как узнать кто акционер ао
Как узнать кто акционер ао
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как узнать, кто учредители АО и его акционеры?
Учредителями АО являются граждане и (или) юрлица, принявшие решение о его учреждении.
Исключение из ЕГРЮЛ сведений об учредителях АО, в т. ч. в связи с продажей ими акций общества, законодательством в области госрегистрации юрлиц не предусмотрено.
Сведения об акционерах общества отражаются в реестре акционеров. Его ведение и хранение обеспечиваются самим обществом с момента госрегистрации. Держателем реестра может быть само общество или регистратор.
Таким образом, ведение реестров акционеров не относится к компетенции налоговых органов. В связи с этим ФНС России не располагает информацией о том, входит тот или иной учредитель АО в число его акционеров или нет.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Акционерам стало сложнее узнать информацию друг о друге из реестра
По закону о рынке ценных бумаг акционеры, владеющие долей в 1% голосующих акций и более, могут запросить у регистратора, ведущего реестр акционеров компании, информацию о других акционерах: их имена или, в случае с юрлицами, названия и количество принадлежащих им акций.
Миноритарии используют это право, чтобы объединять усилия для участия в управлении компанией, рассказывает директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин: к примеру, набрав 2%, они смогут выдвинуть кандидата в совет директоров, а потом, объединившись еще с акционерами, набрать достаточно голосов, чтобы их кандидат прошел в совет. Однако в случае с очень крупными публичными компаниями, где миноритарии распылены, набрать даже 1% голосов им может быть крайне сложно, обращает внимание Спирин.
Теперь же регистратор сможет не предоставлять информацию об отдельных акционерах, если у эмитента этих бумаг есть право на ограниченное раскрытие информации, следует из указа. Для этого эмитент должен будет направить регистратору соответствующее уведомление, а тот – сообщить о них в ЦБ.
В апрельском постановлении правительства перечислены случаи, когда компании имеют право не раскрывать часть сведений, замечает старший юрист Herbert Smith Freehills Денис Морозов: например, если они находятся под санкциями, работают с гособоронзаказом или если эта информация может способствовать санкциям в отношении этих компаний. «На практике теперь если у эмитента появится акционер, находящийся под санкциями, компания, чтобы избежать их в отношении себя, сможет направить регистратору уведомление, чтобы он не предоставлял сведения о таком акционере другим ее владельцам», – объясняет он.
Этот указ логично дополняет предыдущие инициативы правительства по ограничению раскрытия информации, считает Морозов. Еще в декабре были приняты поправки в закон о рынке ценных бумаг, позволяющие эмитенту не раскрывать определенные сведения, в том числе об акционерах (такая информация обычно указывается в квартальных отчетах или существенных фактах), напоминает он. Но если та мера скорее ограничивала публичный доступ к этим сведениям, то этот указ идет на шаг дальше: теперь эмитент может ограничить доступ к информации о своих собственниках и самим своим акционерам, резюмирует Морозов.
Правительство последовательно ограничивает раскрытие для компаний под санкциями, и этот указ – еще один шаг на этом пути, согласен Спирин. По его мнению, он вряд ли негативно повлияет на корпоративное управление, так как, скорее всего, будет применяться только в части информации об акционерах, попавших под санкции.
В определенном смысле эта мера может, наоборот, привлечь внимание к таким случаям, замечает Морозов: «Если регистратор вдруг прекратит предоставлять сведения о ряде акционеров, логично предположить, что это лица, находящиеся под санкциями, пусть даже и нельзя будет уточнить, какие именно».
На работу регистраторов этот указ не окажет существенного влияния, говорит генеральный директор регистратора «Статус» (входит в группу Сбербанка) Людмила Миронова: «У крупнейших участников рынка высокая степень автоматизации процессов, мы не видим каких-либо сложностей для выполнения его требований». Потребуются только некоторые доработки программного обеспечения, замечает она.
Председатель совета директоров профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) Петр Лансков тоже не видит проблемы для регистраторов в новых требованиях. Просто продолжается курс на закрытие корпоративной информации под разными предлогами, в данном случае – под предлогом санкций, указывает он. Но международным принципам корпоративного управления «двадцатки», или Организации экономического сотрудничества и развития, он не соответствует, а значит, в перспективе снижает привлекательность вложений в акции российских компаний, предупреждает он.
Выписка из реестра акционеров
Формирование выписки из реестра акционеров происходит в тех случаях, когда владельцу акций необходимо предоставить куда-либо доказательство того, что он владеет теми или иными ценными бумагами.
