как узнать налоговый номер иностранного контрагента
Как вводить реквизиты российских и иностранных контрагентов в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3. 0)?
Рис. 1. Раздел «Функциональность программы»
После включения одной из указанных опций, в карточке контрагента может быть указана страна регистрации. Для юридических и физических лиц, зарегистрированных в РФ указывается страна регистрации – «Россия». При вводе российских контрагентов для юридических лиц указываются следующие коды:
Рис. 2. Ввод реквизитов российских организаций
При вводе индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в РФ указываются следующие коды:
Рис. 3. Ввод реквизитов российских предпринимателей
Для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполняется контроль правильности ИНН и КПП по данным сервиса npchk.nalog.ru. Если контрагент зарегистрирован за пределами Российской Федерации, то для физических и юридических лиц указываются следующие коды:
Рис. 4. Ввод реквизитов иностранных контрагентов
Налоговый номер – это налоговый номер, присвоенный налогоплательщику в стране регистрации, аналог ИНН для российских организаций.
Регистрационный номер – это регистрационный номер, присвоенный налогоплательщику в стране регистрации, аналог ОГРН/ОГРНИП для российских организаций.
В том случае, когда иностранная организация встала на учет в налоговую инспекцию в Российской Федерации, ей присваивается ИНН. Причин для постановки на учет может быть несколько: открытие филиала, приобретение имущества на территории РФ, открытие расчетного счета в российском банке. ИНН иностранной организации присваивается единожды и не меняется в течение всего периода деятельности иностранной организации. В том случае, когда иностранная организация получила ИНН по любому из оснований, нужно указать этот ИНН в карточке контрагента.
Как проверяют контрагентов в Евросоюзе
Недостатка в данных о бизнесе в Европе нет, вопрос в удобстве их использования. Возникает этот вопрос в двух случаях: либо резидент одной страны ЕС ищет информацию о резиденте другой страны ЕС, либо такой информацией интересуется некто третий. Например, россиянин.
История европейского бизнеса отличается от истории бизнеса российского. «У них» за плечами века истории, которую не прерывали эксперименты с попытками построения плановой экономики. Поэтому и взаимоотношения бизнеса с государством в Западной Европе несколько отличаются от наших. К примеру, основной закон, регламентирующий коммерцию в Германии — Торговое уложение — датируется 1897 годом. Без многочисленных поправок, естественно, не обошлось, однако костяк документа сохранился в первозданном виде.
Европейские аналоги ЕГРЮЛ
Регистрация новых предприятий в Европе, прежде всего, связана с саморегулирующимися организациями (торговыми палатами), коммерческими судами. И только на финальном этапе информация поступает в налоговое ведомство.
В деталях бизнес-регистры разных стран различаются, однако концептуально, по содержанию все они похожи на наш ЕГРЮЛ: дата регистрации, форма собственности, учредители, директора, адрес, уставный капитал и так далее. С конца 1990-х эти регистры начали переводить в электронный вид. И поскольку Евросоюз уже много лет выступает за глобальную налоговую прозрачность, то в открытом доступе регистрационные базы стран Европы появились гораздо раньше, чем у нас. Правда, за последние годы Россия очень быстро наверстала это отставание.
Европейский юридический портал как агрегатор информации
В море электронных данных о европейском бизнесе выделяется крупный современный «порт» — Европейский юридический портал, который с 2010 года запущен под эгидой Еврокомиссии.
Европейский юридический портал (e-Justice) был создан для того, чтобы максимально облегчить десяткам миллионов людей решение вопросов, связанных с международной бюрократией. С помощью e-Justice можно не только проверить контрагента, но и разобраться в иностранном законодательстве, сориентироваться в судебной системе (например, подать иск через интернет). Пожалуй, это самая удобная точка входа в бизнес-регистры всех стран ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна и Норвегии. Нет, о единой регистрационной базе в масштабах Европы речи не идет, да и вряд ли пойдет в ближайшем будущем. Отбирать суверенитет у национальных организаций никто не собирается, и об унификации учетных данных речи тоже не идет. Просто на e-Justice имеется наиболее полный путеводитель по регистрам, из которого можно узнать все нужные подробности на 28 языках.
