как узнать на сколько оборотов пластинка
Динамический диапазон виниловой пластинки?
Давным-давно прочитал и прекрасно запомнил, что перед изготовлением матрицы штампа студийную мастер запись специально «утрамбовывают» по динамическому диапазону в
40 дБ, дабы обычная игла среднестатистического проигрывателя не слетала с дорожки. Ну и чтобы побольше впихнуть на одну сторону. Причем это на
1 кГц, на краях намного меньше (как и при прямой записи на ленту). Кто-нибудь натыкался на подобное? Плиз, первоисточник в студию!)
Частично подтверждается вот этим видео (см. с 4:07), да и собственные оценки не расходятся.
Ответы
Господа. Абсолютное большинство современных записей упаковано компрессором-лимиттером настолько, что даже у винила диапазон выше. Это я вам как человек занимающийся звукозаписью говорю. У винила зато обертона обеспечивают полноту звука. И 40 дБ это очень немало. А так то пленка это идеал и по динамике и по причине отсутствия дискретизации. Верхняя частота не так важна, как дискретное разрешение. И вот тут аналоговая лента уделывает всех.
Записи в цифре для CD и тп компрессируют иначе! Преобладает лимитер.
Лента по собственным шумам и динамическому диапазону (максимум на 1..4 кГц, минимум на краях) близка к среднему по чувствительности слуху человека. Диапазон у ленты лишь
60 дБ (на 1 кГц), некоторые дотягивают таковой до 10 кГц, но к 20 кГц схлопываются в ноль. Поэтому применяют компандеры.
Работал и с 1/2 и с полным дюймом. Ну, выжьмешь 66 дБ на 1 кГц, всё равно не обойтись без многополосового/широкополосного компрессора. Компандеры вообще отдельная тема.
У винила зато обертона обеспечивают полноту звука.
Почитайте ответ Ярослава (YG) от 8 декабря 2019 09:55 про MC головку в конце темы: MC-картридж Vertere Acoustics Mystic от 6 декабря 2019.
из книги Аполлонова Шумов Механическая звукозапись 1978 стр.55
на видео размах шкалы индикатора уровня сигнала вообще 16дБ.
получается что максимальный уровень сигнала 36дБ. для хай-фай явно маловато.
Фокус в том, что исходный сигнал (мастер) сжимают компрессором в
фокус в том, что на цифре диапазон сжимают в «расческу» не оставляя от динамики ничего живого, ибо маркетинг и адаптация для портатива
Орган для винила тот ещё головняк.
У меня есть два органа на виниле. Есть и на SACD и DVDa. На последних явно звучит покруче.
Орган Домского собора Рижского завода звучит как синтезатор.
правильно-именно из за малого динамического диапазона.
При 24 битах более 100 дБ, но если запись с микрофона, то около 80 дБ. Конечно, при мастеринге поджимают диапазон, иначе слишком громкие переходы от тихих звуков. Но в киношном DD можно сжимать динамический диапазон прямо при воспроизведении.
Сигнал при мастеренге (да и на концерте) надо пропускать через компрессор, вопрос в настройках Что такое утромбовать в 40 дБ я не понимаю. Но по факту жмут для цифровых источников куда жёстче, почти что лимитером.
Сигнал каждого микрофона сигнал проходит через компрессор, что в студии, что на концерте. Увы, тяжёлую музыку повадились очень жёстко обрабатывать еще и лимитером. Зато звук мощный и плотный;)))
Точнее, смотреть с 18:18. Короче, эквалайзер, компрессор и спец приборы. Но про величину динамического диапазона ни гу-гу ;)))
Вот тут на 21-й минуте говорят про уровень RMS (Root Mean Square) для винила в минус 14 дБ:
Прога явно древняя. Сейчас при нарезке винила подобное уважающие себя фирмы используют только для вычисления переменного расстояния между дорожками (чтобы больше на одну сторону влезало).
О динамическом и частотном диапазонах винила косвенно говорит стандарт RIAA https://commons.wikimedia.org/.
Думаю, ответ на ваш вопрос есть как раз в описании стандарта RIAA:
«. коэффициенты усиления предусилителя RIAA на частотах 20 Гц и 20 кГц различаются на 39 дБ. «
Но меня другой вопрос волнует. Мы видим этот динамический диапазон, эти обрезанные частоты, винил записанный из цифровых файлов с качеством CD. Хотелось бы понять, что на волне винилового ренессанса нам пытаются впарить?
