как узнать название статуэтки
Что нужно знать о статуэтках из фарфора
Одно дело, когда фигурка из фарфора покупается для подарка или чтобы радовать глаз в интерьере и совсем другое, если она станет частью коллекции, в будущем приносящей дивиденды. В первом случае можно руководствоваться собственным вкусом, во втором – придётся определять подлинность, время изготовления, отсутствие реставрации и другие важные детали, влияющие на ценность изделия. Приобретая современный фарфор, лучше сразу отказаться от китайской продукции, далёкой от шедевров XIV – XVII века и сосредоточиться на ведущих российских фабриках, которые не изменяют вековым традициям качества при доступных ценах.
Советы начинающим коллекционерам
Доступнее других – малая фарфоровая пластика советского периода. Пылящееся в серванте «бабушкино наследство» или купленная на блошином рынке фигурка, может оказаться ценным раритетом, на международных аукционах стоящим тысячи долларов. Фарфор, «рождённый в СССР» понятен на генетическом уровне, поэтому меньше шансов приобрести подделку. Почти в каждом доме есть статуэтки ведущих заводов – Дулёвского, ЛФЗ, Гжели и других, ценность которых с каждым днём возрастает. Кроме того, купить их можно намного дешевле немецких или французских аналогов.
Каждая инвестиционная коллекция начинается с изучения маркировки завода-изготовителя по периодам. Иногда «правильные» клейма не соответствуют по дизайну времени изготовления, что помогает выявить подделку. Каждое историческое событие отражалась на маркировке – это особенно заметно у предприятий, основанных до революции 1917 года. Например, у бывшего Ленинградского, а сегодня Императорского фарфорового завода около 70 видов клейм, у Дулёвского – не менее 30.
Отсутствие маркировки само по себе не является свидетельством подделки. Надпись, если её наносили надглазурными красками, могла стереться со временем или при неправильном уходе. Наоборот, должны настораживать слишком чёткие клейма, без смазанных или слабо различимых элементов. Они могут выдать новодел.
Также следует обратить внимание на следующие нюансы:
Всё должно соответствовать данным каталогов. При малейших отклонениях, лучше отказаться от приобретения.
Другие признаки новодела
Начинающим коллекционерам стоит некоторое время походить по антикварным магазинам, приучая глаз сравнивать поддельные и оригинальные статуэтки из фарфора. Они отличаются блеском глазурного покрытия, красками росписи, оттенком «теста» и, часто, размером. Если оригинал используется, чтобы снять форму, а затем делается копия, она, после обжига даст усадку на 16%. То есть, новодел даже визуально будет меньше «исходника».
Кроме того, выдаёт подделку:
Не стоит «набрасываться» на любые статуэтки советского периода, надеясь, как неопытный золотодобытчик, «намыть» среди песка по-настоящему драгоценные крупицы. Правильнее сосредоточиться на одном заводе и узнать о нём всю возможную информацию – от фамилий ведущих художников до изделий, которые не вошли в тираж, а значит, представляют двойную ценность. На первом месте у коллекционеров продукция Дулёво, Вербилок и ЛФЗ 1930 – 1950-х годов.
Что собирать
Раритетные экземпляры ценятся на порядок выше фигурок, стоявших в прежние времена в каждом доме. Но имеют значение и другие факторы. Ощутимо влияет на цену статуэток из фарфора тематическая направленность. Наибольший интерес представляют аллегории – мифологические или литературные сценки, цирк, балет, военные и агитационные сюжеты и так далее. Второе место занимает детская тематика. Здесь следует отдать предпочтение композициям, напоминающим о пионерском прошлом, вызывающим ностальгию. Авторские работы, если речь идет не о современных статуэтках из фарфора, а о винтажных или антикварных, занимают только третью позицию в рейтинге наиболее востребованных. Это связано с затруднённым определением подлинности. С другой стороны, произведения именитых фарфористов – это всегда эксклюзив, «подогревающий» интерес ценителей. Важно, чтобы на изделиях стояла оригинальная авторская подпись.
Малотиражные фигурки, не относящиеся к уже перечисленным категориям, уступают им в цене, но тоже рекомендуются для коллекционирования. Возраст таких предметов искусства должен составлять не менее 50 лет. Завершает список анималистика. С инвестиционными целями лучше собирать животных – героев басен и сказок, они стоят дороже.
