как узнать крестили меня или нет

Форум сайта Memoriam.ru

Помогите советом Батюшка! Не знаю был ли человек крещен.

как узнать крестили меня или нет. file.php?avatar=4456 1353066872. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-file.php?avatar=4456 1353066872. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка file.php?avatar=4456 1353066872.

Сообщение Мария_9891 » 11 окт 2012, 17:04

как узнать крестили меня или нет. file.php?avatar=3897 1337881422. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-file.php?avatar=3897 1337881422. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка file.php?avatar=3897 1337881422.

Re: Помогите советом Батюшка!

Сообщение свящ.Антоний » 12 окт 2012, 01:28

как узнать крестили меня или нет. file.php?avatar=4456 1353066872. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-file.php?avatar=4456 1353066872. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка file.php?avatar=4456 1353066872.

Re: Помогите советом Батюшка!

Сообщение Мария_9891 » 12 окт 2012, 02:49

как узнать крестили меня или нет. file.php?avatar=3897 1337881422. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-file.php?avatar=3897 1337881422. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка file.php?avatar=3897 1337881422.

Re: Помогите советом Батюшка!

Сообщение свящ.Антоний » 12 окт 2012, 20:35

как узнать крестили меня или нет. file.php?avatar=4456 1353066872. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-file.php?avatar=4456 1353066872. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка file.php?avatar=4456 1353066872.

Re: Помогите советом Батюшка!

Сообщение Мария_9891 » 13 окт 2012, 14:23

как узнать крестили меня или нет. file.php?avatar=4456 1353066872. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-file.php?avatar=4456 1353066872. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка file.php?avatar=4456 1353066872.

Re: Помогите советом Батюшка!

Сообщение Мария_9891 » 19 окт 2012, 07:26

как узнать крестили меня или нет. file.php?avatar=3897 1337881422. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-file.php?avatar=3897 1337881422. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка file.php?avatar=3897 1337881422.

Re: Помогите советом Батюшка!

Сообщение свящ.Антоний » 22 окт 2012, 23:42

Помяни, Господи, аще возможно есть, душу (имя), отшедшего от жизни сей в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!
С уважением свящ.Антоний

Источник

Епископ Иона: «Никому не советую быть крестными родителями»

как узнать крестили меня или нет. 3457568. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-3457568. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка 3457568.

Меня крестили в Днепре, мимо плыли льдины

– Если человек не помнит, крестили ли его в детстве, и никто не может точно сказать, что в таком случае делать?

– Если есть хоть малейшие сомнения, крещен или нет, конечно же, нужно креститься. И воспринимать это не как второе крещение, а как первое и последнее.

Некоторые священники в данном случае крестят с прибавлением фразы: «Аще не крещен, крещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но, на мой взгляд, Господу не нужно, чтобы Его оповещали, почему мы крестим. Он всё видит и Сам всё знает.

Кстати, такая ситуация как раз была в моей жизни. Я воцерковлялся в школьные годы. И только когда воцерковился, узнал, что меня в детстве крестила прабабушка. Причем не в церкви, а сама. В советское время встречалась такая практика – в тех местах, где не было церквей, или когда отсутствовала возможность отнести ребенка в храм, крещение совершали верующие родственники. Сейчас такая практика тоже есть, но только в случае смертельной опасности. Когда существует реальная угроза жизни, крещение может совершить любой православный христианин, но впоследствии оно обязательно должно быть дополнено миропомазанием.

В то время я уже помогал в Киево-Печерской Лавре и тесно общался с лаврскими монахами. И они сказали, что если есть хоть малейшие сомнения, обязательно нужно креститься.

как узнать крестили меня или нет. image 2. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-image 2. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка image 2.

1990 г. Будущий епископ Иона, а пока что послушник Киево-Печерской Лавры

И меня крестили, в Днепре. Это было 1 марта 1991 года. Совершал крещение нынешний наместник Киевской Голосеевской пустыни отец Исаакий – он единственный согласился в такую пору года идти крестить на Днепр.

Я хотел, чтобы всё было правильно – с троекратным полным погружением. А в Киеве баптистериев на то время еще не было, и единственная такая возможность креститься – в реке. Откладывать я тоже не хотел: как это так, не участвовать в таинствах? До этого я исповедовался и причащался, но с тех пор, как узнал о сомнениях относительно моего крещения, приступать к причастию уже не смел.

Помню, дул сильнейший ледяной ветер – фелонь отца Исаакия завернулась наверх и как флаг трепетала. По реке мимо нас проплывали льдины. Меня троекратным погружением крестили, сразу после этого я пошел на Литургию и причастился.

Что интересно – хотя вода была ледяная, ни у меня, ни у крестившего монаха никаких проблем со здоровьем не было: благодать таинства защитила…

«Я посчитал необходимым крестить без восприемников»

– Владыка, а теперь про восприемников… Приближается день рождения моего крестника, и, собираясь в гости, переживаю, что очень редко его вижу и никогда не вожу к причастию. Чувствую свою ответственность и вину, но не могу понять, за что именно я отвечаю и в чем конкретно виновата.