В 1998 году появился Европейский бизнес-регистр (European Business Register, EBR), однако это был не более чем маркетинговый ход. Все последующие годы его сайт представлял собой рекламную площадку для 17 дилеров, через которых, собственно, доступ к EBR и предоставлялся. Дилерами в большинстве своем были администраторы государственных электронных регистров, они обменивались между собой информацией по запросу.
Сегодня на смену EBR пришел BRIS — Business Registers Interconnection System – уже как составная часть Европейского юридического портала. Создатели Регистра объявили, что с июня 2017-го все бизнес-регистры стран сообщаются между собой. Как это работает? Во-первых, в регистрах синхронно отражаются изменения, связанные с международными сделками по слиянию. Во-вторых, появилась первая по-настоящему цельная европейская база данных по банкротству. В ней принимают участие Германия, Италия, Чехия, Эстония, Латвия, Нидерланды, Австрия, Румыния и Словения, в перспективе этот список будет расширяться.
По похожей схеме развивается интеграция земельных регистров (кадастров). Несколько стран, объединившиеся в ассоциацию EULIS (European land information service), сделали свои кадастры компонентами общедоступной базы, которая обновляется в онлайн-режиме. Остальные уверенно продвигаются к этому решению.
Схожие функции портал e-Justice выполняет и в случае поиска судебных дел, в которых фигурирует та или иная компания. Как и с бизнес-регистрами, самыми полными и надежными источниками судебной информации являются онлайн-системы на уровне государств-членов, и e-Justice самым подробным образом информирует пользователей о том, куда и как нужно обращаться. В 2011 году Совет Европы начал внедрять European Case Law Identifier (ECKI) — единый стандарт регистрации судебных документов. По мере внедрения стандарта в государствах-членах единая база поиска постепенно разрастается.
Единый портал закупок
Еще один электронный сервис Евросоюза — единый портал закупок (в том числе государственных и муниципальных) TED (Tenders electronic daily). Здесь ежегодно публикуется 460 тысяч уведомлений о закупках, включая 175 тысяч тендеров на общую сумму в 540 млрд. евро.
Коммерческие сервисы
Разумеется, масштабные ресурсы служат «сырьем» для коммерческих сервисов, самые крупные из которых оперируют данными в рамках всего мира. Например, созданный в Великобритании Global Business Register. Его создатели начали с предоставления доступа к EBR. Потом в базу влились 45 штатов США, подтянулись и другие страны.
Сейчас GBR direct предоставляет доступ к регистрам 150 стран и считается крупнейшим в мире сервисом подобного рода. В нем доступны документы, которые в России можно приравнять к выписке из ЕГРЮЛ, а также договоры об осуществлении прав участников, уставы обществ, ежегодная бухгалтерская отчетность, сведения о кредитном обременении компании и ее залогах.
Сервис показывает перекрестные связи владения различными компаниями и руководства ими (включая бывших руководителей). Недавно в перечень услуг добавилась информация из бюро кредитных историй.
Предоставлением данных из официальных источников Global Business Register не ограничивается и предлагает сформированные на их базе аналитические обзоры и исследования.
Практика пользования сервисами
С государственными базами работает множество игроков рынка разного калибра. Бесплатно окунуться в европейское информационное море можно, но только очень неглубоко.
Cплошной мониторинг всех возможных контрагентов (как это реализовано в Контур.Фокусе) в Европе предлагается не так широко. Упор делается на детальное изучение конкретных возможных сделок. Видимо, причина в том, что тема фирм-однодневок для Европы не так актуальна, как для нас.
Доступ к данным о европейских контрагентах для россиян
При желании множество информации можно найти самостоятельно. Еще более полное представление о деловом партнере можно получить, заказав комплексное исследование в серьезной компании.
Есть и промежуточный уровень: посредники, которые проведут российского предпринимателя через европейскую юридическую систему, сложную, разветвленную и немного от этого пугающую. Как правило, такие услуги оказывают русскоязычные адвокатские конторы, созданные мигрантами из бывшего СССР. В общем, как обычно на рынке, на каждый кошелек найдется свое предложение.
