как узнать кто председатель дома
Как создать эффективно работающий Совет дома, и нужно ли это УО
Для эффективного управления многоквартирным домом необходима не только профессиональная управляющая организация, но и активность жителей. Нужен Совет МКД, действующий в целях улучшения содержания дома, а не для войны с УО или для «галочки». Сегодня мы дадим несколько рекомендаций, как создать такой Совет МКД.
Ознакомьтесь с требованиями ЖК РФ к Совету дома
По закону Совет МКД должен быть в каждом доме с пятью и более квартирами, если в нём не создано иное объединение жителе: ТСЖ, ТСН, жилищный или потребительский кооператив (ч. 1 ст. 161.1 ЖК РФ). Совет может состоять только из собственников помещений в доме: арендаторы и наниматели не могут стать членами этого объединения.
Одна из основных функций Совета – контролировать, как содержится и ремонтируется общее имущество дома, а также представлять интересы жителей при взаимодействии с УО. Именно Совет может донести до УО пожелания и рекомендации собственников по текущему ремонту, предложения по благоустройству, помочь организовать общее собрание, распространить важную информацию.
Совет контролирует, как УО выполняет свои обязательства по договору управления, отчитывается перед ОСС и во многом является связующим звеном между жителями дома и управляющей организацией (ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ).
По идее, Совет МКД должен быть партнёром управляющей организации, помощником и советчиком, ведь у них общая цель – надлежащее содержание дома. Но по факту большинство существующих Советов МКД сегодня существуют для «галочки», только на бумаге, либо находится в конфронтации с УО, что снижает эффективность работы этого объединения собственников.
Избегайте ошибок при избрании членов Совета МКД и в его работе
Как правило, в Совет МКД входят активные люди пожилого возраста, у которых есть время и желание отстаивать интересы соседей. Но не всегда они разбираются в современном жилищном законодательстве, нюансах работы УО. Для них компания, которая делает хоть что-то, уже по умолчанию хорошо работает.
Совет МКД должен слушать и слышать собственников помещений, знать о проблемах дома, представлять интересы всех жителей, а не только отдельных подъездов или собственников.
Типичная картина сегодня, когда за весь избранный состав Совета работает один председатель. Он один принимает решения, общается с УО, доводит информацию до собственников, организует собрания. Часто это приводит к тому, что председатель Совета перегорает, и Совет перестаёт работать.
Ограничьте численный состав Совета МКД
Чтобы создать работающий на результат Совет МКД, который сможет качественно повлиять на улучшение условий жизни в доме, наладит взаимодействие с УО, необходимо подойти к избранию Совета не формально.
Сначала следует определиться с примерным количеством членов Совета. Оптимально – от трёх до семи человек. Их проще собрать всех вместе для совещания. Лучше, если это будет нечётное количество: в таком случае, если решения будут приниматься голосованием, всегда удастся определить большинство.
Как правило, из этого небольшого коллектива активно работают 1–2 человека, вынося вопрос и информацию на обсуждение всего Совета. Это эффективная практика.
Привлеките в состав Совета дома людей разных возрастов и с разным образованием
Если вопрос с количеством решить несложно, то с качественным составом необходимо тщательно работать. Совет не должен состоять только из пенсионеров-активистов, но они обязательно должны быть! Они неравнодушны к происходящему, часто имеют больше времени, чем работающие жители дома, знакомы с многими соседями.
Пусть они займут половину из мест в Совете. Их неравнодушие и активность должны дополнить те, кто будут разбираться в нюансах законодательства, сметах, технических сторонах вопросов. Оптимально, если в Совет МКД войдут юрист, оратор, способный вести переговоры с жителями и УО, и человек с техническим образованием.
Конечно же, это идеальный вариант. Если таких жителей дома не удаётся вовлечь в Совет, можно хотя бы договориться о помощи и поддержке, когда членам Совета МКД потребуется консультация. Консультантами могут стать даже не собственники, проживающие в доме, которые не могут официально входить в Совет дома.
Ознакомьтесь с финансовой и хозяйственной деятельностью УО
Когда ОСС утвердило состав Совета МКД, первое, что необходимо сделать – провести первое собрание-знакомство. На этом собрании следует обменяться контактами и распределить обязанности.
Возможно, следует сразу договориться о следующем сборе и поручить кому-то из членов Совета/председателю подготовить информацию о том, чем занимается этот выбранный орган. Ведь, скорее всего, большая часть членов Совета слабо представляет себе его функции.
