как узнать на правах механика или автомат
Права на автомат и на механику: отличия в 2019 году
Чем отличаются водительские права на автомат и механику?
В 2017 году национальное водительское удостоверение Российской федерации привели в соответствие с Венской Конвенцией «О дорожном движении».
В документе появились дополнительные подкатегории транспортных средств и отметка о том, что водитель обучался на автомобиле, оснащённом автоматической коробкой передач.
Лицевая сторона у прав на автомат и механику идентична, отличия на обороте: в левом нижнем углу ставится отметка «АТ», если обучение проводилось на машине, оборудованной АКПП.
Оборотная сторона, где в правах указывается автомат или механика.
Зачем нужна отметка
Установка АКПП во всех классах легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, позволило смягчить требования к навыкам курсантов автошкол по переключению передач в механической коробке.
Если курсант не желает изучать «механику», планируя использовать только «автомат», то обучение проводят на автомобиле с АКПП, и на водительском удостоверении ставят отметку «АТ», которая является ограничением в открываемой категории, и запрещает водить автомобиль оборудованный МКПП.
На вопрос, можно ли ездить на «механике», если учился на «автомате», ответ однозначный — запрещено. Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.
Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.
Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков. Права без отметки «АТ» считаются универсальными.
Поэтому на вопрос, можно ли ездить на «автомате», если учился на «механике», ответ положительный — разрешено.
Категории и подкатегории нового удостоверения
Категории новых водительских прав с отметкой «автомат или механика» расширены подкатегориями, и теперь их шестнадцать.
Шесть больших категорий:
Четыре подкатегории: A1, B1, C1, D1.
Специальные подкатегории, для управления автомобилями с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.
На оборотной стороне водительского удостоверения они расположены в следующем порядке:
На базовых курсах водителей открывают категории и подкатегории А, В и М, из них отметка про обучение на машинах с АКПП актуальна для категории В.
На чем лучше обучаться и на чём лучше сдавать экзамен
Обучение на автомобиле с механической коробкой даёт дополнительные навыки управления и универсальные права, с которыми можно ездить и на машине с «механикой» и на машине с «автоматом».
Но обучиться на «механике» по сравнению с «автоматом» сложнее, больше времени уйдёт на наработку базовых навыков, которые, возможно, никогда не пригодятся в дальнейшем.
Общий принцип обучения сформулировал Суворов в своей максиме «тяжело в ученье, легко в бою». Поэтому при выборе, на чём лучше учиться, на механике или на автомате, даже если нет намерения в дальнейшем управлять машиной с МКПП, учиться лучше на ней.
Универсальное водительское удостоверение позволит пересесть на любую машину открытой категории без переэкзаменовки.
Этап экзаменов ГИБДД в городском движении сдавать лучше на «автомате». В потоке машин основное внимание уделяется перестроениям, соблюдению дистанции, светофорам, пешеходам и нестандартным ситуациям.
В такой напряжённой обстановке неопытный водитель отвлекается на переключение передач и может совершить ошибку. Избегайте этого, особенно если вы планируете в дальнейшем использовать только АКПП.
Если учился на «механике», можно сдавать на «автомате». Препятствий со стороны ГИБДД не будет.
Чем отличаются права с категориями «автомат» и «механика»
В связи с тем, что АКПП на автомобилях набирает стремительную популярность, в водительских удостоверениях все чаще появляется категория автомат. Но что означает эта пометка, и чем отличается такое ВУ от прав на механическую коробку, знают не все. А ведь данное неведение может стать причиной внушительного штрафа. Поэтому, чтоб избежать неприятностей, со всеми тонкостями оформления водительских документов нужно ознакомиться заранее.
Как выглядят права нового образца
По внешнему виду, размерам и оформлению, Российское удостоверение нового образца полностью отвечает требованием Венской Конвенции. Спереди на нем размещаются:
На тыльной стороне ВУ нового образца размещена фотография владельца документа, его основные данные (Ф.И.О., дата рождения и прописка), а также наименование структуры, ответственной за выдачу удостоверения. Ну а единственным визуальным отличием между правами на автомат и на механику можно считать пометку АТ, расположенную под штрих-кодом.
