как узнать на удаленке я или нет
Москвичей на удаленке отследят по номерам. Как будут использовать данные о проездных и телефонах
В департаменте информационных технологий Москвы объяснили, зачем правительство просит работодателей предоставить сведения о сотрудниках на удаленке. Многие опасаются утечек, но большинство данных давно есть в даркнете и у государства.
Московские работодатели должны перевести на удаленку 30% своих офисных сотрудников — за исполнением этой нормы будут строго следить. Сейчас компании должны предоставить списки работников, которые временно будут работать из дома, вместе с их номерами машин, телефонов, карт «Тройка» и социальных карт. Причем с 12 октября работодателям придется отчитываться о переведенных на дом сотрудников, а за нарушения компаниям грозят штрафы.
Контроль за поездками
По словам заместителя руководителя департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Дмитрия Иванова, все эти сведения будут использованы только «для оценки пассажиропотока в столице и будут носить неперсонифицированный характер».
«Сбор этой информации не нацелен на то, чтобы отслеживать передвижение или конкретное местонахождения сотрудника. Эта информация нужна для оценки изменения общего пассажиропотока и эффективности мер, которые работодатели принимают для перевода сотрудников на удаленную работу», — передает его слова ТАСС.
Номера машин, телефонов и проездных нужны, чтобы проверить, соблюдают ли люди указанный режим работы, утверждают в мэрии. Такие меры, прежде всего, призваны снизить количество контактов горожан — только так сегодня можно остановить прирост заболевших.
Эксперт в области безопасности Александр Власов объяснил «360», что такие меры действительно позволят властям оценить эффективность своей работы. Например, активность карт «Тройка» покажет, соблюдают ли сотрудники дистанционный режим.
Это все можно отследить не для того, чтобы выписывать штрафы, а чтобы мэрия понимала, как работают ограничения. Вот они ввели правило — 30% сотрудников на удаленке. Они продолжают ездить на работу или нет?
Генеральный директор компании WantResult, эксперт по персональным данным Никита Шиянов добавил, что база, которую сейчас формирует правительство Москвы, позволит увидеть общую картину, но следить за перемещением отдельных людей вряд ли получится.
При этом более эффективно, по его мнению, было бы сразу открыто и понятно рассказать о целях сбора информации — нужно убедиться, что люди соблюдают рекомендации.
«Такой способ фактически был бы честным и, вероятно, оправданным, поскольку опыт первой волны пандемии показал, что люди лишь первое время соблюдали самоизоляцию, после чего произошел процесс „приспособления“ и про самоизоляцию начали забывать», — добавил Шиянов.
Риски и защита
Александр Власов считает, что сегодня данные мэрии, которая и собирает информацию об удаленщиках, достаточно хорошо защищены — внешняя атака будет замечена. Более того, по словам Власова, все данные должны обезличиваться при загрузке в систему. При этом остается другой фактор риска.
«Как говорится, все покупается, все продается. Есть риск действий инсайдеров — скачал эту базу и продал ее кому-то за хорошие деньги», — уверен он.
Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов заявил, что именно риск утечки данных является ключевой угрозой в этом вопросе.
«Здесь не то что хакеры какие-то могут взломать систему, проблема в том, что собственные сотрудники могут сливать информацию. Им очень просто это сделать», — уверен он.
Такие ситуации нужно предупреждать жестким контролем сотрудников, которые имеют доступ к данным.
Важно понимать, что раскрытие подобной информации едва ли несет какой-то риск обычному жителю нашей страны. Скорее, использование информации будет полезно для отслеживания чиновников или бизнесов и анализа информации о них
Тем более, уверен Шиянов, большая часть подобной информации уже есть у государства. Например, сим-карты и автомобильные номера, равно как и социальные карты, оформляются на конкретных людей по их паспортным данным.
«В целом, взвешивая все за и против, глобальная цель остановки распространения инфекции, вероятно, важнее, чем частные случаи возникающих проблем с использованием персональных данных», — заключил он.
При этом Ульянов считает, что о реальной эффективности такого контроля за москвичами говорить пока рано. До тех пор, пока система не покажет результатов и не поможет остановить вирус, недовольные продолжат говорить о незаконности подобных сборов. Но потенциал у задумки есть — если идею в очередной раз не доведут до абсурда и не начнут штрафовать удаленщиков за выход в магазин.
Организация удаленной работы
К сожалению, ложь сопровождает нас на протяжении всей жизни. При этом кто-то намеренно искажает действительность, чтобы предстать в лучшем свете. Кто-то искренне считает, что красивая ложь лучше горькой правды. Каждый день нас не раз обманывают в разных ситуациях и по разным причинам. Каждый день мы сами обманываем других. И понять, когда собеседник сообщает достоверную, а когда ложную информацию, получается не всегда.
Любой работодатель мечтает создать коллектив из порядочных людей. Босс несет ответственность за создание на предприятии доброжелательного рабочего климата. Ведь никакие деньги и карьерные перспективы не удержат подающего надежды сотрудника, если в офисе царят дрязги, сплетни, ложь, пропадают кошельки или конфиденциальная информация.
Поэтому так популярны стали в последнее время проверки на честность на собеседованиях. Продвинутые фирмы даже привлекают к этому процессу профессиональных профайлеров (они же верификаторы, то есть специалисты по бесконтактной детекции лжи) и даже полиграфологов.
В ходе онлайн-семинара тренер обучающих курсов Международной академии исследования лжи, профайлер-верификатор Дмитрий Ходанович ответил на вопросы «РГ».
Дмитрий, каковы основные признаки неправды?
В последнее время многие работают на удаленке. Как начальнику проконтролировать, не валяет ли его сотрудник дурака? Можно ли определить ложь дистанционно?
Дмитрий Ходанович: Можно, но значительно труднее, чем при личном общении, особенно это касается переписки. Есть определенные признаки, но сказать стопроцентно, что это ложь, нельзя. Некоторые люди говорят обобщенным языком. И на вопрос «Ты был на объекте?» ответят примерно так: «Да, был. Работа идет. Стены ровняют, потолок красят. Стяжка сохнет. Обои будут желтые. Сантехнику завезли».
Другим свойственная излишняя детализация: «Да, был. Выехал на объект в 6.45, попал в грандиозную пробку на пересечении проспекта и кольца. Там сужение до двух полос, потому что рабочие в оранжевых жилетах меняют цементные бордюры на гранитные. Передо мной «лада» «баклажан» госномер такой-то, так сильно чадила, что голова болела 21 минуту. Пробка длилась 33 минуты, потом ехали три с половиной минуты, и снова стояли еще 17 минут. После МКАДа плелись 24 километра в час. В красном «Мазерати Леванте» блондинка губы красила, потом веки подводила. А на объекте все нормально, работа идет».
То есть восприятие ситуации и структура речи у всех разная. В письме будет то же самое. Если человек детальный, он будет все подробно расписывать. Но если вам пришли от сотрудника три детальных письма, а четвертое обобщенное, есть повод задуматься, не произошли ли какие-то изменения, которые заставили человека поменять модель поведения? И какую-то информацию, возможно, он скрывает.
В беседе по телефону лукавство заметить проще?
Дмитрий Ходанович: Да, потому что речь является одним из главных информативных признаков лжи. Все, о чем мы говорили сейчас, актуально и для разговора по телефону. Только для живой речи характерна еще такая особенность, как точка замирания или точка выбора. Допустим, вы задали коллеге вопрос, был ли он вчера на объекте. Если у него один вариант ответа, то есть он был на объекте, он ответит, не задумываясь. Если же есть выбор, что сказать: правду или ложь, он непременно возьмет время на размышление и ответит после паузы. Но опять-таки, молчание перед ответом напрямую не указывает на ложь. Это лишь свидетельствует о том, что у сотрудника было несколько вариантов ответа, и он задумался, какой сейчас выгоднее. Опытные лжецы знают о точке замирания и стараются замаскировать ее. В основном, якобы машинально повторяя заданный вами вопрос или два-три последних слова на него. Вчера на объекте? Этого репита достаточно, чтобы обдумать ответ. Повторюсь: отделить ложь от правды может только квалифицированный специалист. Изменение базовой линии поведения может служить лишь сигналом, что к сотруднику надо присмотреться повнимательнее.
Кто и как будет проверять соблюдение требования властей Москвы о переводе персонала на удаленку?
Лента новостей
Все новости »
Власти Москвы призвали работодателей перевести на удаленку не треть, а половину офисных работников и пригрозили штрафами. Как бизнес относится к новым предписаниям?
Столичные власти призвали работодателей перевести с 5 октября на удаленку не треть, а половину офисных работников, если предприятие не связано с промышленностью, торговлей и сферой услуг. По оценкам мэрии, треть от всех работников офисов в Москве — это около 2 млн человек.
Тем, кто не переведет на удаленку треть офисных работников, грозят штрафы до 300 тысяч рублей. Возникает вопрос: кто и как будет проверять соблюдение этого требования? Опрошенные Business FM работодатели с самого начала пандемии сами ни разу не сталкивались с такими проверками. И, кстати, не особо представляют себе, как они могут выглядеть. Ситуацию комментирует управляющий партнер компании Webster Константин Ковалев.
Константин Ковалев управляющий партнер компании Webster «Обыкновенная работа компании, которая занимается в той или иной степени каким-то продажным бизнесом, там около 25-30% персонала — это постоянный состав, это бухгалтеры, какие-то административные работники, а большей частью там сейлзы, которые находятся постоянно на местах, поэтому даже при проведении проверки вы не обнаружите больше 30% в том случае, даже если они будут работать на 100%, кому и предполагалось работать. Поэтому, конечно, сама по себе проверка в настоящий момент носит все-таки рекомендательный характер, потому что нет никакого законодательства, нет ничего, что реально регламентирует такого рода сложную ситуацию, как нужно себя вести. Я лично до конца не понимаю».
Управляющий партнер компании Balashova Legal Consultants Елена Балашова сама с проверками не сталкивалась, но вот к ее партнерам Роспотребнадзор приходил. И особенно зачастил в последние дни. Причем коллеги жалуются на то, что проверяющие структуры проверяют не только численность удаленщиков. В ход идут все нормы и требования, выработанные за время пандемии, говорит Елена Балашова.
Елена Балашова управляющий партнер компании Balashova Legal Consultants «Действительно, приходит все чаще Роспотребнадзор, особенно в крупные бизнес-центры, и проверяет не только, какое количество сотрудников было переведено на удаленную работу, но и всевозможные журналы учета средств индивидуальной защиты, масок, выдавались ли уведомления о переводе работников на дистанционную работу и так далее. То есть могут запрашиваться штатные расписания, приказы о переводе людей на удаленный режим, дополнительные соглашения, например к трудовым договорам. Дальше проверяются уже технические документы, журналы ведения этого всего. Недавно у нашего одного партнера проверяли даже наличие отдельного количества швабр, например для уборок отдельных помещений, то есть сейчас, оказывается, и швабры должны быть разделены в офисе. Одна швабра для офисного помещения, другая швабра для санузла и так далее».
Собеседники Business FM отмечают, что с задачей перевести на удаленку до 50% персонала они справятся без особого труда. Многие в офис не возвращались с весны. Но не все. Каждый из опрошенных редакцией работодателей говорит, что часть сотрудников все-таки вышли на работу в офлайн, как только это стало возможным.
То есть новые требования мэрии частично разгрузят дороги и общественный транспорт. Но возникает вопрос: уберет ли это с улиц те самые 2 млн москвичей, о которых говорят власти. Ведь многие из тех, кто с удаленки не возвращался, свободно ездят по торговым центрам, ресторанам и так далее. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что тот трафик, который мы видим сейчас, по большей части рабочий.
Михаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Чтобы дать цифры по наполнению, по пробкам, это объективные, цифровка есть вся. А вот какая там доля поездок культурно-развлекательных и так далее, можем смотреть только по наполнению кинотеатров, ресторанов или торговых центров. Оно сильно снизилось. Но здесь у меня нет цифр, я могу говорить о субъективных впечатлениях. Все эти поездки — деловые, и это вопрос не о том, что люди просто так ездят по городу в кино или ресторан. Нет, сейчас об этом речь не идет. Люди ездят по делу».
В рестораны и в торговые центры москвичи пока тоже ходят. Business FM попросила отраслевых экспертов сравнить посещаемость этих объектов в конце сентября в доковидные времена с фактической на сегодняшний день. Ситуацию комментирует президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.
Игорь Бухаров президент Федерации рестораторов и отельеров России «Мы, конечно, испытали отложенный спрос, который был. Но мы не восстановились сегодня по товарообороту к прошлому году. Как только Сергей Семенович выступил, мы на 20% снизились».
Данные по торговым центрам озвучил руководитель отдела исследований JLL Владислав Фадеев.
Владислав Фадеев руководитель отдела исследований JLL «Примерно на 10-15% посещаемость торговых центров сейчас ниже, чем была год назад. К чему приведут ограничения? Она, безусловно, еще упадет».
Очевидно, что люди, которых вернут из офисов домой работать, по своим личным нуждам передвигаться по городу продолжат до тех пор, пока им это не запретят. Пойдут ли власти на тотальный локдаун, как весной, вопрос открытый. Так же, как и вопрос, почему мэрия не ужесточает правила проезда в общественном транспорте.
Ранее неоднократно говорилось о том, что одним из самых эффективных, простых и дешевых способов снизить темпы распространения коронавируса были бы запрет на проход в метро без маски и регулярные масочные рейды в самой подземке с большими штрафами за нарушение масочного режима. Но только с условием, что граждан о подобных мерах предупредили бы заранее, чтобы дать им время подготовиться.
О том, куда ездят москвичи в эти дни, Business FM решила спросить столичных таксистов. Рассказал водитель такси Андрей.
— Мы интересуемся передвижениями граждан, поскольку многих москвичей сейчас переводят на удаленку.
— Я слышал эти новости на Business FM.
— Нам интересно, а куда сейчас ездят люди: на работу или по каким-то своим делам — в гости, в торговые центры?
— Как и обычно. С утра на работу все, днем по делам, вечером с работы. Как было, так и осталось.
— Лично вы носите маску или перчатки?
— Если ко мне пассажир садится в маске, я тоже надеваю маску, если без маски, смысл мне тогда ее надевать? Перчатки я пробовал в начале пандемии, в марте, работал в перчатках несколько часов. У меня кожа слезла с рук. Я не надеваю перчатки. Если остановят для проверки Роспотребнадзор или ГАИ, то да, у меня они есть.
— От своих пассажиров вы не требуете?
— Нет, я не требую, потому что на каком основании я могу требовать? Я не контролирующий орган, чтобы требовать это. Остановят, будут проверять, я за себя отвечу, а пассажир будет за себя отвечать.
Некоторые таксисты говорят, что Роспотребнадзор в совместных рейдах с ГИБДД начал штрафовать водителей за отсутствие перчаток. Причем штрафы выписываются как юрлицу, то есть на 30 тысяч рублей. Однако ни один из наших собеседников с такой ситуацией не сталкивался. Среди знакомых оштрафованных за отсутствие перчаток тоже нет, говорит таксист Дмитрий.
— Честно говоря, не сталкивался. В основном больше штрафуют такси за несоблюдение каких-то правил, которые они выдумывают, типа тех шашечек, которые на крыше, их должно быть именно девять, а не меньше и не больше. Больше они к такси придираются в этом плане.
— Сами вы маску и перчатки носите в машине?
— Скажу откровенно: нет, потому что это невыносимо, это невозможно.
— А от пассажиров такого не требуете?
— Не требую, это дело каждого, и я не имею таких полномочий, чтобы человеку указывать. Это, я считаю, вообще столкновение нас лбами, граждан. В магазин заходишь, и не обслуживают из-за того, что нет маски или перчаток. Это нарушение прав потребителя, то опять-таки продавец, как и таксист, не имеет права требовать от другого гражданина надеть маску.