Внимание, реставрация
При покупке фарфоровых статуэток через интернет-сайты, повышается риск приобрести не только фальшивку, но и фарфор, подвергшийся профессиональной реставрации. Его ликвидность намного ниже, поскольку найти ценителя, который «махнёт рукой» на восстановительные работы, сложно. Есть смысл покупать отреставрированные вещи, только если они являются раритетными и представляют художественную или историческую ценность. Такие предметы приобретут в любом случае, главное, чтобы изъяны не были заметны и не влияли на внешний вид статуэтки.
Определить, проводилась ли реставрация можно:
Как заработать миллионы на бабушкином сундуке: Какие вещи из СССР ценятся коллекционерами дороже всего
Продажа вещей из СССР давно стала настоящим бизнесом, причём занимаются им не только антиквары, но и поисковики — люди, которые обходят заброшенные деревни и городские дома и забирают из них всё более-менее ценное. Кажется, куда можно пристроить старый облезлый комод без ручек? И что можно заработать на старых инструментах вроде советского молотка или напильников? 100–200 рублей, не больше. Но тут всё дело в количестве. 10 старых инструментов из крепкого советского железа будут стоить уже полторы – две тысячи рублей. А старый комод с радостью за 500–1000 рублей заберёт мастер, зарабатывающий на восстановлении старой мебели из дерева. Главное — знать, кому предложить. Точно так же и с более дорогими вещами из СССР. Тут главное — спрос. Итак, что из содержимого старого бабушкиного сундука поможет если не разбогатеть, то хотя бы продержаться на плаву?
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев
Самым ходовым товаром в антикварных лавках Москвы являются фарфоровые статуэтки. В СССР это был непременный предмет декора в каждой квартире, ведь тогда в стране работало больше 30 фарфоровых заводов. Статуэтки ставили под стекло в серванты, в стенки и на телевизоры. Большинство из них выпускались сериями, и одинаковые изделия можно было увидеть во многих квартирах.
Самые массовые изделия сейчас можно продать за 300–800 рублей. Но есть и дорогие экземпляры. Например, крохотная фигурка птички «Пуночка» Ленинградского фарфорового завода стоит уже две тысячи рублей, а статуэтка высотой в 13 см «Берёзка» Дулёвского завода, изображающая трёх девушек в кокошниках, — пять тысяч рублей. А неполиткорректная статуэтка «Негритянка и негр играют на барабанах» Ленинградского завода фарфоровых изделий может принести уже 30 тысяч рублей.
До 20–50 тысяч долларов может доходить цена статуэток с названиями «Дядя Стёпа – милиционер», «Красная гвардия», «Телефонный разговор», «Иосиф Сталин» и «С детьми на прогулке».
Антиквары с руками оторвут статуэтки «Испанский танец» ЛЗФИ, «Казак на коне» фарфорового завода в Вербилках, серию литературных героев Гоголя, выпущенную в 1950–1960-х годах. Ценятся статуэтки «Свинарка» Скульптурно-художественной фабрики № 1 Худфонда СССР, «Доярка» Гжельского завода, «Анна Ахматова» (ЛФЗ, 1920-е годы), композиция из трёх фигурок «Золушка» (1950-е годы), шкатулки «Украина», «Белоруссия» и «Россия» и статуэтка-чернильница «Белый медведь» Конаковского завода.
Кроме фигурок ценится советский фарфор. За полный сервиз сейчас можно выручить от 10 тысяч рублей, а за отдельные чашки, чайники, молочники — от 300 до полутора тысяч рублей. Например, чайная пара ЛФЗ 1970-х годов стоит 2,3–2,4 тысячи рублей, а чашка и блюдце производства Дулёво — 1–1,5 тысячи рублей. А вот хрусталь, которым были набиты до отказа советские серванты, сейчас не стоит почти ничего. Загадка.
Спекуляция, подлоги, пропаганда и наглая ложь: Чем на самом деле занимались американские послы в СССР
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев
Игрушки из СССР оцениваются по редкости и сохранности. Педальная машина может стоить от 5 до 100 тысяч рублей — столько однажды отдали за машинку «Москвич-2141», выпущенную во второй половине 1980-х годов.
