как узнать концентрацию азотной кислоты
ГОСТ 28959-91 Кислота азотная техническая. Метод определения концентрации по измерению плотности
Текст ГОСТ 28959-91 Кислота азотная техническая. Метод определения концентрации по измерению плотности
ГОСТ 28959-91 (ИСО 2990-74)
КИСЛОТА АЗОТНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПО ИЗМЕРЕНИЮ ПЛОТНОСТИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КИСЛОТА АЗОТНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ Метод определения концентрации по измерению плотности
Nitric acid for industrial use. Evaluation of the nitric acid concentration by measurement of density
MKC 71.060.30 ОКСТУ 2109
Дата введения 01.07.92
Настоящий стандарт устанавливает метод приблизительного определения концентрации технической азотной кислоты по измерению плотности при температуре 20 °С с помощью ареометра.
1. ОТБОР ПРОБ
Отбор и подготовка проб — по ГОСТ 701.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Требования безопасности — по ГОСТ 701.
3. АППАРАТУРА
3.1. Ареометр АОН-2 1400-1480; 1480-1570 по ГОСТ 18481.
3.3. Термометр по ГОСТ 28498 с несмачивающей жидкостью типа Б, диапазоном измерения 0—100 °С, ценой деления 0,5 °С.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
4.1. Определение плотности
500 см 3 испытуемого образца помещают в стеклянный цилиндр и доводят до метки при температуре (20+0,5) °С. Ареометр помещают в цилиндр и, когда он приходит в состояние покоя, убеждаются в том, что температура кислоты составляет (20+0,5) °С. По шкале ареометра отсчитывают показания плотности.
4.2. Определение концентрации азотной кислоты
Концентрацию азотной кислоты, соответствующую величине плотности полученной с помощью ареометра, определяют по таблице.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
© Издательство стандартов, 1991 © ИПК Издательство стандартов, 2004
)тность и концентрации водных растворов азотной кислоты
Молярная концентрация
Молярная концентрация (молярность), Сm – это характеристика раствора, способ выражения концентрации растворенного вещества в растворе. Молярная концентрация равна отношению количества растворенного вещества к объему раствора:
где νр.в. – количество растворенного вещества, моль
Vр-ра – объем раствора, л
Иногда молярную концентрацию вещества А обозначают так: [A].
Молярная концентрация измеряется в моль/л или М.
Несколько задач на молярную концентрацию.
1. Определите молярную концентрацию раствора азотной кислоты, если в 500 мл раствора содержится 6,3г азотной кислоты. Ответ: 0,2М
Решение: молярная концентрация — это отношение количества растворенного вещества к объему раствора в литрах. Количество азотной кислоты:
2. Определить молярную концентрацию раствора серной кислоты, если в 2л раствора содержится 0,98г кислоты. Ответ: 0,005М
3. Какую массу хлорида натрия надо растворить в воде, чтобы получить 1л раствора с молярной концентрацией соли 0,02моль/л? Ответ: 1,17г
4. Какое количество вещества (в моль) гидроксида калия содержится в 200мл раствора, если молярная концентрация щёлочи равна 0,9моль/л? Ответ: 0,18моль
5. Какая масса хлороводорода содержится в 250мл раствора соляной кислоты с молярной концентрацией 1 моль/л? Ответ: 9,125г
6. В каком объёме раствора серной кислоты с концентрацией 1 моль/л содержится 4,9г серной кислоты? Ответ: 50мл
7. Смешали 400мл раствора хлорида натрия с молярной концентрацией 1 моль/л и 600мл раствора хлорида натрия с концентрацией соли 2 моль/л. Определить количество вещества хлорида натрия в получившемся растворе и молярную концентрацию этого раствора. Ответ: 1,6М
Новости
Азотная кислота
История открытия
Азотная кислота прошла долгий исторический путь, прежде чем стала узнаваема. Первым получил и описал её арабский алхимик Гебер (Джабир) на рубеже VIII-IX веков. Интересно то, что азотная кислота высоких концентраций была впервые получена только в XVII веке немецким алхимиком И.Глаубером. При этом молекулярный состав вещества был неизвестен.
В 20-х годах XIX века Ж. Гей-Люссак вывел формулу, которая закрепилась и используется при обозначении азотной кислоты по сей день.
Химические свойства
Азотная кислота обладает сильными окислительными свойствами. Реагирует со многими неметаллами, при этом образуя соответствующие кислоты. Например, если к концентрированной азотной кислоте добавить серу и прокипятить эту смесь, то произойдёт образование серной кислоты.
