как узнать на какой площадке размещен тендер
Как понять, можете ли вы зарабатывать на госзакупках
Закупки подходят не всем. Прежде чем переходить к активным действиям, нужно понять, есть ли смысл в них участвовать.
Павел Стоянов
Занимается развитием продуктов для участников госзакупок в Тинькофф Бизнесе
Найти тендер под свои товар или услугу
Предположим, что мы производим металлическую мебель, в основном — шкафы. И нужно понять, есть ли вообще смысл связываться с закупками или нет. Может, шкафы никому не нужны или, наоборот, на них миллион предложений.
Проверку удобно проводить на сайте госзакупок. Это агрегатор всех закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Он бесплатный, в отличие от многих коммерческих агрегаторов. Правда, придется потратить время на поиск и всё делать вручную
На сайте есть два режима поиска, условно назовем их «простой» и «подробный». Простой доступен сразу при входе на страницу с закупками, а чтобы воспользоваться подробным, нужно нажать на «Все параметры поиска».
Для наших целей мы будем пользоваться простым поиском. Попробуем искать закупки двумя способами: по ключевым словам и по кодам ОКПД2.
Часть параметров у нас будут одинаковые, выставим их сразу:
Параметр | Наш выбор |
---|---|
закупки по | 44-ФЗ |
этап закупки | подача заявки |
способ определения поставщика | электронный аукцион |
поиск по цене | 400 тыс. — 1 млн рублей |
Для удобства сразу сохраним эти параметры, в будущем нам будет проще искать новые закупки. Для этого нужно нажать кнопку «Сохранить и применить» в конце формы.
Поиск по ключевым словам
Здесь всё как в любом поисковике: вводите ключевые слова в поисковую строку и смотрите результат. Если нужно, чтобы слово не склонялось, поставьте галочку рядом с фразой «Искать точно как в запросе». Проверяем по слову «шкаф»:
Мы нашли 15 записей — это то же самое, что закупка. То есть есть 15 актуальных закупок по шкафам — кажется, неплохой показатель. Но теперь копнем глубже. В выборку попали закупки, которые нам не подходят. Например, в этой закупке нужен шкаф шоковой заморозки:
Отсматривать каждую закупку вручную долго. Поэтому настраиваем поиск точнее, чтобы он не искал однокоренные слова. Например, можно уточнить, что нас интересует только «шкаф металлический». Теперь в выдаче всего пять результатов, но зато они больше подходят под наш запрос:
Поиск по кодам ОКПД2
Второй способ — это поиск по кодам ОКПД2. Эта аббревиатура расшифровывается так: «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», а цифра «2» означает, что раньше был другой классификатор с таким же названием.
В интернете много сервисов, которые помогают найти коды по ключевому слову. Например, сайт «Классификатор кодов ОКПД2». На сайте госзакупок это тоже можно делать, но там не очень удобно.
Возвращаемся на сайт госзакупок и находим параметр ОКПД2. Сразу два пункта из списка выбрать нельзя, поэтому сначала ставим галочку на пункт «С учетом вложенных» и нажимаем слово «Выбрать»:
Из списка всех кодов выбираем нужные нам коды. Для более точного поиска лучше также выбрать коды, которые входят в интересующую категорию. Получается так:
У нас нет совпадений. Это означает, что никто не указал коды ОКПД2, которые соответствуют нашему товару. С учетом небольшого количества закупок изначально, мы можем выбрать нужные вручную.
Но иногда с помощью этого параметра можно отсеять лишние запросы, если попадается много нерелевантных. Например, вы поставляете соль. В выдаче вы увидите соль, фасоль, даже город Сольцы.
Поиск в конкретном регионе
Если работаете в Санкт-Петербурге, вряд ли подойдут закупки, которые проходят в Хабаровске. Чтобы настроить поиск по своему региону, нужно зайти во «Все параметры» и выбрать местоположение заказчика, местоположение поставки или и то, и другое вместе. Допустим, нас интересуют закупки в Санкт-Петербурге:
Нам удалось найти единственную закупку в это время в Санкт-Петербурге:
Изучение закупки
В итоге мы нашли одну закупку. Самое время узнать подробности. В каждой карточке есть разделы «Общая информация» и «Вложения»:
В «Общей информации» можно посмотреть больше деталей о том, что хочет заказчик:
Допустим, у нас есть и шкафы, и стеллажи. Теперь заглянем во вложения:
Скачиваем документ, изучаем условия и ищем проект контракта. Все, кто делает закупки по 44-ФЗ, обязаны прикладывать его в комплект документов:
Проект нужно внимательно прочитать, чтобы понять, подходят ли вам условия заказчика. Например, в нашем контракте прописаны штрафы:
Обычно предприниматели изучают несколько интересных закупок и сразу понимают, подходит ли им цена и готовы ли они сотрудничать на условиях заказчика. для анализа хватает двух карточек, а смотрит не меньше десяти.
Гайд для начинающих: как участвовать в госзакупках
Наши юристы описали весь процесс простым языком, без зубодробительных формулировок. Подпишитесь и получите гайд.
Отслеживание закупок
Чтобы понять, насколько ваши условия конкурентноспособны, можно последить за двумя-тремя закупками.
Процесс такой: сначала вы прикидываете, что можете предложить заказчику. После проведения аукциона смотрите на предложение победителя и сравниваете его со своим. Например, какую цену он предложил и какие условия. Для этого участвовать в закупке не нужно, информация будет в открытом доступе.
Если времени ждать нет, можно посмотреть на результаты прошедших закупок. Для этого в поиске в параметре «Этап закупки» выберите «Закупка завершена». Остальные параметры оставьте прежними.
В результате находим закупку, похожую на нашу. Даже заказчик тот же. Только цена контракта меньше и победитель уже определен:
Переходим в «Сведения» и смотрим подробности закупки: что именно нужно, сколько шкафов закупали. Здесь все то же самое, как описано выше. Поэтому не будем на этом останавливаться.
Сейчас нас интересует другое — насколько в итоге снизилась цена контракта. Для этого переходим во вкладку «Результаты определения поставщика» и смотрим на результаты аукциона. Узнаем, что было два участника и сумма контракта снизилась больше чем на 100 000 ₽:
Если мы можем составить конкуренцию этому игроку, тогда есть смысл участвовать в похожей закупке.
Вот и всё. Переходите к следующей статье: будем оформлять электронную подпись и аккредитовываться на электронных торговых площадках.
Все для работы с госзакупками в одном банке
Для клиентов Тинькофф Бизнеса мы собрали все инструменты для работы с госзакупками. В личном кабинете вы сможете:
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Закрыть
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Госзакупки по законам
Дарим скидку на поиск госзакупок и сопровождение торгов
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Участие в тендерах для начинающих: пошаговая инструкция
Что такое тендер
Тендер — метод отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ.
В зависимости от источников финансирования тендеры делятся на:
Это закупки для бюджетных учреждений. Они финансируются из бюджета. Заказчики обязаны соблюдать требования закона № 44-ФЗ;
Это закупки предприятий, в которых государство владеет долей уставного капитала не менее 50%. Такие предприятия соблюдают требования закона № 223-ФЗ;
Заказчики — коммерческие компании. Они следуют нормам гражданского права (ст. 447–449, 1057–1061 ГК РФ ) и положению о закупке.
Если тендер открытый, то заказчики публикуют документацию в Единой информационной системе (ЕИС), если закрытый — рассылают потенциальным участникам. Коммерческие компании также сообщают о тендерах на официальных сайтах.
Что нужно для участия в тендерах
Госзаказчики проводят тендеры на электронных площадках. Для участия требуется электронная цифровая подпись — комбинация знаков или паролей, которая заменяет рукописный автограф. Ее выдает удостоверяющий центр.
Есть универсальная подпись (она подходит для всех площадок), а есть неуниверсальные. Документы для госзаказчиков надо подписывать усиленной электронной цифровой подписью.
Поиск тендера для участия в закупке
Если вы не знаете, какому классификатору — коду ОКПД2 — соответствует ваша деятельность, то воспользуйтесь «параметрами поиска» (справа под поисковой строкой). Выберите подраздел «Справочники». Посмотрите в нем код. После этого вернитесь в поисковую строку на вкладке «Закупки», введите ключевые слова и выпишите коды ОКПД2 в закупках, подходящих вам.
Участие в торгах
После того как вы выбрали тендер, подайте заявку на участие в нем.
Первая часть заявки анонимная. В ней вы подтверждаете готовность поставить товар или оказать услугу, а также описываете их. Во второй части заявки — предоставляете подробную информацию о своей компании. Если вы подали заявку и поняли, что не готовы выполнить условия заказчика, то можете отозвать ее. Обязательно сделать это до установленной заказчиком даты.