Винил сейчас пишут-штампуют как с аналоговой ленты, так и со всевозможной цифры. Качество очень разное и там и там. А разводилова везде хватает)))
Суть в ином, почему при скромных параметрах (динамического диапазона, реальной полосы частот и тд) удачный винил звучит, лаская слух?
Даже переписать- оцифровать и то нужно хотя бы время)))
Вот это наглядный пример, спасибо!
Компрессор не расширяет, а сжимает динамический диапазон!
Расширять диапазон сигнала с винила (по сути восстанавливать исходную мастер запись) смысла нет, т.к. вылезут искажения. А вот сигнал с сидюшных и т.п. плееров пропускать через компрессор (дабы сделать звучание виниловым) весьма интересно ;)))
Software: WaveLab 5.01, ClickRepair, Redbook Resampled And Dithered with iZotope RX
20 кГц не было и нет.
Слышал звон, да не знает где он (С) )))
Вы конкретно обоснуйте в чем я не прав.А винил можно писать до 120кГц.Техника звукозаписи позволяет.
Было бы очень интересно услышать математическое обоснование динамического диапазона именно для винила. ;)))
Винил превосходит CD, т.к. способен воспроизводить боле высокие частоты и тем самым избавляет от влияния антиалиасинговых фильтров
Записывающие/воспроизводящие способности винила достигают частот в 50 — 100 кГц. Доказательством этого прежде всего является квадрофоническая система CD4, в основе которой лежало использование диапазона 30-45 кГц (здесь хранилась информация, используемая для восстановления дополнительных каналов). Тем не менее, точность передачи высоких частот у винила значительно варьируется. Неравномерность в 5-10 дБ (или даже более) в диапазоне 20 кГц — далеко не редкость для многих записей.
Рекламы начитались?))) так какой должен быть размер канавки для 120 кГц, а какой при этом имеем размер иглы.
Это не реклама-это реальность.И жаль,что вы этого не знаете и не хотите признавать очевидный факт.И шире частотного диапазона винила пока нет.А какого качества вам поподались диски,по тому вы и делаете выводы.
Пока вы не привели НИ ОДНОГО доказательства хотя бы в виде ссылки. Лишь одни постулаты (((
Кстати, на квадро пластинках полоса частот в каждом канале ограничена 15 кГц.
Квадро мне попадались еще не запиленными ;)))
Нам лучше остаться при своем мнении.Разборками я не собираюсь заниматься.Почитайте техническую литературу.Пускай у ваших дисков будет 14 кГц,а у моих 50 кГц и более,просто воспроизвести такой диапазон в домашних условиях не реально,даже СД диски с 16 битами мы еще не научились полностью воспроизводить.
Судя по новоделу, винил с полосой рабочих частот до 50 кГц просто еще не штампуют, т.к. из-за очень малого рельефа канавки слишком высокие требования к технологии производства, да и запиливание происходит намного быстрее.
Для воспроизведения на виниле 16.000Гц ширина канавки должны состалять 0,014мкм,а для 20 Гц 0,025мкм.Но диск к середине уменьшает частотную характеристику,а с краю записано минимум 25.000Гц.Вроде все правильно,но есть головки
Технические характеристики звуковых носителей
Виниловые пластинки
Компакт-диски CDDA
Super Audio CD
DVD-Audio
BD-Audio
Частота дискретизации, кГц
—
44
2822,4
44,1-192
48-192
Разрядность
—
16 бит
1 DSD
16, 20, 24 бит
16, 20, 24 бит
Число каналов
1/2 (моно/стерео)
2 (стерео)
05.01.2014
5.1 (кроме 192 кГц)
07.01.2014
Динамический диапазон, dB
120
96
120
144
120
Частотный диапазон, Гц
До 100 000
20—20 000
20—50 000
до 96000
20—50 000
Да катушки могут на резаках разогреваться да 300 градусов и их при записи остужают,но это на профессианальной аппаратуре,а на бытовой.И качество и конфигурация игл отличается.Еще трудно это проверить,т.к. тестовые диски есть,а винила нет.
Нынче в Инете друг у друга переписывают кусками не вдумываясь (причем с ошибками), в итоге инфа вырождается » до мышей».
Предлагаю здесь ссылаться на первоисточники, например:
Неужели в моих рассуждениях такие низкие знания на этом форуме?Учту и исправлюсь.
Зачем людей то смешить?
Почему вы думаете,что я вам анекдоты рассказываю.Ваша ссылка на книгу 80 годов выпуска вы считаете панацеей,а я тут дурака валяю.Хорошо я вам предоставлю железные аргументы,мне надо дня 2.