Новые категории
На старых ВУ можно насчитать четырнадцать категорий транспорта, начиная с легких мотоциклов, с объемом двигателя от 50 до 125 кубических сантиметров (А1) и заканчивая трамваями и троллейбусами (Т). А вот в удостоверении нового образца указано на две категории больше:
При этом наиболее распространенная категория В (автомат или ручная коробка) не перенесла никаких изменений. Но отличить эти два типа прав очень легко, посмотрев на особую отметку АТ, расположенную под номером 14.
Отличие прав на автомобиль с механикой и автоматом
АКПП для водителя считается более простым вариантом трансмиссии, по сравнению с устаревшей механикой. Поэтому получить права на автомат можно без особых проблем, даже не имея опыта вождения.Освоить механическую коробку могут не все, и чтобы на ней выехать на дороги общего пользования, человеку может понадобиться порядка 10-15 предварительных занятий.
Исходя из этого, следует вывод, что обучившись на МКПП, гражданин может смело передвигаться на любом другом типе трансмиссии, не подвергая опасности себя и окружающих участников движения. А вот имея в правах категорию АТ (автомат), пересесть на автомобиль с механикой не получится, так как это приравнивается к нарушению ПДД.
Зачем на правах нужна отметка
Права на автомат и на механику сильно отличаются на законодательном уровне. Но для того, чтоб сотрудники ДПС могли обнаружить нарушителя, на документе обязательно должна быть установлена пометка АТ, ограничивающая водителя в выборе транспортного средства. Причем этот запрет распространяется не только на категорию В (легковые автомобили), но и на мотоциклы, автобусы, грузовики, и даже троллейбусы.
Есть ли отдельная категория прав для автомата
В 2018 году права на автомат будут выглядеть точно также, как и водительское удостоверение на МКПП. В них останется 16 различных категорий, на каждую из которых нужно сдавать отдельный экзамен. Поэтому, если вы прошли курс обучения на автоматике, в МРЭО вам поставят лишь ограничение в левом нижнем углу корочки, рядом с пометкой 14.
Для того, чтоб запрет на управление автомобилем с ручной коробкой сняли, водителю необходимо пройти соответствующий курс в автошколе. При этом тип учебной машины (легковая, пассажирская, или грузовая) не будет играть никакой роли.
Можно ли выбрать, на чем сдавать экзамен
Согласно законодательству РФ, любой гражданин имеет право сам для себя выбирать, на чем ему сдавать экзамен по вождению. Но есть в этом вопросе пару нюансов. Во-первых, будущему водителю нужно понимать, что получая удостоверение на транспорт с коробкой МКПП, он дополнительно откроет себе доступ и к машинам с трансмиссией автомат или робот. А это уже существенное преимущество.
Во-вторых, далеко не во всех автошколах (особенно в провинции) существует возможность выбора автомобиля для сдачи экзамена. Поэтому, если вы захотите ездить на механике, а в вашем городе будет только учебный транспорт с АКПП, вам придется обращаться в областные центры и проходить обучение там.
Исходя из этого получается, что свободный выбор отметки: механика или автомат в правах – не более, чем формальность. Но если варианта будет два, то останавливаться лучше только на ручной трансмиссии, так как без инструктора освоить технику ее работы практически невозможно.
Можно ли водить авто с механикой, если сдавал на права на коробке автомат
С правами, где указывается автомат, водить механику строго запрещено.Это ограничение регламентируется положением 12.7 действующего ПДД, и расценивается как управление автомобилем определенной категории без соответствующего разрешения. За нарушение данной статьи для водителя могут применяться административные санкции в виде штрафа размером 5-20 тысяч рублей (разница в сумме будет зависеть от того, при каких условиях было совершено правонарушение, и повторялось ли оно после первого вынесенного протокола).
