как узнать кто собственник пруда
Прокурор разъясняет
Гипотетически такая возможность имеется, поскольку водные объекты являются предметом права собственности. Но, в силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, водные объекты уже находятся в собственности РФ (за исключением прудов, обводненных карьеров, которые могут находиться и в частной собственности).
Право собственности государства на водные объекты означает, что государство как собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться реками, озерами и пр., и никто другой таких прав в отношении водного фонда не имеет.
Соответственно, предоставление водных объектов гражданам и юридическим лицам в различных целях, например для забора водных ресурсов, использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, для целей производства электрической энергии и т.п., осуществляется также государством.
Данные полномочия от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).
(подготовлено заместителем прокурора Еловского райоеа Устиновым А.А.
Прокуратура
Пермского края
Прокуратура Пермского края
Можно ли купить реку и взимать плату за ее использование? Или реки являются общими и никому не принадлежат?
Гипотетически такая возможность имеется, поскольку водные объекты являются предметом права собственности. Но, в силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, водные объекты уже находятся в собственности РФ (за исключением прудов, обводненных карьеров, которые могут находиться и в частной собственности).
Право собственности государства на водные объекты означает, что государство как собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться реками, озерами и пр., и никто другой таких прав в отношении водного фонда не имеет.
Соответственно, предоставление водных объектов гражданам и юридическим лицам в различных целях, например для забора водных ресурсов, использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, для целей производства электрической энергии и т.п., осуществляется также государством.
Данные полномочия от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).
(подготовлено заместителем прокурора Еловского райоеа Устиновым А.А.
Как узнать кто собственник пруда
В силу ч. 1, 2 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники, снежники.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Пруды и обводненные карьеры находятся в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Соответственно, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки.
В соответствии с ч. 3 данной статьи право собственности на указанные водные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок.
Для отнесения того или иного водного объекта к прудам необходимо учитывать, что согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» прудом является мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Водный кодекс РФ определяет пруд как поверхностный водный объект, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности.
Таким образом, указанные в ст. 8 ВК РФ обособленные водные объекты не могут быть самостоятельными предметами сделок по отчуждению имущества, а пруды и обводненные карьеры должны всегда следовать юридической судьбе земельных участков, в границах которых они расположены.
На основании ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Данная норма допускает нахождение земельных участков с прудами и обводненными карьерами, в том числе в собственности муниципальных районов, если указанные водные объекты располагаются на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки располагаются на территориях муниципальных районов вне границ поселений, а также не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц.
Также считаем необходимым отметить, что ст. 31 ВК РФ предусматривает ведение Государственного водного реестра, который представляет собой систематизированный свод документальных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах. В таком реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по указанным договорам, а также прекращения договоров водопользования.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения:
1) бассейновых округах;
2) речных бассейнах;
3) водохозяйственных участках;
4) водных объектах в пределах границ речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
5) водохозяйственных системах, в том числе гидротехнических сооружениях;
6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;
7) гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
8) водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах и других зонах с особыми условиями их использования;
9) решениях о предоставлении водных объектов в пользование;
10) договорах водопользования;
11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
Учитывая положения ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), ст.ст. 130, 131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Ввиду того, что перечень недвижимых вещей, раскрываемый в статье 130 ГК РФ, не является исчерпывающим, права на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Как проверить земельный участок перед покупкой
Проблемы с поиском?
Загрузка данных с сервера Росреестра.
Произошла ошибка при обмене данными
Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.
Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту
По вашему запросу ничего не найдено
Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору
Найдено объектов
В этой статье вы узнаете как проверить земельный участок перед покупкой и, что требуется для проведения прозрачной сделки. Если в ходе заключения договора купли-продажи или после покупки будет установлен факт несоответствия с законом, сделку могут аннулировать.
Зачем еще нужна проверка земельного участка – для определения всех манипуляций, проводимых с объектом. Документация содержит основную, но не полную информацию. Осмотр поможет получить нужную информацию, убедиться, что на участке нет чужих строений.
Перед организацией осмотра актива нужно понимать, как проверить земельный участок перед покупкой, определиться с целями – для чего нужна земля. Заявление на проверку земельного участка подается в несколько инстанций. Земельный актив проходит такие виды проверок:
Юридическая проверка помогает определить, насколько сделка будет чистой, есть ли подводные камни, несоответствие действительности и данным, прописанным в документах. Специалисты проводят анализ материалов, кадастровых данных, выписок, выданных Росреестром. Юридическая проверка установит или опровергнет факт наличия судебных запретов, обременений, наложенных на актив.
Техническая проверка отвечает за техническую часть земли, например, можно ли подключить инженерные коммуникации, относится ЗУ к охранной зоне или нет, сколько на участке деревьев и можно ли их вырубить. По завершению составляется и выдается акт проверки земельного участка.