Следующий шаг, который обязательно нужен для эффективной работы Совета дома, – изучить финансово-хозяйственную деятельность УО, договор управления, состав общего имущества дома. Можно пригласить на собрание представителя УО, но лучше сначала самим ознакомиться со всеми этими вопросами, а потом уже узнать точку зрения УО.
Эффективный Совет МКД должен обладать актуальной информацией о сумме средств, накопленных домом по статье «содержание и текущий ремонт», о структуре размера платы за жилое помещение, о фонде капремонта МКД. Следует изучить перечень работ и услуг, которые оказывает УО, их стоимость, сметы. Работа большая и непростая, но без этого Совет не сможет должным образом исполнять свои функции.
Проведите вместе с УО осмотр общего имущества дома
Важный шаг после создания Совета МКД – совместно с УО провести осмотр общего имущества дома. Тут очень пригодится собственник с техническим образованием. Все найденные дефекты, замечания необходимо зафиксировать в акте осмотра.
По итогам осмотра Совет может наметить, какие элементы общего имущества прежде всего нуждаются в ремонте, подготовить информацию для собственников и повестку внеочередного ОСС для утверждения перечня работ по текущему ремонту и источника их финансирования.
Возможно, при осмотре выяснится необходимость проведения капитального ремонта дома, в таком случае Совету МКД пригодится понимание ситуации с фондом капремонта, особенно если дом аккумулирует эти средства на спецсчёте.
Общайтесь с жителями дома и управляющей организацией
Зачем УО эффективно работающий Совет МКД
Чтобы организовать эффективно работающий Совет дома, скорее всего, потребуется время и не одна попытка. Инициатива должна исходить от активных жителей дома. Даже один неравнодушный собственник способен переломить ситуацию равнодушия жителей.
И это выгодно управляющей домом организации, если цель её работы – добросовестно выполнять все условия договора управления. Члены Совета дома будут глазами и ушами УО, если наладить с ними взаимовыгодное сотрудничество. Актуальная информация о неполадках в доме, недовольстве жителей, их потребностях будет поступать в УО, а не в ГЖИ или прокуратуру.
С помощью Совета МКД станет проще проводить общие собрания собственников, решать вопросы с планированием текущего ремонта, определением перечня работ по капитальному ремонту, благоустройству.
В конечном итоге это скажется на самой УО: меньше жалоб, проверок, предписаний и штрафов за нарушения лицензионных требований, судов, конфликтов.
Хотите наладить контакт с жителями дома и снизить количество жалоб, сделать вашу работу по управлению домом лучше? Помогите собственникам организовать эффективный Совет МКД!
Как составить реестр собственников МКД и заказать выписки из ЕГРН
Обязательная часть протокола ОСС – приложенный к нему реестр собственников. Без него протокол считается оформленным с нарушениями, а значит, принятые решения будут отменены. Чтобы составить реестр, нужно заказать выписки из ЕГРН. И тут начинаются сложности. Рассказываем, как их преодолеть.
Содержание реестра собственников и для чего он нужен
При проведении общего собрания собственников в МКД его инициатор обязательно должен прикрепить к протоколу реестр собственников помещений в доме (приложение 1 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр). Без информации о количестве голосов и правоустанавливающих документов, невозможно узнать, кто имеет право принимать участие в голосовании и сколько голосов у каждого человека.
Применение для проведения общих собраний – не единственная функция реестра. Такой документ очень пригодится Совету дома. Любые вопросы, возникающие в сообществе МКД, легче и быстрее решить, если достоверно известно, кто является собственником того или иного помещения.
Проблемы, которые могут возникнуть у УО при заказе выписок и составлении реестра
У управляющих организаций и ТСЖ всегда должны быть актуальные сведения по владельцам всех помещений в доме (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ). Это нужно, чтобы провести ОСС. Или взыскать задолженность за жилищно-коммунальные услуги с должников и узнать, кто является собственником помещения. Или необходимо срочно обновить старый реестр и вести его в новом году согласно ст. 45 ЖК РФ.
Дело в том, что, согласно действующей судебной практике, выписки из ЕГРН актуальны всего один месяц. Примером может послужить апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18.09.2014 по делу № 33-7616/2014. Суд указал: несмотря на то, что законодательство не устанавливает срок действия выписки из ЕГРН, предполагается разумный срок для её представления – 1 месяц. Обусловлено это необходимостью сохранить актуальность приведённых в выписке данных.
