как узнать номер компрессора кондиционера
Компрессор кондиционера
Компрессор автомобильного кондиционера
Езда на автомобиле в условиях микроклимата, созданного с помощью кондиционера или климат-контроля, безусловно, будет приятной, особенно в жаркий, летний сезон.
Основной деталью кондиционера является компрессор. Он сжимает газ–хладагент и обеспечивает его циркуляцию в системе автомобиля. Компрессоров существует достаточно много вариантов, но в основном применяются конструкции роторно-лопастных и поршневых типов.
Ведущую роль роторно-лопастной конструкции выполняет вал с размещенными на нем специальными лопатками. Вал роторного типа размещен в герметичном корпусе. Вращение роторного вала за счет лопастей создает камеры с постоянно изменяющимся объемом и, хладагент через впускное отверстие заполняет очередную ячейку. При вращении ротора объем камеры уменьшается. Отверстие, обеспечивающие впуск хладагента, расположено в той части ротора, где лопатки имеют наименьший размер, соответственно давление хладагента в ней будет наибольшим.
Ротор компрессора кондиционера вращается приводным ремнем, через шкив, расположенный на коленчатом валу, при помощи установленного на нем привода, снабженного муфтой с электромагнитом-соленоидом. Управление электромагнитом позволяет разъединять компрессор от его приводного шкива, когда в кондиционере нет необходимости. В большинстве конструкций муфта является электромагнитом, установленным в шкив вращающийся вместе с ним. Последние типы компрессоров изготавливают со стационарно закрепленной муфтой. В конструкциях таких типов, соленоид расположен позади ведущего шкива, а прижимающий диск впереди шкива. При включении системы кондиционирования на электромагнит-соленоид, подается электрический ток, и создавшееся электромагнитное поле прижимает диск к шкиву. Таким образом, обеспечивается вращение ротора компрессора.
Компрессор кондиционера, где движение хладагента производится при помощи поршневого механизма, имеет следующие схемы расположения: рядная, соосная, оппозитная и V-образная схемы. Большинство типов современных компрессоров имеют несколько поршней, приводимых в действие шайбой качения, закрепленной на валу. Вращаясь, шайба обеспечивает перемещение поршней по оси. Заставляя их обеспечивать сжатие и циркуляцию хладагента.
Расшифровка номера компрессора кондиционера
Технические советы Lizarte. Как определить тип компрессора кондиционера
1. ЭЛЕМЕНТЫ КОМПРЕССОРОВ
Компрессоры автомобильного кондиционера отличаются между собой, главным образом, следующими элементами: соединениями с контуром, датчиками и клапанами заправки, электромагнитной муфтой, системой крепления, маркой и моделью.
2. КАК ПРОВОДИТЬ ОСМОТР КОМПРЕССОРА
Для начала, очень важно знать, как необходимо осматривать компрессор для определения его типа.
Следует различать переднюю и заднюю часть компрессора кондиционера. Передней частью считается та, где расположен шкив сцепления. Как правило, выходы расположены в верхней части компрессора, где также расположена пробка масла (в том случае, если она есть).
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КРЕПЛЕНИЯ
Компрессоры кондиционеров также классифицируются по типу и количеству предусмотренных креплений.
— Количество крепления: может варьироваться от 2 до 8.
— Типы крепления:
— Зажимы ORE.
— нарезные (CR)
— ненарезные (SR) (рисунок 1)
— с ушками (рисунок 2)
— Со сквозным отверстием или прямое крепление AD. Пример (рисунок 3)
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ С ХОЛОДИЛЬНЫМ КОНТУРОМ
Компрессоры кондиционеров имеют два патрубка для соединения: втягивания или всасывания охлаждающего газа, которое всегда обозначено буквами S или SUC (от английского suction) и нагнетания, которое всегда обозначено буквами D или DIS (от английского discharge). Патрубок для всасывания всегда имеет такое же или большее сечение, чем нагнетания.
В зависимости от их расположения патрубков или их соединения с холодильным контуром, можно выделить два типа:
Тип A) В зависимости от расположения:
— Если патрубки расположены рядом, они могут находиться в верхней части, горизонтально или вертикально.
— В верхней части (рисунок 1)
— Горизонтально H-
— Продольно: (рисунок 2)
— Накрест: Подтипы:
— поперек: (рисунок 3)
— по наклонной: (рисунок 4)
— Вертикально V- (рисунок 5)
— Также патрубки могут быть расположены в разных местах (рисунки 6 и 7)
Тип B) В зависимости от соединения с охладительным контуром:
— С нарезным соединением и уплотнительным кольцом:
— Патрубки всасывания и нагнетания с нарезным соединением 1’’, также называются соединения Rotalock –R
(рисунок 1)
— Патрубки всасывания с нарезным соединением 7/8’’ и патрубки нагнетания с нарезным соединением ¾’’, также называются соединение с уплотнительным кольцом O’ring –OR (рисунок 2)
— Патрубки с нарезными соединениями других размеров.
— С конусными патрубками:
— Конусные патрубки всасывания и нагнетания также называются Конусные соединения –C (рисунок 3)
— Патрубки, соединенные фланцем –B. Имеют уплотнительные кольца для герметичности разного типа:
— Патрубки, соединенные фланцем с плоским уплотнением TP (рисунок 4)
— Патрубки, соединенные фланцем с круглым уплотнением TR (рисунок 5)
Такие модели компрессоров, как SANDEN и ZEXEL, имеют штамп сзади с серией букв и/или цифр, которые идентифицируют компрессор, и указывают нам на тип соединения с контуром (а также другие характеристики). Эти цифры и/или буквы являются обязательными для корректного определения типа компрессора.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ ДАТЧИКОВ И КЛАПАНОВ ЗАПРАВКИ
Компрессоры кондиционеров могут иметь следующие элементы:
— Клапаны заправки и спуска C/C: Эти клапаны служат для доступа к устройству охлаждения, а также для проверки и дозаправок (рисунок 1).
— Датчики давления C/SP: (рисунок 2)
— Клапан снижения давления C/VE (рисунок 2)
— Датчики температуры C/ST: (рисунок 3)
— Датчики вращения C/SR характерны для Mercedes и Audi (рисунок 4)
7. КАК ИЗМЕРИТЬ ЗАДНИЙ (ST) И ПЕРЕДНИЙ (SD) ЗАЗОР
— Шкив с задним зазором (ST):
Мы говорим о наличии зазора в том случае, когда ширина шкива превышает ширину желобов. В случае заднего зазора учитывается расстояние от последнего желоба до корпуса компрессора, ширину которого необходимо измерить калибром в миллиметрах (только материал шкива). Этот зазор очень важен, потому что от него зависит выравнивание шкива.
Данный компрессор является хорошим примером:
Если мы снимем шкив, измерения производятся следующим образом:
— Шкив с передним зазором (SD)
В случае наличия переднего зазора, учитывается расстояние от первого желоба до диска муфты, которое измеряется в миллиметрах (только материал шкива). Передний зазор не так важен, как задний, поскольку он может быть разным, а также он не отражается на установке компрессора в автомобиле.
Увеличиваем изображение, чтобы детально рассмотреть передний зазор:
Как расшифровать маркировку кондиционера
Для идентификации любого товара существуют различные системы кодирования, которые позволяют представить в сжатом виде информацию о конкретном изделии – полное наименование, назначение, основные технические характеристики и т.д.
Примерами такого кодирования являются «артикул» или «штрих-код». Для расшифровки этого кода требуются справочники, электронные базы данных или специальные знания. Тем же целям служит маркировка кондиционеров, когда производители посредством буквенно-цифрового набора к каждой модели дают ее краткую характеристику.
Содержание маркировки кондиционеров
У производителей климатической техники нет единого подхода к маркировке кондиционеров. Каждый из них дает собственное обозначение той или иной характеристики агрегата, поэтому невозможно заранее определить, что означает набор букв и цифр, если не знать производителя техники и его системы обозначений. Но примерный объем информации назвать можно – производители в маркировку своих изделий закладывают:
Информацию о том, что содержит маркировка кондиционера можно найти в интернете вместе с примерами расшифровки. Вам остается по представленному образцу проанализировать маркировку, выбранной сплит-системы и получить необходимую информацию.
Примеры маркировки кондиционеров и их расшифровка
Кондиционер «Panasonic» CS/CU-VE9NKE:
Кондиционер «Mitsubishi» FDKN208CEN:
Приведенных примеров достаточно для того, чтобы получить представление, насколько по-разному подходят производители климатической техники к маркировке кондиционеров. Если вы не сможете расшифровать ее – не стоит огорчаться, ведь качество техники этим не определяется.
Самый простой способ разобраться в маркировке
Давайте еще разберем несколько примеров, из которых у Вас сложится практически полное понимание. Возьмем, например, марку Lessar, модель Cool+ LS/LU-H07KIA2. В этой маркировке буквы не важны, нужно смотреть только на цифры. 07 – значит, что этот кондиционер рассчитан на площадь до 20 кв.м. Вместо 07 могут быть цифры 09, 12, 18, 24 и т.д. Далее – это уже полупромышленные системы, которые в квартирах не устанавливаются. Итак, пройдемся по цифрам.
Иногда производитель вместо цифр сразу указывает обслуживаемую площадь в маркировке. Например, модель Daikin FTXN35L / RXN35L. Здесь цифра 35 говорит о том, что кондиционер обслуживает помещение площадью до 35 м2. Вместо 35 может быть написано 25, 50 и т.д. Принцип понятен.
Могут иногда встречаться и нестандартные обозначения в маркировке. Например, в кондиционерах марки Toshiba. Вместо 09 они пишут 10, вместо 12 пишут 13. Но это скорее исключение.
Конечно, одного показателя площади недостаточно для правильного подбора кондиционера. Существуют специальные калькуляторы расчета необходимой мощности, которые учитывают площадь окна, высоту потолка, количество людей в помещении, наличие бытовой техники, солнечная сторона или нет и какую гарантированную температуру в помещении Вы хотите. Поэтому может так получиться, что площадь у Вас 25 м2, а кондиционер необходим на 35м2.
Расшифровка номера компрессора кондиционера
Правильный подбор холодильного компрессора при замене вышедшего из строя — основной критерий профессионализма мастера по ремонту холодильников. В 99% случаях на компрессоре указан тип используемого хладагента и всегда буквенно-цифровой код. В зависимости от производителя это могут быть одна, две, три или четыре цифры, в которых зашифрованы основные параметры компрессора плюс буквенный код, указывающий на серию компрессора и тип используемого хладагента.
Сначала вспомним про 2 системы подсчетов холодопроизводительности: ASHRAE и CECOMAF
Так для одного и того же компрессора в паспорте могут быть указаны сразу 2 таблицы мощности
Для бытовых холодильников необходимо использовать систему ASHRAE — использование компрессора без обдувочного вентилятора на конденсаторе.
Начнем с холодильных компрессоров Атлант. Завод производит несколько серий компрессоров, как собственного производства, так и по лицензии зарубежных производителей. Основные серии — это СК, СКО и СКН — соответственно для хладагентов R-12, R-134a и R-600a.
Лицензионная серия Атлант — это компрессоры под Danfoss (Secop) или компрессоры серии CT
Расшифровка буквенно-цифрового кода компрессоров Атлант приведена ниже.
Холодопроизводительность компрессора напрямую зависит от используемого температурного режима (температуры кипения) и наличия пускового конденсатора — при его наличии холодильная мощность немного увеличивается, а потребляемая электрическая мощность падает.
Для серии CT таблица холодопроизводительности выглядит аналогично
Принятая маркировка компрессоров Атлант хоть и близка к зарубежным аналогам, но она в корне отличается от других производителей холодильных компрессоров, особенно для серии СК, СКО и СКН.
Так для бытовых холодильных компрессоров Embraco принята почти такая же маркировка, но в ней заложена холодопроизводительность в британских тепловых единицах в час (BTU/h), которую можно перевести в стандартную мощность в Ваттах (W) по ASHRAE с помощью коэффициента 2,5.
Коэффициент перевода у разных производителей холодильных компрессоров разный и зависит от энергоэффективности компрессора
У китайских компрессоров, например Jiaxipera, в буквенно-цифровом коде зашифрована холодопризводительность в килокалориях в час и для перевода можно воспользоваться конвертером холодильной мощности — использовать коэффициент перевода в стандартную холодильную мощность в Ваттах (W) — 1,1645.
Хоть и китайские производители выбрали буквенно-цифровой код принятый в Европе, европейские производители используют немножко измененную шифровку.
Так Danfoss (Secop) указывает в маркировке только рабочий объем цилиндров в кубических см. и тип хладагента
Aspera также указывает холодопроизводительность в килокалориях в час, которую можно перевести в системе CECOMAF или ASHRAE в стандартную холодильную мощность в Ваттах (W) с помощью примерных коэффициентов 0,85 и 1,1645 соответственно.
Конвертер перевода буквенно-цифрового кода прекрасно работает и для коммерческого холодильного оборудования.
Компрессоры кондиционера — какими они бывают
Компрессор — сердце системы кондиционирования. Именно он сжимает хладагент и прокачивает его по системе. В современных системах кондиционирования автомобилей применяются различные типы компрессоров. Различия в конструкции позволяют получить целую гамму этих агрегатов, различающихся мощностью, производительностью, шумностью и т. д. Компания DENSO производит компрессоры практически всех типов, чтобы каждая конкретная модель авто получила запчасть, идеально подходящую по своим параметрам. Какие же типы компрессоров выпускает DENSO?
Начнем с одного из самых массовых типов: компрессоры с наклонным диском (swash plate). Принцип его работы понятен из этой анимации. Барабан компрессора, содержащий несколько поршней (от 5 до 7), приводится во вращение двигателем автомобиля. Скользя относительно неподвижного наклонного диска, поршни прокачивают хладагент. Объем прокачиваемого хладагента может меняться благодаря изменяемому углу наклона диска. Компрессорами DENSO этого типа (SE, SB, SL) комплектуются многие объемные автомобили, для которых важна высокая производительность системы кондиционирования.
Вариацией этого механизма являются компрессоры с качающимся диском (wobble plate): DENSO CA. В этой конструкции, наоборот, наклонный диск подвижен, а поршни и барабан не вращаются (посмотреть гифку). Система распределения в этих компрессорах чуть сложнее, и с годами они сдают свои позиции.
Совершенно другой тип компрессоров — спиральные. Их механизм состоит из двух спиралей, подвижной и неподвижной. Вот так это выглядит в работе. Компрессоры этого типа, DENSO SC, известны своим предельно низким уровнем шума. Также спиральные компрессоры отбирают очень мало мощности у двигателя и поэтому устанавливаются для систем кондиционирования автомобилей с небольшими легкими моторами. Спиральным механизмом из-за его низкого энергопотребления комплектуются и компрессоры DENSO ES с электроприводом. Плюс этих компрессоров заключается в возможности работы от батареи автомобиля, т. е. при выключенном ДВС, что важно для гибридных авто.
Последний тип компрессоров DENSO — роторно-пластинчатые (rotary vane) компрессоры, тип TV. Такие компрессоры предназначены для систем небольшой мощности. Принцип действия знаком многим автомобилистам по подкачивающим насосам — это эксцентрик в камере переменного объема, снабженный подвижными лопатками (посмотреть гифку). Простота конструкции этого компрессора служит залогом его надежности и легкости в обслуживании. Роторно-пластинчатые компрессоры характеризует высокая ремонтопригодность.
Компания DENSO производит столь широкий ассортимент компрессоров кондиционера для того, чтобы удовлетворить максимально разным запросам автопроизводителей. Каждый тип насоса имеет уникальный баланс производительности и потребляемой энергии. Легкому двигателю и маленькому салону должен соответствовать такой же компрессор с низким энергопотреблением, и наоборот. Выпуская широкую линейку разнообразных агрегатов, DENSO гарантирует стабильные рабочие характеристики при непревзойденной японской надежности.
Технические советы Lizarte. Как определить тип компрессора кондиционера
1. ЭЛЕМЕНТЫ КОМПРЕССОРОВ
Компрессоры автомобильного кондиционера отличаются между собой, главным образом, следующими элементами: соединениями с контуром, датчиками и клапанами заправки, электромагнитной муфтой, системой крепления, маркой и моделью.
2. КАК ПРОВОДИТЬ ОСМОТР КОМПРЕССОРА
Для начала, очень важно знать, как необходимо осматривать компрессор для определения его типа.
Следует различать переднюю и заднюю часть компрессора кондиционера. Передней частью считается та, где расположен шкив сцепления. Как правило, выходы расположены в верхней части компрессора, где также расположена пробка масла (в том случае, если она есть).
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КРЕПЛЕНИЯ
Компрессоры кондиционеров также классифицируются по типу и количеству предусмотренных креплений.
— Количество крепления: может варьироваться от 2 до 8.
— Типы крепления:
— Зажимы ORE.
— нарезные (CR)
— ненарезные (SR) (рисунок 1)
— с ушками (рисунок 2)
— Со сквозным отверстием или прямое крепление AD. Пример (рисунок 3)
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ С ХОЛОДИЛЬНЫМ КОНТУРОМ
Компрессоры кондиционеров имеют два патрубка для соединения: втягивания или всасывания охлаждающего газа, которое всегда обозначено буквами S или SUC (от английского suction) и нагнетания, которое всегда обозначено буквами D или DIS (от английского discharge). Патрубок для всасывания всегда имеет такое же или большее сечение, чем нагнетания.
В зависимости от их расположения патрубков или их соединения с холодильным контуром, можно выделить два типа:
Тип A) В зависимости от расположения:
— Если патрубки расположены рядом, они могут находиться в верхней части, горизонтально или вертикально.
— В верхней части (рисунок 1)
— Горизонтально H-
— Продольно: (рисунок 2)
— Накрест: Подтипы:
— поперек: (рисунок 3)
— по наклонной: (рисунок 4)
— Вертикально V- (рисунок 5)
— Также патрубки могут быть расположены в разных местах (рисунки 6 и 7)
Тип B) В зависимости от соединения с охладительным контуром:
— С нарезным соединением и уплотнительным кольцом:
— Патрубки всасывания и нагнетания с нарезным соединением 1’’, также называются соединения Rotalock –R
(рисунок 1)
— Патрубки всасывания с нарезным соединением 7/8’’ и патрубки нагнетания с нарезным соединением ¾’’, также называются соединение с уплотнительным кольцом O’ring –OR (рисунок 2)
— Патрубки с нарезными соединениями других размеров.
— С конусными патрубками:
— Конусные патрубки всасывания и нагнетания также называются Конусные соединения –C (рисунок 3)
— Патрубки, соединенные фланцем –B. Имеют уплотнительные кольца для герметичности разного типа:
— Патрубки, соединенные фланцем с плоским уплотнением TP (рисунок 4)
— Патрубки, соединенные фланцем с круглым уплотнением TR (рисунок 5)
Такие модели компрессоров, как SANDEN и ZEXEL, имеют штамп сзади с серией букв и/или цифр, которые идентифицируют компрессор, и указывают нам на тип соединения с контуром (а также другие характеристики). Эти цифры и/или буквы являются обязательными для корректного определения типа компрессора.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ ДАТЧИКОВ И КЛАПАНОВ ЗАПРАВКИ
Компрессоры кондиционеров могут иметь следующие элементы:
— Клапаны заправки и спуска C/C: Эти клапаны служат для доступа к устройству охлаждения, а также для проверки и дозаправок (рисунок 1).
— Датчики давления C/SP: (рисунок 2)
— Клапан снижения давления C/VE (рисунок 2)
— Датчики температуры C/ST: (рисунок 3)
— Датчики вращения C/SR характерны для Mercedes и Audi (рисунок 4)
7. КАК ИЗМЕРИТЬ ЗАДНИЙ (ST) И ПЕРЕДНИЙ (SD) ЗАЗОР
— Шкив с задним зазором (ST):
Мы говорим о наличии зазора в том случае, когда ширина шкива превышает ширину желобов. В случае заднего зазора учитывается расстояние от последнего желоба до корпуса компрессора, ширину которого необходимо измерить калибром в миллиметрах (только материал шкива). Этот зазор очень важен, потому что от него зависит выравнивание шкива.
Данный компрессор является хорошим примером:
Если мы снимем шкив, измерения производятся следующим образом:
— Шкив с передним зазором (SD)
В случае наличия переднего зазора, учитывается расстояние от первого желоба до диска муфты, которое измеряется в миллиметрах (только материал шкива). Передний зазор не так важен, как задний, поскольку он может быть разным, а также он не отражается на установке компрессора в автомобиле.
Увеличиваем изображение, чтобы детально рассмотреть передний зазор: