как узнать кто на иконе
Как узнать святого на иконе, если надпись утрачена?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
Бывает так, что в вашем доме — как наследство, подарок или находка — появляется старинный образ со стершейся надписью. В сложных случаях разбираются специалисты-искусствоведы. Но можно попробовать провести и самостоятельное расследование.
Нужно обратить внимание на одежду и другие детали. По ним можно узнать чин святости. Например, меч и отороченная мехом шапка — у князей. Преподобные изображаются в монашеских одеждах.
Мученики держат в руках кресты либо пальмовые ветви. Важную информацию могут нести слова на свитке в руках преподобных — есть характерные для конкретных святых тексты. Мы можем узнать праведника по монастырю или городу на втором плане.
Теперь смотрим на лик. Есть святые, чьи черты очень ярки: например, мы не перепутаем Николая Чудотворца с Иоанном Златоустом. Также вспоминаются образы святых митрополитов московских Петра и Алексия. Они имеют узнаваемые портретные черты и к тому же облачены в современные им исторические костюмы. Что уж говорить об иконах синодального периода, когда изографы использовали прижизненные портреты святых. Поэтому узнаваем, к примеру, святитель Иннокентий Иркутский.
В целом чем более почитаем был святой, чем больше его изображений имело хождение, тем проще их определить. Свет на личность святого может пролить изучение истории иконы — из какого храма она происходит либо какой семье принадлежала. Так, на семейной иконе могут быть изображены небесные покровители супругов или детей.
По каким признакам можно определить, кто изображен на иконе?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»:
Ч т обы узнать, кто изображен на иконе, нужно посмотреть на надпись рядом с нимбом вокруг головы Христа, Богородицы или святых. Именно надписи рассказывают о том, кто или даже что изображено на святом образе.
В древности они были очень краткими. На греческих иконах Христа могло быть написано слово παντοκράτωρ (Вседержитель). На русских IC ХС, Спаситель, Вседержитель.
Греческие иконы Богородицы подписаны ΜΠ ΘY (Сокращение от двух греческих слов Матерь Божия). На русских иконах еще можно прочитать место прославления образа, например, «Казанская (Иверская, Владимирская, Донская и т. д.) Б(ожия) М (Матерь)» или «Пресвятая Богородица».
Господь Вседержитель; Россия. Владимирская обл.; XIX в. ruicon.ru
Гораздо разнообразнее надписи на иконах святых. Помимо имени подвижника в подписи можно прочитать чин святого — мученик, преподобный, святитель, благоверный князь, страстотерпец, праведник, юродивый (блаженный) и так далее. Еще на русских иконах иногда можно прочитать о месте подвигов святого — Радонежский, Печерский, Афонский. У некоторых святых может быть подписано главное качество. Например, Роман Сладкопевец — автор многочисленных песнопений, которые до сих пор звучат в православных храмах.
Иногда надпись на иконе прочитать сложно. Она может быть сокращена, стерта или написана особой вязью, как в ярославских храмах. Тогда стоит обратить внимание на одежду святого, предметы в его руках и другие детали святого образа.
Как узнать, кто изображен на иконе
Чтобы узнать, кто изображен на иконе, нужно посмотреть на надпись рядом с нимбом вокруг головы Христа, Богородицы или святых. Именно надписи рассказывают о том, кто или даже что изображено на святом образе.
В древности они были очень краткими. На греческих иконах Христа могло быть написано слово παντοκράτωρ (Вседержитель). На русских IC ХС, Спаситель, Вседержитель.
Греческие иконы Богородицы подписаны ΜΠ ΘY (Сокращение от двух греческих слов Матерь Божия). На русских иконах еще можно прочитать место прославления образа, например, «Казанская (Иверская, Владимирская, Донская и т. д.) Б(ожия) М (Матерь)» или «Пресвятая Богородица».
Гораздо разнообразнее надписи на иконах святых
Помимо имени подвижника в подписи можно прочитать чин святого — мученик, преподобный, святитель, благоверный князь, страстотерпец, праведник, юродивый (блаженный) и так далее.
Еще на русских иконах иногда можно прочитать о месте подвигов святого — Радонежский, Печерский, Афонский.
У некоторых святых может быть подписано главное качество. Например, Роман Сладкопевец — автор многочисленных песнопений, которые до сих пор звучат в православных храмах.
Иногда надпись на иконе прочитать сложно
Она может быть сокращена, стерта или написана особой вязью, как в ярославских храмах. Тогда стоит обратить внимание на одежду святого, предметы в его руках и другие детали святого образа:
преподобные изображаются в монашеских одеждах,
мученики могут держать в руках орудия мучений,
целители — шкатулку с лекарствами,
цари изображены в коронах или венцах,
святые воины — в доспехах,
Православная Жизнь
По каким признакам можно определить, кто изображен на иконе?
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»:
Ч т обы узнать, кто изображен на иконе, нужно посмотреть на надпись рядом с нимбом вокруг головы Христа, Богородицы или святых. Именно надписи рассказывают о том, кто или даже что изображено на святом образе.
В древности они были очень краткими. На греческих иконах Христа могло быть написано слово παντοκράτωρ (Вседержитель). На русских IC ХС, Спаситель, Вседержитель.
Греческие иконы Богородицы подписаны ΜΠ ΘY (Сокращение от двух греческих слов Матерь Божия). На русских иконах еще можно прочитать место прославления образа, например, «Казанская (Иверская, Владимирская, Донская и т. д.) Б(ожия) М (Матерь)» или «Пресвятая Богородица».
Господь Вседержитель; Россия. Владимирская обл.; XIX в. ruicon.ru
Гораздо разнообразнее надписи на иконах святых. Помимо имени подвижника в подписи можно прочитать чин святого — мученик, преподобный, святитель, благоверный князь, страстотерпец, праведник, юродивый (блаженный) и так далее. Еще на русских иконах иногда можно прочитать о месте подвигов святого — Радонежский, Печерский, Афонский. У некоторых святых может быть подписано главное качество. Например, Роман Сладкопевец — автор многочисленных песнопений, которые до сих пор звучат в православных храмах.
Иногда надпись на иконе прочитать сложно. Она может быть сокращена, стерта или написана особой вязью, как в ярославских храмах. Тогда стоит обратить внимание на одежду святого, предметы в его руках и другие детали святого образа.
Как различать святых по атрибутам на изображениях?
Одно лишь христианство существует больше двух тысячелетий. Немногим меньше — полторы тысячи лет — прошло к тому времени от эпохи Моисея, считающегося основателем иудаизма. И еще четыре с небольшим тысячи лет прошло к тому времени «от Адама». В общем, при таком подсчете нынешний 2019-й от Рождества Христова примерно соответствует 7527 году от Сотворения Мира. Или от Адама.
И все это время отмечено персоналиями, значимыми фигурами, именами. Подчас ключевыми для всей дальнейшей библейской, а то и мировой, истории. Стоит ли удивляться числу почитаемых в христианстве святых? И, соответственно, обширнейшей христианской иконографии? Если же не ограничиваться православной иконографией, то католическая иконография не менее обширна и интересна.
Правда, всегда ли мы понимаем, кто изображен на иконе, картине или скульптуре? Конечно, наиболее популярные православные святые и/или сюжеты знакомы. Даже люди, от церкви далекие, узнают Николая Мирликийского, Георгия Победоносца, Матрону Московскую, Богородицу с Младенцем.
Кстати… Уже здесь, при невнимательности, возможна путаница. Если бегло скользнув по иконе взглядом, мы видим женщину с нимбом и младенцем на руках, мы однозначно «поймем», что перед нами изображение Богородицы. А ведь в христианской иконографии есть еще, по меньшей мере, два схожих сюжета.
Так, изображение Марии с Младенцем может быть очень схоже с… изображением Святой Анны (матери Марии), держащей на руках саму маленькую Марию. Естественно, одетую по-женски — так взгляд-то беглый (да-да, икону рассматривают иначе, но давайте будем реалистами…), а Младенец-Христос может быть одет в длинную одежду (как, например, на Владимирской иконе Богоматери). Зримое, даже на первый взгляд, отличие — Богородица, даже в детстве, изображается с головой, покрытой платком-омофором, одеянием взрослой, замужней женщины.
Иконописец Ангелос Акотанос, «Святая Анна с младенцем Марией», Греция, XV век
Фото: ru.wikipedia.org
Встречается и еще один сюжет, изображающий женщину с ребенком: св. Елизавета и Иоанн Креститель. Отличить его от ребенка-Иисуса можно по атрибуту: в руках Иоанна видим крест, отрубленную голову, иногда — чашу с лежащим в ней Христом, чаще ребенком; свиток с пророчествами о пришествии Христа.
В западной живописи Иоанн может изображаться с агнцем… Но с агнцем или вообще в образе пастуха мог изображаться и сам Христос. Еще один характерный признак — Иоанн часто изображается на фоне пустыни.
Святая Елизавета и Иоанн Креститель
Фото: Источник
Атрибуты есть у многих святых. А некоторых и различишь-то разве что по характерным для них символам. Попробуем?
Например, всем известно, что четверо евангелистов изображаются с книгами или свитками. Но кто из четверых — кто? Каждый из них традиционно ассоциируется с одним из мистических существ из видений Иезекииля и апостола Иоанна.
Которые и «сопровождают» святых на изображениях:
Но не все так однозначно.
Книга и свиток — популярные символы, фигурирующие во многих сюжетах и восточной, и западной иконографии. И лев — атрибут не только апостола Марка, но и святого Иеронима. Которого часто так и изображают: с книгой (как знаменитого переводчика, создателя Вульгаты!) и львом.
Апостол Марк
Фото: ru.wikipedia.org
Правда, у Марка лев — крылатый. Должен быть крылатым. Но практика здесь не всегда следует теории…
Отшельника-Иеронима часто изображают в пустыне, и это могло бы стать отличительным признаком. Вот например… впрочем, это снова Марк, проповедовавший в Африке…
Как же их различить? Например, по одежде. Иеронима, жившего позже, носившего сан и работавшего при папском дворе, часто изображают в священническом или кардинальском облачении.
То есть атрибутами святых выступают предметы, связанные с их жизнью или деятельностью. Как, например, сосуд с миром в руках Марии Магдалины, крест и храм — у князя Владимира и княгини Ольги.
Мария Магдалина
Фото: ru.wikipedia.org
Или лев того же св. Иеронима. В отличие от символического — и потому обычно крылатого — льва евангелиста Марка.
А еще львы (и пустыня!) могут встречаться в иконографии Павла Пустынника — по преданию, именно они вырыли для святого могилу. Есть у него еще один «зверь» — ворон, приносивший святому отшельнику пищу.
Символическими оказываются и атрибуты апостола Иакова: морская раковина-гребенка и посох, символизирующие паломничество к мощам апостола (и возможно, его собственный путь) через всю Европу, к северному побережью Испании. Откуда паломники и привозили те самые раковины-«сувениры» в знак того, что они дошли до конечного пункта маршрута.
Апостол Иаков
Фото: ru.wikipedia.org
И конечно, ветхозаветные пророки, неизменно присутствующие в православном иконостасе, традиционно изображаются со свитками соответствующих пророчеств.
Самыми, пожалуй, странными выглядят атрибуты типа лежащих на блюде женских грудей (св. Агата/Агафья), зубов (св. Аполлония), глаз (св. Луция), или… содранной кожи «св. Варфоломей».
На самом деле, удивляться нечему. Так изображались символы мученичества: отрезанные груди, вырванные глаза, выбитые зубы, снятая кожа — символы, сродни отсеченной голове Иоанна Крестителя.
Изображаются и орудия пыток и казней, типа меча у той же св. Луции, камней св. Стефана или стрелы у св. Севастьяна.
И конечно, косой и перевернутый кресты апостолов Андрея и Петра и меч апостола Павла. Мечом Павел не воевал, а был им казнен.
Больше всего атрибутов, наверное, у Николая Мирликийского. Часть из них связаны с событиями жизни архиепископа Николая — не важно, реальными или легендарными. Здесь Евангелие и омофор (по преданию, коллеги-архиереи видели во сне, как Господь сам вручает Николаю Евангелие, а Богородица — надевает епископский омофор); корабль (спасенный по молитве Николая); три мешочка с золотом, тайком подброшенные трем бедным сестрам; три спасенных ребенка в бочке.
А вот меч и храм в руках (икона Николая Можайского) появились именно в русской иконографии благодаря заступничеству и защите Можайска от врагов по молитве горожан.
Николай Мирликийский
Фото: ru.wikipedia.org
Впрочем, Александра иногда изображают на фоне битвы или пейзажа (кажется, это свойственно современным иконам!), Дмитрия — на фоне белокаменного города. Но здесь возможны варианты: например, Александр Невский с церквями на заднем плане.
Георгий Победоносец
Фото: ru.wikipedia.org
Ну, а образ Андрея Боголюбского в принципе редко встречается…
Но есть и куда более «читаемые» сюжеты и атрибуты. Вернемся к тому, с чего начали.
Что мы увидим в изображении мужчины с отрубленной головой? Или женщины, несущей все ту же мужскую голову? Вероятно, популярный сюжет усекновения главы Иоанна Предтечи.
И скорее всего, это так, особенно если речь о православной иконе и России. Но и здесь возможны варианты. Если же взять западную иконографию, то вариантов этих наберется немало.
Вот, например, Святой Дионисий.
Святой Дионисий
Фото: Источник
А здесь — сразу трое, святые Феликс, Регула и Экзюперантий. Как нетрудно догадаться, всем, как и Иоанну Крестителю, отрубили головы.
Впрочем, есть в католической иконографии сюжеты, где отрубленную мужскую голову несет женщина. Или две женщины. Вполне опознаваемые как Иродиада и Саломея с головой все того же Иоанна Крестителя. Или Юдифь и служанка с головой Олоферна.
Как различать столь похожие сюжеты? По разному эмоциональному наполнению. Иродиада и Саломея — персонажи отрицательные, Юдифь — положительный. И именно ее изображают с головой в одной руке и мечом или ножом в другой. Или и вовсе — непосредственно в момент убийства.
«Юдифь» с головой Олоферна
Фото: ru.wikipedia.org
Все это мы увидим скорее в западной иконографии.
И разумеется, мы кратко коснулись лишь некоторых атрибутов наиболее популярных образов святых. Коих в христианстве бесчисленное множество, как и сюжетов. Так что продолжение следует…