— А была ли у вас такая ситуация, что пассажир в машине сидит и говорит вам надеть маску?
— Было такое, женщина попросила надеть маску. Это я тоже понимаю. За все время пандемии один раз такое произошло.
— Куда сейчас ездят люди? Куда вызывают такси — на работу или в ресторан, в торговый центр?
— Куда угодно и откуда угодно. Торговые центры, магазины, бары, клубы, на работу, на встречи и все прочее. Сейчас прямо, как прежняя жизнь.
Татьяна Голикова призвала россиян носить маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию, чтобы избежать самоизоляции. По словам вице-премьера и главы федерального оперштаба, до 85% заболевших коронавирусом не соблюдали санитарные меры, а рост заболеваемости в России серьезный, но ожидаемый.
Мифы коронавирусной удаленки. Чего боятся москвичи, которые ушли работать домой
С 12 октября московские работодатели должны предоставлять в мэрию информацию о сотрудниках, переведенных на удаленку. Для нарушителей предусмотрены штрафы. Но как их будут определять, можно ли выходить из дома и передвигаться в нерабочее время — все это остается загадкой. Поэтому вокруг коронавирусной удаленки появилось много мифов. Разберем главные из них.
Персональные данные собирают для контроля
Одна из главных причин для беспокойства москвичей — приказ мэра, в соответствии с которым работодатели должны собрать номера телефонов, автомобилей, социальных карт и карт «Тройка» своих сотрудников. Эту информацию правительство города будет использовать для оценки пассажиропотока, чтобы проверить, работают ли вводимые меры.
Однако люди продолжают держаться своей версии. Многие считают (и боятся), что их данные будут использовать для слежки и организации тотального контроля. Однако, как объяснил «360» юрист адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Андрей Гривцов, большая часть этих данных у государства уже есть.
Доступ к номерам телефонов нет никакой сложности получить, номера машин вообще в базе данных ГИБДД есть, социальные карты тоже именные. Большая часть этих данных у государства уже есть, даже данные о том, какой человек на какой станции метро заходил и выходил, государство может запросить
Информация о номере неименной карты «Тройка» позволит узнать только то, что человек пользовался общественным транспортом. Это может навредить лишь в одном случае: если появится запрет на передвижение по городу на метро или автобусах без специальных разрешений и человек его нарушит. Пока такого запрета нет.
«Я не вижу здесь никаких нарушений с юридической точки зрения. О незаконности можно будет говорить только в том случае, если эти данные будут использоваться как-то иначе», — заключил он.
Закон не регламентирует, что именно является персональными данными. Более того, сегодня свой номер телефона, почту и многие другие сведения, которые в теории можно отнести к персональным данным, мы часто оставляем в значительно менее надежных местах, чем база правительства Москвы. Например, при оформлении скидочных или накопительных карт, при получении каких-либо услуг.
За людьми следят по камерам и GPS
В одном из ведущих российских банков работников неофициально предупредили, что для контроля удаленки собираются использовать камеры с распознаванием лиц и систему GPS в мобильных телефонах. Об этом «360» рассказал сотрудник компании.
«Ходят слухи, что тем, кто на удаленке, дальше района нельзя передвигаться — будут отслеживать по передвижению мобильника и камерам, которые распознают лица», — объяснил он.
Генеральный директор студии lab.AG Артем Геллер считает, что с технической точки зрения осуществить такую схему можно, но необходимости и формальных причин для этого у московских властей нет. Кроме того, для подобной слежки собирать дополнительные данные нет нужды.
«В принципе, есть портал и приложение mos.ru, „Активный гражданин“, приложение департамента транспорта, в которых есть база данных людей, безусловно, есть их сотовые телефоны. Соответственно, можно отслеживать их геолокацию через все эти приложения, но никто заниматься этим не будет, к тому же легально это нельзя провернуть», — сказал он.
Место реального проживания людей зачастую не совпадает с местом прописки, о котором тоже знают власти из наших паспортных данных. Поэтому с помощью геопозиции крайне сложно определить, нарушает ли человек дистанционный режим работы.
«Складывая имеющиеся данные, можно выстраивать маршруты и понимать, что человек отошел от места происки на какую-то дистанцию. Но здесь есть конфликт, потому что место жительства и место прописки — это зачастую разные места, так что такую схему нельзя применять», — объяснил Геллер.
Нарушителей удаленки будут штрафовать
Другой страх многих удаленщиков сегодня — получить штраф за нарушение дистанционного режима работы. Однако требования, которые предъявляет правительство Москвы, относятся не к конкретным работникам, а к компаниям. Соответственно, и штрафы платить будут работодатели.
При этом есть еще одна важная проблема. Можно ли пользоваться проездными билетами, сведения о которых работодатель подаст в правительство, когда рабочий день уже закончился? Можно ли ездить на машине, номера которой тоже переданы правительству, в нерабочее время и не с рабочими целями? Будут ли за такие поездки начисляться штрафы работодателю?
Ни на один из этих вопросов ответов еще нет. Пока четко и конкретно объяснить, как именно будут использовать данные работников, никто не готов. А в то же время наказанием для компаний может стать штраф до миллиона рублей или приостановка деятельности на три месяца.
Как работодатели контролируют удаленных сотрудников?
Год назад, с началом пандемии коронавируса, компании по всему миру оказались вынуждены перевести миллионы своих специалистов на работу из дома. Это привело к тому, что и без того мощный тренд на удалённую занятость стал одним из доминирующих. Рассказываем о том, как новые реалии изменили работу руководителя – и о том, как работодатели следят за работающими из дома сотрудниками.
Что вообще можно сделать?
В абсолютном большинстве случаев удалённый сотрудник работает за компьютером, а значит, вы можете отслеживать практически любую его активность и узнать, чем занимается сотрудник на удалёнке. Широко используются следующие функции:
Важно: сразу отметим, что все перечисленные функции отслеживания должны активироваться только в рабочее время – и только на рабочей учётной записи. Избегайте самой возможности получения доступа к личным данным работника, чтобы застраховать себя от проблем с законом (по этой же причине мы не рассматриваем такие инструменты, как контроль над камерой и микрофоном).
Как организовать удалённый рабочий процесс?
Важно понимать: какие бы инструменты слежки за работающими из дома сотрудниками работодатель ни использовал, они всё равно остаются лишь инструментами. Об этом мы писали в статье о плюсах и минусах мониторинга сотрудников. Кроме контроля, вам нужно позаботиться о следующих моментах:
Ещё один важный момент – тактичность и деликатность со стороны руководителя. Постоянный микроконтроль (ситуация, когда за 5-минутным чтением новостей в рабочее время сразу следует звонок начальника) демотивирует любого сотрудника, истощает его силы постоянным стрессом и ощущением слежки. Поэтому начальник должен постоянно держать руку на пульсе, но напрямую показывать свою информированность подчинённым только в исключительных случаях.
В остальное время будет достаточно автоматических уведомлений о нарушениях, которые поддерживают все крупные системы учёта рабочего времени. Они деперсонализируют замечание, не создают ощущения «стеклянного колпака» и не вызывают у сотрудника лишнего негатива. Более того, на основе таких уведомлений можно построить новый KPI, простой и понятный.
Например, в системе учета рабочего времени Kickidler есть отчёты по количеству предупреждений, выданных сотруднику системой за определённый период. Объявите работникам, что вы лояльно к ним относитесь, верите в их ответственность и мотивированность, поэтому предлагаете специалистам пользоваться модулями самоконтроля. Но если кто-то получит больше 5 предупреждений за день, вы будете вынуждены уделить ему больше внимания.
Главный вывод, который можно сделать из практики: чем менее заметно наблюдение работодателя за работающими из дома сотрудниками, тем лучше. В идеале вы должны получать полную информацию о каждом чихе своих работников, а они должны об этом знать, но не замечать такого контроля на практике. Собирайте данные, автоматизируйте уведомления о нарушениях и не давите на своих подчинённых – это самый эффективный подход.