По винилу нынче в основном переписывается старая инфа (фантазии некоторых авторов исключаем).
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Виниловая пластинка
Виниловая пластинка
Виниловая пластинка является одним из видов грампластинок, самым популярным в 1950-1990-х годах, который наиболее часто использовался для массового производства записи музыки.
Виниловые грампластинки состоят из поливинилхлоридного пластикового диска, с выгравированной на обеих сторонах одной концентрической спиральной канавкой, в которой движется сапфировая или алмазная игла (стилус), предназначенная для движения от внешнего края к центру. Хотя следует отметить, что можно купить пластинки (очень небольшое количество альбомов), где скрытый трек, или вся сторона, будет воспроизводиться от центра к краям.
В то время как 78-скоростные пластинки относительно хрупкие и легко ломаются, долгоиграющие LP с 33⅓ об./мин. и пластинки с 45 оборотами изготовлены из винипласта, который является гибким и не ломается при нормальном использовании. 78-скоростные пластинки бывают различных размеров, наиболее распространенными из которых стали диски с диаметром 10 (25 см) и 12 дюймов (30 см), и они первоначально продавались в бумажной или картонной упаковке, как правило, с круговым вырезом, позволяющим видеть лейбл. Долгоиграющие пластинки (LP) обычно продаются в бумажном конверте с цветной печатью, которая также предоставляет трек-лист. 45 оборотов в минуту и синглы формате EP (Extended Play) имеют 7-дюймовый (17,5 см) диаметр, ранние копии продаются в бумажных обложках. Канавки на 78 об./мин. намного грубее, чем у LP и 45.
Дюймовые размеры не являются фактическими диаметрами пластинок. Фактический размер 12 дюймовых пластинок составляет 302 мм (11,89 дюйма), для 10 дюймов это 250 мм (9.84 дюйма), а для 7-дюймовых это 175 мм (6,89 дюйма). Если вы купите пластинки, сделанные в разных странах, то заметите, что их производители придерживаются различных руководящих принципов. В большинстве стран диаметры обычно составляют 30 см, 25 см и 17,5 см.
В начале 1970-х годов, двигаясь в направлении сокращения расходов, компании стали использовать легковесный, гибкий винил. Благодаря Dynaflex процессу проданному компанией RCA Victor, большей частью промышленности была принята методика уменьшения толщины и качества винила, используемого в массовом производстве. Во многих случаях это включало в себя использование «обрезков» винила, как способа снижения издержек производства.
В конце 1970-х ориентированная на аудиофилов рыночная ниша использовала «прямую» запись дисков, которая полностью игнорировала использование магнитной ленты в пользу записи непосредственно с мастер-диска.
В начале 1980-х в аудиофил-ориентированной нише рынка стала возможной покупка пластинок с использованием «DBX-кодировки» записей, которая была совершенно не совместима со стандартными предусилителями воспроизведения записи. Она опиралась на сложную схему DBX снижения шума кодирования/декодирования, чтобы практически полностью исключить шумы воспроизведения и увеличить динамический диапазон.
В конце 1970-х и 1980-х годов применение современного оборудования для резки дисков позволило улучшить динамический диапазон и уменьшить внутриканавочное искажение в массовом производстве, используя методы позиционируемые как CBS Discomputer и Teldec Direct Metal Mastering.
Хотя пластинки были заменены на цифровые носители, такие как компакт-диск, виниловые пластинки по-прежнему производятся и продаются в 21-м веке.
Динамический диапазон виниловой пластинки?
Давным-давно прочитал и прекрасно запомнил, что перед изготовлением матрицы штампа студийную мастер запись специально «утрамбовывают» по динамическому диапазону в
40 дБ, дабы обычная игла среднестатистического проигрывателя не слетала с дорожки. Ну и чтобы побольше впихнуть на одну сторону. Причем это на
1 кГц, на краях намного меньше (как и при прямой записи на ленту). Кто-нибудь натыкался на подобное? Плиз, первоисточник в студию!)
Частично подтверждается вот этим видео (см. с 4:07), да и собственные оценки не расходятся.
Ответы
Господа. Абсолютное большинство современных записей упаковано компрессором-лимиттером настолько, что даже у винила диапазон выше. Это я вам как человек занимающийся звукозаписью говорю. У винила зато обертона обеспечивают полноту звука. И 40 дБ это очень немало. А так то пленка это идеал и по динамике и по причине отсутствия дискретизации. Верхняя частота не так важна, как дискретное разрешение. И вот тут аналоговая лента уделывает всех.
Записи в цифре для CD и тп компрессируют иначе! Преобладает лимитер.
Лента по собственным шумам и динамическому диапазону (максимум на 1..4 кГц, минимум на краях) близка к среднему по чувствительности слуху человека. Диапазон у ленты лишь
60 дБ (на 1 кГц), некоторые дотягивают таковой до 10 кГц, но к 20 кГц схлопываются в ноль. Поэтому применяют компандеры.
Работал и с 1/2 и с полным дюймом. Ну, выжьмешь 66 дБ на 1 кГц, всё равно не обойтись без многополосового/широкополосного компрессора. Компандеры вообще отдельная тема.
У винила зато обертона обеспечивают полноту звука.
Почитайте ответ Ярослава (YG) от 8 декабря 2019 09:55 про MC головку в конце темы: MC-картридж Vertere Acoustics Mystic от 6 декабря 2019.
из книги Аполлонова Шумов Механическая звукозапись 1978 стр.55
на видео размах шкалы индикатора уровня сигнала вообще 16дБ.
получается что максимальный уровень сигнала 36дБ. для хай-фай явно маловато.
Фокус в том, что исходный сигнал (мастер) сжимают компрессором в
фокус в том, что на цифре диапазон сжимают в «расческу» не оставляя от динамики ничего живого, ибо маркетинг и адаптация для портатива
Орган для винила тот ещё головняк.
У меня есть два органа на виниле. Есть и на SACD и DVDa. На последних явно звучит покруче.
Орган Домского собора Рижского завода звучит как синтезатор.
правильно-именно из за малого динамического диапазона.
При 24 битах более 100 дБ, но если запись с микрофона, то около 80 дБ. Конечно, при мастеринге поджимают диапазон, иначе слишком громкие переходы от тихих звуков. Но в киношном DD можно сжимать динамический диапазон прямо при воспроизведении.
Сигнал при мастеренге (да и на концерте) надо пропускать через компрессор, вопрос в настройках Что такое утромбовать в 40 дБ я не понимаю. Но по факту жмут для цифровых источников куда жёстче, почти что лимитером.
Сигнал каждого микрофона сигнал проходит через компрессор, что в студии, что на концерте. Увы, тяжёлую музыку повадились очень жёстко обрабатывать еще и лимитером. Зато звук мощный и плотный;)))
Точнее, смотреть с 18:18. Короче, эквалайзер, компрессор и спец приборы. Но про величину динамического диапазона ни гу-гу ;)))
Вот тут на 21-й минуте говорят про уровень RMS (Root Mean Square) для винила в минус 14 дБ:
Прога явно древняя. Сейчас при нарезке винила подобное уважающие себя фирмы используют только для вычисления переменного расстояния между дорожками (чтобы больше на одну сторону влезало).
О динамическом и частотном диапазонах винила косвенно говорит стандарт RIAA https://commons.wikimedia.org/.
Думаю, ответ на ваш вопрос есть как раз в описании стандарта RIAA:
«. коэффициенты усиления предусилителя RIAA на частотах 20 Гц и 20 кГц различаются на 39 дБ. «
Но меня другой вопрос волнует. Мы видим этот динамический диапазон, эти обрезанные частоты, винил записанный из цифровых файлов с качеством CD. Хотелось бы понять, что на волне винилового ренессанса нам пытаются впарить?
Винил сейчас пишут-штампуют как с аналоговой ленты, так и со всевозможной цифры. Качество очень разное и там и там. А разводилова везде хватает)))
Суть в ином, почему при скромных параметрах (динамического диапазона, реальной полосы частот и тд) удачный винил звучит, лаская слух?
Даже переписать- оцифровать и то нужно хотя бы время)))
Вот это наглядный пример, спасибо!
Компрессор не расширяет, а сжимает динамический диапазон!
Расширять диапазон сигнала с винила (по сути восстанавливать исходную мастер запись) смысла нет, т.к. вылезут искажения. А вот сигнал с сидюшных и т.п. плееров пропускать через компрессор (дабы сделать звучание виниловым) весьма интересно ;)))
Software: WaveLab 5.01, ClickRepair, Redbook Resampled And Dithered with iZotope RX
20 кГц не было и нет.
Слышал звон, да не знает где он (С) )))
Вы конкретно обоснуйте в чем я не прав.А винил можно писать до 120кГц.Техника звукозаписи позволяет.
Было бы очень интересно услышать математическое обоснование динамического диапазона именно для винила. ;)))
Винил превосходит CD, т.к. способен воспроизводить боле высокие частоты и тем самым избавляет от влияния антиалиасинговых фильтров
Записывающие/воспроизводящие способности винила достигают частот в 50 — 100 кГц. Доказательством этого прежде всего является квадрофоническая система CD4, в основе которой лежало использование диапазона 30-45 кГц (здесь хранилась информация, используемая для восстановления дополнительных каналов). Тем не менее, точность передачи высоких частот у винила значительно варьируется. Неравномерность в 5-10 дБ (или даже более) в диапазоне 20 кГц — далеко не редкость для многих записей.
Рекламы начитались?))) так какой должен быть размер канавки для 120 кГц, а какой при этом имеем размер иглы.
Это не реклама-это реальность.И жаль,что вы этого не знаете и не хотите признавать очевидный факт.И шире частотного диапазона винила пока нет.А какого качества вам поподались диски,по тому вы и делаете выводы.
Пока вы не привели НИ ОДНОГО доказательства хотя бы в виде ссылки. Лишь одни постулаты (((
Кстати, на квадро пластинках полоса частот в каждом канале ограничена 15 кГц.
Квадро мне попадались еще не запиленными ;)))
Нам лучше остаться при своем мнении.Разборками я не собираюсь заниматься.Почитайте техническую литературу.Пускай у ваших дисков будет 14 кГц,а у моих 50 кГц и более,просто воспроизвести такой диапазон в домашних условиях не реально,даже СД диски с 16 битами мы еще не научились полностью воспроизводить.
Судя по новоделу, винил с полосой рабочих частот до 50 кГц просто еще не штампуют, т.к. из-за очень малого рельефа канавки слишком высокие требования к технологии производства, да и запиливание происходит намного быстрее.
Для воспроизведения на виниле 16.000Гц ширина канавки должны состалять 0,014мкм,а для 20 Гц 0,025мкм.Но диск к середине уменьшает частотную характеристику,а с краю записано минимум 25.000Гц.Вроде все правильно,но есть головки
Технические характеристики звуковых носителей
Виниловые пластинки
Компакт-диски CDDA
Super Audio CD
DVD-Audio
BD-Audio
Частота дискретизации, кГц
—
44
2822,4
44,1-192
48-192
Разрядность
—
16 бит
1 DSD
16, 20, 24 бит
16, 20, 24 бит
Число каналов
1/2 (моно/стерео)
2 (стерео)
05.01.2014
5.1 (кроме 192 кГц)
07.01.2014
Динамический диапазон, dB
120
96
120
144
120
Частотный диапазон, Гц
До 100 000
20—20 000
20—50 000
до 96000
20—50 000
Да катушки могут на резаках разогреваться да 300 градусов и их при записи остужают,но это на профессианальной аппаратуре,а на бытовой.И качество и конфигурация игл отличается.Еще трудно это проверить,т.к. тестовые диски есть,а винила нет.
Нынче в Инете друг у друга переписывают кусками не вдумываясь (причем с ошибками), в итоге инфа вырождается » до мышей».
Предлагаю здесь ссылаться на первоисточники, например:
Неужели в моих рассуждениях такие низкие знания на этом форуме?Учту и исправлюсь.
Зачем людей то смешить?
Почему вы думаете,что я вам анекдоты рассказываю.Ваша ссылка на книгу 80 годов выпуска вы считаете панацеей,а я тут дурака валяю.Хорошо я вам предоставлю железные аргументы,мне надо дня 2.
По винилу нынче в основном переписывается старая инфа (фантазии некоторых авторов исключаем).
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Как разобраться с «винилом»: что нужно знать о пластинках, которые мы покупаем
Процесс коллекционирования пластинок (проще говоря, «винила») уверенно набирает обороты. Если раньше меломаны со стажем снисходительно поглядывали на молодняк, поддавшийся моде и сметающий с полок все подряд, не обращая внимания на лейблы, годы выпуска, а часто и состояние той или иной пластики, то теперь гордый снобизм «старших товарищей» сменился откровенным испугом.
Активная молодежь, владеющая английским, в состоянии не просто разыскивать нужные диски в интернете, но и ездить за ними напрямую в Европу, налаживать контакты и (о, ужас!) забираться в самую заветную область – продажу дисков населению. В профильных группах в соцсетях «ветераны движения» огрызаются, скалятся и гнут пальцы, но процесс отлично идет и без них.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Интерес к винилу растет. И найти сейчас первые издания многих пластинок «классики» рока и редких лейблов не так-то просто. Существует легкая опасность быть обманутыми не просто плохо одетым дядей-спекулянтом из времен СССР, а хорошо подготовленным менеджером.
