как узнать когда менять катализатор
Как понять когда нужно менять автомобильный катализатор?
Оснащение транспортных средств каталитическими нейтрализаторами осуществляется не случайно. Посредством данных приспособлений достигается выпуск отработанных газов с минимальным содержанием вредных веществ, что положительно сказывается на окружающей среде, следовательно, на природных ресурсах и людях.
Однако со временем внутренняя поверхность устройств загрязняется, а нейтрализация не происходит должным образом. Решить задачу можно посредством прочистки. Ликвидация загрязнений позволяет продлить эксплуатационный срок, но только до того момента, пока специальный слой не сотрется. В таких ситуациях потребуется менять устройство на новое или предпринимать иные меры. Ненужный катализатор автомобильный можно продать и наша компания готова предложить за него привлекательное вознаграждение.
Как понять, что каталитические нейтрализаторы пора менять?
Каталитические нейтрализаторы готовы полноценно исполнять свои функциональные обязанности достаточно продолжительное время, однако, в реальности, автовладельцы отмечают, что они значительно короче. Причинами, повлекшими скоротечную утрату работоспособности прибора, выступает некорректность работы системы зажигания, застой не сгоревшей топливной смеси в цилиндрах, сильная степень изношенности двигателя, продолжительное использование горючего с сомнительными качественными характеристиками. Все это можно предотвратить, но потребуется регулярное обслуживание транспортного средства и, следовательно, постоянные инвестиции.
О выходе из строя каталитических нейтрализаторов свидетельствуют различные симптомы:
— снижается производительность двигателя. Данный признак, пожалуй, самый распространенный. В данном случае автовладельцы отмечают утрату динамики и ухудшения разгона, неустойчивость работы двигателя, перегрев, характерное «троение». Все это провоцирует существенное сокращение показателя на пропускную способность нейтрализатора, соты которого разрушились, оплавились или спеклись и не позволяют отработанным газам беспрепятственно проходить. Признаки, на которые стоит обратить внимание – это разгон до невысоких скоростей (начальная стадия) и тяжелый запуск движка, мотор часто глохнет или «задыхается» (запущенный случай). Также владелец отметит повышенный расход горючего, появление резкого неприятного запаха при холодном пуске;
— появление грохота из-под днища. Этот признак указывает на разрушение активного элемента каталитического нейтрализатора и его распад на частицы. При воздействии потоков выхлопных газов они ударяются по стенкам, создавая шум. Это особенно ярко выражено, когда мотор запускают или он работает на повышенных оборотах. В данном случае верным решением будет продажа катализатора и приобретение нового на замену;
— ослабший напор при выходе газов. Его силу можно почувствовать без каких-либо приспособлений (при поднесении ладони к выводящей трубе пульсирующие выхлопы ощущаются без дополнительных приспособлений, это связано с поочередной работой выпускных клапанов цилиндров). Верным признаком, указывающим на забитость нейтрализатора, являются ровные постоянные потоки;
— приборной панелью выдается пиктограмма Check Engine. Стоит отметить, что этот признак является универсальным. При его появлении следует выполнить диагностику, не исключено, что она возникла в результате низкой пропускной способности катализатора. Подтверждением проблем с нейтрализатором, станет увеличенный расход горючего и ухудшившаяся динамика.
Столкнувшись с ситуацией, когда нейтрализатор стал неисправным, стоит помнить, что его нельзя выбрасывать вместе с бытовыми отходами. В первую очередь, это навредит окружающей среде, а во-вторых, это не практично, так как его можно достаточно выгодно продать.
Куда сдать старый катализатор? Верным решением станет отказаться от услуг перекупщиков и обратиться в специализированные на переработке организации. Наша компания одна из немногих, официально занимающаяся приемом и утилизацией, гарантирует честные условия и актуальную рыночную стоимость.
Ищите, где продать катализаторы в Москве? Самая высокая цена гарантирована нашим клиентам, при этом неважны объемы устройств, форма собственности компании или принадлежность лиц к юридическим или физическим категориям.