– Это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс. Господь каждого человека ведет Своим промыслом, и только Бог знает, спасется ли душа крестника. Но на Страшном суде Он спросит крестного, что тот сделал для того, чтобы эта душа спаслась, и какие усилия приложил, чтобы ребенок стал православным христианином и наследовал Жизнь Вечную.

Ну и, кроме того, нужно понимать, что функция восприемника не заключается в том, чтобы водить на причастие.

как узнать крестили меня или нет. 478658658. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-478658658. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка 478658658.– А в чем тогда? Роль крестных сейчас настолько размыта, что вообще непонятно, что они должны делать.

– Очень интересный вопрос. В моей практике был случай, когда молодые родители обратились с просьбой крестить их ребенка. Перед ними стояла проблема: ни один из родственников или знакомых не подходил на роль восприемника. «Мы сейчас сами воцерковляемся, пытаемся жить по-православному, – объяснили они. – Зная, каковы обязанности восприемников, мы понимаем, что нет того, кто мог бы взять на себя эти функции. Все наши друзья, родственники – добрые и хорошие люди, но никто из них не живет церковной жизнью».

Родители понимали, что если возьмут крестных «для галочки», это будет профанацией таинства. И в данном случае я посчитал необходимым крестить ребенка без восприемников.

Мы знаем, что младенцев крестят по вере тех, кто приносит их ко крещению. Как правило, приносят родители, и воспитание в православии, во всяком случае, «основной контент», дети получают тоже в семье. Восприемник же принимает участие в жизни крестника крайне редко.

Единственный известный мне случай – с одним из братии нашего монастыря. В период воцерковления ему очень помогала крестная, верующая женщина. Она реально потрудилась, чтобы он ступил на путь ко Христу, и действительно полностью выполнила те функции, которые должен нести восприемник. Но это, повторюсь, единственная подобная история.

Но, конечно же, лучше придерживаться практики, которая веками существует в Православной Церкви: когда при крещении восприемник или восприемница берут на себя перед Господом ответственность за то, что ребенок вырастет православным христианином.

«Вы покрестите, а там посмотрим…»

– Что конкретно крестным родителям нужно для этого делать?

– По уставу Православной Церкви, по древней традиции, мальчику дается восприемник, девочке – восприемница. Сейчас, как правило, у каждого ребенка крестных двое. А в некоторых регионах бывает и по несколько пар крестных. Но это уже является человеческим привношением – люди просто хотят породниться с семьей крещаемого младенца. Ничего общего с православной христианской традицией это не имеет, и никак с духовной точки зрения не обусловлено.

Вообще, на мой взгляд, институт восприемничества в наше время глубоко и серьезно профанирован отношением к обязанностям крестных родителей. Во многом вина за это лежит и на нас, на духовенстве. Мы не уделяем должного внимания работе с людьми, которые приходят в храм с желанием окрестить ребенка.

Кстати, в нашем Ионинском монастыре и в скиту в селе Нещеров под Киевом беседа с родителями и восприемниками проводится обязательно. В Нещерове даже по несколько бесед – и с венчаемыми, и с крещаемыми, и ни покреститься, ни повенчаться нельзя, пока люди не прослушают весь курс.

Некоторые священники говорят: «Да что курсы! Они только отталкивают, люди разворачиваются и идут крестить в храм, где на это никто не обращает внимания».

Ничего подобного. Как показывает опыт, крестятся и венчаются очень даже охотно и знакомым советуют – мол, в таком-то храме серьезно относятся к таинству, идите и вы крестите там.

Вина духовенства, что оно не работает с паствой в этом направлении, не объясняет задачи восприемников, не предостерегает от поспешного согласия ступать на такой духовно опасный путь. Я действительно считаю, что становиться восприемником духовно опасно.

– Можете пояснить, почему?

– Есть несколько аспектов. В идеале родители, которые сами живут церковной жизнью, приглашают православного человека крестить их детей. В этом случае, конечно, отказываться вряд ли стоит. Да, это ответственность, но риск недоброго ответа на страшном судищи Христовом существенно уменьшается. Отец с матерью сами занимаются воспитанием, а крестный лишь помогает – дарит духовную литературу, ездит вместе в паломничества.

Но когда православного человека приглашают быть восприемником нецерковные люди, я всегда прошу очень и очень хорошо подумать. Насколько близка вам эта семья, насколько родители лояльны к христианству, готовы ли они давать возможность реально участвовать в воспитании их ребенка? В большинстве случаев выясняется, что не готовы: «Ну, вы покрестите, а там посмотрим…»

как узнать крестили меня или нет. 10498586 10204511415972369 8453813272452649306 o. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-10498586 10204511415972369 8453813272452649306 o. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка 10498586 10204511415972369 8453813272452649306 o.

Поэтому нужно как следует всё взвесить – ведь это большая ответственность, вы поручаетесь перед Богом за этого младенца.

Если по малодушию, или по неразумию, или по какой-либо иной причине – возможно, из любви к этой семье – человек согласился стать крестным, а ему затем говорят: «Спасибо, ваших советов нам не надо, мы сами воспитаем своего ребенка в тех традициях, которые считаем нужными», в таком случае задача восприемника – денно и нощно, насколько по силам, молиться за крестника. Поминать на утренних и вечерних молитвах, подавать записки на Литургию. Стараться восполнять отсутствие общения физического общением молитвенным.

