как узнать кому принадлежит авторское право
Найти правообладателя товарного знака – как это сделать и для чего это нужно
Согласно ст. 1485 ГК РФ о том, что товарный знак зарегистрирован и охраняется в соответствии с нормами действующего российского законодательства свидетельствует обозначение, состоящее: «. из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». При этом в Гражданском кодексе указано, что владелец средства индивидуализации вправе наносить описанный удостоверяющий знак, а, следовательно, проставление такого обозначения не является обязательной процедурой. На первый взгляд кажется, что определить правообладателя товарного знака легко, ведь на упаковке содержится ссылка на производителя, который, скорее всего, и обладает товарным знаком. Однако это не так, по причине распространенности комплексного изготовления товаров. В этом случае сырье получает одна фирма, упаковку производит другая, а в единое целое продукт собирается третьей организацией. Тогда на упаковке допустимо упомянуть несколько предприятий, и при этом совсем необязательно кто-то из них будет правообладателем товарного знака, например, если обозначение используется по лицензионному договору.
Для чего потребуется узнать правообладателя товарного знака
Случаи, в которых пригодятся сведения о владельце обозначения, обычно сводятся к следующим:
Как найти правообладателя товарного знака
Как выяснилось, определить владельца товарного знака по информации, нанесенной на упаковку товара, обычно не представляется возможным. Да, возможны случаи, когда фирма прямо указывает на владение исключительными правами. Но чаще всего такая информация непосредственно на продукте отсутствует.
На сайте Роспатента имеется Реестр зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания.[2] Это общедоступный документ, однако, проведение по нему поиска – довольно затруднительное занятие, так как для этого необходимо знать номер документа, например товарного знака или заявки. Более удобная поисковая система действует в режиме открытого доступа на сайте «Зуйков и партнеры». Для проведения поиска достаточно ввести название знака и выбрать предполагаемый класс МКТУ, в отношении которого зарегистрировано обозначение. Данный сервис представлен только по базе зарегистрированных товарных знаков.
В случае когда поиск правообладателя проводится на стадии предшествующей регистрации обозначения, рекомендуется также произвести полный поиск, который включает базу поданных заявок, содержащих сходные обозначения. По запросу клиента, юристы «Зуйков и партнеры», используя специализированные ресурсы, выполняют расширенный поиск, который позволяет выявить сходные товарные знаки и/или заявки, определить их правообладателей, а также, в случае необходимости, оценить шансы на регистрацию товарного знака.
Известные стихи, картины и персонажи — как использовать в своих товарах
Кажется, что классика живописи, литературы и кино принадлежит нам всем. И вроде можно зарабатывать на сувенирных футболках со стихами и репринтах картин. Но внутренний голос беспокойно подсказывает: на всякий случай узнай про авторские права.
Свободно перепечатывать классику можно не всегда. Разбираемся, как это сделать по закону.
Популярность произведения не означает, что копировать можно бесплатно
У стихов, картин, фотографий и персонажей мультфильмов есть автор. Ему принадлежит исключительное право тиражировать и продавать своё произведение.
Автор может продать исключительное право, например, киностудии, музею или издательству. А сбором авторского вознаграждения занимается специальный орган — Российское авторское общество (РАО). Так устроена интеллектуальная собственность — ст. 1229, 1242, 1259, 1266, 1270 ГК РФ.
Чтобы зарабатывать на чужом творчестве, у правообладателя выкупают исключительные права или берут лицензию на использование. Но даже в этом случае произведение нельзя переделывать и на каждом изделии надо указывать автора.
После смерти автора исключительное право переходит к наследникам. Покупать лицензию нужно у них. А ещё через несколько десятков лет произведение становится общественным достоянием — когда больше не нужно платить авторское вознаграждение. Срок перехода в общественное достояние зависит от страны проживания автора — об этом расскажем ниже.
Пока произведение не стало общественным достоянием, за копирование надо платить. Чтобы понять, у кого выкупать исключительные права, придётся гуглить информацию по каждому произведению.
Вот пример из его практики. Политическая партия развесила агитационные баннеры с портретом Че Гевары в берете со звездой и развевающимися волосами. По их мнению, они взяли общеизвестный символ свободы. Но оказалось, что у изображения есть автор — кубинский фотограф Альберто Корда. Фото называется «Героический Партизан». Черно-красный плакат по фото нарисовал ирландский художник Джим Фицпатрик. Именно это изображение Че Гевары известно в мире. Фото и плакат ещё не перешли в общественное достояние. Торговая марка на образ принадлежит дочери фотографа Корды. Печатать Че Гевару можно только по лицензии.
Что будет за нарушение авторских прав
За коммерческое тиражирование искусства предпринимателю грозят две проблемы: компенсация правообладателю и административный штраф за контрафакт.
Компенсация полагается автору или правообладателю как плата за кражу произведения. Размер составляет от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Конкретную сумму назначает суд.
Если произведение зарегистрировано как товарный знак, предпринимателя могут оштрафовать за контрафакт на сумму до 100 000 ₽ по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф идёт государству. Контрафакт отслеживает полиция.
Когда популярное произведение можно копировать бесплатно
За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.
Произведения из общественного достояния
Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти. Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора. Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.
И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.
К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.
Произведения зарубежных авторов переходят в общественное достояние по законам их стран. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений минимальный срок охраны фотографий и дизайна составляет 25 лет после смерти автора, а для остального искусства — 50 лет.
Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.
Фольклор
Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.
Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора.
К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.
Произведения с открытой лицензией
Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.
Особый случай: экспонат из музея
Картины и скульптуры из российских музеев можно использовать в бизнесе только с разрешения дирекции музея. Даже если экспонат уже в общественном достоянии. Также разрешение понадобится на тиражирование здания и названия музея. Это требование ст. 36 Закона О Музейном фонде России.
Чтобы скопировать экспонат из зарубежного музея, придется искать закон той страны и выяснять про разрешения. В общем, всё непросто 🤑
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Особый случай: портрет известного человека на товаре
Изображение человека — это нематериальное благо, его защищает ст. 152.1 ГК РФ.
Печатать портрет человека можно только с его согласия. Формат не важен — фото, рисунок или скульптура. После смерти человека согласие берут у его детей, пережившего супруга или родителей. Про согласие дальнейших поколений требований закона нет.
Статья актуальна на 11.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Авторское право: как защитить свои работы
Что защищает авторское право
Защищать нужно не только музыку, стихотворения, картины, но и комиксы, фотографии, сценарии, дизайнерские композиции, швейные модели и т.д. Всё, что создано творческим трудом, защищено авторским правом. Авторские права автоматически возникают с момента создания произведения.
И запись и комментарий к ней можно считать авторской шуткой, которую охраняет авторское право. Однако автора шутки в интернете бывает трудно установить.
Защищает ли авторское право идею
Хорошую идею грех не использовать. Предприниматели любят заимствовать чужие идеи и на их основе строить свой бизнес. Это проще, чем придумать что-то кардинально новое. Если один предприниматель взял идею другого и создал своё дело, нет оснований его наказывать.
Но если идея обретает форму изобретения или полезной модели, то она может быть запатентована.
Например, твидовый жакет придумала легендарная Коко Шанель. Фирменные жакеты от Шанель стоят кругленькую сумму. Индивидуальный предприниматель Ольга выпускает на своей швейной фабрике твидовые жакеты, которые стоят 1 500 — 2 000 руб. Ольга вдохновилась идеей французского модельера и выпускает одежду, доступную любой девушке.
Представим, что директор швейной фабрики ночью пробрался в цех Шанель и скопировал бумаги, содержащие уникальную технологию производства. Теперь его твидовые жакеты абсолютно идентичны жакетам от Шанель. Директор не нарушил авторское право, но он нарушил патентное право. И еще совершил уголовное преступление.
Промышленные изобретения и модели охраняет патентное право. Если процесс производства какого-то товара конкретно описан, обладает новизной, его можно запатентовать как полезную модель. Украсть чертежи, значит нарушить право патентообладателя.
Есть идеи, которые не получится защитить даже патентным правом. Один предприниматель придумал упаковывать носки в консервные банки. Он хотел, чтобы никто так больше не делал, и попытался запатентовать «консервированные носки». Тогда любой, кто повторил идею, обязан был бы платить ему вознаграждение. Однако ничего не вышло. Начни он так делать, его окружили бы производители консервированных ананасов и консервированного горошка. И все дружно стали бы отстаивать своё право на упаковку в банки.
Что не защищает авторское право и что не будет считается нарушением чужих прав
Авторское право защищает не всё. В п.6 ст. 1259 ГК перечислены объекты, которые не защищены авторским правом. Это судебные решения, флаги и гербы, новости и расписания маршруток, народные тосты и анекдоты. Такие объекты можно распространять и использовать.
Например, Иван — ИП, ведущий на свадьбах и корпоративах. Однажды Иван вёл абхазскую свадьбу, на которой присутствовала тысяча человек. В ходе программы он произнёс: «Мудреца спросили: Когда отношения между мужем и женой хорошие? Когда муж не слышит, что говорит жена, а жена не видит, что делает муж, — ответил мудрец». Это был тост, т.е. народный фольклор, который не имеет конкретного автора. Иван не нарушил чужие авторские права. А выдай Иван за свою шутку, которую подглядел в чужом твиттере, то он нарушил бы права автора.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и процессы, открытия и факты. От этой нормы страдают, к примеру, разработчики телешоу. В некоторых странах — Великобритании, США — концепцию шоу можно защитить. Но не в России и не в других странах романо-германской правовой семьи. Поэтому разработчики телешоу Топ-модель по-американски вряд ли что-то смогут поделать с тем, что концепцию их шоу полностью повторяет Топ-модель по-украински. Неоднократно зарубежные правообладатели форматов телепередач подавали в суд на российские телекомпании, выпускающие аналоги, и проигрывали в силу этой нормы.
Что не относится к нарушению авторских прав
Закон допускает, что иногда охраняемые объекты авторских прав можно использовать без разрешения правообладателя. И вознаграждение автору платить не нужно. Самые распространённые случаи использования чужих произведений — это цитирование и пародии. Они не считаются нарушением закона.
Цитирование. Закон допускает, что чужие цитаты будут использоваться в научных, учебных или публицистических целях. Но объём цитаты должен быть оправдан такими целями. Если дойдёт до суда, оправданность цитирования устанавливает суд. Используйте цитаты обдуманно и всегда указывайте автора.
Например, автору этой статьи так понравилась цитата эксперта по авторским правам, что он решил опубликовать её в своей юридической группе ВК. Автор статьи указал, что цитата принадлежит другому человеку. Группа создана специально для разъяснения юридических вопросов, поэтому цитата здесь к месту. Такое использование не является нарушением авторского права.
А если бы автор статьи разместил цитату в группе про натяжные потолки, и к тому же выдал её за свою, то у Андрея Макарова появились бы основания для претензии.
Пародии. Статья 1274 ГК допускает создание пародий без согласия правообладателя. Но есть два момента, которые лучше разобрать на примере.
Например, Ксения, владелица студии красоты, записала ролик для рекламы своей студии. В нём одна из сотрудниц Ксении пародирует Ольгу Бузову и приглашает клиентов в студию. Пародия на какого-то известного человека никогда не повлечет нарушение авторских прав, поскольку человек не может являться объектом авторских прав.
Ксения записала ролик, в котором её сотрудники пародируют не саму Ольгу Бузову, а её песню «Мало половин». Песня — это объект, который охраняет авторское право. Если Бузова подаст иск, Ксении придётся доказывать, что песня в ролике — всего лишь пародия.
Как защитить свои авторские права
Казалось бы, закон надёжно охраняет товарные знаки, патенты, произведения, изобретения. Однако права на них регулярно нарушаются. Чтобы этого избежать, лучше обезопасить своё творение.
Для защиты объектов авторского права идеально подходит депонирование. Депонирование — это хранение образца авторского произведения. «Задепонировать» — значит отдать экземпляр авторского произведения кому-то на хранение. Раньше образцовые варианты хранили нотариус или почта, которым направляли экземпляр произведения в запечатанном конверте. Сейчас это специализированные организации.
Современные авторские произведения хранятся в электронном виде. Поскольку произведений много, они объединяются в реестр. В случае спора можно затребовать экземпляр из реестра судебным запросом. Хранитель реестра сообщит суду дату предоставления оригинала. Подлинным будет считаться более ранний экземпляр.
Раньше услугу депонирования оказывало Российское авторское общество. С 2018 года РАО больше этим не занимается. Сейчас есть несколько независимых автоматизированных реестров по депонированию объектов авторских прав.
Зарегистрироваться на сайте: ввести ФИО, адрес электронной почты и придумать пароль.
Зарегистрировать объект: указать название и добавить файл с произведением в последней редакции. Если захотите внести правки, придётся заново регистрировать объект.
Оплатить. Регистрация одного файла весом до 250 мб обойдётся в 1 000 руб.
Получить свидетельство о депонировании.
Защита произведения будет действовать 70 лет.
Процедура депонирования в n’RIS аналогичная. Стоимость услуги начинается от 990 руб.
Еще для предупреждения нарушений можно использовать знак охраны авторского права © и различные предупреждающие надписи. Но это плохо отпугивает потенциальных нарушителей.
Что делать, если авторское право нарушено
В ваше кафе зашел Константин Ивлев, поел супчик и сфотографировался на фоне заведения. Вы разместили это фото в группе ВК, инстаграмм и фейсбуке. Для вас это отличная реклама. Вскоре вы увидели своё фото на сайте кафе-конкурента. Ваше авторское право было нарушено. Порядок действий в подобной ситуации:
До отправки претензии нарушителю обратитесь к нотариусу, чтобы он зафиксировал факт нарушения авторских прав. Бывает, что нарушитель получает претензию и моментально всё удаляет из сети. И никакой компенсации не платит. Тогда нужно обращаться в суд, а без нотариального осмотра ничего не получится доказать.
Отправьте претензию. Лучше отправлять не по электронной почте, а письмом с уведомлением о вручении. Так у нарушителя будет меньше шансов сослаться на то, что он не получил претензию.
Если нарушитель претензию проигнорировал, либо не согласился с требованиями, обращайтесь в суд. В суде будьте готовы доказать своё авторство. Поэтому всегда оставляйте на фото водяные знаки. Ещё пригодится свидетельство о депонировании.
Споры о нарушении авторских прав — не редкость. Суды часто встают на сторону авторов и присуждают к выплате разные суммы компенсаций.
Коротко о главном
Авторское право защищает всё, что создано творческим трудом, будь то песня, сценарий, комикс или авторский мем.
Авторские права возникают с момента создания произведения. Специальной регистрации не требуется.
Закон не защищает судебные решения, флаги и гербы, фольклор, новости и т.д.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и методики, открытия и факты.
Цитирование и пародирование, по общему правилу, не считаются нарушением авторских прав.
Для защиты своего произведения воспользуйтесь сервисами IREG или n’RIS. Они произведут депонирование и выдадут свидетельство.
Там, где бессильно авторское право, попробуйте задействовать патентное право. Если идея, концепция или метод отвечает признакам промышленного образца или полезной модели, её можно запатентовать.
Уникальный метод может сойти за секрет производства (ноу-хау). Его не нужно регистрировать. Главное — коммерческая ценность и полная конфиденциальность. На предприятии должны быть разработаны локальные акты, посвященные ноу-хау и его охране.
Авторское право и картинки – где искать бесплатные изображения и как не нарушить закон
Чтобы текст воспринимался лучше, желательно сопровождать его изображениями. Но что делать, если авторского контента у вас нет, создать его либо невозможно, либо нет времени, а брать чужое – рискованная затея? Есть ли способы проверить защиту фотографии авторским правом? И что делать, если на вашем сайте уже есть чужая картинка с лицензией? Обо всем этом сегодня и поговорим.
Что нужно знать об авторском праве на изображения
Авторское право подразумевает наличие интеллектуальных прав на любые произведения науки, литературы или искусства, в том числе изображения.
Авторское право – это исключительное владение произведением, возможность его публикации и неприкосновенность. То есть тот, кто опубликовывает, допустим, картинку, может редактировать, распространять, воспроизводить ее, а также передавать права другим лицам на свое усмотрение. Размещение, кстати, возможно под собственным именем, псевдонимом или анонимно.
Есть несколько категорий изображений, которые могут попадать под авторские права. К примеру, если вы сделали скриншот какой-либо игры или статьи в интернете, за это ничего не грозит. Подобные случаи называют цитированием, но за него наказания нет. Размер цитат и их количество законом не определены, поэтому если за это и подадут в суд (что маловероятно), по делу будут проводить экспертизу, а уже потом решать, нарушено авторское право или нет.
Что касается авторских изображений и чужих скриншотов, то это уже собственность автора, и для пользования ими нужно получить права.
Что будет, если нарушить авторское право на фотографии?
В России, если фотография использовалась без соблюдения условий правообладателя и ущерб автору оказался крупным, нарушителю придется заплатить немалый штраф, отправиться на исправительные работы до одного года или даже получить арест сроком до шести месяцев. В менее серьезных случаях грозит только административная ответственность.
Как проверить картинку на авторские права
Простейший способ проверить картинку на авторские права – посмотреть на метаданные. Сделать это можно, скачав изображение и посмотрев в свойствах все необходимые данные. Следует учесть, что эти данные могут стерты, особенно если сервис искажает или сжимает изображение.
Более простой способ – использование онлайн сервиса Metapicz. Нужно просто открыть сайт и перетащить в него изображение. Другой вариант – указать URL-адрес картинки, если она еще не скачана. Далее необходимо нажать на кнопку и дождаться вывода информации об авторском праве.
Есть и третий способ, если вы ищете изображение в Google. Необходимо открыть раздел «Инструменты», выбрать критерий «Права использования», а далее нажать на нужную строку. Вот, например, для собственного сайта подойдут фотографии с лицензией на использование и изменение.
Еще один хороший вариант – пользоваться поиском изображений, но в обратном порядке. Поможет вновь Google, а также любой другой поисковик, в котором есть сервис для поиска картинок. Тут тоже доступен поиск по ссылке или загрузкой файла. После того как результаты будут отображены, просто сравниваете их, заходите на все возможные источники и ищете условия использования контента, если они есть.
Если вы все же публикуете на сайте картинку с авторскими правами, необходимо правильно соблюдать предписанные лицензией условия. Только вот как определить, под какой тип попадает использованная вами картинка?
Типы свободных лицензий
Creative Commons – наиболее распространенная лицензия для любого вида контента. Именно на нее стоит обращать внимание при поиске картинок. Отметим, что в этой лицензии есть несколько подвидов:
Если контент на сайте размещается под лицензией Creative Commons, тогда на картинках или в самом низу страницы будет размещен маркер авторского права. Только это все касается изображений в бесплатном доступе. А ведь у платных ресурсов есть собственная документация и другие виды лицензий.
Типы лицензий на платных ресурсах
Множество платных фотобанков предусматривают свои условия и лицензии. А если они не прописаны, тогда картинки продаются по следующим стандартным лицензиям:
Где искать картинки и фотографии
Существует множество сервисов, откуда можно брать картинки, причем как платных, так и бесплатных. Начнем, пожалуй, с бесплатных ресурсов.
Бесплатные ресурсы
Первый вариант, самый популярный – найти картинку в поисковике, например Google, с применением дополнительных настроек. Впрочем, мало людей действительно используют фильтры.
Второй способ – взять какое-либо понравившееся изображение из популярной социальной сети, но только после заключения соглашения с автором.
Третий вариант – поискать картинки на бесплатных фотостоках. Вот некоторые примеры:
С полным списком вы можете ознакомиться в статье «15 полезных сайтов со стоковыми фотографиями».
Платные фотобанки
Плюсов в них множество, и первым является качество. Второе преимущество – это огромный выбор, ведь в таких фотостоках есть множество фотографий для самых разных целей и задач.
Как защитить изображение авторским правом
Самый простой способ защиты собственных фотографий или изображений авторским правом – вставка водяного знака или собственного логотипа со значком копирайта. Для этого используются специальные онлайн-сервисы. Если же вы владеете навыками работы в фоторедакторе, можно самостоятельно создать и вставить на фото собственную вотермарку или логотип.
Другой метод – ввод метаданных EXIF в настройках фотоаппарата. Здесь указывают фамилию, никнейм, личный сайт и даже номер телефона. Эти данные «вшиваются» в фотографию и впоследствии доказывают авторство снимка.
Заключение
Прежде чем брать картинку со стороннего ресурса, проверьте, не защищена ли она авторским правом. Вполне допустимо, что лицензия не позволит публиковать это фото в вашем проекте, и за это придется отвечать по закону. Альтернативные варианты – по возможности использовать собственные фотографии, скачивать картинки с бесплатных сервисов со свободной лицензией или же покупать их в фотобанках.