как узнать кто твой налоговый инспектор
Налоговую проверку любого человека могут провести прямо у него дома
Минфин напомнил, что по закону налоговая имеет право проводить выездные проверки обычных людей. Даже если они не предприниматели и никогда не занимались бизнесом, а работают по найму или получают зарплату из бюджета.
Выездную проверку проводят в помещении налогоплательщика. Это значит, что налоговая может прийти прямо к вам домой — в квартиру, где вы живете.
Кого может проверить налоговая?
Налоговая может проверять всех налогоплательщиков — то есть людей или организации, которые платят или должны платить хотя бы один налог. Или, например, заявляют налоговый вычет и ждут денег из бюджета.
С фирмами и ИП понятно: их проверяют регулярно. Но выездную проверку могут провести в отношении обычного гражданина, не бизнесмена. То есть налоговая может проверить вас, ваших родителей, коллег и друзей. Например, прийти к маме-учительнице, к папе-военному, к брату, который недавно купил машину, или к супругу, который заявил имущественный вычет. Вообще к кому угодно.
А если вы ИП или продаете что-то через «Авито» как физлицо, у вас дома могут искать торговую точку, не найти ее и доначислить несколько миллионов рублей налогов.
Почему налоговая может прийти домой?
Приходить домой с проверкой — это право налоговиков. Проверки бывают камеральные — когда декларацию при продаже квартиры или расчет налога на имущество проверяют в налоговой. Если всё в порядке и вопросов нет, налогоплательщик может вообще ничего не знать — проверили и проверили. А если вопрос появится, инспектор позвонит и попросит принести документы.
Еще бывают выездные проверки: их проводят в помещении налогоплательщика. У обычных граждан офисов нет, для них помещения — это квартиры и дома. По закону сотрудники налоговой могут приходить туда.
Что налоговая может проверить дома у обычного человека?
Налоговая может проверить что угодно, если это нужно для контроля за суммами и сроками уплаты налогов. Например, для проверки могут пригодиться такие данные:
Причин может быть больше, они зависят от цели проверки, вида налога и нюансов конкретного дела. Чтобы получить информацию для проверки, налоговики могут осматривать помещение, компьютеры, забирать документы и приглашать экспертов. Но только если это действительно нужно, а не из любопытства.
Они хоть предупредят? Или придут внезапно?
Выездную проверку проводят на основании решения. В налоговом кодексе нет прямого указания, что это решение должны прислать заранее. Но суды считают, что налогоплательщика нужно предупреждать.
А можно не пускать налоговиков домой?
По закону их можно не пускать. Можно открыть дверь, узнать, что это налоговая проверка, и сказать, что вы или кто-то из членов семьи против. Тогда налоговики смогут войти только с решением суда или на других веских основаниях: решения о выездной проверке будет недостаточно.
Если налоговики не смогут попасть в помещение, а данных для проверки не хватит, налог могут начислить расчетным путем. Потом придется доказывать в суде, что расчет неправильный и столько вы платить не должны.
А еще налоговики могут прийти домой к тем, кто уже ликвидировал ИП — по закону так можно. Даже если вы были ИП два года назад, а теперь наемный работник или вообще в декрете и не должны платить налоги, к вам тоже могут прийти домой с выездной проверкой. Проверить могут и период до регистрации ИП — основания найдутся.
Физические лица могут законно избежать налоговой проверки только в случае смерти. Смена налогового режима, статуса или вида деятельности не поможет.
Что делать, если ко мне придут с выездной проверкой?
Проверьте, на каком основании к вам пришли. Все должно быть указано в решении, включая фамилии и должности проверяющих, какие налоги и за какой период будут проверять.
Требуйте служебные удостоверения. Проверять могут только те сотрудники, которые указаны в решении. Никаких замен и подмен быть не должно.