«Вам самим что, благодать не нужна?»

– Что делать, если крестник растет вне Церкви, не причащается?

– Стараться говорить с родителями, объяснять, прилагать все усилия для того, чтобы они дали возможность общаться с ребенком на эту тему.

Относительно причастия детей мне близко мнение протоиерея Алексия Уминского, который считает, что ребенок должен причащаться вместе с родителями. Это и я говорю всем, кто подносит младенца под благословение.

Если родителей спросить, для чего они причащают детей, большинство ответит – «чтобы Господь дал благодать, чтобы ребенок соединился с Господом, принимая Его Тело и Кровь». Но, простите, а вам самим что, благодать не нужна? Вы не нуждаетесь в приобщении к Телу и Крови Христовым?

Дети воспринимают только личный пример, и, как показывает многолетний опыт, сколько бы верующие бабушки ни носили младенцев на причастие, если папа с мамой от веры далеки, практически в 100% случаев ребенок, как только становится самостоятельным, абсолютно о храме забывает.

как узнать крестили меня или нет. Foto Sergeya Ryizhkova. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-Foto Sergeya Ryizhkova. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка Foto Sergeya Ryizhkova.

Фото Сергея Рыжкова

Лишь благодатью Божьей уже в сознательном возрасте он может прийти в храм. Не вернуться – потому что он тут, по сути, никогда и не был: его дома не воспитывали в вере, он не просыпался и не засыпал с молитвой, не жил в христианской атмосфере. Поэтому и сказать, что он вернется в храм, нельзя. Он туда придет.

Конечно, причастие младенцу нужно. И если крестный возьмет на себя труд и будет носить ребенка к Чаше, это лучше, чем если бы крестник жил вообще вне таинств. Но насколько это скажется на его христианском воспитании, большой вопрос.

Поэтому важно приложить все силы для того, чтобы была возможность с ребенком общаться. Не так, как это сейчас принято, – когда крестный приходит раз в год на день рождения, или на день Ангела, или на Новый год, дарит какую-то ерунду, обменивается с крестником двумя-тремя умильными фразами, отбывая таким образом повинность, и с чистым сердцем удаляется.

Не обольщайтесь, это не восприемничество. Такое поведение вообще ничего общего с христианством не имеет, наоборот, происходит профанация взаимоотношений восприемника и крестника, и за это придется давать ответ перед Богом.

С ребенком нужно общаться, в том числе на христианские темы, читать с ним христианские книжки, посещать вместе храм. Если же это встречает категорический отказ со стороны родителей, тогда возьмите на себя подвиг молитвы за крестника. Это важно, потому что задача крестного – не подарки дарить, а ко Христу вести.

– Многие стесняются «грузить» разговорами о религии и вере или не имеют опыта общения с ребенком на такие темы…

– Если всё так сложно, не надо соглашаться быть крестными у нецерковных родителей.

Назвался груздем – полезай в кузов. Старайтесь теперь, ищите слова. Перед этим обязательно помолитесь. По благодати Божьей, по Его вразумлению, придет понимание, как достучаться до ребенка. К делу нужно приступать только с молитвой, попросив у Господа помощи.

«Если не будешь причащаться – это 100% ад»

– Вопрос о другой ситуации. Многих из нас крестили в советское время, когда родители часто были против, и бабушка с тетей или подружкой несли детей в церковь на крещение тайком. Ребенок вырос, воцерковился, а крестные в храм так и не пришли. Есть ли обязанности у верующего крестника по отношению к своему нецерковному крестному?

– В данном случае все меняются местами. И задача того, кто в Церкви, поделиться благодатью и радостью Богообщения с тем человеком, которого Господь пока еще не призвал. Крестник должен постараться помочь своему крестному прийти к нашему небесному Отцу. Это не только желательно, но, на мой взгляд, даже обязательно.

– Как это сделать? Люди в возрасте воспринимают, как правило, «в штыки», когда «яйцо начинает учить курицу». Тем более в духовных вопросах.

– Опять же, приступать к делу нужно, помолившись. Попросить у Господа помощи, осознав свое недостоинство, свою недалекость, никчемность и бестолковость. Когда Господь даст благодать? Когда поймем, что обращаемся к Нему, потому что сами немощны.

Если человек хочет научиться кататься на горных лыжах, но приходит к инструктору и начинает рассказывать, как он всё хорошо умеет, и инструктор ему нужен только, чтобы показать пару приемчиков, понятно, что при спуске с горы такой умник наломает дров и наполучает травм. А когда есть понимание, что всё, что я умею, – это по прямой лыжне ходить да скатываться с горки возле дома, тогда инструктор начинает как следует учить, и всё это приводит к конкретному результату.

Так же и мы – если смиримся, если осознаем, что ни на что не способны – без Господа «не можем творити ничесоже», тогда Господь Сам приходит на помощь.

как узнать крестили меня или нет. 5696797. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-5696797. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка 5696797.

Обязательно помолившись, подумайте, чем можно заинтересовать взрослого, пожилого человека в этом отношении. Пригласите его на экскурсию в храм или подарите какую-то книжку, брошюрку. Бывает, если прямо предложить что-то почитать, человек откажется: «Как это? Я жизнь прожил, а тут какая-то сопля зеленая вздумала меня учить…» В таких случаях может сработать «обходной маневр» – когда где-то на видном месте оставляется или забывается какая-то книга, которая может заинтересовать.

Зачастую пожилые люди имеют больше времени, и они привычны к чтению. Поэтому есть вероятность, что «забытая» книга будет прочитана, и какое-то зерно упадет на сердце. Вариантов – масса, главное – подумать.

У нас в Ионинском был один дедушка – хороший человек, отличный слесарь, приходил, помогал. Как-то заметили, что он стал реже появляться. Оказалось, болел, лежал в больнице. И вообще было видно, что человек потихоньку сдает (по многим пожилым людям видно, что они клонятся к закату). Мы были с ним на дружеской, короткой ноге, и я прямо его спросил: «Леня, а ты вообще в Бога веруешь?» – «Ну да, верую». – «Когда же ты последний раз причащался?» – «Ой, я и не знаю, когда». – «Если не будешь причащаться, в ад попадешь». – «Точно?» – «100 процентов…» – «А как сделать, чтобы причаститься. »

Человеку уже под 80 было, долгие разговоры некогда вести. Я объяснил ему самые простые вещи, то, что он мог воспринять. Понятно, какой с него пост и длительные богослужения, но к причастию он подготовился и стал причащаться регулярно. Через полгода он мирно отошел ко Господу, и я верю, что Господь его принял. Потому что человек в чистоте сердца откликнулся на зов: «Примите, ядите». Просто встал и пришел.

В вопросе отношений с Богом компромиссов быть не может

– Для чего вообще приглашать восприемников, если родители ребенка – верующие люди и сами намереваются растить младенца в православной вере?

– Восприемник нужен. Мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Чем больше людей станут молиться о ребенке, чтобы наследовал он Царствие Божье, тем лучше. Лишний молитвенник, что называется, не помешает.

И в будущем, особенно в переходном возрасте, когда мнение постороннего человека для подростка зачастую более важно, чем родительское, восприемнику легче будет говорить с крестником о вере, о духовной жизни. Он сможет помочь ребенку удержаться в церковной ограде, когда у того будет соблазн ее оставить.

Еще и поэтому важно взять в восприемники человека единодушного и стремящегося к жизни во Христе.

как узнать крестили меня или нет. image13. как узнать крестили меня или нет фото. как узнать крестили меня или нет-image13. картинка как узнать крестили меня или нет. картинка image13.

– Можно ли друзьям разных вероисповеданий крестить детей друг у друга? Например, православным быть крестными в католических семьях.

– Как говорил один мой знакомый, «я в этом некое лукавство зрю!»

Если православный соглашается быть восприемником у ребенка родителей-католиков, какой Символ веры он будет читать в храме во время Таинства Крещения? В какой храм он будет нести причащать этого ребенка, в какой вере будет его наставлять?

Одно из двух – это или лукавство в отношении веры, когда нет разницы, во что веровать и как веровать. Или человек заведомо не планирует исполнять функции крестного, и для него участие в Таинстве – лишь повод вступить с данной семьей в более тесные и дружеские отношения. Опять же, это профанация восприемничества.

– Часто люди поступают так, чтобы не вызвать досаду ближних…

– В вопросе вечности и отношений с Богом компромиссов быть не может. И человеческий фактор не может быть оправданием для отступления от веры, от Закона Божия.

Из житий святых мы знаем массу случаев, когда родители умоляли детей отречься от Христа, взывая к каким-то родственным, семейным чувствам. В советское время сколько было такого, что родители или дети склоняли своих родственников не ходить в церковь.

Это вещи очень серьезные, и с ними шутить нельзя.

– Почему, когда в храмах подаем записки с именами, всегда спрашивают, крещен ли человек. Многие в искреннем желании помолиться за ближнего не знают, крещен он или нет. И приходящих в церковь смущает, огорчает и часто даже отталкивает, что здесь такое пристрастное внимание к вопросу крещен/не крещен. Люди спрашивают: «Неужели нельзя принять записку и просто помолиться о болящем?»

– Церковь на Литургии молится только о тех, кто является ее чадами. На молебны вполне возможно подать записки и с именами некрещеных людей – в первую очередь о том, чтобы Господь просветил их сердце познанием истины.

Я бы ответ на этот вопрос разделил на две части. Если мы точно знаем, что человек не крещен и креститься не хочет, подавать о нём записки на Литургию нельзя. Но если неизвестно, крещен ли наш близкий, лучше подать, и Сердцеведец Господь, во-первых, эту молитву не поставит нам в грех, а во-вторых, Своей благодатью обязательно помилует этого человека.

Источник

Крещение

Необ­хо­ди­мо для спасения

Тра­ди­ци­он­ный риту­ал при­об­ще­ния греш­ни­ка к цер­ков­но­му причту

Жиз­ни плот­ской, греховной

Твер­дая вера и рас­ка­я­ние в совер­шен­ных грехах

Пожерт­во­ва­ние на храм

Крест­ные или крестный

Боль­ше нико­гда не грешит

При­об­ре­та­ет уда­чу в делах

Начи­на­ет жить по Христу

При­об­ща­ет­ся к куль­тур­ной тра­ди­ции сво­е­го народа

Не может кре­стить­ся вновь

Молит­ву Чест­но­му Кре­сту Господню

Тро­парь Кре­ще­ния Господня

Ели­цы во Хри­ста крестистеся…

Кре­стить без беседы

Выбрать дру­гой храм

Отка­зать­ся от Крещения

У кото­ро­го Бог в душе

Бога­то­го и перспективного

Монах или монахиня

Отец или мать крещаемого

Ни одно­го приглашенного

Все пере­чис­лен­ные вари­ан­ты верны

освя­ща­ет­ся до Таин­ства Крещения

освя­ща­ет­ся во вре­мя совер­ше­ния Таин­ства Крещения

может освя­щать­ся как до, так и во вре­мя Таин­ства Крещения

Да, воз­мож­но, если Бог в душе

Воз­мож­но: для кре­ще­ных и «кре­стив­ших­ся кровью»

Кре­ще­ние необ­хо­ди­мо для спасения!

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов: «У тебя есть мла­де­нец? – Не дай вре­ме­ни уси­лить­ся повре­жде­нию; пусть освя­щен будет в мла­ден­че­стве и с юных ног­тей посвя­щен Духу».

1. Цер­ковь это бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм. У нас нет осно­ва­ний остав­лять ребен­ка вне это­го орга­низ­ма, лишать духов­но­го рож­де­ния.
2. Кре­ще­ние детей совер­ша­лось в Свя­щен­ном Писа­нии всю исто­рию Церк­ви.
3. Ребен­ка кре­стят по вере роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков. Душа чело­ве­че­ская по при­ро­де сво­ей хри­сти­ан­ка. Богом зало­же­но в чело­ве­ка стре­мить­ся ко Хри­сту, а не про­ти­вить­ся ему.

Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся единожды.

1. Сим­вол
веры: «Верую во еди­ное (един­ствен­ное) кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов».
2. Кре­ще­ние – это духов­ное рож­де­ние, а оно, как и физи­че­ское, может быть толь­ко одно.

Кано­нич­ным спо­со­бом кре­ще­ния явля­ет­ся пол­ное погружение.

1. Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся погру­же­ни­ем в воду, по при­ме­ру Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста
2. В гре­че­ском язы­ке сло­во «бап­ти­зан­тес» (кре­ще­ние) бук­валь­но озна­ча­ет «погру­же­ние, оку­на­ние», а не «обли­ва­ние».
3. О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­ни­ем в воду как совер­шен­но обя­за­тель­ной фор­ме кре­ще­ния мно­го писа­ли св. отцы Церк­ви: Кирилл Иеро­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симе­он Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­ни­ем Цер­ковь допус­ка­ла лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, как, напри­мер, в тяже­лой болез­ни кре­ща­е­мо­го, погру­же­ние кото­ро­го невоз­мож­но, или над муче­ни­ка­ми, заклю­чен­ны­ми в тем­ни­цу, где мож­но было иметь лишь очень немно­го воды.
4. В 2000‑м году пат­ри­арх Алек­сий II в сво­ём обра­ще­нии к кли­ри­кам РПЦ писал о недо­пу­сти­мо­сти обли­ва­тель­но­го кре­ще­ния и при­звал всех вер­нуть­ся к искон­­но-пра­во­­слав­­но­­му спо­со­бу кре­ще­ния, совер­ша­е­мо­го в три погружения.

Кано­нич­ным спо­со­бом кре­ще­ния явля­ет­ся пол­ное погружение.

1. Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся погру­же­ни­ем в воду, по при­ме­ру Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста
2. В гре­че­ском язы­ке сло­во «бап­ти­зан­тес» (кре­ще­ние) бук­валь­но озна­ча­ет «погру­же­ние, оку­на­ние», а не «обли­ва­ние».
3. О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­ни­ем в воду как совер­шен­но обя­за­тель­ной фор­ме кре­ще­ния мно­го писа­ли св. отцы Церк­ви: Кирилл Иеро­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симе­он Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­ни­ем Цер­ковь допус­ка­ла лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, как, напри­мер, в тяже­лой болез­ни кре­ща­е­мо­го, погру­же­ние кото­ро­го невоз­мож­но, или над муче­ни­ка­ми, заклю­чен­ны­ми в тем­ни­цу, где мож­но было иметь лишь очень немно­го воды.
4. В 2000‑м году пат­ри­арх Алек­сий II в сво­ём обра­ще­нии к кли­ри­кам РПЦ писал о недо­пу­сти­мо­сти обли­ва­тель­но­го кре­ще­ния и при­звал всех вер­нуть­ся к искон­­но-пра­во­­слав­­но­­му спо­со­бу кре­ще­ния, совер­ша­е­мо­го в три погружения.

Кре­ще­ние – духов­ное рождение.