Когда нужно менять катализатор на машине?
Каталитический нейтрализатор отработанных газов, его называют катализатор, применяется в автомобилях, соответствующих нормам токсичности выхлопа евро-2 и выше. Без применения подобных устройств добиться приемлемых параметров токсичности невозможно. Эксплуатация автомобиля, не соответствующего установленным нормативам, запрещается в экологических зонах многих стран. Нарушение карается большими штрафами. В России пользоваться такими машинами не запрещается, но их больше не выпускают.
Принцип работы каталитического нейтрализатора
Катализатор — это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, не взаимодействуя с реагентами. В качестве рабочего вещества используются платина, родий, палладий. Такие металлы имеют высокую стоимость. Для снижения расхода на металлическую или керамическую основу наносится тонкий слой драгоценного металла. Для увеличения площади применяется сотовая, ячеистая структура, что позволяет сделать устройство компактным.
Каталитический нейтрализатор устанавливается в выпускном тракте автомобиля, между приемной трубой и средним сегментом. Под действием горячих выхлопных газов катализатор разогревается до необходимой температуры, и происходит ускоренное окисление части вредных веществ, содержащихся в отработанных газах.
Как узнать, что катализатор вышел из строя
Установить, исправен нейтрализатор или нет, поможет диагностика двигателя, проводимая квалифицированными автомеханиками с применением современных диагностических средств. Автомобили с катализаторами оснащены встроенной системой самодиагностики, которая фиксирует неисправности включением лампочки Check Engine.
Неисправность катализатора не всегда обнаруживается этой системой, приходится судить по косвенным признакам, таким как:
• снижение мощности;
• увеличение расхода топлива;
• в запущенных случаях течь масла из сальников, затрудненный пуск.
Если не вмешаться вовремя, неисправный нейтрализатор может вызвать другие побочные эффекты.
Типичные неисправности катализатора
Существует несколько причин, по которым устройство отрицательно влияет на работу двигателя. В том числе:
• повышенное противодавление выхлопу;
• механические повреждения от ударов;
• оплавление ячеек;
• износ.
На отечественных автомобилях с исправным двигателем каталитический нейтрализатор выхаживает более 100 тыс.км. Несоблюдение условий эксплуатации, которое выражается в использовании суррогатных ГСМ и несоблюдении межсервисных интервалов, приводит к ускоренному износу устройства.
Пониженная пропускная способность
Повышенное сопротивление потоку газов вызывается нагаром, который в избыточном количестве образуется в камере сгорания и попадает в ячейки катализатора. К этому приводят:
• некондиционное топливо;
• переобогащенная топливо-воздушная смесь;
• попадание в камеру сгорания охлаждающей жидкости или масла, что сопровождается белесым или сизым цветом выхлопа;
• длительная работа на холостом ходу.
Забитый катализатор не диагностируется электронной системой управления, лампочка Check Engine не отреагирует. Прогретый автомобиль проявляет себя вялым разгоном, резко увеличенным расходом топлива. Машина с холодным мотором едет как обычно, если ситуация не зашла слишком далеко.
Самостоятельно установить, что причиной снижения эксплуатационных характеристик является катализатор, непросто. Можно поступить следующим образом:
• поднести руку к глушителю исправного прогретого автомобиля такой же модели на определенном расстоянии, чтобы не обжечься.
• проделать то же на тестируемой машине и сравнить напор выходящих газов.
При тактильно ощутимой разнице виновником является катализатор. В специализированных сервисах поступают следующим образом:
• демонтируют датчик кислорода (лямбда-зонд), установленный до нейтрализатора;
• в освободившееся гнездо вкручивают специальный манометр;
• запускают двигатель и измеряют давление газов.
Если оно повышено — нейтрализатор забит.
Оплавление катализатора
• работа двигателя на переобедненной топливно-воздушной смеси;
• пропуски зажигания, вызванные неисправными свечами, катушками, другими причинами. В этом случае несгоревший бензин догорает в выпускном тракте, из-за чего ячейки катализатора перегреваются и оплавляются;
• переоборудование автомобиля под ГБО. Газ горит при более высоких температурах, чем бензин, каталитический нейтрализатор перегревается и быстро выходит из строя.