Сотрудники налоговой тоже люди, и для них ходить по чужим квартирам не самое приятное занятие. Если скрывать нечего, предоставьте налоговикам, что они попросят. Пусть осмотрят квартиру и убедятся, что у вас там нет подпольного цеха и в этой квартире вы реально живете со своей семьей. Или что вы действительно купили долю у двоюродной тети, она там больше не живет и вычет вы заявили законно. Захотят замерить площадь участка — пусть замеряют.
Если не хотите пускать инспекторов в квартиру, не пускайте. Но тогда заранее оцените последствия расчетного метода и проконсультируйтесь с экспертом. Если налоговики что-то нарушат или неправильно оформят, решение и доказательства можно оспорить.
Своего инспектора скоро не узнаешь
Наталья СВИСТУНОВА, Наталья МУЖИЧКОВА
Скажи инспектору «Прощай!»
В сентябре исполняется ровно год, как начал действовать Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее — Регламент), утвержденный приказом ФНС от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468(a). По замыслу авторов, документ должен был навести порядок в работе всех инспекций. Причем правила в нем расписаны довольно подробно: начиная с внимательного отношения к налогоплательщикам и заканчивая временем их приема.
Один из пунктов Регламента обязывает избавиться от системы работы, когда компанию и предпринимателя прикрепляют к инспекторам по адресу или названию. Как утверждали сами чиновники, смысл в том, чтобы не только уменьшить очереди в инспекциях, но и сократить личные контакты сотрудников налоговой и бухгалтеров. Не станет своего инспектора — некому будет давать взятки. Отчетность принимает один, второй вводит ее в компьютер и обрабатывает, а третий проводит проверку. И каждый раз это разные люди.
Но прежнюю систему запретили, а альтернативу своим инспекторам не предложили. Да еще и ответственность за нарушение Регламента не установили. Вот поэтому столичные инспекции и работают так, как привыкли. Причем каждая на свой лад, со своими порядками.
Например, в налоговую № 22 корреспондента «Московского бухгалтера» отказались пускать, пока не назовет номер кабинета и фамилию «нашего» специалиста. А в ИФНС № 23 мы даже обзавелись «личным» инспектором: «А как называется ваша фирма? Начинается на букву “Д”? Тогда вам ко мне. Меня зовут Антонина Васильевна».
Любопытно, что, когда обратились туда позже, начальник отдела работы с налогоплательщиками Людмила Серова заявила, что «все отчеты бухгалтеры сдают в отдел работы с налогоплательщиками дежурному инспектору. И если возникают вопросы, тоже обращаются в наш отдел к дежурному».
В телефонном разговоре сотрудник отдела регистрации налогоплательщиков ИФНС № 13 пояснил, что фирмы в их налоговой прикрепляются к инспекторам по улицам. А на нашу просьбу ответить, почему нарушается Регламент, предложил поговорить с начальником. Однако через пять минут вновь взял трубку:
— Объясните тогда, пожалуйста, сами, почему нарушаете Регламент?
— Мы ничего не нарушаем.
— Но вы же только что сказали, что прикрепляете фирмы по улицам.
— Да нет! Никакой разбивки нет. Отчетность бухгалтеры сдают в одну очередь.
В некоторых инспекциях узнать, остался ли принцип своих инспекторов, просто невозможно. В ИФНС № 4 все инспекторы, как один, считают, что это жутко конфиденциальная информация, о которой не то что по телефону, даже вслух говорить нельзя. Конспирацию налоговиков объяснил заместитель начальника отдела кадров инспекции Виктор Малахов:
В ИФНС № 19 поступили еще проще. Услышав наш вопрос, в отделе регистрации и учета налогоплательщиков начали жаловаться на вдруг ухудшившуюся связь: «Ой! Говорите громче, я вас не слышу. » И положили трубку. Нужно отметить, это единственный телефон в инспекции, по которому нам ответили.
В ФНС хотели унифицировать работу инспекций, но, как видно, в них до сих пор разброд и шатание. Хотя сами инспекторы считают, что работают строго по букве закона.
