как узнать количество звеньев в велосипедной цепи
Велосипедная цепь
Велосипедная цепь, передний блок звёзд или система, задний блок звёзд или кассета, образуют трансмиссию велосипеда. Велосипедная цепь состоит из звеньев. Многие производители велосипедных цепей снабжают свои цепи специальным разъёмным звеном – замком цепи
Велосипедная цепь подвержена достаточно интенсивному износу и поэтому вполне может быть отнесена к расходным материалам. Для продления срока службы трансмиссии, велосипедисты практикуют эксплуатацию не одной, а нескольких цепей, которые устанавливаются на велосипед в порядке круговой замены. Обычно круговая замена требует 2-3 цепи.
Основные параметры велосипедной цепи
Велосипедная цепь состоит из звеньев. В англоязычной литературе для этого используется термин link. Англ. Link – звено, links – звенья.
Звенья велосипедной цепи разные. Стандарт различает внутреннее звено, наружное звено, соединительное звено (замок цепи) см. Рис.1.
Рис.1. Наружное звено, внутреннее звено, соединительное звено
Производители велосипедных цепей позиционируют их по уровням надёжности, точности изготовления и долговечности.
Современные велосипедные цепи могут с одинаковым успехом использоваться на велосипедах различных типов. Ту или иную велосипедную цепь можно эксплуатировать на городском или шоссейном велосипеде, на туристическом велосипеде или на горном. Тем не менее, некоторые производители чётко соотносят выпускаемые велосипедные цепи с типами велосипедов.
Для плавного переключения передач конфигурация велосипедной цепи усовершенствована. На некоторых участках пластин конструкторами предусмотрены специальные фаски. Эти фаски облегчают работу переключателей передач, ускоряя надёжное зацепление зубьев звёзд и велосипедной цепи см.Рис.2.
Рис.2. Фаски на пластинах звеньев велосипедной цепи
Износ цепи зависит от условий эксплуатации и регулярности обслуживания. Из-за разных условий эксплуатации одинаковые цепи одного производителя, установленные на горный велосипед и на шоссейный велосипед, будут изнашиваться по-разному.
Разберём основные параметры велосипедной цепи, которые играют важную роль при подборе новой цепи.
Шаг велосипедной цепи
Все современные велосипедные цепи имеют стандартный шаг равный 1/2” или 12.7 мм.
Шаг велосипедной цепи равен расстоянию между пинами см.Рис.3.
Рис.3. Велосипедные цепи имеют стандартный шаг равный 1/2” или 12.7 мм
Перевод в миллиметры дробных значений дюймов можно осуществить при помощи Таблицы перевода дробных значений дюймов в миллиметры
Количество звеньев велосипедной цепи и её рабочая длина
Длина велосипедной цепи определяется количеством звеньев, составляющих цепь. Например, цепи, поставляемые в запчасти и рассчитанные на работу с 12-скоростной кассетой, имеют длину 126 чередующихся внутренних и наружных звеньев.
Для комплектации велосипедов поставляются цепи длиной 108, 110, 112, 114, 116, 118, 120, 122, 124, 126 звеньев.
Велосипедные цепи, которые поставляются в запчасти, обычно состоят из 114 или 116 звеньев. Количество звеньев зависит от подхода производителя. Многие производители велосипедных цепей снабжают свои цепи специальным разъёмным звеном – замком цепи.
Количество звеньев 114 или 116 может оказаться избыточным. Для разных типов велосипедов требуется различная рабочая длина цепи. Рабочая длина цепи достигается путём удаления лишних звеньев.
Для горных велосипедов MTB цепь обычно приходится укорачивать до 106-108 звеньев. Такая длина цепи обусловлена размером звёзд системы и длиной задних перьев.
Для велосипедов с длинными задними перьями, например, для некоторых найнеров, цепь укорачивают до 112 звеньев.
Для велосипедов определённого типа, например, шоссейных, цепь можно не укорачивать и использовать из коробки.
При замене заводской цепи на новую цепь, следует обязательно посчитать и записать данные о количестве звеньев в заводской цепи. В новых цепях, при необходимости, следует оставлять такое же количество звеньев, какое было у заводской цепи.