Предоставьте документы для участия в тендере. Список необходимых документов при проведении тендера регулируется законом № 44-ФЗ в случае госзакупок и законом № 223-ФЗ в случае закупок компаний с госучастием. Коммерческие компании могут запросить документы на свое усмотрение.
Тендерная комиссия может продлить срок приема заявок. Об этом она уведомит участников торгов. В назначенный день заказчик рассмотрит первые части заявок. После чего оформит протокол рассмотрения и опубликует его на сайте ЕИС. Участники узнают, кто из них допущен до торгов.
Обеспечьте заявку. Госзаказчики почти всегда требуют обеспечить заявку. Так они страхуют себя от того, что победитель тендера передумает заключать контракт. Обеспечение заявки переводится на спецсчет.
0,5–1% начальной максимальной цены контракта, если она варьируется в пределах от 1 млн до 20 млн руб., и 0,5–5% начальной максимальной цены контракта, если она превышает 20 млн руб.
до 5% начальной максимальной цены контракта, если она превышает 5 млн руб.
Закон не требует предоставлять денежное обеспечение для тендеров с суммой контракта до 1 млн руб.
В коммерческих закупках вам может встретиться требование обеспечить договор. Обеспечение договора — это страховка на случай, если исполнитель нарушит условия контракта, сорвет сроки или поставит некачественный товар. Из этой суммы заказчик удержит штрафы и пени. Если претензий к исполнителю не будет, то заказчик вернет обеспечение контракта полностью, как только подпишет акт приема-передачи работ.
Откройте спецсчет. Спецсчет — это особый расчетный счет. Вы можете открыть его только в банке, одобренном для этой цели правительством (распоряжение № 1451-р от 13.07.2018 ). По состоянию на июнь 2020 года в него входят 24 банка. Помимо перечисленных по ссылке это:
У этих банков есть договоры сразу со всеми аккредитованными электронными торговыми площадками. Они автоматически передают им все необходимые документы о финансовом состоянии потенциального участника.
Перечислите на спецсчет залоговые средства. Когда срок подачи заявок на участие тендере истечет, электронная торговая площадка попросит у банка заблокировать на вашем расчетном счете эту сумму. Если средств будет достаточно, вы получите уведомление о том, что заявка успешно подана. Если нет, то вы не сможете участвовать в закупке.
После подведения итогов закупки банк разблокирует деньги на вашем счете. Если вы выиграете, то с вас снимут плату за участие в торгах.
Чтобы пройти отбор заказчика, участник закупок должен соответствовать определенным критериям. Критерии можно разделить на две группы — стоимостные и нестоимостные. Со стоимостным критерием — ценой контракта — все понятно: чем она ниже, тем привлекательнее предложение для заказчика. Нестоимостных критериев несколько:
Баллы, выставленные по всем критериям, суммируются. Тендер выигрывает компания, получившая наибольшее количество баллов.
Подпишите контракт. Если вы победите в тендере, то должны будете подписать контракт с заказчиком. Как это обычно происходит.
Заказчик размещает проект контракта в ЕИС и на электронной площадке. Он обязан сделать это в течение пяти дней после того, как станут известны результаты закупки. Вы в течение пяти дней подписываете его и публикуете (вместе с подтверждением обеспечения контракта) на электронной площадке. Заказчику дается три дня, чтобы разместить уже подписанный им контракт в ЕИС и на электронной площадке.
Вам также нужно заплатить электронной торговой площадке.
Правила участия в тендерах
Если вы ненадлежащим образом исполните контракт с госструктурой или муниципальным предприятием, сорвете его или откажетесь заключить его уже после истечения срока приема заявок, то можете попасть в Реестр недобросовестных поставщиков. Тогда вы еще два года не сможете участвовать в торгах таких заказчиков.
Для того чтобы избежать наказания за участие в закупке, Екатерина Усачева, юрист МКА «Князев и партнеры», советует следовать девяти правилам.
Как распознать проблемный контракт
Если вы — новичок, то с высокой вероятностью можете наткнуться на проблемный контракт. «КВТ Сервис» выделяет пять его признаков.
Спрятанные тендеры, как найти все интересные торги
Александр Павлов , д иректор по развитию компании «Тендерплан», эксперт в области государственных и коммерческих закупок. Фотография предоставлена экспертом |
Для каждого участника закупок не секрет, что одна из важных составляющих работы с тендерами – это поиск. Огромный ряд проблем, с которыми можно столкнуться уже на самом первом этапе работ, может просто-напросто свести с ума. О них сегодня и пойдет речь, а также об их решении.
Боли участников закупок во время поиска тендеров
Все приведенные ниже проблемы поиска закупок являются рядовыми случаями и историями реальных людей.
К сожалению, в системе торгов нет универсального набора слов для названий тендеров и приходится подстраиваться. Огромное количество запросов, точечных и общих, очевидных и нестандартных.
Стоит отметить, что ключевые слова общего характера являются причиной появления лишних тендеров в выдаче, что усложняет процесс отбора в разы. Поэтому приходится вручную писать исключения, чтобы добиться необходимых результатов.
Унифицированной формы названий для извещений нет, и заказчики называют тендеры в соответствии со своими предпочтениями, в том числе таким образом, что их сложно найти поставщику.
Заказчики это делают намеренно или просто по ошибке. Это значит, что такие извещения найдет меньше поставщиков, а следовательно и конкуренция в них будет ниже. В таких тендерах чаще всего небольшое количество участников и незначительное снижение цены по сравнению с отраслью.
Примеры тендеров, которые сложно найти:
Пробелы, другие символы между буквами, или отсутствие пробелов между словами:
Используя не конкретные названия:
С грамматическими ошибками:
Используя сокращения, аббревиатуры:
Также заказчики часто используют общие названия для извещений, например:
По таким названиям сложно сказать, что именно требуется для выполнения заказа. Приходится тратить время на поиск и просмотр документации таких тендеров. И далеко не всегда в них будет то, что вам нужно. Это увеличивает в разы время, затрачиваемое на просмотр таких извещений.
Но не отслеживая их, можно пропустить хороший шанс получить выгодный контракт. Хорошему тендерному специалисту приходится ежедневно просматривать большие объемы информации, искать варианты поиска и решения данной проблемы с максимальной эффективностью.
В то же время, во многих отраслях каждый день публикуется огромное количество тендеров, а ресурс у поставщиков, как правило, все-таки ограничен (время, оборотные средства). Поэтому важно не только найти как можно больше торгов, но и отобрать для участия самые перспективные с точки зрения прибыльности. И здесь появляется еще одна проблема: как из 300 или более тендеров в день быстро отобрать наиболее перспективные?
Так как это постоянная рутинная часть деятельности, неплохо бы было иметь инструмент или способ, который позволит сделать это с наименьшими затратами, а высвободившееся время потратить на более тщательную подготовку к участию, повышая свой процент допусков, а следовательно и побед. Или прорабатывая большее количество тендеров, участвовать в наиболее перспективных или в большем количестве тендеров.
Решение Тендерплан
Тендерплан предлагает поиск не только по ключевым словам в названии тендера, но и в информации об объеме закупки, по кодам классификатора ОКПД2 и в названиях самих кодов, то есть в любом месте, где есть хоть какая-то информация о закупаемых товаре, работе или услуге. Также есть возможность поиска по документации к тендеру и другим критериям.
Широкий набор настроек-критериев для отбора тендеров:
Система поиска и управления тендерами Тендерплан предлагает более удобный поиск тендеров без временных затрат:
Тендерплан предлагает возможность быстрого и удобного просмотра тендеров: просматривать и отсеивать, отсортировывать тендеры, как в почте. В карточке тендера собрана вся необходимая информация, документы и ссылки на первоисточник, поступление актуальной информации доступно всегда. Документы можно просмотреть не скачивая на свой компьютер. Технически отсмотреть большое количество тендеров в системе можно очень быстро, с минимальным количеством дополнительных переходов по ссылкам, экономя по несколько секунд на каждом микродействии. Мы предлагаем инструмент, максимально приспособленный под задачи специалиста, который на каждом этапе процесса поиска и работы с тендерами помогает сэкономить время.
Используя разные критерии для поиска тендеров можно нивелировать такие моменты, не пропуская тендеры, в которых могли бы принять участие, имея у себя инструмент, дающий преимущество перед конкурентами.
Множество источников размещения информации о закупках
На данный момент, существует великое множество площадок, платформ и источников информации по открытым тендерам. При этом, везде разный интерфейс и не везде представлены все актуальные торги.
