как узнать марку рельсы
Как выбрать рельс
Среди тех, кто покупает рельсы или иное оснащение для железной дороги либо кранов, не бывает случайных людей. Кроме того, эта категория потребителей обычно хорошо ведет подсчеты и имеет понимание того, что каждый уплаченный за качество рубль сейчас вернется многократной экономией впоследствии.
Назначение рельс
Рельсы являются одной из главных составляющих верхнего строения пути— это балки особого сечения, их изготавливают из углеродистых сталей. Располагаются рельсы на шпалах и опорах, они являются направляющей для передвижения железнодорожных составов, необходимы для принятия и равномерного распределения силы давления колёсных пар на шпалы и иные детали полотна. Они применяются при укладывании пути железной дороги, для сооружения линий промышленного назначения и путей подъезда к шахтам, карьерам, также при помощи рельсов обеспечивают передвижение кранов строительного и грузового вида.
Разбираемся в маркировке
Тип рельсов определяет их удельный вес, маркируются они комбинацией буквы «Р» и цифр, которые соответствуют весу одного погонного метра рельса в килограммах. Рельсы реализуются «на вес», поэтому это стоит учитывать первым делом в процессе расчётов. У нас в стране обычно используют рельсы Р65, Р50 и Р43. Стандартная длина железнодорожных рельсов, которые производятся рельсопрокатными предприятиями, равна 12,5; 25; 50 и 100 метрам.
Чтобы верно определить требуемый тип рельс, стоит учесть несколько моментов:
Для справки
Основные требования, предъявляемые качеству:
Чтобы обеспечивать необходимую силу сцепления между рельсами и движущими колесами составов плоскость катания должна быть шероховатой. Чтобы снизить сопротивление движению остальных колес – вагонов, тендеров и поддерживающих колес локомотивов – надо, чтобы поверхность катания рельсов была гладкой.
Материал рельсов
Сегодня рельсы прокатывают исключительно из стальных слитков. Сталь изготавливается в конвертерах методом Бессемера либо в мартеновской печи. Бессемеровскую сталь получают путем продувки кислородом расплавленной чугунной массы, в течение 15 – 18 минут. При этом происходит выгорание углерода и части примесей. Мартеновскую сталь варят несколько часов из чугуна и стального лома в огромной печи, емкость которой составляет от 200 до 1500 тонн. Такая сталь более чистая и имеет меньшую хладноломкость, если сравнивать с изготовленной методом Бессемера. Рельсы тяжелого типа, например Р65 и Р75, прокатывают исключительно из мартеновской стали.
Химический состав сплава
Качественные показатели рельсовых сталей определяются их химическим составом и структурой. Химический состав стали российских рельсов характеризуется добавками к железу в процентах. Углерод применяют для увеличения твердости и износостойкости рельсовой стали. Тем не менее чем больше содержится углерода, тем выше при иных равных условиях хрупкость стали и более затруднительна холодная правка рельсов. Вследствие этого потребуется наиболее равномерно распределить металл по сечению рельса, наиболее четко необходимо выдерживать химический состав, особенно это касается фосфора и серы.
Закалка
Сейчас большое распространение обрела объемная закалка рельсов. Данный метод увеличивает пластичность и вязкость, повышает усталостную прочность и стойкость рельсов против образования поперечных усталостных изломов. Эксплуатационная стойкость этих рельсов в 1,3–1,5 раза выше стойкости незакаленных рельсов. По техническим и экономическим подсчетам, применение рельсов с объемной закалкой в среднем за год на 1 км пути обеспечит существенную финансовую экономию. Сталь должна быть однородного мелкозернистого строения без шлаковин, волосовин, плен, следов неоднородного распределения химических добавок по сечению.
Рельсы, крепеж
Рельсы железнодорожные узкой колеи Р18, Р24, Р33, Р38, Р43.
Рельсы Р18, Р24 монтируются на подземных путях шахт и железных узкоколейных дорогах. По механическим свойствам и сортаменту соответствуют ГОСТ 5876-82, 6368-82. Рельсы Р24, Р18 производятся по ГОСТ 5876-82 из стали марок Н50, Т60, ПТ70. Прямолинейны: на любом участке местные искривления на 1 м не должны превышать трех миллиметров, концевые искривления двух миллиметров. Оба конца обрезаны под прямым углом к продольной оси. Перекос торца не превышает двух миллиметров в любом направлении.
Рельсы Р-43 соответствуют ГОСТ Р 51685-2000 и предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог, а также для изготовления стрелочных переводов. Производятся из стали электропечного производства (непрерывно литая заготовка: Э76, Э76Ф, Э76ХСФ) и мартеновского производства (разливка в слитки: М76, М76Ф). Прямолинейны: при равномерной кривизне стрела прогиба рельсов должна быть не более 1/2200 длины как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Таким образом, отклонение от прямолинейности конца рельса в горизонтальной и вертикальной плоскости при базовой длине в полтора метра не должно превышать 0,7 мм.
Рельсы железнодорожные Р50, Р65, Р65К, Р75.
Рельсы Р65, Р50 также предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог и для изготовления стрелочных переводов. Р 50 и Р 65 соответствуют требованиям по ГОСТ Р 51685-2000. Рельсы Р 50 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 10-25 млн.т /км в год. Рельсы Р-65 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 25-75 млн.т /км в год.
Рельсы крановые КР70, КР80, КР100, КР120, КР140.
Рельсы КР-70, 80, 100, 120, 140 предназначены для подъемных кранов и подкрановых путей. Производятся из высокоуглеродистой стали. Имеют скругленную головку, более широкую опорную плоскость и стенку повышенной толщины, благодаря чему достигается равномерная передача давления колесной пары на верхний пояс подкрановых балок.
Крановые рельсы укладывают по типу ж/д путей и крепят к подкрановым балкам. Подвижный способ крепления считается рекомендуемым. Этот способ крепления позволяет проводить выравнивание (рихтовку) пути, также сравнительно просто и удобно можно заменить изношенные рельсы.
Рельсы КР 120, 100, 80, 70 выпускают мерной длины: 9-12 м с шагом в 0,5 м; немерной длины – 4-12 м.
Масса одного метра рельса:
КР-70 – 47 кг 470 г;
КР-80 – 64 кг 240 г;
КР-100 – 89 кг 50 г;
КР-120 – 118 кг 290 г;
КР-140 – 146 кг 980 г.
Технические характеристики и требования к качеству регламентируются ГОСТ 4121-96. Трещины, прокатные плены, закаты, раскатанные загрязнения и рванины на поверхности не допускаются. Возможно удаление дефектов зачисткой или пологой вырубкой в том случае, если глубина вырубки не превышает:
— рельсы КР 80 и КР70 – 1,5 мм;
— рельсы КР 100, КР 120 и КР 140 – 2 мм.
Так как в процессе эксплуатации крановые рельсы подвержены высоким нагрузкам, скорость износа сравнительно высока, несмотря на материал производства – высоколегированную сталь. При этом износ идет как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Эксплуатация допускается, если износ не превышает 15% от номинального значения.
База комплектации материалами
верхнего строения пути
Рельсы
Продаем стальные рельсы. Цены уточняйте у менеджеров. Заказать рельс можно в офисе компании «Ремстройпуть» (г. Екатеринбург, ул. Таганская, д. 55 а). В наличии рельсы Р65, РП65, Р50, РП50, Р33, Р38, Т62, КР140, КР120, КР100, Р80, КР70, Р43, Р24, Р18, Р11.
При сплошной замене рельсов на основных направлениях железных дорог в путь укладывают в зависимости от грузонапряженности новые рельсы двух типов: Р75 (ГОСТ 16210-77) и Р65 (ГОСТ 8161-75) (табл. 7). На путях промышленных предприятий находят применение рельсы типов Р50 (ГОСТ 7174-75) и Р43 (ГОСТ 7173-54). В железнодорожных путях имеются рельсы таких же типов, но более ранних лет укладки (табл. 8). Рельсы, вторично используемые в путях, называются старогодными.
Таблица 7. Основные показатели рельсов
Показатель | Р75 по ГОСТ 16210-77 | Р65 по ГОСТ 8161-75 | Р50 по ГОСТ 7174-75 | Р43 по ГОСТ 7173-54 |
Номер чертежа в альбоме | 24 | 25 | 26 | 27 |
Масса 1 м рельса, кг | 74,41 | 64,72 | 51,67 | 44,65 |
Масса одного рельса длиной 25 м, кг | 1860 | 1618 | 1292 | 1116 |
Высота рельса, мм в том числе: | 192,0 | 180,0 | 152,0 | 140,0 |
высота головки | 55,3 | 45,0 | 42,0 | 42,0 |
» шейки | 104,4 | 105,0 | 83,0 | 71,0 |
» подошвы | 32,3 | 30,0 | 27,0 | 27,0 |
Ширина головки рельса, мм: | ||||
вверху | 72,0 | 73,0 | 70,2 | 70,0 |
внизу | 75,0 | 75,0 | 72,0 | 70,0 |
Ширина подошвы, мм | 150 | 150 | 132 | 114 |
Толщина шейки в средней части, мм | 20 | 18 | 16 | 14,5 |
Площадь поперечного сечения, см2 | 95,04 | 82,65 | 65,99 | 57,0 |
Распределение площади по профилю, %: | ||||
головки | 37,4 | 34,1 | 38,1 | 42,8 |
шейки | 26,5 | 28,5 | 24,5 | 21,3 |
подошвы | 36,1 | 37,4 | 37,4 | 35,9 |
Расстояние от центра тяжести, мм: | ||||
до низа подошвы | 88,2 | 81,3 | 70,5 | 68,5 |
до верха головки | 103,8 | 98,7 | 81,5 | 71,5 |
Момент инерции относительно осей, см4: | ||||
горизонтальной | 4489 | 3540 | 2011 | 1489 |
вертикальной | 665 | 564 | 375 | 260 |
Момент сопротивления, см3: | ||||
по низу подошвы | 509 | 435 | 285 | 217 |
по верху головки | 432 | 358 | 247 | 208 |
по боковой грани подошвы | 89 | 75 | 55 | 45 |
Черт. 24. Рельс типа Р75 по ГОСТ 16210-77 (Рельсы поставляются с 1978 г.)
[Статья] Типы и маркировка рельсов
Внедрение на металлургических заводах закалки в масле но всему объему рельсов, поверхностной закалки головки и других прогрессивных способов термической обработки повысило их надежность и долговечность. Каждый рельс, выпускаемый заводом, маркируют. Это облегчает контроль за качеством при изготовлении и эксплуатации рельсов в пути.
Установлен такой порядок маркировки рельсов:
1.На шейке каждого рельса при прокате выкатывают выпуклыми буквами высотой не менее 20 мм знаки (рис. 1): а) марку завода-изготовителя, например КМК (Кузнецкий металлургический комбинат); б) род стали, например М (мартеновская сталь); в) год и месяц изготовления рельса, например 1960 г., V (1960 г., май); г) тип рельса, например Р50; д) род термической обработки, например 3 — О (замедленное охлаждение). Указанные в пунктах а — д обозначения выкатывают по длине рельса в четырех-пяти местах.
2.На расстоянии 1 м от конца рельса в двух — пяти местах по его длине выбивают номер плавки и порядковый номер рельса; на шейке первого рельса (головного) — цифру 1. По окончании отделки рельса номер плавки и порядковый номер рельса выбивают в холодном состоянии соответственно на торце подошвы и шейки рельса.
3.Рельсы с закаленными концами маркируют в торце подошвы буквами КЗ.
Кроме указанной маркировки, на рельсы наносят условные обозначения масляной краской белого, красного, синего, зеленого и желтого цветов. Эта дополнительная маркировка обозначает следующее: окраска контура торца головки белой краской — рельсы первого сорта; окраска торца подошвы и части шейки красной краской — рельсы второго сорта; окраска всего торца рельса синей краской — рельсы бракованные, предназначенные для промышленных предприятий. Белая полоса шириной 20 — 40 мм на поверхности катания и боковых гранях головки рельса на расстоянии 150 — 200 мм о г торца указывает, что рельсы с закаленными концами.
Если верхние поверхности подошвы рельса на длине не менее 200 мм окрашены желтой краской — рельсы твердые.