1. Кре­ще­ние – осно­во­по­ла­га­ю­щее Таин­ство Церк­ви; с при­ня­ти­ем Кре­ще­ния начи­на­ет­ся хри­сти­ан­ская жизнь.
2. Толь­ко будучи кре­щен­ным мож­но при­сту­пать к осталь­ным Таин­ствам.
3. Мысль о том, что Кре­ще­ние есть новое — духов­ное — рож­де­ние, пред­став­ле­на в Еван­ге­лии, в сюже­те о бесе­де Хри­ста с Нико­ди­мом ( Ин.3:1–21 ), и рас­кры­та в свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ре.
4. В Таин­стве Кре­ще­ния чело­век омы­ва­ет­ся от сквер­ны пер­во­род­но­го и лич­ных гре­хов, усы­нов­ля­ет­ся Богу, вво­дит­ся в Цер­ковь, рож­да­ет­ся новым, духов­ным рож­де­ни­ем для новой, духов­ной жизни.

С Кре­ще­ни­ем чело­век бла­го­дат­но рож­да­ет­ся в жизнь новую, духов­ную, свя­тую и уми­ра­ет для жиз­ни плот­ской, греховной.

1. В Кре­ще­нии чело­век очи­ща­ет­ся от пер­во­род­но­го гре­ха, пере­да­ва­е­мо­го от пра­ро­ди­те­лей наслед­ствен­ным путем.
2. Кре­ще­ный ста­но­вит­ся чле­ном Церк­ви, но не пере­ста­ет быть чле­ном общества.

Усло­вие при­ня­тия Таин­ства Кре­ще­ния взрос­лым чело­ве­ком: твер­дая вера и рас­ка­я­ние в совер­шен­ных грехах.

1. При­ни­мая Кре­ще­ние, взрос­лый чело­век, как мини­мум, дол­жен осо­зна­вать, поче­му и ради чего он кре­стит­ся, а для это­го необ­хо­ди­мо зна­ние основ хри­сти­ан­ско­го веро- и нра­во­уче­ния. Понят­но, что без твер­дой веры в Бога, греш­ник не будет иметь уве­рен­но­сти в том, что, идя имен­но хри­сти­ан­ским путем, он смо­жет достиг­нуть сво­е­го выс­ше­го при­зва­ния и пред­на­зна­че­ния. Край­ней фор­мой отно­ше­ния чело­ве­ка к Кре­ще­нию явля­ет­ся вос­при­я­тие это­го Таин­ства как маги­че­ско­го обря­да.
2. К Кре­ще­нию сле­ду­ет при­сту­пать, пред­ва­ри­тель­но рас­ка­яв­шись в сво­их гре­хах, имея наме­ре­ние жить хри­сти­ан­ской жиз­нью.
3. О необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния перед Кре­ще­ни­ем гово­рит­ся в Новом Заве­те: «Петр же ска­зал им: покай­тесь, и да кре­стит­ся каж­дый из вас во имя Иису­са Хри­ста для про­ще­ния гре­хов; и полу­чи­те дар Свя­то­го Духа» ( Деян.2:38 ).
4. О необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния перед Кре­ще­ни­ем гово­ри­ли свя­тые, напри­мер, свт. Гри­го­рий Нис­ский: «Если… душа не сверг­ла с себя страст­ных нечи­стот, и жизнь после кре­ще­ния сход­на с жиз­нью до кре­ще­ния, то… для тако­вых вода оста­нет­ся водою».

Пло­дом Кре­ще­ния чело­ве­ка долж­но быть то, что он начи­на­ет жить жиз­нью во Хри­сте, по Хри­сту, со Хри­стом. Такая жизнь отли­ча­ет­ся от жиз­ни греш­ни­ка (ино­вер­ца ли, ате­и­ста ли), руко­вод­ству­ю­ще­го­ся эго­и­сти­че­ски­ми сооб­ра­же­ни­я­ми. Две важ­ней­шие хри­сти­ан­ские запо­ве­ди: о люб­ви к Богу и о люб­ви к ближнему.

Таин­ство Кре­ще­ния было уста­нов­ле­но Иису­сом Христом.

1. Гос­подь дал запо­ведь апо­сто­лам сна­ча­ла научать людей вере, а потом кре­стить их во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа (Свя­той Тро­и­цы).
2. Под­твер­жде­ние того, что Кре­ще­ние было уста­нов­ле­но имен­но Иису­сом Хри­стом, содер­жит­ся в Еван­ге­лии: «И при­бли­зив­шись Иисус ска­зал им: дана Мне вся­кая власть на небе и на зем­ле. Итак иди­те, научи­те все наро­ды, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам; и се, Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» ( Мф.28:19–20 ).
3. Неко­то­рые оши­боч­но пони­ма­ют еван­гель­ские сло­ва: «…хотя Сам Иисус не кре­стил, а уче­ни­ки Его» ( Ин.4:2 ). Речь в дан­ном слу­чае идет не о Таин­стве Кре­ще­ния, а о при­го­то­ви­тель­ном кре­ще­нии (в неко­то­рой мере ана­ло­гич­ном Иоан­но­ву крещению).

Рус­ская Цер­ковь при­ня­ла чино­по­сле­до­ва­ние совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния от Визан­тий­ской Церкви.

1. Чино­по­сле­до­ва­ние Таин­ства Кре­ще­ния было при­ня­то Рус­ской Цер­ко­вью в том виде, в кото­ром оно суще­ство­ва­ло в Визан­тии, к кон­цу X века.
2. На Руси это Таин­ство, как и в древ­ние века, пре­тер­пе­ва­ло неко­то­рые изме­не­ния в сво­ем строе, но они не носи­ли прин­ци­пи­аль­но­го характера.