Ширина велосипедной цепи или длина пина
Габаритная ширина велосипедной цепи определяется размером пина. Конструкторы проектируют ширину велосипедной цепи исходя из ширины кассеты и количества звёзд в ней.
Прослеживается явная тенденция к уменьшению ширины велосипедных цепей при одновременном росте числа звёзд в кассете.
Основные размеры велосипедной цепи
Шаг велосипедной цепи
Как уже отмечалось, шаг велосипедной цепи составляет 1/2” или 12.7 мм.
Ширина велосипедной цепи
Ширина велосипедной цепи, определяемая по длине пина, приведена в Таблице 1
Ширина велосипедной цепи
Количество ведомых звёзд в кассете
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Количество звеньев в цепи велосипеда: на что это влияет
Количество звеньев в цепи велосипеда
Она является составным элементом трансмиссии, выбирается для каждого велосипеда отдельно, под размер. Предназначена для передачи усиленного давления от ног велосипедиста на колесную звездочку, в результате чего выполняется вращение. Если такой элемент отсутствует, велосипед ездить не будет. Конструктивно цепь собрана из звеньев.
Устройство цепи
Каждая из них насчитывает определенное количество составляющих (исключение – Half-Link):
Отдельно взятое звено формируется из полузвеньев, скрепленных друг с другом пином, вставленным в стакан (втулку), на который надет ролик, отвечающий за удержание на зубьях велосипедной звездочки. Длина полноценного звена составляет 1 дюйм (25.4 мм). Общая длина цепи равна количеству составляющих ее звеньев.
На взрослый велосипедный транспорт, имеющий двенадцать скоростных режимов, используется цепь, количество звеньев в которой равно 126. Вариантов предостаточно, число звеньев варьируется в пределах 110 – 126, а цепи для горных моделей насчитывают 106 либо 108.
Когда на купленном транспортном средстве цепь оказывается чрезмерно длинной, ее укорачивают, разъединив замок (при наличии такового) и выбив пин. Затем звенья снова соединяются, выполняется установка.
Типы цепей для велотранспорта
Их четыре, и каждый отличается характерными нюансами.
Модели с одной скоростью
Наиболее простой вариант, устанавливаемый на недорогие подростковые и детские велики. Годен на байки, имеющие всего одну звездочку. Цепь практически не подвержена износу, потому что не выгибается, как на многоскоростной модификации. Для изготовления используется стальной сплав, пластины толстоватые и крепкие.
Многоскоростной велик
Такие цепи устанавливают на транспорт, имеющий переключатель передач. Основное различие от предыдущего варианта – зазор, обеспечивающий изгибание звена велосипедной цепи. Кроме того, пластины более тонкие, потому что на великах с несколькими скоростями устанавливаются звездочки потоньше.
Из-за постоянного перекоса звенья цепи и звездочки быстрее выходят из строя.
Облегченный тип
Применяются на моделях с разным количеством скоростей. Их основным отличием считается пустой пин и отверстия, имеющиеся в пластине. Благодаря этому, такие цеп и по сравнению с другими аналогами весят меньше на 20 – 25 %. Как правило, их используют велогонщики в состязаниях, чтобы максимально облегчить велосипед. Такая цепочка из-за собственных особенностей вытягивается, изнашивается и разрывается довольно быстро.
Цепь Халф-Линк
Отдельная категория, отличающаяся строением. Для этой цепи звенья не используются, ее составными частями являются одинаковые между собой элементы. Установка возможна на любую велосипедную модель.
Достоинство состоит в том, что такой тип цепи проще всего подгоняется под нужный размер велотранспорта. К сожалению, конструкцию совершенной не назовешь, вытягивается быстро.
Размеры
Что такое звено цепи, мы разобрались. Производители выпускают цепи, имеющие фаску, благодаря которой включение очередной скорости происходит быстрее.
Чтобы подобрать на велосипед подходящий вариант, уточняют три основных параметра.
Так называется расстояние, образованное парой соседних пинов, с помощью которых формируется звено цепи велосипеда. В соответствии со стандартом, шаг равен половине дюйма (12.7 мм).