Начальник отдела по работе с налогоплательщиками ИМНС № 20 Владимир Рожнов, сказал: «Каждая фирма у нас закреплена адресно за своим камеральным инспектором. Но отчетность сдается в общий отдел. Регламенту это не противоречит».
В том же духе работают и другие инспек-ции Москвы: № 7, 21, 23, 24, 26, 27, 30, 45 и 50. Справедливости ради отметим, что в 30-й налоговой хоть и принимают отчетность, используя разделение улиц, но документация попадает к разным специалистам. В итоге получается, что из 47 московских инспекций регламент соблюдают только 32.
Образцово-показательный опыт
В Московской области с исполнением Регламента картина другая. Можно даже сказать — идеальная. Насколько хорошо внедряется Регламент в областных инспекциях, сотрудники подмосковного УФНС отрапортовали еще в конце августа на рабочем совещании. А начальник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС по Московской области Ильшат Байчурин нам рассказал:
— Вообще-то принцип взаимозаменяемости инспекторов мы начали практиковать у себя еще задолго до утверждения Регламента. Сейчас при сдаче отчетности мы не прикрепляем фирмы к конкретным сотрудникам. В инспекциях, где позволяют площади, оборудованы операционные залы, оснащенные всем необходимым для работы «одного окна». Планируем расширить перечень налоговых услуг для плательщиков. Причем акцент по возможности будем делать на переход к бесконтактному общению с представителями фирм и предпринимателей.
— А что в итоге дал Регламент?
— Уровень сервиса стал гораздо выше. В инспекциях теперь меньше очередей. Совсем недавно они для нас были большой проблемой, особенно в период сдачи деклараций. К тому же без своего инспектора выигрывают все. Для плательщиков это экономит время и упрощает сдачу отчетности. Для инспекций тоже есть свои плюсы: сейчас всю документацию принимают в одном окне, то есть этим занимается не целый отдел, как было раньше, а всего лишь один человек.
— Кто следит за выполнением Регламента?
— Наш руководитель Константин Седов контролирует это лично и требует четкого исполнения Регламента от всех руководителей территориальных инспекций. По его указанию мы проводим регулярные проверки работы налоговых. Кстати, очень помогают сами плательщики — рассказывают о нарушениях по телефону «горячей линии». А нарушителей мы привлекаем к дисциплинарной ответственности.
Уж больно гладко все получается, решили мы и захотели проверить сами. «Наша инспекция перешла на принцип “одного окна” еще два года назад, — поделилась заместитель руководителя ИФНС г. Клина Любовь Чабанова. — Бухгалтерская отчетность в соответствии с Регламентом у нас сдается в отдел работы с налогоплательщиками».
Когда обзвонили еще 15 подмосковных инспекций, стало понятно — о своих инспекторах областные бухгалтеры уже забыли. Однако в этих изменениях они не видят ничего хорошего.
«Я работаю с двумя областными инспекциями — в Раменском и Жуковском, — рассказала Клавдия Степанова, аудитор фирмы “Мирэн”. — И везде уже давно своих инспекторов нет. Хочу сказать, что раньше было гораздо удобнее. Инспектор, которому я сдавала отчеты, при мне их проверял, и если что — я сразу могла все подправить».
Бухгалтер ООО «АкваЭм» Зоя Алексеева, работающая с межрайонной ИФНС № 11 по Московской области, заметила: «Безусловно, раньше было лучше. Сейчас по всем вопросам не знаешь к кому обращаться, у кого уточнять, например, про сверку и другие вопросы. В общем, бардак!»
Получается, что хоть Регламент в области и исполняется, но бухгалтерам лучше не стало. Да и налоговые работники их понимают: «Новый принцип помогает нам быстрее справляться с работой, а вот налогоплательщики не в восторге, — заметила, начальник отдела по работе с налогоплательщиками ИФНС № 31 Елена Смирнова. — Они просто не знают, к какому специалисту обратиться, если возникла проблема».
Будем жить по–новому?