Что такое реестр акционеров
В это понятие включается полная информация об акционерном обществе: размер уставного капитала, количество, номинал акций, данные по выплаченным дивидендам и реквизиты совершенных сделок по ценным бумагам. Сюда же входит детальный перечень акционеров, владеющих акциями одной компании. В реестре указывается не только список, но и подробные сведения о каждом лице: его ФИО, паспортные данные и адрес, количество и тип акций, которыми владеет участник акционерного общества и т.п.
Назначение документа довольно простое: реестр составляется для создания полной картины о деятельности организации, а также всех ее собственниках. Благодаря наличию таких данных, он дает возможность заинтересованным лицам оперативно узнать положение дел на предприятии, в том числе и финансовые дела на тот или иной промежуток времени.
Зачем может понадобиться выписка
На сегодняшний день ценные бумаги, выпускаемые организацией, не имеют документального подтверждения, в т.ч. и сертификата.
Данные об активах отражаются только на лицевом счете владельца акций. Для того чтобы получить на руки подтверждение права собственности, держателю ценных бумаг следует обратиться к регистратору акций за соответствующей выпиской.
Выписка может понадобиться по самым разным причинам. В первую очередь, самому держателю акций для уточнений количества акций, принадлежащих ему, кроме того, бывает, что такой документ требуется для предоставления в налоговую службу, другие государственные инстанции, а также банковские кредитные учреждения.
Чем отличаются выписка и копия
На первый взгляд может показаться, что два эти документа равнозначны. Это заблуждение. Между ними есть одно, но очень существенное отличие. Несмотря на то, что они дублируют текст того или иного документа, выписка, в отличие от копии, содержит только какую-то его часть. При этом выписка может включать в себя несколько отрывков из документа, имеющих значение в какой-то конкретной ситуации (при формировании такой выписки важно соблюсти лишь одно условие: чтобы она не искажала сути основной бумаги).
Таким образом, выписка позволяет скрыть тот раздел документа, который не предназначен для широкой аудитории, поскольку содержит в себе коммерческую тайну или персональные данные какого-либо лица. Именно поэтому выписки имеют широчайшее распространение, когда речь идет о сведениях о какой-либо компании, ее собственнике или представителе персонала.
Особенности выписки
Выписка из реестра акционеров имеет и другие свои особенности. В частности, она выдается исключительно по требованию от владельца акций на ту дату, которая указана в заявлении («задним числом» получить ее не получится).
В обязательном порядке она содержит информацию обо всех акциях, которые числятся за обратившимся, так что утаить наличие каких-либо бумаг также не будет возможно.
При этом все данные, отраженные в выписке носят сугубо информационный характер, т.е. эта операция не указывается ни в регистрационном журнале, ни на лицевом счете человека.
Порядок получения выписки
Для того чтобы сформировать выписку из реестра акционеров, нужно, чтобы от владельца акций поступило соответствующее заявление. Сведения о нем обязательно должны быть внесены в журнал входящей корреспонденции организации, там же должны быть указаны данные о выданной выписке (дата, назначение), информация об ответствующем сотруднике. Далее в течение трех дней заявление должно быть рассмотрено, и владельцу акций предоставлена требуемая информация. Надо сказать, что лицо, выдающее выписку, несет полную ответственность за те сведения, которые в ней содержаться.
Как сделать выписку, формат и оформление выписки
Выписка пишется в произвольном виде, поскольку ее унифицированной формы нет. Но, несмотря на отсутствие стандарта, она должна соответствовать некоторым нормам деловой документации. В частности, она условно должна быть поделана на три части: начало (название предприятия, номер и дата выписки), основной блок (обычно оформляется в виде таблицы) и заключительный раздел (подпись и печати).
Следует отметить, что в некоторых организациях есть разработанный шаблон документа, утвержденный руководством — при таком условии использовать нужно именно его.
Выписку можно делать на обычном листе бумаги или на фирменном бланке, от руки или с помощью копировальной техники.
Она в обязательном порядке должна быть заверена ответственным представителем компании или регистратором.
Наличие печати в ней определяется тем, пользуется компания штемпельными изделиями для удостоверения бумаг или нет.
Образец выписки из реестра акционеров
Для того чтобы сделать выписку, посмотрите приведенный ниже образец документа и разъяснения к нему.