Своими советами о том, как увереннее чувствовать себя в мире винила, делится коллекционер и управляющий магазина «Грамзапись» Иван П.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Билет на «винил»
К винилу я пришел в середине 80-х, когда еще проживал в Восточной Сибири. Мой папа – научный работник, познакомил меня с одним из своих бывших студентов. Вероятно, решив, что если уж ребенок заинтересовался какими-то «хевиметалами», то пусть имеет дело с нормальными людьми, а не с неизвестно какими грамотеями в лесах и подворотнях. Этот бывший студент (спасибо ему!), привел меня к важным людям и сказал, что я сын серьезного человека, и что сам я уже очень серьезный, и что мне можно доверять пластинки. Каждая из них стоила как средняя зарплата. Вскоре я уже активно слушал и переписывал.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Авиабилеты тогда были недорогие и мы летали за пластинками в Москву, в Горький (Нижний Новгород), в Питер, в Прибалтику. В 1991 общественно-политическая формация в стране сменилась: всем разрешили открывать лавки. Старшее поколение понаоткрывало лавок, продающих пластинки, и я во всем этом деятельно участвовал. В период почти полной потери интереса народа к «винилу» (с 1994 до начала 2000-х) продавать пластинки было почти невозможно. Я это детское впечатление до сих пор в себе не изжил. Наверное, уже и не стоит стараться. Тем более, что пластинок стало много. И купить их можно легко. Во всяком случае, авиабилет для этого, как правило, не нужен.
Пластинка, зачем вернулись ты?
Во-первых, живо еще на планете большое количество людей, которые помнят «виниловый» (LP) формат с тех пор, когда он был основным. А детско-юношеские впечатления самые прочные. Во-вторых, виниловая пластинка – это более осязаемый предмет, нежели компакт-диск (CD). Как бы ни старались художники и дизайнеры что-то туда напихать, все равно смотреться не будет. В-третьих, то, что выходило на LP, в варианте CD, на мой взгляд, звучит как кастрюля на марше голодных пенсионеров. Все превращается в какую-то очень простенькую и не особенно живую музыку.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
«Винил» – стариковский прикол?
Все больше молодежи покупает пластинки. Парни и девчонки смотрят, как взрослые дяди (некоторые даже прилично выглядящие) неистово носятся с этими пластинками. Как бы младшее поколение ни демонстрировало свою независимость, в качестве примера они будут использовать опыт старшего. Не могут же они получить какой-то интересный пример с Луны или с Марса.
Новоделы и первопрессы
Лично я к переизданиям («новоделам») отношусь спокойно, то есть равнодушно. При этом нельзя отрицать тот факт, что за последние 15 лет вышла куча новых альбомов, и если эта музыка вызывает интерес в «виниловом» варианте, значит, надо покупать эти пластинки. Определенный контингент людей не подозревают о существовании оборота старых оригинальных пластинок. Распространенная реакция на «оригинал» 60-х: «А она, что, старая?» Предполагается, что там все исцарапано, на ней ровным слоем лежат тараканы, мухи, и прочий септический криминал. Но за последние пять-семь лет, как только пошел более или менее массовый интерес к старым пластинкам, с рынка просто вымылись все более-менее интересные наименования из числа тех, которые еще вчера валялись на каждом углу за копейки.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Новоделы делятся на два вида. В первом случае на завод засылается файл, записанный с СD, и на выходе мы имеем закатанный на черную пластмассу компакт-диск, немного облагороженный черной пластмассой. Во втором – неторопливые профессионалы находят где-то катушку с исходной записью, перегоняют на матрицу и с нее печатают пластинки, которые могут быть не хуже оригинальных. Если человек слушал Led Zeppelin в 1969 году, он наверняка найдет «10 отличий» и будет плеваться. Если человек родился в 1989 году и желает ознакомиться с творчеством этого коллектива, то такой диск для него – отличный выбор. Та как самый первый оригинал 1969 года большинству из них будет просто недоступен по цене.
В 70-80-х пластинок популярных в то время исполнителей было выпущено огромное количество и можно предположить, что они не закончатся никогда. От себя скажу: если человек всерьез полюбил пластинки и собирается достаточно долго жить на планете Земля, то правильнее всего обратить внимание на издания начала 90-х годов. Это относится к музыке любых жанров. Не важно, что это – классика, джаз, рок, поп, металл, панк.