Таин­ство Кре­ще­ния не может совер­шить язычник.

1. Языч­ник, как чело­век некре­ще­ный, не может совер­шать Таин­ство Кре­ще­ния.
2. В обыч­ных жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­ют епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви.
3. Сле­ду­ет знать, Таин­ство Кре­ще­ния – един­ствен­ное из семи Таинств Пра­во­слав­ной Церк­ви, – кото­рое при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах может совер­шить и диа­кон, и пса­лом­щик, миря­нин или мирян­ка. Это может про­изой­ти в слу­чае реаль­ной угро­зы жиз­ни кре­ща­е­мо­го (напри­мер, при опас­ной болез­ни ребенка).

Если не извест­но, был ли чело­век кре­щен, и нет воз­мож­но­сти это узнать, то он может креститься.

1. Таин­ство Кре­ще­ния не повто­ря­е­мо, при этом если у чело­ве­ка нет уве­рен­но­сти в том, что он был кре­щен (напри­мер, мно­гих мла­ден­цев кре­сти­ли в совет­ское вре­мя тай­но), над таким чело­ве­ком Цер­ко­вью будет совер­шать­ся Кре­ще­ние.
2. В подоб­ных сомни­тель­ных слу­ча­ях Треб­ник мит­ро­по­ли­та Пет­ра Моги­лы пред­ла­га­ет добав­лять в тай­но­со­вер­ши­тель­ную фор­му­лу сло­ва: «аще не кре­щен есть».
3. Если чело­век уже был кре­щен (но не зна­ет об этом), то вто­рое «Кре­ще­ние» не будет иметь силы Таин­ства Кре­ще­ния (совер­ша­е­мо­го лишь одна­жды), и его совер­ше­ние не вме­нит­ся в вину ни тому, кто его совер­шал, ни тому, кто «кре­стил­ся».

Крест­ные роди­те­ли кре­ща­е­мо­го назы­ва­ют­ся восприемниками.

1. Вос­при­ем­ник – крест­ный, чело­век, взяв­ший на себя обя­зан­ность (с бла­го­сло­ве­ния пас­ты­ря) настав­лять крест­ни­ка в духов­ной жиз­ни, молить­ся о нем, сле­дить за его вос­пи­та­ни­ем, учить бла­го­че­сти­вой жиз­ни, тру­до­лю­бию, кро­то­сти, воз­дер­жа­нию, люб­ви и дру­гим доб­ро­де­те­лям.
2. На вос­при­ем­ни­ка может ложить­ся и часть ответ­ствен­но­сти за поступ­ки его крестника.

В соот­вет­ству­ю­щий момент кре­ще­ния мла­ден­ца, крест­ный чита­ет Сим­вол веры.

1. Сим­вол веры содер­жит в сокра­щен­ном виде осно­вы пра­во­слав­но­го веро­уче­ния.
2. Зна­ние Сим­во­ла веры явля­лось необ­хо­ди­мым усло­ви­ем для того, что­бы прий­ти ко Кре­ще­нию, начи­ная с древ­ней­ших времен.

Если потен­ци­аль­ный крест­ный не зна­ком с осно­ва­ми веро­уче­ния, не пони­ма­ет зна­че­ния Кре­ще­ния, а ему отка­за­ли в воз­мож­но­сти полу­чить соот­вет­ству­ю­щие настав­ле­ния в рам­ках бесе­ды (бесед) со свя­щен­ни­ком или кате­хи­за­то­ром, луч­ше кре­стить чело­ве­ка в дру­гом храме.

1. Опи­сан­ная в вопро­се ситу­а­ция доста­точ­но рас­про­стра­не­на в совре­мен­ных реа­ли­ях, одна­ко она не явля­ет­ся нор­мой.
2. Крест­ный, роди­те­ли кре­ща­е­мо­го мла­ден­ца и взрос­лый чело­век, жела­ю­щий кре­стить­ся, долж­ны иметь пред­став­ле­ние о важ­ней­ших состав­ля­ю­щих Пра­во­слав­ной веры – для это­го во мно­гих хра­мах и преду­смот­ре­ны огла­си­тель­ные бесе­ды.
3. Прак­ти­ка пред­ва­ри­тель­но­го огла­ше­ния гото­вя­щих­ся при­нять Кре­ще­ние суще­ство­ва­ла уже в ран­не­хри­сти­ан­ские времена.

В каче­стве крест­но­го сле­ду­ет выби­рать воцер­ко­в­лен­но­го человека.

1. Выби­рая крест­ных для сво­их детей, роди­те­ли долж­ны быть уве­ре­ны, что буду­щие крест­ные, сами явля­ясь вер­ны­ми чада­ми Пра­во­слав­ной Церк­ви, смо­гут выпол­нить обя­зан­но­сти, кото­рые нала­га­ет на них инсти­тут вос­при­ем­ни­че­ства.
2. Выби­рая крест­ных для сво­их детей, роди­те­лям не сле­ду­ет при­да­вать осо­бо­го зна­че­ния высо­ко­му соци­аль­но­му и иму­ще­ствен­но­му ста­ту­су крестных.

Монах или мона­хи­ня, отец или мать кре­ща­е­мо­го, ребе­нок и ате­ист не могут ста­но­вить­ся крестными.