Машина, у которой оплавились соты нейтрализатора, ведет себя как с забитыми ячейками, но иногда появляется дребезг от отвалившихся кусков, если ячейки сделаны на керамической основе. Ячейки могут расколоться и от удара. Маленький осколок при обратном потоке воздуха может засосать обратно в двигатель, и тогда возможны серьезные последствия. Вплоть до расколотого поршня.
Выгорание драгметаллов
К нему приводит физический износ устройства. Современные автомобили укомплектованы двумя лямбда-зондами. Они измеряют содержание кислорода в отработанных газах до катализатора и после. По соотношению сигналов определяется эффективность очистки. При недостаточной производительности нейтрализатора загорится лампа Check Engine с соответствующим кодом неисправности.
В этом случае работа двигателя будет сопровождаться повышенной токсичностью выхлопа, а ездовые свойства особо не изменятся. Система пытается помочь катализатору и переводит двигатель на слегка обедненную смесь, без существенного ущерба ездовым качествам.
Как устранить неисправности катализатора
Неработающий катализатор требует оперативного вмешательства. Ездить на автомобиле, потерявшем половину мощности, в условиях плотного транспортного потока небезопасно. Известно несколько способов устранения неисправностей.,
1. Демонтировать нейтрализатор, удалить внутренности и установить пустой корпус обратно. Вместо датчиков кислорода потребуется установить «обманки», имитирующие их сигнал. По сути, автомобиль переводится на стандарт токсичности Россия-83. Этот вариант наименее затратный, но имеет побочные эффекты.
Усилится звук выхлопа из-за нового резонатора. Корпус катализатора имеет такую форму, что акустические волны в нем накладываются друг на друга и резонируют, что вызывает вибрацию стенок. Из-за этого появляется неприятный звук. Быстро прогорают глушитель и резонатор, так как горячие выхлопные газы не остывают в отсутствующем катализаторе.
2. Установка пламегасителя. Это более разумный вариант решения проблемы. По-прежнему потребуются «обманки». Пламегаситель снижает температурные нагрузки на среднюю и концевую часть выпускной системы. При правильно подобранной геометрии незначительно повышается мощность, не возникает повышенный шум.
3. Замена неисправного катализатора новым. Если учитывать цену каталитических нейтрализаторов, это самый затратный, но правильный путь. В конструкцию автомобиля не вносятся изменения, сохраняются заводские настройки. Двигатель значительно меньше отравляет окружающую среду.
Автомобилисты считают экологичность второстепенным качеством, но мало удовольствия в том, чтобы стоять в пробке рядом с чадящим КАМАЗом.
Три способа как выявить забитый катализатор.
Как проверить катализатор на противодавление. Пять способов выявить забитый катализатор
В статье описаны принципы проверки катализатора в домашних условиях. Благодаря трем проверенным способам вы сможете сами проверить катализатор и вовремя распознать забитый катализатор.
Проверять катализатор нет необходимости до тех пор, пока вы не заметите следующие симптомы:
Авто словно «с якорем» набирает и едет очень туго до определенной скорости, после чего у двигателя словно просыпается второе дыхание, он начинает работать в привычном режиме.
Кроме того, эта проблема идет по нарастающей, т. е. авто сначала с трудом набирает 150, потом 120, а через некоторое время с огромным трудом преодолевает отметку в 100 км/час.
В некоторых самых тяжелых случаях мотор и вовсе может не запуститься.
Причиной всех вышеописанных симптомов могут быть разные части двигателя, однако не редко проблемы с динамикой начинаются именно когда его пропускная способность снизилась до критической отметки или когда в выхлопной системе полностью забитый катализатор. Производительность двигателя снижается в результате существенного ухудшения вентиляции цилиндров, силовой агрегат не может «вдохнуть» требуемое количество воздуха из-за того, что увеличено противодавление катализатора. Другими словами часть выхлопа застревает в цилиндрах, не позволяя топливно-воздушной смеси как следует заполнить пространство камеры сгорания, кроме того это ведет к разбавлению последней, как результат — снижение мощности (тяги) ухудшение динамики.
Что и почему забивает катализатор?
Теперь собственно о том как проверить катализатор на противодавление?
Пять способов выявить забитый катализатор
1. Наиболее простым способом распознать забитый катализатор считается — полный демонтаж катализатора и последующий его визуальный осмотр на предмет просвета в нем. Крепление катализатора иногда настолько прикипает, что снять его получается только при помощи болгарки или других аналогичных приспособлений. Кроме того, конструкции выхлопных систем некоторых производителей настолько замысловатые, что для их демонтажа может потребоваться не один день, в некоторых сложных случаях снять выхлопную вообще не представляется возможным.
2. Самый верный способ как проверить катализатор на противодавление состоит в том, чтобы измерить давление в выпускной системе. Чтобы это сделать нужно вместо первого кислородного датчика, используя переходник, вкрутить манометр, после чего снять показания в разных режимах работы мотора. Общепринятым значением является давление 0,3 кгс/см2 при оборотах 2500 в минуту. Есть правда у этого способа свои недостатки, иногда бывает очень неудобно снимать датчик для проверки этой процедуры. Кроме того, датчики довольно крепко прикипают к выпуску, поэтому для того чтобы их снять приходится изрядно повозиться.
3. Третий способ можно считать самым техничным, поскольку он предусматривает измерение противодавления посредством мотор-тестера. Принцип такой: в место свечи в цилиндр устанавливается специальный датчик давления, после чего производится анализ осциллограммы на повышенных оборотах.
4. Обращение в автосервис — это достаточно простой, но дорогой способ решить проблемы с катализатором, выполнив его качественную диагностику. Нужно лишь выбрать хорошие мастерские, где имеются соответствующие устройства для диагностики двигателя автомобиля и его выхлопной системы. В последующем мастера на основании полученных данных определят, каково состояние катализатора, можно ли его ещё использовать или же такая деталь требует замены или демонтажа.
Вырезаем катализатор
5. Без демонтажа и посещения СТО такую процедуру можно сделать и самостоятельно, воспользовавшись недорогим автомобильным сканером. Все что необходимо сделать — это сравнить показания лямбда-зонд на входе и выходе из катализатора. К примеру, воспользуемся недорогим мультимарочным сканером Scan Tool Pro Black Edition.
Scan Tool Pro Black Edition
При нормальном состоянии лямбда-зонда и катализатора первый датчик покажет синусоиду с напряжением от 0.1-0.3 до 0.7-0.9 V. А второй датчик, отвечающий непосредственно за катализатор, должен иметь прямую линию с показаниями 0.7-1 V.
Если напряжение составляет 0.5-0.7 V — катализатор подзабит. Если же показания будут меньше 0.5 V то катализатор неисправен.
Scan Tool Pro Black Edition универсальный сканер и подойдет практически для любого автомобиля с OBD2 разъемом подключения.
Если давление в выпускной системе превышает 200 кПа, что равно почти 2 кгс/см2 — нужна замена катализатора.
Срок службы катализатора. Когда его нужно менять?
На многих современных машинах установлен, так называемый, «катализатор», многие даже не знают и не слышали про такое устройство, но это все до поры до времени! Конечно если у вас новый автомобиль, и вы его допустим, планируете продать через три – пять лет с небольшим пробегом, то вы скорее всего и не узнаете что это такое! НО вот если вы купили автомобиль с пробегом в 150 000 и более тысяч километров, то скорее всего вы обязательно столкнетесь с заменой катализатора. А кто из вас знает, что это такое? И зачем он вообще нужен?
Катализатор (или каталитический нейтрализатор) – часть глушителя автомобиля (выхлопной системы), которая служит только для одной цели – снижение вредных веществ в выхлопе. А как мы знаем при сгорании топлива в цилиндрах автомобиля, выделяются вредные вещества для человека и атмосферы в целом, такие как CO (окись углерода), CH (углеводороды), NO2 (оксид азота) и т.д.