Азотная кислота оказывает действие на многие металлы, в ходе реакции образуется соль, вода и газ. На то, какой именно газ выделится, влияет концентрация кислоты и активность металла. С повышением концентрации азотной кислоты восстановление будет происходить хуже. Эта зависимость выражается следующим образом:
NO2 → NO → N2O → N2 → NH4NO3
← →
Повышение концентрации кислоты Повышение активности металла
Так, при взаимодействии HNO3(конц.) с металлом, который стоит правее водорода в ряду напряжений, образуется NO2↑:
Разбавленная кислота реагирует с таким металлом с выделением NO↑:
С активными металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода реакция выглядит следующим образом:
С такими металлами, как золото, платина, палладий, тантал азотная кислота не взаимодействует, какой бы высокой ни была её концентрация. HNO3(конц.) на холоде пассивирует такие элементы, как: Fe, Al, Cr, Be, Co, Ni. Они покрываются оксидной плёнкой, из-за чего становятся неактивными.
Но существует смесь азотной и соляной кислот в пропорции 1:3, которая носит интересное название “царская водка”. Это сильнейшее вещество способно растворить те металлы, которые в принципе не вступают в реакцию с азотной кислотой, одним из примеров является золото. Кстати, от этого и происходит название, ведь золото называют “царём металлов”. Действие этого необычного вещества обуславливается выделением таких газов, как хлор и хлорид нитрозила (NOCl) в результате взаимодействия:
Азотная кислота способна вытеснить слабые кислоты из их солей:
Вступает в реакцию с оксидами (амфотерными и основными), в результате образуется соль и вода:
Также соль и вода образуются в результате реакции с щелочами и гидроксидами амфотерных металлов:
Взаимодействие с органическими веществами. Азотную кислоту используют в процессе получения нитросоединений. В области органического синтеза нашла применение смесь концентрированной азотной и серной кислот. Она получила название нитрующей.
Такие органические вещества, как амины, скипидар, контактируя с азотной кислотой способны самовоспламеняться.
Реакция взаимодействия какого-либо белка с азотной кислотой сопровождается появлением ярко-жёлтой окраски – ксантопротеиновая реакция. Это происходит из-за нитрования ароматических систем.
Получение
Схема, по которой получают азотную кислоту в промышленных условиях, выглядит следующим образом: NH3 → NO → NO2 → HNO3.
1. Аммиак окисляют до оксида азота (II) в присутствии платинового катализатора:
2. Полученный оксид азота (II) окисляют до оксида азота (IV):
3. Оксид азота (IV) абсорбируют водой в избытке О2:
Концентрация азотной кислоты, полученной этим способом, не превышает 60%. При необходимости её концентрируют. В промышленных условиях выпускают разбавленную HNO3 с концентрацией 45, 47 и 55% и концентрированную 96-98%.
Транспортировку концентрированной HNO3 выполняют в алюминиевых цистернах, а разбавленной – в цистернах, изготовленных из кислотоупорной стали.
Если азотную кислоту необходимо получить в лабораторных условиях, то проводится следующая реакция:
Применение
Азотная кислота является одним из основных азотных соединений. Её используют при производстве минеральных удобрений (различные селитры), взрывчатых веществ (тринитротолуол), также она входит в состав некоторых органических красителей. Является важным компонентом ракетного топлива, который играет роль окислителя. С её помощью повышается количество выделенного тепла и эффективность сгорания.
Ювелиры с помощью азотной кислоты определяют содержание золота в сплаве. В металлургии азотной кислотой растворяют и травят металлы.
Еще по этой теме:
Серная кислота
Основные сведения о серной кислоте: свойства, получение, применение.
Теперь «ХиШник» стал полностью бесплатным
Как развивалось приложение все эти годы, и почему мы им так гордимся.
Диены
Основные сведения о диеновых углеводородах: номенклатура и изомерия, классификация, химические свойства, получение.
Правило Марковникова
Правило Марковникова: формулировка, механизм протекания реакций, исключения из правила.
Таблицы для ЕГЭ по химии
В статье представлены таблицы, необходимые при изучении химии и сдаче ЕГЭ.
Внеклассное мероприятие по химии
Идеи интересных внеклассных мероприятий по химии.
Формулы для решения задач по химии
Перечень основных формул, которые используются при решении школьных задач по химии.
Химические профессии
Обзор необычных профессий, связанных с химией.
ЕГЭ по химии 2019
Основная информация о ЕГЭ по химии 2019: структура экзамена, баллы, даты проведения.
Критерии оценивания ОГЭ по химии, баллы 2019
Подробно расскажем о баллах ОГЭ по химии 2019, методах и критериях оценивания заданий и переводе первичных баллов в школьную оценку.
Изменения ОГЭ по химии в 2019 году
Расскажем об изменениях, которые ждут школьников при сдаче ОГЭ по химии в 2019 году.
Подготовка к ОГЭ по химии
Несколько советов и рекомендаций, следуя которым подготовка к ОГЭ по химии будет проходить результативно.
Онлайн тесты по химии
Немного информации о проверке знаний с помощью тестов по химии в режиме онлайн.
Все об ОГЭ по химии в 2019
Основные сведения об ОГЭ по химии 2019: даты, время, баллы, материалы для подготовки.
Тест по химии 11 класс
Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 11 классе.
Тест по химии 10 класс
Общие сведения о тестах по химии в 10 классе.
Тест по химии 9 класс
Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 9 классе.
Тест по химии 8 класс
Рассказываем в общих чертах о тестах по химии в 8 классе
Ионная связь
Статья, содержащая в себе базовые понятие об ионном виде химической связи.
Водородная связь
Статья о водородном типе химической связи и его особенностях.
Подготовка к ЕГЭ по химии с нуля
В статье дано несколько действенных советов по подготовке к ЕГЭ по химии «с нуля».
Металлическая связь
Продолжаем серию статей про виды химической связи.
Ковалентная связь
Начинаем серию статей про виды химической связи.
Шкала перевода баллов ЕГЭ по химии 2018
Отвечаем на вопросы о системе оценивания и переводе первичных баллов в тестовые.
Учимся на летних каникулах
Размышляем о том, как полезно провести время во время летнего отдыха на каникулах. (в статье есть подарок внимательным читателям)
«ХиШник» приехал на Сахалин!
Этим летом открывается очередная летняя сессия областной профильной школы для одаренных детей «Эврика».
Мой сын увлёкся химией, что делать?
Собрали ТОП-5 полезных материалов для старшеклассника.
Двенадцать сервисов для изучения химии, с которыми ты точно сдашь
Великолепная подборка полезных сайтов для самостоятельного изучения химии.
О правах и обязанностях в школе: почему необходимо сотрудничество учеников и учителей
Что такое право само по себе и откуда оно берется. Как не заработать славу скандалистов, «вечно качающих права», и при этом не переносить безропотно нарушение своих личных границ…
Современный задачник по химии
материал о том, какие виды задачников по химии существуют и как среди них ориентироваться.
Выбираем репетитора по химии: инструкция
Научиться решать задачи по химии легко: следуем инструкции
Учимся решать задачи по химии к ОГЭ, ЕГЭ, инструкция от ХиШника
Изменения в ЕГЭ по химии 2018 года, новая демоверсия, спецификация, кодификаторы ЕГЭ
ФИПИ снова решил усложнить нам жизнь новыми требованиями к ЕГЭ. О том, почему изменения не всегда плохи, и как встретить их с достоинством.
Обновление в демонстрационной версии «ХиШника»
Мы расширили приветственное окно, чтобы при входе в приложение всем новым пользователям были понятны основные принципы работы «ХиШника».
Активация лицензионного ключа и первые шаги в «ХиШнике».
Что такое лицензионный ключ и как происходит его активация в приложении
Современный урок химии по ФГОС
Для чего нужны стандарты, по которым происходит обучение химии в российских школах, и как приложение “ХиШник” поможет соответствовать этим стандартам?
ХиШник в школе: ИКТ на уроках химии
Как наше приложение поможет внедрить ИКТ в уроки
Ура! Новые планы ХиШника и подарочки
Подводим итоги 2017, планируем 2018 и, конечно же, дарим подарки!
Родина приложения «ХиШник» – Новосибирский Академгородок
Почему же родиной «ХиШника» стал Новосибирский Академгородок?
Совпадение не случайное.
Можно ли просматривать историю решения задач учениками в онлайн-режиме?
Итак, «ХиШник» это приложение, в котором могут работать и ученики, и преподаватели. После того, как преподаватель создает в приложении учебную группу
Можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?
Сегодня у нас вопрос, которого мы давно ждали: можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?
Семинар от «ХиШника» на КПК для учителей химии
На прошлой неделе мы провели семинар в рамках масштабных ежегодных курсов повышения квалификации на базе СУНЦ НГУ (Новосибирск, Академгородок).
Команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов
Вчера команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов программ повышения квалификации из разных регионов России.
Как купить полный доступ к приложению?
Сегодня новый вопрос: что делать, если решать задачи в демо-версии приложения понравилось, как получить полный доступ? Отвечаем!
«ХиШник» представляет два кейса на ярмарке кейсов «Школа реальных дел»
Ярмарка кейсов «Школы реальных дел» – уже в эту пятницу! В этом году «ХиШник» представляет два кейса.
Служба поддержки:
support@hishnik-school.ru
Для СМИ:
onp@alekta.ru
Спасибо!
Настоящее пользовательское (лицензионное) соглашение (далее – «Соглашение») заключается между Обществом с ограниченной ответственностью «АЛЕКТА» (далее – «Лицензиар»), и Пользователем (физическим лицом, выступающем в роли конечного потребителя Продукта) совместно именуемые «Стороны».