Получение информации об иностранном юрлице
Информация об иностранном юрлице может понадобиться организации в разных ситуациях. К наиболее распространенным можно отнести необходимость проверить контрагента перед заключением сделки или уточнить текущее состояние действующего контрагента.
Проверка правового и экономического статуса иностранного партнера (например, поставщика, покупателя, юрлица, инвестором которого вы являетесь, или участника вашего юрлица), оценка его финансовой состоятельности позволяют снизить риск при осуществлении внешнеэкономической деятельности. При этом получить достоверную и объективную информацию об иностранном юрлице сложнее, чем о белорусском. Как правило, получением такой информации занимается юридическая служба. Далее рассмотрим основные способы и источники получения информации об иностранном юрлице.
Запрос информации у контрагента
— выписку из регистра государства, в котором зарегистрирован контрагент;
— учредительные документы. В разных странах названия и содержание таких документов отличаются;
— документы, подтверждающие личность и полномочия представителя компании (право подписи, ведения переговоров и т.д.);
— документы, подтверждающие наличие необходимых ресурсов, в том числе налоговую отчетность;
— документы, подтверждающие наличие расчетных счетов;
— другие необходимые документы.
Желательно, чтобы документы были переведены на русский или белорусский язык и заверены.
Отказ контрагента предоставить запрашиваемую информацию должен насторожить.
Полученную от контрагента информацию следует проверить. Сделать это можно одним или несколькими из рассмотренных ниже способов.
Получение информации из открытых источников
Найти информацию о зарубежных контрагентах можно на разных сайтах, собирающих информацию о компаниях одной или сразу нескольких стран. Такие порталы есть как у государственных органов и организаций этих стран, так и у коммерческих компаний.
На веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Беларуси приведены ссылки на онлайн-реестры некоторых иностранных государств.
На сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации приведены ссылки на открытые базы данных 113 государств.
Информацию о европейских компаниях можно найти также на сайте Европейского бизнес-регистра (EBR), который дает ссылки на национальные регистры европейских стран.
Подробнее о регистрах европейских стран можно прочитать здесь.
При поиске информации в национальных регистрах необходимо учитывать следующее. Объем информации, который можно получить бесплатно, зависит от конкретной страны. Как правило, открытой является информация: о наименовании, регистрационном номере, статусе (действующее или нет) и адресе юрлица. В то же время открытой может быть и вся информация, содержащаяся в регистре, или большая ее часть. Например, информация об изменении регистрационных данных, участниках, размере уставного фонда (капитала) и т.д. Как правило, в регистрах стран основная информация предоставляется бесплатно, а дополнительная — за плату. Кроме того, в регистрах некоторых стран информация доступна только на национальных языках (например, Украина, Франция).
Важно помнить, что часто такие общедоступные сведения носят справочный характер и не могут рассматриваться как официальный ответ государственного органа. В то же время это не всегда так. Необходимо искать на сайте каждого регистра указание о том, считается представленная информация официальной или справочной.
В ряде случаев информации из открытых источников (как бесплатных, так и предоставляющих доступ за плату) может быть достаточно. Например, если в них представлена развернутая информация о юрлице. Или на этапе первоначальной проверки стало понятно, что в регистре нет сведений о регистрации контрагента, в связи с чем дальнейшая трата времени и денег на его проверку нецелесообразна.
Получение выписки из регистра страны учреждения иностранного юрлица
Такую выписку можно запросить по своему усмотрению. Однако есть случаи, когда это сделать обязательно. Именно выписка из торгового регистра страны учреждения (или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения) необходима, например, при подготовке документов для государственной регистрации :
— организации, когда собственником имущества, учредителем (одним из учредителей) является иностранная организация;
— изменений в устав, связанных со сменой собственника имущества, изменением состава участников, если новым собственником имущества или участником является иностранная организация.
Выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации. По общему правилу такая выписка требует легализации.