Железная дорога 1969 года может принести до 100 тысяч рублей, а модель машинки «Скорая помощь» ГАЗ-24-02 «Волга» в упаковке и в идеальном состоянии может стоить 90 000 руб.
Пластиковый бронепоезд – «дутыш», произведённый по особой технологии в 1970-х годах, может принести 50–70 тысяч рублей, металлический экскаватор 1967 года — около 50 тысяч рублей.
Самой дорогой куклой СССР стала шагающая и говорящая кукла «Нина в скафандре» — за неё коллекционеры однажды заплатили 120 000 рублей. Выпуск этой куклы был приурочен к полёту в космос Валентины Терешковой. А пресс-опилочная кукла 1960-х годов «Светлана» была выставлена на аукционе за 60 тысяч рублей.
Монеты, банкноты, облигации
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев
Спросом пользуются только редкие советские монеты. Большинство монет выпускались огромными тиражами и поэтому стоят недорого — 100–200 рублей, а некоторые и сейчас равны своему номиналу. Коллекцию юбилейных монет СССР можно продать за 6–11 тысяч рублей, а коллекцию монет, выпущенных к Олимпиаде-80, — за пять тысяч рублей. Но есть и довольно дорогие монеты. Например, золотой червонец 1923 года. Большая часть червонцев была переплавлена в слитки, поэтому найти такую монету — к деньгам! На аукционе за неё можно получить около 150 тысяч рублей.
30–50 тысяч можно выручить за 2 копейки 1925 года. Эта монета была выпущена большим тиражом в 1924-м, и в 1925-м её решили не выпускать. Однако отдельные экземпляры, попадающиеся в коллекциях нумизматов, говорят о том, что какой-то мизерный тираж всё-таки вышел.
Ещё одним раритетом считается двухкопеечная монета 1927 года. Всего в СССР найдено около двухсот экземпляров. При хорошем состоянии за такую «денежку» можно купить и автомобиль. Некоторые монеты ушли на аукционах за суммы, приближающиеся к 500 тысячам рублей.
Дорогими считаются и три монеты, выпущенные в 1931 году. Это монеты номиналом в 20 копеек — стоимостью примерно в 120–150 тысяч рублей, а также монеты номиналом в 15 копеек и в 10 копеек. Последние на аукционах стоят от 300 до 500 тысяч рублей, — они действительно очень редкие.
За 20 копеек 1934 года можно выручить миллион рублей. Такая цена обусловлена редкостью монеты — её тираж был отозван и переплавлен. До 10–15 тысяч рублей доходит цена 15- и 20-копеечных монет 1941 года выпуска. От 50 до 250 тысяч рублей стоят монеты 1958 года — как копейки, так и рубли. Цена 15- и 20-копеечных монет выпуска 1965–1976 годов может достигать 19 тысяч рублей.
Банкноты СССР стоят недорого — от 50 до 500 рублей. Цена бракованных экземпляров доходит до двух – трёх тысяч рублей. А цена банкнот, которые выпускались на замену бракованным, доходит до 10 тысяч рублей. Большинство облигаций государственного займа стоят не дороже тысячи рублей, но за редкие облигации большого номинала можно выручить от 5 до 20 тысяч рублей.
Фото © ТАСС / Максим Новиков
Стоимость советских книг и открыток зависит от тиража. Чем меньше тираж, тем ценнее открытка или книга. Цена открытки, выпущенной большим тиражом, колеблется от 50 до 250 рублей, а набор открыток стоит около одной тысячи рублей. Редкие открытки, как правило, выпускались на окраинах советской страны. Например, новогодняя открытка из советского Узбекистана стоит больше трёх тысяч рублей, а открытка «Старая Рига» 1954 года — только 900 рублей.
Среди книг, выпущенных в советское время, самыми дорогими считаются прижизненные издания авторов, книги которых уничтожались. Например, труд Льва Троцкого «Октябрьская революция», выпущенный в 1918 году, оценивается в 300 тысяч рублей. А один только VII том сочинений «Политические силуэты» — в 60 тысяч. Высоко ценят прижизненные издания Бухарина, Зиновьева, Раковского. Ценятся книги, выпущенные репрессированными авторами. Например, книга Г. Вяткина «Алтайские сказки», вышедшая в 1926 году, сейчас стоит больше 30 тысяч рублей — её автора и художника-оформителя расстреляли. Дорого стоят издания Джона Рида, вышедшие до 1940-х годов, — в них включены фотографии Троцкого и его сторонников, и поэтому большая часть тиражей была уничтожена.