Градостроительная проверка даст оценку, какую конструкцию можно возвести на ЗУ. Оценку проводят эксперты на месте, анализируются документы, составляется план, анализируется проект планировки территории. По завершению потенциальному покупателю выдается отчет с результатами осмотра ЗУ.
Внимание! Самый главный метод проверки участка является «Юридическая проверка», получите выписку из Росреестра и вы узнаете все юридические проблемы о нем.
Что можно выяснить после проверки?
Проверка земельного участка по адресу – покупка недвижимости у собственника. Выгодные предложения, существующие на рынке, привлекают внимание многих соискателей. Эксперты рекомендуют рассматривать несколько предложений, анализировать, сопоставлять данные, выводить среднестатистическую цену.
Если предлагают заниженную стоимость, нужно быть осторожным, а чтобы убедиться, что условия прозрачны, проводится при покупке проверка земельного участка.
Комплексная проверка земельных участков физических лиц снижает риски, помогает приобрести объект без неприятных инцидентов. Что можно выяснить после проверки:
Проверка – залог того, что сделка не имеет подводных камней, что объект принадлежит владельцу, предложившему сделку, а не мошеннику, действующему от его имени.
Кому нужна проверка земельных участков
Кому нужна проверка земельных участков перед покупкой – предпринимателю (юридическому лицу) и физическому лицу. Предприниматель планирует инвестировать денежные средства в покупку земельного участка для ведения коммерческой деятельности. Перед заключением сделки проводится осмотр, в ходе которого удается определить – можно реализовать задуманные планы или нет.
Физическое лицо может купить участок для ведения хозяйства в личных целях, для возведения жилого объекта, дачного дома. Покупается участок частным лицом и под огород, сад.
На что обратить внимание при осмотре земельного участка перед покупкой
При осмотре земной поверхности с фиксирующей границей нужно акцентировать внимание на такие нюансы:
Частные лица могут осуществить проверку через кадастр, воспользовавшись онлайн сервисами. Можно осуществить проверку земельного участка через Росреестр, запросив у них выписку.
Все документы нужные для проверки земели, вы можете заказать на официальном сайте: https://rosreestor.com/
Важно! Акцентируйте внимание на месторасположении земли, территория не должна входить в особую зону.
Под особой зоной нужно понимать:
Приобретаемый участок не должен находиться под каким-либо обременением.
Риски приобретения земельного участка
Заключая сделку, покупатель рискует больше, чем продавец. В случае неправомерных действий вернуть землю проще, чем деньги. На рынке чистых сделок существует мало, среди основных рисков приобретения земельного участка выделяют:
Земельный актив может иметь другое предназначение, земля не подходит для возведения нужного объекта. Риски приводят к недостаточной юридической чистоте, сделку могут аннулировать, признать незаконной.
Как выполняется проверка кадастра земели
Перед тем как проводить осмотр, нужно определить, какие документы нужны для проверки земельного участка. Потребуются документы, подтверждающие личность обеих сторон, акт о проведении оценки ЗУ, денежная оценка, справки, подтверждающие отсутствие запрета продажи.
Если владелец муж, жена должна дать письменное согласие на реализацию земельного актива, но только если ЗУ приобретен в браке. Список документов для проверки земельного участка можно посмотреть на официальном сайте Росреестра. Здесь же можно выполнить проверку кадастра ЗУ.
Заказ выписки из ЕГРН на земельный участок займет считанные минуты, система автоматически обработает данные и выдаст результат.
Водные объекты и право собственности
Не для кого не секрет, что согласно статье 8 Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. Таким образом, в России, существует приоритет федеральной государственной собственности на любые водные объекты. Исключение, пожалуй, составляют пруды и обводненные карьеры. О проблемах признания права собственности на них пойдет речь в данной статье. Согласно все той же ст. 8 они могут принадлежать на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.
На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты, право собственности того или иного участника гражданских правоотношений, на водные объекты или их часть. Зачастую возникают ситуации, когда какой-то предприниматель, в целях развития рекреационного бизнеса, взяв в аренду земельный участок примыкающий к озеру или реке пытается распространить арендные отношения и на этот водный объект.
Рассмотрим ситуацию подробнее.
Пруд и обводненный карьер, указанные в части 3 статьи 8 Водного кодекса России, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
Поскольку, с практической точки зрения, как объект частной собственности, представляют интерес только пруды и обводненные карьеры, о проблемах возникновения, прекращения и передачи прав собственности на них остановимся подробнее.
В действующем Водном кодексе Российской Федерации законодатель закрепляет федеральную собственность на большинство водных объектов.