Конечно, на практике вся эта ситуация выглядит немного иначе. Ведь для того, чтоб заменить права с пометкой АТ (коробка с автоматическим включателем) на документ без ограничений, гражданину нужно будет не только заново проходить экзамен по вождению, но и оплачивать дополнительные курсы. Поэтому чаще люди учатся ездить на машине с МКПП самостоятельно, а большинство сотрудников ГИБДД закрывают глаза на такую погрешность.
Чем отличаются права на механику и автомат коробку: отметкой, обучением, стоимостью
Автоматическая, роботизированная коробка передач или вариатор, облегчает управление автомобилем. С 2018г, ученики автошкол допускаются к практическим занятиям на машинах с таким типом коробки передач.
В этом случае, в полученных водительских правах будет отмечено, что водителю запрещено эксплуатировать МКПП. Эта отметка укажет инспектору ГИБДД о наличии данного ограничения в случае фиксации нарушения.
Чем отличаются права на механику и автомат
Если в примечании ВУ есть отметка об автоматической трансмиссии, водитель не допускается к вождению автомобиля с ручной КПП. Поэтому при использовании МКПП, автовладельца ждет штраф как нарушителя ПДД. Это прописано в Постановлении № 1097 от 24.10.2014 г.
5 отличий механики от автомата:
Где в правах указывается механика и автомат
Внешний вид водительской карточки единообразен и соответствует требованиям венской Конвенции 1968г независимо от КПП.
Однако отличия в заполнении граф документа есть. Отметка о применении только АКПП заносится в графу 14: если водитель имеет право ездить исключительно с автоматом, здесь будет маркировка «AT» («автоматическая трансмиссия»).
Ячейка 14 расположена на карточке в нижней части слева. При отсутствии ограничений по типу трансмиссии, это поле будет пустым.
Чем отличается обучение на права на механику и автомат
14.08.2018г в редакцию указанного Постановления были внесены изменения.
К учебному транспорту с МКПП предъявляются требования:
Если машина автошколы с автоматом, педаль сцепления отсутствует как слева, так и справа.
В целом, учебный процесс никак не зависит от типа коробки передач. Стандартный курс длится порядка 3-х месяцев. Список упражнений на площадке для тренировки традиционный: змейка, разворот, заезд в бокс, въезд на эстакаду, а для сдачи экзамена – только город (с 2020г “площадку” отменили).
Основное отличие заключается в принципе управления: смена скоростей на механике происходит с помощью нажатия левой ногой на педаль сцепления и ручного переключения рычага коробки; в случае АКПП система сама повышает или понижает передачи, а водитель использует 2 педали – газ либо тормоз. При этом задействована только правая нога.
Новые категории
Приказом МВД РФ от 09.01.2014 №6 установлено, что каждый тип ТС должен иметь свое обозначение и заноситься в соответствующую строку водительского удостоверения.
Список категорий и подкатегорий автомашин:
Есть ли отдельная категория прав для автомата
Специальной категории водительского удостоверения, с ограничением на механическую коробку, нет. Как упоминалось выше, этот нюанс учитывается в 14-й графе бланка. Категория прав, при этом, соответствует списку из предыдущего раздела.
Чтобы водитель с отметкой в ВУ об АКПП мог управлять ТС на МКПП, ему необходимо пройти дополнительный практический курс на автомобиле с механикой.
Отличия в стоимости обучения
Учебные заведения дифференцируют стоимость практических уроков в зависимости от типа коробки передач. В случае обучения на машине с механикой, курс обойдется дешевле.
Есть 2 основные причины разницы в цене:
Отличия в экзаменах
Процедура получения ВУ периодически меняется. Поэтому уточнение определенных деталей лучше провести незадолго до сдачи экзаменов или во время обучения в школе вождения.
При выборе ТС для учебы следует учесть, что водитель, обучавшийся на машине с классическим вариантом трансмиссии, не ограничен в выборе комплектации автомашины соответствующей категории, то есть вариант с МКПП считается универсальным.
При самостоятельной сдаче экзаменов в Госавтоинспекции, нет возможности выбора типа трансмиссии: она по умолчанию механическая. Поэтому обучившимся на АКПП нужно сдавать экзамен в ГИБДД только по направлению от автошколы.
Обучение на автомате в автошколе
Сегодня обучающемуся предоставляется право выбора автомобиля для практических занятий и тип коробки передач еще перед началом курса.
Теоретическая часть, включающая изучение ПДД и подготовку к тестированию по билетам, не зависит от комплектации учебной машины. Выбранная категория трансмиссии влияет только на особенности проведения практической части.
Можно ли сдавать на права на автомате
Сдавать экзамен на машине с АКПП разрешено, если курсы езды пройдены именно с такой трансмиссией. В этом случае, при успешном прохождении испытаний, будут выданы права с соответствующей отметкой «АТ» в четырнадцатой графе.
Как проходит экзамен
В экзаменационных мероприятиях нет различия между допуском к управлению на механике или на автомате. При любом варианте КПП, претендент должен сдать теорию по билетам и практическую часть.
Порядок и сроки проведения экзаменов:
В 2020г «площадка» была отменена.
Если сдать на права на автомате, можно ли ездить на механике
Водитель, допущенный к управлению автомобилем только на АКПП, не имеет права водить машину на механике.
Штраф за нарушение придется уплатить, согласно ст. 12.7 КоАП, как при управлении ТС при отсутствии ВУ.
Минимальный размер штрафа составляет 5 000 рублей, максимальный – 15 000. При этом, машина подлежит эвакуации на спецстоянку. Расходы по эвакуации понесет также нарушитель.
Возможность сесть за руль машины с ручным переключением скоростей будет предоставлена по факту прохождения дополнительного обучения.
Сервис каршеринга предоставляет клиентам только те автомобили, которые в наличии по месту обращения. Поэтому и в случае найма ТС нужно учитывать ограничения, связанные с коробкой «автомат».
Отзывы
Пошла учиться полгода назад на водительские права. Знаю, что с механикой сложнее, поэтому сразу написала заявление, что ездить буду на автомате. Инструктор предупредил, что на механику пересесть или поменять права потом будет нельзя, но я и не планирую. Сейчас почти все иномарки с автоматами или с вариаторами. Так что я не переживаю.
Мне в прошлом году в автошколе сразу предложили выбрать тип коробки для обучения. Я выбрал АКПП. На механике меня отец учил, периодически глох на ней. В общем, решил немного переплатить, но на экзамене легче: на эстакаде не откатывался назад, сдал площадку с первого раза.
Учился на автомате, хоть и дороже вышло. Зато быстрее навыком овладел. Главное, что через автошколу на экзамен направили, а там на той же машине принимали. Поэтому проблем никаких, на МКПП ездить не планирую.
Чем отличаются права на механику и автомат?
Согласно требованиям правительственного Постановления №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», граждане, сдававшие экзамен по вождению на автомобиле с АКПП, вправе управлять автомобилем только с коробкой-автомат (п.28).
После принятия поправок МВД, отметка «АТ», указывающая на то, что владелец проходил обучение на машине с автоматической коробкой передач, ставится на оборотной стороне удостоверения.
Статистика показывает, что многие автомобилисты, умеющие ездить на автомате, не знают, как обращаться с механической коробкой. Согласно Постановлению Правительства РФ №1097, лица, прошедшие обучение на АКПП, не могут управлять транспортным средством с другим типом трансмиссии, если не прошли соответствующие курсы.
Водительское удостоверение на управление автомобилем с автоматической коробкой передач с отличительной отметкой «АТ».
Водительское удостоверение на управление автомобилем с механической коробкой передач без отличительной отметки.
Где в правах указывается механика или автомат?
Если водитель обучался и сдавал экзамены на транспортном средстве с автоматической трансмиссией, на оборотной стороне прав будет специальная отличительная пометка «АТ». Благодаря этой надписи инспектор может отличить ваши документы по соответствующим показателям.
Если перевернуть удостоверение, вы сможете обнаружить графу под названием «Особые отметки». Обратите внимание на следующее:
Чем отличается водительское удостоверение на механику и АКПП?
Автоматическая коробка передач встречается в любых классах, вне зависимости от того, минивэн это или седан. Использование ТС с автоматом позволяет многим гражданам пройти более легкое обучение, так как разобраться с работой механики могут или хотят не все. Если ученик автошколы не планирует в будущем пользоваться транспортом с механической коробкой, он вправе выбрать учебу на автоматической трансмиссии, после чего получит документы с соответствующей маркировкой. Если владелец водительского удостоверения с отметкой «АТ» захочет пересесть на авто другого типа, ему придется переэкзаменоваться в ГИБДД, чтобы оформить необходимые права.
Внешний вид документа с лицевой стороны абсолютно одинаков и не отличается вне зависимости от того, проходил ли гражданин курсы с МКПП или АКПП. Посмотреть на водительские права можно на фотографии ниже.
Увидеть, как выглядит водительское удостоверение на автомат с оборотной стороны, можно на следующем фото. Отметка «АТ» находится в левом нижнем углу, она относится к графе 14.
Механическая коробка намного сложнее в использовании, поэтому обучение на ней требует большего мастерства от водителя, соответственно, понадобится больше усилий для получения навыка управления таким транспортным средством. Важно, чтобы автомобилист знал, как правильно выжать сцепление, когда переключить передачу. Необходимо, чтобы человек мог сделать это на ходу, не глядя на ручку, поскольку если он станет отвлекаться на то, чтобы посмотреть на рычаг КПП, водитель рискует спровоцировать ДТП, ослабив внимание к дорожной ситуации. Кроме этого, гражданин должен чувствовать машину, понимать, когда именно требуется переключить передачу и в каком случае это надо делать.
Практические навыки, касающиеся своевременного включения сцепления, не потребуются человеку, который ездит на транспортном средстве с коробкой-автомат, когда важно только при начале и окончании движения поставить ее в соответствующий режим. При управлении авто с АКПП используется только две педали – тормоз и газ.
Согласно требованиям ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года (редакция от 30.12.2018), граждане, сдавшие экзамен на права на автомобиле с механической трансмиссией, вправе управлять машиной с любой коробкой передач. Иными словами, им доступна техника как с МКПП, так и с автоматом (ст. 25, п. 2). В этом же законодательном акте указывается, что лица, обучившиеся вождению на ТС с автоматической трансмиссией, не имеют права садиться за руль авто с механикой. Следовательно, если человек, имеющий удостоверение с отметкой «АТ», хочет приобрести машину с МКПП, ему придется пройти обучение в автошколе повторно.
Ниже представлен образец документа на управление автомобилем с механической коробкой.
Чем отличается обучение на права на механику и автомат?
Согласно правительственному Постановлению №1097 от 24 октября 2014 года (редакция от 14 августа 2018), автомобили с МКПП, на которых проходит учеба и практические экзамены, должны быть оснащены вспомогательными педалями сцепления и тормоза. Также в них обязано быть зеркало заднего обзора для экзаменатора, опознавательные знаки «Учебное ТС» (приложение 3 к законодательному акту). Машины с автоматической трансмиссией не оборудуются дополнительной педалью сцепления.
Сам процесс обучения на автомобилях с АКПП и механикой не имеет отличий ни по количеству учебных часов, ни по отрабатываемым действиям. Длительность курса составляет 2,5-3 месяца в зависимости от условий конкретной автошколы, на автодроме и в городе выполняют одни и те же упражнения (разворот, въезд на эстакаду, перестроение и т.д.). Разница заключается только в способе управления транспортным средством: автомобиль с механической трансмиссией требует переключения сцепления, а для вождения машины с коробкой-автомат используется всего две педали – газа и тормоза.