Интересная складывается ситуация: значит, в области за исполнением Регламента следят и даже нарушителей наказывают, а в столице правила свои? В московском налоговом управлении нам ответа не дали. «Мы не можем прокомментировать ситуацию без одобрения ФНС. А указаний от них пока не поступило», — резюмировала сотрудник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ Екатерина Гусарова.
Мы отправились в Федеральную налоговую службу. Ведь в документе четко прописано, что функции по «координации исполнения документа» возложены на Управление по модернизации налоговых органов. Но там нам пояснили, что управление лишь координирует разработку внутренних инструкций для инспекторов и передает их на места.
Возможно, новый документ упорядочит работу столичных инспекций окончательно. Однако гарантий никто не дает. За целый год действия Регламента он до сих пор не везде работает.
«Наши законодатели, как всегда, хотели побороться с коррупцией, — считает главный бухгалтер ЗАО “Синорт” Наталья Крутикова. — Побороли или нет — не понятно. Пока это только привело к увеличению количества инспекторов и лишней неразберихе».
«. При осуществлении приема налогоплательщиков прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и так далее недопустимо. »
(п. 1.1.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками).
Заранее узнать о выездной проверке
Налоговая вправе прийти в компанию с проверкой: изучить документы, поговорить с сотрудниками, осмотреть помещение. Чтобы проверка не стала внезапной, рассказываем, как узнать о ней заранее.
Советами делится юрист Денис Савин, в прошлом — налоговый инспектор из отдела выездных проверок.
Какими бывают проверки
У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.
Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.
Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.
Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.
Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.
Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.
Должна ли налоговая предупреждать о проверке
Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.
На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.
Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.
Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.
О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.
Запрос о сделках за три года
Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.
Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:
Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.
Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.
Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.
В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.
Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.
Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.
Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.
Вызов на комиссию
Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.
Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.
Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой
У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:
Как пройти зарплатную комиссию
Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.
Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.
Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.
Проверка партнеров
Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.
Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».
Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.
Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.
Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.
Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.
На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:
А это — поручение запросить документы:
Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.
Запрос от полиции
Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.
По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.
Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.
Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.
Короче
Признаки будущей проверки
Запрос налоговой о сделках за три года
Встречная проверка у партнеров
Вызов на комиссию налоговой
Как подстраховаться
Попросить бухгалтера сообщать, если приходят запросы от налоговой или полиции
Подружиться с бухгалтерией партнеров, чтобы бухгалтеры предупреждали о вопросах о вашей компании
ПОЛГОДА
есть у компании до проверки, если она заметила признаки
Как подготовиться к приезду налоговой
Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов
Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.
Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.
Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.
Когда может приехать налоговая
Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.
Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.
Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.
В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.
Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ
Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.
Как могут привлечь к проверке
Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.
Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.
Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.
Другие поводы для выездной проверки — это:
Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:
Какие есть критерии риска
Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.
В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.
Когда и кому грозит налоговая проверка
Ситуация | Что означает | Кого касается |
---|---|---|
Низкая налоговая нагрузка | ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки | Всех организаций и ИП |
Постоянные убытки | Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы | Всех организаций и ИП |
Значительная сумма вычета по НДС | Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС | Организаций и ИП на ОСНО |
Расходы растут быстрее доходов | Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась | Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы» |
Низкая зарплата работников | Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание | Всех организаций и ИП |
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) | Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения. Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима | Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД |
Расходы почти равны доходам | Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное | ИП на ОСНО |
Работа построена на сотрудничестве с посредниками | Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной | Всех организаций и ИП |
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой | Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку | Всех организаций и ИП |
«Миграция» между налоговыми органами | Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов | Всех организаций |
Низкий уровень рентабельности | Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. | Организаций на ОСНО |
Деятельность с высоким налоговым риском | Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды | Всех организаций и ИП |
Как подготовиться к приезду налоговой
Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.
Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.
Подготовьте к проверке документы и предупредите команду
Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.
Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.
Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.
Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.
Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.
Как подготовить документы
К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :
Как проходит выездная проверка
Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.
Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.
Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.
Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.
Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.
Как долго длится проверка
Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:
Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.
Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:
Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.
Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.
Чем заканчивается выездная проверка
В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.
Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:
Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.