как узнать налог в приложении мой налог
Как работает приложение «Мой налог» для самозанятых
ФНС запустила специальное приложение, которое позволяет тем, кто работает на себя, легализовать свою деятельность и получать доходы без риска быть оштрафованными за незаконное предпринимательство.
1 января 2019 года стартовал эксперимент по введению налогового режима для самозанятых — налога на профессиональный доход (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Пока он охватывает только четыре территории — Москву, Московскую и Калужскую области, а также Республику Татарстан. Зарегистрироваться в качестве самозанятого и легально вести бизнес можно с помощью приложения «Мой налог», оно уже доступно в GooglePlay и App Store. Также можно воспользоваться личным кабинетом «Мой налог».
Регистрация в приложении «Мой налог»
Чтобы стать официально самозанятым, нужно выбрать один из способов регистрации в приложении: по паспорту РФ или через личный кабинет, который используется для доступа на сайт nalog.ru.
Регистрация через личный кабинет физического лица
Производится с помощью ИНН и пароля. На сайте ФНС уточняется, как стать пользователем личного кабинета, если вы не используете сайт nalog.ru: нужно обратиться в любую налоговую инспекцию для получения учетной записи (на эту процедуру уйдет не более 15 минут).
Процедура состоит из четырех шагов:
Регистрация по паспорту
Процедура включает пять этапов:
Функции приложения
Мобильное приложение «Мой налог» позволяет не только зарегистрироваться с телефона. С его помощью можно легко сформировать и отправить клиенту чек, отслеживать начисление налогов, получать уведомления о сроках уплаты. Это приложение заменяет кассу и отчетность.
Как отправить чек
Для этого вам потребуется номер телефона или электронная почта покупателя. Нужно указать, какую сумму и за что вы получили, наименование товара или услуги (должно соответствовать реально оказанной услуге или проданному товару). После этого выбирается плательщик — физлицо или юрлицо (в этом случае потребуется ИНН).
На сумму в чеке автоматически начисляется налог.
Как контролировать доходы и начисления
В приложении есть возможность просмотра всех выставленных чеков за любой период и начисленных сумм налога.
При начислении налога появится напоминание о сроке уплаты — до 25 числа следующего месяца. При нарушении срока уплаты возникает задолженность, о чем налогоплательщик тоже ставится в известность с помощью уведомления.
Для удобства уплаты налога можно привязать банковскую карту к приложению. Также есть возможность платить по квитанции, то есть формировать платежный документ.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Приложение «Мой налог»: пошаговая инструкция
Для удобства взаимодействия между плательщиками налога на профдоход и ИФНС разработано приложение «Мой налог». С его помощью самозанятый может встать на учет, а также сделать другие необходимые действия, в том числе отразить полученный от профдеятельности доход. Как это сделать, разберем в этой статье.
Возможности приложения «Мой налог»
А теперь посмотрим, как показать в приложении «Мой налог» доход, полученный плательщиком НПД.
Как ввести доход самозанятого в приложениие «Мой налог»
Открывается окно, где вы вводите стоимость услуги, ее наименование, дату продажи и выбираете, кому — физлицу или юрлицу/ИП — предназначен чек.
Если физлицу, то больше ничего вводить не нужно, нажимаете «Выдать чек»:
Далее откроется окно с чеком, где указано, что он зарегистрирован:
Вы можете отправить чек покупателю — через сообщение, электронную почту, мессенджеры:
Клиенту придет ссылка, открыв которую он попадет на сайт плательщика НПД и сможет распечатать чек.
. либо сохранить его как изображение:
Вводите эти данные в соответствующие поля и нажимаете «Выдать чек». После этого появится зарегистрированный чек, который отличается тем, что в нем содержится строка «Покупатель», содержащая ИНН клиента (покупателя). Вы теми же способами можете отправить чек покупателю или аннулировать его.
В приложении после регистрации дохода отобразится выручка за месяц (в данном случае — за январь) и предварительная сумма налога:
В разделе приложения «Операции» можно посмотреть наш доход за январь и перечень услуг с датой операции, кратким описанием услуги или товара, суммой дохода и суммой налога. Есть разбивка по клиентам: отдельно выделяются юрлица (туда же входят и ИП) и отдельно — клиенты-физлица.