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с текстом настоящего Соглашения. Оно представляет собой публичную оферту и, после его принятия Вами, образует соглашение между Вами (Пользователем) и Лицензиаром о предмете и на условиях, изложенных в тексте Соглашения.
Принимая настоящее Соглашение, Вы соглашаетесь с положениями, принципами, а также соответствующими условиями лицензионного соглашения, изложенными ниже.
АЗОТНАЯ КИСЛОТА
Расстановка ударений: АЗО`ТНАЯ КИСЛОТА`
АЗОТНАЯ КИСЛОТА (Acidum nit-ricum, HNO3) — сильная одноосновная кислота. В чистом виде бесцветна, но обычно окрашена в желтый цвет вследствие частичного разложения под действием света с образованием двуокиси азота (NO2), имеет характерный запах; t°кип 86°, t°пл — 41,2°; смешивается с водой в любых соотношениях. Техническая (крепкая) А. к. содержит 61—68% HNO3, слабая — 54—60%, дымящая — 86—99,5%. А. к. применяют в производстве фармацевтических препаратов, удобрений, взрывчатых веществ, красителей, для травления металлов и др.
А. к. — сильный окислитель (особенно в конц. растворах), действует на все металлы, за исключением золота, платины, родия, иридия. Многие органические материалы (солома, опилки, одежда), облитые конц. А. к., воспламеняются; спирт и скипидар взрываются. Соли А. к. (нитраты) хорошо растворимы в воде. Получают А. к. каталитическим окислением аммиака или действием конц. серной к-ты на азотнокислый натрий.
В медицине применяют чистую А. к. — прозрачную бесцветную жидкость, содержащую 32—33% HNO3 (для прижигания бородавок и некоторых других кожных образований), а также нек-рые соли А. к. (напр., нитрат висмута основной) в качестве вяжущего и отчасти антисептического средства при жел.-киш. заболеваниях.
Плотность при t° 20° | Содержание азотной кислоты | ||
% | г/л | молей на 1 л раствора | |
---|---|---|---|
1,0036 | 1 | 10,04 | 0,1593 |
1,0543 | 10 | 105,4 | 1,673 |
1,1150 | 20 | 223,0 | 3,539 |
1,1800 | 30 | 354,0 | 5,618 |
1,2463 | 40 | 498,5 | 7,911 |
1,3100 | 50 | 655,0 | 10,39 |
1,3667 | 60 | 820,0 | 13,01 |
1,3913 | 65 | 904,3 | 14,35 |
1,4134 | 70 | 989,4 | 15,70 |
1,4521 | 80 | 1162,0 | 18,43 |
1,4826 | 90 | 1334,0 | 21,17 |
1,5129 | 100 | 1513,0 | 24,01 |
Азотная кислота в судебно-медицинском отношении. Отравления А. к. в быту носят случайный характер. При суд.-мед. исследовании трупа в случае отравления конц. А. к. отмечается характерное ярко-желтое окрашивание слизистых оболочек губ, полости рта, пищевода, желудка и даже верхнего отдела тонкой кишки; слизистая оболочка желудка может приобретать темный цвет вследствие образования продуктов распада гемоглобина и его производных. На слизистой оболочке образуется сухой некроз (отравление слабой А. к. не сопровождается ярко-желтым окрашиванием слизистых оболочек, а струп в случае его образования обычно имеет более светлую окраску).
При суд.-хим. исследовании А. к. в органах определяется путем экстракции (см. Экстрагирование) водой с последующим фильтрованием, диализом (см.) и проведением соответствующих качественных реакций: 1) выпаривание исследуемой жидкости, в к-рую помещают в качестве индикатора шерстяные нитки; последние окрашиваются в желтый цвет, переходящий под действием аммиака в оранжевый; 2) смешивание с 2—3 каплями раствора дифениламина в концентрированной серной к-те — наблюдается синее окрашивание; 3) проба с медными опилками: при достаточной концентрации А. к. начинается восстановление ее медью в окись азота, к-рая с кислородом воздуха образует красно-бурые пары двуокиси азота. Двуокись азота, растворяясь в воде, дает азотную и азотистую кислоты, к-рые обнаруживают указанными выше реакциями.
Библиогр.: Вредные вещества в промышленности, подред. Н.В. Лазарева, ч. 2, Л.,1971; Некрасов Б. В. Основы общей химии, т. 1, М., 1969; Реми Г. Курс неорганической химии, пер. с нем., т. 1, М., 1972.
А. к. в судебно-медицинском отношении — Авдеев М. И. Курс судебной медицины, с. 383, М., 1959, библиогр.; Отравления в детском возрасте, под ред. И. В. Маркова и А. М. Абезгауза, с. 175, М., 1971, библиогр.; Попов Н. В. Судебная медицина, с. 278, М., 1950.
В. П. Мишин; Е. З. Бронштейн (суд.).