Катализатор обычно представляет из себя, утолщенную часть глушителя. Если ее снять и посмотреть внутрь, можно увидеть сетку фильтра.
Состав этой части глушителя (катализатора), можно условно сравнить с фильтром. Суть такова: отработанные газы из цилиндров попадают на «соты» фильтр. Фильтр нагревается, причем практически докрасна. При таких нагретых сотах, отработанные газы догорают и окисляются в катализаторе, выхлоп автомобиля становится намного чище. Так вредные CO и CH, при прохождении через фильтр превращаются в практически безобидные соединения газов, которые мало наносят вред окружающей среде и человеку.
Покрываются соты (по всей длине) различными благородными металлами, например – «палладий» или «родий» (все элементы платиновой группы), да и зачастую самой «платиной». Это если можно так выразиться – «активаторы», без них работы не будет.
Основная задача, это разложение, дожигание, по-научному «доокисление» (как хочешь, называй), вредных газов и перевод их менее вредные состояния (работа начинается при температурах от 300 градусов Цельсия):
Оксид углерода и оксид азота – переходят в диоксид углерода и обычный азот
Остальные углеводороды – (опять же таки), в диоксид углерода и водяной пар
Таким образом, вредные вещества уходят на 95, а на современных нормах ЕВРО (5,6) на 98%. Что практически безвредно для окружающей среды и самого человека в целом (ведь дышать вредным токсичным выхлопом, в первую очередь плохо для вашего здоровья)
Еще один важный аспект — это металлический или керамический катализатор. Основой сот (на которые затем напыляется благородные металлы) может быть либо металл, либо керамика.
Сейчас все больше производителей переходят именно на керамические варианты, уходят от металлических. В этом-то есть и большая проблема.
Металлический нейтрализатор:
Здесь много плюсов – этот вариант намного надежнее, мог ходить очень и очень долго. Ему практически нестрашны физические удары, перепады температур, попадание на него воды, напор отработанных газов, легче переносит неисправность системы подачи топлива.
Однако минусы: – не так эффективно очищает выхлоп, и на стандарт «ЕВРО 6», скорее всего не пройдет, потому как соты нельзя сделать тонкими, для увеличения площади покрытия (также разогрев происходит медленнее, а ведь катализатор начинает работать только при температуре примерно 300 градусов Цельсия). Также его производство – дороже, чем керамический вариант. Поэтому многие производители сейчас начинают отказывать от них
Керамическая основа.
Плюсы: – дешевый, что хорошо для производителя. Лучше очищает выхлоп (из-за того что соты можно сделать меньше), быстрее прогревается (начинает быстрее работать). НА этом положительные моменты заканчиваются.
Отрицательные моменты: — более хрупкая конструкция, он легче разрушается (срок службы может быть минимальным). И от перепада температур (когда он резко охлаждается, например попала вода), от неправильной подачи топлива, да и от самого топлива. Еще один глобальный минус, это то, что — крошится и превращается в керамический песок, который может засосать в блок двигателя (и образуются задиры).
НО бич современных автомобилей в том, что именно керамика стоит сейчас на многих авто.
Тут как говорится вопрос на «миллион долларов». А действительно когда? Какой его срок службы?
Я сейчас удивлю многих, но у этой части нет определенного срока замены! То есть в идеале, она может проходить всю эксплуатацию автомобиля. Как заверяют производители, нейтрализаторы не расходуют активный слой со временем. И на старых авто так и было!
Но на более современных машинах
Ресурс этой важной (для окружающей среды) детали это 100 – 150 000 километров.
Однако керамические катализаторы выносливостью не отличаются. И тут действительно их лучше проверить при пробегах, начиная уже от 50 000 и выше. Сделать это можно обычным эндоскопом, изношенная поверхность сразу будет видна. В противном случае, мы можем получить задиры стенок блока цилиндров.
