как узнать накрученных подписчиков в телеграм
Проверка Telegram каналов на ботов и накрутку
Телеграм-канал для своего владельца это для начала — любимое детище, а сразу после — источник дохода. Чтобы тебя читали, нужна аудитория. Чтобы получить аудиторию, нужно пиариться. На пиар тратятся деньги.
А где есть деньги, там и расцветает обычное, общечеловеческое нае… Обман. Чаще всего обдуривают за счет числа подписчиков на канале или активности на нем. Сегодня поговорим о ботах, накрутке и том, как проверить канал на их наличие.
Критерии для анализа аудитории в Телеграме
Отношение числа подписчиков к их динамике
Канал с равномерным постоянным приростом аудитории — лучший вариант для рекламодателя. Часто так бывает, если на канал настроена постоянная реклама. Вместе с объемом аудитории растет и количество просмотров на канале.
Если же в статистике есть резкие скачки по приросту вверх или вниз, особенно в виде разовых акций, то это потенциальный сигнал о том, что на канале есть накрутки, особенно если после этого роста статистики по просмотрам нет вообще и если он минимальный.
Разумеется, владельцы канала могли сильно закупиться рекламой и конкретно заняться его рекламой, но тогда стоит попросить, чтоб вам предоставили пруфы об этом.
Индекс цитирования
При рекламе канала на другом канале или стороннем сервисе мы получаем ссылку на этот канал. Такие ссылки тоже учитываются в статистике, и посмотреть ее можно в Tgstat.ru.
Ссылка тут приравнивается к цитированию — рассчитывается индекс цитирования. В ИЦ также учитывается:
Если у канала низкий уровень ИЦ, а подписчиков много, это прямое указание на ботов. Кроме того, некоторые каналы публикуют ссылки на друг друга взаимно, стоит проверять, кто и как на кого сослался.
Просмотры постов
Просмотры в Телеграме — основной показатель активности аудитории. Если их нет или мала, а подписчиков явно больше, чем просмотров раз в 10, — самое время начать подозревать канал на накрутки.
Как вычислить ботовода
Заходим в Телеметр, находим наш канал. Если канала нет в базе, процедура окончена: не рекламируемся там, потому что канал, не попавший в крупнейшую Телеграм-базу и при этом с большим числом подписчиков, — это очень подозрительно.
Если канал есть, смотрим внимательно статистику. Вот такая статистика — это хороший пример того, как в норме ведет себя аудитория канала при грамотной и регулярной, честной рекламе:
Следующий скрин — с канала ботовода. Как видим, их принципиальное отличие: канал ботовода лежал, лежал, лежал, а потом бах — и резко пошел в рост.
Вы можете закидать меня помидорами, но забегая вперед отмечу причины такой ситуации:
Теперь проверим ссылки.
Вот такие ссылки у канала без ботов:
Переходим по ним, находим:
Это — органические ссылки, полученные честным путем.
А вот на канале у ботовода у нас в один день — до 20 ссылок из разных источников почти в одно и тоже время.
Стоит перейти по ссылкам, и мы находим вот сие:
Как видим, это пост-мега-топ, нужный для массового набивания ссылочек на нескольких каналах. Никаких других упоминаний больше у каналов практически нет.
Далее — подписчики. У канала идет сначала стабильный прирост до 20 человек в день. Потом несколько дней — по 2 все с лишним тысячи за сутки, и потом опять по единичке. Можно предположить, что дело в закупке рекламы, однако рекламных ссылок-упоминаний у этого канала в эти дни просто нет.
За 6 ноября — 1 единственное упоминание:
Прирост — почти 2,5 тысячи человек.
Что-то не похоже это на органический рост, и в сторонние источники верится с трудом.
Примечание: даже если на канале идет равномерный рост подписчиков, не всегда это показатель того, что он пиарится не ботами. Смотрите на соотношение просмотров и подписчиков, ссылки, другие показатели: боты, например, не могут просматривать записи слишком далеко— накрутчика это сдаст с потрохами.
Как проверить накрутку просмотров на канале
Первый и простейший тест на накрутку просмотров. Смотрим в проекте их количество на соседних записях. Если есть падение в 2 раза — не стоит тут рекламироваться: просмотры явно подкрутили — вместе с подписчиками. В данном гипертрофированном примере — охват упал в 17 раз:
В 17 раз, Карл! Такого не бывает просто так.
Канал в бане по причини пид… использование нечестных методов продвижения.
Канал закупил накрутку просмотров и собирается вас обмануть (а потом влететь в бан :)).