Чек можно аннулировать: сразу после его формирования или позднее, нажав на соответствующую операцию. На экране появится предупреждение — действительно ли вы хотите аннулировать чек:
Если аннуляция нужна, то следующий этап — выбор ее причины: чек сформирован ошибочно или вы получили возврат средств.
После нажатия кнопки «Аннулировать» появится окно «Чек успешно аннулирован»:
На главной странице приложения отобразится пересчитанная выручка и налог, а также будет указано, что чек был аннулирован:
Как видим, приложением очень удобно пользоваться. Доход моментально отображается в интерфейсе «Мой налог», а покупатель сразу же получает чек в электронном виде. Он может его распечатать, либо сохранить в электронном виде.
Подводим итоги
Курс сейчас со скидкой в 50 % стоит всего 1500 руб.
Как пользоваться приложением «Мой налог». Инструкция для самозанятых
Чтобы стать самозанятым, достаточно иметь смартфон. Не придется идти в налоговую инспекцию, писать заявление и что-то платить. Для самозанятых работает мобильное приложение «Мой налог». Оно нужно тем, кто хочет и может использовать новый спецрежим «Налог на профессиональный доход».
Если вы еще не знаете, что это такое, почитайте наши статьи:
Закон о налоге на профессиональный доход вступил в силу 1 января 2019 года. Чтобы платить налог по льготным ставкам и работать без кассы, положено зарегистрироваться — для этого и нужны приложение «Мой налог» и личный кабинет самозанятого. Вот самая подробная инструкция, как всем этим пользоваться.
Регистрация через приложение «Мой налог»
Применять новый спецрежим «Налог на профессиональный доход» смогут только те, кто подаст заявление через приложение или веб-кабинет и получит подтверждение от налоговой. Никаких бумаг заполнять и относить в налоговую не нужно, все только через интернет.
Вот как зарегистрироваться через приложение «Мой налог».
Скачайте мобильное приложение. Оно доступно в Эпсторе и Гугл-плее. Не попадитесь мошенникам: в интернете уже есть приложения-подделки. Вот правильные ссылки от ФНС:
Выберите способ регистрации. Их два — по паспорту и через личный кабинет налогоплательщика. Для регистрации по паспорту нужен разворот вашего паспорта с фотографией и работающая камера на телефоне. Для регистрации через личный кабинет — ИНН и пароль, который дают в налоговой и который вы вводите для проверки имущественных налогов.
Укажите номер телефона. В ответ придет код подтверждения. То есть телефон должен быть реальный и к нему нужен доступ. Без кода номер не подтвердят и регистрации не будет.
Выберите регион. Налог на профессиональный доход действует только в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Здесь учитывается не место жительства, а место ведения деятельности. Можно жить в Орле, а работать в Москве. Вы сами решаете, какой регион выбрать, но он должен быть только один.
Если пароля от личного кабинета у вас нет, а в налоговую за ним идти не хочется, можно зарегистрироваться по паспорту. Понадобится разворот с фотографией.
Вводить данные не придется, приложение будет само сканировать документы и заполнять заявление
Подтвердите регистрацию. Если вы согласны, то сейчас станете самозанятым. По крайней мере, получите доступ к функциям приложения: сможете отправлять чеки и следить за начислениями налога.
Еще нужно ввести пин для доступа. Дальше настраивайте вход по отпечатку пальца или фейс-айди — в зависимости от телефона. Но на работу приложения это уже не влияет.
Еще в приложении можно зарегистрироваться по учетной записи на госуслугах.
Иногда после регистрации появляется сообщение, что у вас тестовый доступ. Это значит, что налоговая проверяет данные. У нее на это есть шесть дней. Но чеки можно формировать и отправлять покупателям уже сейчас. Следите за статусом: если что-то пойдет не так, в регистрации могут и отказать.
Регистрация через веб-кабинет для самозанятых
На сайте nalog.ru есть личный кабинет налогоплательщика, о котором все и так знают. Но — внимание! — это не тот личный кабинет, через который регистрируются самозанятые. У них свой сервис и отдельный личный кабинет.
Вот правильная ссылка для доступа и регистрации: https://lknpd.nalog.ru/
Через веб-кабинет можно зарегистрироваться только по ИНН и паролю. По паспорту нельзя. Зато этот вариант подходит тем, у кого нет смартфона или кто не хочет скачивать приложение. Личный кабинет для спецрежима «Налог на профессиональный доход» доступен со стационарного компьютера, даже если у вас кнопочный телефон. Приложение «Мой налог» тут не пригодится.