Чтобы заказать выписки в кратчайшие сроки и актуализировать реестр, советуем вам воспользоваться помощью подрядчиков. Обратите внимание, как долго компания существует на рынке, прочитайте отзывы о ней в интернете. Проанализируйте, как быстро организация обещает заказать выписки, официальные ли они, в каком формате составляется реестр собственников и все ли помещения будут найдены.
Всё это важные моменты, от которых зависит, как скоро вы успеете провести общее собрание собственников и не будут ли отменены его результаты. Обращайтесь только к проверенным компаниям. Составить актуальный реестр вам поможем мы: оказываем соответствующую услугу совместно с МКДЭКСПЕРТ.
Составление реестра собственников самостоятельно или через подрядчика
Вы можете оформить реестр собственников самостоятельно или обратиться за этим к подрядным организациям. Если до начала проведения ОСС у вас мало времени, либо вам нужно актуализировать имеющуюся информацию, советуем выбрать второй вариант. Сторонняя компания гарантирует вам оперативность, актуальность сведений и юридическую поддержку.
Так поступает управляющая организация из Санкт-Петербурга ООО «КомТехСервис», у которой восемь домов на управлении. Она часто проводит общие собрания собственников и, как правило, заказывает у нас реестры собственников за несколько дней до проведения ОСС.
Несмотря на сжатые сроки, компания всегда вовремя получает документы и дополнительно к ним – консультации по всем особенностям реестра и по порядку проведения ОСС. Работа построена так, что клиент обращается к нам в удобное для него время, заказы принимаем по телефону, почте или через мессенджеры.
Мы готовим реестр собственников помещений в МКД в кратчайший срок: многое зависит от работоспособности сайта Росреестра, но в среднем это занимает 1–2 рабочих дня.
Обращаем ваше внимание: 30 апреля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ. С учетом требований действующего законодательства, мы продолжаем составлять реестры собственников МКД, содержащие актуальные сведения из Единого государственного реестра недвижимости, без непосредственного предоставления выписок из ЕГРН на каждый объект.
Документ содержит актуальные сведения по всем помещениям в доме и подходит для использования в сервисе «ОСС на 100%»:
Помимо подготовки реестра, при необходимости оказываем юридическую поддержку после подписания акта оказанных услуг: разъясняем порядок проведения собрания по вашей повестке дня, рассказываем про нюансы в реестре, на которые нужно обратить внимание, и подготавливаем необходимые документы.
Задайте нам вопросы по поводу сотрудничества или заполните форму ниже, мы вам перезвоним.
Кто такой старший по дому, его права и обязанности
Как выбрать старшего по дому? Каковы права и обязанности старшего по дому в многоквартирном доме, закон какой отрасли их регулирует? В первую очередь лицо разрешает споры, возникающие между жильцами и управляющими компаниями. Также он наделен дополнительными правами и обязанностями, в отличие от обычных жильцов, что позволяет ему решать вопросы быстрее и эффективнее.
Кто такой старший по дому
Действующее законодательство, в том числе и Жилищный кодекс РФ, не раскрывает рассматриваемое понятие. Однако такие субъекты существуют и возлагают на себя большую ответственность, решая вопросы жильцов всего здания. Их деятельность, как правило, регулируется нормативно-правовыми актами, принимаемыми на локальном уровне.
Это один из жильцов дома, который представляет интересы других жильцов с их согласия. Оно должно быть оформлено документально — например, подписями. Указанное лицо отстаивает права и обязанности своих соседей в управляющих компаниях или товариществах собственников жилья.
Точный перечень вопросов изложен в инструкции и индивидуален для каждого помещения или подъезда. Это могут быть вопросы капитального ремонта, уборки придомовой территории или облагораживания детской площадки — круг проблем не ограничен.
В инструкциях обязательно должны быть затронуты вопросы правового статуса лица, его компетенция и ответственность. Также определяется порядок избрания и назначения.
Как избирается
Как стать старшим по дому? Быть им может только собственник жилья в помещении. Выборы происходят путем голосования за одного из кандидатов. Все действия и итог выборов должны быть четко зафиксированы в протоколе.
Справка. Должность старшего не является обязанностью — это право жильцов. Необходимо набрать 2/3 голосов от общего числа жителей, чтобы выборы состоялись. Проявить инициативу введения должности может любой из собственников жилья.