Высоко ценятся прижизненные издания поэта Николая Гумилева, расстрелянного в 1921 году, издания футуристов и поэтов Серебряного века. Самой дорогой советской книгой стала книга Алексея Крученых под названием «Замаул 4», вышедшая в 1920 году в Баку. Она была продана на аукционе «Сотбис» за 105 тысяч долларов. Издание поэмы Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо?» 1925 года продавалось за 350 тысяч рублей, а издание «Мойдодыра» Чуковского 1923 года — за 80 тысяч рублей.
Заработать можно и на редких экземплярах газет, в которых печатались советские поэты и писатели. Например, подшивка газеты «Искусство коммуны» за 1918 год стоит 200 тысяч рублей, ведь в газете публиковались стихи Маяковского, Гуро, статьи Шкловского, Брика и Шагала.
Войдите в ОК
Если вы коллекционируете фарфоровые статуэтки, то всегда актуальным является вопрос определения подлинности приобретаемого фарфорового предмета. Прежде всего, необходимо провести тщательный наружный осмотр, определить материал, из
которого сделан предмет: фарфор, фаянс или глина. Фарфор более прозрачен на просвет, более изящен в изделиях и при ударе карандашом издает более звонкое и долгое звучание, чем фаянс. Фаянсовые статуэтки, как правило, со временем покрываются паутинкой мелких трещин. Не забывайте обращать внимание на размер фигурки. При
производстве подделок методом простого копирования в форме технологически неизбежно уменьшение размеров получаемых копий на 10-15 % из-за происходящей усадки фарфоровой массы при обжиге. Некоторые новоделы по размеру наоборот немного больше оригиналов или имеют анатомические диспропорции. Обращайте внимание на
роспись статуэтки и мелкие детали. Зачастую, подделанные статуэтки имеют более яркие цвета, нехарактерные для цветовой палитры 1950-60 годов прошлого века. Также у них менее детально проработаны некоторые особо сложные места: лица, пальцы, волосы,
предметы в руках и прочее.
Далее переходим к донышку статуэтки, по которому можно
разглядеть структуру и цвет фарфоровой массы. Наличие в ней включений в виде ярко выраженных черных точек, как правило, говорит о повторном обжиге фигуры при реставрации или новой росписи по старому белью. Только на донышке вы сможете увидеть клеймо завода-изготовителя и, если есть, различные метки (сортность изделия, год производства, цена того времени). Образцы клейм заводов и их вид в
зависимости от временного периода можно посмотреть в специальных справочниках или в интернете. Большинство подделок имеют ошибки в клеймении, поэтому необходимо заранее изучить вопрос о характерных особенностях клейма конкретного завода. Если вы начинающий коллекционер, мы бы рекомендовали к приобретению книги
и каталоги о заводах, выпускаемых ими статуэтках, вариантах росписи статуэток, клеймах и прочей полезной информацией. Разумеется, это лишь некоторые рекомендации.
Как отличить оригинальную фарфоровую статуэтку от обычной
Рынок фарфоровых статуэток в настоящее время довольно активен. Многих восхищают истинные произведения искусства. Фарфоровые статуэтки можно отнести к таковым смело. Они грациозные, изящные и очень красивые. Приобрести таковые можно в интернет-магазине по ссылке https://starivina.ru/catalog/фарфоровые-статуэтки (ООО «Старивина»; ИНН: 7733848757; ОГРН: 1137746608416; адрес: 125362, г. Москва, ул. Свободы, д.29).
Стоит ли говорить, что на рынке очень много подделок. Ранее можно было отличить подлог при первичном осмотре. В настоящее время сложно выявить копию, если таковую создал настоящий профессионал. Может присутствовать практически точное совпадение. Однако при желании отличить имитацию, хоть и качественную, всё же можно. Для этого необходимо обладать некоторыми познаниями.