Множество источников информации увеличивают количество времени, затрачиваемое на поиск. Интересные торги можно найти не только на сайте ЕИС, но и на коммерческих площадках. Интерфейс каждой из них уникален, а критерии для поиска тендеров зачастую ограничены названием тендера, заказчиком и типом проводимой процедуры. Часто нет возможности ограничить поиск даже по региону. Осуществляя поиск вручную, придется мониторить десятки ЭТП, каждую по отдельности.
Также, на всех первоисточниках есть ограничения на большое количество запросов по ключевым словам без возможности их сохранения. Приходится каждое слово вводить по отдельности и изучать выдачу. О затраченном времени и отсутствии фильтрации и говорить не стоит.
Несмотря на все разнообразие платных систем по поиску и управления тендерами, проблемы не решаются и список ограничений в работе выглядит следующим образом:
Тендерплан предлагает отслеживать торги со всех основных ЭТП в одном месте, не затрачивая время на отдельный поиск на каждой площадке.
Решение Тендерплан
Тендерплан качественно отличается от других систем по данному критерию. Поисковые запросы возможно создавать в неограниченном количестве, ни по количеству слов, ни по количеству самих запросов ограничений нет.
По всем запросам информация появляется практически сразу, время ожидания сведено к минимуму даже в сложных поисковых запросах по документации или в комбинации со всеми критериями отбора.
Вы можете сохранять наборы ключевых слов, отмечать и откладывать понравившиеся тендеры. И никаких доплат или скрытых платежей.
Несколько советов для качественной настройки поиска
Настраивайте несколько поисковых запросов по разным критериям (по названию тендера, по документации, по кодам классификатора ОКПД2, по заказчикам и др.)
Таким образом, вы создадите несколько поисковых запросов перекрывающих друг друга, позволяя найти больше нужных тендеров вне зависимости от того, как заказчик указал их название.
Если объем тендеров по вашему виду деятельности сложен для физического просмотра (их слишком много), выстраивайте поиск по приоритетам. Выделяйте в отдельные ключи самые перспективно интересные тендеры, например по торговым маркам, по вашему району (городу, региону), по наиболее интересным заказчикам, ограничивайте поиск по ценовым диапазонам. Просматривайте в начале эти извещения, затем все остальные.
Используйте все возможности поисковых критериев, подстраивая поиск именно под ваш вид деятельности.
В Тендерплане возможно выстраивать свою систему поисковых запросов, оптимизированных именно под конкретные нужды, используя не только множество критериев для отбора, но и используя логические операторы И/ИЛИ между ними. В качестве примера можно рассмотреть следующее:
Одновременный поиск по названию тендера и по словам в документации. Допустим необходимо найти тендеры на поставку оргтехники торговой марки Samsung. Если указать общие слова для поиска в названии тендера и через логическое ИЛИ прописать конкретные торговые марки, то в выдаче получаем все тендеры по оргтехнике именно марки Samsung.
Или же такой поиск можно использовать для конкретного населенного пункта, района или другой информации: наличие определенных лицензий в требованиях к тендеру, номенклатуры товара. Ключевыми словами ограничиваем вид деятельности, а поиском по документации сужаем поиск до нужного вам.
Поиск с логическими операторами по ОКПД2, когда можно кодами классификатора ограничить всю отрасль медицины, а ключевыми словами отобрать из нее необходимые тендеры.
Пользуясь специальными инструментами для торгов и правильно выстроив поиск и процесс работы с тендерами можно сэкономить массу времени, не пропуская интересные торги и увеличивая эффективность своего участия. Попробуйте сервис Тендерплан, он не оставит вас равнодушным!
Справка о компании:
Тендерплан является одной из крупнейших систем поиска и управления тендерами на российском рынке.
Это онлайн-сервис, разработанный экспертами в сфере закупок, который упрощает работу по поиску и обработке государственных и коммерческих торгов.
В Тендерплане можно искать тендеры любым удобным способом: по словам, документации, кодам ОКПД, по регионам и др.
Все заинтересовавшие тендеры можно отмечать различными метками и сохранять как для себя, так и для коллег.
С 2014 года профессиональная команда разработчиков и тендерных специалистов совершенствует сервис и предоставляет пользователям уникальную возможность совершать работы полного цикла: аналитика закупок/поставщиков, прогнозирование победителей, отслеживание поставщиков и многое другое.
Десятки тысяч клиентов по всей России признали Тендерплан лучшим сервисом для поиска торгов.