Как получить выписку из реестра акционеров
Каждое акционерное общество обязано вести список своих владельцев акций. В этой статье мы разберем, для чего нужна выписка из реестра акционеров, кто вправе ее получить и как это сделать.
Какие сведения содержит выписка из реестра акционеров
Как гласит ст. 8 Закона РФ «О рынке ценных бумаг», для сохранения данных о ценных бумагах и их владельцах используется реестр акционеров. Он представляет собой перечень официальных владельцев с перечислением количества, цены, подвида ценных бумаг. Такой список должен быть всегда актуален, чтобы помочь безошибочно определить собственника ценной бумаги. Исходя из закона, внесение записи в список участников АО является подтверждением собственности на акции.
Иногда учредителю юрлица требуется подтвердить свои права перед третьими лицами. Удостоверение собственности на акции может пригодиться при отчуждении ценных бумаг, например при их продаже или дарении. Чтобы участвовать в общем собрании и иметь право на дивиденды, соакционеру также потребуется выписка из таблицы участников компании.
Именно для этих целей предназначена выдержка из списка участников АО и ПАО. В выписке можно найти, например, такую бизнес-информацию (Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н):
Помните, что извлечение из реестра участников АО или ПАО считается только информационным документом, подтверждающим права собственников акций. Оно не дает права на распоряжение ценными бумагами, указанными в выписке. Сама выдержка не будет ценной бумагой, по поводу нее нельзя заключать сделки.
Кто вправе затребовать выписку из реестра акционеров
Хранитель таблицы участников ПО по просьбе надлежащего заявителя (имеющего полномочия) обязан сформировать выписку из списка соакционеров не позднее 3 дней после получения такой просьбы. Выписка должна соответствовать всем требованиям, которые предъявляет ЦБ РФ.
Чтобы понять, кто имеет право запросить список участников хозяйственного общества и кому хранитель реестра не имеет права отказать, нужно обратиться к законам, регулирующим финансовый рынок. Исходя из буквального прочтения законодательства, можно выделить всего две категории заявителей, которые имеют право на запрос:
Если с первой категорий все понятно, то со второй категорией нужно разобраться. Номинальным держателем называют лицо, которое не является собственником ценной бумаги, но хранит их под своим именем по поручению фактического собственника. Номинальный держателем может быть организация (как российская, так и иностранная) имеющая специальную лицензию. Отношения реального собственника и номинального держателя должны быть зафиксированы договором.
К выводу о том, что запросить выписку из реестра могут только бенефициары и номинальные держатели, неоднократно приходили и суды. Так, в 2009 г. ОАО «Районное агропромышленное общество «Лебяжское» подало иск в арбитражный суд против ООО «Союз-Агро» и ООО «Иллария» о признании недействительным договора перевода долга от 20.05.2009 N 14. Истец настаивал на том, что одна из сторон договора перевода долга, а именно ООО «Союз-Агро», знала о наличии заинтересованности соучастника ОАО «РАО «Лебяжское» в оспариваемой сделке. Судья пришел к выводу, что ООО «Союз-Агро» не являлось ни реальным ни номинальным владельцем акций ОАО «РАО «Лебяжское». Поэтому, исходя из законодательства, ООО «Союз-Агро» не имела возможности получить данные об участниках истца и объеме их ценных бумаг от хранителя реестра. Исходя из этого, суд отказал в иске.
Порядок обращения в реестр акционеров
До 2013 года АО могла само содержать свой реестр. Для этого не требовалось обращаться в какие-то специализированные компании. Но в данный момент уже действует норма, согласно которой держателем реестра может только специализированная организация, которая имеет лицензию на эту деятельность. Такая компания называется «регистратор».
Причем держателем реестра может быть только юридическое лицо, индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься такой деятельностью. За нарушение правил ведения списка учредителей юрлица, реестродержателя можно привлечь к административной ответственности. Так, по ст. 15.22 КоАП компании-реестродержателю грозит штраф до одного миллиона рублей за нарушения порядка работы с реестром. Это касается и тех ситуаций, когда хранитель реестра незаконно отказывает совладельцу юрлица в выдаче выписки.
Узнать, кто является держателем реестра, можно, заказав выписку из ЕГРЮЛ на акционерное общество. Это открытая информация и сделать это можно совершенно бесплатно на сайте ФНС или через сервисы проверки контрагентов.
Для получения выписки из реестра акционеров нужно составить официальный письменный запрос реестродержателю на предоставление выписки. В выписке необходимо написать «прошу предоставить выписку из реестра соучредителей АО (ПАО) с указанием количества и номинальной акций». В запросе нужно указать способ получения выписки: по почте, факсу, электронной почте, лично. Подать такой запрос можно лично, по почте, или через своего представителя по доверенности.
Запрос должен содержать подпись уполномоченного заявителя (бенефициара или номинального держателя). Если заявитель является недееспособным, то запрос должен содержать еще и подпись законного представителя.
Где и как получить выписку из реестра
Согласно п. 3.116 Приказа ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н, специализированная организация обязана сформировать выдержку из списка соакционеров не позднее 3 дней (рабочих, согласно производственному календарю). Держатель может отказать заявителю, только если запрос подан неуполномоченным лицом или в запросе отсутствует подпись уполномоченного лица. Если хранитель реестра незаконно отказал вам, то отправьте жалобу в ЦБ РФ. Именно этот орган контролирует и наказывает недобросовестных реестродержателей.
Законопроект о судьбе «потерянных» акционеров
На мой взгляд, Проект получился достаточно поверхностным (с учетом того, что основные тезисы изменений уже нашли в нем отражение). Изменения направлены в основном на урегулирование технической стороны вопроса.
Так, предлагается приостанавливать отправления дивидендов и юридически важных сообщений (уведомлений о проведении собрания, бюллетеней для голосования) акционерам, которые в течение не менее чем двух лет подряд и при этом не менее, чем два раза подряд не отвечали на сообщения, и между датами соответствующих общих собраний акционеров проходило не менее трех месяцев. Отмечу, что рассмотренный фактический состав признания акционеров «спящими» выглядит более удовлетворительно, чем ранее предложенный. Первые анонсы предусматривали признание акционера потерянным, если он не получал дивиденды более двух раз подряд ИЛИ не отвечал на важные сообщения в течение двух лет. Такой подход был бы слишком жестким, поскольку дивиденды могут объявляться и выплачиваться ежеквартально.
Темпоральный критерий, отраженный в Проекте, является удачным. Очень важно подчеркнуть систематичность, а не переодичность неучастия акционера в жизни АО. Систематичность может выражаться в следующем: после череды непринятия дивидендов акционер вдруг их принимает, но далее в течение нескольких кварталов (или иных временных промежутков) дивиденды вновь оказываются невостребованными, прослеживается некая регулярность. Если при этом акционер не участвует в общих собраниях в течение двух лет, то данная совокупность фактов позволяет признать его потерянным.
Еще одним плюсом проекта является норма, согласно которой АО обязано после признания акционера «спящим» разместить соответствующую информацию на своем сайте. Это, безусловно, придаст правоотношению определенную гласность и станет маркёром добросовестности общества.
И, наконец, крайне полезным и логичным представляется положение о возможности возобновить направления дивидендов и сообщений о проведении общих собраний и тд. Для этого «объявившемуся» акционеру необходимо будет обратиться к регистратору общества и актуализировать инфорацию о себе.
Предложенная инициатива может быть холодно принята. Дело в том, что издержки, которые сегодня несут общества при поиске акционеров, в теории только увеличатся, а также будут отчасти перенесены на депозитариев, финансовых посредников. Это не только расходы на отправку почтовой корреспонденции, но и на создание и ведение реестров, интеграцию информационных, справочных систем, адаптацию программного обеспечения. Для указанных выше лиц нынешнее положение вещей может выглядеть более удобным с точки зрения издержек.
Таким образом, я считаю, что предложенные Проектом изменения не в состоянии оптимально разрешить эту давнюю проблему.
[1] Письмо Банка России от 28.04.2015 N 06-55/3793 «О возврате акционерному обществу сумм невостребованных дивидендов по акциям номинальным держателем, который по не зависящим от него причинам не осуществил выплату дивидендов»; В.В. Семенихин. Акционерные общества: Практический справочник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2020. 438 с;
[3] London stock exchange. Find Lost Money – Claim Dormant Accounts. URL: https://unclaimedassets.co.uk/trace-forgotten-funds/ (дата обращения: 26.10.2020);
[4] George Dallas, David Pitt-Watson. Corporate governance policy in the European Union. CFA Institute, 2016. PP 27-29;
[5] Final Rule: Lost Securityholders and Unresponsive Payees. 17 CFR Part 240. Securities and Exchange Commission, S7-11-11 № 34-68668. January 23, 2014;
[6] Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act, Pub. L. No. 111-203, 124 Stat. 1376 (2010).