Отличия в стоимости обучения
Цена курсов вождения авто с механической трансмиссией, несмотря на большую сложность процесса, ниже. Отличие связано не только с тем, что схема хорошо отработана, но и с тем, что сами автомобили дешевле, их обслуживание проще, и они есть в любой автошколе. В некоторых школах стоимость курсов идентична, точная цена зависит от конкретной организации и города, а также дополнительных услуг. Например, в одних фирмах затраты на горюче-смазочные материалы включены в сумму, в других они рассчитываются отдельно. Различия могут затрагивать и количество часов, в зависимости от этого варьируется и стоимость.
В ряде школ предлагают часы по практическому обучению вождению сверх основного курса. Если у гражданина возникают сложности с освоением навыков, ему можно записаться на дополнительные занятия.
Стоит отметить, что не во всех автошколах есть машины с автоматической трансмиссией, эта проблема особенно часто встречается в небольших городах. Именно поэтому многие предпочитают пройти обучение на механику, не имея альтернативы.
Отличия в экзаменах
Рекомендуется обратить внимание на то, что требования ГИБДД и программы автошкол достаточно часто меняются. Поэтому уточнять нюансы нужно уже непосредственно перед поступлением и сдачей экзаменов. В данный момент ученики еще до начала учебного процесса имеют право выбрать не просто марку автомобиля, если в автошколе предлагаются разные машины, но и тип трансмиссии, на которой будет проходить обучение. В целом процедура получения навыков вождения на автомате и механике мало чем отличается: теоретическая часть для всех одна, упражнения на автодроме и в городе тоже. Разница заключается только в том, каким образом происходит вождение.
Ответственность за управление автомобилем на механике с правами на автомат
Согласно статье 12.7 КоАП, если автомобилист имеет удостоверение с отличительной пометкой «АТ» и сядет за руль машины с механической трансмиссией, это приравнивается к вождению ТС лицом, с отсутствием водительского удостоверения. Кодекс предусматривает наложение штрафа в размере 5-15 тысяч рублей, транспортное средство конфискуют и отправляют на штрафстоянку. Исключением является езда на учебном ТС при обучении в автошколе.
Нюансы
При выборе обучения на автомобиле с механикой можно отметить следующие достоинства:
Неопытному водителю, который никогда не сидел за рулем автомобиля, намного легче будет разобраться в конструкции, где всего две педали, т.е. с АКПП. Ему не придется учиться выполнять сложное упражнение по переключению, не будет рывков при не выжатом до конца сцеплении. Авто не заглохнет в ответственный момент, если новичок резко бросит педаль. На горках автомат не откатывается, потому что достаточно отпустить тормоз и нажать на газ. В это время не требуется переключение передачи, которое заставляет бросить педаль, нужно успеть выжать сцепление. Иначе говоря, входящая в экзамен процедура намного упрощается, если выполнять ее на АКПП.
Тем не менее, несмотря на большую легкость учебы на права с коробкой-автомат, имеет смысл записаться на курсы вождения ТС с механикой, если в дальнейшем есть шанс, что гражданину потребуется сесть за руль авто с МКПП. Классические ситуации – покупка машины с механической трансмиссией, необходимость перегонки транспортного средства, отсутствие транспорта с АКПП в компании, предоставляющей услуги аренды ТС.
Если гражданин, получив удостоверение с отметкой «АТ», решит ездить на механике, ему придется повторно обучаться в автошколе, что экономически весьма невыгодно. Если сесть за руль автомобиля с механической трансмиссией, имея права на машину с АКПП, можно столкнуться со штрафом до 15 тысяч рублей и эвакуацией транспортного средства на штрафстоянку. Оспорить подобное решение инспектора ГИБДД не получится даже в судебном порядке.