При регистрации через сайт тоже нужно подтвердить номер телефона и выбрать регион.
Можно зарегистрироваться через приложение, а чеки отправлять через сайт — и наоборот. Когда вы стали самозанятым, то можно пользоваться любым сервисом. Информация о доходах тоже доступна везде.
В веб-кабинете доступна и регистрация по паролю от госуслуг. Если есть подтвержденная учетная запись, можно использовать ее для входа в личный кабинет. Но здесь нужно быть очень внимательным: при первой же авторизации таким способом произойдет автоматическая постановка на учет в качестве самозанятого.
Как сформировать и отправить чек
На каждое поступление от клиентов нужно сформировать чек. Как вы получили деньги, не имеет значения. На счет в банке, наличными или на карту — это ваше дело. Чек вы формируете сами.
Делать это нужно через приложение или на сайте.
7 вопросов про налоги для самозанятых, чтобы перестать беспокоиться и начать жить спокойно
Какие налоги обязаны платить самозанятые?
Единственный налог, который платят самозанятые, — налог на профессиональный доход (НПД). Он похож на упрощённую систему налогообложения для предпринимателей, но отличается ставкой:
4% — за доходы от работы с физическими лицами;
6% — за доходы от работы с юридическими лицами или ИП.
Самозанятые платят НПД, если их годовой доход составляет не больше 2,4 млн рублей. Если превысить лимит, нужно оформить ИП. А если самозанятый уже работает как ИП ( да, так тоже можно ), то нужно выбрать другой налоговый режим.
Иногда самозанятые должны платить НДФЛ как обычные физические лица. Это правило относится к доходам:
по трудовому договору;
от бывших работодателей, на которых вы работали меньше двух лет назад;
госслужащих, кроме сдачи квартиры в аренду;
от продажи имущества.
Закон не запрещает платить часть налогов как самозанятым, а часть — как физическим лицам. Но есть видов деятельности, при работе по которым нельзя быть самозанятым. К ним относятся:
работы по договорам поручения, комиссии или агентских договоров;
продажи товаров с обязательной маркировкой или акцизами;
продажи недвижимости и транспортных средств;
работы по договору простого товарищества;
курьерской доставки без онлайн-кассы;
добычи и продажи полезных ископаемых;
перепродажи товаров (сфера ритейла).
Также не могут быть самозанятыми адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, нотариусы и медиаторы.
Когда нужно платить налог на профессиональный доход?
Ежемесячно — не позднее 25 числа месяца. В текущем месяце уплачивается налог за предыдущий. Например, налог за май нужно уплатить не позднее 25 июня. Но если на 25 число выпадает праздник или выходной, тогда срок уплаты переносится на следующий рабочий день.
Приложение «Мой налог» присылает уведомления со сроком и суммой следующего платежа
Если вы только зарегистрировались в качестве самозанятого, первый налоговый период считают со дня регистрации и до конца следующего месяца. Например, при постановке на учет в июне уплатить налог нужно до 25 августа.
Что будет, если не платить налог с доходов самозанятого?
По закону налоговая инспекция вправе проверить доходы самозанятого, доначислить неуплаченные налоги и выписать штраф. Он составит 20% от суммы, которую вы должны были уплатить, но скрыли от налоговой. Штраф может вырасти до 100%, если вы снова уклонитесь от уплаты налогов в течение полугода с последнего нарушения.
На практике ситуация не так однозначна. Сами по себе инспекторы не видят никакие поступления на карты физических лиц и предпринимателей. Чтобы изучить доходы самозанятого, они обязаны проводить налоговую проверку. Но есть одна проблема: чтобы проверить самозанятого, инспектор должен запросить разрешение у центрального аппарата ФНС.
Важно : без веских причин и подозрений на сокрытие крупных доходов межрайонные инспекции это точно не сделают. Но не платить налоги всё равно плохо: кто знает, вдруг через месяц ФНС разрешит проверять всех самозанятых без разбора.
С самозанятыми ИП ситуация другая. Налоговая вправе самостоятельно проводить камеральные и выездные проверки предпринимателей, поэтому шанс получить штраф за уклонение от уплаты налогов становится выше.