Исключение составляют пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Такие водные объекты находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица. В ВК РФ 2006 г. был проведен переход от использования термина обособленного водного объекта (замкнутого водоема) к терминам «пруд» и «обводненный карьер». Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ пруды и обводненные карьеры относятся к поверхностным водным объектам, но в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8 ВК РФ водные объекты могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица. В ч. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ предусмотрены правила оборотоспособности прудов и обводненных карьеров. Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруды, обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. В ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» уточнено, какие пруды и обводненные карьеры могут находиться в частной собственности и что понимается под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер.
Однако, в законодательстве не в полной мере решен вопрос, каким же образом должна быть определена юридическая судьба пруда или обводненного карьера, если изначально они строились как сооружения и право собственности на пруд или обводненный карьер было зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В практике встречаются случаи, когда пруд признавался объектом недвижимости (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2007 г. по делу N А 38-2776-17/539-2004). Но практика противоречива… Имеются и другие примеры, в которых позиция диаметрально противоположная. Так в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 декабря 2011 г. по делу N А 57-8660/2010 несмотря на то что право собственности на рыбонагульные пруды было зарегистрировано, суд пришел к выводу о ничтожности договоров купли-продажи этих прудов как сооружений в связи с отсутствием у продавца права собственности на земельные участки.
Из чего исходят суды при определении правового режима прудов и разграничения их от гидротехнических сооружений. Чаще всего суды придерживаются позиции того, что действующие правовые нормы не закрепляют, что пруды-копани могут быть именно сооружениями, если в месте их строительства имеется высокая пропускная способность грунта с глубоко залегающими грунтовыми водами. В этих случаях пруды-копани должны иметь фундамент и стены с гидроизоляцией, что представляет собой строительную систему, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций, т. е. сооружение. Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой.
Это один из самый распространенных примеров, когда водопользователь фактически распространяет понятие «гидротехническое сооружение» на водный объект. Пытается сделать пруд единой системой с инженерными коммуникациями. Де-факто, конечно, так оно и есть, но де-юре, в отсутствии строительной системы (фундамент, укрепление и т.п.), это все-таки отдельная биологическая система.
Следовательно, законодательство не исключает возможности нахождения гидротехнических сооружений у юридических лиц на праве собственности. Однако лицо, не имеющее государственной регистрации права на гидротехническое сооружение, но считающее, что право у него возникло ранее, должно представить доказательства наличия оснований приобретения права собственности на соответствующее гидротехническое сооружение.
В правоприменительной практике в отношении русловых прудов проводится разграничение прав на гидротехническое сооружение, например плотину, которая обеспечила создание пруда, и на пруд как водный объект. В то же время имеются разные подходы в решении вопроса о взаимосвязи прав на гидротехническое сооружение с правами на земельный участок, в границах которого имеется русловый пруд.
На примере анализа Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 50-АПГ 16-30, сделаем некоторые выводы относительно правового подхода, к определению режима собственности физического или юридического лица на водный объект.
Итак, как пояснил ВС РФ, в соответствии с ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных законодательством. Водным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в собственности физического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу.
«При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по смыслу вышеназванных норм права в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 кв.км, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами, не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности.»
В данном случае, суд подтверждает и закрепляет, что в собственности у граждан, может находится пруд площадью не более 1 км.кв.
«По настоящему административному делу суд первой инстанции установил, что водоем «Г» имеет гидравлическую связь с реками «И» и «Л». Данные реки находятся в собственности Российской Федерации. В этой связи суд пришел к правильному выводу о том, что указанный водоем в частной собственности находиться не может.»
То есть, гидравлическая связь с водными объектами находящимися в государственной собственности (реками, озерами, морями) автоматически распространяет режим государственной собственности и на пруды (карьеры).
Согласно Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве)» береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11. 2014 года N 1183, предусмотрено, что в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Немаловажное, а может быть и основополагающее значение при принятии решения о праве собственности, его субъектном составе, будет иметь вопрос, как тот или иной водный объект (пруд, карьер) находится во взаимосвязи со временем его существования, как давно существует, с какого времени. Как был образован, в результате чего – естественных процессов (изменения русла рек, наполнение подземными водами, дождевыми и т.п.), либо создан искусственно – (путем создания гидросооружений, вырытые и т.п.)
Как мы видим, из приведенных выше примеров и анализа, по-прежнему отсутствует единообразное регулирование и пробелы в законодательстве. Отсутствие единообразной правоприменительной практики в решении рассмотренных вопросов о правовом режиме прудов и обводненных карьеров, в том числе их оборотоспособности, свидетельствует о наличии пробелов в законодательстве, прежде всего в части определений правового режима и права собственности этих объектов, что является предпосылкой для злоупотреблений, необоснованного отказа в исках и признании права собственности.
Но тем не менее, все-таки возможно признание права собственности на водный объект, если он находится на вашем земельном участке, имеет обособленное нахождение – не связан с объектами, находящимися в государственной собственности (реками, озерами), и создан искусственно Вами. Желательно что бы такой объект имел еще укрепление и фундамент, а площадь не превышала 1 км.кв.