На заметку
Не все иностранные официальные документы подлежат легализации. Например, на документах из государств — участников Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных публичных документов, достаточно проставления апостиля. При этом, если документ выдается в стране, с которой Беларусь подписала двусторонний или многосторонний договор о правовой помощи, отменяющий требования легализации, дополнительного специального удостоверения не требуется. Перечень таких международных договоров есть на сайте Верховного Суда Республики Беларусь.
Порядок получения выписки (направления запроса, оплаты, срок и способы направления готовой выписки), как правило, можно найти на сайте самого регистра. Например, порядок получения выписки из регистра Литвы можно посмотреть здесь. Так, для получения выписки необходимо заполнить заявку по установленной форме и направить ее:
— по почте на адрес: Lvovo g. 25-101, 09320 Vilnius, приложив копию документа, удостоверяющего личность руководителя (нотариально заверять копию не нужно), и документ, подтверждающий оплату услуги, или
— по электронной почте info@registrucentras.lt. В этом случае заявка должна быть подписана электронной подписью.
Обращение в организации, оказывающие услуги по предоставлению информации о компаниях и их проверке
Когда нужна более глубокая и всесторонняя проверка контрагента, целесообразно обратиться к специалистам. Однако это сопряжено с дополнительными финансовыми и временными затратами.
В интернете можно найти компании (как отечественные, так и зарубежные), которые оказывают услуги по предоставлению информации об иностранных юрлицах. Стоимость услуг, как правило, зависит от объема запрашиваемой информации и сроков ее подготовки.
Сведения о юрлицах предоставляются в форме бизнес-справок. Такие бизнес-справки, как правило, включают в себя: регистрационные данные юрлица и произошедшие изменения; сведения о руководстве, в том числе о лицах с правом подписи; информацию о персонале, его численности; размер уставного фонда (капитала), историю его изменений; сведения об учредителях и размерах их долей, сфере деятельности компании, наличии недвижимости, аффилированных лицах, негативных фактах (наличие задолженности, задержки платежей и др.); дополнительную информацию (например, участие в судах, наличие транспорта, упоминания в СМИ и др.); финансовые данные (балансы, отчеты о прибылях и убытках).
Компании, предоставляющие информацию об иностранных юрлицах, дополняют бизнес-справки важными аналитическими показателями, характеризующими текущую платежеспособность юрлица, его платежную дисциплину, а также дают собственную оценку возможности сотрудничества с проверяемым юрлицом. Эти показатели формируются с использованием программных продуктов и с помощью финансовых аналитиков.
Некоторые компании размещают на своих сайтах примеры бизнес-справок, которые готовят для клиентов.
Часть таких компаний помимо предоставления бизнес-справок предоставляют услуги по получению выписок из иностранных регистров, а также обеспечивают их консульскую легализацию и апостилирование (при необходимости).
Внешнеторговый контракт: как проверить иностранного контрагента
Внешнеторговый контракт — это не только выход на новые рынки и выгодные сделки, но и дополнительное внимание со стороны ФНС.
Неблагонадёжный иностранный партнёр вызовет интерес не только у налоговой службы, но и у таможни, а также органов экспортного и валютного контроля. Могут быть сорваны сроки поставки товаров, разорваны контракты с отечественными партнёрами и, как итог, организации придётся заплатить пени и штрафы. И это лишь один из сценариев развития событий.
Проверьте иностранного партнёра по шести пунктам
Всю переписку с иностранным партнёром и найденную информацию обязательно сохраняйте. Так вы подтвердите свою осмотрительность и исключите подозрения со стороны контрольно-надзорных органов.
Как проверить иностранную компанию: 5 способов
Для проверки иностранного контрагента есть несколько способов.
1. Запрос документации. Запросите у иностранного партнёра документы, подтверждающие его существование, права и полномочия. Желательно, чтобы документы были заверены и имелся их нотариальный код.
2. Посредством ФНС В зарубежных странах есть реестры, схожие с российским ЕГРН. Вы можете запросить официальное подтверждение о существовании компании. Сделать это можно самостоятельно, воспользовавшись сервисом «Налоговые администрации стран мира» на официальном сайте ФНС.
