как узнать коллекторское агентство по номеру телефона
Где найти номера коллекторов, и существует ли единая база
Бытует мнение, что номера коллекторов находятся в открытом доступе и при желании их легко найти в глобальной сети. Это ошибка, ведь база коллекторских фирм постоянно обновляется, появляются новые сотрудники, обновляются телефонные номера. Кроме того, создание единой базы противозаконно. Но существуют способы, позволяющие блокировать надоедливые звонки и по косвенным признакам определять сотрудника коллекторской фирмы. Где найти интересующие сведения? Существует ли общая база? Поговорим об этом подробно.
Единая база с номерами коллекторов — правда или миф
После вступления в силу закона о коллекторах в 2016 году фирмы по стягиванию долгов проходят проверку и получают разрешение на ведение деятельности. Одобренные организации отражаются в таблице на сайте ФССП — fssprus.ru/gosreestr_jurlic/. Здесь указывается регистрационная запись, дата принятого решения, ОГРН, ИНН, адрес, официальный сайт и прочие сведения. Номера коллекторов не приводятся — их можно посмотреть только на официальном сайте организации.
При переуступке прав на стягивание долга коллекторская фирма получает базу должников с адресами и телефонами. Полученные сведения используются для давления и взыскания задолженности с клиентов банка. Для разглашения такой информации у банка должно быть разрешение (прописывается в договоре). Отсутствие пункта делает передачу сведений о должнике незаконным.
Если переуступка прав на стягивание кредита оформлена официально, коллекторская фирма приступает к выполнению работы. Суть заключается в совершении звонков должникам, организации личных встреч и отправке сообщений. Для защиты от телефонной «нагрузки» должники пытаются найти базу с номерами коллекторов России. На сегодняшний день такой информации нет.
Сайты с номерами коллекторских агентств сразу блокируются, ведь это нарушает нормы законодательства о неразглашении конфиденциальной информации.
Как защититься от звонков коллекторов
Отсутствие базы — не проблема для сообразительного должника. Коллекторские агентства покупают сим-карты по несколько десятков. Это облегчает процесс блокировки (по первым трем цифрам). Информация с номерами коллекторов распространяется в группах социальных сетей, но на них данные неполные.
В 2015 году в магазине Google Play появилось приложение «Антиколлектор». Сегодня перечень таких программ расширился и исчисляется десятками приложений. Их недостаток заключается в платности и ограниченности базы номеров коллекторов. Задача приложения — самостоятельно определить звонок представителя коллекторской фирмы и блокировать его.
Подведем итог по способам защиты от звонков коллекторов:
Последний вариант подразумевает письменное требование по истечении четырех месяцев с момента появления долга. Минус заключается в низкой эффективности, ведь коллекторы редко реагируют на такие требования. В таком случае придется идти дальше — писать жалобы в Роспотребнадзор, НАПКА, прокуратуру и другие органы.
Как определить номер коллекторов
Для получения сведений о звонящем человеке можно воспользоваться одним из специальных сервисов. Популярные варианты — hcpeople.ru/spisok-telefonov-kollektorov/, zvonil.octo.net, mobile-catalog.info и другие. Минус заключается в ограниченности возможностей. Такие сайты позволяют определить район, оператора и часовой пояс. Дополнительный «камень преткновения» — сокрытие номера телефона коллектором. Во многих случаях должнику приходится заносить информацию в «черный список» по факту. Но если цифры скрыты, то и ограничить его не получится.
Итоги
Общей базы номеров коллекторских фирм в России нет (официально), ведь это противозаконно. Хранение и распространение данных без разрешения их владельцев в РФ запрещено. Для решения задачи можно воспользоваться одним из приложений, получать сведения в социальных сетях или блокировать номера по факту с помощью фильтров телефона. При наличии угроз рекомендуется записать разговор и сразу обращаться в полицию.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Как проверить законность работы коллектора
С 2017 года работать с неплательщиками могут исключительно агентства, включенные в единый реестр коллекторов. Такие требования установили изменения в 230 фз — «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
Иначе этот документ еще называют «Законом о коллекторах». Список коллекторов размещен на сайте регулятора рынка сбора просроченной задолженности — Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Только фирмы из списка имеют право работать в сфере взыскания кредитных долгов.
Кто включен в реестр коллекторских агентств
Реестр коллекторов ведет ФССП, которая также должна выполнять функции контроля над коллекторскими организациями. Но Министерство юстиции планирует включить в перечень коллекторских агентств также и кредитные организации, у которых есть отдельные департаменты по взысканию просрочки.
Получится, что у банковских департаментов сбора просроченных долгов будет два регулятора — ФССП и ЦБ. Включение в список банков должно существенно увеличить число участников сектора услуг по взысканию задолженностей. В то же время планируется, что и срок досудебного урегулирования вопроса будет составлять 30 дней.
В 230 законе указано, что взыскивать просрочки могут только коллекторские агентства (КА), состоящие в реестре и получившие разрешение от ФССП.
Согласно этому законодательному акту, коллекторам запрещено:
Если коллектор нарушает рамки дозволенного, гражданин имеет право пожаловаться на него в надзорные органы — про них мы расскажем ниже. Компанию, работающую при помощи незаконных методов, могут лишить права на работу.
Все легально работающие коллекторские агентства обязаны входить в ассоциацию НАПКА. Каждый пользователь интернета может проверить членство того или иного коллекторского бюро на сайте ассоциации.
Как проверить, имеет ли коллекторское агентство лицензию
Лицензирование коллекторских агентств в России приравнено к внесению юридического лица, занимающегося сбором долгов, в реестр, который ведет ФССП. Наличие названия компании в реестре должно стать гарантией законности действий организации.
Но в отношении коллекторов законодатель не ограничился простым разрешением на деятельность. Работа таких фирм регулируется законодательством, отчетность подается каждое полугодие. За нарушение прав граждан на них обязательно будут наложены соответствующие санкции — вплоть до исключения из реестра и запрета на работу.
Чтобы проверить наличие у коллекторской службы разрешения, первым делом необходимо во время личного общения потребовать коллектора назвать компанию, которую он представляет.
Если коллектор отказывается называть свою фирму, можно сразу же прекращать общение — его действия уже незаконны.
После получения необходимых данных гражданину нужно войти в реестр коллекторских агентств и проверить там нужную информацию. Коллектор должен с пониманием к этому отнестись. Ведь проверка взыскателя — это законное право должника.
Как проверить коллектора по реестру?
Гражданин может сам проверить, внесена ли организации в Госреестр. Проверка коллектора выполняется на сайте ФССП. Вам нужно:
Необходимо тщательно сверить сведения, полученные от коллекторов, с данными из реестра:
Но только найти название компании в реестре мало! Обязательно нужно просмотреть информацию в 11 столбце в строке с названием того КА, сотрудники которой вам звонят. Этот столбец содержит информацию о дате исключения коллектора из реестра ФССП.
Если 11-й столбец в графе с название агентства чист, в нем нет никакой информации, то значит, что коллектор имеет право работать. Если в столбце проставлены дата — например, 28.11.2018, то это значит, что с этого дня компания исключена из реестра и права собирать долги не имеет.
Содержащаяся в перечне краткая справка о коллекторах позволит должнику выяснить, действительно ли с ним работают официальные сборщики задолженностей. Если агентство есть в реестре и в 11 столбце нет пометок, то это значит, его деятельность разрешена, и с коллекторами придется взаимодействовать.
Но, как мы неоднократно уже говорили, не подписывайте с ними никаких документов и соглашений, если не желаете выплачивать им всю предъявленную сумму долга.
Обратите внимание, что, несмотря на тот факт, что сейчас право на работу есть у чуть более 300 коллекторских компаний, реестр содержит 394 названия. Да-да, это с учетом исключенных из реестра.
Возникли затруднения
с проверкой коллектора?
Как проверить продажу долга коллекторам на Федресурсе
Теперь граждане могут получить сведения о продаже своей задолженности на ЕФРСБ. Изменения вступили в силу 01.07.2020 — с этого момента все кредиторы обязаны вносить в систему Федресурс данные о лице, которое должно взаимодействовать с должником для взыскания долга.
Чтобы получить эти данные, должник должен зайти в Автоматизированное рабочее место физлица. Вход туда возможен при помощи квалифицированной электронной подписи или учетной записи единой системы идентификации портала Госуслуги. Во втором случае требуется подтвержденная запись, в которой содержится номер свидетельства ИНН и личные данные гражданина.
Данные публикуются без открытого размещения на сайте, так как этого требует законодательство. Право доступа к информации имеют только кредиторы, должники, а также лица или организации, которые привлекаются кредитором к взысканию просроченной задолженности.
Кто такие «черные» коллекторы
Не все бюро и агентства, не получившие в свое время разрешение или утратившие его в процессе своей работы, прекратили свое существование и ушли с рынка. Некоторые из них и дальше продолжают работать, хотя их действия незаконны.