Занять этот пост может лицо, набравшее более 50% голосов. Арендаторы жилья в голосовании не участвуют. Результаты выборов должны отображаться в протоколе. Как переизбрать старшего по дому? Переизбрание старшего по дому происходит таким же способом. Переизбрание может продлевать срок полномочий, а может прекращать их.
Права и обязанности
Полномочия старшего по дому обширны. Он наделен особыми обязанностями и правами, по сравнению с другими жильцами. Его права заключаются в следующем:
Старший по дому или председатель совета дома обязан:
Ограничение полномочий
Круг полномочий старшего по дому также широк. Работа ответственная и сложная: она предполагает много усилий и нервов. Однако не стоит забывать, чего НЕ должен делать старший по дому:
В обязанности домкома в многоквартирном доме входит контроль качества уборки подъездов, бережного отношения жильцов к общедомовому имуществу, курирование работы управляющих компаний и многое другое. При этом старший по дому не должен нарушать права и обязанности иных лиц и злоупотреблять своим служебным положением.
Заключение
Зачастую рассматриваемая должность безвозмездна и основана на добровольных началах. Как правило, ее занимают социально активные люди, которые знают, как отстоять свои права и права соседей. «Хранители домов», как их часто называют, умело разбираются в законодательстве и ссылаются на него в ходе разрешения различных вопросов.
Наличие такой должности, как старший по дому, несомненно, большой плюс, так как позволяет жильцам позаботиться о себе и состоянии своих квартир. Мы рассмотрели, что входит в обязанности старшего по дому в многоквартирном доме.
Как узнать, кто управляет домом и не оказаться в должниках
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
В свежем номере «МОЁ!» Мы рассказываем о непростой ситуации, в которой оказались жители дома №4а по улице Артамонова. Жильцы пятиэтажки на 220 квартир, в большинстве своём, исправно платили по квитанциям, а весной этого года обнаружили, что оказались должниками. В том числе, например, Галина Артемьева, которая ещё в 2017 году продала свою квартиру в этом доме и давно о ней забыла. В середине мая женщина обнаружила, что на её счета и карты в Сбербанке обнаружен арест, и с них списано 7,5 тысяч рублей, а всего она должна более 13 тысяч!
Как так получилось? Как выяснилось, в начале 2016 года жители дома заключили договор с новой управляющей компанией УК «Уютный город», которая, согласно договору, начала обслуживать дом с 1 марта. А до этого дом находился под управлением УК Железнодорожного района. Как рассказывает Галина, прежняя УК не спешила их отпускать, несколько раз жителям приходило по две квитанции, от прежней управляющей компании и от новой. Затем вроде все утряслось.
И вот в этом году, весной, УК Железнодорожного района обратилась в суд для вынесения судебных приказов в отношении жильцов дома 4а по Артамонова – это упрощённый порядок введён, в том числе, для взыскивания долгов с неплательщиков. УК Железнодорожного района пыталась взыскать с жильцов долги за свои услуги аж за целый год – с 1 марта 2016 года по 1 марта 2017 года. И, как оказалось, небезосновательно! Как выяснилось, несмотря на то, что договор с жильцами новая УК, «Уютный город», заключила в полном соответствии с законом, в реестре обслуживаемых домов многоэтажка на Артамонова появилась у неё только через год. А всё это время она значилась по-прежнему, среди домов УК Железнодорожного района. На этом основании прежняя УК теперь и пытается взыскать в жителей долги вместе с пеней.
Почему Жилищная инспекции целый год не вносила новую УК в реестр и что теперь делать жильцам – читайте в электронной версии «МОЁ! Плюс». А пока давайте разберёмся, что такое система ГИС «ЖКХ» и как определить, какая УК и с какого времени обслуживает ваш дом.
1. Открываем сайт Государственной информационной систем жилищно-коммунального хозяйства
2. Находим на главной странице вкладку «Реестры»
3. В выпадающем меню выбираем «Реестр объектов жилищного фонда»
4. Вам предлагается несколько вариантов поиска дома: по адресу, по управляющей организации, по основным сведениям (ОГРН, КПП, ИНН). Допустим, мы выбираем первый вариант
6. Также можно уточнить, с какого времени УК осуществляет услугу по управлению вашим домом. Для этого внизу страницы выбираем ссылку «Сведения об исполнителях услуг» и переходим на страницу с основными данными о вашей УК.
7. Внизу страницы находим раздел «Дополнительная информация о деятельности организации», здесь выбираем раздел «Список домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат». Также заполняем все поля (город, улица, номер дома), нажимаем кнопку «найти» и внизу страницы появляется небольшая табличка, в которой вы увидите номер и дату договора управления, а также период времени, когда компания обязана обслуживать дом по этому договору – вот на эту графу и надо ориентироваться. Так, в случае с домом на улице Артамонова, 4а, договор был заключен 01.03.2016, однако период осуществления обязанностей начинается с 1 марта 2017 года.
Заброшенный дом: как оформить его на себя
Ветхие бесхозные дома — достаточно частое явление в городах и тем более в дачных товариществах или деревнях. У владельцев соседних домов может возникнуть желание оформить такие постройки на себя. Причем желание это абсолютно законное.
Как оформить бесхозяйный дом на себя? «РБК-Недвижимость» совместно с экспертами Федеральной кадастровой палаты и юристами разбирались в тонкостях этой темы.
Что такое бесхозяйный дом и где его искать
Природа возникновения бесхозных домов разная. Например, такая недвижимость может возникнуть, если собственник умер, а наследники отказались от имущества, не вступили в права собственности в нужный срок или у собственника не было наследников. Заброшенным дом может стать из-за того, что прежний владелец уехал и оставил свою недвижимость.
В России, как и во многих европейских странах, наибольшая часть заброшенных домов располагается в сельской местности, малонаселенных городских округах или муниципальных районах. Люди мигрируют в мегаполисы в поисках лучших условий жизни и оставляют свои дома (продать их в сельской местности иногда сложно).
Согласно Гражданскому кодексу, бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ). Дом, о владельце которого ничего неизвестно или он отказался от права собственности, называют «бесхозяйкой» или «потеряшкой». Есть еще понятие «заброшка». Так называют дом или участок, владелец которого известен или в результате поисков его удалось установить, но за своим имуществом он не следит (разъяснения Кадастровой палаты).
Единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Однако большое количество сведений можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), если «потеряшка» поставлена на учет. Выписка поможет раскрыть информацию о доме, его собственнике и возможных обременениях.
Есть несколько способов стать владельцем заброшенного дома. Например, найти собственника и выкупить недвижимость, приобрести «заброшку» на торгах у муниципалитета или владеть открыто заброшенным домом 15 лет и стать впоследствии его законным владельцем. Рассказываем об этих вариантах.
Оформление бесхозяйного дома. Инструкция от Кадастровой палаты
Шаг 1. Поиск владельца и сбор информации о желанном доме
В первую очередь необходимо установить владельца дома. Если участок с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), сначала следует обратиться к его председателю. Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера дома и участка. К поискам можно подключить высокие технологии. Например, попытаться найти кадастровые номера земельного участка и дома на публичной кадастровой карте или с помощью запроса сведений, содержащихся в ЕГРН.
Если неизвестно, расположен ли беспризорный дом в СНТ, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Там, возможно, помогут выяснить, кому выдавалось разрешение на строительство интересующего вас дома и, соответственно, дать информацию о предполагаемом владельце дома.
Вариант 1
Когда хозяина постройки удалось найти, передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, скорее всего, по договору купли-продажи. Но перед этим нужно поставить дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН.
Земельным кодексом установлено, что судьба земельного участка и прочно связанных с ним объектов одинакова. Значит, оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.
Вариант 2
Если владелец остался неизвестен, но вы выяснили, что земельный участок под домом расположен в СНТ и не стоит на учете в ЕГРН, нужно снова обратиться в муниципалитет и перейти к следующему этапу.
Шаг 2. Подача заявления о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду
Чтобы оформить его в собственность, следует подать заявление в уполномоченный местный орган власти для постановки «бесхозяйки» (речь об объекте капитального строительства) на учет.
В течение 15 рабочих дней со дня приема заявления и документов дом внесут в Росреестр и направят вам уведомление. Если собственник у участка все же есть, но объект был принят на учет в связи с его отказом от владения, то он тоже получит уведомление.
Шаг 3. Обращение местных органов власти в суд
Со дня принятия на учет органом регистрации прав бесхозяйного дома необходимо подождать год — за это время может появиться его хозяин. Если этого не произошло, тогда уполномоченный орган местного самоуправления может обратиться в суд и признать право собственности за собой.
Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.
Шаг 4. Проведение аукциона на бесхозный участок
После перехода заброшенных участков в собственность органов власти они выставляются на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть этот аукцион.
«Существует ряд случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса, когда купить участок с домом, в том числе бесхозяйный, можно без торгов. Такое право есть, например, у членов СНТ, на территории которого расположен дом, если земля под ним не предназначена для общего использования», — отметили в Кадастровой палате.
Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу, добавила юрист компании «Генезис» Елизавета Марилова.
Шаг 5. Вступление в право собственности
Результатом регистрации права будет являться специальная регистрационная надпись на договоре и выдача выписки из ЕГРН. Срок процедуры оформления бесхозяйной недвижимости в среднем составляет чуть больше года.
Приобретательная давность, или 15 лет открытого владения
Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дома обозначен в ст. 234 Гражданского кодекса и связан с таким понятием, как «приобретательная давность». Согласно данной статье, гражданин может занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если за 15 лет не объявляются законные претенденты на право собственности, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником недвижимости, пояснила Елизавета Марилова.
Но для этого должно быть соблюдено три принципиальных обстоятельства. Во-первых, это добросовестное владение. Например, уход за земельным участком, проведение посадочных работ, оплата коммунальных услуг. Во-вторых, открытое владение. То есть новый хозяин не скрывает факта нахождения заброшенного имущества в его владении. В-третьих, непрерывность владения. Это значит, что лицо владело и пользовалось бесхозным домом на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть 15 лет.
«Проще говоря, если гражданин проживал в бесхозном доме и фактически этот дом был его единственным жильем на протяжении 15 лет. Владение бесхозным домом начинается с первого факта, подтверждающего это. Например, с оплаты ЖКХ или проведения ремонтно-строительных работ», — сказала юрист.
«При этом владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Именно по такой причине ст. 234 Гражданского кодекса не применяется, если владение имуществом осуществляется на основе договора», — добавила член Ассоциации юристов России (АЮР) Асия Мухамедшина.
Стать законным владельцем бесхозного дома на основании приобретательной давности можно по решению суда. Для этого в общей сложности должно пройти не менее 18 лет. «К 15-летнему сроку необходимо прибавлять трехлетний срок исковой давности, а именно, в суд можно обращаться только через 18 лет после начала владения имуществом», — сказала представитель АЮР.
После решения суда о признании права собственности на бесхозный дом новый владелец может зарегистрировать право собственности в Росреестре и распоряжаться им как полноправный владелец.
Цена вопроса
Расходы при оформлении бесхозяйной недвижимости предполагают, во-первых, оплату госпошлины за регистрацию права собственности, а во-вторых, уплату за:
Также существуют «бесхозяйки», которые нужно достраивать или вкладываться в ремонт. Возможны дополнительные траты на нотариальные услуги при заключении договора и другие издержки.
Подводные камни
Может возникнуть ситуация, когда человек оформил «бесхозяйку» в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно объявился предыдущий владелец. При этом он утверждает, что не получал уведомления об операциях с его недвижимостью от местных властей или не знал о том, что его дом числится бесхозяйным. Бывший хозяин хочет оспорить право нового владельца и выселить его. Данный вопрос придется решать в суде.
То же самое касается проживания в бесхозном доме в течение 15 лет. Надо учитывать, что в любой момент может появиться собственник дома и потребует покинуть его. В данном случае придется съезжать, потому что никакие права на дом у проживающего еще не появились.
«Если ваши физические «вложения» можно отделить от дома и увезти с собой, то вы сможете это сделать. Взыскать с такого собственника сделанные вами капитальные вложения в дом возможно (например, в ситуации, если вы докажете, что иначе дом бы разрушился), но достаточно сложно. При этом вы должны будете подтвердить, что сделали все необходимое, чтобы найти потенциального владельца дома», — предупредила юрист компании «Генезис».
В целом, приступая к выкупу или оформлению брошенной недвижимости, нужно учитывать, что данная процедура достаточно длительная и требует немаленьких вложений. Особенно если участок и дом нуждаются в серьезном уходе, ремонте или вовсе сносе. Такие варианты обычно подходят людям, у которых по соседству находится заброшенный дом. В данном случае собственник может расширить свой участок. Но главное — убедиться, что недвижимость действительно никому не нужна. Чтобы избежать неприятной ситуации в будущем.