как узнать когда в учреждении будет очередная плановая проверка
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Как узнать о плановой проверке моего предприятия?
Как узнать о плановой проверке моего предприятия? Какая предусмотрена ответственность должностных лиц органов контроля за проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный сводный план проверок предпринимательства?
Существует несколько способов узнать о плановой проверке Вашего предприятия.
Первый и наиболее универсальный: Вы можете зайти на сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в раздел «Сводный план проверок предпринимательства», выбрать соответствующий год проверки (к примеру, http://plan.genproc.gov.ru/plan2013/), после чего указать ИНН своего предприятия и подтвердить запрос нажатием на картинку «Искать». Автоматизированная программа выдаст Вам результаты поиска.
Законодательные положения о необходимости размещения сводного плана проверок предпринимательства на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации предусмотрены п. 7 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Использование второго варианта возможно, когда Вы знаете о том, какой контрольно-надзорный орган должен организовать в отношении Вас плановые мероприятия по контролю.
К примеру, Вы получили по почте распоряжение о предстоящей плановой проверке от органа муниципального контроля.
Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.
Таким образом, Вы можете проверить наличие планового мероприятия по контролю посетив сайт органа местного самоуправления, которому подчиняется орган муниципального контроля (при отсутствии у органа муниципального контроля собственного сайта).
И третий вариант:используется, когда Вы знаете, какой орган контроля должен проверить Ваше предприятие. Зайдите на сайт прокуратуры области в раздел «Сводный план проверок» (к примеру, http://www.samproc.ru/plan/2013/index.php), выберите соответствующий орган контроля, далее просмотрите план данного органа контроля на предмет наличия вашего предприятия.
Важно отметить, что проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет недействительность результатов ее проверки (пп. 7 ч. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ), а также административную ответственность должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ,в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение подобных нарушений влечет административную ответственность вплоть до дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а возбуждает прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).
Старший помощник прокурора Самарской области
по правовому обеспечению
Какие компании проверит Роструд: где искать списки
Все эти «проверочные правила» прописаны в нескольких нормативных актах. В частности, это:
Ориентируясь на эти документы, разберемся, кому грозят проверки Трудинспекции, и как часто.
Категории риска
Выделяются несколько категорий риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Речь идет о таких ценностях, как жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты.
Значение показателя потенциального риска определяется по специальной формуле. Она включает в себя очень много составляющих.
Делают эти сложные расчеты трудинспекторы конечно не вручную.
Определение категорий риска работодателей осуществляется автоматически подсистемой планирования АСУ КНД.
На сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается информация о работодателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.
На 2021 год списки можно найти здесь:
Что касается других категорий риска, то по ним списки не публикуются. Но по запросу юрлица или ИП инспекция труда предоставит информацию о присвоенной его деятельности категории риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории, деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска.
Кстати, если вы не согласны с присвоенной вам группой, можно подать заявление в Роструд с просьбой пересмотреть решение.
Планы проверок
Проведение плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
Ранее в Административном регламенте (Приказ Роструда № 160) была норма о публикации планов проверок на следующий год до 10 ноября текущего года. Эти планы публикуются на страницах сайта Роструда по каждому региону.
Например, вот планы проверок:
Однако в этом году Административный регламент обновился и норму о публикации планов на сайте Роструда оттуда убрали.
Между тем некоторые ГИТ все же по старой памяти планы на 2021 год опубликовали. Например, на сайте ГИТ по Санкт-Петербургу такой план есть.
Но в любом случае о плановом визите трудинспекторов работодателя оповестят не позднее чем за 3 рабочих дня.
Сводный план проверок на 2021 год будет опубликован до 31 декабря 2020 года.
Кстати, с 15 декабря поменялся адрес сайта Генпрокуратуры. Как сообщило ведомство, на новом портале существенно оптимизирован процесс поиска данных в сводных планах проверок.
Внеплановые проверки
Если работодатель отнесен к категории низкого риска, то хотя плановая проверка Роструда ему не грозит, внеплановая вполне может случиться.
Основания для проведения внеплановой проверки следующие:
В частности речь идет о следующих нарушениях трудовых прав:
Плановые проверки — 2021
На основании Постановления Правительства № 438 от 03.04.2020 в 2020 году не проводятся трудовые проверки в отношении малого и среднего бизнеса. Также мораторий действует на проверки НКО с численностью до 200 человек (кроме политических партий и НКО, выполняющих функции иностранного агента).
Исключение — проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Однако этот мораторий не действует, если, например, в компании опасное производство или ранее было зафиксировано грубое административное нарушение.
Можно ли узнать о плановой проверке заранее?
Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Государственные (муниципальные) учреждения подвергаются усиленному контролю со стороны различных контрольных и надзорных органов. Традиционно все контрольные мероприятия делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденными планами, которые могут размещаться на сайте контрольного органа в Интернете. В публикации мы рассмотрим наиболее распространенные виды контроля и надзора и расскажем, размещаются ли сведения о запланированных проверках в Интернете.