Должникам под видом коллекторов временами названивают МФО и левые кол-центры, зачастую даже и находящиеся не в России, и требуют вернуть долги. Почему легальные кредиторы обращаются за услугами к нелегальным взыскателям? Все просто — стоимость их услуг ниже, чем у КА, включенных в реестр ФССП.
В законодательстве четко указано, что общаться с неплательщиками вправе только те службы, которые имеют свидетельство ФССП. Это значит, что «черные» коллекторы работают с гражданами незаконно. Каждый год в ФССП поступает десятки тысяч жалоб.
Практически все они относятся к деятельности нелегальных коллекторов, не состоящих в реестре. Обычно они работают с должниками, выходя за рамки правового поля. Главные причины жалоб: унижение, угрозы, грубость со стороны коллекторов, хамство, уничтожение имущества.
Что делать, если коллектор нарушает правила?
С противозаконными действиями можно бороться следующими способами:
Информагентство ТАСС в конце 2019 года сообщало, что представители одной коллекторской компании заварили дверь гражданина, перепутав его с соседом-должником. Коллекторская компания из-за этого лишилась права на работу. Но чтобы доказать свою правоту, гражданину нужно представить доказательства нарушений.
Это еще раз подтверждает важность записи телефонных звонков, а также СМС и сообщений, присылаемых коллекторами на электронную почту. Чем больше у вас доказательств незаконных действий коллекторов, тем проще будет себя защитить.
Согласно законодательству, работа коллектора заключается в том, чтобы помогать заемщику и кредитору решить вопрос с просроченным долгом. Но действия многих коллекторских организаций выходят за пределы законодательства. Если права должника были нарушены, об этом можно написать жалобу и направить ее в соответствующие органы.
Собираетесь подать жалобу
на коллектора?
Коллекторов, которые нарушают законодательство, должны лишить свидетельства и исключить из реестра ФССП, затем они не смогут на законных основаниях работать в этом направлении.
Если вам нужна защита прав в спорах с коллекторами, или вы хотите узнать, как списать долги перед МФО и банками, то проконсультируйтесь с нашими кредитными юристами, позвонив нам по телефону или задав свой вопрос онлайн.
Разберемся с каких номеров звонят коллекторы и как их заблокировать
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Это быстро и бесплатно!
Война должников и коллекторов в истории России насчитывает уже 15 лет – с момента первой официальной регистрации коллекторского агентства в 2004 году. «Война» велась с переменным успехом. Если в первое десятилетие перевес сил был на стороне коллекторов, то начиная с 2010 года, заемщики банков, запутавшиеся в кредитах или попавшие в сложную ситуацию невозможности выплатить долг, стали активно сопротивляться незаконному вмешательству в их личную жизнь.
Как бороться с неурочными звонками, тревожащими граждан, если они исходят от назойливых коллекторов?
Есть ли единая база номеров
Единая база номеров телефонов коллекторов – это скорее миф, чем реальность. Если на и имеется, то только в распоряжении спецслужб. Коммерческим структурам такая информация официально не доступна. Более того, она противоречит закону о защите персональных данных ( закон №152-ФЗ ).
Многим должниками, уставшим от звонков из агентства по сбору задолженности и сменившим СИМ-карту в телефоне, знакома ситуация, при которой через 1–2 дня звонки возобновлялись. Возникал законный вопрос: кто виноват в том, что коллекторам стал известен новый номер телефона и существует система, в которой собраны номера коллекторов?
Ответ однозначен. В России базы, доступной коммерческим организациям, нет!
В том, что номер телефона, который не указан в кредитном договоре, стал известен взыскателям виноваты:
Как определить номер коллекторов
Ограничение количества в течение суток, недели, месяца не доставляет неудобств. 8 поступивших в течение месяца звонков на мобильный телефон с неустановленных номеров вряд ли введут в состояние паники или нарушат нормальный ритм жизни человека, нацеленного на возможность противостояния кредиторам. Тем не менее существуют специальные методы, посредством которых можно попытаться заблокировать нежелательные звонки.
Самыми эффективными способами определить, с каких номеров должнику звонят коллекторы, являются:
Как избавится от звонков
Если звонки от взыскателей задолженности доставляют неудобства, существует несколько возможностей заблокировать их. Не все они эффективны. На некоторое время могут оградит должника от необходимости вглядываться в дисплей мобильного устройства и гадать о том: кто звонит?
Поменять номер
Смена СИМ-карты мобильного телефона, как указывалось выше, является самым не эффективным способом противодействия. Связано с тем, что коррупция и соблазн заработать деньги на продаже базы данных приобретателей новых СИМ-карт поразила операторов связи и «любителей»-хакеров в самых низовых звеньях. Бороться с этим явлением сложно. Всегда найдется желающий продать сведения в обход закона, в ущерб работодателю.
Откуда коллекторы узнают номера телефонов
Имеют ли право коллекторы звонить в выходные
Общаться по своим правилам
Общение «по своим правилам» — не всегда возможно. Подавляющее большинство коллекторских агентств записывают стандартное обращение с требованием возврата задолженности и транслирует его должникам без участия своих сотрудников. Они подключаются только после того, как должник прослушает записанное сообщение или ответит на предложение о взаимодействии.
В подобных условиях установить правило общения в соответствии со своими пожеланиями практически невозможно. Проще самостоятельно занести телефон в «черный» список.
Жалоба
Жалоба в ФССП или полицию, Роспотребнадзор, прокуратуру действенна в случае грубого нарушения установленной законом №230-ФЗ периодичности поступления звонков или явно выраженной угрозы причинения вреда жизни, здоровью или имуществу должника.
Требует сбора доказательств, которые должник не всегда готов предоставить, в силу неподготовленности, незнания закона или собственной лености.
Программы для телефонов (Антиколлектор vs Black List)
Существующие программы «антиколлектор на смартфон», которые работают по собственным алгоритмам, подсказанным ограничениями на звонки, установленные законом. Если в адрес абонента поступает 1 звонок в сутки, 2 звонка в неделю или 8 – в месяц, это свидетельствует о том, что работают коллекторы.
Эффективность указанных программ сильно варьируется, в зависимости от региона расположения офиса агентства и количества «клиентов», с которыми агентство работает. Чем большее количество задолженностей у него в работе, тем быстрее программы вычисляют номера и блокируют их на телефоне абонента, установившего программу.
Убираем информацию из соцсетей
Повальное увлечение общением с совершенно незнакомыми людьми в социальных сетях, выкладывание персональных данных о частной жизни, которые еще 10 лет назад были не мыслимы, сами наталкивают агентства и мошенников на поиск жертв.
Способствует этому и регистрация в указанных сервисах с запросом на предоставление персональных данных о номерах телефонов.
Программы – «сборщики» информации быстро сопоставляют данные об имени и фамилии пользователя сети, попавшего в список должников, с его контактами в социальных сетях. Дальнейшая схема отслеживания диктуется алгоритмом программы. Вычислить должника, активно использующего контакты в соцсетях, не представляет сложности в течение нескольких дней. Тем более что 90% общения происходит с носимых средств связи – смартфонов.
Проверить незаконность сбора информации чрезвычайно сложно и в техническом, и в процессуальном плане
Вычисление принадлежность номера коллекторскому агентству – сложный, подчас не реализуемый проект. Это связано с тем, что отлаженной системе сбора информации приходится противостоять конкретному физическому лицу, не обладающему неограниченными финансовыми возможностями и лишенному поддержки со стороны специальных служб, имеющих возможность проверить информацию и собрать доказательства.
Выявляем «черных коллекторов»: как не стать жертвой взыскателей аферистов
Прошедший 2020 год стал для россиян настоящим испытанием на прочность: многие потеряли работу, бизнес, доход, увеличилось число разводов, случаев проявления домашнего насилия и все это на фоне сложной эпидемиологической обстановки, которая наложила свой отпечаток на оказание медицинских услуг не связанных с пандемией коронавируса. Единственное, что приобрели россияне за этот год — это долги, поэтому общение с коллекторами для многих стало больным вопросом.
Несмотря на то, что действия коллекторов строго регламентируются федеральным законом, должники зачастую не имеют возможности определить правомерно ли взаимодействие на самом деле. В недавнем интервью прессе президент НАПКА (Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств) Эльман Мехтиев обозначил несколько признаков, по которым можно отличить «черного» коллектора от «белого». Мы дополнили этот список, основываясь на многочисленных записях телефонных переговоров, присланных нам читателями за прошедший год.
Основные отличия «черного» коллектора от «белого»
Как мы уже писали выше, действия коллекторов строго регламентируются 230 федеральным законом, который предусматривает ряд обязательных для каждого взаимодействия требований. «Белые» коллекторы обязаны четко и внятно произнести свою фамилию, имя, отчество, наименование фирмы, на которую они работают, и наименование организации, чьи интересы они представляют (ст. 7, п. 4). По словам Мехтиева профессиональные коллекторы всегда готовы повторить информацию, если должник ее не расслышал или получил не в полном объеме. «Черные» коллекторы такую просьбу проигнорируют.
К сожалению, таких коллекторов очень мало. Чаще всего коллектор — это сотрудник со скриптом-говорилкой, который не уполномочен выходить за рамки написанного. Отчасти именно поэтому неплательщиков по-прежнему так много, ведь вместо того, чтобы договориться о внесении хотя бы минимальных платежей, должников продолжают пугать юридическими последствиями не вникая в суть их финансового положения.
Сложности идентификации «белых» коллекторов
Согласно 9 статье кредитор имеет 30 дней на уведомление должника о привлечении для взаимодействия третьих лиц и внесения данных о заключенном агентском договоре в Единый федеральный реестр. До момента получения официального уведомления должник имеет право не взаимодействовать с коллектором, так как права на такое взаимодействие юридически не подтверждены.
Фактически коллекторы часто нарушают права должников на информирование осуществляя звонки до момента получения официального уведомления, ссылаясь на обязательства кредитора, и не учитывая тот факт, что после заключения агентского договора кредитор на время его действия теряет право на самостоятельное взаимодействие с должником (ст. 6 п. 9). Получается замкнутый круг — кредитор ответить уже не может, а полномочия коллектора установленным законом способом еще не подтверждены.
Также, статья 9 имеет недочет — в ней отсутствуют правила по поводу информирования должника при смене действующего в интересах кредитора третьего лица. Да, кредитор не имеет права привлекать двух и более коллекторов сразу для возврата просроченной задолженности (ст. 6 п. 10), однако уведомлять должника о смене коллекторов он по закону не обязан. С точки зрения идентификации это серьезный недочет.
Тем не менее, получение официального уведомления не является гарантом того, что звонить по телефону вам будет именно представитель кредитора. Основная проблема опознания кроется в том, что чаще всего коллекторы звонят с мобильных номеров, списка которых на сайте коллекторского агенства попросту нет. То есть в момент получения звонка должник не может определить звонит ли ему представитель кредитора или мошенник, завладевший его персональными данными.
Статья 7 предусматривает запрет на сокрытие номера телефона и электронного адреса, с которого осуществляется взаимодействие с должником (п. 9), однако не предусматривает предварительного информирования о принадлежности номера представителю кредитора. Учитывая то, что АТС коллекторского агентства может включать в себя несколько сотен мобильных номеров, которые время от времени меняются во избежание блокировки антиколлекторскими программами, установление достоверности становится «мартышкиным трудом»: проверять номера на принадлежность можно бесконечно, так как операторы не контролируют с какого номера в следующий раз поступит их звонок.
Что делать с выявленными «черными» коллекторами
Выявить недобросовестных коллекторов наверняка можно только собрав все необходимые доказательства. Чтобы доказать факт нарушения ваших прав вам понадобятся:
Они помогают выявить сокрытие и искажение сообщаемой должнику информации, психологическое давление и угрозы.
Помогает подтвердить факт, количество и время совершения неправомерных звонков или направления sms. Обратите внимание: ФССП не будет рассматривать заявления с записями разговоров, поданные без детализации.
Не стирайте полученные e-mail и sms, если в них присутствуют угрозы в ваш адрес, недостоверная информация или обещания, которые впоследствии понадобится подтвердить (речь идет о договоренностях о рассрочке, предоставлении реквизитов для проведения оплат и т.д.).
Эти документы понадобятся, если кредитор или действующие в его интересах лица проигнорируют официальные обращения должника по поводу отказа от взаимодействия, отзыва разрешения на обработку персональных данных или взаимодействие с третьими лицами (родственниками, друзьями, коллегами и т.д.).
В зависимости от тяжести нарушения, должник может выбрать инстанцию обращения:
Обращение в ФССП — это самый действенный способ в большинстве случаев. Приставы имеют полномочия, помогающие выявлять и наказывать нарушителей, даже если те скрывают свою личность и принадлежность. Обращение в НАПКА поможет устранить минимальные нарушения. Обращение в МВД имеет смысл только в случае, если должник получает прямые угрозы жизни и здоровью, а также если преступление уже было совершено (имущество испорчено, клевета распространена и т.д.). Обращение в МВД целесообразнее всего совмещать с жалобой в ФССП.
Мы надеемся, что публикуемые нами материалы помогут заемщикам сориентироваться в ситуации и разрешить ее самостоятельно наименее затратным путем.