Способ второй. Анализируем аудиторию через Телеметр снова.
Смотрите график просмотров. Как вам эта парабола? Нам не нравится. 4 декабря фиксированно пришло прям очень много просмотров, а в другой — все “сдулось” и пошло на убыль все сильнее.
В этот день у них аж 8 упоминаний в других пабликах, но они не могли дать такого сильного выхлопа. Новых подписчиков на канале — 147 человек, и это очень мало, чтобы стабильно в течение нескольких дней давать по 18-16к просмотров на пост, а потом вдруг резко скипнуться к 1-5 тысячам.
Заключение
По таким сценариям мы рекомендуем вам анализировать каналы, на которых вы собираетесь купить рекламу. Это убережет вас от непреднамеренной растраты бюджета на рекламу в каналах с низким качеством.
Как отличить добропорядочные каналы от каналов с накрученными подписчиками?
Наши друзья @SozdanieKanalov написали отличный материал, который обязателен к прочтению всем администраторам каналов собирающимся заказывать рекламу и не желающим при этом выкинуть свои деньги в мусорное ведро. Последние несколько месяцев в Телеграм расплодилось огромное количество каналов с ботами-подписчиками вместо живых людей и каналов с мотивированными подписчиками (то есть им платят какие-то копейки, чтобы они вступали в различные каналы, просматривали посты и совершали прочие действия. При этом им совершенно не интересен контент этих каналов, а соответственно и реклама, которая там размещается). Проблема действительно масштабная. Если Вам кажется, что таких каналов не много и Вы на них не наткнетесь — Вы ошибаетесь. Примерно половина заявок на добавление к нам в каталог приходит от таких вот каналов с «мертвыми душами». Распознать где накрутка, а где канал с живой аудиторией, на сегодняшний день, не так просто. Но любой админ канала, у которого нет богатого родственника среди директоров Газпрома (или если Вы сами не являетесь этим родственником), должен уметь распознавать каналы использующие подобные схемы обмана. Эта статья поможет Вам разобраться в данном вопросе и сэкономит не одну тысяч рублей.
Вычисляем ботоводов и накрутчиков
Ботоводы и накрутчики — это бич Телеграма, который распространяется, как чума, лезет во все ниши, пытаясь срубить лёгких денег. Поэтому, если вы решили развивать свой канал(ы), необходимо уметь вычислять этих Телеграм-«тварей».
Пример ботовода-накрутчика
Очередной раз анализируя каналы бизнес-тематики (скорее даже Даркнет), я наткнулся на новенький канал, который был создан 24 ноября 2017 года и на момент написания статьи (13.12.2017) имеет уже более 12 000 подписчиков.
Ниже на скрине показатели этого канала:
Нет, ничего магического в этом нет, и вполне реально раскрутить за три недели канал до таких цифр, если хорошо в него инвестировать. НО, здесь случай иной, а именно — вот такой скачок, как на скрине ниже (скрин из сервиса ТГстат):
Результатом такого скачка в трафике (подписчиках) может быть:
закуп в крупном тематическом канале, не менее 80-100К подписчиков
большой закуп сразу в нескольких каналах
заливка трафика из внешних источников (именно так, чаще всего, оправдываются ботоводы-накрутчики. В таком случае требуйте показать эти источники и доказательства, что они там рекламировались)
накрутка ботами или мотивированными подписчиками.
Чтобы разобраться в ситуации, прямо в сервисе ТГстат смотрим на странице ниже упоминания канал:
Да, в один день есть упоминания в различных каналах, НО, это не закупка рекламных постов, это участие в МЕГЕ (подборка большого количества каналов, рекламируемая на каналах участниках. Своего рода — обмен трафиком). Выглядела она так:
Для убедительности, посмотрим через сервис Телеметр, в котором мы можем увидеть ещё более подробную аналитику любого канала.
Как видно на скриншоте ниже, 6 декабря был огромный прирост подписчиков за короткий промежуток времени — 2289. При этом количество просмотров (столбик правее) минимальный. Причём ближайшие дни до этого скачка нет никаких особых упоминаний канала (есть пара, но не больших и довольно давно). Это не реальные показатели.
Идём дальше и видим ещё один большой приток подписчиков 7 декабря — 2416. Это как раз в то время, когда канал участвовал в МЕГЕ.
Конечно, можно было подумать, что с МЕГИ пришло такое количество подписчиков, НО НЕТ, это не реальные показатели для мега-подборки с различной тематикой и аудиторией.