Заблуждение: электронная музыка – цифровая и ее можно собирать даже на CD
Если это пластинка начала 90-х, то до того, как она была переведена «в цифру», она все равно попала в руки людей, которые работали еще на старых, не демонтированных заводах, которые функционировали с 60-х годов. А некоторые даже с конца XIX века, выпускавшие еще патефонные пластинки. Весь цифровой материал все равно проходил все стадии и манипуляции, через которые проходили аналоговые издания. Отдельные заводы могли просуществовать до конца 90-х годов, хотя на них выпускали всякую виниловую диджейскую ерунду.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Новые заводы были запущены в середине 2000-х. Например, в студии Кельна (ЕMI Electrola) работают специалисты, которым по 80 лет, и они по оговоренной цене сделают из принесенной катушки матрицу такую же пластинку, которую делали в 60-70-х годах. Так что не исключено, что новые пластинки хороши ровно до тех пор, пока в процессе их изготовления участвует старшее поколение.
Что дарить, чтобы крутить
Мы всегда спрашиваем, насколько человек, которому предназначается подарок, искушен в пластинках. Девочка 15-ти лет будет счастлива любой пластинке от The Velvet Underground «с бананом на обложке» до Робби Уильямса. Если это дядя почтенного возраста, скорее всего, он уже обременен довольно большим количеством пластинок, и абы какие ему не нужны. Условно, если дядя любит Рея Чарльза, то он хочет, чтобы Рей Чарльз был выпущен на фирме Atlantic, причем «пятак» должен быть трехцветным.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Есть определенная категория людей, которые спрашивают: «Black Sabbath «спиральный» есть? Нет? До свидания». Некий контингент людей коллекционирует пластинки лейбла Vertigo Records, на яблоках которых изображена большая черно-белая спираль, в народе называемая «спираль» или «сверло». Пластинки без «сверла» этот контингент людей считает пластинками для унтерменшей. Но это, как правило, люди почтенного возраста. Очень глубоко закопавшиеся и продолжающие закапываться еще глубже. С ними, пожалуй, сложно.
Подход к снаряду
Практически любой альбом сейчас можно послушать в интернете. Если вы подходите к вопросу всерьез, изучите на специализированном сайте лейблы и каталожные номера. В специализированных «виниловых» магазинах есть как действительно редкие, старинные, первые издания, которые стоят каких-то заметных денег, так и самые обыкновенные и недорогие пластинки, вполне пригодные для того, чтобы их просто слушать и радоваться.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Этика и психология «виниловой» жизни
Раньше покупатель не считал продавца сильно глупее себя. Теперь же, как правило, покупатель мнит себя уникальнейшей личностью. Разумеется, это всего лишь иллюзия, но никто не хочет, чтобы его в ней разубеждали. Чем младше покупатель, тем он больше уверен в своих энциклопедических познаниях. Чем покупатель старше, тем более он склонен к диалогу и к тому, чтобы узнать что-то новое, так как уже собрал свои 7000 «обязательных» пластинок и нуждается в новой информации.
Продавец – барыга или советчик
Старая школа «винилового ритейла» любила представлять покупателю рассыпающиеся в руках пластинки, как «муха не сидела». Сейчас этого почти нет, но если вы не знакомы с продавцом, то наиболее естественным жестом будет вытащить пластинку из конверта и посмотреть, как она себя чувствует. Не стоит делать большой трагедии из поверхностных царапин и из загрязнения. Если пластинка грязная, но она вам нужна и цена вас устраивает, вы вполне ее можете помыть: на специальной мойке в каком-нибудь магазине, в домашних условиях на ручной машинке для мойки пластинок. Или просто стереть пыль влажной салфеткой.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Если на пластинке есть глубокие царапины или дорожка изъезжена и пластинка из черной постепенно становится серой – спасти ее уже никак не получится. Истории о том, что существуют какие-то пластинки с переклеенными «пятаками», с какими-то подрисованными шариковой или чернильной ручкой надписями – ушли в разряд легенд. Сейчас, когда речь идет о пластинках, которые стоят 5 – 10 тысяч евро, продавец прекрасно понимает, что если что-то будет не так, ему просто оторвут голову. Существуют и подделки, которые продаются так же, как в переходах часы Vecheron Constantin по 800 рублей. Они выглядят как настоящие издания, но продавцы их происхождение и ценность не скрывают.