Ширина
Ее определяют, замерив пин. Цепи по ширине отличаются, и этот параметр зависит от назначения элемента. Считается, что число велосипедных звезд (шт.) многоскоростной модели обратно пропорционально к ширине пина (мм):
Длина
Зависит от того, сколько звеньев в цепи. На горные модели используют цепи на 106 звеньев, на найнер устанавливают на 112, а в шоссейном велосипеде цепь равна общему размеру 126 звеньев.
Маркировка цепей
В ней содержатся все геометрические данные. Рассмотрим пример:
½” х 3/16” – 120 links Pinlength 7,3 mm
½” – промежуток между двумя пинами (шаг цепи), имеющий неизменное значение;
3/16” – параметр ширины, поясняющий, наденете ли вы такую цепь на широкую звездочку. Встречается четыре варианта:
120 links – означает, сколько звеньев в цепи велосипеда;
Pinlength 7.3 mm – ширина пина, от которой зависит число звезд на велотранспорте и то, подойдет ли данная цепь. Чем толщина меньше, тем больше цепь подойдет для велика с большим количеством звездочек.
Редко, но используют дополнительный параметр – КГС. Так обозначают предел прочности на разрыв. К примеру, маркировка 750 кгс говорит о том, что цепь разорвется, если на нее воздействовать именно с такой или большей силой. Таким обозначениям особое внимание не придается.
Делаем правильный выбор
Для начала уточняется маркировка цепи, которой обозначаются основные сведения. Кроме фактических данных, изготовители зачастую определяют качественный показатель своего товара, нанося буквенные и цифровые обозначения.
Популярностью пользуются следующие изделия:
Износ
Чтобы исключить необходимость ремонта звеньев цепи, трансмиссию периодически смазывают, регулируют и создают соответствующие условия при хранении. Смазка наносится минимум один раз в велосипедный сезон с предварительным удалением грязи и отработавшего свой срок масла.
Когда велосипед находится на длительном хранении, цепь рекомендуется снимать и замачивать в керосине, сохраняя ее таким образом от растягивания. Износ определяется простой линейкой либо по 24 звеньям. Нормальное значение длины участка составляет 12 дюймов (304.8 мм).
Когда длина превышает допустимую:
Цепь считается важным элементом, относится к расходным материалам, сказывается на состоянии велосипедной трансмиссии. Зная, как подобрать и отрегулировать цепь, укоротить ее и вновь соединить звенья, вы продлите ее эксплуатационный период.
Основные размеры велосипедной цепи
Цепь велосипедная, размеры которой подбираются индивидуально под каждый байк, это часть трансмиссии. Она передает усилие давления ног человека на звездочку заднего колеса, от чего происходит вращение. Без этого элемента велосипед не поедет.
Любая велосипедная цепочка сделана из звеньев, они же из двух полузвеньев, пинов и ролика. Все цепи одинаковые и шаг между полузвеньями (расстояние от одного полузвена до другого) равен, потому следует выбирать лишь по собственным предпочтениям и толщине цепи.
Устройство велосипедной цепи
Любая велосипедная цепь (кроме Half-Link) состоит из нескольких элементов, а именно:
1 звено состоит из 2 полузвеньев. Они соединены между собой при помощи пина, помещенного в «стакан». На него надевается ролик. Ролик необходим для удержания на зубьях звездочек велосипеда (куда цепочка и надевается). Длина одного полного звена составляет 1 дюйм, что в переводе на миллиметры 25,4. Длина всей цепи определяется тем, сколько в ней звеньев.
Для взрослого велосипеда с 12 скоростями обычно используется цепь со 126 звеньями. Вариаций множество, количество звеньев варьируется от 110 до 126 штук. Велосипеды для горного спорта (МТБ) используют цепочки на 106 или 108.
Типы велосипедных цепей
Всего существует 4 типа цепок, они имеют свои отличительные особенности.
Для односкоростных велосипедов
Это самый простой вид цепи, обычно устанавливается на бюджетных подростковых или детских велосипедах. Они подходят только для байков с 1 звездочкой на заднем колесе. Данный тип практически не изнашивается. Это обусловлено тем, что цепочка не изгибается, как на многоскоростных байках. Изготавливают их обычно из толстой стали, а пластины толстые и очень прочные.
Для многоскоростных велосипедов
Используются на велосипедах с переключателем скоростей. Главное отличие от односкоростных цепей в наличии зазора для изгиба цепи в стороны. Помимо этого, их пластины тоньше за счет того, что на многоскоростных велосипедах установлены менее широкие звездочки. Такие цепи практически постоянно имеют перекос, что негативно сказывается на их износе. Помимо этого стираются передние и задние звездочки велосипеда.
Облегченные велосипедные цепи
Могут быть как для односкоростных, так и для многоскоростных байков. Главное отличие это – пустые пины и наличие отверстий в пластинах. Это делает их легче своих аналогов примерно на 20-25 процентов. Обычно такие цепи используются гонщиками в дисциплинах, где каждый грамм имеет значение. Из-за своих особенностей облегченные велосипедные цепочки растягиваются, изнашиваются и рвутся быстрее всего.
Цепи Халф-линк (Half-link)
Особенный вид, который отличается своим строением. Такая цепь не имеет внутренних или внешних звеньев, а состоит из повторяющихся элементов. Можно использовать на односкоростном и многоскоростном велосипеде.
Из плюсов можно выделить то, что их куда проще подогнать под необходимый размер байка. Но из минусов – это не совершенность конструкции, при которой основа очень быстро растягивается и изнашивается.
Основные размеры велосипедной цепи
Велосипедная цепь состоит из звеньев. Стандарт различает внутреннее, внешнее звено и их соединение. Современные цепочки можно использовать практически на всех видах велосипедов. Есть отдельно специализированные типы для многоскоростных байков.
Многие изготавливают цепи с фасками, которые ускоряют процесс переключения скоростей. При использовании цепи одного производителя на разных типах байков она будет вести себя и изнашиваться по-разному. При выборе подходящей цепи следует обратить на основные размеры, которых существует 3.
Шаг велосипедной цепи
Это расстояние между двумя пинами (элементами соединяющими два полузвена). Согласно стандарту этот шаг составляет ½ дюйма или в переводе на миллиметры 12,7.
Ширина велосипедной цепи
Ширину можно определить, измеряя размер пина. Все цепи имеют разную ширину, и определяется она в зависимости от своего предназначения. Существует тенденция, при которой количество звездочек на многоскоростном велосипеде обратно пропорционально размеру пина.
Примерное соотношение количества звездочек (шт.) к ширине (мм.):
Длина
Длина цепи зависит от производителя, она варьируется от 110-126 звеньев. Для МТБ обычно используют 106 звеньев, найнеров 112 звеньев, а для шоссейного 126. Если цепь провисает, будучи надетой на звездочки, ее необходимо укоротить.
Маркировка велосипедной цепи
Маркировка содержит в себе все геометрические показатели цепи, например ½”х3/16” – 120 links Pinlength 7,3 mm.
½” – это так званый шаг цепочки (расстояние между пинами), как уже упоминалось выше согласно стандарту, он всегда одинаков и составляет полдюйма или 12,7 миллиметра.
3/16” – Ширина между внутренними звеньями. В зависимости от данного показателя понятно, можно надеть такую цепь на широкую звездочку или нет.
Всего бывает 4 вариации:
120 links – это количество звеньев в одной цепи, как упоминалось выше, их бывает от 110 до 126 штук.
Pinlength 7,3 mm. – это внешняя ширина пина, от нее зависит количество звезд на многоскоростном велосипеде и подходит ли эта цепочка. Чем меньше толщина пина, тем больше она подходит длябайка с множеством звезд.
Как правильно выбрать велосипедную цепь?
Первым делом следует обратить внимание на маркировку, которая установлена на цепи. Именно на ней указаны основные и необходимые данные о цепочке.
Помимо фактических показателей, производители часто определяют качество своей цепи маркировкой с буквами и цифрами. Чем выше число, тем лучше качество. К примеру, тайваньский производитель КМС окрашивает цепочки в определенный цвет, самыми лучшими считаются золотые.
Наиболее популярны данные производители:
Износ цепи
Как и любой механизм, трансмиссию необходимо смазывать, регулировать и обеспечивать ей надлежащее хранение. Для того чтобы цепь дольше служила, ее нужно смазывать специализированным маслом хотя бы 1 раз за сезон и проводить очистку от старого масла и грязи.
Если велосипед будет храниться без использования несколько сезонов, следует снять цепь и поместить в тару с керосином. Это делается для того, чтобы она не растянулась за время простоя и сохранила свой внешний вид. Определить износ цепочки можно при помощи обычной линейки или 24 звеньев. Длина должна составлять 12 дюймов, что в пересчете на миллиметры составляет 304,8.
Если ваша цепь длиннее на:
Велосипедная цепь – маркировка, параметры
Поиски оптимальной трансмиссии начинались с ременного и шестерного привода. Первые эксперименты не удовлетворяли изобретателей, которые нашли более надежный и легкий по весу вариант. Велосипедная цепь появилась на горных, шоссейных, туристических велосипедах. Главный элемент трансмиссии, взаимодействующий со звездами кассеты, по-разному влияет на износ системы. Поэтому нужно знать тип и характеристики цепи, которая подбирается с учетом условий эксплуатации и должна соответствовать виду велосипеда. Предлагаем вместе рассмотреть важные параметры, которые нужно учитывать при выборе новой детали.
Конструкция
Кроме Half-Link классические виды цепей имеют одинаковое устройство:
Одна пара звеньев формирует фрагменты, из которых можно собрать цепь любой длины. Half-Link имеет особенности. Здесь каждое звено входит в другое на валике одинаково и заменяется не попарно, а индивидуально. На скоростных байках используют деталь без соединительных втулок.
Типы велоцепей
Все велосипедные цепи разделили на 2 основных типа, каждый из которых имеет свои особенности.
Из множества модификаций выделяют 4 подвида.
Самый простой тип устанавливают на детские, городские, подростковые модели с односкоростной втулкой на заднем колесе. Утолщенные и прочные пластины, изготовленные из высококачественной стали, не изгибаются и не изнашиваются. Долговечность обеспечивает прямолинейная цепь, которая обходится без нагрузок при поперечном искривлении.
Многоскоростные байки.
Главные особенности велоцепей:
Во время переключения скоростей цепь перепрыгивает по звездам, что вызывает перекос. Это приводит к тому, что стираются звезды, а элемент трансмиссии изнашивается.
Цепи облегченные
Пустые втулки с отверстиями в пластинах могут устанавливаться на любые велосипеды. Чаще всего цепи, которые на 25% легче аналогов, устанавливают на гоночные байки. Из-за особенностей эксплуатации цепь быстро растягивается и выходит из строя.
Название этого элемента трансмиссии означает: half − половина, link − звено. Устройство характеризуется следующими особенностями:
Любая велосипедная цепь со временем деформируется. Это приводит к быстрому износу системы, который может выявить мастер с большим опытом. Поэтому профессионалы рекомендуют применять установленное правило: 1 кассета − это 3 цепи.
Наиболее распространенные размеры
При выборе байка учитывают 3 главные величины, значения которых указывают на различия между велоцепями.
Нет необходимости измерять показатель самостоятельно, т.к. по ГОСТу на всех современных двухколесных транспортных средствах стандартный шаг равен 12,7 мм (1/2”).
Норматив определяется замером между внутренними плоскостями пластин. Самые распространенные размеры по ширине (мм):
Чем больше число передач, тем меньше расстояние между звездочками и шириной велосипедной цепи.
Для комплектации трансмиссии велосипеда чаще всего изготавливают цепи из 110-118 звеньев. Для 12-скоростной кассеты показатель увеличивается до 126 звеньев. Величина связана с типом велосипеда. Например, на обычные горные модели потребуется 106-108 звеньев; на новые найнеры − 112. Рабочую длину можно определить самостоятельно.
Для Дабл или Трипл системы:
Такой замер актуален, если на велосипеде установлены 2 или 3 звездочки.
Если установлена Сингл система (одна звезда спереди и 9-11 сзади), длину цепи увеличивают на 2 звена.
Материалы, технологии и характеристики
Правильно изготовленные велосипедные цепи − это легкие, надежные, стойкие к коррозии, долговечные элементы трансмиссии. Качество детали зависит от материала, термической и химической обработки, технологии покрытия. Велоцепи изготавливают только из каленой и нержавеющей стали, титана. Цветной металл не применяют из-за мягкости и недолговечности. Антикоррозийное покрытие содержит добавки стали (например, кобальт), обладающие повышенной прочностью.
К техническим характеристикам относят боковой изгиб, который измеряется с помощью нагрузки в 3 ньютона (показатель силы в Международной системе единиц). Износ из-за удлинения цепи во время эксплуатации связан с образованием зазора в каждом соединении (их больше ста). Например, если узкий промежуток увеличится на 0,01 мм, цепь удлинится на 1 мм. Для bmx или цепей для байков, на которых ездят без переключения передач, величина зазора сказывается на сроке эксплуатации модели. При превышении рекомендуемого показателя смазка и грязь легко попадают внутрь и выводят из строя все устройство.
Типы соединения
Для облегчения установки и демонтажа цепи применяют соединительные замки. Деталь составлена из двух складывающихся пластинок. В одну из сторон запрессован металлический стерженек (штырь). Производители выпускают модели с разным видом соединения. Например, SRAM Power Link и КМС выпускают байки с соединительным замком. Shimano и Campagnolo изготавливают велоцепи без связующего звена. Замки для односкоростной и многоскоростной цепи различают по способу блокировки. Так, в многоскоростную заклепки «вмонтированы» в конструкцию и не выступают над боковыми пластинами. Современные изобретатели пробуют установить на соединения уплотнения, напоминающие мотоциклетное устройство.
Маркировка
Компании-производители всегда указывают геометрические параметры цепи, которые наносят на упаковку в 2-3 строки. Надписи помогают узнать соответствие велосипедной цепи количеству передач. Например, cn обозначает, что цепь предназначена для девяти звезд, narrow — на 6-8. Меньшее количество скоростей не указывается. У некоторых производителей можно встретить другое обозначение передач cn: 5-7, 7-8, 11, 12 (цепи Shimano). Маркировка велосипедной цепи указывается в цифрах и латинскими буквами.
Обозначение цифр в маркировке
Чтобы правильно расшифровать надписи, разберем конкретный пример. На коробке указана маркировка:
1/2” X 11/128” – 114 Links
pin length 5.88 mm
Цифры по порядку | Значение |
---|---|
Первая | Указывает шаг у велосипедной цепи. Показатель одинаковый у всех моделей (1/2″) |
Вторая | Внутренняя ширина звена, связанная с толщиной звездочек |
Третья | Число звеньев − 114 links |
Число во второй строке | Длина пина (наружная ширина цепи) − 5,88 мм |
Длину пина выбирают после замера расстояния между шестеренками кассеты.
Есть еще один показатель − предел прочности, который обозначен цифрой и буквами кгс. Надпись указывает: для разрыва цепи нужно использовать силу, равнозначную килограммам (например, 700 кг).
Как выбрать велосипедную цепь – рекомендации
Главный элемент трансмиссии влияет на состояние и движение байка. Автоматизированная машина маркирует мелкие звенья из прочных материалов, а затем закрепляет их посредством клепки. Покупая необходимую деталь, учтите советы профессионалов:
Заключение
Элементарное, но незаменимое устройство не требует больших финансовых вложений. Деталь присутствует на каждом велосипеде. Рынок предоставляет огромное количество разновидностей и марок. Лучшими производителями признаны компании: Shimano (Япония), Compagnolo (Италия), KMC (Тайвань), Wipperman (Германия), Тяжмаш (Россия). Как долго прослужит цепь, зависит от правильного выбора байкера.
Велолюбитель и по совместительству автор статей. Занималась велоспортом.