Даже с тематических подборок на каналах с большим числом подписчиков не будет такого дикого прироста.
А уже на следующий день, после выхода подборки, мы видим более реальные цифры. Хотя не факт, что ботовод не накрутил и их.
И конечно же, обязательно заглядываем на канал накрутчика, чтобы посмотреть, что за чудо такое, которое так привлекает подписчиков, создал этот «спец».
Просмотрев все его записи (всего в пределах 20 шт) на канале с 24 ноября, видно, что до 7 декабря количество просмотров каждой записи в среднем составляет 12 000 — 14 000. А вот уже 8 декабря резкое падение просмотров практически в два раза. Это не реальный показатель, такого не бывает на каналах с живой аудиторией, которая так охотно подписывалась на канал.
Дальше количество просмотров записей только падает, при этом нет огромного оттока подписчиков, потому что боты не будут повторно заходить на канал после появления новой записи.
Некоторые специалисты по продвижению, считают, что отписываются в больших количествах — боты. Нет, отписываться могут мотивированные подписчики, которые присоединялись к каналу за вознаграждение. Именно они могут отписываться партиями после публикации очередного поста.
А откуда тогда взялось такое количество просмотров предыдущих записей? Не забывайте, что это не только ботовод, это ещё и накрутчик:) Смотрим скрин из ТГстата за 7 декабря:
Более 115 000 просмотров публикаций. Даже у тех, кто был на первом месте в этой меге, и следующие за ним, не имеют и 10% просмотров своих публикаций от этого количества. Вывод один — накрутка всех записей во время меги. Как говорится, под шумок:)
А далее, без дополнительной подпитки канала, живые или мотивированные (а возможно и те и другие) подписчики начинают уходить, так как контент на канале — шлак:
Но самый интересный факт в том, что этот «спец» умудряется участвовать в подборке с другими крупными каналами, которые, на первый взгляд, раскручены вполне легальными методами. Теперь создаётся положительная история канала:
В данной ситуации у меня несколько предположений:
владельцы каналов в подборке не анализируют каналы, с которыми участвуют в подборке
владельцы каналов раскручивают ещё один канал таким способом, к примеру, для продажи.
По такому сценарию я рекомендую вам анализировать каналы для покупки рекламы, чтобы не нарваться на ботоводов и накрутчиков.
В Телеграме есть и более изощрённые накрутчики, которых вычислить не так просто, но всё же возможно. Следите за нашими уроками и вы всему научитесь шаг за шагом.
Если у вас остались вопросы, можете задавать их в нашем уютном чате для админов @zadengami_chat.
Сервисы для аналитики Telegram-каналов
Стражи на контроле качества — обзор от канала «Бизнес-рост»
С ростом популярности Telegram число каналов растет в «геохренистической» прогрессии. И порой их создатели пусткаются во все тяжкие с единственной целью – количество подписчиков и просмотров. Накрученные каналы не предствляют угрозы для рядового пользователя Telegram. Опасаться стоит админам, которые продвигаются по-белому, покупая рекламу для своего канала у других.
Подключено около 3000 каналов. Разработан Владимиром Миролюбовым с целью помощи владельцам телеграм-каналов собрать статистические данные, связанные с функционированием их площадок.
На этом его полезные функции и заканчиваются. Простой функционал позволяет отслеживать динамику только через приложение. Разработчик поведал, что в планах доделать статистику по просмотрам постов.
Tgstat.ru – это некоммерческий проект с открытой статистикой более 30 000 Telegram-каналов. Его автор Юрий Кижикин. Данный сервис предоставляет уже более расширенные возможности. Интерфейс достаточно удобный, вы сразу же видите все основные показатели. Кроме того, можно настроить фильтры, чтобы перед вами показывались нужные каналы.
Все каналы попадают в общий рейтинг, где можно выявить самые популярные каналы по разным критериям. Вы можете выбрать язык, тематику, период и даже цену за рекламу.
Прямо со стартовой страницы вы можете перейти к искомому каналу. Для этого его название нужно ввести в окно поиска и в выдаче нажать на него для дополнительной информации.
Откроется страница вида https://tgstat.ru/channel/@id_канала со всей доступной и подробной статистикой. Там же видны и последние посты канала, но к сожалению контент, опубликованный с помощью бота недоступен для предпросмотра. А большинство продвинутых авторов публикуют материалы именно так.