В объемнозакаленных рельсах первого сорта контур торца головки окрашивают зеленой краской и на расстоянии 1 м от торца наносят полосу зеленого цвета по головке и шейке рельса. Контур торца закаленных рельсов второго сорта окрашивают в желтый цвет с той же полосой зеленого цвета, что и в рельсах первого сорта. На шейке и головке поверхностно-закаленных рельсов на расстоянии 1 м от торца наносят две полосы красного и зеленого цветов. Выбитые у одного из торцов рельсов ключ с молотком и серп с молотом являются клеймами заводского инспектора Главного управления материально-технического снабжения МПС по технической приемке рельсов на металлургических заводах.
Поперечное сечение рельсов отечественного производства показано на рис. 2, а элементы маркировки и основные размеры рельсов даны в табл. 1—4.
Вес рельсы, размеры, характеристики по ГОСТ
Размеры рельсы, вес 1 метра по ГОСТ
Рельсовый путь по ГОСТ определяется как часть инфраструктуры ж/д транспорта, состоящая из определенных конструктивных элементов (верхнее строение пути, земляное полотно и пр.). В отличие от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной дороге, ж/д транспорт направляется путями, по которым он идёт. Железнодорожный путь состоит из двух параллельных рельсов, уложенных на определенном расстоянии друг от друга и закрепленными перпендикулярно шпалами из дерева или бетона. Расстояние между рельсами называется шириной колеи. Для разного транспорта существуют разные рельсы и размеры рельсового пути. Такой подход приводит к унификации колеи.
Размеры рельсов разных типов устанавливаются государственными техническими стандартами и должны строго соответствовать всем нормативам. Они должным образом направляют колеса во время движения и равномерно распределяют вес по всей длине жд пути. Чаще всего применяют для движения железнодорожного транспорта, однако, они также используются в строительстве, горной добыче и прочих сферах.
Классификация рельс в сортаменте:
Вес рельсы Р, технические характеристики
Рельсы Р18, Р24 монтируются в шахтах и железных дорогах узкоколейках. Вес, размеры, механические свойства, материалы соответствуют сортаменту рельсы ГОСТ 5876-82, 6368-82, производятся из стали марок Н50, Т60, ПТ70. По длине рельсы допускаются искривления, на 1 м не более трех миллиметров, концевые искривления менее двух миллиметров. В размер рельсы узкоколейки обрезаны под прямым углом к продольной оси. Перекос торца не превышает двух миллиметров в любом направлении.
Железнодорожные рельсы Р-43, Р65, Р50 имеют размеры и вес по ГОСТ Р 51685-2000, предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог, а также для изготовления стрелочных переводов. Производятся из стали Э76, Э76Ф, Э76ХСФ, М76, М76Ф. Стрела прогиба должна быть не более 1/2200 размера по длине, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Таким образом, отклонение от прямолинейности рельса в горизонтальной и вертикальной плоскости при размере в полтора метра не должно превышать 0,7 мм.
Рельсы Р 50 предназначены для ж/д с грузонапряженностью от 10 до 25 млн. тонн /км в год. Размеры железнодорожной рельсы Р-65 вес и цена за метр больше, так как они предназначены для ж/д с грузонапряженностью от 25 до 75 млн. тонн /км в год. Самые тяжелые рельсы Р75.
Как определить марку по внешнему виду?
Для обеспечения контроля характеристик по ГОСТ на все рельсы наносят маркировку. Выпуклые маркировочные знаки наносят методом выкатывания непосредственно на заводе в процессе изготовления. Также марку можно определить по размерам поперечного сечения (смотри форму на чертеже).
буква «Р» в наименовании означает «рельс»,
число — округленный вес одного (1) метра рельса данного сечения.
Марка рельса Р 65 характеризуется приблизительным весом одного погонного метра изделия – 64,64 кг, таким образом 1 километр будет весить 64,64 тонны. Выпускаются они в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51685-2000. Для быстрого расчета рельсовой балки используйте Калькулятор веса рельсы.
Иногда возникают сложности с расчетом количества материала для колеи определенной длины. Для этого нужно знать сколько метров в рельсе. Мерная длина одного рельса составляет 12,5 или 25 метров, что соответствует весу металла 811 или 1622 кг. Также несложно посчитать сколько весит 2м, 4м, 6м, 8м, 12м рельсы путем перемножения удельного веса 1 метра на количество метров. Справочные данные помогут быстро определить нужные размеры той или иной марки металлопроката.
Вес 1 метра рельсы Р, размерные характеристики в таблице ниже.