Пластинки этого лейбла – знак серьезной коллекции
Из выпускающих лейблов, которые воспринимаются как легендарные – это Vertigo, Island, Brain, Harvest, Charisma, ECM, Blue Note. Понятно, что собрать все пластинки гигантов вроде Columbia, Sony, RCA, Virgin, EMI или Atlantic просто невозможно в силу того, что само складирование займет очень много квадратных метров. Более локальные лейблы (Noise, Under One Flag, Steamhammer, Earache, Factory, 4AD, Beggars Banquet, Ohr, Plane) – предмет коллекционирования. Кроме того, ухищрения продавцов пластинок по всему миру ведут к тому, что каждый год рождаются «новые» жанры. То есть старые записи 50-80-х годов называют как-то по-новому, и они превращаются в отдельный стиль. Например, как это было с «итало-диско». Раньше было просто диско (в том числе и диско, исполняемое итальянцами), а теперь появились продавцы и собиратели старого «итало-диско».
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Культурные ценности на виниловых редкостях
Есть коллекционеры, собирающие одного исполнителя в разных аранжировках, изданиях и прочтениях. Исполнение песен Владимира Высоцкого шведскими или финскими исполнителями у них на Родине, мягко говоря, никем не востребовано, а в России его имя – однозначно культовое. Наш человек собравший все записи Высоцкого на общеизвестных пластинках, начинает собирать, где есть хотя бы три секунды звучания голоса Владимира Семеновича или что-то связанное с его именем. Это значит, что коллекционер уже «на крючке»! На самом деле смешно, когда знаешь брутальное исполнение Высоцким «Охоты на волков» и понимаешь, о чем он поет, а потом слушаешь, как смешные шведские тетеньки, не представлющие «волков», о которых идет речь, перепевают эту песню.
«Виниловое» разумное, доброе, вечное
Основной предмет спроса на виниле – пластинки Pink Floyd. Если бы этой группы не существовало, продавцам в России жить было бы гораздо сложне. Молодежь на удивление активна в покупке пластинок «ветеранов» вроде Black Sabbath и Deep Purple. Казалось бы, что девочки и мальчики 14 – 16 лет находят в Deep Purple? Тем не менее, они их покупают регулярно. Дальше идут, естественно, Beatles и Rolling Stones, а потом Боб Дилан, Эрик Клэптон, Doors, Queen, Джимми Хендрикс, Дэвид Боуи, Nazareth, Sweet, Slade, Who, Kinks, Troggs, Джоан Баэз, Джэнис Джоплин, Genesis, Jefferson Airplane, Motorhead, Kiss. Потом 80-е и 90-е – Accept, Scorpions, Metallica, Judas Priest, Iron Maiden, R.E.M., The Clash, Ramones, Talking Heads, Blondie, The Cure, Joy Division, Nirvana, Pearl Jam, Sonic Youth, Prodigy, Moby.
Нечасто попадаются молодые люди, которые спрашивают что-то не из перечисленного. Но все же есть из них те, которые копают глубже. Они не визжат и не делают селфи рядом с пластинками, а спрашивают альбомы Dead Can Dance, Clock DVA, Impulse To Manslaughter. Или, например, Tangerine Dream, Клауса Шульца, Шнитке и одновременно Рика Астли и Эролла Гарнера.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Очень серьезные люди – почитатели «тяжелой» музыки. Как правило, металлисты – люди прожорливые, и один человек, даже не считая себя мегаколлекционером, может любить и уважать сотни коллективов и неустанно их приобретать по мере своих финансовых возможностей. Доходит и до драк за какую-нибудь особую редкость вроде альбомов Exumer (Possessed By Fire), Accept (Objection Overruled) или Artillery (By Inheritance). Особенный ажиотаж наблюдается перед концертами. Если в Москву приезжает, например, Доро Пеш, это значит, что за две недели до выступления каждый день будут забегать люди и спрашивать Дору или ее бывшую группу Warlock. После чего скупят все, потому что прийти на концерт и попробовать взять автограф «на виниле» считается очень крутым.
Последняя «дорожка» второй стороны
Коллекционирование пластинок – это вам не коллекционирование календариков, почтовых марок, пивных этикеток и крышечек. На пластинках записана музыка, которая всегда имела сакральный характер и считалась даром богов. Кто может сказать, что пивные крышечки или модельки автомобилей – дар богов?
Тоp-3 магазинов пластинок для начинающих всерьез
1. «Грамзапись/ Новое Искусство», ул. Бутырская, 5. Классика рока 60 – 70-х, «новоделы», подарочные издания.
2. «Галерея Музыки», ул. Лесная,1. Редкие издания классики рока, джаза, соула, фанка, «новоделы», пластинки по сниженным ценам.
3. DIG, ул. Яузская, 5. В помещении клуба «Дич». Рок, панк, новая волна, классика рока.