Что делать, если доход в течение года превысил 2,4 млн рублей?
Если календарный год ещё не закончился, а доход уже превысил 2,4 млн рублей, самозанятость автоматически прекращается. Физические лица платят НДФЛ, а ИП выбирают новый налоговый режим.
Сложнее всего предпринимателям. Как только доход превышает лимит, они получают 20 календарных дней, чтобы поменять НПД на другой налоговый режим. Для этого нужно написать заявление и отправить в налоговую по месту регистрации заявление.
Вот формы заявления:
Важно : в заявлениях на УСН и ЕСХН в графе «Код признака налогоплательщика» нужно указать «3». Так налоговая поймёт, что вы переходите с другого налогового режима.
Подсказки по заполнению заявления есть прямо на бланке
Если не написали заявление или не уложились в 20 дней, произойдёт страшное — ИП автоматически перейдёт на общую систему налогообложения. Тогда со всех поступлений свыше 2,4 млн рублей придётся платить 13% НДФЛ.
После того, как самозанятость аннулируют, снова перейти на НПД или другой налоговый режим можно только с 1 января следующего года.
Как добровольно платить взносы в ПФР, чтобы накопить трудовой стаж?
Самозанятые вправе не платить страховые и пенсионные взносы. Но если вы планируете накопить трудовая стаж и подстраховаться пенсией, вы можете платить взносы в ПФР добровольно.
Чтобы стать плательщиком пенсионных взносов, нужно сформировать и отправить заявление в ПФР. Вот как это сделать в приложении «Мой налог»:
Откройте экран «Прочее».
Выберите раздел «ПФР».
Нажмите «Подать заявление», затем — «Перейти».
Снова нажать «Подать заявление».
Заявление формируется автоматически по информации, которая уже есть у налоговой
Когда заявление обработают и примут, в приложении появится раздел «Платежи ПФР». С помощью него вы сможете платить взносы в пенсионный фонд. Это работает как для самозанятых физлиц, так и для ИП с налогом на профессиональный доход.
Стаж начисляется пропорционально уплаченной сумме — заплатить можно от 1 рубля. Чтобы получить полный год страхового стажа, за 2021 год нужно уплатить 32 448 рублей, за 2022 — уже 34 445 рублей.
Как добровольно платить взносы в ФСС, чтобы оформлять больничные и декрет?
Страховые взносы помогут получить социальные гарантии от государства, например, больничные или декретные выплаты. Но добровольно платить взносы в ФСС могут только самозанятые ИП: физическим лицам такая возможность недоступна.
Можно подать заявление электронно или записаться на приём в местное отделение ФСС
Размер взносов в ФСС всегда фиксированный. Он зависит от размера МРОТ в текущем году. Например, сейчас взносы составляют 2,9% от МРОТ. В 2021 году это 4 451,62 рублей. Платить можно как одним платежом, так и несколькими в течение года.
Важно : внести нужно полную сумму взносов за год. Если внести меньше, ФСС просто вернёт деньги и не покроет расходы предпринимателя на больничный или декрет.
Чтобы получить страховые выплаты, нужно обратиться в отделение ФСС по месту регистрации. Сделать это нужно не позднее шести месяцев после выхода с больничного или декрета. Но не раньше следующего года. Например, если уплатили взносы 25 октября 2021 года, получить выплаты можно только с 1 января 2022 год а.
Как убедить партнёров, что им не придётся платить налоги за вас?
Не все юридические лица и предприниматели хотят работать с самозанятыми. Некоторые опасаются, что самозанятый аннулирует чек, внесет неверную сумму или не заплатит налоги. Это создаст лишние риски бизнесу: в лучшем случае придётся уплатить НДФЛ, в худшем — штрафы и ограничения от банков.
В действительности всё не так страшно. Есть несколько советов, которые помогут заказчикам не беспокоиться за работу с самозанятыми. Вот несколько основных правил, которые обязательно нужно рассказать вашим заказчикам:
Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например, договор оказания услуг или универсальный договор-счёт-акт.
В договоре должны быть прописаны статус самозанятого, обязанность самозанятого выдавать чеки и вовремя сообщать о снятии с режима НПД, а также то, что заказчик не платит НДФЛ и страховые взносы за физлицо.
После каждой оплаты самозанятый должен сформировать чек в приложении «Мой налог» и отправлять его в установленный срок.
Чтобы ваши партнёры знали правила работы с самозанятыми, дайте им почитать нашу статью «Как принять на работу самозанятого» — в ней собраны все тонкости работы с самозанятыми и советы, как обезопасить себя от проблем с недобросовестными физлицами.
Как оформить самозанятость через приложение «Мой налог»
Показываем, где скачать приложение «Мой налог», в каком порядке и куда нажимать, чтобы стать самозанятым.
Шаг 1. Скачать приложение «Мой налог»
Чтобы оформить самозанятости нужно скачать приложение «Мой налог» в апсторе для айфонов или в гуглплее для остальных марок телефонов. Можно скачать по ссылкам или вбить в поиск в каталоге приложений «Мой налог»:
В каталогах приложений есть похожие вроде «Налоги», «Самозанятость», «Моя самозанятость», но нужно скачать одно с названием «Мой налог» и такой иконкой:
Затем нужно открыть приложение и согласиться на обработку персональных данных.
Шаг 2. Согласиться на обработку персональных данных
Нужно открыть приложение и на первом экране нажать кнопку «Далее».
Затем нужно дать согласие на обработку персональных данных и принять правила приложения. Без согласия на обработку персональных данных оформить самозанятость не получится.
В приложение нужно вводить персональные данные: номер телефона, фамилию, имя, паспортные данные. И в соглашении пользователь дает налоговой право эти данные собирать, хранить и передавать другим государственным органам.
Чтобы перейти к оформлению самозанятости, пользователю нужно проставить галочки и нажать «Согласен».
Затем появится экран, на котором можно будет выбрать способ регистрации.
Шаг 3. Оформить самозанятость через Госуслуги или по паспорту
В приложении «Мой налог» самозанятость можно оформить тремя способами: по паспорту, через Госуслуги или через личный кабинет физического лица на сайте налоговой.
Разберем все три способа.
В приложении нужно выбрать «Регистрация по паспорту РФ», затем ввести номер телефона и код из смс, который на него придет.
Затем нужно выбрать регион, в котором будет работать самозанятый, и отсканировать паспорт:
Приложение распознает паспортные данные, но их нужно проверить: все ли цифры верные, нет ли ошибки в фамилии или дате рождения. Если всё верно, можно нажать «Подтвердить», а затем добавить или сделать фотографию, чтобы подтвердить личность:
Если учетная запись есть и она подтверждена, можно оформлять через нее самозанятость. В приложении на экране регистрации нужно выбрать «Через Госуслуги», затем ввести логин и пароль учетной записи на Госуслугах.
Через ЛК физического лица — это оформление самозанятости на сайте налоговой. Логин и пароль для этого кабинета можно получить в любой налоговой или через подтвержденную учетную запись на Госуслугах.
Логин и пароль в налоговой могут получить и иностранные граждане, поэтому им подходит регистрация самозанятости через ЛК физического лица.
Процесс регистрации почти не отличается от оформления самозанятости через Госуслуги: нужно войти в личный кабинет налогоплательщика, подождать, ввести номер телефона и код.
Если у пользователя есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах или логин и пароль от личного кабинета налогоплательщика, проще оформлять самозанятость через них. Если же нет, подойдет регистрация по паспорту — это будет быстрее, чем идти в МФЦ или налоговую.
Самозанятость можно оформить без приложения
Есть способ оформить самозанятость без приложения — зарегистрироваться через личный кабинет налогоплательщика НПД. Но для регистрации понадобится логин и пароль с сайта налоговой, который можно получить лично в налоговой или через подтвержденную учетную запись на Госуслугах.
Логином будет ИНН. Для регистрации нужно зайти в личный кабинет налогоплательщика НПД, ввести ИНН, пароль и нажать кнопку «Зарегистрироваться». Как и в приложении, нужно будет согласиться на обработку персональных данных, а потом нажать «Далее» и «Подтвердить».
Для физических лиц на этом всё, а ИП после регистрации в качестве самозанятого нужно будет подать в налоговую уведомление об отказе от другого специального налогового режима, например упрощенки. Подробнее об этом мы рассказывали в другой статье.
- как узнать налог в личном кабинете налогоплательщика
- как узнать налог за машину и квартиру