Государственный (муниципальный) контроль (надзор)
Контрольные мероприятия бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Утвержденный руководителем органа государственного (муниципального) контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в Интернете либо иным доступным способом.
Кроме того, следует учитывать, что в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, указанные органы направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры, которые, в свою очередь, в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ей ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте в Интернете в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Таким образом, узнать о проводимой проверке заранее можно, посмотрев информацию на сайте интересующего контрольного органа либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, на основании п. 12 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц контрольный орган обязан уведомить проверяемую организацию о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае проведения внеплановой проверки указанное уведомление осуществляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Вместе с тем следует учитывать, что предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц, не осуществляется.
В то же время необходимо помнить, что положения данного закона при осуществлении отдельных видов контроля, поименованных в его ст. 1, не подлежат применению. Например, в соответствии с пп. 3 п. 3.1 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц нормы закона не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль
Напомним, что контроль за осуществлением учреждениями финансово-хозяйственной деятельности включает в себя следующее.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ). Указанный вид финансового контроля осуществляется на основании положений Бюджетного кодекса, федеральных законов от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований).
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по такому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций. Например, Федеральное казначейство при проведении проверок руководствуется Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092.
Исходя из положений Приказа Счетной палаты РФ № 128, Минфина РФ № 214н от 25.12.2015 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений» информация и документы о планах мероприятий по осуществлению государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) подлежит размещению на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений (www.portal.audit.gov.ru).
Кроме того, утвержденные планы контрольной деятельности органов государственного финансового контроля размещаются на их официальных сайтах. Так, с планом деятельности Федерального казначейства можно ознакомиться здесь: www.roskazna.ru.
Внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль
Данный вид проверок осуществляется главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета и главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита (ст. 160.2-1 БК РФ).
Порядок осуществления такого контроля и аудита определяется положениями Бюджетного кодекса, Постановления Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» (далее – Правила № 193), а также нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований.
Необходимо отметить: исходя из положений как Бюджетного кодекса, так и Правил № 193 внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит могут осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в случаях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Во всех остальных случаях положения Бюджетного кодекса, устанавливающие полномочия главного администратора по ведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, на них не распространяются и такой контроль в отношении них не осуществляется.
Внутренний финансовый контроль осуществляется на основании утвержденных карт внутреннего финансового контроля. Напомним, что эта карта является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), а также периодичности контрольных действий.
Карты внутреннего финансового контроля утверждаются руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) получателя бюджетных средств.
Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств. План аудиторских проверок должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.
Необходимо отметить, что Правила № 193 не содержат обязанности контрольных органов размещать планы проверок на их официальных сайтах в Интернете.
Ведомственный контроль
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:
федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;
в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;
в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
Таким образом, органы государственной (муниципальной) власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя, ведут контроль (в том числе путем проведения проверок) в отношении подведомственных им учреждений в соответствии с порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией), и (или) правовым актом органа государственной (муниципальной) власти (учредителя).
Вышеуказанные акты могут содержать положения, касающиеся размещения учредителем плана проведения проверок подведомственных ему учреждений в открытом доступе (в том числе в Интернете), однако подобная обязанность законодательством РФ не установлена.
Так, п. 26 Перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953, предусмотрено размещение информации о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, в рамках которой в том числе размещается информация о проверках федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений, проведенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что положения Закона о защите прав юридических лиц, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении ведомственного контроля, орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, самостоятельно принимает решение о размещении плана проведения проверок в отношении подведомственных ему учреждений на своем официальном сайте в Интернете.
Как узнать о плановой проверке моего предприятия? Какая предусмотрена ответственность должностных лиц органов контроля за проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный сводный план проверок предпринимательства?
Существует несколько способов узнать о плановой проверке Вашего предприятия.
Первый и наиболее универсальный: Вы можете зайти на сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в раздел «Сводный план проверок предпринимательства», выбрать соответствующий год проверки (к примеру, http://plan.genproc.gov.ru/plan2013/), после чего указать ИНН своего предприятия и подтвердить запрос нажатием на картинку «Искать». Автоматизированная программа выдаст Вам результаты поиска.
Законодательные положения о необходимости размещения сводного плана проверок предпринимательства на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации предусмотрены п. 7 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Использование второго варианта возможно, когда Вы знаете о том, какой контрольно-надзорный орган должен организовать в отношении Вас плановые мероприятия по контролю.
К примеру, Вы получили по почте распоряжение о предстоящей плановой проверке от органа муниципального контроля.
Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.
Таким образом, Вы можете проверить наличие планового мероприятия по контролю посетив сайт органа местного самоуправления, которому подчиняется орган муниципального контроля (при отсутствии у органа муниципального контроля собственного сайта).
И третий вариант:используется, когда Вы знаете, какой орган контроля должен проверить Ваше предприятие. Зайдите на сайт прокуратуры области в раздел «Сводный план проверок» (к примеру, http://www.samproc.ru/plan/2013/index.php), выберите соответствующий орган контроля, далее просмотрите план данного органа контроля на предмет наличия вашего предприятия.
Важно отметить, что проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет недействительность результатов ее проверки (пп. 7 ч. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ), а также административную ответственность должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ,в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение подобных нарушений влечет административную ответственность вплоть до дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а возбуждает прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).
Старший помощник прокурора Самарской области
по правовому обеспечению
Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?
Несмотря на то что правительство продлило мораторий на плановые проверки малого бизнеса до конца 2021 года, к отдельным предпринимателям все еще могут заглянуть инспекторы. Рассказываем, какой бизнес находится в сфере интересов проверяющих органов и как подготовиться к внеплановым визитам инспекторов из разных ведомств.
Кто получит освобождение от плановых проверок
К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.
Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.
Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:
электроэнергетика и энергосбережение;
производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.
Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.
Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях:
предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);
предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);
компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;
предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;
в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).
Как будут проходить внеплановые проверки
Мораторий не действует на мероприятия, которые проводятся по заявлению потребителей или третьих лиц. Контролирующие органы придут по следующим причинам:
должностные лица вовремя не отреагировали на ранее выданные предписания, не устранили нарушения;
проверка входит в число обязательных мероприятий при лицензировании или выдаче разрешительной документации;
контролирующие органы получили жалобу или обращение от граждан, в которых сообщается (с доказательствами) об угрозах для жизни или здоровья людей, животных, причинении вреда окружающей среде, памятникам архитектуры и природы, объектам культурного наследия;
угроза безопасности государства;
затронуты права потребителей;
предприятие не выполняет требования по маркировке товаров;
проверку инициировала прокуратура, правительство или президент на основании доказанных фактов.
С 1 июля 2021 года вступят в силу новые правила проведения проверок. К примеру, вместо длительных выездных мероприятий инспекторы могут выбрать формат визита: инспекторы минимум за 10 дней предупредят о проверке, а затем в течение рабочего дня на месте проводят мероприятия, прописанные в регламенте проверки.
Кроме этого, правительство ограничит срок проведения остальных выездных мероприятий – не более 10 дней. Впрочем, в некоторых случаях визиты и не понадобятся: с июля ведомства могут осуществлять проверки дистанционно, с помощью программ для аудио или видеосвязи (п.1 Постановления Правительства РФ №1969 от 30.11.2020).
Формы внеплановых налоговых проверок в 2021 году
С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:
Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.
Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.
Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.
Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.
Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.
Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.
Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.
В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.
Что делать, если вас внесли в план проверок?
На сайте прокуратуры нужно ввести ИНН, ОГРН или название организации. Если вас собираются проверить, то компания будет списках инспекционных мероприятий на 2021 год.
Если обнаружили себя в списках без оснований (например, ИП не работает в сфере здравоохранения или образования, не связан с опасным производством и не нарушал КоАП), то действуйте по следующему плану:
Заполните заявление об исключении из плана проверок.
Подготовьте копии бухгалтерской отчетности.
Если у вас есть сотрудники, сделайте копию отчета РСВ.
При необходимости закажите выписку из реестра МСП.
Все эти документы отправьте в орган, который и назначил проверку.
После этого у контролирующего органа будет 10 дней на то, чтобы отменить мероприятие и исключить ИП или ООО из плана на 2021 год.
Полезная информация о правах предпринимателей при проверках
Права ИП и юридических лиц во время внеплановых проверок защищает действующее законодательство. К примеру, можно узнать цель визита, затребовать подтверждающие документы, не подписывать лишних бумаг, а также не соглашаться с выводами проверяющих.
По закону предприниматели имеют право:
заранее (минимум за сутки) получить уведомление о проверке, если речь не идет о причинении вреда людям, животным, окружающей среде, а также нет иных оснований, прописанных в п.2. ч.2 10-й статьи закона о защите прав юрлиц и ИП;
присутствовать при проведении мероприятий, приглашать бизнес-омбудсмена, юрисконсульта, адвоката;
проверять документы, связанные с визитом контролирующих органов (приказ, регламент проверки);
не представлять документы или информацию, если они не перечислены в приказе о проверке, то есть не относятся к теме визита;
не представлять документы, которые может выдать другой орган: проверяющие должны их запросить у соответствующих структур заранее;
не заверять документы у нотариуса, даже если вы работаете без печати – электронные документы можно заверить квалифицированной ЭЦП, а для бумажных достаточно подписи, даты и слова «Верно»;
не подписывать акты отбора проб и измерений: вы не знаете правила отбора, поэтому не можете ручаться за правильность проведения процедуры;
следить за временем проверки и, в случае превышения лимитов, потребовать прекращения всех мероприятий: до 1 июля 2021 года максимальный срок проверки составляет 20 дней, после этой даты – 10 дней;
ознакомиться с актом проверки и при необходимости заявить о несогласии с результатами (в этом случае в акте допускаются отметки «С замечаниями» или «С возражениями», либо любые иные формулировки), обжаловать их в суде, вышестоящем органе или на «Госуслугах»;
требовать возмещение вреда, если проверка была незаконной.