1. Мона­хи и мона­хи­ни, отрек­шись в чине постри­же­ния от суе­ты мира, не долж­ны ста­но­вить­ся крест­ны­ми в силу необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния мона­ше­ских обя­зан­но­стей (при этом белые свя­щен­ни­ки могут ста­но­вить­ся крест­ны­ми).
2. Запрет роди­те­лям быть вос­при­ем­ни­ка­ми сво­их детей свя­зан с цер­ков­ным уче­ни­ем о духов­ном род­стве, воз­ни­ка­ю­щим меж­ду крест­ным и крест­ни­ком. Идея о род­ствен­ном (духов­но) отно­ше­нии крест­ных к крест­ни­ку была, в част­но­сти, зафик­си­ро­ва­на на Трулль­ском собо­ре в осо­бом пра­ви­ле (53). Если бы роди­те­ли ста­ли вос­при­ем­ни­ка­ми сво­е­го кров­но­го ребен­ка, это при­ве­ло бы к тому, что их брач­ный союз стал бы сою­зом меж­ду близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми. Поэто­му импе­ра­то­ра­ми Львом IV и Кон­стан­ти­ном VI был издан закон, запре­ща­ю­щий роди­те­лям ста­но­вить­ся вос­при­ем­ни­ка­ми соб­ствен­ных детей.
3. Лица, состо­я­щие меж­ду собой в бра­ке (либо жених и неве­ста), не могут кре­стить одно­го мла­ден­ца, ибо при близ­ком духов­ном род­стве супру­же­ская жизнь недо­пу­сти­ма. При этом супру­гам раз­ре­ша­ет­ся быть вос­при­ем­ни­ка­ми раз­ных детей одних и тех же роди­те­лей.
4. Ате­и­сты не име­ют веры в Бога, соот­вет­ствен­но, и не участ­ву­ют в Таин­ствах.
5. Некре­ще­но­му чело­ве­ку, не забо­тя­ще­му­ся о сво­ей духов­ной жиз­ни, нель­зя дове­рить и духов­ную жизнь дру­го­го чело­ве­ка.
6. Ребе­нок не может быть крест­ным, пото­му что не имея духов­но­го опы­та он не смо­жет ока­зы­вать помощь в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии крещаемого.

У кре­ща­е­мо­го может быть один или два крест­ных или ни одно­го приглашенного.

1. В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви чаще все­го при­гла­ша­ют двух крест­ных, что не явля­ет­ся обя­за­тель­ным пра­ви­лом.
2. В край­нем слу­чае Допус­ка­ет­ся Кре­ще­ние и без при­гла­шен­ных крест­ных, тогда сам свя­щен­ник счи­та­ет­ся крест­ным отцом.

Освя­ще­ние воды вхо­дит в после­до­ва­ние Свя­то­го Кре­ще­ния.
Вода, в кото­рую погру­жа­ют кре­ща­е­мо­го, освя­ща­ет­ся во вре­мя совер­ше­ния Таин­ства Крещения.

1. Чин освя­ще­ние воды, в кото­рую погру­жа­ют кре­ща­е­мо­го, вхо­дит в после­до­ва­ние Свя­то­го Кре­ще­ния.
2. Напол­не­ние купе­ли водой дела­ет­ся забла­го­вре­мен­но и т. о. пред­ше­ству­ет Таин­ству Крещения.

Спа­се­ние без Кре­ще­ния воз­мож­но толь­ко для кре­ще­ных и «кре­стив­ших­ся кровью».

1. Без Кре­ще­ния нет про­ще­ния гре­хов, нет встре­чи и соеди­не­ния с Гос­по­дом, а зна­чит, нет и Спа­се­ния.
2. Необ­хо­ди­мость и спа­си­тель­ность Кре­ще­ния ука­за­на Самим Гос­по­дом: «Кто будет веро­вать и кре­стить­ся, спа­сен будет» ( Мк.16:16 ); «Если кто не родит­ся от воды и Духа, не может вой­ти в Цар­ствие Божие» ( Ин.3:5 ).
3. Ино­гда ука­зы­ва­ют на то, что неко­то­рые веру­ю­щие при­ня­ли муче­ни­че­скую кон­чи­ну за Хри­ста, не будучи кре­ще­ны­ми. Свя­тые гово­рят о том, что Кре­ще­ние водой может быть заме­не­но или повто­ре­но в Кре­ще­нии кро­вью. Так, свт. Амфи­ло­хий Ико­ний­ский ука­зы­ва­ет: «Кре­ще­ние явля­ет­ся двой­ным: одно кро­вью, дру­гое водою. Посе­му Гос­подь, будучи ране­ным, испу­стил кровь и воду. Воду, что­бы, кре­стив­ши греш­ни­ков, осво­бо­дить их, а кровь, что­бы, оправ­дав муче­ни­ков, увен­чать их…» И далее свя­ти­тель гово­рит и о том, что кре­ще­ние «соб­ствен­ной кро­вью» ста­ло под­лин­ной кре­щаль­ной купе­лью, т.е. заме­ни­ло кре­ще­ние. Ста­ла «кровь как вода».

Вы успеш­но про­шли квиз.

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин: «Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *