой изменение данных о стоимости отгрузки и обязанность выставления счета-фактуры.

В таких случаях исправление показателей УПД в части первичного учетного документа может производиться согласно общим рекомендациям, приведенным для ситуации 3. А счет-фактуру в этом случае на основании исправленных данных об отгрузке рекомендуется выставлять отдельно.

Корректировка реализации и УПД

ФНС России в письме от 24.01.2014 № ЕД-4-15/1121@, ссылаясь на обычаи делового оборота и письмо Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302, разъяснила, что в случае изменения стоимости ранее отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав на основании договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на такое изменение, исправления в УПД, как и в иные первоначальные первичные документы, не вносятся.

Для целей такой корректировки ФНС России в письме от 17.10.2014 № ММВ-20-15/86@ предложила форму универсального корректировочного документа (УКД). О порядке заполнения и применения УКД см. в справочнике «Универсальный корректировочный документ (УКД)».

Кроме того, при изменении стоимости ранее отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) могут применяться те первичные документы, которыми традиционно оформляются такие корректировки и форма корректировочного счета-фактуры, утвержденная Приложением № 2 к Постановлению № 1137.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *