как узнать кому принадлежит водоем
Водные объекты общего пользования
Можно ли ограничивить доступ к водоемам на территории РФ? Водный кодекс дает однозначный ответ: граждани имеют право свободного доступа к водным объектам. Исключение составляют редкие случаи. Давайте разберемся в наших правах и узнаем как бороться с самозахватом берегов.
В Водном кодексе прописано:
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
— Cтатья 6, пункт 2 Водного кодекса РФ
Теперь разберемся, что относится к водным объектам общего пользования и что это за «иное» предусмотрено в законах.
Водоемы общего пользования
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является водными объектами общего пользования, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
— Статья 6, пункт 1 Водного кодекса РФ
К поверхностным водным объектам относятся: моря, реки, ручьи, озера, болота, пруды, карьеры, водохранилища, родники и т.п.
Возможные ограничения
Эти ограничения вводятся отдельными законодательными актами и их действие распространяется на всех граждан. Информирование о введенных ограничениях производится через местные СМИ и с помощью специальных знаков около водных объектов.
Подведем итог в небольшой таблице «Доступ к водоемам»
Государство может передавать водные объекты в пользование предприятиям, гражданам на основании решения, договора водопользования. Однако свободный проход граждан к водным объектам при этом не должен нарушаться.
Доступ к прудам и карьерам
Больше всего вопросов возникает с доступом к прудам и обводненным карьерам. Эти объекты могут быть в частной собственности (точнее земля, на которой находится водоем) и к ним может быть ограничен доступ. Как проверить, законно ли ограничение доступа к пруду?
На публичной реестровой карте можно найти данные по интересующему нас объекту.
Если граница пруда или обводненного карьера замыкается в рамках участка, который является частной собственностью частного или юридического лица, то владелец участка может устанавливать свои правила.
Если береговая линия выходит за рамки участка или одновременно является береговой линией другого водоема (пруд является проточным), то такой водоем не может быть приватизирован, он является федеральной собственностью и все граждане должны иметь возможность им пользоваться.
Также важно знать, что захват пруда в садовом товариществе, даже если он расположен на их землях общего пользования, тоже является незаконным. Ниже в статье есть ссылка на инструкцию по борьбе с самозахватом.
Береговая полоса
Полоса земли вдоль границы водоема также является объектом общего пользования, она предназначена для передвижения и пребывания около водоема.
Ширина береговой полосы точно указана в Водном кодексе:
На этих территориях запрещено строительство, возведение заборов и любых других строений, препятствующих проходу граждан.
Также на береговой линии запрещено использование транспортных механических средств. Т.е. подъезжать на машине к берегу нельзя, а вот пешком — пожалуйста!
Если береговая полоса в собственности
На практике бывают случаи, когда в собственности находятся участки с береговой полосой. Это наследие СССР, когда предоставлялись участки с границами до уреза воды и владельцы успели их приватизировать до вступления нового кодекса. С 2006 года введен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.
Но право собственности не дает право ограничивать подход к водоему. На участки береговых полос, которые оформлены в собственность, действует публичный сервитут. Собственник земли не может препятствовать проходу граждан к водному объекту общего пользования.
А что же пляжи, санатории, дома отдыха?
Все то же самое. Это самоуправство и нарушение закона. Устанавливать дополнительные условия или ограничивать доступ к водным объектам общего пользования они не имеют права.
Штрафы за ограничение доступа к воде
На практике, конечно, все еще много случаев, когда свободный доступ к воде ограничивают владельцы строений, расположенных вблизи водоемов, пользователями водных объектов, арендаторами примыкающих земельных участков и т.п.
Частая ситуация, когда предприниматель, арендуя прилегающий, например, к реке земельный участок, пытается распространить арендные отношения и на водный объект. Или же застройщик элитного коттеджного поселка сразу «нарезает» участки с заборами, уходящими в саму реку или озеро. Различные клубы кайт-сёрфинга и других водных активностей тоже любят оградить часть берега под свои нужды.
Таких ситуаций очень много, все они являются самозахватом и решить их можно обращением в прокуратуру, Росприроднадзор или в региональное Минприроды. Существует Всероссийское общественное движение «Открытый берег». Активисты подготовили подробную инструкцию, как бороться с самозахватом берегов (ссылка откроется в новом окне).
Наше законодательство не очень строгое в отношении нарушителей. В ст. 8.12.1 КоАП установлены следующие штрафы за ограничение доступа к водоемам:
Береговая полоса является частью водоохранной зоны, которая тоже имеет свои ограничения в пользовании. Подробнее про них здесь.
Как узнать кому принадлежит водоем
В силу ч. 1, 2 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники, снежники.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Пруды и обводненные карьеры находятся в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Соответственно, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки.
В соответствии с ч. 3 данной статьи право собственности на указанные водные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок.
Для отнесения того или иного водного объекта к прудам необходимо учитывать, что согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» прудом является мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Водный кодекс РФ определяет пруд как поверхностный водный объект, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности.
Таким образом, указанные в ст. 8 ВК РФ обособленные водные объекты не могут быть самостоятельными предметами сделок по отчуждению имущества, а пруды и обводненные карьеры должны всегда следовать юридической судьбе земельных участков, в границах которых они расположены.
На основании ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Данная норма допускает нахождение земельных участков с прудами и обводненными карьерами, в том числе в собственности муниципальных районов, если указанные водные объекты располагаются на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки располагаются на территориях муниципальных районов вне границ поселений, а также не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц.
Также считаем необходимым отметить, что ст. 31 ВК РФ предусматривает ведение Государственного водного реестра, который представляет собой систематизированный свод документальных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах. В таком реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по указанным договорам, а также прекращения договоров водопользования.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения:
1) бассейновых округах;
2) речных бассейнах;
3) водохозяйственных участках;
4) водных объектах в пределах границ речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
5) водохозяйственных системах, в том числе гидротехнических сооружениях;
6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;
7) гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
8) водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах и других зонах с особыми условиями их использования;
9) решениях о предоставлении водных объектов в пользование;
10) договорах водопользования;
11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
Учитывая положения ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), ст.ст. 130, 131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Ввиду того, что перечень недвижимых вещей, раскрываемый в статье 130 ГК РФ, не является исчерпывающим, права на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Водные объекты и право собственности
Не для кого не секрет, что согласно статье 8 Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. Таким образом, в России, существует приоритет федеральной государственной собственности на любые водные объекты. Исключение, пожалуй, составляют пруды и обводненные карьеры. О проблемах признания права собственности на них пойдет речь в данной статье. Согласно все той же ст. 8 они могут принадлежать на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.
На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты, право собственности того или иного участника гражданских правоотношений, на водные объекты или их часть. Зачастую возникают ситуации, когда какой-то предприниматель, в целях развития рекреационного бизнеса, взяв в аренду земельный участок примыкающий к озеру или реке пытается распространить арендные отношения и на этот водный объект.
Рассмотрим ситуацию подробнее.
Пруд и обводненный карьер, указанные в части 3 статьи 8 Водного кодекса России, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
Поскольку, с практической точки зрения, как объект частной собственности, представляют интерес только пруды и обводненные карьеры, о проблемах возникновения, прекращения и передачи прав собственности на них остановимся подробнее.
В действующем Водном кодексе Российской Федерации законодатель закрепляет федеральную собственность на большинство водных объектов.
Исключение составляют пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Такие водные объекты находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица. В ВК РФ 2006 г. был проведен переход от использования термина обособленного водного объекта (замкнутого водоема) к терминам «пруд» и «обводненный карьер». Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ пруды и обводненные карьеры относятся к поверхностным водным объектам, но в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8 ВК РФ водные объекты могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица. В ч. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ предусмотрены правила оборотоспособности прудов и обводненных карьеров. Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруды, обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. В ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» уточнено, какие пруды и обводненные карьеры могут находиться в частной собственности и что понимается под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер.
Однако, в законодательстве не в полной мере решен вопрос, каким же образом должна быть определена юридическая судьба пруда или обводненного карьера, если изначально они строились как сооружения и право собственности на пруд или обводненный карьер было зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В практике встречаются случаи, когда пруд признавался объектом недвижимости (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2007 г. по делу N А 38-2776-17/539-2004). Но практика противоречива… Имеются и другие примеры, в которых позиция диаметрально противоположная. Так в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 декабря 2011 г. по делу N А 57-8660/2010 несмотря на то что право собственности на рыбонагульные пруды было зарегистрировано, суд пришел к выводу о ничтожности договоров купли-продажи этих прудов как сооружений в связи с отсутствием у продавца права собственности на земельные участки.
Из чего исходят суды при определении правового режима прудов и разграничения их от гидротехнических сооружений. Чаще всего суды придерживаются позиции того, что действующие правовые нормы не закрепляют, что пруды-копани могут быть именно сооружениями, если в месте их строительства имеется высокая пропускная способность грунта с глубоко залегающими грунтовыми водами. В этих случаях пруды-копани должны иметь фундамент и стены с гидроизоляцией, что представляет собой строительную систему, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций, т. е. сооружение. Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой.
Это один из самый распространенных примеров, когда водопользователь фактически распространяет понятие «гидротехническое сооружение» на водный объект. Пытается сделать пруд единой системой с инженерными коммуникациями. Де-факто, конечно, так оно и есть, но де-юре, в отсутствии строительной системы (фундамент, укрепление и т.п.), это все-таки отдельная биологическая система.
Следовательно, законодательство не исключает возможности нахождения гидротехнических сооружений у юридических лиц на праве собственности. Однако лицо, не имеющее государственной регистрации права на гидротехническое сооружение, но считающее, что право у него возникло ранее, должно представить доказательства наличия оснований приобретения права собственности на соответствующее гидротехническое сооружение.
В правоприменительной практике в отношении русловых прудов проводится разграничение прав на гидротехническое сооружение, например плотину, которая обеспечила создание пруда, и на пруд как водный объект. В то же время имеются разные подходы в решении вопроса о взаимосвязи прав на гидротехническое сооружение с правами на земельный участок, в границах которого имеется русловый пруд.
На примере анализа Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 50-АПГ 16-30, сделаем некоторые выводы относительно правового подхода, к определению режима собственности физического или юридического лица на водный объект.
Итак, как пояснил ВС РФ, в соответствии с ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных законодательством. Водным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в собственности физического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу.
«При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по смыслу вышеназванных норм права в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 кв.км, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами, не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности.»
В данном случае, суд подтверждает и закрепляет, что в собственности у граждан, может находится пруд площадью не более 1 км.кв.
«По настоящему административному делу суд первой инстанции установил, что водоем «Г» имеет гидравлическую связь с реками «И» и «Л». Данные реки находятся в собственности Российской Федерации. В этой связи суд пришел к правильному выводу о том, что указанный водоем в частной собственности находиться не может.»
То есть, гидравлическая связь с водными объектами находящимися в государственной собственности (реками, озерами, морями) автоматически распространяет режим государственной собственности и на пруды (карьеры).
Согласно Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве)» береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11. 2014 года N 1183, предусмотрено, что в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Немаловажное, а может быть и основополагающее значение при принятии решения о праве собственности, его субъектном составе, будет иметь вопрос, как тот или иной водный объект (пруд, карьер) находится во взаимосвязи со временем его существования, как давно существует, с какого времени. Как был образован, в результате чего – естественных процессов (изменения русла рек, наполнение подземными водами, дождевыми и т.п.), либо создан искусственно – (путем создания гидросооружений, вырытые и т.п.)
Как мы видим, из приведенных выше примеров и анализа, по-прежнему отсутствует единообразное регулирование и пробелы в законодательстве. Отсутствие единообразной правоприменительной практики в решении рассмотренных вопросов о правовом режиме прудов и обводненных карьеров, в том числе их оборотоспособности, свидетельствует о наличии пробелов в законодательстве, прежде всего в части определений правового режима и права собственности этих объектов, что является предпосылкой для злоупотреблений, необоснованного отказа в исках и признании права собственности.
Но тем не менее, все-таки возможно признание права собственности на водный объект, если он находится на вашем земельном участке, имеет обособленное нахождение – не связан с объектами, находящимися в государственной собственности (реками, озерами), и создан искусственно Вами. Желательно что бы такой объект имел еще укрепление и фундамент, а площадь не превышала 1 км.кв.
Как и где можно узнать находится озеро в аренде или нет?
Как и где можно узнать находится озеро в аренде или нет? И возможно ли в этом озере ловить рыбу или это будет незаконно?
PS: Никаких опознавательных, запрещающих знаков и табличек нигде нет.
Ответы на вопрос:
Выяснить Вы можете в органах местного самоуправления или гос. администрации, в зависимости от того, у кого оно на балансе находится.
Похожие вопросы
У нас на территории дачных участков находится озеро. Два года назад это озеро взяли в аренду. После этого в озере запретили ловить рыбу. В этом году на дороге к озеру установили шлагбаум, написали табличку, что это частная территория, купаться и ловить рыбу запрещено. Раньше купаться разрешалось и все дачники ходили на это озеро. Правомерен ли запрет на купание в озере?
Нужна Ваша помощь! Скажите пожалуйста законна ли аренда проточного озера в черте населённого пункта?
В праве ли арендатор запретить ловить рыбу в озере, которая им не выращивалась?
Имеет ли он право ставить решетки на трубы, через которые в озеро заходит рыба с обеих сторон из речки во время весенних паводков.
Около г.Рославля Смоленской области есть озеро возле деревень Бодрова и Перинка. Рядом проходит шоссе Москва-Варшава. Оно было образовано в советское время, путём сооружения плотины на маленькой речке. После этого в озере развелась обычная для центральной полосы рыба: карась, линь, щука, окунь, плотва, краснопёрка и раки. Два года назад озеро оформил в аренду местный частный предприниматель. Какие документы он оформил точно не известно. Разместил садки, где выращивает карпа. По его словам выпустил в озера карпа и белого амура, и установил запрет на бесплатный лов всякой рыбы. Взимает плату с населения около 500 рублей за один день лова, только после этого разрешает ловить. Передвигаться по озеру и ловить с лодки запретил совсем. Хотя зимой разрешает ловить рыбу. Естественно, что ловиться только окунь, плотва, краснопёрка и щука. Делает это очевидно для того, чтобы поступал кислород в озеро, так как в прошлом году погибло много карпа. Как только сошёл лёд, он запретил ловить любую рыбу, хотя вышел новый закон, разрешающий ловить рыбу бесплатно в естественных водоёмах. Верно ли поступает предприниматель, можно ли без его разрешения ловить рыбу, кроме карпа и белого амура, и ловить на лодке со спиннингом щуку и окуня летом?
Хочу взять озеро в аренду для разведения рыбы. Как можно узнать кому принадлежит озеро, или нужно брать в аренду землю вокруг озера?