«Соты» катализатора попросту выгорают со временем, уменьшаясь в размерах, и при пробеге в 150 000 километров они практически потеряют свойство фильтровать отработанные газы. Таким образом, у вас вылезет ошибка «CHECK ENGINE» на панели приборов, и после проверки нужно будет менять катализатор.
Но бывает что катализатор «дохнет» и в 10 – 20 – 50 – 70 000 км.
Но почему?
ДА все просто
Есть несколько причин, которые могут его вывести из строя.
Плохой бензин.
Если у вас залито топливо со слишком низким октаном, и его не может вывести даже датчик детонации. Это вызовет слишком позднее зажигание, что может привести к догоранию топливной смеси на выпуске, что многократно увеличит температуру выпуска, скажем до 900 градусов Цельсия (при этой температуре идет оплавление любого катализатора).
Присадки в бензин.
К таким же последствиям могут привести и непонятные присадки в бензин. Например, запрещенные сейчас, основанные на тетраэтилсвинце.
Пропуски зажигания.
Если есть пропуски в одном из цилиндров. Смесь в нем не сгорает, тогда она будет воспламеняться в катализаторе, что опять повышает температуру
Датчик кислорода.
Если какой-то выходит из строя, опять же смесь будет неправильной, есть большая вероятность что она будет воспламеняться рядом с катализатором, туда же можно отнести проблему со льющими форсунками.
Еще один не мало важный фактор, который влияет на выход из строя катализатора,
Это попадание на него масла.
В основном это происходит в 2х случаях:
1) когда маслосьемное кольцо не справляется со своей функцией. Например при перекладке поршня что довольно часто происходит на новых моторах
так как для снижения массы юбку, поршня укорачивают до пошлых размеров. Или например в случае если маслосьемное кольцо потеряло свою подвижность.
2) Вторая причина таится глубже. Автомобили оснащены системой отвода картерных газов, которые перепускаются обратно в систему впуска
если вы неверно подобрали допуски масла или например по техническим причинам мотор работает в завышенном диапазоне температур
то пары угоревшего масла вместе с кратерными газами попадают в систему впуска, и не догорев в камере сгорания попадают прямиком на катализатор,
забивая его соты.
Прогрев современного мотора.
Современные моторы, рассчитанные на стандарты ЕВРО, заточены на быстрый прогрев нейтрализатора, поэтому они изначально после пуска (особенно если холодная погода), могут переобогощать топливную смесь, которая может уже догорать на поверхности катализатора.
Это не все причины, но основные именно они, могут в разы сокращать срок службы каталитических нейтрализаторов, и вы предстанете перед выбором либо менять его, либо выбивать.
Что в очередной раз показывает что все системы связаны и содержать в порядке нужно автомобиль в целом
Будьте более внимательны к своевременному обслуживанию своих автомобилей, это продлит срок службы агрегатов, и поможет избежать дополнительных затрат
Как проверить катализатор на машине
В борьбе за экологичность все больше повышаются стандарты по вредным выбросам автомобилей. Из-за этого автопроизводителям приходится оснащать машины системами, которые эти самые выбросы снижают.
Одним из самых распространенных способов по снижению вредных веществ в выхлопных газах является оснащение автомобилей каталитическим нейтрализатором.
С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен уменьшить вредные выбросы за счет химических реакций, которые вредные вещества расщепляют на безопасные.
Но, с другой стороны, нейтрализатор вещь капризная, и выход его из строя может здорово попортить жизнь автовладельцу.
Устройство катализатора и его неисправности
Вначале немного теории по устройству катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутри которого помещены специальные бобины.
Бобина состоит из большого количества сот и зачастую изготовлена из керамики. Вся поверхность сот покрыта благородными металлами или их сплавами.
Именно эти металлы и вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.
Катализатор является элементом системы отвода выхлопных газов и размещен он сразу за коллектором.
Работа устройства контролируется двумя лямбда-зондами, один из которых установлен перед нейтрализатором, а второй – за ним.