Также можно отправить запрос в Государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц. Организацию можно найти по наименованию, адресу, ИНН и КПП, видам экономической деятельности, номеру записи об аккредитации или дате аккредитации. Включение компании в реестр будет свидетельством того, что она ведёт свою деятельность на законных основаниях.
3. Через ТПП. В специальном разделе сайте Торгово-промышленной палаты можно запросить бизнес-справку, выбрав исполнителем одно из территориальных подразделений ТПП. Заявку должны обработать в течение 20 рабочих дней.
4. Порталы российских госорганов. Если иностранная компания уже работала в России, то проверить её на благонадёжность можно посредством порталов российских госорганов. На сайте Арбитражного суда по названию организации, ИНН или ОГРН можно поискать судебные разбирательства с участием контрагента.
5. Через спецплатформы и каталоги.
Воспользуйтесь специальными платформами.
Помните, что официальными будут считаться документы, полученные от госорганов страны, заверенные печатями и подписями должностных лиц.
Проверка иностранного контрагента существенно облегчит вам жизнь и позволит успешно заключить внешнеторговый контракт.
Рекомендуем
Семинар посвящен детальному анализу основных условий внешнеэкономического контракта с учетом практики заключения, исполнения и разрешения споров. Большое внимание уделяется новым возможностям внешнеэкономической деятельности в 2020 году. Будут рассмотрены виды документации, сопровождающей внешнеторговые операции с учётом изменений в таможенном регулировании, типичные ошибки, допускаемым при заключении контрактов, при предъявлении исков и их рассмотрении в МКАС при ТПП РФ, в арбитражных судах в России и за рубежом. Все вопросы освещаются с учетом самых последних изменений, внесенных в законодательные и нормативно-правовые акты.
Будьте начеку! 17 бесплатных сервисов для проверки контрагента
Ответственность за последствия работы с недобросовестным контрагентом лежит на компании. Ошибка в выборе бизнес-партнера может привести к проблемам с налоговиками и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, она часто ведет к убыткам из-за срывов договоренностей или обмана.
Должная осмотрительность при выборе контрагента
В письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ ФНС России в целях проявления должной осмотрительности определяет право налогоплательщиков:
Запрашивать у контрагентов необходимую информацию, которая не является коммерческой тайной.
Пользоваться электронными сервисами ФНС России.
Обращаться в налоговые органы по месту учета контрагентов об установленных в отношении последних нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Перед началом сотрудничества запросите у компании копии устава, свидетельства о госрегистрации, свидетельства о постановке на учет в ФНС, паспорта директора и бухгалтерскую отчетность за прошлый год. Также воспользуйтесь бесплатными сервисами для проверки контрагентов.
Сервисы ФНС для проверки контрагентов
Сайт Налоговой службы предоставляет возможности для поиска нужной информации и проверки контрагентов:
Сервис «Прозрачный бизнес» (работает в тестовом режиме). Предоставляет комплексную информацию о налогоплательщике-юрлице. Дублирует функционал некоторых сервисов, приведенных ниже.
Сведения о юрлицах с задолженностью по уплате налогов или не предоставляющих налоговую отчетность более года. Сервис также содержит данные о юрлицах с задолженностями, которые направлялись на взыскания судебным приставам.
Адреса с несколькими юрлицами. Массовая регистрация компаний по одному адресу.
Другие бесплатные способы проверки контрагентов
В интернете получить сведения о деятельности бизнес-партнера можно через поисковики (упоминания о компании в СМИ), в сервисах онлайн-карт (проверить наличие и фотографии офиса компании) и непосредственно на сайте контрагента (крупные клиенты, выполненные проекты, отзывы).
Дополнительную информацию предоставляют сервисы:
Картотека арбитражных дел. Содержит сведения по 26 млн дел.
Единый реестр проверок. Данные по проверкам юрлиц и ИП на портале Генпрокуратуры.
Запомнить
Подписывайтесь на телеграм-канал Русской Школы Управления @rusuprav Автор: Степан Добродумов