Для анализа доступны множество показателей:
Сервис позволяет осуществлять поиск публикаций по встречающемуся в них тексту по всем проиндексированным каналам (более 20 млн документов)
Будет полезно для контроля упоминаний бренда, личности в публичных Telegram-каналах, а также отслеживания трендовых тем в Telegram. Также доступна статистика просмотров и репостов по дням для конкретной публикации.
У сервиса также имеется действующий бот @TGStat_Bot, который умеет выдавать сводные показатели в виде наглядной инфографики. Выглядит отлично, правда не хватает показателя вовлеченности ERR.
Telemetr – это динамично развивающийся сервис, запущенный в октябре 2017 года Сергеем Цветаевым (который известен также как автор сервиса Publer). Для начала вам следует авторизоваться, можно сделать это с помощью социальной сети. Рассмотрим основные возможности сервиса:
Здесь находятся панели быстрого доступа к избранным каналам, общая статистика постов и каналов
Дальше идут таблицы топ каналов по числу подписчиков, по приросту, по числу просмотров на пост и список добавленных за сегодня.
Отдельно можно искать по рекламным и отдельно по всем остальным. По умолчанию в демо-доступе результат выдачи ограничен пятью записями.
По умолчанию в демо-доступе количество запросов аналитики ограничено тремя в сутки. В этом разделе традиционно основная статистика, информация обновляется каждый час. Порадовало также, что просмотр последних записей работает вне зависимости от способа их публикации.
Кто осведомлен, тот вооружен! Надеюсь уже всем понятно, что о закупе рекламы даже не может идти речи, если Вам предлагают канал, которого нет в сервисах аналитики. Теперь уже не скрыть темной истории происхождения канала. А если видите, что показатель упоминаний стремится к нулю, это тоже повод подумать дважды.
Остается открытыми два вопроса:
1. Как распознать тех недобросовестных админов, которые втихаря поднакручивают количество подписчиков и просмотров, создавая видимость живого канала?
2. Что делать если вы проанализировали канал, не заметили ничего подозрительного и купили рекламу, которая в итоге принесла нулевой результат и одно разочарование?
Здесь к нам на помощь спешат сами пользователи мессенджера Telegram! Они объединяются в сообщества и открыто делятся информацией, которая способна уберечь новичков от большинства типичных ошибок.
На этом у меня все, желаю успехов и удачи в росте и развитии Ваших каналов! Без труда — растет лишь борода)))
Как определить накрутки подписчиков и вовлеченности в соцсетях: универсальная инструкция
190 000 участников, 3 000 рублей за размещение, а кликов — 15. Посевы не работают или продукт не интересен? Рассказываем, как проверять накрутки.
В группах VK и FB, блогах Instagram, каналах YouTube и Telegram искусственно завышают не только количество подписчиков, но и показатели вовлеченности: лайки, комментарии, репосты. Для недобросовестных владельцев площадок и блогеров это способ продавать рекламу дороже. Еще накрутками могут заниматься подрядчики, чтобы красивыми цифрами в отчете доказать свою эффективность и качество услуг.
При этом можно сказать точно: покупка рекламы на площадках с накрученными подписчиками не приведет к хорошему результату.
Рассказываем, на что обращать внимание при оценке аккаунтов, каналов и групп и какие инструменты помогут выявить накрутки подписчиков и вовлеченности.
Пишущий интернет-маркетолог, автор-фрилансер. Помогает развивать и продвигать блоги, делает контент для внешних площадок. Пишет об интернет-маркетинге, реже о финансах и бизнесе.
1. Учитывайте, что просмотры/показы необъективны
Изучить их проще всего, но надо помнить: такие показатели не отражают реальный охват, то есть количество уникальных пользователей, которые видят публикацию или взаимодействуют с ней.
Один и тот же пользователь может прочитать пост 5 раз — в статистике отобразится плюс 5 просмотров. Поэтому, подсчитывая просмотры/показы, нужно делить этот показатель как минимум на два.
А для YouTube, например, время просмотра намного важнее, чем количество просмотров, и его намного сложнее накрутить.
Чтобы изучить более качественные показатели (например, время просмотра на YouTube, уникальных посетителей в VK, органический охват в FB), скорее всего придется запрашивать подробную статистику у администраторов и блогеров. Впрочем, если последние уверены в эффективности своей площадки, то без проблем предоставят скриншот. А вот если площадка не хочет раскрывать свои показатели — это повод насторожиться.
2. Смотрите вовлеченность, а не только число подписчиков
Одна из формул вовлеченности (ER, Engagement Rate): сумма вовлечений (лайки, репосты, комментарии, сохранения) / число подписчиков * 100 %. Показатель можно считать, например, за один месяц.
Чем выше ER, тем активнее комьюнити. Если подписчиков много, а реакций никаких, возможны два варианта: некачественное ведение соцсетей (скучный контент, частая реклама и т.п.) или же накрутки подписчиков. В обоих случаях отдавать за это деньги, скорее всего, не стоит.
«Нормы» ER меняются в зависимости от тематики, численности сообщества, да и самой соцсети. Если в VK 1% — это уже достаточно хорошая вовлеченность, то для Instagram это довольно низкий показатель. А в Telegram и 50% не предел. Самый простой способ — ориентироваться на средние данные нескольких конкурентных площадок.
3. Изучайте показатели в динамике
Вряд ли возможна аккуратная и незаметная накрутка. Обычно это происходит грубо, ключевой показатель быстро увеличивается за короткое время. В отчетах, показывающих динамику роста, такие всплески хорошо видны на графике, который начинает напоминать лестницу.
Однако также взрывной рост подписчиков может быть вызван рекламной активностью и шумихой в соцмедиа. Надо проверить, не было ли в этих числах пиар-публикаций, рекламных размещений, инфоповодов.
4. Выборочно читайте комментарии
Это поможет лучше понять аудиторию площадки, на которой вы собираетесь размещать рекламу, а также вычислить возможную накрутку комментариев.
Проплаченные ответы вряд ли будут развернутыми и по существу, а оставят их, скорее всего, новые, подозрительные или откровенно фейковые аккаунты.
5. Считайте клики по ссылкам
Переход по ссылке — более сложное действие, чем лайк или однословный комментарий, поэтому лучше характеризует активность подписчиков. Нет кликов по ссылкам в предыдущих постах — скорее всего, не кликнут и на ваши. Особенно важно найти внешние ссылки и изучить их кликабельность тем, кто планирует рекламировать на площадке сторонний ресурс.
Понятно, что никто не станет раскрывать вам статистику по кликам, но в некоторых случаях ее можно узнать и так:
Главное — убедиться, что URL, который открывается в браузере после перехода по сокращенной ссылке, включает уникальные UTM-метки для каждого ресурса. Если ссылка одна на все ресурсы, количество кликов будет нерелевантным.
Инструменты для определения накруток в соцсетях
Чтобы быстро определять возможные накрутки, анализируя сразу несколько показателей, нужны вспомогательные инструменты. В зависимости от соцмедиа, количества размещений, бюджета и самой площадки могут пригодиться:
К примеру, Epicstars и Webartex дают расширенную статистику безо всяких подписок, при этом не скрывают адреса блогов. Если интересующая площадка представлена на бирже, можно легко изучить все важные показатели: число подписчиков, вовлеченность, охват, количество просмотров и др.
Многие из них позволяют анализировать конкурентов, а не только свои аккаунты в соцмедиа. Например:
Они значительно упрощают анализ площадок, так как сразу учитывают много важных моментов. Так, FakeLikeInfo (платный) для аккаунтов Instagram высчитывает реальный ER, распознает лайки и комментарии как накрученные или сомнительные.
С Instagram и только с ним также работают Epicdetect и Livedune (оба платные). Для анализа Twitter можно использовать Twitteraudit (бесплатный), а VK проверить с помощью Antidogs (условно бесплатный).
Подытожим
Обращайте внимание на более качественные показатели:
Оценивайте показатели в динамике: резкие всплески активности или количества подписчиков, не связанные с пиаром и рекламой, могут свидетельствовать о накрутках. И не забывайте выборочно оценивать комментарии: односложные ответы не по теме от подозрительных профилей сразу бросаются в глаза.
Некоторые признаки накруток можно определить только вручную, другие можно быстро выявить с помощью:
Если хотите знать больше об инструментах продвижения, алгоритмах ранжирования и тонкостях настройки рекламы в социальных сетях, присмотритесь к образовательной программе Skillbox. Она идет четыре месяца, включает шесть курсов и гарантирует трудоустройство. Идеально подходит начинающим таргетологам, SMM-специалистам, диджитал-стратегам, интернет-маркетологам и предпринимателям.
Профессия Таргетолог
На курсе вы освоите новую актуальную профессию с нуля, получите первые заказы уже во время обучения и готовое портфолио — к концу курса. Научитесь настраивать рекламу в популярных соцсетях и пользоваться инструментами комплексного таргетинга: myTarget, Popsters и Target Hunter. После прохождения обучения — гарантированное трудоустройство.