Сверяя показания этих датчиков электронный блок контролирует работу устройства.
Именно конструкция катализатора и является его слабым местом. Соты бобины имеют достаточно мелкие размеры, поэтому забиться они могут достаточно быстро.
Рассмотрим самые распространенные неисправности каталитического нейтрализатора.
Данная проблема возникает зачастую из-за использования некачественного топлива, или же из-за неисправности двигателя, в результате которой в цилиндры попадает масло.
Большое количество сажи в выхлопных газах, образованной в результате неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках сот, приводя к их забиванию.
Разрушение бобины в результате сильного удара по корпусу.
Встречается эта неисправность хоть и редко, но она является очень опасной.
В результате удара по катализатору, к примеру, во время поездок по пересеченной местности, бобина разрушается. При этом мелкие части ее могут попасть в ЦПГ, приводя к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.
Внутренние составляющие катализатора хоть и рассчитаны на работу в среде высоких температур, но превышение их выше критической точки приводит к оплавлению керамической основы.
Исчерпан ресурс катализатора.
Даже если на авто ездили бережно, заправляли его только качественным топливом, со временем устройство все равно выйдет из строя.
Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенного на керамическую основу. Поэтому после длительной эксплуатации слой металла полностью растворяется, и катализатор перестает выполнять свои функции.
Признаки неисправностей
Если с катализатором автомобиля возникли проблемы, то появятся определенные признаки, указывающие на это, причем их не так уж и мало.
Самый первый признак.
Он же самый явный – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.
Но этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен. Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной загорания лампочки.
Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. К примеру, при разгоне до 140 км/ч авто начинает «тупить». Причем со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 140 км/ч, затем – при 120 км/ч, после – при 90 км/ч.
Объясняется это просто – из-за забития катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камер сгорания, часть из них остается, в результате чего они «задавливают» силовой агрегат.
И чем больше соты будут забиваться, тем на меньшей скорости газы будут «задавливать» мотор.
Если вовремя не обратить внимание на такой признак, то это приведет к тому, что в один не очень хороший момент двигатель не сможет завестись. Оплавление катализатора имеет те же признаки, что и забитие.
Один из самых явных признаков, это разрушение бобины катализатора. При заведенном двигателе из-под авто будет явно прослушиваться шум и дребезжание.
Появление сильного запаха сероводорода (еще он называется запахом «тухлых яиц») в выхлопных газах.
Другие признаки неисправностей катализатора читайте здесь.
Способы проверки
Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.
Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.
Проверка без снятия.
Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.
Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.
Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.
На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.
Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.
Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.
Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.
Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.
Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.
Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.
На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.
Самостоятельная проверка на противодавление
Но можно проверить катализатор на противодавление несколько проще, причем протестировать описанным ниже способом даже самостоятельно, не прибегая к услугам СТО.
Имея все это, можно приступать к замерам:
Проверка со снятием.
Если не хочется заморачиваться с подсоединение трубок и т. д., то можно нейтрализатор попросту снять с авто и провести визуальный осмотр на свету.
Делается это просто – устройство демонтируется с авто, с одной его стороны ставиться источник света (лампа, фонарь), а с другой смотрится, как соты пропускают свет.
Этот способ проверки точно даст понять, забит ли катализатор, вот только при снятии его можно столкнуться с сильными проблемами. За время эксплуатации гайки крепления часто прикипают к болтам и сорвать их бывает сложно.
Неотъемлемой частью катализатора является датчик кислорода, который тоже требует дополнительной диагностики — подробнее читайте как проверить лямбда зонд.
Способы решения проблемы
Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забит – проблему нужно решать.
Вариантов устранить неисправность несколько:
Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для корректной работы ЭБУ придется его либо перепрошивать, либо использовать обманки. Стоит отметить, что на авто, в котором вместо нейтрализатора стоит пламегаситель, в некоторые из стран Европы уже не въедешь.
Как решать проблему с каталитическим нейтрализатором – решать автовладельцу. Мы же рассказали, как проверить данный элемент разными способами, и что можно предпринять в случае его неисправности.