Прежде всего, стоит отыскать оригинальную фарфоровую статуэтку, выполненную виртуозами. Она должна выступить в качестве эталонного образца. Отталкиваясь от увиденного, будет проще выявить подделку. Иногда для этого достаточно лишь взглянуть на качество росписи.
Сначала нужен внешний осмотр предмета интереса. Если роспись местами упрощена или отличается небрежностью, скорее всего, в руках находится аналог. Временной период создания статуэтки имеет колоссальное значение. Нужно знать, в какое время выпускались оригинальные фигуры, которым было присуще представленное исполнение в разрезе исполнителей. Если дата изготовления изучаемого изделия не вписывается в его контекст, то это подделка. Именно поэтому бывает так сложно выявить подлог без помощи опытного эксперта.
Обратите внимание на фарфоровую массу, а именно её особенности. Если в ней присутствуют инородные включения и неровности, то от покупки стоит отказаться. Цвет и толщина глазури должны быть равномерными. Фаянс с годами «обрастает» паутинкой трещин. Обратите внимание на эту особенность. С качественным фарфором этого не произойдёт.
Присмотреться также необходимо и к размеру статуэтки. Если форма была скопирована, то естественно предположить, что подделка будет несколько меньше. Донышко фигурки нужно осмотреть обязательно. На нём должно стоять клеймо производителя. Подделать его не так просто. Также нужно присмотреться к наличию глазури на донышке, его форме и толщине. Удачного шоппинга!
Какие статуэтки продают по цене квартиры, или Сколько стоит советский фарфор на зарубежных аукционах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Пробуждающийся Восток» (стоимость около 1,5 млн рублей)
«Освобожденная женщина востока» читает газету, вероятно, чтобы повысить уровень своей политической грамотности – эту фигурку, которая еще называется «Турчанка», создали в 1920-м году к первому съезду народов Востока, проходившему в городе Баку. Автор статуэтки – уникальная женщина, художник и писатель Елена Яковлевна Данько, которая всего пять лет работала на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе художницей по росписи фарфора, однако успела за это время создать немало прекрасных работ.
Фарфоровая красавица в весьма смелом наряде была очень популярна в СССР. За несколько десятилетий она была выпущена в разных цветовых вариантах. Однако существует одна партия, от которой сегодня осталось очень мало экземпляров. Дело в том, что на газете, которую читает эта редкая Турчанка, был изображен портрет товарища Зиновьева. После 1936 года, когда знаменитый революционер был объявлен «врагом народа» и расстрелян, этот вариант «Турчанки» почти полностью уничтожили. Оставшиеся экземпляры стали редкостью, и на одном из аукционов последних лет такая фигурка была продана за 20 тысяч фунтов.
«Влюбленные» (стоимость около 2,5 млн рублей)
Статуэтка, по теме и стилю очень далекая от соцреализма, была выпущена в первые годы советской власти на Государственном фарфоровом заводе по авторским эскизам известного художника Константина Сомова. Константин Андреевич меньше года работал на заводе, расписывая ограниченные тиражи фарфоровых статуэток. После его ухода выпускали повторы, и эта фигурка относится к ним. Однако, почти сто лет спустя, в 2011 году «Влюбленные» были проданы в Лондоне на аукционе Sotheby’s за 30 тысяч фунтов.
Фарфоровые шахматы «Красные и белые» (стоимость около 3 миллионов рублей)
«Девушка с яблоками» (стоимость около 6,5 миллионов рублей)
Такую же точно фигурку девушки, несущую корзинку с яблоками, можно увидеть в коллекции фарфора Эрмитажа. Возможно, по этой причине стоимость ее на аукционе в Нью-Йорке поднялась до 10 тысяч долларов. 18-сантиметровая фигурка считается очень редкой. Изготовлена она была на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1927 году.
Фарфоровая пара «Кузнец и жнец» (стоимость около 12 миллионов рублей)
Эта пара фигурок – еще один прекрасный пример агитационного фарфора. Статуэтки, изображающие двух малышей, смело берущихся за тяжелую работу, подписаны Екатериной Якимовской. Эта художница работала на ЛФЗ до 1924 года, и ее работ сохранилось немного. Возможно поэтому цена фигурок на аукционе превысила заявленную стоимость в десять раз. «Кузнец и жнец» были проданы за рекордные 188 500 долларов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: